Поделиться
Через укрощение Лены в будущее Якутии
Поделиться

Проект строительства Ленского моста после многолетних обсуждений переходит в практическую стадию

Строительство крупнейшего мостового перехода в Якутии подразумевает решение нескольких стратегических задач. Это повышение доступности пассажирских перевозок, создание крупного транспортного узла, за счет которого значительно снизятся издержки, связанные с логистикой товаров и сырья, оживление республиканской экономики. В перспективе мост сможет сыграть ключевую роль в сообщении между такими масштабными транспортными коридорами, как Транссиб и Северный морской путь.

Проектное изображение Ленского моста. источник: пресс-служба группы «ВИС»

Сближая берега

Без преувеличения Лена – это река жизни. Развитие в республике автодорожной сети и железнодорожной инфраструктуры не умалило значение речных перевозок. За сравнительно небольшую навигацию по Лене и ее притокам жизненно важные грузы развозятся в самые отдаленные поселки Якутии.

Однако последние годы перевозчики сталкиваются с гидрологическими проблемами, низким уровнем воды. Не исключено, что ситуация имеет долгосрочную тенденцию, поэтому высказываются предложения о создании базового регионального порта в районе поселка Нижний Бестях, на правом берегу Лены, куда несколько лет назад пришла железная дорога.

В то же время без устойчивой связи с левобережьем, где расположена республиканская столица, такая схема выглядит неполноценной. В навигацию возможности паромной переправы ограничены, а в межсезонье сопряжены с рисками.

Перевозка автомобилей через Лену на пароме. автор/источник фото: Andrew Berezovsky/Shutterstock

«За крайние три года грузопоток увеличился в два раза. Паромы все переполнены, к сожалению, образуются очереди, возникают, естественно, конфликты, со всеми вытекающими вопросами безопасности. Новые паромы покупаются, но их опять становится недостаточно, постоянно возрастает нагрузка», – рассказал председатель правительства Якутии Кирилл Бычков, добавив, что после ввода мостового перехода закрывать или ограничивать работу паромных переправ не планируется. 

Строители уйдут под воду

В настоящее время на обоих берегах Лены ведется установка буронабивных свай для опор моста. Их длина которых доходит до 40 м, что эквивалентно 13-этажному дому, идет сварка армирующих каркасов. При этом на правобережье смонтированы технологическая площадка и бетонный завод, а также отсыпана технологическая дорога, которая станет основой для подхода к сооружению.

Самый активный период строительства – с июня по сентябрь. К настоящему моменту на стройплощадку из Тюмени привезены металлоконструкции для наплавных коффердамов. Их предварительно соберут на берегу, чтобы летом подготовить к спуску на воду.

Инфогафика: группа «ВИС»

Основное назначение коффердамов – создание сухих рабочих зон в русле Лены: такие временные конструкции представляет собой водонепроницаемый каркас, внутри которого можно вести работы под водой. Они позволят работать мостостроителям даже при сильном течении, ледоходе или сезонных колебаниях уровня воды, уточнили в группе «ВИС» (концессионер проекта).

Коффердамы нужны для возведения трех мощных пилонов (высота центрального достигнет 285 м, что почти сопоставимо с Эйфелевой башней, а боковых – 194,5 м), которые будут удерживать вантами пролетные строения над русловой частью. 

Место стройки изменить нельзя

При создании объекта приходится решать непростые задачи с учетом сейсмичности площадки строительства, вечной мерзлоты, образования льда и прочих климатических условий, характеризующихся широкой амплитудой температур. Зимой температура здесь может опускаться ниже 60 градусов, а летом жара доходит до плюс 35-ти.

Это нашло отражение в проектных решениях. В частности, длина основных русловых пролетов составит 840 м (к сведению, протяженность русловой части моста – 2,5 км, с подходами – 14 км).

«Паводковая ситуация обуславливает необходимость максимального расстояния между опорами моста. Такое расстояние [840 м] позволяет избежать затора льда и исключит риск затопления прилегающих территорий», – говорит Кирилл Бычков. Отсюда и выбор сделан в пользу вантового сооружения.

На левобережье мост возьмет начало в Табагинском створе примерно в 40 км выше по течению от Якутска. Сооружение соединит оба берега в районе сел Табага и Хаптагай, которое находится немного южнее Нижнего Бестяха. Еще в 1980-х, когда прорабатывались возможности создания объекта, это место было признано наилучшим вариантом.

Стройплощадка на берегу Лены. фото: группа «ВИС»

По словам Кирилла Бычкова, во всех остальных прилегающих к Якутску локациях Лена сильно меняет русло, образуются наносные острова, в связи с чем трудно наметить правильное размещение опор. В данном же месте наблюдается минимальное изменение русла и ожидается незначительный перепад высот при строительстве берегоукрепительных сооружений. К тому же в выбранной точке строительства есть скальный грунт, что обеспечивает устойчивое крепление элементов сооружения к берегам. И сама гидрология в этой локации позволяет конструктивно обеспечить безопасность как при прохождении ледоходов, так и наоборот, когда начинает замерзать река, пояснил глава регионального правительства. 

Инвестиции и отдача

Завершить проект планируется в 2028 году. Ленский мост станет одним из наиболее капиталоемких искусственных сооружений в стране. Общая стоимость строительства оценивается сегодня в 131,4 млрд руб. Из них 41,4 млрд руб. (30% затрат) планируется привлечь из внебюджетных источников, 26 млрд руб. поступят из регионального бюджета, 65 млрд руб. – из федерального. Правда, из последней суммы, согласно распоряжению правительства РФ, пока на 2025-2028 годы предусмотрено только 42,8 млрд руб.

Как сообщил Кирилл Бычков, республика совместно с другими органами власти работает над увеличением федерального финансирования до заявленного объема. Кроме того, регион решает вопрос с увеличением средств на этот год (предварительно, основные инвестиции предусмотрены на два последних года строительства). Пока на 2025 год определен лимит в 1,3 млрд руб. Вместе с тем Якутия предлагает поработать над структурой опережающего финансирования с возможностью увеличения этой суммы до 22,6 млрд руб. за счет перераспределения части объемов с 2026-2027 годов. Строительный комплекс, полагают республиканские власти, готов обеспечить техническую готовность объекта до 20% уже по итогам первого сезона.

Как известно, проект реализуется по концессионной схеме. Отдача инвестиций предусмотрена за счет взимания платы с грузовиков, тогда как проезд для легковых машин будет бесплатным.

Проектное изображение Ленского моста источник пресс-служба группы «ВИС»

В целом расчетная пропускная способность двухполосного моста составит до 5,3 тыс. автомобилей в сутки (скорость – 90-120 км/ч). Автомобильный переход через Лену свяжет три федеральные и пять региональных трасс, соединит железнодорожную магистраль, речной терминал и международный аэропорт, создавая предпосылки для формирования крупного мультимодального центра. 

Для города и региона

За счет мостового перехода в зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы многие центральные, восточные и западные районы Республики Саха. Транспортная доступность для населения повысится с 22% до 87% (в Якутске проживает почти треть населения региона).

Коренным образом изменится логистика. Сократятся сроки и торгово-снабженческие издержки на завоз грузов в республику, в том числе продовольствия, строительных материалов. Снижение затрат на северный завоз оценивается в 5 млрд руб. в год.

Как ожидается, Ленский мост послужит толчком для освоения новой ресурсной базы и расширения числа производств. Ежегодный прирост ВРП республики составит 2,5-3% (в среднем в год за период реализации проекта – 50 млрд руб.)

Первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов считает, что мостовой переход повлияет на развитие агломерации Якутска. «Традиционно все города строятся вокруг вокзалов. А здесь получается город на левом берегу, а [железнодорожный] вокзал – на правом. Когда будет прямая связь, Якутск получит огромный агломерационный эффект от того, что будет расширяться застройка правого берега. В части перемещения проблемы не будет, большой город будет разрастаться», – говорит он. 

Дальнейшие планы

Между тем значение мостового перехода выходит за рамки отдельно взятого региона. С вводом в эксплуатацию моста через Лену возможно формирование еще одного транспортного пояса, причем международного статуса.

В настоящее время «Железные дороги Якутии» с целью диверсификации экспортных маршрутов работают над возобновлением перевозок через Амур между селом Джалинда в Амурской области и китайским Мохэ. На начальном этапе они будут осуществляться через смешанный пункт пропуска, затем предлагается строить железнодорожный мост.

Тематическое фото. автор/источник: alvov/shutterstock

«Реализация этого проекта позволит направлять грузы республики на экспорт в КНР без нагрузки на Восточный полигон, в перспективе даст мощный импульс для открытия новых месторождений и укрепления экономики страны. В целом эта работа проводится в целях повышения экспортного потенциала, создания нового международного транспортного коридора», – отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев.

Если же говорить о северном направлении, то здесь ожидания связаны с созданием глубоководного морского порта Найба, в районе Тикси. Его преимуществом является 14-метровая глубина акватории, что позволит принимать крупнотоннажные суда, курсирующие по Севморпути.

Новый порт обеспечит северный завоз грузов в янскую группу районов Якутии, потребности недропользователей для реализации проектов Кючусского кластера. Вместе с тем открываются перспективы для целого транзитного маршрута: Мохэ – Джалинда – Сковородино – Тында – Нерюнгри – Якутск – Северный морской путь – порты российского Севера и Европы.

текст: Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов