Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дорога жизни

В дороги, ведущие на Колыму, вкладываются миллиарды рублей, а проблемам не видно конца

Дорога жизни

Финансирование федеральной трассы «Колыма» в 2014 году превысит 3 млрд руб., в том числе по Магаданской области составит 1 млрд 322 млн руб. – это втрое больше, чем в прошлом году.

Одна из крупнейших автомагистралей Дальнего Востока имеет протяженность порядка 2300 км. И практически на всем своем протяжении не соответствует нормативам. Тут все сразу: и опасные уклоны, и большие радиусы кривых, прижимы, ограничивающие видимость, недостаточная ширина дорожного полотна, разрушения, износ… По сути, последние 20 лет на эту дорогу никто особого внимания и не обращал. Долгое время финансирование также не было достаточным: за последние 8 лет (с 2005-го по 2013 годы) на строительство и реконструкцию магистрали было направлено 3,9 млрд руб. – примерно столько же, сколько в одном только этом году.

Вместе с тем не столь уж редки разговоры о непомерной дороговизне проекта по строительству и реконструкции федеральной трассы. По некоторым оценкам, он в общей сложности потребует не менее 150 млрд руб. , а на его реализацию уйдет около 30 лет. Однако даже скептики уверены, что эти вложения необходимы: на кону – не только включение восточных регионов в единую российскую транспортную сеть, но и перспективы их экономического развития.

«Наша задача – выработать общую концепцию по интеграции Крайнего Северо-Востока в транспортное пространство страны, повышение транзитного потенциала территории. Оптимизация строительства современной автодороги «Колыма» даст толчок социально-экономическому развитию Магаданской области и повысит качество жизни северян, - заявил на совещании по проблемам строительства федеральной трассы «Колыма» губернатор Магаданской области Владимир Печеный. — После реконструкции федеральной автодороги «Колыма» Магаданская область получит дополнительные возможности по доставке народно-хозяйственных грузов, развитию взаимовыгодных экономических связей с Республикой Саха. Кроме того, у Республики Саха появится возможность развивать сотрудничество с Магаданской областью в горной и энергетической сферах».

Последняя проблема, к слову, обсуждалась сразу на двух недавних совещаниях с участием глав Магаданской области и Якутии. Сейчас ряд ключевых для развития обоих регионов проектов – в частности, освоение крупнейших месторождений полезных ископаемых, среди которых одно из самых значимых – Яно-Колымская золоторудная провинция, - тормозится из-за неудовлетворительного состояния (а точнее – отсутствия) транспортной инфраструктуры. Итогом совещания стал проект по включению реконструкции автодороги «Колыма» в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года». Без этого автоматически становится невозможной работа и по другим перспективным проектам, в том числе уже попавшим в упомянутую госпрограмму.

«Надо смотреть на перспективу. Следующим шагом после мероприятий по энергообеспечению Яно-Колымской золоторудной провинции станет реализация масштабного проекта объединения изолированных энергосистем Дальнего Востока с ЕНЭС России, - сказал директор дирекции по строительству энергообъектов на территории Магаданской области ОАО «ДВЭУК» Дмитрий Черных. — Речь идет о создании энергомоста Якутия – Магаданская область. Кроме решения задачи надежного энергоснабжения перспективных месторождений полезных ископаемых, проект будет способствовать формированию Северо-Восточного горнопромышленного кластера. Кстати, этот проект уже учтен в действующей редакции программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года».

С освоением Яно-Колымской золоторудной провинции на востоке страны связывают серьезные надежды. При этом из 14 входящих в нее месторождений 9 находятся на территории Магаданской области, а 5 – по соседству, на северо-востоке Якутии. Золотые запасы Магаданской области оцениваются более чем в 5 тыс. т, и 40% из них приходятся на крупнейшие разведанные месторождения – Наталкинское и Павлик; их запуск в эксплуатацию намечен на этот год. Уже на начальном этапе Наталкинский горно-обогатительный комбинат будет, согласно планам, перерабатывать не менее 10 млн т руды в год и производить до 18 т золота. Мощность месторождения Павлик оценивается примерно в 11 т золота ежегодно. На остальных золотоносных месторождениях Магаданской области сейчас ведутся поисковые работы. В то же время на близлежащей территории, только с якутской стороны, сосредоточено более 60% всей сырьевой базы золота Республики Саха. Связанные с этим «якутские» проекты – по развитию Томпонского горнопромышленного района на базе Нежданинского золоторудного и Верхне-Менкеченского полиметаллического месторождений — оцениваются в 50 млрд руб. – эта сумма финансирования проектов до 2018 года.

Однако развитие Яно-Колымской золоторудной провинции сдерживается отсутствием транспортной инфраструктуры – а если конкретно, проблемами с реконструкцией дороги «Колыма». До недавнего времени оставались вопросы с организацией электросетевого хозяйства, обеспечивающего освоение месторождений, но сейчас связанные с этим задачи решаются.

«Практически завершено строительство высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Нерюнгринская ГРЭС – Нижний Куранах – Томмот – Майя. Следующая задача — строительство линии Майя – Хандыга – Развилка – Нежданинское – Усть-Нера – Колымская ГЭС, — рассказал директор дирекции по строительству энергообъектов на территории Магаданской области ОАО «ДВЭУК» Дмитрий Черных. — А дальнейшим шагом совместной работы регионов по энергообеспечению Яно-Колымской золоторудной провинции станет реализация масштабного проекта объединения изолированных энергосистем Дальнего Востока с ЕНЭС России. Речь идет о создании энергомоста Якутия – Магаданская область путем строительства ВЛ 220/110 кВ Майя – Хандыга – Теплый Ключ – Развилка – Нера Новая (1484 км) и угольной ТЭЦ «Джебарики-Хая» (120 МВт; 200 Гкал/ч)».

Безусловно, если все эти проекты будут реализованы, любые вложения в реконструкцию трассы «Колыма» окупятся с лихвой. Другое дело, что реализация этих планов уже требует существования современной автомагистрали. А ее нет.

Словом, замкнутый круг. Без создания энергомоста Якутия – Магадан невозможна разработка перспективных месторождений. Энергомост подразумевает интегрирование энергосистем регионов в единую российскую сеть. Но начинается-то все опять же с транспортной инфраструктуры – и без «Колымы» снова никак: ведь это для Якутии и Магаданской области настоящая «дорога жизни» - все грузопотоки идут через нее.

К настоящему времени уже разработаны параметры проекта по строительству и реконструкции федеральной автодороги «Колыма» до 2022 года. Однако речь в программе идет не столько о приведении дороги в соответствие с современными стандартами, сколько, попросту говоря, о латании дыр. Хроническая запущенность трассы дает о себе знать – огромные средства, силы, время пойдут на то, чтобы устранить совсем уж катастрофические дефекты.

«Приоритетом является реконструкция на особо сложных и опасных участках трассы «Колыма» от Якутска – до Магадана, строительство капитальных мостов вместо аварийных, устройство освещения на участках дороги, проходящих по населенным пунктам в Магаданской области, ликвидация последнего на трассе разрыва, не позволяющего организовать круглогодичное бесперебойное движение: речь идет о строительстве моста через Алдан», - прокомментировал EastRussia.ru заместитель начальника межрегиональной дирекции по дорожному строительству «Дальний Восток» Дмитрий Бабак.

Все перечисленное – планы на ближайшие 8 лет. Что касается этого года, то уже идет работа в общей сложности над 6 объектами трассы общей протяженностью 77,1 км и 777,3 погонных метра мостов. В том числе в Магаданской области – 2 объекта протяженностью 17,1 км. Однако не по всем работа будет завершена в 2014 году.

«В 2014 году дирекция «Дальний Восток» всего планирует ввести в эксплуатацию 4 объекта протяженностью 29,6 км дорог, в том числе 724,1 погонных метров мостов, а по Магаданской области – 2 объекта протяженностью 17,1 км и мостовой переход через Колыму», – поделился Д.Бабак.

Что же касается сложных участков трассы «Колыма» на территории Якутии, то предполагается, что их реконструкция полностью закончится в этом году. На эти цели за последние годы было направлено более 4 млрд рублей.

В этом году впервые при ремонте дороги «Колыма» будут применены новейшие технологии и материалы, прежде не использовавшиеся. Причем речь идет как о разработках российских исследовательских институтов (например, технология холодной регенерации стабилизации грунтов, разработанная Институтом мерзлотоведения, защитит трассу от деформации; применены будут и технологии обеспыливания полотна), так и тех, которые давно используются за рубежом, но для нашей страны в новинку. В этой области взяты на вооружение американские методы по строительству быстровозводимых конструкций и военных дорог. Помимо того, что эта технология позволяет примерно в 1,5 раза сократить временные и финансовые затраты, она более чем вдвое увеличивает срок службы дорожного полотна – с нынешних 3 до 6-7 лет. Эти разработки будут опробованы в этом году на участке трассы до Сусумана.

«Поскольку этот участок будет введен в эксплуатацию уже к осени этого года, результаты выбора технологий можно будет оценить практически сразу же, - уверен и.о. обязанности начальника управления автодорог «Магадан» Николай Зайцев. — И вообще, самое время вспомнить пословицу о том, что скупой платит дважды. Сейчас мы проводим работу с нашими партнерами – подрядными организациями, убеждаем их сделать ставку на использование высококачественных материалов и оборудования. Затраты на них (возможно, не столь уж и скромные) в итоге позволят существенно сэкономить в дальнейшем – на длительной безремонтной эксплуатации автодороги».

В ближайшие годы и объемы работ, и, конечно, их финансирование будут увеличены в разы. Так, если в этом году вложения в реконструкцию автодороги «Колыма» превысили 3 млрд руб., то в 2017 году на эти цели пойдет 13 млрд руб., в 2018-м – уже 21 млрд, а в целом на период до 2022 года сумма инвестиций превысит 118 млрд рублей.

Ну и конечно, как в таком деле без сюрпризов? В начале этого месяца стало известно, что строительством участков трассы «Колыма» в двух районах Якутии займется компания «Сургуттрубопроводстрой», приобретшая 51% акций у якутской компании «СУ-888», выигравшей тендер на проведение работ. Между тем, сейчас в отношении «Сургуттрубопроводстроя», взявшейся отремонтировать участок «Колымы» за 1,3 млрд руб., проводится процедура банкротства.

Справка EastRussia.ru:

ФАД «Колыма» Якутск – Магадан соединяет четыре административных образования – город Магадан, Хасынский, Ягоднинский, Сусуманский районы и проходит через 15 населенных пунктов. По автодороге осуществляются все грузоперевозки от морского порта в бухте Нагаева к горным и другим предприятиям Магаданской области и Республики Саха (Якутия).

По категориям дорога подразделяется: I-Б – 6 км — IY – 478 км. II – 140 км; - Y – 151 км. III – 59 км. По видам покрытия: асфальтобетонное – 75,14 км, цементобетонное – 69,69 км, гравийное – 689 км.

На сегодняшний день недоремонт составляет 587 км (70% от общей протяженности эксплуатируемого участка). Более чем на 150 км автодороги износ гравийного покрытия составляет 100%; 208 км (25% от общей протяженности автодороги) — это участки с просадкой земляного полотна, заужением проезжей части, разрушением водопропускных труб; 229 км составляют участки, на которых радиусы кривых и продольные уклоны не соответствуют нормативным значениям. Из 99 мостов, расположенных на протяжении дороги, 22 находятся в неудовлетворительном состоянии; из 1093 водопропускных труб таких 420.