Насколько эффективно используют имеющиеся возможности регионы ДФО, делающие округ привлекательным для бизнеса, достаточно ли их, и какие ещё нужны механизмы для того, чтобы макрорегион стал магнитом для инвестиций и поводом сменить место жительства для жителей других территорий России? Эти вопросы обсудили участники дискуссии ВЭФ-2022 «Инструменты для глобальной конкурентоспособности Дальнего Востока».
Каркас системы опережающего развития, который создавался для того, чтобы повысить конкурентоспособность восточных регионов страны, огромных по территории, но небольших по населению, вобрал в себя льготы по налогам, сокращённые административные процедуры, субсидии на инфраструктуру, льготный капитал и пристальное внимание руководства страны к ключевым проектам развития региона. Если рассматривать отдельные ТОРы, или другие инвестплощадки, то картина создаётся вполне позитивная – есть приток финансов, есть растущие проекты, появляются рабочие места. В регионах ДФО растёт объём инвестиций. Вложения в основной капитал с 2014 года выросли на Дальнем Востоке на 29% — это в три раза более высокий темп, чем в среднем по РФ. Промышленное производство в макрорегионе выросло на 23%, по стране – на 17%. В 2021 году максимально проявила себя «вторая волна» вложений – меры социальной поддержки, такие, как например, «Дальневосточная ипотека»: объем и темп ввода жилья вырос на Дальнем Востоке на 22%, в то время как в среднем по России этот показатель составил 13%. При этом, по мнению министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, несмотря на всю пользу и эффективность принятых мер и преференциальных режимов, позитивного перелома не наступило.
- Все эти меры служат подпорками и стимуляторами конкурентоспособности, но они не решают корневую проблему ни региона, ни страны, - заявил Алексей Чекунков, выступавший на сессии по видео-конференц-связи. – А заключается корневая проблема или корневой фактор конкурентоспособности сегодняшней экономики в знаниях и технологиях. Решают всё не здания и техника, не рост инвестиций. Можно построить еще заводы, организовать 20 ТОРов, но если мы не будем накапливать знания и технологии быстрее, чем соседи, мы будем отставать от соседей, и это отставание будет увеличиваться.
Министр отметил, что Дальний Восток концентрирует в себе основные особенности нашей страны в экономическом смысле – природные ресурсы, большие расстояния, вечную мерзлоту, города советского формата, которые были построены функционально – вокруг предприятий и для них, но не для комфортного проживания. И чтобы кратно повысить привлекательность ДФО, обязательно нужно поддерживать конкурентоспособность уже существующих на Дальнем Востоке инструментов. Их развитие не должно останавливаться уже потому, что и в других регионах России создаются похожие инструменты и механизмы – такие как Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Более богатые регионы вводят более амбициозные программы. В результате Дальний Восток перестает выигрывать даже в таких аспектах, как налоговая ставка, длина налогового периода.
Решение проблемы Алексей Чекунков видит в концентрированной работе по трем направлениям:
– форсированное развитие тех отраслей, где уже есть большие заделы;
– стимулирование экономики, через реновацию городов и развитие инфраструктуры;
– концентрированные инвестиции в образование.
инфографика - Счетная палата РФ
При этом, по мнению модератора сессии, аудитора Счетной палаты Российской Федерации Натальи Труновой, одной из ключевых проблемных зон является размер заработной платы на Дальнем Востоке.
– Люди стараются переехать туда, где они могут быстрее и полезнее трудоустроиться, чтобы получить более высокий уровень оплаты за свой труд, - сказала Наталья Трунова, - и мы видим, конечно, что есть регионы, где зарплата составляет 220% от средней по стране. Однако в самых густонаселённых Хабаровском и Приморском краях – ключевых промышленно-развитых территориях – уровень зарплат здесь не то, что не сравним с Чукоткой, но и по отдельным позициям ниже федеральных значений. А чтобы сделать Дальний Восток интересным большого количества работающих россиян, необходимо, чтобы зарплаты здесь были как минимум на 20-30% выше среднероссийских.
Отвечая на это замечание, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик, отметил, что старт новых проектов на Дальнем Востоке и привлечение сюда людей за счет повышения зарплаты, сопряжены с повышением издержек и, следовательно, со снижением конкурентоспособности.
– Вопрос в том, насколько возможности и инструментарий преференциальных режимов могут «противостоять» издержкам на привлечение и релокацию квалифицированного персонала, на логистику, - сказал он. – Удалённость региона и вызванные этим издержки являлись и до сих пор являются ограничивающим фактором.
В части повышения привлекательности, а вместе с тем и конкурентоспособности региона для бизнеса, Алексей Репик назвал форсированное развитие транспортной сети и логистики, без которых не может функционировать ни одно производство. Что же касается человеческого капитала, то в данном случае необходимо делать проживание и жизнь в регионах ДФО максимально комфортным, чтобы даже те, кто сюда приезжает с мыслью поработать год-другой-третий, а потом вернуться, захотели остаться здесь жить.
Замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных в свою очередь призвал активнее использовать существующий арсенал инструментов, которые могут обеспечить Дальнему Востоку прогресс в развитии промышленности. Он привел в пример Единую региональную субсидию - инструмент, который позволяет внутри региона самостоятельно определять, куда необходимо направить те или иные средства. Субсидия идёт на докапитализацию средств Фондов развития промышленности, созданных во всех регионах.
– В 2021 году только Республика Бурятия заявилась на получение субсидии, в 2022 году уже пять регионов воспользовались этой формой поддержки, - рассказал Алексей Беспрозванных. – С учетом этого интереса был увеличен объем субсидирования и сейчас он превышает 3 млрд рублей. Для обычных регионов – не дальневосточных – соотношение 30/70 – то есть 30% это региональные деньги, а 70% - федеральные. Для территорий ДФО эта пропорция – 10/90. Это ключевой инструмент, который сегодня используют регионы для развития промышленности. При этом пять регионов так и не подали заявку на получение субсидии в 2022 году.
инфографика - Минпромторг РФ
Отметил Алексей Беспрозванных и невысокие показатели по использованию таких механизмов, как «Индустриальные парки» и «Промышленные парки». Всего по стране их 406 – 274 действует, 132 создаётся. В них состоят 7 600 резидентов, а площадь производственных площадей достигает 21 млн квадратных метров. На Дальнем Востоке 10 индустриальных парков (три в Приморье, два на Сахалине, по одному в Бурятии, Хабаровском крае, ЧАО, Камчатке и Якутии, ни одного в Приамурье, Магаданской области и ЕАО) и два промышленных – в Бурятии и Якутии.
Одним из новых инструментов, облегчающих запуск новых производственных проектов, станет «Промышленная ипотека». Она подразумевает кредитование предприятий под 5% годовых на срок до семи лет при «потолке» финансирования в 500 млн рублей. «Промышленная ипотека» даёт возможность быстрого разворачивания производств.
Ещё один инструмент, призванный стимулировать рост промышленного производства, находится пока в разработке – это комплекс мер стимулирования промышленных кластеров на всех стадиях жизненного цикла. Сейчас минимальный размер кластера предполагает включение в него 10 предприятий, это количество предлагается снизить до пяти. Сроки создания кластера должны уменьшиться с четырех-шести месяцев до одного-двух, и если раньше субсидия на реализацию кластеров выделялась один раз в год, то сейчас эта возможность расширится до широкой линейки в течение всего года.
Директор дивизиона АСИ «Развитие регионов и инвестиции» Александр Смекалин отметил, что за последние годы на Дальнем Востоке произошли серьезные позитивные изменения, о чем свидетельствуют показатели национального рейтинга инвестиционного климата, составляемого Агентством. По его словам, нацрейтинг инвестклимата позволяет выявлять барьеры и сдерживающие факторы. Анализ показывает преобладание сырьевого экспорта и низкую долю несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки МСП в регионах ДФО на уровне почти 4,8 %, когда регионы-лидеры достигают более 20%.
«В этой ситуации основным дайвером для дальневосточной экономики должно стать развитие именно несырьевого экспорта высокотехнологичных товаров и продукции глубокой переработки. Мы видим, что сырьевой экспорт низко маржинальных продуктов перегружает таможенную инфраструктуру, не способствует созданию новых рабочих мест и росту налогооблагаемой базы в регионах. Необходимо принимать кардинальные меры по упрощению таможенного оформления для товаров глубокой переработки с использованием цифровых технологий, введением беспрецедентных таможенных льгот для экспорта высокотехнологичных товаров. Это позволит запустить маховик экономического роста, обеспечит появление серьезных инвесторов и востребованность созданной инфраструктуры территорий опережающего развития и особых экономических зон», - подчеркнул Александр Смекалин.
Алексей ЗбарскийНа сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» VII Восточного экономического форума губернаторы Камчатского края, Магаданской области и Республики Бурятия представили лучшие мастер-планы развития столиц территорий. Участники мероприятия также обсудили системные вызовы для городов Дальнего Востока с точки зрения населения, бизнеса и управления.
Ранее на полях ВЭФ-2022 в присутствии заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева прошло подписание трех соглашений о сотрудничестве в целях реализации мероприятий, предусмотренных мастер-планами Петропавловск-Камчатской агломерации, Магадана и Улан-Удэ на принципах государственно-частного партнерства до 2025 года. Соглашения были заключены между Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, ВЭБ.РФ и регионами.
Разработка мастер-планов 25 городов Дальнего Востока ведется по поручению президента РФ Владимира Путина. Это административные центры, города с населением свыше 50 тыс. человек, а также Северобайкальск и Тында. Помимо Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в проекте участвуют три института развития – ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и АСИ, а также более 10 планировочных команд. По словам Юрия Трутнева, главные задачи мастер-планов – это создание комфортных условий для жизни людей на Дальнем Востоке, раскрытие уникальных природных преимуществ, уменьшение разрыва между качеством жизни центральных регионов и Дальнего Востока.
Сегодня в активной проработке находятся мастер-планы 13 городов и четырех городских агломераций. Как рассказал на сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, самыми эффективными по итогам конкурсного отбора были признаны мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Документы оценивались по четырем критериям: это миссия города (как город видит себя сейчас и через 30 лет), второй критерий – план развития города, третий – экономический аспект, четвертый – приоритетные проекты.
– Мы планируем расширять меры поддержки. Это инфраструктурные инвестиции, льготные капиталы, инструменты государственно-частного партнерства. За последний год были запущены программы «Дальневосточный квартал» и «Дальневосточная концессия», которые также будут способствовать реализации мастер-планов городов ДФО, – отметил Алексей Чекунков.
Мастер-план Петропавловск-Камчатской агломерации объединяет проекты по благоустройству краевой столицы и города Елизово. В рамках первого этапа планируется реализовать проекты по созданию нового облика Петропавловска-Камчатского. По словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, цель мастер-плана – создать такой город, который будет максимально органично встроен в уникальную природу региона и для которого эта природа не будет препятствием в развитии.
фрагмент презентации мастер-плана Петропавловска-Камчатского
Но не менее важной составляющей развития города является создание возможностей занятости местного населения.
– Мы уверены, что появление рабочих мест базируется на развитии уже действующих отраслей и их трансформации, переосмыслении. Для полуострова, конечно, такими отраслями являются туризм, рыбопереработка, судостроение, судоремонт и энергетика, – рассказал глава региона.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов считает, что мастер-план Улан-Удэ – это залог динамичного развития города. Благодаря нему будет простимулировано большое количество внебюджетных инвестиций, созданы инфраструктурный и транспортный каркасы, получит развитие жилищное строительство. Особое внимание в мастер-плане уделено таким объектам, как особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», КРТ «Батарейка» и «Белый лебедь».
фрагмент мастер-плана агломерации Улан-Удэ
изображение: «КБ Стрелка»
Столица Колымы – не просто суровый край, но и центр богатого ресурсами региона с развитой горнодобывающей и рыбной отраслями. По словам губернатора Магаданской области Сергея Носова, растущая экономика области позволяет ежегодно создавать порядка 1,5 тыс. новых рабочих мест. Несмотря на это, в регионе сохраняется отток населения: уезжают молодежь и квалифицированные кадры.
– Людям нужны перспективы, не только связанные с рабочими местами, но и с комфортными условиями проживания. До конца 2022 года будет введено 14 объектов из мастер-плана. К быстрым победам, которые уже оценили жители города, можно отнести «Морской фасад Магадана». Он включает в себя 13 проектов, четыре из которых уже реализованы и еще столько же находятся в активной стадии реализации. В высокой стадии готовности спортивный комплекс «Президентский», аэровокзальный комплекс, проект комплексной застройки «Гороховое поле», – рассказал Сергей Носов.
фрагмент мастер-плана Магадана
изображение: «КБ Стрелка»
Власти Магадана делают ставку на возрождение рыбной отрасли. Так, уже запущен проект по созданию индустриального парка «Рыбный порт Магадана», планируется ввод завода по производству фармакологических препаратов из морских биоресурсов.
Профессор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков считает, что одной из проблем большого макрорегиона является отток перспективных молодых людей, за которыми часто уезжают и их семьи, что порождает проблему кадров. Именно поэтому, по мнению Волкова, дальневосточным городам при составлении мастер-планов нужно обратить внимание на внешний облик своих университетов.
О мастер-плане Владивостока рассказал глава города Константин Шестаков. Он подчеркнул, что в плане сформулированы городские мечты, которые носят прикладной характер и которые можно реализовать в конкретные сроки с осязаемым результатом и экономической отдачей. И в первую очередь акцент нужно делать на историческом центре, привлекательном для иностранного туриста.
Между тем, председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что плюсом мастер-планов дальневосточных городов, безусловно, является их публичность.
– Мастер-план – это документ, в котором региональная и муниципальная власть публично берут на себя обязательства, из которых не смогут просто так выйти. К мастер-планам нужно обращаться каждый год, смотреть, что сделано, что нужно выполнить, и помнить, что без участия горожан – это просто чистый лист бумаги, – отметил Игорь Шувалов.
В свою очередь, генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко считает, что три вещи – комплексность, понятность и конкретность мастер-планирования – позволяют называть этот инструмент развития городов одним из наиболее эффективных. Главной же задачей остается обеспечение реализации мастер-планов по всем ключевым направлениям и закрепление понятия мастер-планирования в законодательстве. При этом ДОМ.РФ уже разработал более 30 мастер-планов и документов стратегического развития российских городов и агломераций, и треть из них предназначена для городов Дальнего Востока.
– Всего при нашем участии разработано 10 мастер-планов ключевых территорий Дальнего Востока. В работу над проектами на территории ДФО мы вложили около 1 млрд рублей собственных средств, – рассказал Виталий Мутко.
В заключении встречи помощник президента РФ Максим Орешкин обозначил главную задачу по реализации мастер-планов дальневосточных городов – это ежегодный отчет по ним на Восточном экономическом форуме.
– Мастер-планы не должны оставаться просто словами на бумаге. Они должны нести за собой конкретную реализацию, демонстрировать перспективы на несколько десятков лет вперед как для жителей региона, так и для бизнеса, – подытожил Максим Орешкин.
Ежегодно россияне вывозят за рубеж порядка 20-30 млрд долларов. «Это только данные о транзакциях по картам, без учета стоимости путевок или размещения», - рассказывает зампред Правительства Дмитрий Чернышенко. Сейчас, впервые за долгие годы, поток россиян, привыкших к морским заграничным курортам, направился в российские регионы. Объем в сравнение с привычным выездным потоком пока не идет, но власти рассчитывают, что к 2030 году число туристских поездок внутри страны вырастет с 60 до 140 млн.
«20 лет мы инвестировали российскими деньгами в инфраструктуру нероссийскую, - говорит Дмитрий Чернышенко. – В нашей стране, к сожалению, было даже не модно отдыхать. Сейчас все стало на свои места и отдыхать у нас теперь супер модно. Мы наблюдаем огромный неудовлетворенный спрос, который нужно немедленно удовлетворять, и Президент нам на это указывает. Он говорит, что нужно скорее создавать инфраструктуру, потому что туристическая деятельность приносит огромный мультипликативный эффект».
Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта
Для того, чтобы оперативно создать условия для туризма и отдыха в стране, государство запустило целый ряд уникальных мер поддержки - льготные кредиты, инфраструктурная поддержка ВЭБ.РФ, корпорации «Туризм.РФ», преференциальные режимы, гранты на строительство кемпингов и быстровозводимых гостиниц, кешбэк и многое другое. Ростуризм рассчитывает в ближайшие годы существенно расширить возможности российской индустрии гостеприимства.
«Если в 20 году у нас финансирование по линии туризма было 11 млрд рублей, то в текущем году это уже более 75 млрд и эти цифры будут возрастать. И на отрезке со следующего до 2030 года только прямых бюджетных инвестиции в отрасль туризма запланировано 462 млрд рублей», - подчеркивает Дмитрий Чернышенко.
Значительная часть этих средств предназначена для восточной части страны и Арктической зоны. Только на Дальнем Востоке в ближайшие годы появятся 12 новых курортов – их концепции и экономические модели Ростуризм и ВЭБ.РФ сформируют в ходе мастер-планирования в дальневосточных регионах.
По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой дальневосточные регионы уже сейчас являются одними из самых активных участников Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В качестве грантов в субъекты Дальнего Востока за 2 года направлено более 700 млн рублей, в рамках программы субсидирования процентной ставки на строительство гостиниц свыше 120 номеров начато строительство тысячи единиц номерного фонда, из 4 млрд рублей на строительство быстровозводимых модульных гостиниц на Дальний Восток направлено 700 млн рублей.
Зарина Догузова, глава Ростуризма
«Новая мера поддержки, которая в этом году стартовала – создание туристически привлекательного центра города. В ней победила заявка Владивостока на 200 млн рублей. И мы рассчитываем, что в следующем году Камчатка с Петропавловском-Камчатским войдет в этот проект. Он позволяет создать удобную и интересную среду в центре города, где активно начинает развиваться малый и средний бизнес в туризме, от ресторанов до гостиниц и частных музеев», - отметила Зарина Догузова.
Она также объявила о предстоящей «донастройке» механизма туристического кешбэка для Дальнего Востока. Ранее по поручению Президента объем возврата средств за путевки в регионы ДФО уже был увеличен с 20 до 40 тысяч рублей.
«У нас активно работает в целом кешбэк по стране. Свежие цифры: почти на 7 млрд рублей уже куплено туров и осуществлено бронирований, а сам кешбэк составил почти 1,5 млрд рублей. Увеличенный кешбэк по Дальнему Востоку составляет в общей цифре незначительный объем. Мы предварительно проанализировали: чтобы принимать решение и продлевать эту отдельную меру поддержки для Дальнего Востока в рамках туристического кешбэка нам, видимо, нужно будет не до 40 тысяч увеличивать предельный кешбэк, а до 40 % (от стоимости тура – прим.автора). Это позволит увеличить средний возврат», - подчеркивает глава главного туристского ведомства страны.
С оптимизмом в туристское будущее России смотрит и министр экономического развития страны Максим Решетников: «Среднегодовые темпы роста в отрасли до 2030 года составят почти 8%, то есть отрасль будет расти заведомо больше экономики. Инвестиции вырастут на 35%. Ну а главная цель, на которую мы ориентируемся – будет создано дополнительно миллион рабочих мест. То есть занятость в этой сфере увеличится с 2 до 3 млн рабочих мест. Это амбициозные цели, но они подкреплены ресурсами».
По оценкам Максима Решетникова, одной из самых эффективных мер господдержки в новом арсенале нацпроекта стали гранты на модульные гостиницы – быстрая окупаемость, относительно невысокие затраты и короткий период строительства. Сейчас в ведомстве думают о том, как в дальнейшем поддерживать капитальные объекты – ведь программа льготных кредитов конечна и ее вскоре распишут по объектам. Глава Минэкономики считает, что эффективным инструментом может стать господдержка строительства крупных парков развлечений. Несколько таких объектов уже построены в Москве и Сочи, в планах еще несколько – в том числе и на Дальнем Востоке. Инициатор одного из них - модератор секции по туризму, бенефициар группы компаний Mantera, бывший губернатор Кубани и экс-глава Минсельхоза Александр Ткачев планирует построить крупный парк развлечений за 32 млрд рублей на острове Русский. Видимо, этим организаторы ВЭФ-2022 и обусловили выбор его кандидатуры в качестве модератора, словоохотливого, с обширным мнением по большинству вопросов туристской повестки.
Еще один возможный механизм поддержки отрасли, который сейчас обсуждает Минэк и Ростуризм – это импортозамещение в строительстве канатных дорог. Максим Решетников не исключает, что в ближайшем будущем для этого в стране будет сформирован специальный промышленный кластер.
Всю соль и боль, но с оптимизмом о будущем туризма на Дальнем Востоке озвучил старший управляющий банкир бизнес-блока ВЭБ.РФ Антон Перин. Он напомнил, что финансирование проектов в туризме для банков – одна из самых непростых задач: невысокая загрузка, крайне высокая сезонность и риски, низкая маржинальность проектов, длительный период окупаемости – это главные препятствия для кредитования крупных проектов в туризме для банковского сектора.
«Наряду с Байкалом и Алтаем Дальний Восток входит в тройку самых желанных для посещения мест. И вроде бы – строй и получишь поток, но здесь же у нас есть особенности климатические, сейсмические, логистические. Вот, казалось бы, сейчас во Владивостоке должен быть курортный сезон, но тайфун и все закрыто. Плюс, строить здесь дороже. Александр Николаевич (прим. – Ткачев) анонсировал парк развлечений. С учетом всех этих особенностей, наверное сильно дороже получится, чем в Сочи, а модель та же самая», - сетует Антон Перин, но тут же с оптимизмом констатирует: «Несмотря на дороговизну направления - в 2,5 раза дороже поездка на Дальний Восток, чем в среднем, по стране, и явного несоответствия цены и качества – у нас только 10% номерного фонда здесь соответствуют современным стандартам, поездка на Дальний Восток является поездкой мечты, на которую люди готовы копить. Поэтому мы поддерживаем прогнозы про удвоение туристического потока. Потенциал у Дальнего Востока огромный и наша работа его реализовать».
Верить в лучшее хотят и инвесторы, но оптимизма в их словах значительно меньше. «Сдвинул бы нашу дискуссию из такого радостного состояния в состояние озабоченности», - говорит генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин. Он ведет несколько проектов на Дальнем Востоке: «Три Вулкана» на Камчатке, «Архипелаг Онекотан» и проект по экспедиционному туризму на островах Курильской гряды. По словам Бачина, Минфин в ближайшее время планирует скорректировать условия предоставления льготных кредитов на создание крупных туристских объектов. Если сейчас Постановление Правительства №141 предполагает диапазон процентных ставок от 3% до 5%, то в соответствии с замечаниями ведомства условия скорректируют и сохранят только 5-процентный кредит. К тому же, денег на финансирование льготных процентных ставок на последующие годы вообще не предусмотрено.
Сергей Бачин, руководитель девелоперских проектов «Интерроса», генеральный директор горнолыжного курорта «Роза Хутор», генеральный директор ООО «Васта Дискавери»
«Если мы отправляемся в путь – государство и инвестор, наверное одно из самых главных качеств – это доверие друг к другу и стабильность. Нельзя отправляться в путь и через два года менять условия работы. И в этом смысле нам кажется, что судьба 141-е постановления – это важный сигнал всей отрасли. Если это постановление будет живым – наполненным деньгами, если это постановление не будет ухудшать условия для текущих инвестиционных проектов и будущих, то это отличный сигнал. Если оно постепенно начнет деградировать, то как относиться ко всем другим преференциальным режимам? Они все могут деградировать!», - говорит Сергей Бачин.
Горячую поддержку этот вопрос вызывает и в Ростуризме. «Со стороны Ростуризма подтверждаю, что это сегодня самый востребованный инструмент поддержки в туризме. У нас ни один крупный капиталоемкий проект без льготного кредитования реализовываться в те сроки, которые нам нужны, не будет. Действительно сегодня речь идет о том, чтобы зафиксировать 5%. Мы настаиваем на том, чтобы сохранить те условия, которые были изначально – 3-5%. Государство, когда что-то обещает, должно свои обещания выполнять. Мы бизнесу обещали 3-5% и предлагаю на этом настаивать», - подчеркивает Зарина Догузова. Она также предлагает передвинуть деньги, предусмотренные Нацпроектом на реализацию этой меры поддержки с периода 2025-2030 годов на 2023-2025 годы, чтобы не сворачивать программу со следующего года.
Еще один вопрос, который успели затронуть участники секции – развитие круизного туризма. В условиях современных международных отношений это одно из самых сложных направлений, ведь отечественного круизного флота в России пока нет и его появление предвидится не скоро.
«То, что касается задачи на ближайшие 3-5 лет – вариант только один, это провести инвентаризацию флота двойного назначения или так, называемого научного флота, который есть у Академии наук, в Министерстве природных ресурсов, в Гидромете, добиться состояния, чтобы можно было использовать этот флот для двойного назначения: 3-4 месяца в году, самые туристические - для туристов, а дальше – для науки. Но, чтобы это работало, нужно, чтобы этот флот был в строю», - говорит глава «Васта Дискавери». По такому принципу в последние годы работал и камчатский туроператор «Северная экспедиция». Компания организовывала круизы по Дальнему Востоку России и Арктике на одном из дальневосточных научных судов. Его директору Александру Светачеву на секции времени для выступления не хватило, но в интервью EastRussia он обозначил важность государственной поддержки строительства или покупки экспедиционного круизного флота.
«Это направление пользуется высоким спросом. Раньше мы работали в основном с иностранными туристами, но в последние годы стали делать круизы для россиян. У экспедиционного туризма огромный потенциал, но мы вынуждены констатировать, что доступного флота в стране практически нет. Бывшим научным судам, в том числе «Профессору Хромову», на котором мы много лет осуществляли круизные программы, больше 40 лет, они требуют огромных эксплуатационных расходов. Сейчас мы очень рассчитываем на поддержку государства для покупки существующего экспедиционного круизного флота: лизинговые, кредитные или иные инструменты поддержки. По опыту - при условии круглогодичной работы мы можем ежегодно отдавать государству около 100 млн рублей только за фрахт экспедиционного судна на 50 мест, без учета платежей сотням наших контрагентов и налогов, - говорит Александр Светачев. - Я также обратил бы внимание на круизный туризм премиум-класса: спрос очень высокий, а предложения нет вообще. Я бы призвал собственников многочисленных дорогих яхт, которые сейчас прячут их на приколе в российских и заграничных портах от иностранных санкций, обратить внимание на этот сегмент и использовать их для организации небольших круизных программ высокого уровня на Дальнем Востоке, где это действительно востребовано».
Кстати, в числе предложенных Сергеем Бачиным стратегических механизмов для развития круизного туризма в стране - создание и финансирование новой структуры в составе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики для проектирования и строительства круизных судов. Но как признает сам инвестор, это пока перспектива очень далекого будущего.
Дальнейшее развитие судоходства по Северному морскому пути требует координации между грузоотправителями, перевозчиками и государством. Еще одна заинтересованная сторона, без которой не смогут осуществиться планы перевозок – судостроители и поставщики комплектующих для верфей. Минпромторг РФ намерен закрыть вопрос о том, сколько понадобится флота для вывоза продукции, которую дадут будущие производства в Арктике.
Как ожидается, в 2022 году по трассам Северного морского пути будет перевезено 36 млн т различных грузов. Согласно прогнозу «Росатома», в 2024-м перевозки могут достигнуть 90 млн т (как известно, целевой показатель государства – 80 млн т), а в 2030-м – 216 млн т. Это почти сравняется с экспортным грузопотоком по БАМу и Транссибу в адрес Дальнего Востока.
«Наша миссия – обеспечить круглогодичную навигацию, начиная с декабря 2024 года», - назвал непременное условие для увеличения перевозок спецпредставитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Главные драйверы развития Севморпути – экспортоориентированные производства по добыче углеводородов. Сейчас в Арктике обслуживаются такие нефтегазовые проекты, как Варандей, Приразломное, Новый порт, Ямал СПГ. В 2024 году, согласно одному из сценариев, перевозки сжиженного природного газа по СМП возрастут до 35,5 млн т, нефти – до 36,7 млн т. Кроме того, будет отправлено 3,5 млн угля и 1,7 млн т металла, перевезено 4 млн т различных грузов в каботажном и транзитном сообщении.
фото: Росатом
Грузовая база вдоль арктических трасс должна расширяться за счет проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. К примеру, запуск в Якутии Кючусского месторождения золота, Тирехтяхского и Депутатского месторождения олова, развитие перспективных кластеров в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, Чукотке могут дополнительно привлечь грузовую базу в объеме 10 млн т ежегодно.
Успех Севморпути как нового транспортного коридора зависит от синхронизации различных усилий в части повышения возможностей инфраструктуры, строительства флота, обеспечения системы безопасности и совершенствования технологий судоходства. Напомним, 1 августа правительством РФ принят интегрированный план развития СМП до 2035 года. В основу долгосрочной стратегии закладываются обязательства как грузоотправителей, которые гарантируют объемы перевозок, так государства о создании необходимой инфраструктуры. К октябрю должны быть документально зафиксированы намерения сторон. «Мы сейчас на финишной прямой. Можно сказать, что 80% соглашений уже подписано», - уточнил Владимир Панов.
Финансирование мероприятий комплексного плана (их насчитывается 152) сегодня оценивается почти в 1,8 трлн руб. Весомая доля средств, свыше 800 млрд руб., при этом должна пойти на развитие транспортной инфраструктуры Севморпути. Это модернизация действующих либо строительство новых портов, отдельные проекты по железнодорожной инфраструктуре, которые могут обеспечить дополнительную базу к терминалам в зоне СМП, создание баз бункеровки и технического обслуживания судов.
Отдельное финансирование затронет повышение системы безопасности судоходства по Севморпути. На эти цели запланировано 416 млрд руб. Так, рост перевозок требует особых подходов к аварийно-спасательному обеспечению арктических маршрутов. Сегодня в российских регионах Арктики группировка МЧС насчитывает 35 тыс. спасателей и более 5 тыс. единиц техники, но это, главным образом, пожарно-спасательные подразделения, которые дислоцированы в населенных пунктах или на объектах производства и не имеют напрямую отношения к прикрытию Севморпути.
Безопасность судоходства будут обеспечивать новые комплексные формирования спасателей. Вдоль СМП планируется организовать семь авиационно-спасательных звеньев (в Архангельске, Мурманске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Анадыре, Певеке), оснащенных вертолетами Ми-8 и Ми-38 в арктическом исполнении. При помощи ледокольного флота (на современных ледоколах предусмотрена площадка для приема вертолетной техники) такие аварийные формирования позволят в случае возникновения чрезвычайной ситуации наращивать группировку спасателей или производить при необходимости оперативную эвакуацию.
фото: Валерий Балдин, Росатом
В план развития СМП вошли вопросы спутникового обеспечения, системы метеорологического прогнозирования. Санкции затруднили работу по ряду направлений хозяйственной деятельности в Арктике. В частности, зарубежные компании, у которых морские перевозчики заказывали съемку со спутников по ледовым условиям, прекратили сотрудничество с Россией, рассказал зампред правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов.
По его словам, для выполнения графика перевозок в арктических морях критически важным является выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную обстановку со льдами. Соединение соответствующей информации, в том числе получаемой при помощи космических аппаратов, позволяет качественно прогнозировать ледовые условия.
фото: Валерий Балдин, Росатом
«В настоящее время в радиолокационном диапазоне доступны исключительно иностранные снимки из открытых источников. Таких снимков мало, они крайне редко затрагивают наиболее сложные и необходимые нам участки акватории СМП. Требуется группировка российских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, работающих в оптическом инфракрасном и радиолокационном диапазонах, обеспечивающих необходимое разрешение снимков», - пояснил Евгений Амбросов.
Как рассказал заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев, для мониторинга Севморпути в 2021 году был запущен гидрометеорологический спутник «Арктика-М» №1. До конца 2023-го планируется запустить спутники типа «Кондор», «Обзор», «Арктика-М №2». Помимо высокого качества получаемых данных, запуск этих аппаратов снизит зависимость от иностранных провайдеров. Еще дополнительные семь спутников послужат стабильному функционированию группировки до 2035 года.
Безусловно, план развития СМП не мог обойтись без такой статьи, как постройка грузового и ледокольного флота. В настоящее время в распоряжении ФГУП «Атомфлот» шесть атомных ледоколов, из них «Арктика» и «Сибирь» построены в 2020-2021 годах. Планируется спустить на воду еще шесть атомоходов, по трем из которых («Уралу», «Якутии», «Чукотке») сейчас ведутся работы, причем «Урал» сдадут до конца текущего года.
Всего же для выхода перевозок на предполагаемый размер судоходства нужно 132 судна различного назначения. Из них 45 находятся в эксплуатации, 32 строятся (25 – на заводе «Звезда» и 7 – в Южной Корее) плюс 55 необходимо заложить на верфях, сообщил Владимир Панов. В этой связи «Росатом» и ОСК выступили с инициативой создания в России нового судостроительного центра на острове Котлин (Кронштадт).
Судя по всему, объем будущего заказа для СМП не окончательный. Как проинформировал статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, перспективная потребность – 71 судно. «Нам, как кураторам отрасли, а также судостроителям, прежде всего Объединенной судостроительной корпорации, нужно понимать, сколько точно будет строиться судов, этапов строительства для того, чтобы обеспечить стапельный план верфей. Если, например, Балтийский завод знает, когда строит ледоколы, а также плавучие атомные электростанции, они понимают, какая у них загрузка, как они будут это делать в срок, вовремя получать авансирование и последующие оплаты. Либо же все неожиданно возникнет в один-два года, заказ будет избыточным, который своевременно невозможно выполнить, и возникнет проблема», - предупреждает чиновник.
Минпромторг запросил у потенциальных заказчиков подтверждение информации по количеству судов, их водоизмещению, комплектации, чтобы четко понимать, как и на каких верфях строить новый флот.
При этом, добавил Виктор Евтухов, кропотливая работа предстоит по импортозамещению судового оборудования: «У нас есть критический импорт, это надо признать. Иностранные компании отказались от поставок начиная от пропульсивных комплексов и заканчивая навигационным оборудованием. Нам придется в краткосрочной перспективе найти те компании, и мы их определяем вместе с нашими организациями, которые готовы предоставить отечественное локализованное оборудование либо завозить из дружественных стран или недружественных путем измененной логистики или еще как-то».
В целом, подчеркивает замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, воплощение в жизнь плана развития перевозок по СМП является большим вызовом для российского судостроения. Здесь краеугольный вопрос, как будет государство финансировать ход работ, убежден замглавы «Росатома» - руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. Причем госкорпорация готова строить ледоколы также за счет оборотных и заемных средств.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».