Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дорога на Чертов мост

На Сахалине для перевозок туристов хотят возродить заброшенную узкоколейку

На Сахалине инвестор планирует возобновить движение поездов по старой линии Южно-Сахалинск – Холмск, построенной в начале 20 века и закрытой в конце того же столетия. Это направление обещает стать одним из популярных туристических маршрутов в регионе, однако нужны серьезные вложении для восстановления инфраструктуры. На первоначальном этапе предлагается возобновить движение по участку, где еще сохранился железнодорожный путь.

Дорога на Чертов мост
Фото: Павел Усов

Японское наследие

Железную дорогу между Южно-Сахалинском и Холмском строили в 1920-х. Практически сразу после того, как по итогам русско-японской войны 1904-1905 годов юг Сахалина отошел Японии, новые власти начали активно создавать сеть железнодорожных сообщений. Сначала открылось движение по восточному и западному побережьям, после чего встал вопрос о соединении этих линий. Экономика требовала связать железной дорогой незамерзающий порт Маока (ныне Холмск) с административным центром Тоехара (Южно-Сахалинск).

Прокладка дороги шла непросто. Строителям предстояло преодолеть три горных хребта и множество речек. На 83-километровой трассе возвели 15 тоннелей и 35 мостов. Движение поездов здесь началось в 1928 году, вдоль дороги стали быстро расти населенные пункты: Футомато (Чапланово), Осака (Пятиречье), Симидзу (Чистоводное), Накано (Ожидаево).

С точки зрения эксплуатации это был один самых сложных участков на всей островной магистрали.

«Для машинистов участок Холмск – Южно-Сахалинск служил серьезной школой. Много кривых участков пути, крутые уклоны. Особенно сложно приходилось зимой. Под тормозные колодки набивается снег, раз притормозил, два – снег превратился в лед. Делаешь снова выпуск тормозов, должен тормозить, а тебя несет. Представьте, как нужно прижимать колодки, чтобы лед растаял, и они начали тормозить, как положено. На перевальном участке так случалось неоднократно», – рассказал ветеран Сахалинской магистрали, бывший начальник паровозного депо Взморье Юрий Проселков.


Линия Холмск – Южно-Сахалинск долго служила для грузовых и пассажирских перевозок. Она стала утрачивать свое значение постепенно – после открытия паромной переправы с материком в 1970-х. Когда на Сахалин прибывал паром, груз перемещали из материкового в местный вагон, что было затратно. Тогда, установив специальное домкратное оборудование, в Холмске стали переставлять вагонам тележки, рассчитанные на узкую сахалинскую колею. Однако везти материковый подвижной состав через негабаритные японские тоннели оказалось непросто.

«Чтобы увеличить габариты по тоннелям, в них, насколько смогли, опустили путь, где-то на 300 мм, но этого было все-таки недостаточно», – объясняет Юрий Проселков.

Со временем все грузовые составы из Холмска пошли в обход – несколько севернее, через участок Ильинск – Арсентьевка, которым соединили оба побережья Сахалина в 1971 году. К концу 1980-х по линии Южно-Сахалинск – Холмск ходили преимущественно пассажирские поезда. Доходы эта дорога не приносила, наоборот, большие средства ежегодно требовались на содержание сложного участка пути. Все это привело к тому, что в 1994-м движение там закрыли.  

 

Незабытое старое

Идеи реанимировать движение поездов по участку Южно-Сахалинск – Холмск возникали периодически, в первую очередь для путешествий туристов, поскольку подобный опыт уже был.

«Незадолго до закрытия линии там ходил туристический ретро-поезд: паровоз и несколько вагонов. Приезжали японцы, среди них были и те, кто когда-то обслуживал этот участок, – вспоминает ветеран-железнодорожник Николай Чекрыгин. – Особый интерес у туристов вызывал так называемый Чертов мост – уникальная развязка. Поезд сначала въезжал в нижний тоннель, делал полукруг и выбирался на склон сопки. Затем нырял в другой тоннель, проходил мост и шел на спуск, делая таким образом головокружительную петлю».



Сейчас за разработку туристического маршрута (проект получил название «Сахалин Экспресс») решило взяться ООО «Роза Хутор» – оператор одноименного горнолыжного курорта в Сочи. В компании пока не детализируют свои планы. В недавнем интервью «Интерфаксу» председатель совета директоров ООО «Роза Хутор» Сергей Бачин уточнил, что проект находится в стадии осмысления. По его мнению, «Сахалин Экспресс» имеет шансы стать брэндовым турпродуктом по аналогии с Glacier Express в Швейцарии или Skyway на Аляске.

«Это интересная историческая железная дорога с красивейшими видами. Она идет через туннели, перевалы и может стать хребтом развития туристической отрасли региона», – отмечает Сергей Бачин.

Чтобы организовать сквозной туристический маршрут, нужны большие инвестиции. Деньги необходимы на восстановление инфраструктуры: путь по большей части демонтирован, необходимо провести экспертизу состояния заброшенных мостов и тоннелей, а также решить, какой подвижной состав сможет выполнять перевозки на этом направлении, поскольку срок службы у последних сахалинских тепловозов серии ТГ-16, работающих на узкой колее шириной 1067 мм, завершается.

Компания «Роза Хутор» предлагает на первоначальном этапе восстановить движение от станции Холмск до поселка Чапланово, где расположен Чертов мост. На этом 24-километровом участке сохранился путь, к тому же на перегоне Холмск – Николайчук протяженностью шесть км действует пригородное сообщение.


Колея для туристов

Как отмечают в правительстве Сахалинской области, для острова сегодня открываются большие перспективы в свете пассажирских перевозок. В этом году выполнен большой объем переустройства железнодорожной инфраструктуры региона на общероссийские стандарты. С осени движение поездов по колее 1520 мм осуществляется на основном протяжении островной магистрали.

Сейчас на такой вид транспорта делают большую ставку, поскольку он может быть полезен для развития туризма в регионе. «Сахалин Экспресс» может стать еще одной достопримечательностью для гостей, особенно из Японии.


Въездной туризм в Сахалинской области показывает стабильную тенденцию роста. В 2018 году регион посетили 285 тыс. туристов – по сравнению с почти десятилетней давностью это больше в 1,6 раза. Правда, драйвером роста выступает внутренний туризм (по темпам увеличения внутреннего турпотока Сахалин среди всех регионов ДФО уступает только Камчатке), в то время как на острове недоиспользован потенциал для привлечения иностранных туристов. В случае реализации планов, вошедших в стратегию развития Сахалинской области до 2035 год, к 2024 году турпоток в регионе может увеличиться до 500 тыс. человек, а к 2035-му – до 1,5 млн.

Однако для развития туризма важен не только количественный рост, а еще и повышение снижение объема средств, которые путешественники оставляют на Сахалине. Если в 2015 году на одного туриста в регионе приходилось порядка 3500 рублей платных услуг, то в 2018-м этот же показатель составил 2 050 руб. Чтобы увеличивать эти цифры, необходимо предлагать гостям новые привлекательные турпродукты, в том числе такие, как поездка по старой железной дороге, служащей своеобразным памятником истории освоения островного региона.