Для разработки мер поддержки и контроля за их реализацией в городе создан оперативный штаб.
В него вошли около тридцати представителей структурных подразделений администрации. Возглавил штаб Сергей Кравчук.
На первом заседании наметили план работы и уточнили, что уже делается, чтобы хабаровчане, проводившие на спецоперацию своих мужчин, видели поддержку со стороны городских властей.
― Принят ряд решений о помощи семьям мобилизованных и добровольцев, ― открыл штаб Сергей Кравчук, мэр Хабаровска. ― Это то, что необходимо, чтобы семьи не чувствовали себя обездоленными, а мужчины, ушедшие защищать Родину от фашизма, были спокойны за своих близких. Всех прошу включаться активно в работу!
И уже включаются. Подготовлены проекты постановления, регламентирующие компенсацию за питание школьников и в детских садах, в пришкольных лагерях во время каникул. Сейчас документ проходит проверку в прокуратуре, и 18 октября его должен подписать мэр. До 25 октября планируется согласовать проект постановления о предоставлении единовременной материальной помощи для отдельных категорий детей и юношества.
― Установлено взаимодействие с краевым Центром поддержки семей мобилизованных граждан, ― выступила с докладом Ольга Мильчакова, заместитель мэра города по социальным вопросам. ― На сегодняшний день в Центр поступило 112 обращений от 56 семей хабаровчан. Все они направлены в управление социальной работы с населением. 50 процентов обращений ― это вопросы оказания финансовой помощи и мер оказания адресной поддержки. 14 процентов ― о компенсации родительской платы в детских садах.
На решение вопросов, по словам Мильчаковой, по регламенту отводится пять дней. Мэр внес поправку ― сократить срок до суток.
Семьи мобилизованных могут получить бесплатно услуги в муниципальных центрах работы с населением ― они есть в каждом районе города. Их функционал ― организация досуговых мероприятий, семейных и детских клубов, группы кратковременного пребывания для детей от 4-х до 14-ти лет, занятость ребят на каникулах. Взрослым здесь готовы оказать консультации юристов и психологов. За помощью психологов в центры уже обратились одиннадцать жен военнослужащих.
― Работают телефонные «горячие линии», ― продолжила Ольга Мильчакова. ― Об оказании помощи семьям мобилизованных можно проконсультироваться в управлении социальной работы Хабаровска по телефону 40-91-63, по мерам поддержки в образовательных организациях ― в управлении образования по номеру 8 900 340 09 04.
С первого октября городской союз женщин открыл счет, куда все желающие могут перевести деньги в фонд поддержки граждан, принимающих участие в СВО. За две недели на него поступило уже 766 тыс. руб. Счет для сбора средств на штабе решили открыть и в Совете ветеранов города. Финансы пойдут на закупку необходимого.
Районные комитеты и структурные подразделения мэрия уже приобрели и передали медикаменты, сотни балаклав, перчаток, носков, туристических ковриков, средства личной гигиены, питьевую воду военнослужащим, проходящим сейчас обучение перед отправкой на СВО.
- Связались с руководством частей, они сказали, что нужны еще дождевики, термобелье и спальники, ― говорит Мария Матаева, председатель комитета по управлению Индустриальным районом Хабаровска. ― К акции присоединился и генеральный директор «ЭВР» Владимир Карпов, он тоже помогает приобретать вещи нашим ребятам. Семьям мобилизованных и военнослужащих комитет оказывает поддержку в решении вопросов. Так, по просьбе вдовы участника СВО сделали грейдировку дороги в частном секторе, другой ― ремонт фасада дома. Жена мобилизованного хабаровчанина недавно обратилась к нам с проблемой ― сломалась печь. Не топит, дым идет в дом. Мы нашли печника, и он все исправил. Мы просим семьи военнослужащих и мобилизованных обращаться в комитет напрямую. Даже если вопрос не в нашей компетенции, мы перенаправим в нужное ведомство. Люди должны знать, что им готовы оказать поддержку. А районный совет ветеранов решил сделать подарки своими руками ― для военнослужащих вяжут теплые носки. Уже готовы 25 пар, на этом не останавливаются ― мы им закупаем пряжу, и женщины вяжут каждый день, чтобы поспеть к зиме. Хотим предложить учреждениям дополнительного образования, у которых есть кружки вязания, присоединиться к нашей акции. Пряжей мы обеспечим.
Кстати, инициативу бабушек Индустриального района одобрил мэр Хабаровска и предложил другим районам включиться.
― Закупить пряжу могут и в других комитетах тоже, а наши ветераны с удовольствием свяжут из нее теплые носки для бойцов, ― заключил Сергей Кравчук. ― Им будет очень приятно их получить и понимать, что о них думают в родном городе и ждут их домой с победой.
Представители мэрии Хабаровска встретились с жителями обветшавших двухэтажек на проспекте 60-летия Октября. Жертв нет. Тема беседы долгие годы одна и та же ― «Когда расселят бараки?»
Еще недавно на этот вопрос ответить можно было однозначно и отрицательно. Теперь же у обитателей деревяшек появилась не только перспектива, но и сроки, к которым они апеллируют. Самая популярная дата ― 2023 год. Именно к концу 23-го года с проспекта должны переехать жители аварийного фонда ― для них нацпроект «Жилье и городская среда» реализуется в особом порядке. По крайней мере, такое обязательство взял на себя губернатор края Михаил Дегтярев ― завершить программу в рекордный срок на два года раньше всей страны. На прошлой неделе под снос пошел очередной барак, восемь семей получили благоустроенные квартиры.
Снос барака по адресу проспект 60-летия Октября, 185 - 13.09.2022
фото: администрация Хабаровска
Дело благое, но новое для города. Поэтому периодически возникают вопросы, которые решать надо сообща ― жителям и чиновникам. И подобные встречи на руку всем ― удается пообщаться напрямую. Сами знаете ― отсутствие информации порождает слухи. А вот и первый из них ― репутация у района не самая образцовая, тем не менее жители придирчиво выбирают, куда им переехать.
― Сказали, что нас всех на Красную речку переселят, ― озвучивает мучающий многих ее соседей вопрос бойкая пенсионерка Ольга Павловна. ― А я не хочу на Красную! От нас до центра ехать недалеко, а оттуда? Зачем нам там квартиры предлагают?
Женщину заверили, что специально никто не подбирает жилье подальше от центра. Действуют строго по закону. А он предписывает на выбор два варианта: денежную компенсацию за жилище либо квартиру такой же квадратуры, как и была, в городской черте. Приобретают квартиры на аукционе на вторичном рынке. Но тут возникает проблема. Трудно отыскать равнозначные помещения ― слишком уж малы квартирки в бараках. Приходится администрации города брать на себя оплату разницы стоимости жилья из городского бюджета.
― Сейчас мы ждем поступления денежных средств на расселение, и как только эти деньги поступят, немедленно всех известим и начнем приобретать помещения в многоквартирных домах для того, чтобы люди смогли переехать в комфортное жилье. Конечно, не все аварийные дома на проспекте будут расселены в этом году, но надеемся, что при плотном взаимодействии органов власти всех уровней задачу по расселению мы выполним, ― заверила Светлана Пискун, заместитель начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации Хабаровска. ― На проспекте 60-летия Октября пять домов из 61 мы расселили, три из них уже снесли. Расселено 73 квартиры. В работе еще 24 дома ― это означает, что жители в большинстве своем уже переехали в новое жилье. Но бывает, что собственники давно сдают квартиру другим людям, и даже они не знают, как с ними связаться, и мы не можем их тоже отыскать. Получается, что в доме две-три квартиры не удается расселить по разным причинам.
Светлана Пискун отвечает на вопросы жителей
фото: администрация Хабаровска
Проблема локации в её малой привлекательности. Сложно вдохновить инвесторов, которые могли бы вложиться в приобретение жилья для обитателей деревяшек, в строительство на месте бараков. Что тут построишь? С одной стороны ― трасса, с другой ― железная дорога.
― На месте этих ветхих строений нельзя строить новые жилые дома, поэтому ни один застройщик не возьмет на себя обязательства по расселению, ― объясняет Иван Стицкий, начальник отдела развития территории и торгов департамента архитектуры, строительства и землепользования. ― Надежда только на бюджетные деньги. Существуют разные механизмы расселения, в этом году в городе мы опробовали следующую схему. Администрация впервые провела аукцион на развитие территории в районе улиц Рокоссовского и Малиновского ― это в Южном. По условиям, застройщик должен 103 квартиры в новом жилом комплексе отдать мэрии под социальное жилье. Если все пойдет хорошо, в дальнейшем будем предоставлять землю под застройку с условием обязательной передачи квадратов для ускоренного расселения аварийного фонда. Свежий пример ― прошел аукцион, и мы будем расселять два барака: по улице Нагишкина, 5 и на Карла Маркса, 151. В октябре должны заключить договор на расселение еще двух ― по Гоголя, 10 и 10а. В рамках адресной программы получают квартиры и жители аварийных домов в районе автовокзала. Мы намерены продолжать эту работу и дальше.
Всего в Хабаровске по адресной программе требуется расселить 21 000 кв. м жилья. С 2019 года в рамках адресной программы расселено 270 квартир ― почти 10 000 кв. м. Жилищные условия улучшили около 800 человек. До 2023 года под расселение потребуется еще 307 квартир.
О покупке квартир под расселение администрация периодически оповещает граждан, размещая объявления на официальном сайте (12+). Наиболее востребованы «однушки». Требования к помещениям минимальные ― ремонт и исправность коммуникаций.
«С началом специальной военной операции звучали прогнозы, что экономика остановится, все встанет – нет, ничего этого не произошло. Напротив, например, оборот крупных и средних организаций города вырос и составляет 533,3 млрд рублей, или 110% к аналогичному периоду прошлого года. Можно сказать, что экономика адаптируется к тем вызовам, которые обозначило нашей стране западное мировое сообщество. Я хочу заверить жителей города – у Хабаровска надежный финансовый, экономический фундамент», – отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук.
Увеличение оборота хабаровских предприятий, по мнению специалистов, стало первым проявлением «разворота на Восток» - переориентации российского бизнеса и промышленников на азиатские рынки и рост товарооборота с соседями из Юго-Восточной Азии. Локальные показатели выросли за счет оптовой и розничной торговли, отраслей транспортировки и хранения, доля которых в общем объеме оборота составляет более 60%. Высокий темп роста оборота показали и обрабатывающие производства – 125,5%, в сельском хозяйстве, в рыболовстве – 126,5%.
Позитивный промежуточный итог 2022 года показывает промышленное производство – плюс 15% к показателям года минувшего. Здесь основными драйверами стало водоснабжение и водоотведение, обработка и утилизация отходов и вторичного сырья – 143%; производство напитков – 130%; нефтепереработка – 123%; производство продовольственных товаров – 120%, а также производств медицинских препаратов – 104%.
Важный индикатор благополучия экономики - объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям также показал рост - на 6,2% по сравнению с 2021 годом и в абсолютном выражении составил 80,2 млрд рублей.
На потребительском рынке в обороте общественного питания есть тенденция к росту, он составил четыре млрд рублей; оборот розничной торговли снизился незначительно и составил 60 млрд рублей.
В общем положительном тренде и муниципальные производственные организации - с января по сентябрь общий объем производства товаров, работ и услуг МУПов составил 7,8 млрд рублей, что на 5,4% больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Во всех отраслях объемы производства работ отличились ростом. Всего получено почти 200 млн рублей чистой прибыли. Исключение составило МУП ГЭТ – тут зафиксировано снижение на 17,6%. С убытками пока также МУП «Южное» и МУП УО МКД, однако в прошлом году убыточными были пять муниципальных предприятий.
За девять месяцев объем платных услуг, оказанных населению, превысил 309 млн рублей – почти на 5% выше аналогичного прошлогоднего периода года.
Малый и средний бизнес
В Хабаровске ежемесячно увеличивается количество самозанятых: в предпринимательском секторе экономики трудятся 21,7 тыс. человек, выбравших эту форму ведения бизнеса– по сравнению с показателями начала года рост составил почти 70%. Подавляющее большинство самозанятых – это физические лица, 20% – индивидуальные предприниматели. Всего на 1 сентября в городе зарегистрировано 31 961 субъект предпринимательства, что на 2,7% ниже, чем в начале года.
В строительной отрасли отмечено увеличение показателей в производстве неметаллической минеральной продукции на 42%. Лидерами по росту объемов стали три организации: в 1,3 раза увеличила выпуск автоклавного газобетона компания «Газобетон ДВ», более чем на треть нарастила выпуск отделочных материалов компания «Террако-Восток», а также компания «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» на 45% увеличила выпуск базальтовой теплоизоляции.
Оборот строительных организаций снизился на 13%, однако к концу кода ситуация по оценке экспертов может выровняться - в настоящее время стабилизируется ситуация с ценами на строительные материалы, в связи с этим декабрю 2022-го прогнозируется рост по объему работ и обороту организаций в строительстве.
За девять месяцев текущего года в Хабаровске ввели в эксплуатацию 18 многоквартирных жилых домов и 327 индивидуальных общей площадью 145 тыс. кв. метров.
Уровень безработицы в Хабаровске снижается и практически вернулся к уровню допандемийного периода, когда уровень безработицы составлял 0,3%. Сейчас этот показатель - 0,33% экономически активного населения. Количество нетрудоустроенных граждан в городе – 1 105 человек. Это на 238 человека меньше, чем с января по сентябрь прошлого года. Причем количество вакансий превышает 12 тыс., из них 4,5 тыс. предусмотрены для иностранных работников. По состоянию на 1 октября на одного безработного приходится 11 вакансий. За месяц количество предлагаемых рабочих мест увеличилось на 469. Потребность в рабочих специальностях закрыта на 35%.
За первое полугодие в Хабаровск приехало 10 574 человека, что на 480 человек меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Из российских регионов прибыло 60% или 6 299 человек, остальные 40% обеспечила международная миграция (большинство приехавших – жители стран СНГ).
За полгода уехало из города 12 799 человек – на 19% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В июне зафиксирован резкий скачок миграционного оттока – из города в другие регионы России уехало 1 638 человек, что сопоставимо с июнем прошлого года и связано со студенческой миграцией. Ситуация выровняется после регистрации студентов, которая завершится 1 ноября.
За полгода в Хабаровске родилось 2 775 младенцев. Рождаемость снизилась на 10%. Снизилось и количество умерших за отчетный период – на 184 (4 093 человека).
На 1 октября Хабаровск участвует в реализации пяти национальных проектов – «БКД», «Жилье и городская среда», «Демография», «Образование» и «Культура». Кроме этого, город принимает участие в десяти региональных проектах – «Дорожная сеть», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Формирование комфортной городской среды», «Жилье», «Спорт – норма жизни», «Содействие занятости», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Культурная среда» и «Творческие люди». В настоящее время общий объем финансирования запланирован в размере 1 млрд 637 млн рублей - при этом федеральное софинансирование составляет 1,5 млрд рублей.
В целом промежуточные результаты социально-экономического развития Хабаровска показывают, что городские структуры однозначно выдержали проверку на прочность. Муниципальные и частные предприятия смогли при поддержке различных уровней власти выдержать целый ряд испытаний, ставших следствием геополитических процессов - начиная от повышения ключевой ставки до 20%, заканчивая «логистическим штормом», который обрушился на транспортную отрасль, вызвав задержки в доставке грузов и значительное удорожание многих операций. Потрясения не могли пройти совсем бесследно, но с учетом существующей динамики можно ожидать, что к концу года просевшие показатели выйдут из «красной зоны».
Об этом, как об одной из миссий проекта, рассказали на презентации второй очереди «Броско Молла». Журналистов пригласили пройтись по строящемуся объекту и заглянуть в 2023 год, когда работы будут завершены и первые хабаровчане смогут окунуться в бассейн или пролететь мимо этажей на гигантской горке.
Разрабатывая объект авторы упарились в прямом и переносном смысле слова ― прежде чем создать концепцию, прокатились по стране, посещая различные банные и водные комплексы, расспрашивая и собирая информацию, которая могла пригодиться, чтобы именно хабаровский аквапарк стал лучшим. Проанализировали и вышло, что в среднем по России человек посещает аквапарк один раз в шесть лет. Согласитесь, с такими цифрами будешь долго ждать окупаемости. Поэтому разработчики, учли чужие ошибки, и рассчитывают, сделать так, чтобы жители Хабаровска заглядывали в новый комплекс хотя бы пару раз в месяц. Да и не только местные жители ― объект просто обязан привлечь туристов в город. У нас нет моря и в реке купаться запрещено, зато можно прекрасно проводить время и любоваться Амуром на этажах «Броско», надежно отгородившись прозрачной стеной от мошки и прочего гнуса. Аквапарк в день сможет принять до 4 тысяч человек ― места хватит!
При создании концепции объекта использовали самые сильные стороны Хабаровска ― солнце и реку.
― Мы хотим подчеркнуть, что наш город ― солнечная столица России, ― говорит исполнительный директор ТРК «Броско Молл» Ксения Руденко. ― Солнце будет повсюду, а вечером можно любоваться закатами, например, плавая в открытом бассейне на крыше здания, или отдыхая в ресторанчике там же на кровле. Рядом река, мы планируем обустроить набережную вокруг центра, сделать причал, чтобы отсюда могли отплывать на сапах ― это сейчас очень популярно.
С открытием второй очереди ТРК «Броско Молл» увеличит площадь с 82 100 кв. м до 140 тысяч. Здесь тоже будет фудкорт, магазины, в торговую зону хотят зайти бренды, которых еще нет в Хабаровске, в том числе и российские. Но, главное, конечно, это водно-оздоровительный комплекс «VOLNA». Название подбирали долго – чтобы подчеркнуть: здесь каждый на своей позитивной волне - драйве и релаксе!
― В первую очередь делается акцент на здоровье, ― объясняет Ксения. ― Можно приходить семьей, компанией или просто одному. Хотите провести время без шума, насладиться травяными ваннами ― пожалуйста!
Журналисты первыми увидели комплекс в том, виде, котором он задумывался на слайдах презентации. Первый этаж отдан детям. Для малышей яркая карамельная зона, где они могут играть и развлекаться, а мамы в это время релаксировать в джакузи. Ребятам постарше доступна для штурма аквабашня с тремя горками.
Посетители постарше могут подбирать себе зоны по интересу этажами выше. Экстремалы ― на 11-метровые горки, по петлям которых пролетишь через весь комплекс. Длина ската 108 м. Наблюдать за ездоками можно будет даже с улицы ― комплекс-то прозрачный. Панорамное остекление задумано, чтобы из любой точки мог видеть Амур и солнце.
На разных уровнях аквапарка разместятся сауны «народов мира», в том числе большой русский дворик с бочками и ледяными фонтанами. В свободное время банщик расскажет об особенностях правильной парилки. Различные фито- и соляные бассейны, коллагенарий, ванночки для ног, СПА и массажи. Отдельно ― баня «для девочек», куда заказан ход сильному полу. В ней дамы смогут вдоволь измазаться грязью и поскрести себя скрабами ― на такое зрелище мужчин не приглашают. Предусмотрены помещения для компаний.
На кровле открытый круглогодичный бассейн, его чаша 250 кв. м. От злого ветра посетителей укроет стеклянная загородка.
Для любителей спорта ― фитнес-сеть «BRIGHT FIT» представит залы для групповых, индивидуальных занятий и детских групп.
Дабы клиенты не разрывались, куда им рвануть в стремлении успеть все попробовать, на двух этажах комплекса к их услугам отель. Заезжай, и обходи все неспешно: там поплавал, тут перекусил, завтра пошопился и просолился здоровья для. До санкций его успели спроектировать полностью по требованиям Holliday Inn, правда, разместить вывеску раскрученного бренда на хабаровской земле теперь не получится. Ничего ― название будет наше, а начинка отеля - сплошь мировая. 170 номеров, 128 из них стандартные, 12 люксов. Плюс помещения для переговоров и конференций.
― Потенциал региона и города достаточно большой, мы этим воспользуемся, ― уверяет директор. ― Мы хотим, чтобы молодежь видела, что и у нас есть достойные проекты. Понимала, что жить и работать можно у себя в Хабаровске. Так мы сможем остановить отток населения. Комплекс будет доступным, плюс предусмотрены специальные социальные программы для тех, кто нуждается в поддержке. Стоимость входа около 900 руб., платить надо будет за дополнительные услуги. Скажем, мама захотела скраб, а папа пригубить в баре.
Новый комплекс даст городу более трех тысяч вакансий. Небольшую часть специалистов будут приглашать из других городов, других обучать и развивать на местах.
― Этот объект ждут хабаровчане, ― подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук во время недавнего объезда. ― Мы оказываем помощь инвестору и застройщику, выделяем дополнительные земли для стоянок и парковок. Это будет уникальное сооружение, где будет все для полноценного семейного отдыха. Плюс ко всему будет создано несколько тысяч рабочих мест.
Объем инвестиций в комплекс ― 7,5 млрд руб. Срок окупаемости ― 10 лет.
В третью очередь строительства «Броско» планируется возвести спортивно-оздоровительный комплекс для детей и подростков.
Этим летом две семьи из Хабаровска воспользовались возможностью оформления групповой визы — для этого надо минимум пять человек — отправилась в Харбин — столицу соседней китайской провинции Хэйлунцзян. Его еще называют «самым русским китайским городом». Как прошла поездка, рассказывает самый юный автор текстов на портале EastRussia 14-летняя Кира Елаш. В выделенных блоках — комментарии и рекомендации взрослых попутчиков — куда ж без них…
Впечатлений и локаций в поездке набралось так много, что в один текст всё не влезло — продолжение тут .
Началось всё с того, что рано утром мы сели по машинам и поехали из Хабаровска в Благовещенск. Изначально в планы входила прогулка по набережной, но дорога заняла около 9 часов и вымотала нас, поэтому, заселившись в небольшую съёмную квартиру, сил хватило лишь на прогулку до ближайшего магазина, чтобы купить продукты. Поужинали и легли спать.
Маршрут с переходом границы Благовещенск — Хэйхэ выбран из экономических соображений: быстрее было бы на пароходе из Хабаровска в Фуюань, но в этом сезоне на него «цена кусается», к тому же хотелось до Харбина добраться на поезде, и лучше всего для этого подходит ежедневный вечерний поезд Хэйхэ — Харбин. Стоимость билет в плацкартный вагон — 150-160 юаней — около двух тысяч рублей — зависит от высоты полки (в китайских вагонах три уровня полок). Стоимость групповой визы — четыре тысячи рублей на человека. Её мы оформили, обратившись к нашей знакомой китаянке по имени Маша, которая работает в местной турфирме. За небольшое вознаграждение, нам оформили визу, забронировали гостиницу и купили железнодорожные билеты. Без помощи принимающей стороны в КНР ничего этого сделать самостоятельно, увы, не получится, но это в любом случае дешевле, чем покупать готовый тур. Благовещенские турфирмы предлагают посетить Хэйхэ за 15 300 рублей на человека — в эту сумму входит визовое обеспечение, поездка на теплоходе туда и обратно, трансфер, две ночёвки в гостинице.
На следующий день нам всё-таки удалось прогулять по набережной Благовещенска. Самое интересное там то, что через Амур видно китайский город Хэйхэ, куда нам и надо было попасть. Насладившись этими видами с российского берега, мы поспешили пройти таможню и сесть на пароход, чтобы прикоснуться к увиденному, находясь уже в Китае. А машины, на которых мы приехали из Хабаровска в Благовещенск, оставили возле здания таможни.
Касса в речном порту Благовещенска работает до 17 часов, поэтому накануне, сразу по приезду сразу же направились туда, и это оказалось правильным решением: на утренние рейсы билеты были уже раскуплены, удалось взять места на теплоходе, который отправлялся после полудня. Всего в день совершается пять рейсов «туда-обратно». Сразу купили билеты и на обратный путь. Стоимость на одного человека в одну сторону — три тысячи рублей, включая портовый сбор с российской стороны (портовый сбор в Хэйхэ оплачивается в юанях по прибытии в КНР и составляет 60 юаней).
Переплыть Амур и оказаться за границей заняло не более десяти минут — дольше таможню проходили. Когда мы сделали первый шаг по улицам Хэйхэ, мне сразу показалось, что я нахожусь в другом мире. По китайским меркам Хэйхэ — маленький городок, что-то вроде «деревушки», но «деревушка» эта очень чистая и красивая. Я даже ощутила внезапное желание разуться и немного прошлась босиком. Также в Хэйхэ нам встретилось много надписей на русском языке, а люди из сферы обслуживания знали некоторые примитивные фразы.
К сожалению, долго прогуляться по городу и в полной мере оценить все его плюсы и минусы у нас не вышло — к тому же тащить все вещи на себе было очень тяжело. Мы успели лишь до отвала наесться традиционными китайскими жирными блюдами в обычной «чифаньке» и поспешили сесть на автобус и отправились на вокзал. Он находился за городом и окружает его... кукурузное поле!
«Старый» вокзал, который находится непосредственно в Хэйхэ — на реконструкции. Соседи решили не мелочиться и на период ремонта построили новую станцию за городской чертой, куда всех пассажиров бесплатно доставляет «шаттл». В здание вокзала можно попасть только при наличии билета, которые нам купила принимающая стороны.
Наконец, расположившись в поезде, мы смогли выдохнуть — суета закончилась, осталось лишь расслабиться и ждать, когда прибудем в наш пункт назначения. Мы взяли места в плацкарте. Когда я только об этом узнала, мне не понравилась эта идея, но оказалось, я зря переживала. Китайские поезда вообще отличаются от российских — они бесшумные, чистые и не трясутся каждую секунду. Мы перекусили купленными в магазинчике на вокзале сладостями, но, если вы не успели взять еду в дорогу, не стоит беспокоиться — по вагонам ходит человек с тележкой и предлагает купить разную еду, включая острую томатную лапшу, снеки и напитки. В 10 вечера отбой — в вагоне выключают свет, и все укладываются спать. Я расположилась на третьей — самой верхней — полке. Было комфортно.
В пять утра мы прибыли в Харбин и чуть не заблудились на вокзале — настолько он огромный! У него есть ещё и подземная часть.
На заметку новичкам: весь Китай живет по единому пекинскому времени, поэтому в пять утра тут жизнь уже «кипит».
До гостиницы добрались на автобусе, для этого наша знакомая Маша скинула нам подробную инструкцию: на какой стороне улицы и на какой автобус необходимо садиться, на какой остановке выходить. Стоит отметить, что на каждой остановке в Харбине указаны маршруты, время прихода автобуса и все это работает! Гостиница находится на улице Гоголя (по-китайски — Гоголи), заселение было только в полдень, мы скинули вещи и решили прогуляться по району. В целом, первые дни мы потратили на прогулки по Харбину.
中央大街 ZhongYangDaJie
Куча магазинчиков, кафешки и уличная еда. Стоит все недёшево. Толпы туристов, кстати говоря, большинство — китайцы. В Харбине из иностранцев мы встречали только русских и одного немца. Сюда, в основном, приезжают именно китайцы из других городов и провинций. К слову, Харбин - город-побратим Хабаровска и вообще он раньше был русским городом, поэтому здесь можно обнаружить много магазинчиков с русскими съестными товарами, матрёшками и сохранившиеся здания русской архитектуры.
Китайцы — прирожденные торговцы. Свою близость к России и «русскую» историю здесь монетизировали: туристы из южных провинций охотно скупают всё, что как-то связано с Россией: хлеб, конфеты, матрёшек, причем, это вовсе не обязательно сделано в нашей стране.
Недействующий православный храм. Можно попасть внутрь, заказать экскурсию или прогуляться вокруг и увидеть множество китаянок в костюмах ангелов и демонов, позирующих перед фотографами.
Софийский собор в Харбине был облачен в камень в 1912 году (изначально — с 1907 года — он был деревянным), позже на этом же месте был построен нынешний собор, который являлся репликой собора в Санкт-Петербурге. В 1957 году, во время «культурной революции», Софийский собор превратился в студенческое общежитие, позже его и вовсе хотели разрушить. В 1997 году храм отремонтировали и организовали внутри музей.
На небольшой площади возле нашей гостиницы каждый вечер, ровно в 19 часов, появляется «массовик-затейник», который включает музыку, и жители окрестных домов дружно начинают разучивать какой-нибудь танец или заниматься гимнастикой. В 21:00 музыка затихает и танцующих сменяют владельцы собак разных пород. Примечательно — все с пакетиками, чтобы убрать за своими питомцами.
По сути набережная. Сталиным тут и не пахнет — одно название. Есть вход на пешеходный мост через Сунгари (правый приток Амура), который в свое время был построен русскими. Раньше он был железнодорожным — следы этого можно обнаружить во время прогулки: пол стеклянный и под ним видно старые рельсы. Рядом построили новый мост для поездов, а этот оборудовали для любителей прогуляться. Путь туда и обратно займет около часа.
Двух-, трехэтажные здания, опять же уличная еда, забегаловки и магазинчики. В общем, что-то вроде пешеходной улицы, но более «лайтовая», старая и менее пафосная её версия. Очень атмосферное место. Все эти места, конечно, туристические.
Помимо этого, мы решили пройтись по различным китайским кварталам, как по ухоженным и красивым в центре города, так и по самым обыкновенным жилым. Гуляли вечером возле гостиницы, заходили на маленькие улочки, где живут простые китайцы, сидят поздно вечером на улице возле какой-нибудь забегаловки и ужинают. Посещали подземные рынки. Заходили во двор и подъезды. В общем, проникались истинным китайским духом и исследовали местность.
Что ещё мы увидели, на чём передвигались, что ели и кого при нас кормили — во второй части рассказа.
Этим летом две семьи из Хабаровска воспользовались возможностью оформления групповой визы — для этого надо минимум пять человек — отправилась в Харбин — столицу соседней китайской провинции Хэйлунцзян. Его еще называют «самым русским китайским городом». О том как прошла поездка рассказывает самый юный автор текстов на портале EastRussia 14-летняя Кира Елаш. В выделенных блоках — комментарии и рекомендации взрослых попутчиков — куда ж без них…
Впечатлений и локаций в поездке набралось так много, что в один текст всё не влезло — первая часть — тут.
В Харбине на левом берегу Сунгари есть аквапарк и парк развлечений!
Это был первый в жизни аквапарк, который я посетила. Мне он очень понравился. Я опробовала на себе все горки и локации. Когда только заходишь, дух захватывает...
На всех интересных горках ограничение по весу — от 45 до 90 килограммов. К счастью, я под эти параметры подхожу. Но те, кто нет или просто не любит горки — не расстраивайтесь, здесь и для вас найдется много интересного! Например, бассейн-река, который проносит тебя по всей территории аквапарка, высокий шатающийся подвесной мост, тёплые бассейны (если замёрзнете), а самое увлекательное — искусственный пляж с песком и целым морем, с искусственными, но высокими волнами! А на пляже китайцы ставят палатки, приносят шашлыки. Также есть различные детские горки и кафешки, если проголодаетесь. А за дополнительную плату можно попробовать встать на доску для серфинга или поплавать с рыбами и акулами.
Горки и волны работают по расписанию, в 16.30 всё заканчивается и закрывается, поэтому лучше приезжать в аквапарк утром. Есть дельфинариум и океанариум, но для них нужно отдельно покупать билеты. В аквапарке можно приобрести спасательный круг, водонепроницаемый чехол для телефона и даже купальник.
На горке, где уходит пол из-под ног со мной произошла интересная ситуация: спустя несколько секунд свободного падения я остановилась прямо перед мертвой петлёй, в том месте, где горка идет вверх. Вероятно, нужно было подтолкнуть себя, мне просто не хватило инерции. Как раз на такие случаи в этой горке есть отверстие сверху и лестница, по которой можно вылезти застрявшим. Мне помог выбраться инструктор.
Надувной круг, водонепроницаемый чехол лучше взять из дома или купить по дороге: на подъезде к аквапарку множество торговых точек — будет дешевле. Также можно поступить и с едой.
Здесь есть и экстремальные, и спокойные, и детские аттракционы. Можно купить билет «на всё» — это получится дешевле и удобнее, а можно брать на каждый аттракцион отдельно. Однако общий билет стоит около 200 юаней — примерно 2 600 рублей — для детей и студентов дешевле, только нужно показать паспорт или его фотографию, а билет на каждый аттракцион стоит от 40 до 60 юаней. Я советую брать общий билет. Однако, даже если вы приобретёте его, будет несколько локаций, за которые нужно платить отдельно. Например, «тарзанка»: за 260 юаней можно прыгнуть над водой с большой высоты, будучи привязанным к специальному тросу, и ощутить свободное падение. Я хотела, но не решилась из-за того, что не смогла бы понять инструктаж на китайском языке.
А если вы не собираетесь посещать аттракционы, билет покупать необязательно. Просто прогуляться по парку — бесплатное удовольствие. Также вы можете в любой момент выйти из парка и зайти обратно. Советую приезжать в парк на весь день, работает он до 9 вечера.
И в Poseidon Tourist Resort, и в Sunac Land нам повезло — мы почти не стояли в очередях. Так что лучше приезжайте в будние дни.
Также возле парка Sunac Land есть огромный торговый центр с большим количеством брендовых магазинов и кафешек. А еще там есть горнолыжная база! Можно прийти в шортах и майке, вам выдадут зимнюю одежду и снаряжение.
Открыть горнолыжный сезон летом — незабываемые впечатления! Мы реально пришли в шортах и футболках, а уже через полчаса поднимались на парнокресельном подъемнике: за 200 юаней вам выдадут все снаряжение, включая шлем, штаны и куртку (стоит учесть, что перчатки в прокатную амуницию не входят, но их можно приобрести здесь же, в магазинчике). «Горнолыжка» занимает два уровня: первый – для начинающих, практически плоский, где только учат стоять на лыжах и сноубордах, а вот второй с тремя полноценными трассами, по своему уровню чем-то напоминающие «Фому» в Биробиджане. На склоне мы встретили юных горнолыжников из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, которые проводили в Харбине учебно-тренировочный сбор.
Еще одно место, рекомендуемое мною к посещению, тоже находится на левом берегу Сунгари — Siberia Tiger Park. Самое интересное там — возможность за 130 юаней (около 1700 рублей) прокатиться на защищенном решеткой автобусе по парку, увидеть условно диких тигров и даже за дополнительную плату в 200 юаней покормить их мясом через специальные отверстия. Однако, не советую тратить на это деньги — в автобусе в любом случае найдутся люди, которые будут кормить тигров, так что вы 100% сможете это увидеть. А ваше мясо тигры могут уже и не захотеть есть, ведь они и так откормлены, поэтому есть вероятность, что вы зря потратитесь.
На выходе с экскурсии по парку вас встречает мини-зоосад. Здесь за 80 юаней можно купить… живую курицу и через специальное отверстие выпустить к тиграм на растерзание.
В парке также есть другие хищники: медведи, рыси, львы, есть еще один зоосад, но уже с травоядными, которых хищники обычно потребляют в пищу... Здесь вы найдете оленей, альпак и... загадочных кошек-леопардов – именно так гласит надпись на русском языке.
Кстати, это далеко не единственная странная надпись на русском языке в Китае. Вот еще примеры:
В нашей компании была Ксения, хорошо владевшая китайским языком и даже жившая несколько лет в Харбине. Она была организатором этой поездки и у нее была связь со знакомой китаянкой Машей, которая также помогала нам с поиском гостиницы, транспортом, ориентированием на местности, покупкой билетов и т. п. Если вы не владеете китайским, у вас возникнут трудности — китайцы очень плохо понимают английский. Иногда они догадываются включить переводчик на телефоне, но это как повезет. Сами мы включить переводчик не могли, ведь остались без связи и интернета. Кстати, будьте к этому готовы, если не желаете отдавать по 500 рублей в день за роуминг. А Telegram, YouTube и WhatsApp работают только с помощью VPN.
Я изучаю китайский, но у меня только начальный уровень. Однако, я смогла попрактиковать свои навыки говорения. Каждый день я беседовала примерно с шестью китайцами. Очень многие хотели с нами сфотографироваться.
Такси — никакое приложение не нужно, чтобы вызвать, просто ловите на улице. Одна поездка - около 12 юаней. В автобусах, большая часть из которых — электробусы, сдачи вам не дадут! Приготовьте заранее 2 юаня, которые необходимо будет опустить в кассу возле водителя при входе.
Несколько лет назад 10-миллионный Харбин обзавелся метро: четыре ветки, соединяющие два берега, интуитивно понятная навигация и образцовая чистота.
Голодным в Китае вы точно не останетесь. На каждом шагу встречаются кафешки, забегаловки, рестораны, супермаркеты, ларьки с уличной едой. Мы наедались до отвала — спасло то, что много ходили пешком, однако всё равно набрали пару килограммов. Но китайская еда определённо того стоит! Пробуйте всё. Однако будьте осторожны — не нагружайте слишком сильно свой желудок жирной пищей, особенно если он не привык к ней или до этого вы сидели на диете. Ваш организм может негативно отреагировать. Например, в первый день пребывания в Харбине я съела жирную булочку-лепешку с бобовой пастой и заработала пищевое отравление. Это немного испортило впечатления и подкосило наши планы. Чтобы избежать подобных ситуаций, не набрасывайтесь на еду сразу.
Вот самые интересные блюда и продукты, которыми мне удалось полакомиться:
Тофу нао: суп из тофу.
Йогуртовые пирожные (?) Недешёвые, по консистенции напоминают сыр. На любителя, но мне очень понравились. Сладкие. Есть четыре вкуса: шоколадный — коричневый, матча — зелёный, и два белых — молочные. Один ещё с добавлением чего-то, похожего на изюм. Можно купить на пешеходной улице и в центре города, продаются в отдельных ларьках.
Много мороженого.
Очень вкусное, продается на каждом шагу. Множество разных вкусов.
Советую также попробовать мороженое из супермаркетов.
Ореховая нуга с лепестками роз. Купили на «Арбате», очень дорого, но оно того стоит. В магазине есть возможность продегустировать различные виды нуги.
Османтусовый пирог. Напоминает по консистенции пудинг. Покупала в забегаловке возле гостиницы всего за шесть юаней. Османтус — растение, в переводе с греческого «душистый цветок».
Сама не поняла, что это: фрукты, плавающие с какими-то сушеными хрустящими штуками в кокосовом молоке. Вкусно. Напоминает корейский десерт «хваче».
Лунный пряник (юэбин). Выпечка, которую употребляют на Праздник середины осени. Но готовятся к нему, видимо, заранее и уже в конце августа их можно купить на каждом шагу – в любом супермаркете или ларьке. Стоят по-разному, но в основном по 2-3 юаня. Есть и подороже в более пафосных местах и красивых упаковках - по 10-15 юаней. Можно купить целую коробку, или наоборот, мини-версии в индивидуальной упаковке, как конфетки. Начинка у них может быть всякая, однако, чаще всего встречается бобовая паста или семена лотоса.
Дешевые фрукты! Сладкие, спелые. Манго всего по два юаня (в Хабаровске одна штука стоит около 200 рублей). Также советую попробовать китайскую «молочку» и соки из супермаркетов.
Утка по-пекински. Купили ее в Jincui Roast Duck прямо напротив нашей гостиницы. Однако эта сеть есть по всему Харбину, и мы даже нашли её в Хэйхэ на обратном пути. Кстати, на двоих-троих человек рекомендую брать только половину утки, вы этим наедитесь. Стоит 30 юаней. Филе нарежут на ваших глазах, положат лепешки, огурцы, лук и соус. Вы можете сделать из этого набора «завертоны», но можно и по-отдельности всё скушать.
В общем, необязательно ходить в ресторан, чтобы поесть утку по-пекински.
А еще в Харбине есть Starbucks, который ушел из России... Цены там не радуют, но как же вкусно!
Желающих питаться правильно здесь не обидели. В крупных супермаркетах можно купить готовую здоровую пищу. Есть ПП-кафе (ПП —правильное питание. прим. взрослых).
Шашлыки из насекомых разочаровали. Ожидали какого-то необычного вкуса, но из-за того, что они были обжарены в кляре и куче специй, мы не почувствовали вкус самого мяса (если оно вообще, конечно, было).
А в гостинице у нас был хороший шведский стол с разнообразными китайскими блюдами. Однако, мне больше хотелось простых продуктов: яйца, булочки на пару (пампушки), овощи, рисовую кашу, соевое молоко и арбуз.
Эта поездка в Харбин была удивительной и захватывающей. Она точно запомнится мне на всю жизнь. Я узнала много нового о жизни китайцев и их культуре. Но самое главное – после того, как я применила свои знания китайского языка на практике, мне захотелось лучше изучать его. Но даже если вы не знаете китайский – самый русский город Китая найдёт чем вас удивить, порадовать и накормить.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.