Поделиться
Искусственный интеллект на госслужбе: как трансформируется платформа «Обращайся»
Поделиться

Как ИИ помогает госслужащим обрабатывать обращения граждан

Как искусственный интеллект помогает государственным и муниципальным служащим эффективнее работать с обращениями граждан? Основатель цифрового ассистента «Обращайся» Петр Бурцев рассказывает о трансформации платформы, внедрении ИИ и планах развития на ближайшие годы.

Петр Бурцев, фото из личного архива

— Петр, добрый день. «Обращайся» начиналась как уникальная среда, объединяющая функции соцсети, онлайн-приемной органов власти, правового консультанта, маркетплейса и новостной ленты. Как платформа трансформировалась к 2025 году?

— За это время мы претерпели несколько важных концептуальных изменений. Ранее основной фокус был на взаимодействии граждан с государством, но теперь мы концентрируемся на помощи госслужащим и муниципалитетам в обработке обращений. Наша цель — ускорить подготовку ответов на запросы граждан, повысить их качество и оперативность.

Сегодня «Обращайся» — это экосистема сервисов, которые облегчают работу чиновников. Платформа автоматизирует многие процессы, снижает нагрузку на сотрудников и обеспечивает межмуниципальное сотрудничество. Фактически, мы создаем деловую сеть с инструментами для обработки обращений.

— Как именно ИИ внедряется в вашу систему?

— Мы используем российские нейросети, такие как GigaChat, а также собственную разработку. Наша модель AI размещена на наших серверах и работает с векторными базами данных. Она самообучаемая и помогает специалистам формировать ответы на обращения, анализируя законодательство и прошлые кейсы.

— Можете привести конкретные примеры применения нового функционала «Обращайся» в работе органов власти?

— Сегодня наша система используется в более чем 300 муниципальных учреждениях. Она помогает сотрудникам в подготовке текстов, служебных записок, предложений и ответов на обращения организаций. Например, в конце 2024 года мы начали развертывание системы в Республике Бурятия и сразу получили положительные отзывы от муниципальных служащих.

Также активно работает муниципальная практика в Якутске: приложение установлено в территориальных администрациях города. Сотрудники используют AI для ускоренной подготовки ответов, что снижает нагрузку и повышает соблюдение сроков.

— Как происходит обработка обращений граждан через вашу систему?

— Мы не заменяем портал «Госуслуги», который работает с административными запросами, но берем на себя нерегламентированные вопросы жизнеобеспечения. Например, если в подъезде отключили свет, наша система позволяет быстро наладить взаимодействие между управляющей компанией, управой и энергослужбой, чтобы дать заявителю развернутый и оперативный ответ. 

Цифровой ассистент «Обращайся» уже помогает в более чем 300 муниципальных учреждениях. Фото из личного архива Петра Бурцева

— Вы разрабатываете собственную модель AI?

— Да. Мы создаем специализированную AI-модель, но поможет существенно сократить время на подготовку ответов. Рабочее название модели — «Туллук» (туллук по якутски- снегирь — прим. ред.), но оно, скорее всего, изменится.

— На каких вычислительных мощностях базируется ваша платформа?

— Сейчас мы используем облачные серверы российских провайдеров, таких как reg.ru и хранилища ВКонтакте. Данные пользователей остаются на наших серверах, не передаются в AI-модели сторонних компаний. В будущем планируем полностью перейти на собственные серверы.

— На каких условиях будет распространяться новый функционал «Обращайся»?

— Мы предлагаем подписочную модель, которая остается доступной для муниципалитетов. Также рассматриваем партнерство с крупными корпорациями, такими как Сбербанк и Яндекс, поскольку они развивают свои AI-платформы и заинтересованы в профессиональных пользователях.

— Для каких уровней власти ваш сервис будет особенно полезен?

— Мы фокусируемся на малых городах и крупных муниципальных округах. Основные пользователи — министерства, работающие с гражданами: здравоохранение, соцзащита, образование, культура, сельское хозяйство. Например, уже есть интерес со стороны министерства сельского хозяйства Республики Бурятия.

Мы также подписали соглашение со Всероссийской Ассамблеей развития территорий и территориального общественного самоуправления. В ближайшее время система будет запущена в семи регионах России: Калужской, Рязанской, Пермской областях, Республике Коми, Бурятии и Якутии. Мы видим огромный потенциал для масштабирования этой модели на всю страну.

— То есть ваша модель ИИ не будет публичной?

— Нет, это будет специализированная AI-модель для государственных и муниципальных служащих, помогающая автоматизировать подготовку ответов на обращения граждан. Сейчас специалисты тратят на это огромное количество времени, и наша задача — максимально упростить их работу.

— Как ваш сервис справляется с потоком обращений из разных источников?

— Сегодня чиновники получают обращения по разным каналам: через сайт, соцсети, звонки, бумажные письма. Это создает перегрузку. Мы разрабатываем инструмент, который автоматически сортирует и распределяет обращения, чтобы их обработка была быстрее и эффективнее.

Гражданин хочет получить ответ не через 30 дней, а в течение нескольких часов. Мы стремимся к тому, чтобы это стало возможным, и работаем над инструментами, которые позволят оперативно реагировать на обращения, исключая бюрократические проволочки.

беседовал Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Теперь у нас есть квартира: почему в Приморье растет спрос на ДВ-ипотеку

За девять месяцев 2025 года в Приморье заключено 6 454 ипотечных сделок. Из них 54% приходится на дальневосточную ипотеку. Это на 10% больше, чем в 2024 году. Как отмечают в правительстве края, росту показателей способствуют комплексные меры поддержки строительной отрасли и работа с адресатами программы. В 2025 году ДВ-ипотекой воспользовались сотни приморских семей, включая врачей, педагогов и работников культуры старше 35 лет.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор социальной сферы ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке расширяется действие программ, направленных на повышение доступности жилья, таких как дальневосточная ипотека и льготная аренда. В том числе снимаются некоторые ограничения, касающиеся возраста, семейного положения, работы потенциальных заемщиков. Меры принимаются на фоне сокращения программ льготных жилищных кредитов в стране в целом. Важным вопросом остается повышение качества жизни в ДФО и Арктике, где в настоящее время реформируется система организации северного завоза на отдаленные территории.

Читать полностью
Поделиться
Переезд в Хабаровск: руководство для соискателей из других регионов

Хабаровский край — это земля контрастов, где суровость климата и масштабы территории с лихвой окупаются широтой возможностей для личного и профессионального роста. Важным шагом для успешного старта в новом регионе является уверенность в завтрашнем дне и наличие надежной опоры в вопросах трудоустройства и карьеры.

О том, что нужно учитывать соискателям, планирующим переехать в Хабаровский край из других регионов, рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
«Всё детство я испытывала стыд, а теперь он в картинах»

Хабаровская художница Анна Волкова превратила личную боль в искусство. Несколько лет в юности она делила квартиру с родственником, страдающим синдромом Плюшкина, — хроническим накопительством. Душевную травму девушка получала каждый день: липкий обеденный стол, завалы одноразовых контейнеров и неработающей техники, ванна с месячным «замачиванием» вещей и кислый запах брожения. Чтобы избавиться от стыда и тревоги, Волкова несколько лет работала с психологом. И вот финал четырёхлетнего курса психотерапии совпал с персональной выставкой Dear Dairy («Дорогой дневник») в галерее современного искусства «Биом», где представлены 15 картин — визуальная переработка прошлой жизни. Вот её рассказ читателям EastRussia от первого лица.

Читать полностью
Поделиться
Объединяя таланты: координационный совет по культуре подвел итоги года в Приморье

Достижения Приморья в области культуры обсудили на координационном совете под эгидой минкульта края. За 2025 год в регионе прошли сотни культурных мероприятий, из них 4000 — патриотической направленности. Появились и новые большие события международного уровня. Так, в 2026 году таланты из России, Республики Беларусь и Китая соберутся на пятидневную IV Дальневосточную хоровую Олимпиаду во Владивостоке.

Читать полностью
Поделиться
Фильтр для миграции: бизнес Хабаровского края в поисках решений для привлечения трудовых мигрантов

На расширенном заседании Общественного совета при омбудсмене по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае бизнес назвал кадровый дефицит проблемой номер один. На фоне самого масштабного за последние годы обновления миграционных правил предприниматели призвали перейти от запретов «широкой кистью» к адресному контролю и системной подготовке трудовых мигрантов.

Читать полностью
Поделиться
Едины и непобедимы: Приморье с размахом отметило День народного единства

Приморье с размахом отметило День народного единства. Тысячи человек присоединились к торжественным мероприятиям, приняли участие крёстном ходе, посетили концерты, ярмарки и гастрономические фестивали. По словам главы региона Олега Кожемяко, сегодня этот праздник обретает особый смысл: сплочение народов, защита российского суверенитета, патриотическое воспитание становятся важнейшими задачами в условиях современных вызовов. И 4 ноября показало всю силу народного единства.

Читать полностью
Поделиться
От найма к собственному бизнесу: как в Хабаровском крае поддерживают начинающих предпринимателей

В кадровых центрах Хабаровского края растёт число людей, которые задумываются об уходе из найма в собственный бизнес. О том, как государство помогает начинающим предпринимателям, о плюсах и минусах самозанятости, а также статистике по самым востребованным бизнес-направлениям региона рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
«Сайын»: изменился каждый

Для названия первого и пока единственного в Якутске летнего инклюзивного лагеря слово «сайын» подходит идеально: на якутском языке оно имеет два значения — «лето» и «развивайся». Год назад «Сайын» работал в пилотном режиме, а уже нынешним летом провел четыре десятидневные смены с круглосуточным пребыванием. Организаторы вовлекли в многоплановую игровую программу 140 ребят, половина из которых имеет ограниченные возможности здоровья или инвалидность.

Читать полностью
Поделиться
Одна на весь полуостров — история камчатской доулы

Единственная на Камчатке доула помогает будущим мамам принять и полюбить себя в новом состоянии, избавиться от страха и наладить контакт с малышом. Светлана Сонина уже 12 лет помогает женщинам эмоционально подготовиться к родам, объясняя, что происходит с организмом на каждом этапе развития и на практике показывает, как нужно вести себя в родах, чтобы проживать ощущения более комфортно. Доула работает с обоими будущими родителями, что помогает укрепить семейные отношения.

Доула — это профессиональный помощник женщины в период беременности, родов и послеродового восстановления. Основные направления работы доулы: эмоциональная поддержка, консультирование по вопросам беременности, родов и ухода за новорожденным, физическая помощь — массаж, дыхательные техники, рекомендации по позициям, практическая поддержка — помощь в составлении плана родов, сопровождение в медучреждение, поддержка во время родов (массаж, ароматерапия). Доула не является медицинским специалистом и не заменяет акушера, не назначает лекарства и не проводит диагностику, работает в тесном взаимодействии с медперсоналом роддома.

Взаимодействуя с доулой, женщина снижает уровень стресса и тревожности, уменьшается потребность в медикаментозном обезболивании и повышается вероятность успешных естественных родов.

Читать полностью
Больше материалов