Как число 13 оказалось судьбоносным в становлении кофейной селекции в Еврейской автономной области
Когда в январе 2023-го губернатор ЕАО подарил полпреду Президента в ДФО зерна кофе, собранные с деревьев, выращенных в столице Еврейской автономной области, многие восприняли это как незатейливую PR-акцию. Но предприниматель из Биробиджана, чей кофе был презентован Трутневу, решил обеспечить себя собственным сырьём безо всякой медийной поддержки, хотя теперь и благодарен за бесплатную рекламу. Вкусовые качества зёрен первого урожая получили высокую оценку эксперта, и теперь «плантации» решено увеличить. Корреспондент EastRussia отправился в Биро-Би-Жанейро или Хитроград, как сами называют свой город жители Биробиджана, отведать местного «американо» и за историей о кофе по-биробиджански.
Научный эксперимент
Если въезжать в Биробиджан со стороны Хабаровска, то одно из первых заведений, которое вы встретите – это «Кофейня 13». Ее владелец – 33-летний Александр Романов - личность в небольшом городе с некоторых пор довольно известная: EastRussia, местные СМИ и паблики в соцсетях после того, как кофе по-биробиджански попробовал курирующий Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев, наперебой стали рассказывать о его «научном эксперименте».
Фото: «Кофейня 13»
А началось все с того, что Александр для антуража решил поставить в одном из своих заведений кофейное дерево, купленное в местном тепличном хозяйстве. Когда оно дало плоды удивились, и поставили ещё одно дерево, потом другое. Когда зерна собрали и вручную приготовили кофе, получилось граммов 500. Привезли «урожай» в Хабаровск на оценку Q-грейдеру (Q-грейдер – сертифицированный специалист, который определяет качество кофе) Олегу Кустову.
Кофейное дерево
– Как сейчас помню: идет такой Олег к нам, явно скептически настроенный к «биробиджанскому кофе», но, когда сделал первый каппинг, у него глаза расширились. И не только он, все, кто присутствовал на дегустаци, дали высокую оценку, - вспоминает Александр Романов.
Было решено: эксперименту быть! Кофейные деревья расставили во всех кофейнях, дома тоже пустого места не осталось. Первый урожай определили как «Арабика», правда, при этом у ягоды были замечены те или иные мутации: к примеру, кофейное зерно обычно состоит из двух половинок, а здесь одна или три.
Кофейные зерна
– Дерево меняется в новых условиях и по вкусу получается уникальная история, - рассуждает Александр Романов.
Объемы собственного – биробиджанского - кофе стали расти, последний раз собрали два килограмма. Пили сами, угощали других. В коммерческую историю предприятия по выращиванию кофе Александр не сильно верит. Говорит, что создать плантацию в условиях Дальнего Востока вряд ли получится, слишком сложно достичь нужной влажности в 70%.
- Хотя в китайцев три года назад, когда они начали выращивать кофе, тоже никто не верил. Теперь же они сильно «поджали» бразильцев, - размышляет Александр.
«Моя маленькая Колумбия»
Александр все же решил построить теплицу, где будет выращивать кофейные деревья. Региональные власти проект поддержали, обеспечив условно бесплатным теплом – «обраткой» от двух муниципальных котельных.
Комплекс общей площадью тысяча квадратных метров будет готов уже в конце апреля, оранжерея будет небольшой - на 40 «квадратов». Там же откроется новая – пятая по счету – кофейня, а также цех прожарки кофе, спортзал, который могут бесплатно посещать дети в возрасте до 18 лет, и бесплатная репетиционная база с необходимым набором инструментов и аппаратуры для местных музыкантов. Но об этих проектах – отдельный разговор.
– Хочу приходить в теплицу и пить кофе в окружении кофейных деревьев. Пусть это будет «моя маленькая Колумбия», - мечтает Александр.
В теплице будут созданы необходимые условия: температура, свет (кофе не любит прямой свет), влажность.
«Неламповый кофе»
Кофейные деревья разместятся не только в новой оранжерее, но и… на подоконниках бюджетных организаций, ими заменят фикусы и прочие растения. Все же Александр – предприниматель и планирует хоть как-то капитализировать свой «научный эксперимент». Когда число деревьев дойдет до 300, то можно будет собирать пару мешков зерен, обрабатывать их и продавать микролотами на кофейной бирже, как некий «эксклюзив с Дальнего Востока».
- Есть такие лоты, где цена за килограмм кофе может доходить до 50 тысяч рублей. Ведь тот же бразильский кофе обрабатывается в промышленных масштабах, у него нет душевного, кропотливого ручного труда. Мы же обрабатываем вручную, так что наш кофе – «ламповый», - рассказывает Александр Романов.
«Хитрый кофе»
Летом в Биробиджане будут высаживать кофейные деревья прямо на улице, но это уже больше имиджевая история. Пока же Александр проводит в городе кофейный фестиваль «Давай займемся кофе», за плечами организация двух чемпионатов для бариста.
– Я хочу связать два слова: кофе и Биробиджан, поэтому мы стремимся к статусу «Биробиджан – кофейная столица». Думаю, что мы «влетаем» в кофейную повестку, - говорит Александр.
Кстати, отмечает он, в городе увеличились так называемые «офисные продажи», когда кофе покупают в офис. Да и в кофейни люди стали заходить чаще.
Мы, увы, попробовать «кофе по-биробиджански» не смогли - попросту не хватило, партии пока слишком маленькие.
Пятница, 13-е
Напоследок спрашиваю его про название кофеен: почему «Кофейня 13»?
– Это личная история. У меня двое сыновей родились в пятницу, 13-го. Если лечу в самолете, то обязательно 13-й ряд достается. Покупаю машину – в номере по-любому число 13 есть. Поэтому, когда встал вопрос про название для кофейни, то подумал про 13, в ней же есть что-то про суеверие, в суеверии есть про кофе, вот и связалось, - рассказывает Александр.
По аналогии с преференциальными режимами ТОР и СПВ федеральная сеть разливного пива «Пив&Ко» разработала для предпринимателей из Дальневосточного федерального округа собственное предложение по открытию и развитию бизнеса. Для этого достаточно жить и работать на Дальнем Востоке.
Предложение заключается в том, что любой желающий может открыть магазин разливных напитков по франшизе от «Пив&Ко», вложив 2,5 млн рублей. Это на миллион рублей меньше, чем вложения в франшизу STANDART. Условие одно: магазин должен быть открыт в одном из 11 субъектов ДФО.
Перспективная территория
Казалось бы: Дальний Восток – самый дорогой макрорегион России. Сложная логистика и удаленность от основных экономических центров страны делают любой реализуемый на этой территории проект более дорогостоящим в сравнении с аналогичными в европейской части страны. Впрочем, отмечают менеджеры «Пив&Ко», именно дальневосточные предприниматели проявляют большую решительность при ведении бизнеса.
«Сначала все было спонтанно: заявки оставляли люди из разных уголков нашей страны, но предприниматели с Дальнего Востока всегда были более решительными, они поверили в наш проект. Это сыграло важную роль в успешности «Пив&Ко» на Дальнем Востоке и в достижении высоких показателей чистой прибыли», - рассказывает руководитель отдела продаж «Пив&Ко» Константин Рябенко.
Сегодня в макрорегионе работают 83 торговые точки, все они открыты по франшизе. Еще четыре на стадии открытия. Первый магазин в Дальневосточном федеральном округе открылся в конце 2017 года во Владивостоке, сейчас у этого первого партнера уже восемь магазинов.
В 2019 году открылся магазин в Благовещенске, затем «волна» пошла дальше: Бурятия, Якутия, Забайкалье, Хабаровский край, Приморье, Камчатка, Еврейская автономная область, Сахалин. Показателен пример Петропавловска-Камчатского, где долгое время не удавалось найти партнера. В итоге им стала девушка, для которой этот магазин стал первым.
«У нас в бизнесе около 80% франшизы – мужчины. Но наш партнер-девушка на Камчатке подошла к делу ответственно, приезжала к нам в Екатеринбург на обучение», – отмечает Константин Рябенко.
Дальневосточная специфика
Менеджеры «Пив&Ко» отмечают, что в каждом дальневосточном регионе своя специфика. К примеру, в Чите запрещен розлив пива в потребительской таре в помещениях, находящихся в многоквартирных домах — это первые этажи жилых домов и прилегающие к ним территории.
«То есть, если ты хочешь открыть магазин с пивными напитками, тебе нужно искать отдельно стоящее здание. Для бизнеса это дополнительные сложности, многие магазины закрываются. Но, с другой стороны, это дает толчок развитию коммерческой недвижимости и сокращает число конкурентов. Что касается «Пив&Ко», мы с самого начала думали стратегически и не брали помещения на первых этажах жилых домов», - рассказывает представитель отдела аренды «Пив&Ко» Денис Латыпов.
Тут положительную роль также сыграл приход на Дальний Восток таких крупных федеральных ретейлеров, как «Пятерочка» и «Магнит».
«С прошлого года на Дальний Восток начали экспансию и другие федеральные сети. И для нас это плюс, потому что с федералами об аренде помещений договориться проще, чем с региональными компаниями. Более того, к нам прислушиваются, поскольку мы пришли на этот рынок раньше», - отмечает Денис Латыпов.
При этом у «Пив&Ко» есть собственные внутренние критерии отбора помещений, основанные на аналитике.
«Есть жесткие запреты: например, даже несмотря на нехватку помещений, мы никогда не дадим партнерам открыться в цокольном этаже здания. Только первая линия. Плюс желательно наличие рядом крупных федеральных ретейлеров, для создания дополнительного трафика».
Далекий Дальний
Из-за географической отдаленности на Дальнем Востоке есть сложности с ассортиментом продукции, причем, это касается не только пивных напитков. У местных покупателей, как правило, очень маленький выбор, который в основном состоит из местных поставщиков и производителей. «Пив&Ко» привезло уникальный ассортимент,
«Когда мы только заходили, работали лишь с местными компаниями, кропотливо подбирали пул поставщиков и посредников. Сейчас эта цепочка полностью отстроена. Все этапы по подбору и поиску помещений, по строительству, составлению ассортиментной матрицы происходят дистанционно, так как компетенции за время присутствия у нас уже наработаны. Партнер получает готовый пул поставщиков, готовую бизнес-модель, готовых партнеров в плане вывески, мебели, оборудования», - рассказывает Денис Латыпов.
Парадоксально, но при отсутствии должного ассортимента, дальневосточники избалованы… изобилием, это тоже необходимо учитывать. К примеру,
«Грубо говоря, если на Урале наши посетители считают изобилием 25 кранов с пивом, то в восточных регионах нужно 150 кранов. Вместо небольшой витрины с рыбой – огромный холодильник. Сказывается близость моря. В наших магазинах присутствуют как сорта местных производителей, ориентированные на консервативных покупателей, так и уникальные сорта пива, которые создают только для магазинов «Пив&Ко» и которые так полюбились местным покупателям», - отмечает руководитель отдела Сопровождение Лион Моргунов.
Поработать пришлось и с ценой, ведь на Дальнем Востоке все дороже, чем во многих других регионах страны в несетевых магазинах.
«Недавно читал исследование о том, сколько стоит самая дешевая бутылка пива в разных регионах страны. В среднем по Свердловской области этот показатель составил 77 рублей. А в Якутии этот же товар обходится розничному покупателю в среднем в 135 рублей. Причины – дорогая логистика и неразвитость рынка. Но мы смотрим на это позитивно: это большие перспективы для развития», - отмечает Лион Моргунов.
Главная особенность и главное преимущество развития бизнеса в регионах Дальнего Востока — эксклюзивность предложения на розничном рынке: у «Пив&Ко» построена прямая отгрузка эксклюзивных товаров в каждую торговую точку, что позволяет активно развивать бизнес и иметь преимущество. Основной закуп товаров происходит на местном рынке, в итоге получается максимально рентабельная матрица товаров, но при этом отличная от всех конкурентов.
Все это порой приводит к неожиданным результатам. К примеру, лидером среди всех по продажам стала столица БАМа – Тында.
Все учтено
Все эти моменты и особенности были учтены при составлении уникального предложения для дальневосточных предпринимателей. К примеру, торговые точки запускаются на общей площади до 50 кв метров, это меньшие затраты на открытие, чем при франшизе STANDART. При этом чистая прибыль сохраняется за счет меньших операционных затрат. Также в «дальневосточных» магазинах присутствует ограниченный, лишь самый популярный ассортимент, за счет которого рентабельность остается на высоком уровне.
«Эксклюзивный формат франшизы в ДФО мы активно презентуем с июня 2024 года. Раньше мы давали возможность работать в этом формате лишь нашим опытным франчайзи. Сейчас, когда уже есть большой опыт и понимание, как действовать наиболее эффективно, мы открыли его для всех партнеров – действующих и новых, кто только хочет работать с «Пив&Ко» на территории Дальневосточного федерального округа», - рассказал руководитель отдела продаж «Пив&Ко» Константин Рябенко.
В данном формате учтено даже большое расстояние между Дальним Востоком и Екатеринбургом, где находится головной офис «Пив&Ко». К примеру, отпала необходимость приезжать менеджерам на Дальний Восток - в регионах есть свои мастера франшизы, удаленно происходит и взаимодействие с партнерами: они сначала проходят обучение в компании, где получают полный пул знаний, стандартов работы, знакомятся со всеми особенностями ведения бизнеса в сфере разливных напитков, а после обучения сопровождение, контроль за стандартами работы происходит путем предоставления видео и фото отчета от партнера, которые подвергаются анализу и дается обратная связь.
Даешь 100!
До конца текущего года «Пив&Ко» планирует преодолеть отметку в 100 магазинов в Дальневосточном федеральном округе. Для этого осталось запустить 17 магазинов, то есть по 2-3 в месяц, что, по оценке менеджеров компании, более чем реально.
Николай и Алина Хроменко — пчеловоды с современным подходом к делу. Кроме пасеки и хозяйства в Облученском районе ЕАО у четы есть раскрученный бренд BeeDzen, линейка фасованных медов и других продуктов под этим брендом, столярное производство, сувенирная продукция. Всё это обеспечено грамотным маркетингом, имеет 100% сбыт и приносит прибыль. Глава семейства рассказал EastRussia о том, как шли к успеху, о делах текущих и планах на будущее.
— Николай, как перезимовали ваши пчелки, как начали сезон?
— К счастью, хорошо. В отличие от Приморья, где по некоторым данным до 70 000 пчелосемей погибли из-за вируса, который завезли с породами пчёл, несвойственными Дальнему Востоку. А у нас в ЕАО, наоборот, взяток (взя́ток — количество нектара и пыльцы, собираемое пчелиной семьёй за определённый период времени — прим. автора) в прошлом сезоне был хороший. Пчёлы нашей дальневосточной породы сильные, и зимовка прошла благополучно. Они приспособлены к местному климату и нашим специфичным взяткам – активным, обильным и краткосрочным. У нас не как на западе, где взяток растянут во времени и пчела потихоньку собирает урожай, у нас ловить момент нужно. К счастью, наш Облученский район, да и вся ЕАО, богаты на медофлору. По сопкам есть липа, бархат, клен, аралиевые, сирень амурская, а в поле благодатное обилие цветов. Для пчеловодов Еврейская автономная область вообще жемчужина, потому что расстояния маленькие, всё сконцентрировано, и кочёвка если даже и есть, то кочуешь, ну на 30-60 километров максимум.
— Николай, сейчас нахвалишь, и твои конкуренты ринутся в ЕАО!
— И это было бы даже хорошо. Я испытываю горечь за профессию, она стала считаться устаревающей. Нет притока энтузиастов, молодёжи. С каждым годом пчеловодов всё меньше. Знакомые распродают пасеки, уезжают. А надо, я считаю, вести рекламную кампанию — пожалуйста, приезжайте из Москвы, и других Русских градов, берите Дальневосточный гектар, а мы, кстати, его взяли, стройте свои дома здесь и занимайтесь пчеловодством, при грамотном подходе это выгодно!
— Когда-то не так уж и давно, вы с женой Алиной именно так и поступили. Каковы результаты сегодня?
— Да, начинали с пяти ульев. Сейчас, по принятым меркам у нас среднее, профессиональное хозяйство. Есть все необходимые постройки, цех по откачке мёда, оборудование, техника. В прошлом сезоне было 150 пчелосемей, сейчас 80. Сократилось лишь потому, что я продал в Приморье около 200 пакетов пчелосемей для восполнения их популяции, пострадавшей от клеща и вируса. Так что этой весной я осознал, что можно делать бизнес еще и на этом — на продаже пчелосемей.
— С зимовкой пчёл всё понятно. А чем занимались зимой вы с Алиной?
— Осенью завершили сезон, поставили пчёл в омшаник и уехали в Москву. Там занимались развитием нашего бренда «BeeDzen», продвижением продукции, продажами. Добавили к нашей медовой линейке чай. Сейчас этот чай и мёд пакуем в красивые деревяные шкатулки и набором продаём. Под ещё одним брендом стали работать, есть у нас торговая марка — «Сугрев». В данный момент собираемся на разведку в Гуаньчжоу. Хотим найти заводы, которые производят жестяные банки для чая, чтобы снизить себестоимость своего продукта. Участвовали в выставке «Россия» на ВДНХ. Это было очень полезно, расторговались хорошо и с покупателями напрямую пообщались. Если Москва зовёт, то надо на этот зов откликаться. И даже сейчас, в Облучье, параллельно с работой на пасеке эти московские вопросы не отпускаем, дел очень много.
— Многие подумают, неужели хочется из Москвы приезжать в Облучье?
— Да, хочется. Дальний Восток зовёт нас всё время. В это трудно поверить, но это так. Жена моя из Москвы, у неё была престижная работа переводчицы в иностранном посольстве. Но Алина избрала жизнь со мной здесь. Ей сейчас в Москву надо поехать, а она не хочет, говорит, что сидела бы и сидела в этих сопках. Хотя без дела она, конечно, не сидит, составляет чаи из сборов, льёт восковые свечи и сувениры, это тоже продаётся, даёт мастер-классы местной детворе по декоративному творчеству, развивает линейку одежды для дальневосточников. Ну и весь наш стиль, брендинг, маркетинг, PR, это всё на ней.
— За время ваших зимних мероприятий удалось ли найти новые рынки и покупателей?
— Конечно. С фасованным мёдом можно зайти хоть куда. К нам есть даже интерес из Саудовской Аравии и Омана. Но мы вот прямо сейчас не готовы работать на экспорт. Нужны большие объёмы качественного мёда. И на этом пути большие риски, мёд ведь продукт сложный, и к его качеству на международных площадках очень строгие требования. Могут оштрафовать за малейшее отклонение от норм и заставить утилизировать партию.
— Вы можете обеспечить хорошее качество?
— Да, вот что-что, а это можем, Облученский мёд очень хорош. Можем и уликов настрогать и количество пчелосемей нарастить. Но как уследить за всем, от столярки и до маркетинга? Для этого уже нужна команда, надо приглашать специалистов, нанимать людей и это момент, который сложно перешагнуть. Есть местные трудности с кадрами. Сейчас я готов платить столяру 60 тысяч в месяц, но не могу найти такого человека. Так что мы «аккуратничаем» в масштабировании, и не рискуем расширяться до промышленных объёмов. Хотя хотим. Который год убеждаемся, что Облучье хорошее место, чтобы производить мёд и продавать туда, где его хорошо кушают.
— Чувствуете ли вы внимание власти?
— В этом плане всё очень здорово. Мы очень благодарны и за гектар, и за соц.контракт и другие меры поддержки. Прямо говоря, система поддержки малого бизнеса — центр «Мой Бизнес» и Инвестиционное агентство ЕАО — нас и вырастила, создала. Без них бы не было ничего. Мы бы не пошли в эту тему, если бы не было оттуда реальной помощи. Я скорее всего уже лет десять назад переехал в Москву и строил жизнь там. Мы нашлись на радарах таких людей, как Михаил Юркин, руководитель Инвест агентства ЕАО, которые занимались поиском предпринимателей вроде нас. Они возили нас на крупные производства, в бизнес-миссии. И эти поездки нам давали понять, что всё возможно. Нас вдохновило это всё. В такой поездке мы и продали свои первые две тонны мёда! Они свозили нас на выставку WorldFood Moscow, там мы нашли нашего основного партнёра, который и сегодня покупает у нас почти весь мёд. В ЕАО с поддержкой всё классно, точечно и доступно.
— То есть механизм этот действующий?
— Это супермеханизм! И он создаёт небывалую мотивацию для предпринимательства в России. Государство для этого делает всё возможное. Вопрос только в том, как люди этим воспользуются. Можно ведь дать топор и храм построить, а можно дать топор и головы рубить. Мы строим. Время заниматься бизнесом!
Макса Восьмого — Максима Александровича Кассапа — на Камчатке знают если не все, то почти все. 48-летний шоумен, музыкант, радиоведущий с семнадцатилетним стажем, душа компании, счастливый муж и отец двоих детей, йог, вегетарианец и пропагандист здорового образа жизни в 2016 году вместе с супругой открыл экопекарню «Вегетория». Продукция быстро завоевала камчатского потребителя, и каждый год выпускает вкусные новинки, которые быстро залетают в топ. Предприниматель рассказал EastRussia, как пришёл к своему делу, чего достиг, к чему стремится.
— Максим, почему, имея богатый опыт в масс-медиа, ты решил стать пекарем? Несомненно, это весьма достойное занятие, но интересно как ты к этому пришел.
— После ухода с работы в медиахолдинге мы вместе с женой открыли магазин здорового питания. Мы вегетарианцы, нашли свою аудиторию, и именно от них получили запрос на «здоровый» хлеб. У наших друзей в Новокузнецке есть маленькая пекарня, где пекут бездрожжевой хлеб, они дали нам первые рецепты и раскрыли секреты производства. Региональный фонд поддержки предпринимательства, просмотрев наш бизнес-план, на удивление очень быстро выдал грант на развитие пекарни. Никто не имел ни малейшего опыта в производстве хлеба, но мы просто были уверены, что на Камчатке нужен такой хлеб — без дрожжей, консервантов, стабилизаторов и улучшителей — на ржаной и пшеничной живой закваске.
— Какой хлеб любят на Камчатке и что еще в ассортименте «Вегетории»?
— У нас более 50 наименований продукции. Помимо разных видов хлеба, это и печенье, и хлебцы, и пирожки, круассаны, крекеры, сухарики. Отличная намазка для хлеба – песто из черемши. Его мы тоже производим по собственным рецептам. Наш первый хлеб — «Чешский», родоначальник нашей пекарни, этот рецепт серого хлеба с добавлением семян подсолнечника и кориандра мы оставили в первоначальном виде, а все остальные привезенные рецепты видоизменили, плюс разработали собственные. В каждом регионе свои предпочтения по хлебу. У нас на Камчатке любят темный ржаной хлеб.
— Хлеб с черемшой – звучит заманчиво. Расскажи, пожалуйста, подробнее о локальных продуктах, которые входят в ваши рецептуры.
— Вывели темный ржаной хлеб с добавлением черемши, назвали «Берингийский». Именно этот хлеб берут с собой в гонку каюры, он мягкий, с душком черемши, хорошо хранится, всем понравился. Это один из наших самых популярных сортов. А первый хлеб, который мы испекли с использованием местного продукта, — это хлеб «Камчатский» с морской капустой. Он быстро понравился камчатцам. Ламинария – колоссально полезный продукт. Также в сотрудничестве с камчатскими учеными делаем хлеб «Морской» с добавлением альгинатного геля – это продукт переработки камчатских бурых водорослей. Польза невероятная! На вид этот гель неприглядный, и применять его в пищевой промышленности было сложно, однако в хлебе он нашел свое место. В каждую ржано-пшеничную булку мы добавляем 50 граммов альгинатного геля. Хотим сертифицировать его для школьного и дошкольного питания.
Также мы прорабатываем идею использования наших камчатских ягод. Так, в сотрудничестве с компанией «Юнет», которая создала термостабильный джем из жимолости, выпускаем круассаны. Они тоже сразу попал в топ, выиграли кучу наград. Нас интересует и шикша, и голубика, и другие камчатские дикоросы. Вот с папоротником тоже делаем начинку для пирожков – папоротник тушеный с тофу.
— Часто ли участвуете в конкурсах, какие есть награды?
— С первого года открытия принимаем участие в конкурсе «Лидер качества Камчатского края». Ежегодно представляем свои новинки. Комиссия проверяет сертификацию, оценивает органолептику, упаковку, и для нас само участие — показатель того, что мы делаем все правильно. А когда дают награду, мы понимаем, что все делаем еще и хорошо! Также принимаем участие в премии «Лидер качества XXI века». Почти все наши хлеба имеют медали. Есть и экологический сертификат. Никаких вредных добавок, смесей для выпечки не используем, у нас все натуральное без дрожжей. Все честно: закваска, мука, вода, дикоросы.
— «Вегетория» – это в первую очередь бизнес или продвижение идеи здорового питания?
— Для нас это в первую очередь идея, которая больше похоже на служение, чем на бизнес. Идея в том, чтобы дать камчатцам питаться правильными полезными продуктами. Мы маленькая пекарня в маленьком городе и всегда готовы идти навстречу своим покупателям. Это не суперликвидный бизнес, но в целом окупается. Главное, что это хорошее, правильное дело.
— Масштабироваться пока не собираетесь?
— Выходить в другие города России пока не хотим. Мы планируем остаться уникальной пекарней, камчатской фишкой и достопримечательностью. Но технологиями и рецептами делимся: по нашим рецептурам делают хлеб во Владивостоке, в Хабаровске заинтересовались.
— Есть какая-то глобальная идея на будущее развитие?
— Наши планы — продолжать делать вкусный и полезный хлеб. Хочется обновить техническую базу, оборудование, запустить новые виды хлеба, безглютеновую продукцию, развивать линейку продуктов без сахара. Расширяемся вглубь! Чай начали делать с ягодами. Магазины здорового питания есть. Хочется кафе вегетарианского питания открыть. Но это в долгосрочных планах.
— Как бы вы представились незнакомому человеку на деловом форуме?
— Меня зовут Луценко Ольга, я предприниматель — руководитель группы компании которые занимаются научно-производственной деятельностью (разработкой) продукта и его реализацией.
Мы производим бытовую химию и уникальную линейку товаров по уходу за телом на основе эндемиков Дальнего Востока, благотворно влияющих на здоровье человека по средствам воздействия на кожные покровы и дыхательные пути.
Также разработали и реализуем эмали на основе латекса: водно-дисперсионные краски и гидроизоляционные материалы для покрытия фундамента и крыш, эмали и пропитки по дереву, которые являются антисептиком и сохраняют целостность и цвет древесины.
— Вы преуспевающий предприниматель, вы считаете себя богатой?
— Смотря, что вкладывать в это слово? Для меня, например, нету людей бедных. Потому что, если смотреть с финансовой стороны — это один аспект, а если с духовного плана — это другой аспект.
Я считаю, что я на уровне, но мне есть к чему стремиться.
— Как вы пришли в бизнес? На кого учились?
—Я закончила Хабаровский индустриальный техникум по специализации бухучет и аудит. Далее продолжила обучение в Академии экономики и права, получила высшее образование по специальности – я экономист.
Прошла обучение по президентской программе и получила ещё одно высшее образование —по специализации инновационный менеджер.
Работала в финансовом отделе районной администрации Хабаровска, налоговой Инспекции, в финансовом отделении министерства обороны. Там я поняла, что бюджет —это не совсем моё и ушла в бизнес, потому что в бюджете от тебя мало что зависит, ты просто должен быть винтиком в механизме. Ты не влияешь на ход движения, а мне очень нравится создавать бизнес, строить его по кирпичику.
У меня более 20 лет опыта в руководящей должности, накоплен большой практический опыт. Сейчас я периодически консультирую людей как создать бизнес или как спасти бизнес в роли антикризисного менеджера.
— Когда вы пришли в предпринимательство, вы ведь понимали, что это риски?
— Любой предприниматель этим и отличается от простого сотрудника: он готов рисковать, брать ответственность, создавать и строить.
Вот я, наверное, из тех ванек-встанек или неваляшек, которые независимо от количества кризисов и рисков двигаются вперед. Если спросить: «Почему?» — потому что я не одна, у меня есть команда, люди за каждым из которым, стоит его семья, его дети – ответственность перед людьми и вера в общее дело придает силы двигаться вперёд.
Я сама мама, у меня две дочери. Поэтому всё людское мне не чуждо. Они у меня обе спортсменки, занимаются активно, выигрывают медали. Именно в спорте нет слова «хочу-не хочу», есть слово «надо», и неважно девочка или мальчик. Я считаю, что это направляющая для формирования характера. Личность, которая будет строить лучший мир.
— Как начинали?
— Сначала мы возили бытовую химию, потом я посмотрела, подумала: «А зачем нам её возить, когда мы можем ее сами делать?». Мы решили попробовать сами сделать, у нас получилось. Дальше пошли, начали оформлять торговый знак, стали оформлять сертификацию, разработали свою линейку.
— Предположу, что переход от «купи-продай» к производству был непростым.
— Любое производство — это игра в долгую. Производство — это станки, оборудование, сырьевые компоненты, тарные и упаковочные материалы. Но обретут они ценность только, когда ты их преобразуют в полезный продукт. Все, кто принимают участие в производстве — создатели.
За счет того, что мы выстраивали долгосрочные отношения со всеми нашими партнерами, я лично со всеми знакомилась, ездила по стране, потому что мне важно не только слышать голос в телефоне и документами обмениваться, мне важно понимать, с кем я работаю.
Бизнес прежде всего не про деньги – бизнес про отношения.
— Если сравнивать западные регионы страны и Дальний Восток — где проще вести бизнес? Смогли бы Вы открыть подобный бизнес в европейской части России или на юге?
—Я считаю, что вообще Россия начинается с Востока. Здесь, на этих рубежах тоже кто-то здесь должен жить и созидать. Во-вторых, тут такая своеобразная конгломерация очень интересных людей, и я считаю, что здесь можно пробовать разные проекты на жизнеспособность. И если они хорошо отрабатываются, их можно тиражировать на всю Россию. У меня эта идея есть, поэтому я вошла в совет при мэрии Хабаровска, потому что я очень хочу, чтобы наш бизнес выходил на экспорт, ближайшими странами, в частности, Китай, Индия, Африка. Я думаю, что отношения рано или поздно наладятся и с другими странами, будем максимально со всеми общаться и развивать здоровый бизнес. А что касается открыть бизнес на западе — думаю, что смогла бы, хотя там риски выше, потому что там таких компаний очень много, там очень большая конкуренция.
— Выстраивая бизнес опирались только на собственные силы или пользовались мерами поддержками?
— Пользовалась. Центр «Мой бизнес» помог с рекламой на телевидении, «АПИРИ» — это агентство привлечения инвестиций и развития инноваций — с ними взаимодействуем. У них есть прекрасный инжиниринг, его можно провести с софинансированием государства, процедура не дешевая, благодаря софинансированию это доступно малым предприятиям. Имея на руках официальное заключение, что предприятию требуется автоматизация можно получить государственный грант. Либо на свои средства, либо с помощью лизингового продукта банка.
Центр поддержки экспорта, мы с ними тоже взаимодействуем, на встречах с экспортерами или теми, кто только задумался выходить на экспорт, рассказываю, что в принципе, не надо им строить свой завод, есть наше производство. Обращайтесь к нам, я мы сделать продукцию под ваш СТМ (собственная торговая марка).
Кроме того, мы пользовались Гарантийным фондом при взятии кредита.
Если брать, например, местные региональные поддержки, они какие-то немножечко несуразные. Я пытаюсь этот вопрос сейчас решать в совете предпринимателей, потому что у них есть субсидии, например, отдельно на перевозки, отдельно на рекламу, отдельно на электроэнергию. И на получение каждой нужен отдельный пакет документов — на электроэнергию, на рекламу… Считаю, что должен быть комплексный подход, всё должно быть централизовано, «Одно окно» как говорится. Пакет документов должен быть минимален.
— Подводя итог, что нужно, чтобы разбогатеть на Дальнем Востоке? Вот человек, какой-то у него есть план, идея, ему что-то нравится делать. Очень часто люди начинают бизнес строить, думая так: «Я классный парикмахер, я организую парикмахерскую и буду зарабатывать». Начинают и прогорают…
— Из десяти предприятий остается одно-два. Это статистика. А статистика такая, потому что человек не взвешивает свои возможности. Финансовая грамота обязательно нужна. Идейность нужна. Стрессовая устойчивость нужна. Неваляшество нужно — упал-поднялся! И очень часто вместо рассуждений надо брать и делать.
Камчатский мастер по изготовлению свечей и по совместительству мыловар Татьяна Гусева вносит свой вклад в развитие бренда полуострова. Она придумала шарообразную сувенирную свечу, которая создаёт иллюзию лавы, кипящей в жерле вулкана, а также различные варианты мыла из камчатских ингредиентов.
Татьяна Гусева (с недавних пор Степанова) со своей свечой «Лавовый шар» в 2022 году стала победителем Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» в номинации «Сувенир региона». Свеча представляет собой довольно крупный шар с углублением сверху, с внешней текстурой серо-бурого цвета, испещренной характерными бороздками. Когда свеча горит, они светятся оранжево-красным и создается ощущение, что внутри шара находится раскаленная лава. Свеча резная: рельеф создается при помощи ножа или специальной металлической петли. Все делается исключительно вручную – никакой штамповки, каждая – уникальна. До сих пор Татьяна – единственная, кто занимается таким на Камчатке.
Татьяне 43 года, замужем, в прошлом юрист, но сейчас полностью отдает себя творчеству. Рассказывает, что заниматься изготовлением свечей было ее детской мечтой: ещё подростком в 90-е годы в телепередаче «До 16 и старше» увидела сюжет о девочке, которая изготавливала резные свечи, и тут же загорелась этой идеей. Свою мечту исполнила через много лет — в 2019 году.
— Татьяна, насколько трудоемкий процесс изготовления резных свечей?
— Во-первых, оборудование довольно дорогостоящее, установка представляет собой специальные баки, в которых плавится парафин и поддерживается постоянная определенная температура, плюс-минус два градуса —и весь процесс насмарку. В каждом из 12 баков свой цвет парафина. На бесцветную основу — шести- или восьмигранный цилиндр — путем обмакивания наращиваются разные оттенки цветов толщиной примерно в полмиллиметра. На срезе видны все эти цветные слои.
Резные свечи – это полет фантазии. Помимо лавовых шаров я делаю в этой же технике свечи-шишки. Изначально я думала их назвать «яйцо дракона», но все в один голос твердят, что это шишка. Пусть так. Помимо резных свечей, которые не заливаются в формы, а создаются вручную, я изготавливаю формовые свечи — есть камчатская серия: кутхи, пеликены, волки, медведи, вулканы. Есть свечи с морской тематикой.
Прежде чем заняться свечным делом, Татьяна стала профессиональным мыловаром. В 2017 открыла первую мастерскую «Мыльная мануфактура Татьяны Гу».
– Татьяна, с 2017 года вы успели очень хорошо раскрутить свое творчество. Что вам для этого пришлось делать?
– Конечно, я много работала. А до этого прошла несколько крупных дорогостоящих обучающих курсов. Всегда участвовала в ярмарках, которые устраивала администрация на каждый городской праздник. То был этап становления, сейчас больше идут продажи через свой магазин-мастерскую, маркетплейсы. Региональный Центр поддержки экспорта мне помог создать страницу на «Ярмарке мастеров» – оттуда несколько работ уехало в Белоруссию, несмотря на большую стоимость доставки. Экспорт планирую тоже развивать, очень хочу выйти на рынок Китая. Хочу масштабироваться, а для этого надо оформить торговую марку. Кстати, первые шаги в этом направлении мы сделали: в прошлом месяце прошел ребрендинг и «Мыльная мануфактура Татьяны Гу» стала называться магазином-мастерской «Тарья». Тарья – это бывшее стойбище ительменов, располагавшееся на территории маленького поселка за Рыбачий в Вилючинске. Там прошло мое детство.
– Расскажите поподробнее, что особенного в вашем мыле?
– Я работаю и с готовой мыльной основой, и варю натуральное мыло «с нуля», причем из камчатских ингредиентов. Использую морскую воду, родниковую, талую, добавляя туда сок из местных ягод, крапивы. Пользуется популярностью и мыло на кокосовом молоке, и на шампанском. Добавляю разные смеси масел. Натуральному мылу требуется вызревание около месяца – сразу после приготовления им пользоваться нельзя (в отличие от мыла на готовой основе) – нужно, чтобы прошли процессы омыления и испарилась лишняя жидкость. По тактильным ощущениям натуральное мыло очень отличается от обычного. Сейчас делаю акцент на изготовлении именно натурального мыла – это самодостаточный вид творчества. Форма мыла есть в виде вулканов, ездила с ним на ВЭФ в 2022 и 2023 годах, чтобы оценить реакцию на мою продукцию некамчатской публики – разобрали все до последнего кусочка. Там покупали китайцы, филиппинцы, мои свечи улетели во Францию, Новую Зеландию и Австралию. Есть большая серия камчатской тематики – опять же медведи, кутхи, пеликены, коренные жители – всего 18 разных фигурок.
– Как вы считаете, в чем ваша особенность, фишка?
– За эти годы я наработала уровень мастерства. Плюс я использую не покупные, а авторские формы для мыла, мне все лепили из полимерной глины на заказ, по моим размерам и эскизам, а силиконовые формы я делала сама. Тут по максимуму ручная работа.
– Сколько мыла вы производите в месяц?
– С каждым годом объемы производства растут. Многое зависит и от сезонности: к Новому году, 8 марта и 23 февраля спрос сильно увеличивается и приходится варить больше. В среднем в месяц натурального мыла готовлю около 15-20 кг. С открытием магазина, думаю, объемы вырастут в 2-3 раза. Стоимость одного куска 550 рублей. Так как не все готовы потрать на кусок мыла такие деньги, и я делаю мини-наборы, они дешевле. Люди пробуют и часто возвращаются уже за полновесным куском.
– Мыловарение – довольно распространенное занятие. Как вы относитесь к конкурентам?
– В начале своей карьеры я очень ревностно и болезненно воспринимала новых мастеров, которые появлялись. Сейчас, пройдя множество обучений, мое мировоззрение поменялось и теперь с несколькими мыловарами мы даже сотрудничаем. Они в моем магазине выставляют свои товары, сейчас я их воспринимаю больше как помощников.
– Ваша продукция востребована больше туристами или местные тоже активно приобретают?
– И туристам, и местным жителям нравится. Турпоток на Камчатку в последнее время значительно вырос, в магазин заходят все больше и больше приезжих. Им хочется увезти с собой напоминание о Камчатке. Я изготавливаю свечи и мыло с камчатской тематикой и под реализацию – мою продукцию можно найти в аэропорту, на разных базах отдыха.
– Есть планы на развитие мастерской?
– Планирую активнее развивать обучающую деятельность. Мы регулярно проводим мастер-классы для взрослых и детей. Хочу начать сотрудничество с местными турфирмами, чтобы и гости приходили с пользой проводить время, пробовать что-то новое и иметь возможность забрать с собой результат своего творчества. В сувенирной мастерской будет разделение на магазин и на помещение для мастер-классов по изготовлению мыла и свечей. Также я начала заниматься гальванопластикой, буду и это развивать, разрабатывать мастер-классы. Будем изготавливать броши, заколки, шпильки, брелоки – путем омеднения природных материалов. В наш век цифровизации, когда люди привыкли лишь водить пальцем по гладкому экрану и не чувствовать других текстур, я уверена, что это направление будет очень востребовано. В будущем хочу открыть мастерские в других городах – уже есть предложения из Владивостока и Ульяновска. Добавлю, что я также изготавливаю серию парфюма для авто с камчатскими названиями, а к августу выпущу серию камчатских духов.
В поисках здоровых перекусов для себя и своего малыша Светлана Ишкова занялась изготовлением чипсов из фруктов и пастилы с помощью обычного бытового дегидратора. Спустя считанные месяцы она открыла дело, арендовала мини-цех и оснастила его на выигранные грантовые 500 тыс. рублей необходимой техникой, а теперь запустила линейку батончиков «Снэки со вкусом Хабаровского края». Ничем хоть близко похожим на предпринимательство в свои 25 лет Светлана раньше не занималась, а по образованию она юрист. Просто, когда решила открыть дело пришла в хабаровский центр «Мой бизнес» и спросила: «А расскажите, как…».
В небольшой комнате, которая гордо зовётся мини-цех, постоянно стоит негромкий гул от сушильных шкафов, а воздух насыщен ароматами апельсинов, яблок, груш, ягод… ещё чего-то непонятного, но вкусного. Невысокая девушка в шапочке и спецкостюме колдует над миской:
— Семена льна… семечки тыквенные… подсолнечные… кунжут и сироп топинамбура…
Так рождаются флаксы — зерновые крекеры, энергетические батончики, одним словом — полезная и здоровая замена бутерброду и чипсам. В них не зашкаливают углеводы, нет холестерина, жиры только полезные, включая Омегу-3, и большая порция витаминов группы А, В, D и Е.
— Сахара ни грамма! — категорически восклицает Светлана Ишкова, хозяйка этого островка вкусной и здоровой пищи, мама полуторагодовалого малыша и новоиспечённый предприниматель: зарегистрировалась в сентябре 2023 года. — Ни в одном из наших продуктов нет сахара. Даже в пастиле — ни мёда, ни сахара. Только вот в батончиках сироп топинамбура, который разрешён даже диабетикам.
Польза, натуральность и сохранение естественного вкуса — это те самые «три кита», на которых Светлана строит своё дело. Началось всё с глубоко личного — у малыша появились проблемы с кожей. Тогда-то как раз и родилась идея приготовить лакомство, но такое, которое бы не содержало химии и было бы максимально здоровым. Сначала, конечно, были поиски в магазинах, на рынках… Пастилу, например, найти не проблема, но один производитель, не стесняясь, подсыпает крахмал, другой также щедро добавляет сахар, усилитель вкуса, консервант. История знакомая всем, кто хоть раз читал то, что написано на этикетке.
В других случаях, рассказывает Светлана, всё основательно заливается мёдом, который вроде бы и полезен — хотя та ещё углеводная бомба, но забивает напрочь вкус других компонентов – будь то орехи или фрукты. Потому-то и пал выбор на дегидрацию — причём бережную.
— У меня процесс сушки идёт на 40 градусах, занимает он примерно 12 часов, — рассказывает Светлана. — Это позволяет максимально сохранить и полезные ингредиенты, и вкус. Я хочу, чтобы мои фруктовые чипсы из яблок были как яблоки, из апельсинов — как апельсины, а не как такие, которые пересушены, крошатся, и только отдалённый аромат напоминает о первоначальном вкусе оригинального продукта!
Это сейчас у Светланы два больших промышленных дегидратора с массой настроек, датчиков, постоянным контролем за процессом, а начинала она с обычного бытового «агрегата». Понятное дело, что угощала всех родных, друзей, близких, и когда накопилась критическая масса комплиментов, подумала: «Если это так хорошо, почему бы не поделиться этой вкусной пользой с другими? Почему не сделать на этом бизнес?». Идея практически со скоростью мысли преобразовалась в действия. И первым из них был поход в центр «Мой бизнес».
— По образованию я юрист, с красным дипломом, — продолжает рассказ Светлана. — Считаю, что я успешный юрист, и юриспруденция не только помогла мне, в становлении как личности, появлении каких-то амбиций, но и сейчас она мне помогает в производстве и организации бизнеса, хотя раньше я работала в найме — в группе компаний, которая занималась переработкой лома, отходов драгметаллов. И всё же как предприниматель я была абсолютным, ничего не знающим новичком.
Такие абсолютные новички, у которых из активов одна лишь идея, составляют внушительный пласт обращающихся в центр «Мой бизнес». Здесь работают, помогают, консультируют, учат, конечно же и тех, кто уже основательно стоит на ногах, но для начинающим здесь выделен особый ресурс.
— Преимущество центра «Мой бизнес» как раз в том, что мы на всех уровнях осуществления предпринимательской деятельности оказываем разный спектр услуг, — говорит Ксения Вязникова, директор центра «Мой бизнес». — Интересно и с начинающими поработать, к тому же, кто, если не мы, кто, если не центр оказания поддержки в качестве одного окна, сможет поддержать начинающего предпринимателя? Вывести его на тот уровень, который он желает, подсказать, дать ему знания, то есть мы— это не только про деньги история, а ещё и про знания. Также плотно мы работаем и с уже действующим бизнесом, у которого есть опыт, потенциал роста, который тоже может поделиться опять же с начинающими, поработать в некоторой коллаборации с ними. Плюс получить от центра «Мой бизнес» какую-то финансовую поддержку, масштабироваться до такого уровня, чтобы выйти на экспорт.
Светлана пришла в «Мой бизнес» в статусе самозанятой, и после цикла консультаций, обучения, поняла, что при все плюсах такого способа работы, есть и минусы. Самый очевидный — невозможность участвовать в больших мероприятиях типа городских, краевых ярмарок.
— Дело в том, что у граждан, которые зарегистрированы в качестве самозанятых, нет возможности получить декларацию соответствия, — поясняет Светлана. — А это та самая разрешительная документация, которая позволяет продукции выйти на, на уровень продажи через магазины, через сети и так далее. И вот я осенью зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, и получила эти документы в феврале. Так что у меня сейчас путь свободен!
Помимо знаний — но тут уже во многом заслуга и самой Светланы — получилось с подачи центра «Мой бизнес» разжиться стартовым капиталом в 500 тыс. рублей. Именно такого размера грант выиграла начинающая бизнесвумен в конкурсе молодых предпринимателей. Собственно, на эти деньги и был арендован цех, приобретено оборудование.
Помогли в Светлане в центре «Мой бизнес» и с требованиями Роспотребнадзора справиться — как никак пищевое производство, это не шиномонтаж! И даже с поиском названия для бренда и его регистрацией плечо подставили.
— Мой бренд называется «Loxia», и вот как всё было, — рассказывает Светлана. — Сначала я хотела название «Juicy snack», но пришла на очередную консультацию в центр «Мой бизнес», и мы проверили по открытым базам Роспатента: это название оказалось занято. Сейчас в России зарегистрировано порядка 900000 товарных знаков, и очень сложно придумать что-то новое. Мы стали думать, как же будет называться наш бренд и случился виток в сторону Хабаровского края, в сторону нашего колорита: мы стали изучать наших местных птичек, зверушек. И как раз-таки «Loxia» — это по латыни клёст. У нас есть такая птичка клёст-еловик, которая водится на Дальнем Востоке, и вот она стала основой нашего бренда.
Опять же в центре «Мой бизнес» Светлане посоветовали присмотреться к местному сырью, которое может стать основой, или ингредиентом для конечного продукта. В результате родился грантовый проект «Снэки со вкусом Хабаровского края» — энергетические батончики в составе которых и местная актинидия, и кедровый орех, и даже ламинария с побережья Охотского моря. Кстати, дизайн упаковки, рисунки для неё создала хабаровская художница Анна Плахотник.
Резонный вопрос: что дальше? О чём голова болит у молодой мамы и предпринимателя? Конечно же о продажах.
— Я очень надеюсь, что в ближайшее время мои фрипсы, пастила и флаксы появятся в магазинах, — делится Светлана. — Мне очень хочется, чтобы мой товар появился в наших каких-то аутентичных магазинах, которые тоже придерживаются философии пользы, продвижения бренда Хабаровского края. И конечно же будет доставка — буквально со дня на день заработает сайт, на котором можно будет выбрать и заказать доставку. В идеале, конечно, хотелось бы выйти на торговые сети, где я смогу реализовывать продукт, затрачивая минимальное количество времени на контакт с клиентом.
«А как же семья?!» — воскликнет дотошный читатель. Удивительно, но Светлане удаётся быть успешной и здесь, сохранять баланс между бизнес-производственными процессами и семейным уютом. Главное, считает наша героиня — правильно всё спланировать и распределить время.
— У меня получается держать этот баланс, быть мамой ребёнка, которому год и восемь месяцев, быть женой, которая любит, накормит, погладит, и быть предпринимателем! — уверенно заявляет Светлана. — При этом мне кажется, что я забочусь не только о своей семье, но и забочусь о людях, которые заботятся о своём здоровье посредством своего продукта.
Конечно же я не пропадаю на работе. Есть и выходные, и свободное время, более того, у нас есть семейные традиции — семейный ужин. Мы с родителями встречаемся, садимся за стол, обсуждаем, как прошла наша неделя. Делимся, выезжаем куда-то на природу.
Муж очень помогает. Мне даже кажется, что больше меня переживает за дело, потому что он понимает, что я девочка, что где-то я слишком эмоциональна и что это непростой труд, даже очень тяжёлый временами — в буквальном смысле. Вы сейчас видите уже готовую продукцию, и она весит немного, а за ней стоит и доставка, и подъём тяжёлых коробок. Я же покупаю фрукты оптовыми партиями по 20, 40, 50 килограммов. Вот ты купил, а муж на работе. Надо же как-то занести, входишь партиями, носишь…
На килограммы уже идёт и вес выпускаемой продукции — а ведь она «худееет» по сравнению с сырьём в десятки раз. Пока ежедневный выпуск составляет 20 килограммов. Про наращивание объемов Светлана говорит с осторожностью, надо наладить сбыт. Не хочет, чтобы залеживались полезные перекусы. Хотя у них и долгий срок хранения — 12 месяцев, но чем меньше полежало, тем больше пользы. А это главная философия Светланы Ишковой.