Разонравилась работа? Это нормально, так бывает. Но вместо того, чтобы пересиливать себя, лучше освоить новую специальность
Сразу после школы довольно трудно выбрать профессию на всю оставшуюся жизнь. И всё чаще встречаются примеры, когда в другую сферу деятельности переходят не только молодые люди до 35 лет, но и более старшее поколение. Как решиться на ответственный шаг, где найти применение своим знаниям и навыкам, как выбрать надёжную компанию, рассказывают эксперты платформы Авито Работа.
Не бояться перемен
Принцип «одна профессия на всю жизнь» был незыблемым правилом для бабушек и дедушек современной молодёжи. Эта установка теряла актуальность вместе с ускоряющимся ритмом жизни и сейчас уже никого не удивляет, что на смену работы решается в том числе и старшее поколение. Выбор профессии для выпускника школы — дело довольно сложное, и, если ни увлечения, ни профориентация не помогли его сделать, рано или поздно возникает желание изменить вектор движения.
Для работающего человека важно иметь возможности для профессионального развития и карьерного роста, получать удовлетворение от своего дела. Среди причин для перемен выделяют и материальные мотивы: желание увеличить заработок или найти другой источник дохода. Когда решиться на кардинальные изменения нелегко, присмотреться к новой профессии можно в формате подработки на позициях для начинающих, в режиме фриланса или на временных должностях, взяв отпуск на основном месте.
Просчитывать варианты
Если есть чёткое понимание, в какой сфере хочется работать дальше, пора изучить рынок труда, чтобы оценить востребованность разных специалистов и понять, с каких стартовых должностей и с каких заработков придётся начинать. Тщательный анализ собственных знаний и навыков поможет определиться, чему ещё нужно научиться, как это сделать (онлайн-курсы, программы переобучения, стажировки и т.д.), сколько времени и денег потребуется. Не стоит забывать о создании финансовой «подушки безопасности» на период поиска нового трудоустройства.
Любой человек может немного «романтизировать» незнакомую профессию, не знать о нюансах, известных бывалым профи. Поэтому будет не лишним поговорить об этом с теми, кто работает не первый год, посоветоваться о возможностях получения специальности и даже сходить на экскурсию на предприятие. Если продуманного плана по переобучению и смене профессии пока нет, то лучше не торопиться.
Проявлять инициативу
Поиск нового рабочего места должен вестись «по всем фронтам», то есть с использованием всех доступных каналов. В их числе специализированные job-сервисы в интернете, служба занятости, кадровые агентства, тематические сообщества в соцсетях и ТГ-каналы, корпоративные сайты, личные связи и знакомства. Нужно не лениться ежедневно просматривать вакансии, размещать резюме, откликаться на предложения работодателей, включая возможности стажировки.
Будущее — за умением совмещать разные виды деятельности, не обязательно смежные, а стоимость специалиста на рынке труда заметно выше, если он владеет дополнительными компетенциями. Также повысить свою конкурентоспособность можно за счёт развитых soft skills — гибких навыков, таких как инициативность, критическое мышление, креативность, умение работать в команде и других.
Готовить плацдарм
Для знакомства с потенциальным работодателем сначала понадобится резюме. При оформлении анкеты важно указывать в ней информацию об обучении и ключевых навыках, имеющих прямое отношение к новой профессии. И в разделе о личных качествах стоит описывать их, исходя из полезности для конкретной должности. На job-площадках лучше разместить несколько резюме на смежные позиции, что увеличивает шансы на трудоустройство.
При подготовке к собеседованию нужно заранее обдумать ответы на «неудобные» вопросы. Во-первых, коротко и ясно объяснить причины смены профессии. Возможно, придётся рассказать о том, что не нравилось на прежнем месте, о перерыве в трудовом стаже и т.д. В ответах не должно быть лишних и личных подробностей, но должен содержаться посыл о продуманном желании профессионального и карьерного развития в новой компании.
Быть внимательным
Этот совет адресован всем соискателям, независимо от возраста, образования и опыта, подбирающим свою первую или новую работу, подработку или стажировку. При выборе вакансий нужно внимательно читать их описание, где должны быть подробно указаны обязанности сотрудника, условия труда, рабочий график, периодичность выдачи зарплаты, возможности для переобучения, бонусы и льготы. Зарплата в вакансии должна соответствовать средним предложениям по отрасли и региону.
Если кандидата заинтересовало какое-то предложение, стоит поискать в интернете отзывы реальных сотрудников о работодателе. Небольшое число отрицательных мнений — это нормальная ситуация, но когда их много, то лучше продолжить поиски. Специальные сервисы (например, Прозрачный бизнес) также дают возможность проверить компанию на наличие налоговой задолженности, судебных споров, дел о банкротстве.
Директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков добавляет, что крупные, зарекомендовавшие себя job-площадки тоже помогают соискателям быть увереннее при выборе работодателя: «На платформе Авито Работа размещено более 1,8 млн вакансий, ею пользуется почти каждый четвёртый россиянин в качестве основного сервиса[1], и мы знаем, что для них важны репутация компании, уверенность в завтрашнем дне, финансовые возможности и условия труда. В помощь кандидатам платформа собирает отклики бывших и настоящих сотрудников о соответствии зарплат указанным в вакансиях, своевременности выплат, оплате переработок, возможных штрафах или взносах — их можно найти по бейджу "Есть мнения о работодателе”. Организации, прошедшие проверку по ИНН, получают отметку “Компания проверена”. А умные алгоритмы подсказывают пользователям, как безопасно взаимодействовать с работодателями, ограничивая возможности для перевода общения в сторонние мессенджеры».
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
[1] По данным исследования агентства Ipsos, проведённого в феврале 2022 года.
Больше всего вакансий работодатели ДФО традиционно размещают в строительстве и сфере продаж. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, представленных на платформе Авито Работа. О том, какие сотрудники востребованы, агентству EastRussia рассказали эксперты job-площадки.
Какие сферы больше всего нуждаются в работниках?
На рынке массовых профессий ДФО по количеству вакансий стабильно лидируют строительство и продажи. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, размещённых на платформе Авито Работа. На втором месте по востребованности персонала находится сфера транспорта и логистики с 9% вакансий. И замыкает топ-3 группа профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» — 8% от числа всех предложений трудоустройства.
Аналитики платформы Авито Работа также подсчитали, что по итогам девяти месяцев 2022 года медианная[1] зарплата в ДФО составила 44 000 рублей. Самые высокие заработки предлагают компании из сферы транспорта и логистики — 79 500 рублей, 75 000 рублей в месяц дальневосточные работодатели готовы платить в строительстве и 65 000 — в автомобильном бизнесе.
Кого ищут работодатели?
В продажах чаще всего подыскивают продавцов-консультантов и кассиров. Медианная зарплата в этой группе профессий составляет 35 000 рублей. На такую сумму, к примеру, может рассчитывать продавец-кассир сети магазинов товаров для дома в Хабаровске. На это место возьмут кандидата без опыта, кроме того, сотрудник сможет выбрать магазин поближе к дому. Зарплату от 35 000 рублей и поддержку опытных наставников предлагают также продавцу мебельного салона в Улан-Удэ или продавцу-кассиру зоомаркета в Биробиджане.
Самые востребованные работники в строительстве — монтажники и сварщики. Медианные заработки в отрасли одни из самых высоких в округе, при этом опытные профессионалы могут получать в 1,5–2 раза больше. Так, электросварщику ручной сварки в Благовещенске обещают до 120 000 рублей в месяц. Специалист будет привлекаться к работам при монтаже трубопроводов, теплотрасс, котлов и металлоконструкций. Электромонтажник со стажем не менее трёх лет может зарабатывать до 150 000 рублей на строительстве жилого комплекса во Владивостоке.
Сфера транспорта и логистики располагается на втором месте по востребованности персонала и на первом — по размеру медианных заработков, а больше всего работодатели нуждаются в опытных водителях, которым обещают не только высокую оплату труда, но и различные льготы. Например, в Чите водитель-экспедитор компании по междугородным и международным перевозкам будет получать командировочные перед рейсом, доплаты за километраж и дополнительную выгрузку, компенсации на мобильную связь и медосмотр, оплату за простои и другие бонусы.
В группе профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» размер медианных зарплат составляет 50 000 рублей. Столько предлагают бухгалтеру одного из предприятий в Хабаровске, слесарю-электрику сельхозкомпании в Благовещенске, микробиологу пищевой промышленности в Чите. Жители северных территорий ДФО могут претендовать на более высокую оплату. Так, опытному механику с профильным образованием и знанием 1С готовы платить 100 000 рублей в якутской компании по переработке металлов. Столько же будет зарабатывать геолог, который займётся разработкой проектной и отчётной документации в магаданском офисе добывающего предприятия.
Как выбрать надёжную компанию?
Одна из главных задач при поиске трудоустройства — выбор надёжной компании, где будут вовремя выдавать зарплату и отпускные, отчислять налоги и пенсионные взносы, оплачивать больничные и переработки. Поэтому нужно внимательно изучать описание вакансии, где должно быть подробно рассказано об обязанностях и условиях труда, о периодичности выплат, рабочем графике и т.д. Зарплату, которую обещают сотруднику, стоит сравнивать со средней по городу и отрасли, а также с похожими предложениями других компаний, чтобы получить представление об оптимальном уровне оклада. Также нужно проверять предприятие на доступных официальных ресурсах, тщательно относиться к подписанию трудового договора и других документов.
«Вакансии на крупных job-сервисах проходят обязательную модерацию. Дополнительно Авито проверяет компании по ИНН и присваивает благонадёжным организациям отметку “Компания проверена”. Также платформа собирает отзывы настоящих и бывших сотрудников о предприятии, найти их можно по бейджу «Есть мнения о работодателе». Кроме того, умные алгоритмы подсказывают пользователям, как безопасно взаимодействовать с компаниями, ограничивая возможности для перевода общения в сторонние мессенджеры, и следят за актуальностью размещённых вакансий. Всё это помогает соискателям делать более уверенный выбор», — говорит директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков.
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
[1] Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают 50% работников.
Сфера красоты — одна из самых востребованных в России: за второй квартал 2022 года спрос на услуги бьюти-мастеров на Авито вырос в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом год назад. По итогам последнего квартала количество предложений в стране от специалистов по услугам красоты увеличилось на 40% год к году. Несмотря на высокую конкуренцию в индустрии, выйти на рынок и начать свой бизнес в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Специально для читателей East Russia эксперты Авито Услуг рассказали, на что следует обратить внимание, начиная своё дело в бьюти-сфере.
Выбор ниши
На первоначальном этапе лучше сконцентрироваться на определенной сфере бьюти-услуг: например, ногтевом сервисе или мейкапе. Если вы только мечтаете сделать первые шаги в бьюти-индустрии, то прислушайтесь к себе — чем вам было бы интересно заниматься. А если вы уже имеете некоторый опыт и хотите развивать собственное дело, то очертите для себя планы на ближайшие годы. Со временем некоторые специалисты расширяют перечень оказываемых услуг и либо сами становятся универсальными мастерами, либо нанимают других профессионалов в свой салон или студию. На Авито наиболее востребованными в России и городах Дальнего Востока по итогам второго квартала стали услуги мастеров маникюра и педикюра — по стране на них пришлось 30% всех запросов пользователей в разделе «Красота и здоровье», СПА-процедуры (16%) и услуги парикмахеров (14%).
На этапе планирования следует определить расходы по следующим пунктам:
● Помещение. Обычно бьюти-мастера выбирают одну из опций: принимают клиентов у себя дома, арендуют помещение или же выезжают на дом к клиентам. Если есть возможность работать у себя дома, следует просчитать, сколько в таком случае будут стоить переоборудование одной из комнат под кабинет.
● Оборудование. Эта статья расходов зависит от специфики оказываемых услуг. К примеру, для мастеров по маникюру перечень оборудования выглядит примерно следующим образом: сухожаровой шкаф/стерилизатор, аппарат для маникюра, фрезы и насадки, лампа для сушки лака, столик, кресло для клиента и в дополнение — вытяжка и рециркулятор воздуха.
● Расходные материалы. Закупка материалов осуществляется регулярно, как правило, ежемесячно. Рассчитывать и корректировать затраты на материалы необходимо исходя из среднего количества клиентов.
● Реклама. Сегодня для продвижения не обязательно закладывать большой бюджет: например, на Авито Услугах можно бесплатно создать объявление и начать получать заказы. На Авито также есть есть услуги продвижения. Исполнителю необязательно платить за них: удачное объявление увидят и без услуг. Но они помогут увеличить просмотры и поменять внешний вид объявления, чтобы оно сильнее выделялось на общем фоне.
● Доходы и вычет налогов. В день один мастер может принять порядка пяти клиентов, однако всё зависит от объёма и сложности оказываемых услуг. В среднем стоимость работы бьюти-мастера в России на Авито во втором квартале текущего года составила 800 рублей за услугу. Таким образом, за 20 рабочих дней возможно заработать около 80 000 рублей. При этом самозанятые платят фиксированную налоговую ставку: 4% с доходов, которые принесла работа с физлицами.
Средняя стоимость бьюти-услуг по городам в рублях, данные Авито Услуг |
||||
Вид услуг |
Владивосток |
Иркутск |
Улан-Удэ |
Хабаровск |
Маникюр, педикюр |
1 000 |
800 |
750 |
350 |
СПА-услуги, здоровье |
1 000 |
1 200 |
800 |
1 000 |
Услуги парикмахера |
1 299 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Косметология, эпиляция |
500 |
300 |
500 |
1 000 |
Макияж |
1 200 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Поиск клиентов
Искать клиентов сегодня эффективнее всего на специализированных онлайн-платформах. Так, по данным Data Insight, почти каждый второй (42%) исполнитель бьюти-услуг в стране ищет клиентов на Авито. Здесь объявление увидят тысячи пользователей, а использовать свой аккаунт можно как альтернативу личному сайту и разместить в нём всю необходимую информацию: описание услуг, прайс-лист, примеры работ.
Игорь Санников, руководитель категории «Красота и здоровье» на Авито Услугах:
«Бьюти остаётся самым быстрорастущим сегментом рынка: каждый 4-й заказ в сфере услуг приходится на индустрию красоты, а за год россияне сделали 690 млн заказов у бьюти-мастеров — это в 2 раза больше, чем за предыдущий год. При этом каждый 2-й специалист в сфере услуг по красоте использует для поиска клиентов Авито Услуги. На платформе появляется всё больше возможностей для развития микробизнеса и продвижения своих услуг».
Продвижение услуг
Для продвижения своих услуг можно воспользоваться как платными опциями, так и бесплатными инструментами. Например, на Авито Услугах исполнитель услуг может развивать собственный профиль — получать отзывы от клиентов, из которых формируется рейтинг. Таким образом ваш профиль будет регулярно пополняться качественными оценками, что повысит доверие потенциальных клиентов. Также можно бесплатно получить отметку «Документы проверены», которая служит дополнительным гарантом надёжности и безопасности для заказчиков, — для этого достаточно подтвердить достоверность аккаунта по паспорту или водительским правам.
В разговоре с корреспондентом EastRussia программный директор VII Республиканского конкурса «Моя профессия — IT» Мичил Стручков именно на этом сделал акцент: в конкурсе приняли участие команды из 24-х районов Якутии (всего в республике 24 улуса и 2 города). Причем, если раньше явными фаворитами были команды из Якутска, то теперь серьезную конкуренцию им составляют представители «периферии».
Дальний Восток в 2023 году стал лидером среди макрорегионов России по притоку туристов. В этом году гостей меньше не становится, однако есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. О главных из них на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «ТТ-Трэвел» (бренд FUN&SUN) Александр Сирченко.
- Чартерная программа создала на Дальнем Востоке пик сотрудничества между региональными и федеральными туроператорами, органами власти и бизнесом. Но только чартерами развитие туризма не ограничивается, поэтому мы работаем и на блоках мест, и продаем индивидуальные туры. Чартеры – не панацея от всех бед, и я не раз об этом говорил. Туризм способен развиваться и делать это успешно на основе любой другой перевозки, в зависимости от специфики региона – не только авиационной, но и железнодорожной или даже автобусной.
Дальний Восток без сомнения очень интересен с точки зрения туризма. Главный вопрос — как его продвигать. По моему мнению, в первую очередь нужно создавать уникальный туристский продукт, который будет привлекательным и будет обладать высокими качественными характеристиками. Речь здесь о качественных услугах, качественной инфраструктуре. Эти характеристики уже являются элементом продвижения, потому что у хорошо собранного и упакованного турпродукта будет большее преимущество перед другими.
На форуме задели вопрос, почему отельеры или авиакомпании идут навстречу федеральным, а не региональным туроператорам. А все потому, что возможностей у федерального туроператора значительно больше – информационных, маркетинговых, финансовых. К примеру, чтобы поставить чартер в регион, нужна значительная сумма в качестве депозита. Авиакомпания не полетит, не получив его, а для маленького регионального туроператора такой депозит неподъемен. Точно так же с отелями. Маленький бизнес обеспечивает загрузку отеля на 5-10%, а федеральный туроператор способен выкупить все места и предоставить отельерам более выгодные условия. Такие нюансы тоже влияют на качество турпродукта.
Я сторонник межрегиональных маршрутов, иногда даже трансграничных. Ведь интересно, например, прилетая во Владивосток или в Хабаровск, отправиться дальше в Китай, или прилетая на Сахалин, отправиться в Японию. А сейчас появилась возможность из Владивостока отправиться в Северную Корею — на самолете или на поезде. Межрегиональные и трансграничные маршруты интересны разнообразием впечатлений. В этом их главное преимущество. Да, по цене они дороже, чем посещение
одного региона, но полученные впечатления все компенсируют. К тому же в таких поездках можно совместить посещение природных достопримечательностей с архитектурными, культурными и гастрономическими. Но здесь многое зависит от специфики самого региона, потому что страна у нас большая и не всегда можно успешно реализовать межрегиональные маршруты.
Кто не мечтал сделать путешествия частью своей работы? Открывать для себя и для других Арктику и Дальний Восток, проводить много времени на природе и делиться этой красотой с аудиторией. Директор видеопроизводства коммуникационного агентства PressPass Юлия Лобастова рассказала о том, как делать это красиво.
- Что вас больше всего вдохновляет в поездках?
- Открытие новых регионов для себя. До того, как я начала работать в PressPass, я очень недооценивала туризм в России, считала, что его особо и нет. Но после того, как начала ездить по работе в разные регионы страны, Россия для меня открылась с другой стороны, я поняла, что очень сильно заблуждалась и ошибалась. И теперь, например, Камчатка — один из моих любимых регионов. Мне кажется, я уже стала ее амбассадором. Даже в отпуск туда ездила и взяла туда с собой десять человек.
- Чем вдохновляетесь, когда готовитесь к поездкам, к написанию роликов?
- Каждая поездка — новая. Даже, когда приезжаешь в регион снова и снова — поездка и съемки каждый раз другие, они вообще не повторяются — другие погодные условия, другое окружение. На Камчатке я была в разное время года и видела очень разную природу. Хорошо, что в России есть четыре сезона, потому что можно наблюдать ее каждый раз другую.
Вдохновляют рассветы и закаты, потому что природа открывается с самой своей лучшей стороны. Съемки у нас в основном и проходят в это время. Точнее, они проходят весь день, но начинаем мы с раннего утра, и это огромное счастье – застать и рассвет, и закат в один съемочный день.
- Многие говорят, что ваши ролики похожи на кино. В чем секрет? Это команда, видение режиссера, работа продюсера?
- Это комплекс условий. Это и хорошая оптика, и оборудование, и режиссерский подход. Многие говорят, что не могут отличить картинку одного объектива от другого. Они лукавят, потому что еле уловимое отличие есть, оно как раз и дает картинку, как в кино или как в обычном репортажном ролике.
- Помимо хорошей оптики, нужна еще и хорошая команда.
- Да, наша команда насчитывает порядка десяти человек: кто-то трудится в продакшене, пока идут съемки, еще пять человек трудятся после. Цикл производства занимает почти месяц.
- Как правильно создавать ролики? Какие этапы нужно пройти?
- Сначала мы изучаем территорию по видео и картинкам, которые уже есть. Затем складывается определенный набор того, что выгодно показать в регионе. После этого мы подбираем оптику, аппаратуру, реквизит, актеров и отправляемся снимать на натуре. Обычно на съемку нам требуется от пяти до десяти смен, при этом у команды абсолютно ненормированный рабочий день.
- А где берете актеров?
- Мы стараемся по максимуму вовлекать регионы в наши проекты и в качестве актеров приглашаем местных ребят, добровольцев, которые будут выступать лицом своей территории. Например, в этом году в роликах на Камчатке снимались местные девушки — лыжница, гид и каюр.
- Какой из регионов Дальнего Востока самый кинематографичный, на ваш взгляд?
- Камчатка! Вообще на Дальнем Востоке я была в Якутии, Хабаровском крае и на Камчатке. Это всего четыре региона из одиннадцати, поэтому оценивать сложно.
- А какой дальневосточный регион вы мечтаете снять?
- Курилы. Это моя мечта. Еще интересно поснимать в Магаданской области, там очень красиво. И очень хочу побывать в Забайкалье на Чарских песках.
- С какими трудностями приходится сталкиваться во время съемок на Дальнем Востоке?
- С погодой. С ней вообще сложно где-то договориться, а на Дальнем Востоке особенно. Например, во Владивостоке мы снимали ролик-анонс для регаты. Был конец мая-начало июня. Гребцы, которых мы снимали, приготовили лодки, но в воду зайти не смогли — так было холодно. Пришлось находу менять локацию, ехать в другую часть города.
Нюансов, связанных с холодом, много. Даже в дождь можно что-то снимать, но не в холод, страдают и актеры, и съемочная группа. Этой зимой у нас была длинная съемка на Камчатке, мы работали 20 дней и съемочная группа болела по очереди. Это было очень тяжело, потому что не получалось полностью выполнить ни один съемочный день. Приходилось на ходу что-то решать, отменять съемки, переносить их.
- А взаимодействие с дикой природой — не одна из сложностей?
- Да, тоже одна из сложностей. Однажды в Кроноцком заповеднике мы снимали ролики о безопасном поведении туристов, и перед нами пробежал медведь. Было страшно — он с большой скоростью убегал от другого мишки, а мы думали, что он бежит прямиком на нас. Еще одна трудность — мошкара. Как-то раз мы попали в облако мошки, она постоянно была в кадре и все портила. Мы пытались что-то предпринять, пользовались репеллентами, но они не помогали. Вообще ничего не помогало. Длилось это минут 40, не было ни ветринки и мошкара стаями летала над всей съемочной группой, было очень неприятно. Пришлось ждать, пока сама природа не вмешается и не включит нам ветер. И как только он появился, мошку просто сдуло, и мы смогли спокойно работать.
- Что обязательно нужно показать в роликах о Дальнем Востоке?
- Уникальную природу, красивые пустынные пляжи. И еще, кроме природы, на Дальнем Востоке нужно обязательно показывать развитие, потому что оно есть и происходит стремительно. И это развитие можно показать через ролики про природу, потому что вся инфраструктура вписана в нее. И это, кстати, еще один интересный бонус регионов Дальнего Востока — ты находишься в городе, но при этом вокруг тебя природа.
- Самая сложная работа, которой вы гордитесь?
- Все работы, которые были сделаны с командой, мне нравятся. Они сложные и интересные.
- Что должно обязательно быть в ролике, чтобы он стал интересным?
- По моему мнению, любой ролик должен затрагивать струны души. Когда тебя затрагивает, значит, все получилось. А если посмотрел и ничего не осталось, значит плохо поработали.
Ежегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.