Поделиться
Каникулы… в Ванино
Поделиться

Автотрип на выходные - из Хабаровска до побережья Татарского пролива

Ольга Збарская

Однажды, когда планета начнет задыхаться от перенаселения, человечеству придется осваивать нехоженые земли. И тут вспомнят о территории, что лежит между Амуром и Татарским проливом. Взгляните на географическую карту: автодорога Лидога-Ванино идет вдоль Анюйского национального парка, петляет среди невысоких гор, пересекает множество речек… Факт, известный немногим – примерно в 10 км от береговой линии пролива трасса пересекает кратер палеовулкана Мицуеский, сейчас полностью заросший лесом.

На 300 с лишним км дороги здесь – ни одного населенного пункта! Вся эта территория залита на карте зеленым!

Если же смотреть на нее не вооруженным картографией взглядом в начале июня – глаз радуется зелёному разноцветью, от темной хвои высоких сосен до салатовой молодой листвы берёз. А берёз тут в изобилии – только бегай в августе за подберезовиками, да вот клещей здесь тоже не счесть, себе дороже.

***

Мы с мужем давно планировали прокатиться в Ванино, чтобы полюбоваться красотами автодороги А-376 и побережья Татарского пролива. Взяли пару друзей на борт автомобиля - и в начале этого лета исполнили задуманное. Вся поездка заняла 3 дня: выехали из Хабаровска утром 11 июня, к вечеру прибыли в Ванино, весь следующий день провели там, а 13 июня поздним утром выдвинулись в обратный путь, чтобы вечером вернуться домой.

Первые три часа пути – до последнего камешка знакомая комсомольская трасса: после нескольких поселков вблизи Хабаровска и съезда к женскому монастырю у Петропавловского озера - небольшие серпантинчики, потом «взлётка» - расширенный участок трассы, используемый как запасная ВПП. Одна из контрольных точек трассы – поселок Маяк, а после него — печально известное озеро Гасси, несколько лет назад рядом с ним произошла страшная авария. В Анастасьевке появилась кафешка, в которой вам сварят недурной кофе в дорогу и можно попробовать вкусное мороженое ручной работы с соленой карамелью!..


На болотцах вокруг много цапель – стоят себе на одной ноге, а дорогу прямо перед вами может перебежать бурундук.

По трассе несколько участков – в ремонте, так что едешь под лозунгом «Держись, подвеска!».

На Лидоге — сворот в сторону океана. Первый час дорога ничем не примечательна – разве что снова ремонтными гравийными участками, где каждая машина поднимает за собой клубы пыли и на небольшой скорости, а того, кто едет позади, даже противотуманки не спасают.

А потом справа вам является полноводный Анюй, сихотэ-алиньский хребет подступает – но не тесно к дороге, как горы на Кавказе – он заботливо, на отдалении, оберегает трассу справа и слева. И не надо, как на том же Кавказе, задирать голову вверх, прижавшись носом к стеклу, чтобы рассмотреть горы – их издали отлично видно: и склоны, поросшие лесом, и даже отдельные заснеженные вершины... Здесь нет стволов в три обхвата – деревья тоненькие, не дает здешняя земля им разрастись в ширину. Редкие машины попадаются навстречу, среди них есть лесовозы, гружёные этими вот «карандашами» - тонкими и короткими брёвнами.

К Анюю просто так не спуститься – водоохранная зона, вдоль всей дороги выставлены ограждения. Однако же ушлые рыбаки разбирают часть ограждения, чтобы припарковать машину на обочине, а дальше – через узкую лесополосу идут к реке.

Но здесь и других речек и ручьев в изобилии, и только послушайте топонимы: Гобилли, Мопау, Таунга, Малые Эртукули, Аджалами, Сакай-бапу, Найванкони… Одна только сумасшедшая Гобилли петляет по этой местности так, что дорожники решили пронумеровать указатели – 1-я Гобилли, 2-я, 3-я… Всего их двенадцать!

На шестой Гобилли мы остановились на пикник.

Мест для пикника здесь много – да и немного. Водоохранная зона диктует свои законы, клещи – свои. Сами же путешественники хотят живописный вид, отдаленность от трассы и водоем рядом. Каменистый бережок быстрой горной речки, где мало травы (а значит, и клещей) – идеальное место.


фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

Если вы из тех, кто промахивает трассу Лидога-Ванино без единой остановки, или того хуже – останавливается перекусить в единственной на этой трассе кафешке, то в следующий раз непременно – непременно! – возьмите с собой хотя бы бутерброды, и хрустящий огурчик, и пучок зелени, и еще что-то, что сильно любите. Не забудьте про напитки! Даже чай из термоса на таком пикнике будет иметь особый вкус.

***

Шесть часов пути, не считая времени на остановки – и мы в Ванино. Навигатор приводит нас к трехэтажному дому на пригорке, и мы будто окунаемся в атмосферу дворика из фильма «Покровские ворота»: грубо сколоченный стол и скамейки рядом, за которым дядьки в майках и с беломорканалом в зубах должны «забивать козла», разнокалиберные клумбочки, веревки натянуты для сушки белья – все не новое, но аккуратненькое и выкрашенное в яркие, радостные цвета. Тут же бегает и ворчит маленькая дворовая собачонка-старушка.

Квартира, однако же, вполне современная: со стеклопакетами, стиральной машиной, бойлером, перепланировкой и даже теплым полом, на котором назавтра нам предстоит сушить вещи, вымокшие на морской прогулке.

Мы пьем чай, полчасика топчемся в квартире, а затем – под лозунгом «на месте не сидится» — снова отправляемся в путь – в Совгавань. До нее всего километров двадцать, но этот путь проделываешь, поминутно вспоминая всех чертей. Дорога между поселками как бы есть, но ее как бы и нет, потому что называть дорогой это решето из ям, ямок и ямищ язык не поворачивается. Мы пристроились в кильватер местному автомобилисту и повторяли все его маневры, выполняемые, должно быть, уже с закрытыми глазами, автоматически.

В Совгавани мы передали посылку одному хорошему человеку, покружили по центру, сделали фото возле световой инсталляции с надписью «Советская Гавань» - и тем же манером вернулись в Ванино.

***

Утро принесло с собой хорошую погоду и новые приключения. Пара звонков – и вот местный житель забирает нас на видавшем виды джипе. Едем на остров Токи. Это заповедная зона, под частным патронажем. Местный предприниматель взял шефство над небольшим клочком земли, который облюбовали чайки и ларги - дальневосточные нерпы. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию, главное условие - не нарушать покой здешней живности. 


Сначала мы едем по неплохой дороге на север, в сторону Монгохто, а затем сворачиваем с нее, немного трясемся по ухабам, чтобы выехать на живописнейший, как с открытки, высокий берег – с одинокой сосной, широким видом на морской простор и корабль вдалеке.

Еще минут десять пути по бездорожью – и мы на берегу, с которого стартуем на надувной лодке с мотором на остров Токи. Но стартуем лишь час спустя: сначала лодку стаскивали к воде, затем подкачивали, а потом танцевали танцы с бубнами, чтобы завести мотор, ведь в этом сезоне лодка использовалась впервые после зимнего простоя.


Плыть на лодке до острова всего ничего – даже намокнуть от брызг толком не успели. Однако же камеры и телефоны заботливо прикрыли от морской воды.

На острове стояло несколько фотоловушек и обитало несусветное количество чаек. С громким криком они кружили над нами – огромные, похожие на альбатросов. 


Вскоре стала ясна причина такого беспокойства – сойдя на берег, мы обнаружили, что идти по острову надо очень осторожно: на каждом шагу попадались птичьи гнезда, и в каждом из них лежало по 2-3 яйца. Наш проводник рассказал, что несколько лет назад весной, еще по льду, на остров пробралась лиса. Она прожила там всю весну и лето, вывела лисят и истребила все яйца. Зимой ушла. Мелкими аккуратными шажочками погуляв по высокого берегу острова и сделав несколько снимков, мы устроили совет возле одного из гнёзд. Одно яйцо лежало не внутри гнезда, а рядом – будто выпало. Обсудив, положить его обратно или нет – мы решили не нарушать естественный ход вещей – и потихоньку ушли.


Но не только чайками славен остров Токи. Здесь живет множество ластоногих — Ларги, они же разновидность тюленя, а на вид – эдакие морские коровы. Плывешь на лодке – а они возлежат на камнях, высовывающихся из моря, и кажется, что эта огромная туша покачивается прямо на волнах. Однако близко к себе не подпускают: только приближаешься – ныряют в воду. То и дело вокруг лодки на расстоянии около полусотни метров выныривают забавные усатые морды и глазеют на нас: опасные или нет?


Часть тюленей кучковалась на самом острове или вокруг него, другая – в отдалении.

Конечно, я раньше видела ластоногих и в океанариумах, и в зоопарках, один раз даже гладила морского котика. Но видеть этих чудиков в дикой природе – совсем другое дело, бешеный восторг!

***

После возвращения и просушки следующим пунктом назначения был мыс Меньшикова. Для этого нам пришлось снова проехать по участку уже «полюбившейся» дороги на Совгавань, но, не доезжая до нее, свернуть в поселок Заветы Ильича, огромным количеством заброшенных зданий и сооружений напомнивший Абхазию. Проехали сквозь него – и выбрались на длинную и узкую песчаную косу.

Мы подыскивали место для нового пикника. Был выходной день – и на косе расположилось множество людей семьями – некоторые даже загорали, а самые отчаянные – и делали попытки искупаться. Было 12 июня и около +16 градусов.

В поисках более живописного и уединенного места мы решили продвинуться вглубь мыса, чтобы найти выход на противоположный его берег - но обнаружили там лишь очередную группу заброшенных строений, явно принадлежавших Министерству обороны. Подъезд к левой части мыса был загорожен шлагбаумом, направо мы не стали и пробовать, Гугл-карты рисовали там единственную улицу под названием Флотская.


Вернулись на косу, нашли себе неплохое местечко, затаборились там — ииии… Кто не проводил время у моря, подставив лицо солнцу, а на плечи накинув тёплую толстовку, разложив складные стульчики, стол, а на столе – свежий хлеб, овощи и краба, только накануне пойманного и приготовленного по всем правилам, в морской воде – тот не познал рая на земле! Этого краба мы употребили под запотевшую бутылочку новозеландского совиньон-блана.

***

Чем еще заняться в Ванино? Только кататься по местным бухтам. К примеру, папа сильно советовал мне побывать в бухте Датта – а местные жители рассказали нам, что в тот день в этой бухте проходили праздничные мероприятия.

Но мы не стали гнать лошадей – надо же оставить что-то и на будущие поездки. К вечеру снялись с места и вернулись в нашу уютную квартирку, чтобы продолжить кутёж выходного дня там. Милая хозяйка предложила нам еще один морской деликатес – рыбу симу свежего улова – и мы не стали отказываться. Сима – рыба из семейства лососевых, филе у нее богатейшего красного цвета, очень нежное и деликатное на вкус.

Наутро мы выспались, неспешно собрались, сделали круг почета по поселку, сфотографировали напоследок Ванинский порт – и двинули на выезд под лозунгом «Мы еще обязательно вернёмся!».

Ольга Збарская Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Ну что тебе сказать про Сахалин - 2

Как попасть на паром, когда на нем нет свободных кают, почему диспетчера парома в Ванино надо предупредить о том, что вы едете, за 300 километров до точки назначения, как не остаться голодным на пароме, стоит ли рассчитывать на свежую рыбу на острове, что взять из одежды и где жить - EastRussia рассказывает все, что вы хотели знать о самостоятельном путешествии на Сахалин, в том числе и о том, о чем вы даже подумать не могли.

Читать полностью
Поделиться
Корюшка головного мозга

Небольшая рыбка, неожиданно ярко пахнущая свежим огурцом или арбузом, с чуть сладковатым вкусом. Это – дальневосточная корюшка, ставшая на востоке России неоспоримым территориальным кулинарным брендом.

Читать полностью
Поделиться
Орлан – птица владивостокская

Величественные и недоступные, обаятельные и даже комичные, романтичные и трогательные – такими предстают краснокнижные орланы на снимках фотографов из Владивостока. В начале апреля царственные птицы покидают столицу Приморья, чтобы вывести птенцов вдали от городской суеты, окунуться в которую еще десять лет назад так массово они не стремились. А теперь каждую зиму проводят время в компании с фотографами, которые кормят птиц селедкой и с удовольствием их снимают.

Читать полностью
Поделиться
Хвост и чешуя Сукпая

- Да какая рыбалка?! Холодрыга такая на улице! – говорили мне знакомые, заслышав о моих планах отправиться на выходные за ленком и хариусом.

Читать полностью
Поделиться
Льготный кредит для роста хабаровской SEQUOIA

Развитие импортозамещающих производств в усложнившихся экономических условиях приобрело стратегическое значение. ЕastRussia наблюдает за работой дальневосточных предприятий, стремящихся восполнить дефицит и наполнить рынок отечественной продукцией.

Читать полностью
Поделиться
Экзамен в подарок

Комитет по труду и занятости Хабаровского края совместно с Центром занятости решились на эксперимент, который должен помочь с трудоустройством тем, кто самостоятельно освоил ту или иную профессию, тем, кто пусть и работал по специальности, но делал это долгое время без официального трудоустройства и подтверждения навыков. Профессиональный экзамен платный, оплатить его может либо сам работник, либо его работодатель. Но если у человека нет работы и, соответственно, денег, то государство ему поможет через механизм сертификатов.

Читать полностью
Поделиться
Как заработать на посуточной аренде жилья даже в Комсомольске-на-Амуре

Эльвира Баумгартен уже более 15 лет занимается посуточной арендой в Комсомольске-на-Амуре в компании ApartLand. Она рассказала, как зарабатывать на аренде жилья в нетуристическом городе, с какими сложностями можно столкнуться и как их преодолеть.

Читать полностью
Поделиться
Наш китолёт, вперёд лети!

В интервью EastRussia министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус рассказала о ключевых событиях в локальной туриндустрии, новых локациях, авиационных и железнодорожных маршрутах, а также о том, как реализуется проект горнолыжного и рекреационного комплекса «Хехцир» и о том, что ждёт туристическую жемчужину региона – Шантарские острова.

Читать полностью
Поделиться
Хабаровский край – «транспортный ключ» России к Азиатско-Тихоокеанскому региону

Читать полностью
Поделиться
В ТОРах становится тесно

Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.

Читать полностью
Поделиться
Самозанятый – не значит одинокий

Читать полностью
Поделиться
Овчинка, выделка и ТОРы

Суммарный объем налоговых поступлений от резидентов трех территорий опережающего развития Хабаровского края превысил 4 млрд 033 млн рублей с начала функционирования льготных режимов (с 2016 года по первое полугодие 2022 года), при этом объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций составил 4 млрд 117 млн рублей. Насколько эти данные отражают результативность работы территорий опережающего развития, оценили депутаты Законодательной думы Хабаровского края.

Читать полностью
Поделиться
Расширяя логистические горизонты

Экономика Дальнего Востока не может развиваться без расширения сети логистических связей: удаленность от федерального центра требует особого внимания к транспортному вопросу. Перевозки грузов в ДФО — затратное мероприятие даже для крупных компаний. Поэтому на фоне роста инвестиционных вложений и создания новых производств бизнес в дальневосточных регионах особенно нуждается в местных транспортных предприятиях. Одним из таких выступает «Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания».

Читать полностью
Больше материалов