Команда студентов выпускного курса Камчатского государственного технического университета создала диетический высокобелковый инновационный продукт – лапшу из фарша минтая
Инновации в пищевой индустрии являются ключевым элементом развития отрасли, несмотря на представления о том, что изобрести что-то новое в этой сфере в настоящее время почти невозможно. Современные технологии и изменения вкусов потребителей открывают множество возможностей для разработки новых продуктов, таких, как лапша из фарша минтая.
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение правительству представить предложения по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года. Один из пунктов поручения включает популяризацию потребления рыбной продукции, стимулирование ее потребление детьми и подростками, увеличение доступности рыбной продукции для потребителей и стимулирование глубокой переработки ВБР. Росрыболовство поставило задачу перед руководством подведомственных вузов подключиться к выполнению этого поручения.
В числе многих энтузиастов вызов принял и студент КамчатГТУ Артем Бойко — в составе команды исследователей департамента «Пищевые биотехнологии». Научный руководитель проекта — доцент кафедры «Технология пищевых производств» Майя Благонравова.
Разработка рецептуры привела к созданию трех вариантов продукта: сублимированная лапша (наподобие лапши «Доширак»), готовая замороженная лапша (требует разморозки в микроволновой печи) и сушеные рыбные макароны (необходима варка в течение десяти минут). При этом рыбная лапша есть в трех вариантах вкуса. Основной – обычный, не очень насыщенный рыбный вкус — как рыба на пару. Второй — нейтральный, это для тех, кто не любит вкус рыбы, но хочет правильно питаться. Третий — со вкусом и цветом кальмара. Чтобы добиться такого эффекта, второй участник группы разработчиков создал специальный обогатитель, на который уже оформлен патент. При этом сама по себе лапша из минтая — это экологичный высокобелковый продукт, аналогов которого в России не существует.
По словам главного разработчика инновационного продукта Артема Бойко, основой выбора предмета разработки стали вкусовые привычки потребителей. Макаронные изделия всем привычны и очень популярны, особенно в сублимированном виде — из-за скорости приготовления.
«Лично я люблю лапшу, но не это стало основным фактором, определившим предмет наших разработок. У нас на Камчатке белорыбица особой популярностью не пользуется — то ли люди не умеют ее готовить, то ли из советского прошлого осталось мнение, что минтай — это еда для кошек. А ведь это — основной объект российского рыболовства, добыча которого составляет около двух млн тонн в год. Мы решили попробовать объединить несовместимое — животный белок и макаронные изделия. На данном этапе у нас получилось», — рассказывал Артем Бойко.
В будущем к основному продукту планируется присоединить добавки в виде сушеных камчатских водорослей, овощей и различных соусов. Все определит потребитель в результате дегустаций. Но главная ценность нового продукта — в его составе.
«Обычные макароны, если смотреть на пищевую ценность — довольно бесполезный продукт, а белковые изделия гораздо приятнее и полезнее для организма. В составе нашей продукции животный белок, жирные кислоты омега-3 и омега-6, коллаген, селен – все, что есть в диком минтае, мы сохраняем в продукте. Рыбную муку не используем. Сырье — рыбный фарш, который измельчается до состояния пасты. Используя различные регуляторы, посредством экструдеров мы создаем лапшу, термообрабатываем и доводим до готовности. Далее идут процессы консервации – либо заморозка, либо сублимация. Делаем акцент на готовой продукции для удобства потребителя. Пищевую ценность этот быстрый перекус представляет однозначно», — говорит Артем.
Что касается сроков годности продукта — предполагается, что для сублимированной продукции это составит от пяти месяцев до года, для мороженой — при правильном хранении — до четырех месяцев, для твердых изделий – пока не завершена разработка, образцы не взяты для определения микробиологических показателей в динамике. Тут нужно подходить осторожно, ведь рыба — это скоропортящийся продукт, даже в условиях серьезной обработки.
До конца мая этого года разработчики планируют подать документы на патент, в котором главным фигурантом будет учебное заведение, однако имя основного разработчика будет на первом месте, что даст ему право на возможность с ним работать. В планах у Артема, который получил грант на разработку в Фонде содействия инновациям в размере 500 тыс. рублей, — сделать это темой своей диссертации в будущем и, возможно, открыть свое производство рыбной лапши на Камчатке. Однако сначала, после разработки бизнес-плана, он предложит идею производства крупным камчатским компаниям-рыбопереработчикам, которые уже проявляют заинтересованность в разработке.
«Хорошо, что интерес есть к продукту и со стороны масс-медиа, и со стороны крупных рыбопромышленников, и потребителей. Это аргумент в пользу того, что наш продукт будет востребован. Это очень мотивирует и вдохновляет. Совмещать учебу, подработку и этот проект довольно сложно. Планирую и дальше развивать свою профессиональную деятельность в этой стезе — буду работать инженером-технологом и поступлю в магистратуру. Я загорелся этой идеей, и даже если большие компании не рискнут, я буду сам заниматься производством, продвигать и продавать», — заверил Артем и сообщил, что при благоприятном прогнозе на местный рынок рыбные макароны выйдут в конце 2025 года.
Юлия БородинаЦзоу Хун в Чите знают многие: на её предприятие водят журналистов, её показывают по ТВ, а продукцию разбирают с полок магазинов дочиста – проверено лично. С домохозяйкой, однажды поверившей в комплименты друзей, а теперь одной из лучших бизнес-леди Забайкалья, мы встретились в небольшой пекарне на улице Ленина.
«Это мой муж, – улыбаясь, представила она мужчину рядом. – Производство пельменей "Хао Чи" – наше общее дело. Название пельменей, кстати, пришло в начале работы как-то само собой. Очень хотелось отличаться на рынке полуфабрикатов, перебрали разные варианты, и вдруг решили: если пельмени китайские, то и "вкусно" должно на китайском – хао чи».
– Как каждый из вас приехал в Россию?
– Меня зовут Цзоу Хун, я индивидуальный предприниматель, приехала в Россию очень давно, живу и работаю в Чите. Бизнес мы создали в конце 2017 года, когда его зарегистрировали, а работать начали в 2018-м.
Мой супруг, по-русски его можно называть Максимом, тоже давно живёт здесь, мы вместе работаем, производим пельмени и варёное мясо. Муж не очень хорошо говорит на русском, поэтому отвечать на ваши вопросы буду я, но если какой-то вопрос будет адресован именно ему, я переведу.
– Чем отличаются китайские пельмени от русских?
– Свои пельмени мы делаем по традиционной китайской рецептуре, но в нашем производстве учитываем вкусы русских людей – всё это разработал наш главный технолог. Рецепты мы чуть корректировали, потому что в первые же полгода поняли, что, наверное, традиционная китайская приправа для русских покупателей сильно пахнет, и это непривычно.
Мы изменили рецептуру, и дело пошло. Производство мы корректировали 2-3 года, слушая в том числе и покупателей. Кто-то звонил и говорил: «У вас тесто толстое, хотелось бы тоньше», и мы делали. На все письма и звонки мы отвечали и отвечаем. Кто-то из обращавшихся нам говорил, что в пельменях с мясом и грибами нужно больше мяса - мы вообще поняли, что русские очень любят мясо (смеётся).
Несколько лет мы работали над улучшением качества нашей продукции, и с начала 2022 года производство стабилизировалось, разве что новые позиции в ассортименте появляются.
– Что вы производите сегодня?
– Семь видов пельменей и четыре вида мяса. Пельмени мясные, с овощами, с мясом и укропом, которые очень любят русские покупатели, с мясом и сельдереем, с мясом и грибами, мясом и капустой. Две новые позиции, появившиеся недавно, с конца 2022 года, – это пельмени с мясом, креветками и диким чесноком, а также пельмени с диким чесноком и куриными яйцами.
– Кому из вас с мужем первому пришла идея запустить производство?
– Может быть, чуть-чуть раньше такая идея появилась у меня, потому что приходившие к нам в гости друзья говорили, как вкусно готовлю пельмени. А почему бы не давать попробовать другим. Может быть, им тоже понравится? Я очень люблю делиться с другими, и мы задумались: может быть, начать делать пельмени? Муж сказал, что идея хорошая.
Начали мы с производства четырёх видов, потому что не знали, что понравится покупателям. Начали делать мясные, с капустой, с грибами и с сельдереем, потом добавили ещё три вида, которые сейчас мы вывели с производства, хотя про них покупатели спрашивают до сих пор. Это говядина с морковью, с мясом и болгарским перцем и веганские, куда входили капуста, древесные грибы шиитаке, морковь и лук. До сих пор многие просят. Наверное, их производство запустим заново, когда улучшим оборудование. Я предлагала тем, кто просил вегетарианские пельмени, купить пельмени с яйцом и чесноком, но некоторые отвечают, что вообще не едят продукты животного происхождения.
К сожалению, пока веганские пельмени просто невыгодно делать, но если будет шоковая заморозка, вернёмся к этому вопросу.
– В начале вашей работы наверняка не было такого, как сейчас оборудования. Как вы начинали работать, на чём?
– Бизнес мы начали вести с подготовкой, потому что если что-то делать, то делать нужно серьёзно. Сначала хотели производить пельмени ручной лепки и даже на упаковке место под надпись об этом оставили, но когда начали учить лепить китайские пельмени русских работников, то поняли, что это нереально. У каждого получалась своя форма (Цзоу смеётся, её муж кивает и улыбается).
Тем более, мы хотели масштабное производство, чтобы были большие партии, а это только машины. В Китае, Корее, Японии много похожих заводов по производству пельменей, и производство там автоматическое.
Когда мы начинали, для старта, для начальной стадии у нас оборудование было. Постепенно мы его обновили, сейчас процесс идёт: оформляем займы по поддержке промышленности Забайкальского края, хотим дополнить оборудование.
Спасибо покупателям, что нас приняли, что нас здесь любят, объёмы продаж увеличились, поэтому требуется развитие.
Многие люди звонят и говорят, что мы за годы существования не уронили качество нашей продукции, и мы это очень ценим, мы работаем для людей. Помню, в 2019 году мне позвонил один пожилой мужчина с женой, я даже расплакалась. Они сказали, что пельмени либо сами лепят, либо покупают только наши. Он сказал, что у нас многие предприниматели начинали хорошо, а потом роняли качество. Я пообещала, что меняться мы будем только в лучшую сторону.
– Как вообще начинался бизнес – как выстраивались взаимоотношения с властями?
– Мы на свой риск начали работать, бизнес начинался нелегко. Не в плане производства, а в сбытах. Честное слово, когда начали работать, мы ничего не думали – и не думали, что нужно выстраивать взаимоотношения с властями. Наша задача была постараться выполнить все обязательства, соответствовать требованию, выпустить хорошую продукцию. Конечно, перед началом работы мы много консультировались у знакомых, как правильно, какие документы необходимо получить. С тех пор стараемся вовремя и как положено делать всё. Очень много советов дали добрые люди, знакомые, которые мне очень помогли.
Может быть, они понимают, что в наше время заняться бизнесом нелегко, особенно для иностранцев. Мы особо не умеем себя рекламировать и с самого начала молча работали. Видимо, со временем больше и больше людей пробовали нашу продукцию, и сейчас в Чите многие знают нас, нам начали приглашать нас на разные мероприятия.
– Приходилось ли бороться с бюрократией? Если да, то в каких случаях?
– Я не помню, чтобы у нас были какие-либо проблемы с бюрократией.
– Насколько проще или тяжелее открыть такой же бизнес в Китае?
– Мы в Китае не пробовали открывать подобный бизнес, но, думаю, там самая большая сложность, наверное, - это конкуренция. Хотя там намного проще со сбытом, чем в России.
Здесь очень сложно войти в сети, с некоторыми мы ведём разговор уже два, три года, договор заключили давно, но, к сожалению, всё ещё не начали работать. Для нас это не совсем понятно, так как мы даём свою продукцию под реализацию и предусматриваем возврат товара - чего тогда бояться? Работаем уже 5 лет, наши пельмени и мясо пользуются популярностью. К тому же они новые, интересные для покупателей. Немало людей с других регионов пробовали нашу продукцию и жалеют, что у них там такого нет. Некоторые наши знакомые сами возят наши пельмени в Москву, Питер своими родными или детям во время отпуска, командировок или отправляют через кого-то.
– Доводилось ли вам пользоваться мерами государственной поддержки?
– Да, нам очень хорошо помогает министерство развития экономики Забайкальского края, фонд развития промышленности Забайкальского края, организация «Мой бизнес» в Чите.. Они давали нам кредиты, оказали помощь в получении сертификации, лабораторных исследований для новых видов продукции и в регистрации товарного знака.
– Кто у вас в бизнесе главный, кто принимает окончательные решения?
– Муж главный по производству, а я по всему остальному: бумаги, внешние взаимоотношения. На нём технология, качество, безопасность и многое другое.
– И контроль качества на вашем муже?
– Да.
– Максим, сколько вы пельменей съедаете ежедневно, чтобы это качество контролировать?
– Я остальные технологи пробуем продукцию из каждой партии.
Непростые вопросы воспитания
– Цзоу, а вы дома успеваете готовить?
– Иногда да, но если не успеваю, то ходим в бузную (буузы – национальное бурятское блюдо, которое делают из мяса и теста в форме юрты – авт.), иногда - что-то покупное или наши пельмени, которые мы производим. Но дома готовить стараемся.
Дома я делаю рис, жареные блюда китайской кухни, можем что-то из русской приготовить: борщ, щи. Наша 17-летняя дочь любит жареную и варёную картошку, она тоже готовит.
– Когда вы начинали развивать ваш бизнес, вашей дочке было лет 12, наверное. Вы её с собой брали или развивали бизнес и приходилось жертвовать общением в семье?
– Первое время да, мы её брали с собой. Она видела, как всё устроено, как мы работаем. А потом перед ОГЭ (общий государственный экзамен - авт.) я её, конечно, упустила немного, мы обе переживали во время экзамена. Но мы старались контролировать, чтобы она занималась, нанимали репетиторов. Слава богу, всё успешно сдали, перешли в десятый класс.
– Кем она хочет стать?
– С раннего детства хотела стать дизайнером одежды, а сейчас говорит, что хочет выучиться на гейм-дизайнера и заниматься играми.
– Сколько у вас сейчас человек работает в коллективе?
– Десять-двенадцать человек.
– Их хватает на существующие объёмы производства?
– Сейчас да, потому что в основном оборудование работает, люди только помогают. Но мы хотим ещё нанимать. С работниками, конечно, сложно. Технологи у нас все китайские, основной вопрос стоит по подсобным рабочим. Многие хотят работать без официального трудоустройства, потому что или хотят получать пособия, или не хотят, чтобы у них списывали кредиты. Проблемы часто возникают из-за выпивки: пройдёт какой-то праздник, и после него на 2-3 дня человек уходит.
– Как вы к этому относитесь?
– Одна женщина недавно уволилась. Я ей давала много возможностей, она мне обещала, что больше не будет так пить, но она не смогла. Нам пришлось расстаться.
– Какие у вас планы на ближайшие 2 года в вашем бизнесе: вы ходите зафиксироваться на достигнутых показателях или у вас всё ещё стадия роста?
– Объёмы у нас увеличиваются и, конечно, мы мечтаем о росте, о новом оборудовании. В плане у нас это всё есть. Мы как раз на прошлой неделе отправили первую партию нашей продукции в Бурятию и в Иркутск. Хотим, чтобы наша продукция продавалась по всей России, не только в близлежащих регионах. Сейчас ведём переговоры со «Слатой», очень надеемся, что всё получится, и в ближайшее время мы с ними начнём работать. А дальше Красноярск, Новосибирск, быть может…
– Вы смотрите только на запад?
– И на Дальний Восток тоже. Например, на Благовещенск, где тоже рассматриваем варианты. Главное, чтобы людям нравилась наша продукция. А про запад я говорю потому, что люди приезжали оттуда, пробовали наши пельмени и очень хвалили, просили поставлять уже туда: в Питер, Москву, Красноярск и Новосибирск.
– Какие проблемы в масштабировании бизнеса приходится решать?
– Сложности заключаются в том, что с крупными торговыми сетями договариваться очень трудно. Видимо, в стране очень много полуфабрикатов, все хотят занять своё место. Может быть, боятся. что нашу необычную продукцию люди будут плохо покупать.
– Как вы работали с дизайном упаковки ваших пельменей, кто его придумывал?
– И семья, и друзья, - все вместе. Я с подругой советовалась, сделать ли упаковку полностью закрытой или полупрозрачной, и подруга сказала: «Я если не видно, что внутри, то не покупаю». И так многие. Людям нужно видеть, понимать, что они покупают, и мы это учли.
Мы обращались к дизайнеру, работали с ней. Она учла наши требования, предложила варианты, потом мы их дорабатывали. Сейчас нам дали свидетельство «Сделано в Забайкалье», мы его добавим на упаковки. А так дизайн у нас за эти годы сильно не менялся, это уже узнаваемость.
Раньше были иероглифы «Хао чи», что переводится на русский язык как «Вкусно!», теперь мы их убрали, зарегистрировали свой товарный знак. Мы используем свежие и натуральные ингредиенты, например свежезамороженные тигровые креветки, свежая зелень – всё покупаем у проверенных поставщиков, каждого из которых подбираем очень внимательно.
Вообще наше дело, наше производство – это постоянное движение вперёд. Не бывает времени, чтобы мы сели и поняли, что всё, развитие достигнуто можно жить спокойнее. Наоборот, мы в нашем развитии хотим бОльшего: поставок, географии и, самое главное, больше пользы и помощи людям, которые нуждаются во вкусной еде, приготовленной с заботой.
Вот уже второй год подряд апрельская рыбалка на минтая в Приморье – это аттракцион. В эти дни никто не уходит с моря без улова. И речь не о трофейных килограммах. Рыбы так много, что ловят её вёдрами и ваннами. Эксперты называют нынешний ход минтая самым обильным за последние 30 лет.
Семь утра, будний день, одна из многочисленных бухт под Владивостоком. На асфальтированной трассе, что идет вдоль берега – не припарковаться. С трудом втискиваемся между машинами. С дороги хороший обзор: вся акватория бухты усыпана небольшими черными точками – надувные резиновые лодки рыбаков. Их, наверное, около полусотни, а в выходные счёт идет на несколько сотен. На берегу несколько человек хлопочут у лодок. Спускаемся к воде.
В воздух наполнен запахом рыбы и эманациями рыбацкого азарта. Один из рыбаков в столь ранний час уже возвращается на берег. У Алексея Фёдоровича утро явно удалось – ведро и большой строительный полиэтиленовый пакет наполнены трепыхающимся минтаем. Мужик достает термос, наливает себе чаю. Время для беседы.
– Второй день идёт. Я с шести утра на воде. За полтора часа вот наловил. Хорошо клюёт, – с гордостью делится Фёдорыч.
На берегу, неизвестно откуда, появляются ещё два персонажа: рыжий и чёрно-белый кот. Держатся парой. Выглядят как местные хозяева. Не торопясь, осматривают людей, лодки. Держат носы по ветру. Минтая принято чистить сразу же после вытаскивания из воды – он червивый. Котам наверняка перепадает от рыбацких щедрот.
– Куда вам столько рыбы, что будете с ней делать? -спрашиваем Фёдорыча.
– На фарш, котлеты жарить. Вкусные. Парной минтай – как краб по вкусу. Думаете почему «крабовые палочки» из минтая делают?
Спустя минут 20 на берегу появляются еще четверо рыбаков, раскладывают на камнях лодки и насосы, готовят снасти. Чуть поодаль несколько человек ловят на спиннинги с берега. Море сегодня спокойное, тихое. Люди собираются в море молча, но адреналин, чувствуется, хлещет через край. Его прямо слышно, он будто вибрирует в воздухе.
Анатолий Смирнов, главный специалист лаборатории минтая и сельди Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) рассказывает, что такое большое количество рыбы в конце марта и весь апрель связано с его нерестом. Исторически основной очаг нереста минтая наблюдается под Находкой – в районе мыса Поворотный, в заливах Восток и Находка, у острова Аскольд. Здесь он появляется недели за 2-3 раньше, а затем смещается в сторону Уссурийского залива, и тогда эстафету перенимают рыбаки Владивостока, но в этих местах его уже значительно меньше.
Находкинские рыбаки ждут этих весенних недель и идут на лов, хорошо вооружившись современными средствами обнаружения подводных объектов.
Рыбак Андрей из Находки рассказывает: «Сначала с толпой стоял на 10-11 метров глубины. Клёв был вялый, «митяй» брал на наживу, голый пилкер игнорировал. Потом отошел на 15-16 метров, и понеслась. По эхолоту рыба шла стеной, от дна до поверхности, с небольшими проплешинами. Изредка ход прекращался, но почти сразу шла новая стена. Он даже на поверхности иногда плескался. Итого 60 литров морозилка – полностью. Взят личный рекорд – килограммовый митяй! Монстр!»
Митя, Митяй, Митька – так нежно называют минтай рыбаки. Рыбка эта и впрямь с нежным вкусом, хотя с советских времен во Владивостоке считалась «кошачьей». В 1960-70-ые годы во Владивостоке минтая в продаже было очень много и он был таким дешёвым, что его покупали своим домашним питомцам. В те годы в продажу он поступал не парным. Мороженая рыба сильно отличается по вкусовым качествам от только что выловленной, поэтому у приморцев минтай незаслуженно считался малопривлекательным продуктом.
Он и сейчас стоит недорого. Например, в сезон нереста в Находке его продают по 50 рублей за килограмм. Минтай жарят, парят, маринуют, вялят и коптят. Свежий и в умелых руках повара, он может конкурировать с признанными королевами рыбного стола – треской, камбалой, сельдью.
Но даже привыкшие к традиционно большому ходу минтая находкинцы удивляются: в последние два года это что-то небывалое. В прошлом году рассказывали, что минтай можно было «брать» голыми руками прямо у берега или с причальных пирсов. Вода несколько недель буквально бурлила от рыбы, косяки насчитывали сотни тысяч голов.
Анатолий Смирнов: «Действительно, в последние два года нерестовые подходы минтая в заливы Находка и Восток можно назвать беспрецедентными в ряду последних трёх десятков лет. Это объясняется тем, что в популяции в 2014 года появилось очень высокочисленное поколение. По мере полового созревания, оно серьезно увеличило нерестовый запас, что и нашло свое отражение в увеличении подходов. Это заметили не только рыбаки-любители, но и промысловый флот, добывающий минтай в заливе Петра Великого».
Специалист также отмечает, что после высокого уровня запасов, который отмечался в конце 1960-70-ых годах прошлого столетия, когда годовой его вылов достигал 75-80 тысяч тонн, на протяжении последующих лет приморская популяция по непонятным науке причинам находилась в глубокой депрессии. Годовой вылов минтая не превышал 10-15 тысяч тонн. Насколько продолжительным окажется наблюдаемый в настоящее время рост численности и биомассы, пока неизвестно. Вполне возможно, делает предположение эксперт, это связано с увеличением общей биопродуктивности вод Японского моря. Сейчас ученые собирают материалы, чтобы ответить на этот интересующий всех вопрос.
Менее распространённый, но более интересный способ добычи минтая – подводная охота. Несмотря на то, что вода для большинства любителей рыбалки еще холодная – градусов три-пять – Дмитрий Анашкин уже готовит гидрокостюм, ласты, маску и подводное ружье. В отличие от надводных рыбаков, он с минтаем находится в более тесном контакте и замечает все тонкости его повадок.
– В Уссурийском заливе можно охотиться на минтая на глубине 5-8 метров. Он подходит огромными стаями. Любит свалы, рельеф, большие камни. Плавает медленно, спокойно. Не особо пугливый. Можно проплыть среди стаи, и он не испугается. Даже если делаешь один-два выстрела, стая отходит, но быстро подходит новая. Нельзя сказать, что минтай доверчив. Он также убегает, как и другие виды, нужно делать «залёжки», скрадываться либо нападать, то есть стрелять сходу, – рассказывает подводный охотник.
Дмитрий говорит, что на его столе блюда из минтая не залеживаются.
– Мы сезон не пропускаем. Минтай довольно быстро портится, становится жестким, поэтому готовить его нужно сразу, тогда мясо остается сочным. По нежности, сладости, наличию жирных кислот эта рыба на самом деле не менее ценная, чем другие виды. Мы ее готовим в кисло-сладком соусе, жарим в сухарях на растительном масле или запекаем в сливочном масле – минтай одинаково хорош с разными ингредиентами, – делится Анашкин.
А вот учёный Анатолий Смирнов считает, что минтай не так прост, каким кажется. По своему характеру питания он очень пластичен и может потреблять практически любые планктонные организмы, хотя его излюбленным кормом являются веслоногие рачки и другой крупный зоопланктон. Большие и старые особи переходят на придонный образ жизни и начинают питаться рыбами и даже мелкими крабами. Также минтай с удовольствием поедает и собственную молодь. Успех его воспроизводства во многом определяется высокой плодовитостью. Самка в возрасте 8-9 лет может выметать за нерестовый период порядка 1 миллиона икринок.
Поэтому, говорит минтаевед, любительский лов минтая удочками, который оказался очень активен в последние два года, не сможет нанести какого-либо вреда запасам минтая. Как показали наши исследования в последние годы, биомасса минтая в настоящее время исчисляется сотнями тысяч тонн. Кроме того, вплотную к берегу, как правило, подходит отнерестившийся минтай, уже внесший свой вклад в воспроизводство в текущем году.
Свой морской «огород» на 115 га компания «Эффективная энергия» начала возделывать в 2019 году после покупки прав водопользования на аукционе сроком на 25 лет. Акватория на границе холодных охотоморских и теплых вод в бухте Витязь Хасанского района Приморского края с максимальным биоразнообразием гидробионтов идеально подходит для формирования экологического кластера, но работать в курортном уголке резиденту пришлось с чистого листа. Капустного.
«Оптимальный способ выращивания – это формирование полноценной природной экосистемы, в которой сосуществуют все виды. На ламинарию оседает спат – личинки гребешка и других гидробионтов, которые дальше дорастают на ней либо оседают на дно. Ламинария и другие водоросли – это корм для ежа. Отходы жизнедеятельности гребешка, в свою очередь, это корм для трепанга. Но в настоящий момент эта экосистема в Хасанском районе разрушена. Долгое время здесь изымали водоросли, чем сильно снизили естественную популяцию гребешка, ежа и трепанга. Это как лес, в котором живут животные, и, если лес вырубили, сколько животных ни выпускай, жить они там не будут. Сейчас мы работаем над воссозданием этой экосистемы, делаем новый проект с учетом лучших практик, которые есть в отрасли, – объясняет директор ООО «Эффективная энергия» Василий Гребенников.
Рассаду для будущего «леса» резидент закупил осенью 2019 года в экспериментальной лаборатории Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН. Сейчас ценная морская капуста уже годится для кормовых целей. В конце этого лета станет ясно, способна ли она вырасти в теплых приморских водах до товарного вида.
Вместе с ламинарией «Эффективная энергия» начала выращивать гребешка, собирая спат (личинки) гребешка из естественной среды. В конце апреля – начале мая 2019-го прошел нерест гребешка, и после месяца в «свободном плавании» личинки осели на пластиковых сетках со специальным субстратом. В сентябре, когда будущий деликатес достиг размеров горошины, работники компании собрали его, отделив мидии и звезды, и разложили малька-сеголетку в садки для подращивания. В 2020 году «Эффективная энергия» получила первую жизнестойкую молодь – гребешок-годовик размером 2,5-5 см.
«В этом году мы с японским партнером должны были лететь в Гонконг, общаться с клиентами на предмет приобретения нашей приморской продукции. Но в связи с пандемией нам пришлось менять производственную программу и искать новые варианты, – рассказывает Василий Гребенников. – Первая товарная продукция гребешка будет осенью 2021 года, когда он будет весить 100–150 г, а в этом году мы решили сделать ставку на продажу молоди. Весной мы отправили первые миллионы особей годовика гребешка трем марикультурным хозяйствам Приморья. Продажа молоди для нас – это диверсификация производимой продукции, которая позволяет достичь быстрой наращиваемости средств».
Весной 2020 года резидент СПВ также выпустил на соленые гектары миллион особей заводской молоди трепанга. Уже через пару лет компания рассчитывает собрать свыше 40 тонн дальневосточного морского огурца. Позднее на ферме появится еще один обитатель – морской еж, водорослей для его откорма уже достаточно. Сейчас компания совместно с Национальным научным центром морской биологии разрабатывает проект по индустриальному выращиванию ежа.
«На нашей ферме мы делаем упор не на валовое промышленное производство, а на адаптациях наилучших практик, технологиях устойчивого воспроизводства. У нас получается экомарикультурная ферма, которую уже можно показывать туристам, проводить экскурсии, чтобы у людей формировалось восприятие приморской экокультуры как некоего эксклюзивного, чистого, качественного продукта, – рассказывает глава ООО "Эффективная энергия". – Наша акватория располагается между двумя участками Дальневосточного морского биосферного заповедника, а село Витязь с его богатой историей граничит с национальным парком «Земля леопарда". Мы планируем стать сухопутной базой для первого и морскими воротами – для второго, разместив на берегу туристический экспедиционный центр, рыбный рынок с парными деликатесами и кафе, в котором будет подаваться свежая продукция прямо с фермы. Также будет построен кемпинг для экологического туризма, закуплена техника и плавсредства. Потому наши затраты идут не только в море – на установку огородов, закупку посадочного материала, топлива, персонал и так далее, но и на создание полноценной береговой инфраструктуры. Для тех же рабочих, а у нас планируется создание свыше 30 рабочих мест, нужно строить бытовой городок».
Несмотря на то, что в распределении водных участков последние два года произошел «эволюционный скачок» – интернет-платформа «Аквавосток» Фонда развития Дальнего Востока и Арктики добавила процедуре прозрачности — выйти на сушу марикультурным хозяйствам по-прежнему непросто, признает Гребенников.
«В 2019 году АО "КРДВ" оказало нам поддержку во взаимодействии с местными органами власти, чтобы мы смогли арендовать землю под береговую базу, что было для нас жизненно необходимо. Также благодаря закону о свободном порте Владивосток наша компания получила льготы по налогу на прибыль, имущество, существенным подспорьем стал и сниженный с 30 до 7,6 % единый социальный налог».
Общий объем инвестиций резидента в марикультурное хозяйство превысил 15 млн рублей, к 2022 году вложения «Эффективной энергии» достигнут 120 млн рублей.
В поселке Витязь уже сформирована инициативная группа, идет создание рекреационно-туристического кластера, частью которого станет аквакультурное хозяйство «Эффективная энергия» с акцентом на «обеспечение морепродуктами сферы туризма, с демонстрацией марикультурных объектов и технологий производства. Сами фермеры за гостевое направление активно возьмутся в середине июля, когда закончится посевная и часть огородов будет затоплено на глубину.
Предприниматели рассчитывают, что событийный, познавательный и гастрономический туризм в Хасанском районе с посещением фермы с ламинарией, гребешком, трепангом и морским ежом, а также исторических и живописных мест позволит вдвое удлинить туристический сезон и привлечет новых инвесторов, которые придут на юг Приморья всерьез и надолго.
Инновации в пищевой индустрии являются ключевым элементом развития отрасли, несмотря на представления о том, что изобрести что-то новое в этой сфере в настоящее время почти невозможно. Современные технологии и изменения вкусов потребителей открывают множество возможностей для разработки новых продуктов, таких, как лапша из фарша минтая.
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение правительству представить предложения по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года. Один из пунктов поручения включает популяризацию потребления рыбной продукции, стимулирование ее потребление детьми и подростками, увеличение доступности рыбной продукции для потребителей и стимулирование глубокой переработки ВБР. Росрыболовство поставило задачу перед руководством подведомственных вузов подключиться к выполнению этого поручения.
В числе многих энтузиастов вызов принял и студент КамчатГТУ Артем Бойко — в составе команды исследователей департамента «Пищевые биотехнологии». Научный руководитель проекта — доцент кафедры «Технология пищевых производств» Майя Благонравова.
Разработка рецептуры привела к созданию трех вариантов продукта: сублимированная лапша (наподобие лапши «Доширак»), готовая замороженная лапша (требует разморозки в микроволновой печи) и сушеные рыбные макароны (необходима варка в течение десяти минут). При этом рыбная лапша есть в трех вариантах вкуса. Основной – обычный, не очень насыщенный рыбный вкус — как рыба на пару. Второй — нейтральный, это для тех, кто не любит вкус рыбы, но хочет правильно питаться. Третий — со вкусом и цветом кальмара. Чтобы добиться такого эффекта, второй участник группы разработчиков создал специальный обогатитель, на который уже оформлен патент. При этом сама по себе лапша из минтая — это экологичный высокобелковый продукт, аналогов которого в России не существует.
По словам главного разработчика инновационного продукта Артема Бойко, основой выбора предмета разработки стали вкусовые привычки потребителей. Макаронные изделия всем привычны и очень популярны, особенно в сублимированном виде — из-за скорости приготовления.
«Лично я люблю лапшу, но не это стало основным фактором, определившим предмет наших разработок. У нас на Камчатке белорыбица особой популярностью не пользуется — то ли люди не умеют ее готовить, то ли из советского прошлого осталось мнение, что минтай — это еда для кошек. А ведь это — основной объект российского рыболовства, добыча которого составляет около двух млн тонн в год. Мы решили попробовать объединить несовместимое — животный белок и макаронные изделия. На данном этапе у нас получилось», — рассказывал Артем Бойко.
В будущем к основному продукту планируется присоединить добавки в виде сушеных камчатских водорослей, овощей и различных соусов. Все определит потребитель в результате дегустаций. Но главная ценность нового продукта — в его составе.
«Обычные макароны, если смотреть на пищевую ценность — довольно бесполезный продукт, а белковые изделия гораздо приятнее и полезнее для организма. В составе нашей продукции животный белок, жирные кислоты омега-3 и омега-6, коллаген, селен – все, что есть в диком минтае, мы сохраняем в продукте. Рыбную муку не используем. Сырье — рыбный фарш, который измельчается до состояния пасты. Используя различные регуляторы, посредством экструдеров мы создаем лапшу, термообрабатываем и доводим до готовности. Далее идут процессы консервации – либо заморозка, либо сублимация. Делаем акцент на готовой продукции для удобства потребителя. Пищевую ценность этот быстрый перекус представляет однозначно», — говорит Артем.
Что касается сроков годности продукта — предполагается, что для сублимированной продукции это составит от пяти месяцев до года, для мороженой — при правильном хранении — до четырех месяцев, для твердых изделий – пока не завершена разработка, образцы не взяты для определения микробиологических показателей в динамике. Тут нужно подходить осторожно, ведь рыба — это скоропортящийся продукт, даже в условиях серьезной обработки.
До конца мая этого года разработчики планируют подать документы на патент, в котором главным фигурантом будет учебное заведение, однако имя основного разработчика будет на первом месте, что даст ему право на возможность с ним работать. В планах у Артема, который получил грант на разработку в Фонде содействия инновациям в размере 500 тыс. рублей, — сделать это темой своей диссертации в будущем и, возможно, открыть свое производство рыбной лапши на Камчатке. Однако сначала, после разработки бизнес-плана, он предложит идею производства крупным камчатским компаниям-рыбопереработчикам, которые уже проявляют заинтересованность в разработке.
«Хорошо, что интерес есть к продукту и со стороны масс-медиа, и со стороны крупных рыбопромышленников, и потребителей. Это аргумент в пользу того, что наш продукт будет востребован. Это очень мотивирует и вдохновляет. Совмещать учебу, подработку и этот проект довольно сложно. Планирую и дальше развивать свою профессиональную деятельность в этой стезе — буду работать инженером-технологом и поступлю в магистратуру. Я загорелся этой идеей, и даже если большие компании не рискнут, я буду сам заниматься производством, продвигать и продавать», — заверил Артем и сообщил, что при благоприятном прогнозе на местный рынок рыбные макароны выйдут в конце 2025 года.
Инновации в пищевой индустрии являются ключевым элементом развития отрасли, несмотря на представления о том, что изобрести что-то новое в этой сфере в настоящее время почти невозможно. Современные технологии и изменения вкусов потребителей открывают множество возможностей для разработки новых продуктов, таких, как лапша из фарша минтая.
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение правительству представить предложения по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года. Один из пунктов поручения включает популяризацию потребления рыбной продукции, стимулирование ее потребление детьми и подростками, увеличение доступности рыбной продукции для потребителей и стимулирование глубокой переработки ВБР. Росрыболовство поставило задачу перед руководством подведомственных вузов подключиться к выполнению этого поручения.
В числе многих энтузиастов вызов принял и студент КамчатГТУ Артем Бойко — в составе команды исследователей департамента «Пищевые биотехнологии». Научный руководитель проекта — доцент кафедры «Технология пищевых производств» Майя Благонравова.
Разработка рецептуры привела к созданию трех вариантов продукта: сублимированная лапша (наподобие лапши «Доширак»), готовая замороженная лапша (требует разморозки в микроволновой печи) и сушеные рыбные макароны (необходима варка в течение десяти минут). При этом рыбная лапша есть в трех вариантах вкуса. Основной – обычный, не очень насыщенный рыбный вкус — как рыба на пару. Второй — нейтральный, это для тех, кто не любит вкус рыбы, но хочет правильно питаться. Третий — со вкусом и цветом кальмара. Чтобы добиться такого эффекта, второй участник группы разработчиков создал специальный обогатитель, на который уже оформлен патент. При этом сама по себе лапша из минтая — это экологичный высокобелковый продукт, аналогов которого в России не существует.
По словам главного разработчика инновационного продукта Артема Бойко, основой выбора предмета разработки стали вкусовые привычки потребителей. Макаронные изделия всем привычны и очень популярны, особенно в сублимированном виде — из-за скорости приготовления.
«Лично я люблю лапшу, но не это стало основным фактором, определившим предмет наших разработок. У нас на Камчатке белорыбица особой популярностью не пользуется — то ли люди не умеют ее готовить, то ли из советского прошлого осталось мнение, что минтай — это еда для кошек. А ведь это — основной объект российского рыболовства, добыча которого составляет около двух млн тонн в год. Мы решили попробовать объединить несовместимое — животный белок и макаронные изделия. На данном этапе у нас получилось», — рассказывал Артем Бойко.
В будущем к основному продукту планируется присоединить добавки в виде сушеных камчатских водорослей, овощей и различных соусов. Все определит потребитель в результате дегустаций. Но главная ценность нового продукта — в его составе.
«Обычные макароны, если смотреть на пищевую ценность — довольно бесполезный продукт, а белковые изделия гораздо приятнее и полезнее для организма. В составе нашей продукции животный белок, жирные кислоты омега-3 и омега-6, коллаген, селен – все, что есть в диком минтае, мы сохраняем в продукте. Рыбную муку не используем. Сырье — рыбный фарш, который измельчается до состояния пасты. Используя различные регуляторы, посредством экструдеров мы создаем лапшу, термообрабатываем и доводим до готовности. Далее идут процессы консервации – либо заморозка, либо сублимация. Делаем акцент на готовой продукции для удобства потребителя. Пищевую ценность этот быстрый перекус представляет однозначно», — говорит Артем.
Что касается сроков годности продукта — предполагается, что для сублимированной продукции это составит от пяти месяцев до года, для мороженой — при правильном хранении — до четырех месяцев, для твердых изделий – пока не завершена разработка, образцы не взяты для определения микробиологических показателей в динамике. Тут нужно подходить осторожно, ведь рыба — это скоропортящийся продукт, даже в условиях серьезной обработки.
До конца мая этого года разработчики планируют подать документы на патент, в котором главным фигурантом будет учебное заведение, однако имя основного разработчика будет на первом месте, что даст ему право на возможность с ним работать. В планах у Артема, который получил грант на разработку в Фонде содействия инновациям в размере 500 тыс. рублей, — сделать это темой своей диссертации в будущем и, возможно, открыть свое производство рыбной лапши на Камчатке. Однако сначала, после разработки бизнес-плана, он предложит идею производства крупным камчатским компаниям-рыбопереработчикам, которые уже проявляют заинтересованность в разработке.
«Хорошо, что интерес есть к продукту и со стороны масс-медиа, и со стороны крупных рыбопромышленников, и потребителей. Это аргумент в пользу того, что наш продукт будет востребован. Это очень мотивирует и вдохновляет. Совмещать учебу, подработку и этот проект довольно сложно. Планирую и дальше развивать свою профессиональную деятельность в этой стезе — буду работать инженером-технологом и поступлю в магистратуру. Я загорелся этой идеей, и даже если большие компании не рискнут, я буду сам заниматься производством, продвигать и продавать», — заверил Артем и сообщил, что при благоприятном прогнозе на местный рынок рыбные макароны выйдут в конце 2025 года.
В конце января в Якутии четверо суток по всей республике фиксировались сбои в работе популярных мессенджеров. Одно из объяснений отсылало к профилактическим работам Роскомнадзора, но как бы там ни было на самом деле, этот сбой сыграл на руку якутским разработчикам приложения «Обращайся» — число скачиваний программы выросло кратно.
EastRussia неоднократно рассказывало о проекте в своих материалах. На этот раз мы решили выяснить, как разработчики справились с резко возросшим трафиком и каким образом планируют развивать проект дальше. Об этом нам рассказал генеральный директор IT-компании «Сахавизион» Петр Бурцев.
– Наше приложение уже установлено на примерно 30 тысячах устройств. Когда начались сбои с мессенджерами, мы переживали, что не выдержит система, технически не выдержит. У нас были десятки тысяч запросов, но система прекрасно справилась с нагрузкой, мы не увидели «бутылочного горлышка», система прекрасно справилась со всеми задачами, – рассказывает Петр Бурцев.
Когда легли «буржуйские» программы для общения, жители Якутии смогли и дальше совершать привычные действия: запрашивать информацию, получать ответы и даже продавать.
– Когда была блокировка иностранных мессенджеров, мы прекрасно работали: сотрудники, у которых в кабинетах установлен корпоративный мессенджер, цифровая почта, между собой общались, был обмен документами, рабочие процессы не остановились, продолжался приём обращений от людей, – рассказывает Петр. – У нас цифровые кабинеты установлены практически по всей территории республики и люди, которые живут в труднодоступных районах, у них всегда есть возможность обратиться в органы местного самоуправления, получить справку, оформить документы. Муниципальные образования и бизнес, зарегистрированные в нашей системе, не почувствовали сбоев.
«Обращайся» это не совсем мессенджер. Изначально, по сути, это была система электронного документооборота с возможностью общения с клиентами для тех компаний и структур, внутри которых запрещено пользоваться иностранными электронными продуктами.
– Уникальность нашего корпоративного мессенджера на стороне организаций и бизнеса в том, что мы набираем название компании, и у нас появляется весь список зарегистрированных работников и мы выбираем нужного, – делится Петр Бурцев.
Вскоре общение вышло за рамки внутрикорпоративного – люди захотели общаться не только по профессиональным вопросам. Собственно, этому и было посвящено большинство запросов от пользователей «Обращайся» – хотим мессенджер!
– Люди хотят мессенджер, чтобы общаться между собой. Любая система работает, когда есть коммуникация. Поэтому мы решили сосредоточиться на мессенджере, – рассказывает о планах Петр Бурцев. – В середине марта мы должны выпустить аналог таких мессенджеров, как WhatsApp и Telegram в рамках нашего приложения «Обращайся».
Кроме того, в ближайших планах – увеличение мощности сервера и масштабирование на все регионы ДФО.
— Мы готовы выходить за пределы республики, нас выбрали в акселераторе ФРИИ «Спринт» Минцифры. В апреле мы должны выйти на уровень Дальневосточного федерального округа, сейчас проходим интенсивное обучение. Мы также внесены в реестр программного обеспечения России как импортозамещающие отечественные разработки.
Так что не исключено, в этом году в смартфонах дальневосточников появится еще один ярлык приложения — синяя волна на белом фоне. Это и есть «Обращайся».