Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?
Поделиться

Перевод частных домовладений города на газовое отопление сдвигается на конец 2027 года

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Вид на Читу. Автор/источник: Gennadiy Solovyev/Shutterstock

Перезапуск концессии

Проблема с вредными выбросами, достаточно болезненная для столицы Забайкальского края, существует многие годы. Поэтому включение города в федеральную программу «Чистый воздух» давало определенную надежду на улучшение экологии. В частности, предполагалось газифицировать более 13 тыс. частных домовладений Читы, что сократило бы выбросы от отопления углем на 20%.

С целью газификации несколько лет назад было заключено концессионное соглашение с ООО «Аврорагаз» (на тот момент компания принадлежала Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации; ВАНК). Концессионер должен был построить более 500 км внутригородских газопроводов, а также систему приема, хранения и регазификации (СПХР), которая принимала бы привозной сжиженный природный газ с дальнейшей его заадресацией в местную газораспределительную сеть.

Однако в ходе проекта произошла смена собственников компании-концессионера, о чем в известность не был поставлен регион. Пошла череда уголовных дел о превышении должностных полномочий, халатности и мошенничестве при газификации. В частности, под арестом оказался руководитель ВАНК.

Сроки перехода частного сектора Читы с печного отопления на газ сдвинули с 2024-го на конец 2025 года. Но стало понятно, что и эта дата не осуществима: «Аврорагаз», не достроив сети газоснабжения, свернул свою деятельность.

Сначала новый собственник компании стал проводить аудит построенной инфраструктуры, приостановив стройку, рассказал заместитель председателя правительства Забайкальского края Алексей Гончаров. Под давлением Минприроды РФ (под эгидой этого ведомства реализуется программа «Чистый воздух») и региональных властей концессионер возобновил проект.

Смог в Чите. Изображение сгенерировано нейросетью Perplexity на основе промпта EastRussia

«Все это время в соответствии с концессионным соглашением он обязан был привлечь финансирование на строительство СПХР, но этого сделать не смог. Не то, чтобы он не хотел, у него не получилось, потому что во всех кредитных организациях дали отказ, денежных средств привлечь не смогли. И в мае 2025 года окончательно были остановлены работы», – пояснил зампред правительства.

Регион решил завершить историю самостоятельно. «Никто, ни Минэнерго, ни «Газпром», ни «Новатэк» не откликнулся, не помог принять участие в этом проекте», – подчеркнул Алексей Гончаров.

В октябре текущего года утвержден новый концессионер – ООО «Региональная энергетическая компания Забайкальского края». Регионом представлена Министерству природных ресурсов и экологии РФ новая дорожная карта по проекту. В соответствии с ней газ в дома Читы должен поступить в отопительный сезон 2027-2028 года.

В свою очередь Минприроды потребовало от краевых властей нового экономического обоснования газификации с пониманием того, сколько необходимо привлечь внебюджетных инвестиций и средств региона на завершение работ, а также какова будет цена газа и размер составляющей, которую бюджет Забайкалья будет ежегодно субсидировать. От края поступил запрос на федеральное финансирование в размере 2,6 млрд руб. на ближайшие два года, но этот вопрос будет решен только после уточнения внебюджетного и регионального источников, озвучил позицию министерства на штабе по газификации замглавы Минприроды России Максим Корольков.

Стоит сказать, что за время реализации проекта в создание инфраструктуры было направлено почти 5 млрд руб. из федеральной казны. Еще 1,5 млрд руб. пошло из регионального бюджета на внутридомовое оборудование (финансирование осуществлялось за рамками договора концессии). 

Кто трубе хозяин?

К настоящему времени в Чите по проекту построено 80% газораспределительных сетей. Правда, возник вопрос с качеством строительных работ, проведенных еще на первом этапе концессии.

«Коллеги-сенаторы от Забайкальского края подготовили обращение, что газораспределительные сети построены с нарушениями, и требуют большой экспертной работы по определению возможности их эксплуатировать», – проинформировал член комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Борщев.

Аудит выполненных работ в настоящее время организовала «Региональная энергетическая компания Забайкальского края», по итогам чего будет подготовлен дальнейший план действий (при этом продолжается строительство новых участков сети).

«Там было очень много нарушений. Все эти нарушения зафиксированы, они устранялись по пунктам – это касается первого этапа. Что касается второго, там ситуация лучше, потому что технический персонал был более квалифицированный и это был совсем другой контроль, другой технический заказчик», – отметил Алексей Гончаров.

Тематическое фото. Источник: EastRussia

Также не ясна ситуация с балансовой принадлежностью инфраструктуры, созданной предыдущим концессионером. Переоформить принадлежность ранее построенных газопроводов, пожалуй, реалистично в рамках процедуры банкротства, говорит Михаил Борщев, но на это могут уйти годы. Однако сети находятся на балансе не у бывшего концессионера, а у подрядных организаций, уточнили в правительстве Забайкалья, что должно облегчить данный путь.

Наиболее насущный сейчас вопрос – определение поставщика сжиженного газа, имеющего достаточный объем сырья, что гарантирует полноту поставки, и продуманную логистику. 

Газ до края

Еще первый концессионер предполагал, что источником для автономной газификации Читы станет малотоннажный СПГ-завод близ Владивостока на территории ТОР «Надеждинская». Затем от этой идеи отказались. Поставки также планировались из Якутии: было заключено рамочное соглашение, но его так и не подкрепили сделкой, в итоге срок этого меморандума истек, рассказал сенатор от Забайкальского края Баир Жамсуев.

В ДФО есть два потенциальных поставщика сжиженного газа – «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) и «Газпром». Между тем по ним никакого решения нет, уточнил директор департамента инвестиционного развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Илья Чернов.

«Якутию нельзя рассматривать в качестве поставок, этот СПГ в основном идет на экспорт, это автомобильный СПГ, который иного качества, как и в случае с Владивостоком», – считает Михаил Борщев.

Отправка сжиженного газа. Фото: пресс-служба АО «Железные дороги Якутии».

Годовой расчетный объем потребления СПГ Читой оценивается в 30-35 тыс. т. «Мы отработали по потенциальным поставщикам с Дальнего Востока и в западной части – от Сибири до Урала. На сегодняшний день поставщиков на Дальнем Востоке в таком объеме СПГ не нашли», – констатировал Алексей Гончаров.

С учетом перезапуска концессионного соглашения заключен договор с АО «Криогаз» на поставку СПГ из Магнитогорска до 2034 года. Правда, он не содержит твердых параметров и предполагает ежегодное утверждение очередных объемов, которые должны реализовываться городу по самой низкой цене на основе анализа конъюнктуры рынка, пояснил зампред правительства Забайкальского края.

Что немаловажно, добавил представитель региона, «Криогаз» обещал построить СПХР за счет собственных и привлеченных средств – возврат инвестиций будет осуществляться в соответствии с концессионным соглашением.

«К сожалению, ближе нет никого, кто мог бы поставить такой объем газа. «Криогаз» будет гарантировать объем поставок. Если в пиковые нагрузки топлива не будет хватать, тогда поставщик будет добирать объемы со своих заводов, располагающихся еще западнее [от Магнитогорска], но по той же цене», – объяснил Алексей Гончаров.

Тем не менее любые более выгодные предложения по поставке газа Забайкальским краем будут рассмотрены, заверил он.

Конечно, перевозка СПГ от «Криогаза» предполагает дальний маршрут, расстояние от Магнитогорска до Читы – свыше 4 тыс. км. Более чем вдвое будет короче железнодорожная доставка из Усть-Кута в Иркутской области. По словам Михаила Борщева, в этом городе заработало производство полимеров, которое питается от природного газа. Инвестором является ООО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК). Мощностей по выпуску СПГ у предприятия нет, но ИНК по просьбе заинтересованных ведомств просчитала тариф на энергоноситель для потребителей Читы в случае создания у себя соответствующего малотоннажного завода.

С учетом того, что нужно построить мощности по сжижению газа, закупить подвижной состав плюс затраты на железнодорожную перевозку, стоимость 1 т СПГ вышла в районе 54,2 тыс. руб.

«Цена получилась достаточно высокой, никуда от этого не денешься. Мы постарались ужимать по максимуму. Рассмотрели, что можно определенную экономию обеспечить за счет приобретения в лизинг танк-контейнеров. Также рассмотрели различные льготы, которые возможны по тарифу РЖД. Но все равно максимальное снижение получилось до 47 тыс. руб.», – сообщил представляющий интересы ИНК Сергей Донской.

Правда, оговорился он, компании сейчас будет сложно начать строительство мощностей СПГ, поскольку идет большой возврат инвестиций по заводу полимеров. Это может сказаться на привлечении новых кредитов.

Каковы перспективы у данного проекта в части снабжения Читы газом, сказать сложно. Изначально предполагалось, что город будет временно потреблять СПГ, трубопроводный газ придет в столицу Забайкалья ориентировочно в 2032 году. «Сегодня ответа на этот вопрос нет, не получили ни от Минэнерго, ни от «Газпрома». Не понимаем пока, будет ли вообще [трубопроводный] газ, в каком объеме», – развел руками Алексей Гончаров.

текст: Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов