Поделиться
Козыри Дальнего Востока
Поделиться

Насколько эффективно используют имеющиеся возможности регионы ДФО, делающие округ привлекательным для бизнеса, достаточно ли их, и какие ещё нужны механизмы для того, чтобы макрорегион стал магнитом для инвестиций и поводом сменить место жительства для жителей других территорий России? Эти вопросы обсудили участники дискуссии ВЭФ-2022 «Инструменты для глобальной конкурентоспособности Дальнего Востока».

EastRussia

Каркас системы опережающего развития, который создавался для того, чтобы повысить конкурентоспособность восточных регионов страны, огромных по территории, но небольших по населению, вобрал в себя льготы по налогам, сокращённые административные процедуры, субсидии на инфраструктуру, льготный капитал и пристальное внимание руководства страны к ключевым проектам развития региона. Если рассматривать отдельные ТОРы, или другие инвестплощадки, то картина создаётся вполне позитивная – есть приток финансов, есть растущие проекты, появляются рабочие места. В регионах ДФО растёт объём инвестиций. Вложения в основной капитал с 2014 года выросли на Дальнем Востоке на 29% — это в три раза более высокий темп, чем в среднем по РФ. Промышленное производство в макрорегионе выросло на 23%, по стране – на 17%. В 2021 году максимально проявила себя «вторая волна» вложений – меры социальной поддержки, такие, как например, «Дальневосточная ипотека»: объем и темп ввода жилья вырос на Дальнем Востоке на 22%, в то время как в среднем по России этот показатель составил 13%. При этом, по мнению министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, несмотря на всю пользу и эффективность принятых мер и преференциальных режимов, позитивного перелома не наступило.

- Все эти меры служат подпорками и стимуляторами конкурентоспособности, но они не решают корневую проблему ни региона, ни страны, - заявил Алексей Чекунков, выступавший на сессии по видео-конференц-связи. – А заключается корневая проблема или корневой фактор конкурентоспособности сегодняшней экономики в знаниях и технологиях. Решают всё не здания и техника, не рост инвестиций. Можно построить еще заводы, организовать 20 ТОРов, но если мы не будем накапливать знания и технологии быстрее, чем соседи, мы будем отставать от соседей, и это отставание будет увеличиваться.

Министр отметил, что Дальний Восток концентрирует в себе основные особенности нашей страны в экономическом смысле – природные ресурсы, большие расстояния, вечную мерзлоту, города советского формата, которые были построены функционально – вокруг предприятий и для них, но не для комфортного проживания. И чтобы кратно повысить привлекательность ДФО, обязательно нужно поддерживать конкурентоспособность уже существующих на Дальнем Востоке инструментов. Их развитие не должно останавливаться уже потому, что и в других регионах России создаются похожие инструменты и механизмы – такие как Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Более богатые регионы вводят более амбициозные программы. В результате Дальний Восток перестает выигрывать даже в таких аспектах, как налоговая ставка, длина налогового периода.

Решение проблемы Алексей Чекунков видит в концентрированной работе по трем направлениям:

– форсированное развитие тех отраслей, где уже есть большие заделы;

– стимулирование экономики, через реновацию городов и развитие инфраструктуры;

– концентрированные инвестиции в образование.


инфографика - Счетная палата РФ

При этом, по мнению модератора сессии, аудитора Счетной палаты Российской Федерации Натальи Труновой, одной из ключевых проблемных зон является размер заработной платы на Дальнем Востоке.

– Люди стараются переехать туда, где они могут быстрее и полезнее трудоустроиться, чтобы получить более высокий уровень оплаты за свой труд, - сказала Наталья Трунова, - и мы видим, конечно, что есть регионы, где зарплата составляет 220% от средней по стране. Однако в самых густонаселённых Хабаровском и Приморском краях – ключевых промышленно-развитых территориях – уровень зарплат здесь не то, что не сравним с Чукоткой, но и по отдельным позициям ниже федеральных значений. А чтобы сделать Дальний Восток интересным большого количества работающих россиян, необходимо, чтобы зарплаты здесь были как минимум на 20-30% выше среднероссийских.

Отвечая на это замечание, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик, отметил, что старт новых проектов на Дальнем Востоке и привлечение сюда людей за счет повышения зарплаты, сопряжены с повышением издержек и, следовательно, со снижением конкурентоспособности.

– Вопрос в том, насколько возможности и инструментарий преференциальных режимов могут «противостоять» издержкам на привлечение и релокацию квалифицированного персонала, на логистику, - сказал он. – Удалённость региона и вызванные этим издержки являлись и до сих пор являются ограничивающим фактором.

В части повышения привлекательности, а вместе с тем и конкурентоспособности региона для бизнеса, Алексей Репик назвал форсированное развитие транспортной сети и логистики, без которых не может функционировать ни одно производство. Что же касается человеческого капитала, то в данном случае необходимо делать проживание и жизнь в регионах ДФО максимально комфортным, чтобы даже те, кто сюда приезжает с мыслью поработать год-другой-третий, а потом вернуться, захотели остаться здесь жить.

Замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных в свою очередь призвал активнее использовать существующий арсенал инструментов, которые могут обеспечить Дальнему Востоку прогресс в развитии промышленности. Он привел в пример Единую региональную субсидию - инструмент, который позволяет внутри региона самостоятельно определять, куда необходимо направить те или иные средства. Субсидия идёт на докапитализацию средств Фондов развития промышленности, созданных во всех регионах.

– В 2021 году только Республика Бурятия заявилась на получение субсидии, в 2022 году уже пять регионов воспользовались этой формой поддержки, - рассказал Алексей Беспрозванных. – С учетом этого интереса был увеличен объем субсидирования и сейчас он превышает 3 млрд рублей. Для обычных регионов – не дальневосточных – соотношение 30/70 – то есть 30% это региональные деньги, а 70% - федеральные. Для территорий ДФО эта пропорция – 10/90. Это ключевой инструмент, который сегодня используют регионы для развития промышленности. При этом пять регионов так и не подали заявку на получение субсидии в 2022 году.


инфографика - Минпромторг РФ

Отметил Алексей Беспрозванных и невысокие показатели по использованию таких механизмов, как «Индустриальные парки» и «Промышленные парки». Всего по стране их 406 – 274 действует, 132 создаётся. В них состоят 7 600 резидентов, а площадь производственных площадей достигает 21 млн квадратных метров. На Дальнем Востоке 10 индустриальных парков (три в Приморье, два на Сахалине, по одному в Бурятии, Хабаровском крае, ЧАО, Камчатке и Якутии, ни одного в Приамурье, Магаданской области и ЕАО) и два промышленных – в Бурятии и Якутии.

Одним из новых инструментов, облегчающих запуск новых производственных проектов, станет «Промышленная ипотека». Она подразумевает кредитование предприятий под 5% годовых на срок до семи лет при «потолке» финансирования в 500 млн рублей. «Промышленная ипотека» даёт возможность быстрого разворачивания производств.

Ещё один инструмент, призванный стимулировать рост промышленного производства, находится пока в разработке – это комплекс мер стимулирования промышленных кластеров на всех стадиях жизненного цикла. Сейчас минимальный размер кластера предполагает включение в него 10 предприятий, это количество предлагается снизить до пяти. Сроки создания кластера должны уменьшиться с четырех-шести месяцев до одного-двух, и если раньше субсидия на реализацию кластеров выделялась один раз в год, то сейчас эта возможность расширится до широкой линейки в течение всего года.

Директор дивизиона АСИ «Развитие регионов и инвестиции» Александр Смекалин отметил, что за последние годы на Дальнем Востоке произошли серьезные позитивные изменения, о чем свидетельствуют показатели национального рейтинга инвестиционного климата, составляемого Агентством. По его словам, нацрейтинг инвестклимата позволяет выявлять барьеры и сдерживающие факторы. Анализ показывает преобладание сырьевого экспорта и низкую долю несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки МСП в регионах ДФО на уровне почти 4,8 %, когда регионы-лидеры достигают более 20%.

«В этой ситуации основным дайвером для дальневосточной экономики должно стать развитие именно несырьевого экспорта высокотехнологичных товаров и продукции глубокой переработки. Мы видим, что сырьевой экспорт низко маржинальных продуктов перегружает таможенную инфраструктуру, не способствует созданию новых рабочих мест и росту налогооблагаемой базы в регионах. Необходимо принимать кардинальные меры по упрощению таможенного оформления для товаров глубокой переработки с использованием цифровых технологий, введением беспрецедентных таможенных льгот для экспорта высокотехнологичных товаров. Это позволит запустить маховик экономического роста, обеспечит появление серьезных инвесторов и востребованность созданной инфраструктуры территорий опережающего развития и особых экономических зон», - подчеркнул Александр Смекалин.

Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Планка для мастер-плана

На сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» VII Восточного экономического форума губернаторы Камчатского края, Магаданской области и Республики Бурятия представили лучшие мастер-планы развития столиц территорий. Участники мероприятия также обсудили системные вызовы для городов Дальнего Востока с точки зрения населения, бизнеса и управления.

Читать полностью
Поделиться
Тур на Дальний Восток - поездка мечты

Читать полностью
Поделиться
Лед и планы

Дальнейшее развитие судоходства по Северному морскому пути требует координации между грузоотправителями, перевозчиками и государством. Еще одна заинтересованная сторона, без которой не смогут осуществиться планы перевозок – судостроители и поставщики комплектующих для верфей. Минпромторг РФ намерен закрыть вопрос о том, сколько понадобится флота для вывоза продукции, которую дадут будущие производства в Арктике.

Читать полностью
Поделиться
Посещение Дальнего Востока должно стать уникальным опытом для туристов

По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).

Читать полностью
Поделиться
Китайским инвесторам в российских ТОР нужна инфраструктура

Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Субсидирование ж/д доставки рыбы — долгожданное решение для рыбаков ДФО

Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Читать полностью
Поделиться
Разворот России на Восток — это психологический и интеллектуальный курс

Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток — наше общее будущее»

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточники спросили — Президент решил

Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.

EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.

Читать полностью
Поделиться
Макроэкономический ландшафт Дальнего Востока к 2030 году

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Поделиться
Только экстрим, только хардкор? Возможен ли комфортный автотуризм на Дальнем Востоке?

Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие? 

Читать полностью
Больше материалов