Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Козыри Дальнего Востока

Насколько эффективно используют имеющиеся возможности регионы ДФО, делающие округ привлекательным для бизнеса, достаточно ли их, и какие ещё нужны механизмы для того, чтобы макрорегион стал магнитом для инвестиций и поводом сменить место жительства для жителей других территорий России? Эти вопросы обсудили участники дискуссии ВЭФ-2022 «Инструменты для глобальной конкурентоспособности Дальнего Востока».

Козыри Дальнего Востока
Фото: EastRussia

Каркас системы опережающего развития, который создавался для того, чтобы повысить конкурентоспособность восточных регионов страны, огромных по территории, но небольших по населению, вобрал в себя льготы по налогам, сокращённые административные процедуры, субсидии на инфраструктуру, льготный капитал и пристальное внимание руководства страны к ключевым проектам развития региона. Если рассматривать отдельные ТОРы, или другие инвестплощадки, то картина создаётся вполне позитивная – есть приток финансов, есть растущие проекты, появляются рабочие места. В регионах ДФО растёт объём инвестиций. Вложения в основной капитал с 2014 года выросли на Дальнем Востоке на 29% — это в три раза более высокий темп, чем в среднем по РФ. Промышленное производство в макрорегионе выросло на 23%, по стране – на 17%. В 2021 году максимально проявила себя «вторая волна» вложений – меры социальной поддержки, такие, как например, «Дальневосточная ипотека»: объем и темп ввода жилья вырос на Дальнем Востоке на 22%, в то время как в среднем по России этот показатель составил 13%. При этом, по мнению министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, несмотря на всю пользу и эффективность принятых мер и преференциальных режимов, позитивного перелома не наступило.

- Все эти меры служат подпорками и стимуляторами конкурентоспособности, но они не решают корневую проблему ни региона, ни страны, - заявил Алексей Чекунков, выступавший на сессии по видео-конференц-связи. – А заключается корневая проблема или корневой фактор конкурентоспособности сегодняшней экономики в знаниях и технологиях. Решают всё не здания и техника, не рост инвестиций. Можно построить еще заводы, организовать 20 ТОРов, но если мы не будем накапливать знания и технологии быстрее, чем соседи, мы будем отставать от соседей, и это отставание будет увеличиваться.

Министр отметил, что Дальний Восток концентрирует в себе основные особенности нашей страны в экономическом смысле – природные ресурсы, большие расстояния, вечную мерзлоту, города советского формата, которые были построены функционально – вокруг предприятий и для них, но не для комфортного проживания. И чтобы кратно повысить привлекательность ДФО, обязательно нужно поддерживать конкурентоспособность уже существующих на Дальнем Востоке инструментов. Их развитие не должно останавливаться уже потому, что и в других регионах России создаются похожие инструменты и механизмы – такие как Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Более богатые регионы вводят более амбициозные программы. В результате Дальний Восток перестает выигрывать даже в таких аспектах, как налоговая ставка, длина налогового периода.

Решение проблемы Алексей Чекунков видит в концентрированной работе по трем направлениям:

– форсированное развитие тех отраслей, где уже есть большие заделы;

– стимулирование экономики, через реновацию городов и развитие инфраструктуры;

– концентрированные инвестиции в образование.


инфографика - Счетная палата РФ

При этом, по мнению модератора сессии, аудитора Счетной палаты Российской Федерации Натальи Труновой, одной из ключевых проблемных зон является размер заработной платы на Дальнем Востоке.

– Люди стараются переехать туда, где они могут быстрее и полезнее трудоустроиться, чтобы получить более высокий уровень оплаты за свой труд, - сказала Наталья Трунова, - и мы видим, конечно, что есть регионы, где зарплата составляет 220% от средней по стране. Однако в самых густонаселённых Хабаровском и Приморском краях – ключевых промышленно-развитых территориях – уровень зарплат здесь не то, что не сравним с Чукоткой, но и по отдельным позициям ниже федеральных значений. А чтобы сделать Дальний Восток интересным большого количества работающих россиян, необходимо, чтобы зарплаты здесь были как минимум на 20-30% выше среднероссийских.

Отвечая на это замечание, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик, отметил, что старт новых проектов на Дальнем Востоке и привлечение сюда людей за счет повышения зарплаты, сопряжены с повышением издержек и, следовательно, со снижением конкурентоспособности.

– Вопрос в том, насколько возможности и инструментарий преференциальных режимов могут «противостоять» издержкам на привлечение и релокацию квалифицированного персонала, на логистику, - сказал он. – Удалённость региона и вызванные этим издержки являлись и до сих пор являются ограничивающим фактором.

В части повышения привлекательности, а вместе с тем и конкурентоспособности региона для бизнеса, Алексей Репик назвал форсированное развитие транспортной сети и логистики, без которых не может функционировать ни одно производство. Что же касается человеческого капитала, то в данном случае необходимо делать проживание и жизнь в регионах ДФО максимально комфортным, чтобы даже те, кто сюда приезжает с мыслью поработать год-другой-третий, а потом вернуться, захотели остаться здесь жить.

Замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных в свою очередь призвал активнее использовать существующий арсенал инструментов, которые могут обеспечить Дальнему Востоку прогресс в развитии промышленности. Он привел в пример Единую региональную субсидию - инструмент, который позволяет внутри региона самостоятельно определять, куда необходимо направить те или иные средства. Субсидия идёт на докапитализацию средств Фондов развития промышленности, созданных во всех регионах.

– В 2021 году только Республика Бурятия заявилась на получение субсидии, в 2022 году уже пять регионов воспользовались этой формой поддержки, - рассказал Алексей Беспрозванных. – С учетом этого интереса был увеличен объем субсидирования и сейчас он превышает 3 млрд рублей. Для обычных регионов – не дальневосточных – соотношение 30/70 – то есть 30% это региональные деньги, а 70% - федеральные. Для территорий ДФО эта пропорция – 10/90. Это ключевой инструмент, который сегодня используют регионы для развития промышленности. При этом пять регионов так и не подали заявку на получение субсидии в 2022 году.


инфографика - Минпромторг РФ

Отметил Алексей Беспрозванных и невысокие показатели по использованию таких механизмов, как «Индустриальные парки» и «Промышленные парки». Всего по стране их 406 – 274 действует, 132 создаётся. В них состоят 7 600 резидентов, а площадь производственных площадей достигает 21 млн квадратных метров. На Дальнем Востоке 10 индустриальных парков (три в Приморье, два на Сахалине, по одному в Бурятии, Хабаровском крае, ЧАО, Камчатке и Якутии, ни одного в Приамурье, Магаданской области и ЕАО) и два промышленных – в Бурятии и Якутии.

Одним из новых инструментов, облегчающих запуск новых производственных проектов, станет «Промышленная ипотека». Она подразумевает кредитование предприятий под 5% годовых на срок до семи лет при «потолке» финансирования в 500 млн рублей. «Промышленная ипотека» даёт возможность быстрого разворачивания производств.

Ещё один инструмент, призванный стимулировать рост промышленного производства, находится пока в разработке – это комплекс мер стимулирования промышленных кластеров на всех стадиях жизненного цикла. Сейчас минимальный размер кластера предполагает включение в него 10 предприятий, это количество предлагается снизить до пяти. Сроки создания кластера должны уменьшиться с четырех-шести месяцев до одного-двух, и если раньше субсидия на реализацию кластеров выделялась один раз в год, то сейчас эта возможность расширится до широкой линейки в течение всего года.

Директор дивизиона АСИ «Развитие регионов и инвестиции» Александр Смекалин отметил, что за последние годы на Дальнем Востоке произошли серьезные позитивные изменения, о чем свидетельствуют показатели национального рейтинга инвестиционного климата, составляемого Агентством. По его словам, нацрейтинг инвестклимата позволяет выявлять барьеры и сдерживающие факторы. Анализ показывает преобладание сырьевого экспорта и низкую долю несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки МСП в регионах ДФО на уровне почти 4,8 %, когда регионы-лидеры достигают более 20%.

«В этой ситуации основным дайвером для дальневосточной экономики должно стать развитие именно несырьевого экспорта высокотехнологичных товаров и продукции глубокой переработки. Мы видим, что сырьевой экспорт низко маржинальных продуктов перегружает таможенную инфраструктуру, не способствует созданию новых рабочих мест и росту налогооблагаемой базы в регионах. Необходимо принимать кардинальные меры по упрощению таможенного оформления для товаров глубокой переработки с использованием цифровых технологий, введением беспрецедентных таможенных льгот для экспорта высокотехнологичных товаров. Это позволит запустить маховик экономического роста, обеспечит появление серьезных инвесторов и востребованность созданной инфраструктуры территорий опережающего развития и особых экономических зон», - подчеркнул Александр Смекалин.