Поделиться
«Мы такие одни!» — история молодого сувенирного бизнеса из Читы
Поделиться

От проводников до предпринимателей: как читинская семья пришла к созданию уникальных сувениров магнитов-наличников

Сувенирные магниты-наличники начала выпускать семья мастеров Матвеевых из Читы. Идея появилась в разгар пандемии, когда смены на основной работе сократили и пришлось сидеть дома. Сейчас бизнес разросся до такого уровня, что уютные изделия, посвящённые деревянному зодчеству, были впервые представлены на Восточном экономическом форуме. По какому принципу выбираются окна для магнитов и как набраться мужества, чтобы уйти из найма в творчество, — EastRussia рассказала соосновательница «Мастерской Фокус-М» Алина Матвеева.

Супруги Матвеевы. Фото из личного архива

— Алина, расскажите, с чего началось производство ваших необычных магнитов в виде наличников?

— Во время ковида, в 2021 году, нас, как и многих, отправили по домам. Мы работали проводниками на железной дороге. И хоть зарплату нам сохранили, просто сидеть дома было скучно — нам давали выходные по месяцу после десятидневного рейса, поэтому нужно было чем-то заниматься. Мы молодые: мне 25 лет, мужу 27, энергия есть. И вот однажды я увидела ролик в интернете с заголовком вроде «Готовый бизнес». В нём рассказывалось, что нужно купить фрезерный станок и делать различные изделия. Меня зацепило то, что окупаемость очень быстрая.

Я предложила мужу, он меня поддержал. Станок приехал, но он оказался таким большим, что пришлось отвезти его к моим родителям в деревню. Мы учились на нём работать. Оказалось, что материалов для фрезерного станка у нас в Чите не купить. Для разделочных досок, например, нужен ясень или дуб, но это дорогие породы деревьев. Мы тренировались на строительной фанере. Потом приобрели лазерный станок — на нём работать оказалось удобнее.

Один из первых магнитов-наличников — точная копия одного из окон Дома Игнатьевой в Чите. Фото из личного архива Алины Матвеевой
 

К сувенирам нас привела череда обстоятельств. Наш первый заказ был для ленд-арт-парка «Тужи», идейным вдохновителем которого стал известный скульптор Даши Намдаков. Так совпало, что парк находится недалеко от моих родителей, где мы хранили станок. А парк открылся летом 2021 года. Мы предложили свои услуги и в итоге получили заказ на брендированные магнитики и значки. После этого мы стали делать сувениры с символами Читы и Забайкалья, участвовать в ярмарках мастеров и арт-фестивалях. Сотрудничество с «Тужи» сохраняется до сих пор.

 Идея делать наличники не нова — мы её подсмотрели. У нас в Чите много объектов культурного наследия. Сложность была скорее в том, с чего начать. В первую очередь я выбрала дома с самыми яркими и красивыми наличниками — это реальные окна усадьбы Коновалова, Дома Игнатьевой, усадьбы Лукина, особняка и доходного дома Полутова. Пока у нас коллекция небольшая, но мы будем расширяться. В длину сувениры около 15–20 сантиметров. К «окошку» я прилагаю открыточку с изображением здания и краткой информацией, а также QR-код, который ведёт на сайт, где можно почитать более подробно.

Технология работы такая: сначала я прошлась по всем адресам этих объектов, сделала фото, потом по снимку с помощью графической программы нарисовала эскиз. В нём важно обвести каждый контур. Магниты и другие изделия мы делаем в нашей мастерской при помощи лазерного станка. Сначала наносим ультрафиолетовую печать, а потом клеим шторы и магнитные ленты. К слову, тюль я взяла у бабушки — чтобы добавить тепла и ламповости.

— Какие отзывы от покупателей?

— На одной из ярмарок была женщина, которая долго не могла выбрать и в итоге взяла все окошки. Было и такое, что некоторые просят отрисовать окошки домов, в которых они живут, или хотят окно своего детства. Заказы есть, но мы пока их не реализовали.

— Недавно о вас рассказали на сайте правительства Забайкальского края. Как вы с ним сотрудничаете?

— Мы вообще сами по себе, нас просто заметили, потому что участвуем в разных ярмарках. Кстати, впервые ездили со своей продукцией на Восточный экономический форум. В начале года я отправила заявку, а в мае мне позвонили и сказали, что мы прошли. Нам предложили просто отправить наши изделия и самим не ехать, но для нас важно личное присутствие. Это и возможность презентовать свои изделия, и шанс наладить контакт с коллегами из других регионов, чтобы, возможно, в дальнейшем поставлять туда свою продукцию. Ездили с мужем, ребёнка оставили родителям. Да, проживание и перелёт были за свой счёт, но я рассматриваю эту поездку как инвестицию в будущее.

На Восточном экономическом форуме. Фото из личного архива Матвеевых

— А в каких регионах сейчас представлена ваша продукция?

— Сейчас мы представлены только в Забайкальском крае, но в ближайшее время хотели бы «захватить» Байкал — то есть Иркутскую область и Республику Бурятия. Особенно мне нравится город Байкальск, потому что там круглогодичный туристический сезон за счёт горнолыжного комплекса «Гора Соболиная».

— Рисунки, которые вы наносите на продукцию, вы рисуете сами или генерируете через ИИ, ищете готовые шаблоны?..

— Я брала готовые картинки, что-то изменяла. У меня есть знание графических программ — помогло строительное образование, поэтому могла что-то сама начертить, нарисовать. Плюс в детстве посещала кружки декоративно-прикладного искусства. Когда мы уже встречались с будущим мужем, мой первый подарок ему была картина с тигром — на фанере, кстати. Забиваются гвозди, на них наматываются нитки, и получается 3D-картина.

— У вас была большая конкуренция, когда вы вышли на рынок?

— На тот момент было не очень много производителей именно сувениров. У нас не такой уж и туристический регион. Да и сейчас не особо много сувенирных магазинов. На нашей первой ярмарке мы были с сувенирами одни.

— Где вы берёте средства на развитие своего дела?

— Когда ты начинающий предприниматель, ты постоянно мониторишь информационное пространство. Я подписана на большое количество каналов, в том числе на «Мой бизнес». Вот как раз там в прошлом году я увидела пост про первый федеральный конкурс «Создай наше» с призом — один миллион рублей. Мы, конечно, поучаствовали и… победили, хотя финалистов было около тысячи! Мы были единственными участниками из Забайкальского края. Кстати, в этом году конкурс тоже проводился, но из нашего региона никто туда не подавался.

Сувениры от Матвеевых — это не только магниты-наличники

На выигранные деньги мы сняли помещение в Чите. Долгое время наш дом был и цехом, и складом. Заготовки делали в деревне, где стоит оборудование, а дома шла сборка. Также мы закупили ещё более мощное оборудование. В частности, ультрафиолетовый принтер, благодаря которому у нас расширился ассортимент и повысился уровень изделий. Кроме того, в прошлом году мы получили 500 тысяч рублей от регионального Минэка. На эти средства мы купили принтер, который позволяет наносить изображение на одежду. Плюс прошли обучение в Москве. Сейчас много разных программ поддержки для молодых предпринимателей, поэтому если кто-то хочет начать и боится — зря!

 — А какой у вас ассортимент?

— Мы выпускаем магниты, ручки, блокноты, значки, футболки, свитшоты, худи, кепки и другой мерч.

— Это ваша основная работа? И сколько времени занимает подготовка продукции?

— Я сейчас в декрете. Занимаюсь ребёнком и тружусь в мастерской, а у мужа есть ещё основная работа. Он хочет уйти, но пока не решается.

— Все родные обеспечены магнитами?

— Конечно! Только мы с мужем сапожники без сапог. Поскольку работали проводниками, у нас на холодильнике какие угодно магниты — только не с наличниками из Читы (смеётся). Но мы исправимся.

беседовала Ольга Кошелева Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
«Приморский старт» расширяет окно возможностей

Победителей финала конкурса «Приморский старт» определили во Владивостоке 12 ноября. Три проекта в области радиоэлектронной борьбы, медицинских симуляторов и промышленной робототехники получат гранты правительства Приморского края общим объемом 12 млн рублей. Однако «Приморский старт» — не просто конкурс. Это большая программа, направленная на комплексную поддержку инновационных стартапов.

Читать полностью
Поделиться
Фильтр для миграции: бизнес Хабаровского края в поисках решений для привлечения трудовых мигрантов

На расширенном заседании Общественного совета при омбудсмене по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае бизнес назвал кадровый дефицит проблемой номер один. На фоне самого масштабного за последние годы обновления миграционных правил предприниматели призвали перейти от запретов «широкой кистью» к адресному контролю и системной подготовке трудовых мигрантов.

Читать полностью
Поделиться
«Мы такие одни!» — история молодого сувенирного бизнеса из Читы

Сувенирные магниты-наличники начала выпускать семья мастеров Матвеевых из Читы. Идея появилась в разгар пандемии, когда смены на основной работе сократили и пришлось сидеть дома. Сейчас бизнес разросся до такого уровня, что уютные изделия, посвящённые деревянному зодчеству, были впервые представлены на Восточном экономическом форуме. По какому принципу выбираются окна для магнитов и как набраться мужества, чтобы уйти из найма в творчество, — EastRussia рассказала соосновательница «Мастерской Фокус-М» Алина Матвеева.

Читать полностью
Поделиться
От найма к собственному бизнесу: как в Хабаровском крае поддерживают начинающих предпринимателей

В кадровых центрах Хабаровского края растёт число людей, которые задумываются об уходе из найма в собственный бизнес. О том, как государство помогает начинающим предпринимателям, о плюсах и минусах самозанятости, а также статистике по самым востребованным бизнес-направлениям региона рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
Мартин Тейт: «За рубежом многие не знают деталей о ТОР и СПВ»

Мартин Тейт − предприниматель с более чем 30-летним опытом работы на Дальнем Востоке, почетный консул Новой Зеландии и резидент двух территорий опережающего развития. В интервью для EastRussia он рассказал об уникальности российских преференциальных режимов и изменениях в бизнесе за последние 30 лет.

Читать полностью
Поделиться
Жизнь без SWIFT: на ВЭФ обсудили новую архитектуру трансграничных платежей

На 10-м Восточном экономическом форуме прошла сессия «Международные платежи в условиях санкций», в которой приняли участие представители Минфина, крупнейших банков и компаний-экспортеров. Эксперты обсудили, насколько успешно Россия заменяет SWIFT, какие новые инструменты трансграничных расчетов уже работают, и как участники рынка ощущают данные изменения на практике. Банки и регуляторы говорили о создании полноценной альтернативы и росте оборотов финтех-платформ, тогда как представители реального сектора напомнили о сохраняющихся проблемах в международных расчетах, таких как задержки платежей, дополнительные расходы и комиссии, сложности взаимодействия с зарубежными банками.

Читать полностью
Поделиться
Цэн Вэй: «Россия – это окно возможностей, которое сейчас открыто!»

Господин Цэн Вэй — китайский бизнесмен с тридцатилетним опытом работы в России. Он прошел путь от бартерной торговли арбузами в приграничье до владельца нефтяного месторождения на Северном Кавказе. В интервью для EastRussia предприниматель вспоминает 90-е, рассказывает, как менялся инвестиционный климат в России, и объясняет, почему считает нынешний момент уникальным для китайско-российского сотрудничества.

Читать полностью
Поделиться
Индия выбирает Приморье как стратегический хаб в России

Во Владивостоке открылось бизнес-представительство Республики Индия – «Деловой альянс Владивосток — Индия» (Vladivostok India Business Alliance или VIBA). Некоторые участники альянса уже задумались об открытии совместных российско-индийских предприятий на территории Приморья и приглашают местные фирмы к организации производства в Индии

Читать полностью
Поделиться
О чем кричит Чукотка?

Chukotka Krik - так называется мерч, который в 2019 году придумала жительница Анадыря Татьяна Крикун. Под этим брендом выпускаются ветровки, шопперы, кепки, календари. Казалось бы, идея не нова, но именно эта продукция обладает какой-то магией. Чукотский мерч открывает людям по всему миру эту территорию. Бывает и такое: купит человек шоппер в интернете, и спустя время приезжает на Чукотку туристом. В своих работах художница старается совместить традиционные мотивы и современность, экспериментирует со стилями и техниками. В чем секрет мерча Chukotka Krik рассказала EastRussia его создательница.

Читать полностью
Поделиться
Осуохай прогресса: как в самых морозных улусах Якутии становится лучше жить

В суровых краях в самой большой цене единство и взаимовыручка. Не случайно визитной карточкой Республики Саха считается хоровод осуохай, символ объединения сил для созидания, благополучия и изобилия. Поэтому именно в Якутии очень действенным оказалось партнерство бизнеса, власти и населения при решении социальных задач. В Томпонском районе и Верхоянье, рядом с полюсом холода, вклад в стабильное будущее арктических территорий вносит компания «Полиметалл».

Читать полностью
Больше материалов