Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дорога в космос начинается с земли

Павел Буяновский, заместитель начальника Дальспецстроя по строительству объектов специального назначения – начальник филиала «Космодром «Восточный».

Дорога в космос начинается с земли

Есть люди, без которых сегодня сложно представить динамичное строительство космодрома. Всего за четыре года, посреди амурской тайги появился сложнейший с технической точки зрения объект. Таких «спецов» строительной индустрии, как тяжелую артиллерию, бросают на самые ответственные стройки. В 2012 году, одним из первых в Амурскую область приехал Павел Яковлевич Буяновский. До этого были объекты специального назначения, газопроводы Сахалин — Хабаровск — Владивосток, и Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск, федеральная автомагистраль Чита – Хабаровск – Владивосток – Находка. Теперь опытному строителю предстояло вложить силы и знания в строительство объектов космической инфраструктуры. Говорят, что опытные строители имеют какое особое чутье, при выборе места строительства. Знания это или интуиция, но они никогда не подводят.

«На место строительства Восточного в первый раз я приехал задолго до того как был заложен первый камень. В 2006 году несколько раз был на территории существовавшего тогда космодрома «Свободный» в составе специальной рабочей группы. Мне довелось работать в комиссии, которая определяла место для строительства нового космодрома. Нам пришлось тщательно проанализировать все «за» и «против»,  прежде,  чем принять окончательное решение. Сейчас я могу сказать, что выбор о строительстве «Восточного» на месте дислокации ракетной дивизии, а затем космодрома «Свободный»  был абсолютно правильным. Объекты расположены в непосредственной близости от федеральной автомобильной дороги, а также транссибирской железнодорожной магистрали. К началу строительства здесь была уже создана определенная база. Отремонтировав полуразрушенные казармы, мы смогли разместить в них первый «десант» строителей особого назначения и принять необходимые строительные материалы».

Первыми на Восточный были передислоцированы дорожные филиалы Дальспецстроя. Все понимали, что задачу предстоит выполнить особой важности, проект не типовой, поэтому взялись за работу с особым воодушевлением.

«Когда мы начали готовить площадку под вертикальную планировку, вырубать лес, то у нас на руках не  было даже разрешения на строительство. Работали на свой страх и риск, но отсутствие документация сильно тормозило начальный этап, не говоря уже о проблемах, вызванных задержками финансирования».

Вспоминая ключевые моменты строительства, Павел Яковлевич не может сдержать эмоции. Сколько было пережито дней, когда казалось, что силы заканчиваются, а препятствия непреодолимы. Но, несмотря на все трудности в 2012 году началось строительство основных объектов наземной космической инфраструктуры: промышленной строительно-эксплуатационной базы,  стартового сооружения и монтажно-испытательных корпусов технического  комплекса.

Начали работы летом, а осенью 2012 уже была выполнена заливка плиты Блока А стартового сооружения (отметка -16м), после чего приступили к доработке котлована под Блок Б (до отметки -31,5м). Со стороны это может показаться делом несложным, но если углубиться в тонкости технологического процесса, тот откроется немало любопытных подробностей. Около 20 см грунта в котловане, размером с футбольное поле, были доработаны вручную, при помощи лопат, постольку очень важно соблюдать точность вплоть до сантиметра.

Следующий год также не был легким. Любой специалист скажет, как сложно строить, когда в голове не имеешь цельной картины о будущем сооружении.

«Как люди, по большей части с военной подготовкой, мы привыкли работать в режиме «боевой готовности». Мы работали без отпусков и выходных, находили выход из любой сложившейся ситуации и теперь мы видим результат работы – завершенные объекты космической инфраструктуры,  обеспеченные электроэнергией, теплом, водой, сложнейшими автоматизированными системами вентиляции и связи».

Если каждый мальчишка когда-то мечтал стать космонавтом, то космодром – это мечта каждого строителя. Проекты внеземного масштаба не доверили бы случайным людям. Имея большой опыт в строительстве, Павел Яковлевич всегда понимал, что потенциала  предприятия будет достаточно для выполнения поставленных задач.

Что бы ни говорили скептики, а строительно-монтажные работы выполнены на должном уровне. Специалисты доказали, что способны выполнять полный спектр высокотехнологичных, а порой, и уникальных работ. Дальневосточники умеют работать даже в условиях жесточайших холодов. Этот опыт  особенно актуален на объектах Восточного, поскольку климат района строительства очень суров. Зимой температура воздуха здесь опускается ниже -40 С. А толщина снежного покрова достигает 30 см. Кроме того, на всех этапах был жесткий контроль, как за качеством используемых материалов, так и за выполнением всех технологических операций. На космодроме с первых  дней работает строительная лаборатория, контролирующая качество всех строительных процессов, начиная от толщины лакокрасочного слоя, до прочности и морозостойкости каждого кубометра бетона. На каждый сварной шов выдается специальное заключение, свое рода «строительный паспорт». Порой одно изделие проходит несколько видов проверки, включая ультразвуковую, рентгеновскую и капиллярную диагностику.

«Проект этот не типовой, есть свои особенности и в конструкциях, и в используемых материалах. Например, на стартовом комплексе для того, чтобы сооружение выдержало запредельные нагрузки во время пуска ракеты-носителя, применялась сложная система армирования, использовалась арматура высокого класса, больших диаметров, а также седьмичные муфты конического типа. Если сравнивать с другими объектами, то, конечно, есть и технологические сложности, особенно в вопросах инженерного обеспечения, монтажа сложного вентиляционного оборудования, слаботочных сетей и систем пожаротушения, оснащения электрической начинкой».   

Павел Яковлевич с удивительной точностью рассказывает про каждый этап строительства. Даются такие знания нелегко. За все четыре года строительства он ни разу не оставлял объект больше чем на неделю. На вопрос об отдыхе отвечает с иронией: «Ну почему же, - улыбается Буяновский – покидал…даже брал отпуск на 6 суток! Ну а если сложить все дни моего отсутствия, то месяц наберется!».

Ну а как же праздники, дни рождения? Как же семья?

«Стройка - моя жизнь… праздники  и дни рождения отмечать особо некогда, ну а если и получается – то всегда в коллективе. Так вышло, что все и 50-летний и 55-летний юбилей я отмечал на объектах, с коллегами».

Заслуженный строитель уверен, что у него и его соратников сил хватит еще не на один космодром. На вопрос о строительстве стартового стола под «Ангару» отвечает, не задумываясь ни на минуту: «Что тут думать, конечно, смогли бы, интересно было бы поработать над этим проектом. Есть силы, опыт работы, техника самая передовая, а главное – есть горящие глаза инженеров и сплоченный коллектив».

За заслуги в области военного строительства награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, в 1997 году – орденом «За военные заслуги». За большой личный вклад в строительство газопровода Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск и развитие строительного комплекса на Дальнем Востоке награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.  

За заслуги в области военного строительства награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, в 1997 году – орденом «За военные заслуги». За большой личный вклад в строительство газопровода Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск и развитие строительного комплекса на Дальнем Востоке награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.


Вернуться к спецпроекту