Поделиться
Двойной резерв - двойная надёжность
Поделиться

Как строят резервные подводные переходы ВСТО-2

Девять миллионов литров воды и давление, на четверть превышающее расчетное рабочее. В Хабаровском крае успешно завершены гидравлические испытания строящейся резервной нитки подводного перехода (ППМН) второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» через Хор. В течение суток объект проверяли на прочность и еще 12 часов - на герметичность. Испытания подтвердили: переход надежен.

фото: Вячеслав Лукьянов

Дальневосточная восьмерка

Резервные подводные переходы прокладываются только на «сложных» реках - чтобы повысить эксплуатационную надежность нефтяной магистрали. Это емкое понятие подразумевает не только безаварийную и бесперебойную транспортировку углеводородного сырья, но и удобство контроля и обслуживания трубопровода, а также экологическую безопасность производства.

ВСТО-2, трасса которого проходит по Амурской области, ЕАО, Хабаровскому и Приморскому краям, пересекает множество ручьев и проток, озер и стариц, малых и больших рек. На 51 из них сооружены подводные переходы общей протяженностью 200 километров. Это практически десятая часть всей длины нефтепровода. Резервными нитками пока оснащены два – через Амур неподалеку от Хабаровска и через Биру в Еврейской автономии.

Протяжка дюкера. Фото: Пётр Фрундин

– Сейчас в финальную стадию вошла прокладка резервного перехода через Хор, – рассказывает Александр Минаков начальник управления капитального строительства ООО «Транснефть – Дальний Восток». – Завершается и строительство резервной нитки подводного перехода через Тунгуску в ЕАО. В 2024-м начнутся работы на Большой Уссурке и Уссури в Приморском крае, а в 2025-м – в Приамурье: на реках Зея и Бурея.

Прокладка ППМН – одна из самых трудных задач при сооружении объектов нефтетранспортной сферы.

Егор Ищенко, начальник отдела эксплуатации нефтепроводов ООО «Транснефть – Дальний Восток»:

– Для обеспечения контроля и безопасности подводных переходов в круглосуточном режиме проводится мониторинг с помощью автоматизированных систем управления магистрального нефтепровода. За каждой нефтеперекачивающей станцией закреплены зоны обслуживания магистрального нефтепровода и подводные переходы. На четырех наиболее крупных и сложных переходах есть специальные базы, так называемые «дома обходчиков», где также круглосуточное дежурство осуществляют сотрудники, ведущие непосредственный мониторинг ситуации на ППМН.

 Одинаковых рек попросту не бывает, и особенности каждой учитываются в ходе строительства. Так, переход ВСТО-2 через мощный широкий Амур стал одним из самых протяженных в стране – длиной в 34,5 километра. ППМН через Биру единственный на магистрали проложен методом микротоннелирования: нефтепровод там пересекается сразу и с рекой, и с железнодорожным полотном, и с автодорогой.

Приручая «чёрта»

– Когда строили основную нитку через Бурею, согласовывали работы с энергетиками: там расположена ГЭС, которая производит сброс воды и может замыть траншею, – вспоминает Марат Искандаров, заместитель начальника отдела капитального строительства ООО «Транснефть – Дальний Восток». - Сейчас на этой реке уже две ГЭС, и меры предосторожности возрастают. Зея – судоходная река, здесь необходимы согласования с местным речным пароходством. Уссури и Уссурка очень зависимы от паводков.

На Тунгуске при строительстве подводного перехода было обнаружено cелище, относящееся к культуре амурских чжурчжэней VIII-XII веков.

Раскопки в районе Тунгуски фото: Вячеслав Лукьянов

Пока археологи вели раскопки на обнаруженном селище чжурчжэней, работы были перенесены на другие участки. Хор – один из крупнейших притоков Уссури. Его название в переводе с языка местного аборигенного народа – удэгейского – означает «черт, злой дух». Помимо основного русла, которое он может менять, Хор имеет десятки проток.

Специалисты тщательно отслеживают русловые процессы на этой реке. И не зря: свежий пример – в прошлом году русло Хора сдвинулось в сторону так, что пришлось укреплять берега и ликвидировать размывы в створе подводного перехода на основной нитке. Поэтому проект резервной нитки ППМН разработали с учетом характера реки. Было решено разработать единую траншею и проложить основной дюкер не только через главное русло, но и через восемь проток.

Таким образом длина основного дюкера (часть трубопровода, которая находится под водой), состоящего из 11 плетей (несколько труб, сваренных «в нитку»), составила 2160 метров. К слову, ширина собственно русла Хора в месте перехода всего 135 метров. Кроме того, в проект вошла прокладка еще одного дюкера - через реку Кия (310 метров), обустройство камер пуска и приема средств очистки и диагностики трубопровода, а также двух узлов запорной арматуры.

Проверено и испытано

Разработка траншеи через Хор и протоки шла с понтонов. Работали экскаваторы с длинными стрелами, один даже со сверхдлинной (26 метров, примерно с восьмиэтажный дом) стрелой. фото: Вячеслав Лукьянов

После каждого этапа – экспертный контроль качества работ, его ведут специалисты АО «Транснефть – Подводсервис». Качество сварки плетей также проверяют не раз, каждый шов. Потом для каждой плети проводят гидроиспытания.

– Затем каждая плеть диагностируется инспекционным прибором методом сухой протяжки специалистами «Транснефть – Диаскан». – продолжает Марат Искандаров. – Это необходимо для проверки качества сварных соединений. Также исследуется качество каждого сварного шва, которым плети дюкера соединяются при протяжке. Она начинается только после того, как проведена съемка, сняты отметки и подтверждены проектным институтом. Параллельно ведутся работы по инженерной защите берегов.

11,3 километра составляет общая протяженность резервной нитки подводного перехода ВСТО-2 через Хор. Расстояние между дюкерами основной и резервной ниток подводного перехода ВСТО-2 через Хор – 300 метров. 
фото: Пётр Фрундин

Для укладки дюкера в траншею к первой его плети приваривают оголовок, к которому прикреплен трос. Протаскивание идет с помощью лебедки. После того, как конструкция займет положенное место, оголовок отсоединяют. Чтобы дюкер во время эксплуатации не всплыл, его пригружают полукольцами из чугуна. Снова сверка проектных отметок, частичная присыпка – и второй этап гидроиспытаний. Затем дюкер засыпают.

На весь период строительства на площадках на берегах Хора организован производственный экологический контроль – чтобы минимизировать воздействие производственных объектов на окружающую природную среду. Дважды в год, с начала мая до конца июня и с сентября до конца октября работы выполняются с поправкой на нерест – люди и техника перемещаются из воды и охранной зоны рек на площадочные объекты.

Привести планету в порядок

Решение о строительстве резервных ниток на подводных переходах второй очереди магистрального трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» компания «Транснефть» приняла в 2016 году. Тогда уже шло расширение пропускной способности магистрали. Первой ласточкой проекта, который реализуется в рамках программы технического перевооружения и капитального ремонта, стал резервный переход через Амур. Он был введен в строй в 2019 году, как раз к выходу нефтепровода на проектную мощность.   

Проект резервной нитки через Хор разработал институт «Тюменьгипротрубопровод». Его заказчиком выступила «Транснефть – Дальний Восток», предприятие-эксплуатант ВСТО-2. Строительные работы начались летом 2021 года. Общая протяженность нового перехода с включением пойменных участков составила 11,3 километра. Помимо этого, построены две перемычки, соединяющие основную и резервную нитки ППМН.

– После завершения строительства резервной нитки подводного перехода и соединения всех ее участков будет выполнена внутритрубная диагностика с очисткой полости трубопровода, пропуском профилемеров и диагностических приборов, – подводит итог Александр Минаков. – После вытеснения воды трубопровод подключат к основной нитке, заполнят нефтью и приступят к комплексному опробованию.

Сейчас объект готовится к вводу в эксплуатацию. Среди заключительных дел – рекультивация. Сначала техническая – на место вернут плодородный слой почвы, который был снят перед началом строительства, вывезут мусор, укрепят откосы. Потом биологическая – посев трав, подходящих к местным почвенно-климатическим условиям. Завершить строительство резервной нитки планируется к концу текущего года.

Нина Доронина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Труба держит балл

Сейсмобезопасность крупных индустриальных объектов сегодня привлекает острое и вполне понятное внимание дальневосточников. Любая подвижка земной коры вызывает цепочку реакций по всей планете, и за серией разрушительных землетрясений в Турции последовали подземные толчки на Байкале, Камчатке, Итурупе. Согласно картам общего сейсмического районирования, вторая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2), по которой осуществляется транспортировка нефти, проходит по четырем регионам ДФО. Не раз попадает в 6- и даже 9-балльные зоны сейсмовоздействия по шкале MSK-64. Насколько надежна стратегически важная нефтяная магистраль?

Читать полностью
Поделиться
Труба особой важности

Нефтепроводная система ВСТО одна из самых протяженных в мире. Её длина - 4756 километров. К примеру, протяженность североамериканского нефтепровода Эдмонтон – Чикаго – Монреаль, занесённого в книгу рекордов Гиннеса, составляет 3787 километров. Магистраль ВСТО соединила сибирские месторождения углеводородов с дальневосточными нефтеперерабатывающими заводами и экспортным портом Козьмино. В зоне ответственности ООО «Транснефть – Дальний Восток» находится 15 нефтеперекачивающих станций, 2047 километров второй очереди восточного нефтепровода (ВСТО-2) и 294 километров отвода на нефтеперерабатывающий завод в Комсомольске-на-Амуре.

Читать полностью
Поделиться
Речному флоту не хватает дна

На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.

Читать полностью
Поделиться
Поезд в пригород: новые пути дальневосточных электричек

Большинство дачников отправится к своим участкам, в том числе, и на новых электричках, введенных в строй в марте этого года. Парк техники пополнили четыре поезда серии ЭП3Д, полностью из комплектующих отечественного производства: три в Приморском крае, и один – в Хабаровском. Это не первые, но и далеко не последние вестники масштабного развития сети пригородных железнодорожных маршрутов.

Читать полностью
Поделиться
Авиасубсидии приземляют к бюджетным реалиям

Сокращение бюджетной поддержки (как следствие, только в рамках программы субсидирования полетов внутри ДФО число пассажиров в 2024 году может сократиться более чем на 15%), отсутствие индексации, непростые процедуры для выхода на субсидируемые направления делают льготные маршруты не интересными для авиаперевозчиков. В поисках выхода из ситуации отраслевое сообщество ищет различные решения, в том числе не самые популярные. 

Читать полностью
Поделиться
И себе и Китаю: новые маршруты экспорта газа выгодны дальневосточным регионам

21 марта «Газпром» официально объявил о начале соединения газопроводов «Сила Сибири» и Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Участок трубопроводной системы Белогорск — Хабаровск станет одним из ключевых звеньев Восточной газовой программы, объединяющим Сахалинский центр газодобычи с Якутским и Иркутским. За счет этого появится еще один канал экспорта природного газа в Китай.

Читать полностью
Поделиться
Статусные разработки

Сотрудникам со статусом «молодой специалист» в сфере транспорта нефти положен целый ряд весомых льгот и бонусов. Даже одна из главных внеслужебных возможностей — участие в Международной научно-технической конференции (МНТКМ) — помогает молодым расти профессионально и делать большие шаги по карьерной лестнице. И это оправдано: конкурсные проекты решают актуальные рабочие задачи. Свежие идеи и инновации, успешность которых показывает практика, внедряются в производство и патентуются.

Читать полностью
Поделиться
Дорогое приграничье: перевозчики оценили издержки на пересечение границы с Китаем

Привлечь частные инвестиции в развитие новых складов на границе с Китаем помогут льготные условия для резидентов территорий опережающего развития (ТОР), которые президент России Владимир Путин поручил распространить на проекты по созданию транспортной и логистической инфраструктуры вблизи погранпереходов на Дальнем Востоке. В первую очередь компаниям нужны субсидии на кредиты, налоговые льготы, а также помощь при выборе земельных участков и запуске работ. Строительство новых складов позволит ускорить доставку товаров между Россией и Китаем, нарастить эффективность логистики и повысить производительность труда в логистической отрасли Дальнего Востока, подчеркнули эксперты «Деловой России». 

Читать полностью
Поделиться
Терминалы просят угля: профильные порты требуют приоритета на железной дороге

Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Рыба от «ТИГР»а

Рыба судовой заморозки дойдет до покупателя с Дальнего Востока в максимально короткие сроки. Транспортировка этой ценной продукции без опасности размораживания, а значит, без снижения качества, стала возможной благодаря так называемой НХЦ – непрерывной холодильной цепи. Накануне в Московской области в городе Электроугли ее замкнул ввод в эксплуатацию первой очереди холодильно-складного комплекса. Эксперты признают – продовольственная безопасность государства вышла на новый уровень.

Читать полностью
Поделиться
Дальний Восток на пороге смены автомобильной ориентации

В 2012 году, двое ведущих известной английской передачи «Топ Гир» Джереми Кларксон и Джеймс Мэй отправились в столицу КНР, чтобы сделать репортаж о китайском автопроме. Несмотря на изрядное количество бодрого британского юмора, телезвезды в конце передачи вынуждены были признать, что в течение пяти лет все будут ездить на китайских автомобилях. Предсказания Кларксона и Мэя пока не сбылись — причиной тому множество факторов, в том числе пандемия коронавируса, однако китайский автопром делает внушительные успехи и захватывает новые рынки сбыта. 

Читать полностью
Поделиться
ДФО другие надобны дороги

Основные технические параметры состояния сети автодорог в ДФО отстают от среднероссийского уровня. В ближайшие три года федеральный бюджет намерен увеличить финансирование автодорожного хозяйства на Дальнем Востоке. С 2024 по 2026 год на эти цели регионам федерального округа планируется выделить более 111 млрд руб., в том числе 101,7 млрд руб. — при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Таким образом среднегодовое ассигнование превысит прошлогодний объем финансирования почти в полтора раза. Удастся ли за данный период преодолеть разрыв к среднероссийскому уровню, пока не ясно. При этом отдельного решения требует вопрос с улучшением и содержанием дорог, ведущих к международным пунктам пропуска.

Читать полностью
Больше материалов