Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Миллиарды в возможности

Железнодорожные мощности на Востоке страны готовят к росту экспорта

Дальневосточная магистраль среди всех 16 железных дорог ОАО «РЖД» занимает второе место по объемам вкладываемых инвестиций. В этом году в развитие ДВЖД планируется вложить 143 млрд руб. Начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде рассказал EastRussia, как инвестиционные вливания сказываются на возможностях инфраструктуры.

Миллиарды в возможности
Фото: ДВЖД

- Часто можно слышать, что ограниченные пропускные способности Восточного полигона сдерживают российский экспорт в страны АТР и, как следствие, негативно влияют на целый ряд отраслей экономики. Тем не менее насколько изменились возможности Дальневосточной магистрали для пропуска грузов за последние годы?
- Считаю, что мероприятия по модернизации инфраструктуры дороги за период с 2013 по 2021 год были масштабными. Их реализация в рамках I этапа программы развития Восточного полигона позволила заметно увеличить пропускную способность по большинству направлений ДВЖД. За это время, например, на участке Тында – Верхнезейск она выросла с 12 пар до 18 пар поездов в сутки, Новый Ургал – Постышево – с 12 пар до 22, Постышево – Комсомольск – с 12 пар до 20, Комсомольск – Ванино – с 18 пар до 27 пар.
Реализация инвестиционных проектов на БАМе и Транссибе в комплексе с развитием перегрузочных мощностей в портах Дальнего Востока обеспечила значительный рост объема перевозок в адрес потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона и помогла диверсифицировать российский экспорт. В 2021 году в направлении морских портов и погранпереходов региона перевезено 144,6 млн т. Это на 63,4 млн т или в 1,8 раза выше уровня 2012 года, то есть до начала реализации I этапа модернизации Восточного полигона. Итоги работы в I полугодии 2022 года позволяют рассчитывать на сохранение положительной динамики перевозок. За 6 месяцев дорогой перевезено 72,5 млн т. 
- Насколько развитие технического потенциала дороги подкрепляется инвестиционными вложениями?
-Отмечу, что Дальневосточная магистраль занимает второе место среди всех 16-ти железных дорог ОАО «РЖД» по уровню инвестпрограммы. В прошлом году в границах ДВЖД выполнены работы на 110,9 млрд руб., в этом планируется увеличить вливания до 143 млрд руб. (в настоящее время ведется корректировка инвестиционной программы компании).
Инвестпрограмма в границах дороги на 2022 год включает 925 объектов. Немалая их часть предусмотрена реализацией проектов по модернизации БАМа и Транссиба – как по первому, так и по второму этапу, а также по развитию пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза (в том числе в рамках сервиса «Транссиб за 7 суток»). 
- Срок окончания I этапа модернизации БАМа и Транссиба переносился не один раз, есть ли уверенность, что в этом году по нему завершатся работы?
- Основной объем работ по первому этапу Восточного полигона был завершен в срок, но сдача части проектов по различным причинам сдвинулась. В этом году мы их закончим. Перед строительным комплексом поставлена задача ввести на ДВЖД 62 объекта. Это реконструкция действующих станций и разъездов, строительство дополнительных раздельных пунктов, вторых путей, двухпутных вставок, обустройство участков дороги автоблокировкой и диспетчерской централизацией, усиление искусственных сооружений, техническое перевооружение объектов электроснабжения и т.д. Выполнение общей инвестпрограммы дороги за 6 месяцев 2022 года составило 52,5 млрд руб. или 104,7% к плану I полугодия. 
- То есть сейчас работы ведутся сразу по первому и второму этапу программы Восточного полигона?
- Да. Еще в 2018-2019 годах, чтобы купировать риски отставания работ, началось проектирование по ряду объектов, которые вошли в программу II этапа. Всего в этот перечень включено 172 объекта на 463,2 млрд руб. До 2025 года необходимо реконструировать 11 станций по всему полигону ДВЖД (Юктали, Тында, Беркакит, Ядрин, Барановский, Пурикан, Известковая, Петровка, Смоляниново, Хабаровск-2, Комсомольск-Сортировочный), построить 26 разъездов, 47 двухпутных вставок и вторых путей на 49 перегонах, произвести другие работы. Например, большие изменения коснутся системы локомотивного хозяйства.
Еще 27 различных объектов на дороге будут профинансированы за счет программы увеличения контейнерного транзита («Транссиб за 7 суток»). Она также предполагает реконструкцию станций и строительство новых путей. Работы оцениваются в 86,5 млрд руб. 
- Вероятно, крупнейшей стройкой на БАМе в рамках II этапа Восточного полигона станет электрификация железной дороги от Волочаевки-2 до Комсомольска и Ванино. Какой эффект от этого ожидается?
- По итогам I этапа пропускная и провозная способности участка Волочаевка-2 – Комсомольск-Сортировочный составит 29 пар поездов в сутки (в том числе 24 пары грузовых) и 26,2 млн т в год соответственно, участка Комсомольск-Сортировочный – Ванино - 33 пары (29 пар грузовых) и 43,3 млн т. С учетом планов грузоотправителей этого недостаточно. Поэтому в рамках II этапа предусмотрена электрификация от станции Волочаевка-2 до Ванино, точнее до Советской Гавани (включая перегон Совгавань-Сортировочная - Совгавань-Город).
Проект действительно грандиозный. Развернутая длина вновь электрифицируемых главных путей составит 1,2 тыс. км, второстепенных – 256,8 км. Планируется строительство 17 тяговых подстанций.
Но главное даже не сам масштабный объем проектных и строительных работ, а сложные условия Дальнего Востока, в которых будет реализовываться электрификация. Это и отдаленность от основных производственных баз, переменчивая погода и таежный климат, сложные геологические и гидрологические условия. Предстоит тщательно разработать комплекс логистических и технологических решений для выполнения столь амбициозной задачи.    
Проект капиталоемкий – до 2024 года в инвестиционной программе предусмотрено 42,4 млрд руб. Провозная способность участка Волочаевка-2 – Комсомольск возрастет до 30 млн т в год, участка Комсомольск – Ванино, на котором еще планируется построить 339 км вторых путей – до 79,4 млн т. 
- Насколько решен вопрос с внешним электроснабжением электрифицируемого участка, не столкнется ли железная дорога с дефицитом энергомощности на тягу поездов?
- Мы делаем все, чтобы этого не произошло. Для обеспечения присоединения тяговых подстанций к системе внешнего электроснабжения предусмотрено заключение договоров технологического присоединения с сетевой организацией. В настоящее время получены соответствующие технические условия. Прирост электрической мощности по объектам электрификации участка Волочаевка-2 – Комсомольск составляет 127,5 МВт, Комсомольск – Ванино – 307 МВт.
В рамках мероприятий на технологическое присоединение ФСК ЕЭС выполнит проектирование и строительство заходов ЛЭП 220 кВ на тяговые подстанции общей длиной 92,3 км. Планируемый срок завершения строительства заходов с постановкой под напряжение – декабрь 2023 года.
Чтобы избежать пауз и простоев в работе с обеих сторон, проработан вопрос синхронизации инвестиционных программ ОАО «РЖД» и ПАО «ФСК ЕЭС». Объем электросетевого строительства ФСК ЕЭС предусматривает реконструкцию пяти понизительных подстанций МЭС Востока, строительство воздушных линий электропередач ВЛ-220 кВ Хабаровская – Литовко – Комсомольская длиной 390 км. На сегодняшний день разрабатывается проектно-сметная документация. 
- Что в плане развития ожидает транссибирское направление ДВЖД, как здесь решается модернизация походов к портам?
- В рамках модернизации Транссиба до 2025 года предусмотрено развитие станций Ядрин (Амурская область), Известковая (ЕАО) с удлинением приемо-отправочных путей на станции, строительство нового нечетного приемо-отправочного парка на станции Хабаровск-2. Над участком пути Волочаевка-2 – Тунгусский (ЕАО) будет возведена путепроводная развязка, а на перегоне Хабаровск-1 – Хабаровск-2 построим третий главный путь, что даст дополнительную пропускную способность в 55 пар поездов в сутки.
Непосредственно на подходах к портам Приморья предусматривается развитие станции Уссурийск с появлением нового парка приема и реконструкцией старого приемо-отправочного парка, удлинение путей на станциях Барановский, Угольная, Новонежино, Красноармейский, строительство дополнительных путей на станции Находка-Восточная.
Важный объект – создание двухпутного обхода участка подталкивания между станциями Шкотово и Смоляниново.
В комплексе реализация всех мероприятий по модернизации направлена на обеспечение пропуска грузопотока в адрес портов и погранпереходов до 180 млн т ежегодно к 2025 году. 
- Представители «Восточного Порта» считают, что в перспективе этого будет недостаточно, и предлагают строить сплошной третий путь от Хабаровска до Уссурийска и далее в сторону Находки…
- На сегодняшний день компанией ОАО «РЖД» формируются мероприятия III этапа развития Восточного полигона. Основанием для дальнейшего развития железной дороги является перспективная грузовая база, сценарии которой проработаны АО «Институт экономического развития транспорта». Одним из них предусмотрено увеличение грузовых перевозок к 2030 году до 210 млн т в год, для вывоза этих объемов необходимо строительство третьего главного пути на направлении Волочаевка-1 – Барановский, и далее до 240 млн т в год к 2035 году, что подразумевает необходимость строительства третьего главного пути на направлении Барановский – Шкотово. 
- На ДВЖД сейчас действуют два сухопутных погранперехода с КНР, насколько они способны удовлетворить потребности внешней торговли?
- В полной мере. Начиная с 2014 года, наблюдалась устойчивая динамика роста перевозок через наши железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) с КНР. Рекордный грузооборот в 12,7 млн т был достигнут в 2019 году. Однако с 2020-го он стал снижаться из-за мер, принимаемых для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. 
К сожалению, в I полугодии 2022 года через ЖДПП Гродеково – Суйфэньхэ экспортные перевозки снизились к уровню прошлого на 4,8%, импортные – на 23,7%. Но есть и положительный момент – идет уверенный рост контейнерных отправок. Это важное для нас направление, так как использование контейнеров, если сказать просто, делает нашу работу удобнее и быстрее, что выгодно и железной дороге, и нашим клиентам. В январе-июне через Гродеково перевезено 520 тыс. т груза в контейнерах – на 30% больше, чем годом ранее.
Через другой погранпереход Камышовая – Хуньчунь перевозки растут по всем основным номенклатурам, хотя объемы здесь меньше. За 6 месяцев грузооборот этого пункта пропуска достиг 1,9 млн т, что выше показателя 2021 года на 9,8%.
Для увеличения перевозок проводится работа по реконструкции ЖДПП. В частности, на станции Гродеково с учетом перспективы выполняются работы по удлинению двух существующих и строительству двух дополнительных путей. Одновременно производится реконструкция парка Сосновая падь с удлинением двух приемоотправочных путей. На эти цели в 2022 году выделено 187,7 млн руб.
Модернизируется инфраструктура перехода Камышовая – госграница с КНР. Уже закончены работы по укладке дополнительных путей на самой станции, а также проведена реконструкция 16 км пути колеи 1520 мм на перегоне до государственной границы. В этом году запланировано выполнить работ на 1,2 млрд руб. Далее предусмотрена постройка зданий и сооружений для государственных контрольных органов, а также укладка путей колеи 1435 мм от госграницы до станции Камышовая с созданием парка для приема поездов со стороны китайских железных дорог. 
- В этом году должно начаться движение поездов по трансграничному мосту Нижнеленинское – Тунцзян. Как технологически будет обеспечена «бесшовность» перевозок?
Строительство мостового погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян, безусловно, еще один значимый проект для развития торговых связей между Россией и Китаем. В настоящее время мы ожидаем решения китайской стороны о начале движения поездов через мост.
Со своей стороны ДВЖД в полном объеме выполнила комплекс строительных работ, необходимый для работы нового пункта пропуска. Для «бесшовности» перевозок удлинены приемо-отправочные пути на всех станциях линии Биробиджан – Ленинск, а также разработана временная технология по организации движения поездов весом 6200 т и длиной 68 вагонов, смене вида тяги на станции Биробиджан-2. По мере дальнейшего развития участка технология будет видоизменяться. 
-  Насколько реализация инфраструктурных проектов зависит от готовности строительного комплекса и возможностей подрядных организаций?
В своих строителях мы уверены. Модернизация Транссиба и БАМа это масштабный и очень сложный процесс. Над реализацией трудятся множество строительных организаций, как в качестве генеральных подрядчиков, так и субподрядчиков. Они имеют многолетний опыт, на объектах трудятся квалифицированные инженеры и рабочие, используется современная техника. Все это позволяет достойно справляться с поставленными задачами в соответствие с графиками работ даже с учетом строительства объектов в суровых условиях Дальнего Востока.