Проблемы развития транспортной системы страны и пути их решения рассмотрели топ-менеджеры отрасли на Восточном экономическом форуме
Бурный рост объемов грузоперевозок в портах Дальнего Востока, очевидно, опережает развитие транспортной инфраструктуры и ресурсов компаний, связанных с обеспечением логистики. В рамках профильной сессии на Восточном экономическом форуме представители отрасли отметили, что разворот на восток произошел очень быстро и очень неожиданно. Эксперты оценили перспективы развития традиционных и новых маршрутов, а также уделили много времени вопросам цифровизации и внедрения искусственного интеллекта.
фото: shutterstock.com
Участники дискуссии выделили два ключевых направления развития транспортной системы в России – увеличение мощностей для перемещения и хранения грузов, а также внедрение цифровых технологий, способных максимально упростить и удешевить стоимость и время обработки отправлений. Так, Андрей Северилов, председатель совета директоров FESCO, отметил, что в 2023 году компания увеличила емкость своих контейнерных линий на Дальнем Востоке практически вдвое: «По итогам года мы отчитаемся об увеличении контейнерного парка до 160 тыс. теусов (TEU – twenty-foot equivalent – прим. ред.) нашего собственного парка; количество судов контейнеровозов в нашем флоте достигнет 36. Тем самым транспортная группа FESCO попадет в топ-30 крупнейших транспортных компаний мира».
Увеличение транспортных мощностей отметил и Дмитрий Паньков, генеральный директор УК «Дело». Контейнерный парк компании за два года увеличился в два с половиной раза – до 234 тыс. двадцатифутовых контейнеров. Кроме того, УК «Дело» ускорила развитие терминальной сети в крупных индустриальных центрах – завершена реконструкция терминала на станции Забайкальск. «Это крупнейший сухопутный терминал, обеспечивающий сообщение России и Китая. На него приходится 30% всего сухопутного контейнеропотока. После реконструкции мощность терминала составляет 555 тысяч TEU в год», – отметил Дмитрий Паньков.
Объективным ограничением развития грузоперевозок на Дальнем Востоке традиционно воспринимается пропускная способность железных дорог. В то же время Олег Белозёров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД», отметил, что компания ускоренными темпами выполняет инвестиционную программу – в этом году объем вложений составил почти 1,2 триллиона рублей, из которых более 250 млрд относится непосредственно к увеличению провозных возможностей на Дальнем Востоке. По словам Олега Белозёрова, результат не заставил себя ждать – объемы грузов бьют рекорды: «Исторический рекорд перевозки в целом по восточному полигону – 275 млн тонн грузов в разные стороны мы перевезли. При этом в первый раз за всю историю больший груз поехал на восток, нежели чем на запад».
Не меньшее значение участники сессии уделили и технологиям обработки грузов. Андрей Северилов, отметил, что сегодня цифровизация занимает ключевое место в стратегии развития FESCO. «За три года мы очень сильно продвинулись в создании IT-проектов. У нас есть совместные проекты создания бесшовной логистики и с железными дорогами, и с таможенными органами. Для повышения производительности компании мы создали программу – цифрового двойника порта. Суть ее заключается в том, что еще до момента подхода судна к порту, операторы в порту уже знают, когда судно подойдет, где будет размещен тот или иной контейнер. Более того, там используется технология искусственного интеллекта, для того чтобы определить наиболее корректное место в порту», – рассказал Андрей Северилов.
Руслан Давыдов, врио руководителя Федеральной таможенной службы России поделился планами о внедрении упрощенного документооборота для грузоотправителей в режиме одного окна. По словам Руслана Давыдова, уже сегодня практически все грузы отслеживаются таможней в электронном виде, поэтому уже в перспективе ближайших лет бумажное сопровождение уйдет в историю.
Говорили участники сессии и о морских перевозках. Серьезным шагом в развитии станет внедрение цифровой платформы, которую разрабатывает ГК «Росатом». Екатерина Ляхова, директор по развитию бизнеса, отметила: «Развитие инфраструктуры невозможно без объединения всех сервисов на единой цифровой платформе. Это инструмент, который позволит перевозчикам своевременно получать информацию о ледовой обстановке, осуществлять экологический мониторинг, получать все необходимые данные для обеспечения безопасного прохождения». Революционным решением в области морских перевозок по Северному морскому пути станет создание трансарктического оператора связи. Как отметила Екатерина Ляхова, без устойчивой коммуникационной инфраструктуры все попытки реализовать цифровые сервисы на СМП и в Арктике в целом невозможны. Концепция создания такого оператора должна быть согласована в конце ноября и реализована в перспективе ближайших двух лет. В рабочую группу вошли и представители бизнес-сообщества и представители государственных регуляторов и органов.
Андраник Агафонов