Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Кафе у дороги

Водители, попавшие в беду на дорогах в Магаданской области, рассчитывают только на взаимопомощь

Кафе у дороги

Обеспечить «безжизненные» дороги в Магаданской области придорожным сервисом и сотовой связью предпринимателям в одиночку пока не по силам.

Губернатор Магаданской области Владимир Печеный еще весной этого года жаловался, что «Колымская трасса, будь то участок дороги регионального или федерального значения, совершенно не обеспечена инфраструктурой».

«Связи нет, отдохнуть негде, придорожный сервис в виде кафе - избушек можно назвать сервисом только условно - все устарело, все из прошлого века. Мы же обязаны создать такую инфраструктуру вокруг дорожной сети, чтобы у колымчан была возможность остановиться на отдых в комфортном придорожном комплексе», - отметил тогда глава региона.

В.Печеный затронул еще один из дорожных аспектов, обеспечивающий безопасность, оперативное реагирование на ДТП, различные ЧС, - это связь.

«Актуален вопрос оперативности оказания помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, поскольку в Магаданской области расстояние между населенными пунктами может составлять сотни километров, морозы опускаются за 50 градусов, а дороги и перевалы часто переметает. Попавшим в беду на таком участке дороге необходима связь и уверенность в том, что помощь к ним прибудет в кратчайшие сроки», - говорил он.

Дорожный вопрос в Магаданской области осложняется протяженностью незаселенных территорий. По словам руководителя одного из автотранспортных предприятий области ООО «Комтранс» Валерия Абдуллина, дороги региона - это большие расстояния при отсутствии придорожной инфраструктуры. Например, от поселка Палатка до Омсукчана нет ни одной гостиницы, где можно остановиться для отдыха, ни одной станции техобслуживания. Водитель отправляется в рейс с запасом топлива и максимальным набором запчастей.

«Еще одна сложность – ограниченность современных технологий, - высказал мнение В.Абдуллин. – Так, на большей территории отсутствует элементарная сотовая связь. Получается, что автотехника оснащена системой ГЛОНАСС, которая в колымских условиях просто не функционирует. От Атки до Омсукчана, на плече, длиной более 400 километров, проследить за движением машины невозможно. Присутствие же сотовой связи добавило бы ряд удобств. Даже в случае поломки, по телефону можно объяснить, что конкретно случилось, и более оперативно решить проблему. Сейчас же работа дальнобойщиков основывается на водительской взаимовыручке».

Федеральная автодорога «Колыма» - единственная транспортная артерия, связывающая Магаданскую область с соседней Республикой Саха (Якутия). Как рассказал руководитель филиала ФКУ Упрдор «Колыма» в г. Магадане Сергей Кривошеин, «на участке автодороги федерального значения Р-504 «Колыма», проходящем по территории Магаданской области, насчитывается 12 объектов дорожного сервиса, находящихся непосредственно в придорожной полосе».

«Это пункты питания в поселках Ларюковая, Атка, Карамкен, Палатка и в городе Магадане. Помимо этого, есть еще объекты питания, расположенные на территории муниципальных образований, - поделился он. – Автозаправочные станции расположены в городе Сусумане, поселках Ягодное, Оротукан, Атка, Палатка, Сокол. Из станций техобслуживания зарегистрирован только Шиномонтаж в Соколе. Станции ТО, не входящие в придорожную полосу, имеются в населенных пунктах, расположенных на ФАД «Колыма». На протяжении 834 километров имеется 40 площадок отдыха (это количество соответствует нормативу). В первую очередь наиболее посещаемые пользователями автодороги стоянки оборудуются биотуалетами и беседками».

По его словам, в этом году оборудовано 11 площадок отдыха. Работа в этом направлении продолжится и в следующем году, однако пока объектов дорожного сервиса для обеспечения комфортного и безопасного проезда на ФАД «Колыма» явно не хватает.

«Согласно существующим нормативам, на автодороге III категории пункты общественного питания, автозаправочные станции, станции ТО должны располагаться через каждые сто километров. Для дороги IV категории, а из 834 «магаданских» километров это порядка 60 процентов, расстояние должно составлять 150 километров. На отрезках Сусуман - Ягодное – Оротукан и Атка-Магадан расположение АЗС советует требованиям. Но есть и участки с большим «разрывом» между объектами дорожного сервиса», - продолжил С.Кривошеин.

Руководитель филиала ФКУ Упрдор «Колыма» в г. Магадане уверен, что улучшить ситуацию с обустройством придорожной инфраструктуры ФАД «Колыма» может только участие малого и среднего бизнеса. В сферу деятельности Упрдора не входит оборудование автодорог объектами дорожного сервиса. Росавтодор и, в частности, ФКУ Упрдор «Колыма» согласовывают размещения объектов с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения.

А что же бизнес? Из-за низкой плотности населения устанавливать кафе на протяженных трассах в Магаданской области бизнесу не выгодно. Барьером является и долгая процедура согласования разрешительной документации на строительство объектов дорожного сервиса. Учитывая необходимость обеспечения электроэнергией, горячей и холодной водой, кафешки будут располагаться, главным образом, в пределах населенных пунктов. В этом проблема обеспечить сервисом участок ФАД от Атки до Оротукана.

Тем не менее проблема дорожного сервиса присуща всем дорогам Российской Федерации. Проведенный недавно Росавтодором анализ говорит о том, что на автодорогах федерального значения дорожный сервис не отвечает реальным потребностям участников дорожного движения. И основным фактором этого, также как и в Магаданской области, является неравномерная заселенность той или иной территории. «Аналогичная нашей ситуация складывается во всем Дальневосточном федеральном округе», - заключил С. Кривошеин.

Что делать? С.Кривошеин поделился, что Росавтодор совместно с общероссийской общественной организацией «Опора России» разрабатывает концепцию развития дорожного сервиса. Впрочем, одних усилий малого и среднего бизнеса здесь будет недостаточно. В рамках государственно-частного партнерства Росавтодор готов оказывать содействие по присоединению объектов сервиса к автодорогам. Концепция весной уже прошла публичные слушания и в настоящее время находится на рассмотрении в Министерстве транспорта РФ.

Другой вопрос - обеспечение сотовой связью на всем протяжении трассы ФАД «Колыма». Эту задачу следует решать вместе и энергетикам, и связистам, и правительству региона. Дорожники подключатся к задаче в том случае, если таковая станция будет устанавливаться в полосе отвода. Но главным действующим лицом выступают именно операторы сотовой связи.

«Дальний Восток – это огромная территория с низкой инфраструктурной обеспеченностью. Покрытие мобильной связью требует колоссальных неокупаемых инвестиций. Ситуация усугубляется тем, что для организации связи в северных районах Дальнего Востока, в том числе в Магаданской области, используется спутниковый ресурс, который, во-первых, дорог, во-вторых, ограничен», - пояснила директор по связям с общественностью Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон» Антонина Пронина. По ее словам, «эффективным инструментом для решения вопроса развития связи в регионе может стать государственно-частное партнерство».

«Аренда спутниковых каналов составляет существенную часть издержек операторов связи при осуществлении деятельности в Магаданской области. И возможность частичной компенсации из государственных финансовых источников затрат операторов на аренду спутниковых каналов, а также на энергообеспечение объектов связи, способствовала бы активизации работы по организации связи в отдаленных районах региона, в том числе вдоль автотрассы «Колыма»», - продолжила она.

А.Пронина напомнила, что в 2011 году на условиях государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке успешно реализован проект по обеспечению мобильной связью трассы «Амур» (Чита – Хабаровск), в котором участвовали все операторы «большой тройки» плюс «Ростелеком», а «МегаФон» выступал координатором проекта.

Компания МТС охватывает сетью не только областной центр, но и труднодоступные населенные пункты на побережье Охотского моря. По словам директора МТС в Магаданской области Ольги Рябченко, оператор сотовой связи продолжает активное развитие собственной инфраструктуры в регионе. В частности, за 9 месяцев 2014 года компания увеличила протяженность волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в регионе в два раза. МТС также прорабатывает различные варианты строительства ВОЛС Сахалин — Магадан — Камчатка по дну Охотского моря. Планируется, что новая подводная линия свяжет город Оха на Сахалине с Магаданом и Петропавловском-Камчатским, а максимальная пропускная способность системы составит 8 Тбит/с (80х100G), общая протяженность линий связи – около 2 тыс. км.

«Чтобы обеспечить связью стандарта GSM дороги регионального и федерального значения, где на несколько сот километров нет ни одного населенного пункта, необходимо взаимодействие не только операторов сотовой связи, но также администрации региона и энергетиков, - сказала О.Рябченко. - Главная проблема таких районов, помимо особенностей ландшафта, - неразвитость инфраструктуры, которая требуется для установки и функционирования базовых станций. Магаданская область – один из самых сложных регионов Дальнего Востока, с гористым ландшафтом и суровыми климатическими условиями. К тому же население региона расселено по всей территории неравномерно. Все это накладывает свои особенности и на строительство инфраструктуры сети сотовой связи в регионе».

Обеспечив сервисом и сотовой связью незаселенные территории, Магаданская область населением не прирастет. Вряд ли и внедрение связи увеличит интенсивность движения по ФАД «Колыма». Однако реализация таких проектов является прогрессивным подходом к развитию экономики региона. Традиционно происходит так, что сначала появляется производство, которое постепенно обрастает инфраструктурой. В Магаданской области, напротив, создаются комфортные условия для жизни и работы еще до начала реализации многих проектов, что, несомненно, становится привлекательным для инвесторов, в том числе и зарубежных.