Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Make way for a new tariff and a new way!

The volume of coal transportation to the east is growing along with its price on the external market, there is not enough capacity, and Russian Railways has come up with an idea to raise the tariff.

The third stage of modernization of the Eastern range of the railway network until 2030 can cost from 2 to 4 trillion rubles, the head of Russian Railways Oleg Belozerov said at the Eastern Economic Forum. At the same time, a significant amount of investment is supposed to be directed to the construction of an additional, third, route from Khabarovsk to the main port stations of the Primorsky Territory. The sources of financing have not yet been determined, but Russian Railways, including to replenish its investment program, proposes to revise the approaches to tariffication of transportation. Producers of coal, which occupies the lion's share of the cargo traffic, took this proposal negatively.

Make way for a new tariff and a new way!
Photo: JSC "Russian Railways"

Diseases of growth

Transport workers of the Far East continue to work in the face of an increase in foreign trade traffic. Moreover, the existing volumes of shipments for a number of cargo nomenclatures exceed the forecasts that were given at the beginning of this year. This applies in particular to container traffic. Initially, the growth in container handling on the Far Eastern Railway was projected at 9% compared to last year. According to the results of 7 months, transportation increased by more than a quarter. In January-July 2021, 510 thousand TEU (containers in 20-foot terms) were transported on the Far Eastern Railroad in all types of traffic. At the same time, transit in the direction of Asia - Europe along the Transsib is growing by almost 30%, said the President of PJSC TransContainer Alexander Isurins.


President of PJSC TransContainer Alexander Isurins
Photo: Dmitry Efremov, fotochost agency TASS

However, carriers faced big problems. “The fleet is now waiting for berths from 10 to 20 days. For liner shipping, this is death. The main reason: we cannot transport freight traffic by rail. Because transport is not competitive here. I think that vehicles for more than 300-400 km, in principle, should not carry container cargo, "the top manager believes.

The head of TransContainer clarified that the company proposed to create an interdepartmental working group, which by organizational methods can try to increase the capacity of the existing infrastructure. “Perhaps these are locomotives that can be quickly built, some things to improve document flow: for example, for transit to Europe through Belarus, some of the documents are still in paper form,” said Aleksandrs Isurins. It is also necessary to continue the dialogue with Chinese partners to protect the interests of Russian market participants, he added. At present, China often gives priority to its own cargo passing through border crossings, going in transit through the Russian Federation to the European Union, the promotion of containers for Russian cargo owners is carried out on a leftover basis.


Photo: pixabay.com

Mr. Isurins predicts that the transit flow by the end of 2021 will exceed 1 million TEU. At the same time, 30 million TEU is transported annually in the Asia-Europe direction by deep-sea (by a circular route across the Indian Ocean and Atlantic). “If we aim for at least a 10% market share, just switching from this corridor to the Russian Railways network will give up to 3 million TEU,” the president of TransContainer calculated. For your information, Russian Railways annually earn 60-80 billion rubles from container transportation.

Transit delivery of vehicles also promises considerable income. According to the general director of Sollers Group Vadim Shvetsov, in the future, due to the shorter delivery time compared to deep-sea, the Transsib can attract the transportation of up to 5 million vehicles per year from the Asia-Pacific countries to Europe. “After 2025, active electrification of Western Europe will begin, and the main manufacturers of these electric vehicles will be in China. You can imagine how many millions of electric vehicles will come from the APR to the European market. This is a very interesting and promising market, ”said Mr. Shvetsov.

However, the railroad is again the bottleneck. Last month, Sollers Group bought Pervomaisky port in Vladivostok, at the expense of which it plans to increase container turnover. But the main limiting factor is the port stations of Cape Churkin and Gaydamak, which need modernization.

We also need a more flexible tariff policy on the part of Russian Railways. “There are preferences for new routes, promising cargo flows. But I wanted the decision to be made not for a year, but for a longer period, for example, for five years. Automobile concerns are very conservative, they may simply not be able to take advantage of this short horizon, they have complex approval processes, ”explained Vadim Shvetsov.

Alexander Krutikov, head of the Ryba.RF corporation, also hopes for fruitful cooperation with Russian Railways. The company plans to implement two large projects in 2024. One envisages the organization of a fish exchange in Vladivostok, the second concerns the creation of modern shipping terminals in Murmansk, Petropavlovsk-Kamchatsky, Korsakov and Vladivostok. “These four locations will make it possible to effectively use the railway infrastructure and, in the future, the Northern Sea Route, as well as use these ports for the life support of Sakhalin and Kamchatka. That is, they will have a dual purpose, ”explained Alexander Krutikov.

 

Billions and trillions

The project to modernize the railway network in the east of the country is not keeping pace with the development of the cargo base. According to the first deputy head of the Ministry for the Development of the Russian Far East, Gadzhimagomed Huseynov, in 2020, exporters were unable to export 15 million tons of cargo. “For us, the issue of transport infrastructure is one of the key ones in the context of the development of the macro-region of the Far East,” the official stressed. In turn, the general director of JSC SUEK Stepan Solzhenitsyn complained about the current restrictions on the shipment of coal from the open pit in Buryatia.

As the general director of Russian Railways Oleg Belozerov assured, this year the first stage of development of the Eastern landfill will be completed. At the same time, preparations are underway (mainly design and survey work is underway) for the second, which should finish by 2025. And today the parameters of the third stage are being discussed with stakeholders - until 2030.


Chairman of the Board of JSC "Russian Railways" Oleg Belozerov
Photo: Dmitry Efremov, fotochost agency TASS

According to the general director of the monopoly, the railway workers initially predicted that by this time the annual carrying capacity of the BAM and Transsib would increase to 210 million tons, but shippers, primarily coal miners, declare the volume of more than 300 million tons. Hence, a compromise is possible - at the level of 240 million tons ...

The cost of the third stage varies from 2 to 4 trillion rubles. The final estimate depends on where the basis for new traffic will emerge (if in Western Siberia, then more large-scale work is to be done on the modernization of the Trans-Siberian Railway and on the BAM), as well as on the correspondence of freight flows, that is, much more coal will go to the ports of Primorye or the Khabarovsk Territory. ... As an example, Mr. Belozerov cited the Komsomolsk - Vanino (Sovgavan) section. This line will be able to transport 81 million tons of cargo annually. If the needs of the senders in this direction are greater, it will be necessary to build another Kuznetsovsky tunnel, which will require 50 billion rubles.

In any case, Russian Railways plans to create a third track from Khabarovsk to Vladivostok and to the Smolyaninovo station, which opens the way to the terminals of the Nakhodka junction. Due to this construction, it is possible to increase the throughput capacity of the Khabarovsk - Shkotovo (Smolyaninovo) section by 2030 to 130 pairs of freight trains per day, and the carrying capacity to 173,7 million tons annually. For comparison, in 2020 less than 69 million tons were transported to the ports of Nakhodka and Vostochny.

At the same time, it is in the interests of stevedores to develop infrastructure on the close approaches to the port area - from the stations Shkotovo and Smolyaninovo to Nakhodka-Vostochnaya. This expediency was expressed by Irina Olkhovskaya, Director for Port and Railway Projects of OJSC UMMC. Moreover, she clarified, this is necessary not only to increase the export of coal for export, but also to transport containers - recently the Vostochny Port company (part of the UMMC) began to work with container cargo at its universal terminal.

The construction of the third track on the Shkotovo - Smolyaninovo - Nakhodka section is estimated at about 140 billion rubles. Such data are given in the presentation of Vostochny Port JSC, prepared for EEF-2021. To date, the investment program of the II stage of the Eastern landfill development has included a project for the construction of a third track on the Shkotovo - Smolyaninovo stretch. It is planned to invest 2025 billion rubles in its creation until 24. This will allow to increase the passage of trains in the direction of both the terminals of the Nakhodka junction and the new ports of Vera and Sukhodol. At the same time, other routes will remain limiting. Therefore, by 2030, it is proposed to build bypasses on the Smolyaninovo - Nakhodka line, where the path passes through the pass sections with long slopes. First, it is planned to lay a bypass track Tigrovy - Partizansk and Khmylovsky - Nakhodka-Vostochnaya. The work is estimated at RUB 36,3 billion and RUB 30,4 billion, respectively. At the final stage, it is necessary to build the Smolyaninovo - Tigrovy section worth more than RUB 49 billion.

As a result, the infrastructure will be able to transport up to 150 million tons of cargo annually. Without the construction of the third track, the capacity deficit by 2030 will be 33 pairs of trains, the carrying capacity - up to 71,5 million tons.

 

Tariff for the future

Discussion at the EEF was caused by the issue of new approaches to tariffication of railway transportation. The observed growth in exports is not entirely pleasing to the monopoly, since its main item - coal - refers to low-income cargo (the share of coal products in the transportations on the Far Eastern Railroad is about 70%). “Volumes are growing, and we are increasing losses,” said Oleg Belozerov.

At the same time, the cost of the energy carrier has recently doubled, and, according to the general director of Russian Railways, the share of the railway tariff in the export price of thermal coal has decreased over the year from 20% to 7,5%. “The current situation is pushing us to the fact that tariff decisions should be changed. Taking into account the cross-subsidization of various types of cargo, it makes sense to raise the tariff for the most unprofitable and reduce for the highly profitable, thereby creating conditions for the growth of transportation of goods produced by small and medium-sized businesses, ”said the head of Russian Railways.

He emphasized that if the tariffs are balanced, the company will have sufficient investment resources for the further development of railways, including within the framework of the third stage of the Eastern range.

In addition, Mr. Belozerov complained that coal miners are not in a hurry to conclude agreements on ship-or-pay terms (it implies an obligation to present a certain amount of cargo for transportation, otherwise a fine is paid), guaranteeing one or another volume of loading.

“If you carry more, then the current tariff will look economical, the costs have not gone anywhere, they are divided by volume,” retorted Stepan Solzhenitsyn. According to the CEO of SUEK, a number of eastern directions of the railway are used at 85% of today's capacity. In part, the incomplete figure is influenced by the failure of the locomotive fleet, primarily built in the USSR, during the delivery of goods. “Of course, I really want to export 100% first, and then look at the economy. And not to say first, we definitely cannot take out 100% of what we already have to, so let's raise the tariff. We believe that here the horse and the cart are confused, ”stressed Stepan Solzhenitsyn.


Photo: Victor Berezkin, Roscongress Foundation

As for the implementation of the take-or-pay principle, it is not transparent for the industry, the top manager said. “There are some rules where everyone would understand how the volume was distributed, why someone went, someone didn't, in principle not. And it is not only business that worries very much, it worries people whose jobs depend on what they mine, process, and ship, ”said the head of the coal company.

Another reason why coal miners are probably not ready to switch to a new relationship with the carrier was named by Oleg Belozerov himself. According to the head of Russian Railways, despite the current upward trend in exports, among the risks is the projected transition of the coal importing countries to the so-called carbon footprint reduction system, the search for alternative energy sources. After all, the change in the base fuel for the world energy sector can accordingly lead to a decrease in the demand for coal.

September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дорогу новому тарифу и новому пути!

Объемы угольных перевозок на восток растут вместе с его ценой на внешнем рынке, пропускной способности не хватает, и в РЖД придумали поднять тариф.

На III этап модернизации Восточного полигона сети железных дорог до 2030 года может быть затрачено от 2 до 4 трлн руб., заявил на Восточном экономическом форуме глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров. При этом существенный объем инвестиций предполагается направить на строительство дополнительного, третьего, пути от Хабаровска к главным припортовым станциям Приморского края. Источники финансирования еще не определены, но РЖД, в том числе для пополнения своей инвестпрограммы, предлагает пересмотреть подходы к тарификации перевозок. Производители угля, который занимает львиную долю грузопотока, данное предложение восприняли негативно.

Дорогу новому тарифу и новому пути!
Фото: ОАО «РЖД»

Болезни роста

Транспортники Дальнего Востока продолжают работать в условиях увеличения внешнеторговых перевозок. Причем существующие объемы отправок по ряду номенклатур груза превышают прогнозы, которые давались в начале этого года. Это, в частности, относится к контейнерному обороту. Первоначально рост погрузки контейнеров к прошлому году на Дальневосточной железной дороге прогнозировался на уровне 9%. По результатам же 7 месяцев перевозки выросли более чем на четверть. В январе-июле 2021 года на ДВЖД перевезено во всех видах сообщения 510 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом исчислении). При этом почти на 30% растет транзит в направлении Азия - Европа по Транссибу, уточнил президент ПАО «ТрансКонтейнер» Александрс Исуринс.


президент ПАО «ТрансКонтейнер» Александрс Исуринc
Фото: Дмитрий Ефремов, фотохост-агентство ТАСС

Однако перевозчики столкнулись с большими проблемами. «Флот сейчас стоит в ожидании причалов от 10 до 20 суток. Для линейного судоходства – это погибель. Основная причина: мы не можем вывезти грузопоток по железной дороге. Потому что автотранспорт здесь не конкурентен. Считаю, автотранспорт более чем на 300-400 км в принципе не должен возить контейнерные грузы», - полагает топ-менеджер.

Глава «ТрансКонтейнера» уточнил, что компания предложила создать межведомственную рабочую группу, которая организационными методами может попытаться увеличить пропускную способность существующей инфраструктуры. «Возможно это локомотивы, которые можно быстро построить, какие-то вещи по улучшению документооборота: например, на транзит на Европу через Белоруссию до сих пор часть документов осуществляется на бумажных носителях», - сказал Александрс Исуринс. Так же необходимо продолжать диалог с китайскими партнерами по защите интересов российских участников рынка, добавил он. В настоящее время Китай нередко отдает приоритет для пропуска через погранпереходы собственным грузам, направляющимся транзитом через РФ в Евросоюз, продвижение контейнеров для российских грузовладельцев осуществляется по остаточному принципу.


Фото: pixabay.com

Господин Исуринс прогнозирует, что транзитный поток по итогам 2021 года превысит 1 млн TEU. В то же время в направлении Азия – Европа ежегодно по deep-sea (окружным путем через Индийский океан и Атлантику) перевозится 30 млн TEU. «Если мы целимся хотя бы на долю рынка в 10%, только переключение с этого коридора на сеть РЖД даст до 3 млн TEU», - подсчитал президент «ТрансКонтейнера». К сведению, Российские железные дороги ежегодно зарабатывают на перевозке контейнеров 60-80 млрд руб.

Немалые доходы сулит и транзитная доставка автотранспорта. По словам гендиректора «Соллерс Груп» Вадима Швецова, в будущем на Транссиб за счет меньшего срока доставки по сравнению с deep-sea можно привлечь перевозку до 5 млн машин в год из стран АТР в Европу. «После 2025 начнется активная электрификация Западной Европы, и основные производители этих электрических автомобилей будут в Китае. Можно представить, сколько миллионов штук электромобилей будет поступать со стороны АТР на рынок Европы. Это очень интересный и перспективный рынок», – заявил господин Швецов.

Однако узким местом снова выступает железная дорога. В прошлом месяце «Соллерс Груп» купила во Владивостоке Первомайский порт, за счет которого планирует наращивать контейнерооборот. Но главным сдерживающим фактором являются припортовые станции Мыс Чуркин и Гайдамак, которым требуется модернизация.

Нужна и более гибкая тарифная политика со стороны РЖД. «Есть преференции для новых маршрутов, перспективных грузопотоков. Но хотелось, чтобы решение принималось не на год, а на более длительный период, например, на пять лет. Автомобильные концерны очень консервативны, они могут просто не успеть воспользоваться этим коротким горизонтом, у них сложные процессы согласования», - пояснил Вадим Швецов.

На плодотворное сотрудничество с РЖД надеется и глава корпорации «Рыба.РФ» Александр Крутиков. Компания планирует в 2024 году реализовать два крупных проекта. Один предусматривает организацию во Владивостоке рыбной биржи, второй касается создания современных отгрузочных терминалов в Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Корсакове и Владивостоке. «Эти четыре локации позволят эффективно использовать и железнодорожную инфраструктуру и, в перспективе, Северный морской путь, а также использовать эти порты для жизнеобеспечения Сахалина и Камчатки. То есть они будут иметь двойное назначение», - пояснил Александр Крутиков.

 

Миллиарды и триллионы

Проект модернизации железнодорожной сети на востоке страны не поспевает за освоением грузовой базы. Как рассказал первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов, в 2020 году экспортеры не смогли вывезти 15 млн т грузов. «Для нас вопрос транспортной инфраструктуры является одним из ключевых в контексте развития макрорегиона Дальнего Востока», - подчеркнул чиновник. В свою очередь генеральный директор АО «СУЭК» Степан Солженицын посетовал на действующие сегодня ограничения по отгрузке угля с разреза в Бурятии.

Как заверил гендиректор РЖД Олег Белозеров, в этом году первый этап развития Восточного полигона будет завершен. Одновременно идет подготовка (главным образом ведутся проектно-изыскательские работы) по второму, который должен финишировать к 2025 году. И сегодня с заинтересованными сторонами обсуждаются параметры третьего этапа – до 2030 года.


председатель правления ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров
Фото: Дмитрий Ефремов, фотохост-агентство ТАСС

По словам гендиректора монополии, железнодорожники первоначально прогнозировали, что к этому времени ежегодная провозная способность БАМа и Транссиба увеличится до 210 млн т, но грузоотправители, в первую очередь угольщики, заявляют об объеме более 300 млн т. Отсюда возможен компромисс – на уровне 240 млн т.

Стоимость третьего этапа варьируется от 2 до 4 трлн руб. Окончательная смета зависит от того, где будет зарождаться основа новых перевозок (если в Западной Сибири, то по модернизации Транссиба и на БАМа предстоят более масштабные работы), а также от корреспонденции грузопотоков, то есть куда больше поедет угля – в порты Приморья или Хабаровского края. В качестве примера господин Белозеров привел участок Комсомольск – Ванино (Совгавань). Эта линия сможет ежегодно перевозить 81 млн т грузов. Если потребности у отправителей в данном направлении будут больше, придется строить еще один Кузнецовский тоннель, на что потребуется 50 млрд руб.

В любом случае в планах РЖД значится создание третьего пути от Хабаровска до Владивостока и до станции Смоляниново, которая открывает путь к терминалам Находкинского узла. За счет такой стройки возможно нарастить пропускную способность участка Хабаровск – Шкотово (Смоляниново) к 2030 году до 130 пар грузовых поездов в сутки, а провозную – до 173,7 млн т ежегодно. Для сравнения, в 2020 году к портам Находка и Восточный перевезено менее 69 млн т.

В то же время в интересах стивидоров развивать инфраструктуру и на ближних подходах к портовой зоне - от станций Шкотово и Смоляниново до Находки-Восточной. Такую целесообразность высказала директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. Причем, уточнила она, это нужно не только для увеличения вывоза угля на экспорт, но и для перевозок контейнеров – недавно компания «Восточный Порт» (входит в УГМК) на своем универсальном терминале стала работать с контейнерными грузами.

Строительство третьего пути на участке Шкотово - Смоляниново - Находка оценивается порядка 140 млрд руб. Такие данные приводятся в презентации АО «Восточный Порт», подготовленной к ВЭФ-2021. К настоящему времени в инвестпрограмму II этапа развития Восточного полигона вошел проект строительства третьего пути на перегоне Шкотово – Смоляниново. В его создание до 2025 года планируется вложить 24 млрд руб. Это позволит увеличить пропуск поездов в направлении как терминалов Находкинского узла, так и новых портов Вера и Суходол. Вместе с тем останутся лимитирующими другие перегоны. Поэтому к 2030 году предлагается построить обходы на линии Смоляниново – Находка, где путь проходить через перевальные участки с затяжными уклонами. Сначала планируется проложить обходной перегон Тигровый – Партизанск и Хмыловский – Находка-Восточная. Работы оцениваются в 36,3 млрд и 30,4 млрд руб., соответственно. На заключительном этапе нужно построить участок Смоляниново – Тигровый стоимостью более 49 млрд руб.

В итоге инфраструктура будет способна перевозить до 150 млн т грузов ежегодно. Без строительства третьего пути дефицит пропускной способности к 2030 году составит 33 пар поездов, провозной – до 71,5 млн т.

 

Тариф на будущее

Дискуссию на ВЭФе вызвал вопрос о новых подходах к тарификации железнодорожных перевозок. Наблюдающийся рост экспорта не совсем радует монополию, поскольку основная его статья - уголь - относится к низкодоходным грузам (доля угольной продукции в перевозках по ДВЖД занимает около 70%). «Объемы растут, а мы увеличиваем убытки», - заявил Олег Белозеров.

При этом стоимость энергоносителя за последнее время выросла вдвое, и, по данным гендиректора РЖД, доля железнодорожного тарифа в экспортной цене энергетического каменного угля снизилась за год с 20% до 7,5%. «Сложившаяся ситуация подталкивает нас к тому, что тарифные решения должны быть изменены. С учетом перекрестного субсидирования различных видов грузов имеет смысл поднять тариф для наиболее убыточных и снизить – для высокодоходных, тем самым, создать условия для роста перевозок товаров, производимых малым и средним бизнесом», – сказал глава РЖД.

Он подчеркнул, что в случае достижения сбалансированности тарифов компания будет иметь достаточный инвестиционный ресурс для дальнейшего развития железных дорог, в том числе в рамках третьего этапа Восточного полигона.

Кроме того, господин Белозеров посетовал на то, что угольщики пока не спешат заключать соглашения на условиях ship-or-pay (подразумевает обязательства предъявить к перевозке определенное количество груза, в противном же случае выплачивается штраф), гарантируя тот или иной объем погрузки.

«Если больше возить, то и нынешний тариф будет выглядеть экономным, затраты-то никуда не делись, они делятся на объем», - парировал Степан Солженицын. По данным гендиректора СУЭК, ряд восточных направлений железной дороги используется на 85% от сегодняшних мощностей. Отчасти на неполный показатель влияют отказы локомотивного парка, в первую очередь построенного еще в СССР, при доставке грузов. «Конечно, очень хочется сначала вывозить 100%, а потом смотреть на экономику. А не сперва сказать, мы точно не можем вывезти 100% того, что уже должны, поэтому давайте повышать тариф. Мы считаем, что здесь лошадь и телега перепутаны», - подчеркнул Степан Солженицын.


Фото: Виктор Березкин, фонд Росконгресс

Что касается внедрения принципа «бери или плати», то он не прозрачен для отрасли, считает топ-менеджер. «Каких-то правил, где все бы поняли, как был распределен объем, почему кто-то поехал, кто-то нет, в принципе нет. И это очень волнует не только бизнес, это волнует людей, чьи рабочие места зависят от того, что они добывают, перерабатывают, отгружают», - отметил руководитель угольной компании.

Еще одну причину, по которой, вероятно, угольщики не готовы к переходу на новые взаимоотношения с перевозчиком, назвал сам Олег Белозеров. По словам главы РЖД, несмотря на нынешнюю тенденцию роста экспорта, в числе рисков – прогнозируемый переход стран-импортеров угля на систему так называемого снижения углеродного следа, поиск альтернативных источников энергии. Ведь смена базового топлива для мировой энергетики может соответственно привести к сокращению спроса на уголь.

24 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика