Поделиться
Мастер-план на триллион. Стратегию развития Хабаровска представили широкой общественности
Поделиться

Основные позиции мастер-плана Хабаровска представили общественности мэр города Сергей Кравчук и губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв.

После череды обсуждений мастер-плана Хабаровска в районах, на предприятиях, в организациях, бизнес-объединениях и творческих союзах, активисты внесли в него более 2000 предложений. Финальную версию документа, объём которого превысил 700 страниц, мэр Хабаровска Сергей Кравчук представил на расширенном заседании Общественной палаты города. Доработанный вариант мастер-плана губернатор края Михаил Дегтярёв презентует во время VIII Восточного экономического форума президенту России Владимиру Путину.

фото: EastRussia

Вряд ли найдётся житель России не слышавший это слово – «мастер-план», но редкий россиянин когда-нибудь его – мастер-план – видел. Широкое внимание термин привлек после Урбанистического форума 2018 года, когда заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин заявил: «…мы не будем больше делать генплан, мы будем делать мастер-план…». Но на Дальнем Востоке особое любопытство к мастер-планам появилось в 2021 году – особенно у жителей тех 26-ти городов, где они разрабатываются по поручению Президента страны Владимира Путина.

Сначала было очень много просто сообщений, потом в новостях стали появлялись отдельные эскизы, и вот на VII Восточном экономическом форуме первые мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Хабаровск тогда в список не попал, но надо помнить, что мастер-план – это не шаблон, а индивидуальный рецепт. Чем больше в городе жителей, чем сложнее его инфраструктура и ещё целый набор факторов – тем больше времени занимает разработка стратегии, призванной глубоко изменить не только облик, но и саму сущность того или иного городского образования.   

«Каким будет город, в котором живу я, и будут жить мои дети и внуки?» – равнодушным этот вопрос вряд ли кого-то может оставить. Очевидно поэтому в день презентации мастер-плана Хабаровска очень сложно было найти место в актовом зале городского дворца культуры.

Михаил Дегтярёв: «У Хабаровска появится четкий и понятный план развития на 7 лет». фото: пресс-служба администрации Хабаровска

Предваряя выступление мэра, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв отметил: «К работе были привлечены лучшие специалисты страны – инженеры, архитекторы, социологи, экономисты. Наши проекты (Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре – прим. EastRussia) готовит ведущая в России проектная компания "КБ Стрелка". В рамках разработки мастер-планов были проведен целый рад социологических исследований, стратегических сессий среди экспертов и представителей общественности.

На сегодняшний день объем проекта мастер-плана развития Хабаровска составляет 700 страниц. Горизонт планирования реализации мастер-плана 7 лет. Предварительный объем средств для его реализации – 1 триллион рублей».

На что же пойдут эти колоссальные средства? Общий ответ – «на создание комфортной среды» вряд ли кого-то удовлетворит, поэтому пройдёмся по порядку.

«Основная цель мастер-плана, – подчеркивает Сергей Кравчук, – сделать город успешным, удобным и узнаваемым. В удобном городе все повседневные блага у горожан находятся под рукой, на расстоянии 15-ти минутной пешеходной доступности от дома. Такую доступность обеспечит создание Центров городской жизни.

Сергей Кравчук: «Мастер-план дает уникальную возможность объединить все ресурсы и федерального центра, и краевого правительства, и мэрии, и бизнеса, и самих жителей для уверенного, просчитанного и обеспеченного движения вперед».
фото: пресс-служба администрации Хабаровска

Районы города превратятся в самодостаточные многофункциональные территории, с благоустроенными парками и скверами. Помимо новой застройки в районах будут созданы места приложения труда и объекты комфортной, разнообразной городской среды.

Всего в мастер-плане запланировано создание 11-ти таких центров городской жизни: Северный – База КАФ, Большая – Вяземская, Южный, Березовка, Красная речка, поселок Горького, а также районы новой застройки: Ореховая сопка, Городская гавань, Дальневосточный квартал».

Развитие каждого из этих центров имеет своё собственное, индивидуальное наполнение. Самые объёмные трансформации ждут исторический центр, «Красную линию» и набережную. Здесь возникнут и абсолютно новые объекты – комплекс речного вокзала, полностью новое здание Дальневосточного художественного музея, и будут улучшены уже имеющиеся зоны отдыха и прогулок – Амурский и Уссурийский бульвары.

 Слайд презентации мастер-плана. изображение: пресс-служба администрации Хабаровска

Центр городской жизни «Северный – База КАФ» получит новое содержание благодаря строительству Межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского государственного университета. Причем вся социальная инфраструктура кампуса от спортзалов до кафе и магазинов будут доступны не только студентам, но и горожанам, и туристам.

Появится и абсолютно новый район «Городская гавань». Акватория Амура в этом районе после очистки станет удобной для купания и яхтинга. Дамба превратится в променад, а по берегам вырастут новые кварталы жилой и общественно-деловой застройки.

Центр городской жизни «Южный» получит обширную зелёную зону с выходом к Амуру. Она будет создана на месте карьера, неиспользуемых промышленных территорий, золоотвала и пустырей. 

В поселке имени Горького и на Красной речке будут модернизированы объекты спортивной и досуговой инфраструктуры. Уже существующие центры притяжения – Дом Культуры и Центр работы с населением получат новое наполнение как по содержанию, так и по оформлению прилегающей территории.

Головная боль не только Хабаровска, но и, кажется, любого российского города – транспортное сообщение. Этому аспекту – особое внимание. Все центры городской жизни свяжет между собой улично-дорожная сеть, насыщенная маршрутами общественного транспорта и безопасная для всех видов перемещения. В городе планируется строительство 10-ти новых транспортных развязок, создание 31–ой новой уличной связи и 22-х пешеходных переходов.

На маршрутах Хабаровска появятся 107 новых трамваев, 56 троллейбусов на автономном ходу и 558 автобусов. изображение: пресс-служба администрации Хабаровска

Триллион рублей, который на всё это потребуется – не должен пугать, а вдохновлять. К тому же, это не окончательная оценка, а предварительная. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia, Сергей Кравчук пояснил, что она может трансформироваться. «Сумма может вырасти, она будет расти в зависимости от многих факторов, от того какие объекты будут появляться. Финансирование будет комбинированным это и федеральные средства, это вложения частных инвесторов. Конечно же и деньги из местного бюджета будут выделяться, и из бюджета Хабаровского края. Очень серьёзно высказался наш бизнес, который говорит: «Да, мы готовы участвовать в этих инвестиционных проектах».

Выбор конкретных финансовых инструментов для реализации мастер-плана будет сделан в зависимости от необходимого объёма финансирования, типа объекта, условий его дальнейшего использования. Одним из популярных решений в части привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты стала концессия. Как одна из форм государственно-частного партнерства, она оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области государственно-частного партнёрства. Причины популярности концессии кроются в упрощенной регуляторике в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм самой концессии. Есть и другие инструменты - инфраструктурные бюджетные кредиты или специальные казначейские кредиты – они выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Так что задача найти и эффективно распорядиться триллионом рублей вряд ли станет камнем преткновения на пути воплощения всех замыслов мастер-плана Хабаровска.

изображение: пресс-служба администрации Хабаровска

Сейчас мы становимся свидетелями третьей волны урбанизации Дальнего Востока. И она будет совсем другой. Если раньше отправной точкой для появления «жизни» в этом суровом регионе служили исключительно интересы государства: «Надо застолбить за собой землю!», «Надо сберечь промышленность и дать отпор врагу!», «Даёшь стране металл и уголь!», то сейчас цели и устремления госаппарата отталкиваются от интереса человека. Того человека, который здесь живёт и того человека, который захочет сюда приехать и переселиться насовсем.

Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов