Туриндустрия Хабаровского края на низком старте перед переходом на качественно новый уровень
В интервью EastRussia министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус рассказала о ключевых событиях в локальной туриндустрии, новых локациях, авиационных и железнодорожных маршрутах, а также о том, как реализуется проект горнолыжного и рекреационного комплекса «Хехцир» и о том, что ждёт туристическую жемчужину региона – Шантарские острова.
– Туристы едут активно и это главное. Да, пока мы не дотягиваем чуть-чуть до «допандемийных» показателей, но именно чуть-чуть. В 2019 году к нам приехали 570 тысяч туристов, а сейчас на конец года – 550 тысяч. Это я говорю про внутренний туризм. Иностранцы едут, поменялся, конечно, их состав, мы сейчас анализируем, откуда конкретно они прибыли, но уже можно сказать, что в этом году к нам приехали три тысячи туристов из-за рубежа. Дальнее это зарубежье, или ближнее, повторюсь, мы сейчас определяем, а что касается чисел, то в 2019 Хабаровский край посетили шесть тысяч иностранцев. Проседание есть, но мы все ждём, что обстановка изменится к лучшему.
Кстати буквально накануне о возможном оживлении туристических связей с Южной Кореей шла речь во время визита в Хабаровск генконсула Республики Корея Ха Бён Кю. Он отметил возобновление паромного сообщения с Приморьем и выразил согласие с тем, что необходимо восстанавливать прямое авиасообщение Хабаровском и городами Южной Кореи. Кстати у корейцев большой запрос к так называемому некропольному туризму в Хабаровском крае – к местам захоронения родственников.
– Правильно ли я понимаю, что тем, кто до нас добрался, в гостиницах тесно не было? Как у нас дела с номерным фондом? Было где жить приезжим?
– Где жить, конечно же было! В периоды проведения мероприятий различных – форумов, совещаний федерального масштаба – загрузка гостиниц у нас была 100% - что в Хабаровске, что в Комсомольске, например, в дни Инженерного форума. Средняя загрузка по году – 45%, но для наших широт это очень приличный показатель. Краснодарскому краю мы в этом отношении не конкуренты. Пока.
– Какие из событий этого года стали для туротрасли края знаковыми?
– Ключевым отраслевым мероприятием стал, конечно же, форум «Открой Дальний Восток», который в сентябре прошёл в Хабаровске. Отзывы, отклики о нём потрясающие! Сразу после его окончания к нам приехали съёмочные группы сразу нескольких телекомпаний – от РенТВ до «Моя планета». Сначала на сам форум мы приглашали их представителей – редакторов, ведущих. Они так впечатлились увиденным и услышанным, что захотели непременно рассказать и показть своей аудитории: и о природных красотах, и возможностях их посетить. Информация о Хабаровском крае, о возможностях провести здесь время интересно и с пользой разлетелась по всей стране. Уже только ради этого стоило организовать такой форум. Наш китолёт стал настоящим хитом!
изображение: министерство туризма Хабаровского края
Мы заключили два соглашения. Казалось бы – и что тут такого? Но это ключевые соглашения для всей туротрасли Хабаровского края – одно из них с туроператором федерального масштаба Fun&Sun, другое – с федеральной ассоциацией отельеров. Когда организации такого уровня заходят в регион, это свидетельствует о том, что наш рынок им интересен, но и заставляет держать высокую планку по качеству оказания услуг. Репутация этих туристических гигантов не терпит компромиссов – всё должно быть на высочайшем уровне.
Сейчас с Fun&Sun мы прорабатываем возможности организации региональных туров по Дальнему Востоку, в перспективе и работа по зарубежным направлениям.
Ещё одно позитивное последствие форума – возросшая активность бизнеса. Нас накрыло волной запросов по организации новых глэмпингов, другой туристической инфраструктуры, по возмещению затрат, где что можно сделать/построить, где нельзя.
– Появились ли новые объекты туристические, инфраструктурные?
– У нас открываются новые базы отдыха, глэмпинга – вот, например с сентября заработал экопарк-глэмпинг «Шале на воде» – в окрестностях Хабаровска, у подножия Хехцира. В районе имени Лазо 31 декабря откроетя база «Заимка Узалы» - очень стильный проект, домики со всеми удобствами, с кухнями – на реке Хор. Некоторые проекты расширяются – например в «Беловодье» - также в окрестностях Хабаровска – появится полноценная гостиница.
Из инфраструктурных объектов можно назвать капитальный ремонт дороги к экопарку «Воронеж» и горнолыжному комплексу «Снеговик». Теперь автомобилистам намного проще туда добраться и нет нужды опасаться за свои машины. Дорога европейского качества. На нее потратили почти 180 млн рублей – большая часть 144 миллиона – федеральные деньги по программе Ростуризма.
Идёт масштабное строительство новой базы в районе Петропавловского озера – там появится комплекс «Хутор Петропавловка». Проект частный, занимается им наш известный путешественник, краевед Игорь Борисович Ольховский. Здесь будут восемь домов для проживания, пять бань-бочек; четыре японские бани (фурако); зоны барбекю; отдельно-стоящие беседки. В день отдохнуть здесь смогут порядка 200 человек.
Из крупных ожидаемых проектов можно и нужно назвать уникальный для всего Дальнего Востока комплекс «Волна», который объединит в себе аквапарк, спа, гостиницу, а также фудкорт и торговый центр. Его открытия мы ждём к концу 2023 года
– В этом году много говорилось про будущий магнит Хабаровского края – комплекс «Хехцир». На какой стадии проект находится сейчас? Не превратится ли он в «долгострой» с вечными – завтра, завтра?
– Не превратится. Некоторые трансформации проект претерпевает, конечно, но конечная цель остаётся неизменной – в 2028 году все локации этого мега-комплекса должны принимать гостей. Некоторые заработают раньше – ввод в эксплуатацию разных участков будет идти постепенно.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Из свежих новостей – мы отказались от механизма концессии, и сейчас планируем реализовывать этот проект совместно с госкорпорацией Туризм.РФ. Это по-прежнему будет краевой проект, концепция остаётся неизменной, но с корпорацией Туризм.РФ нам будет проще привлекать финансирование, в том числе на федеральные на инфраструктурные объекты – на дорогу, сети итп. И вместе же с Туризм.РФ мы продолжаем поиск якорного инвестора, либо инвесторов, каждый из которых будет реализовывать конкретный слот проекта. По нашим оценкам общий объём инвестиций – это 17 млрд рублей.
Мы проделали уже большую работу по оформлению территории под будущий комплекс. На финальной стадии оформление вывода участка в 360 га из зеленой зоны. Это позволит начать изыскания и проектирование. Пакет документов принят Рослесхозом на рассмотрение, до конца года ожидаем положительное решение. В процессе было много сложностей, как это часто бывает с земельными вопросами, но нам удалось остаться в запланированных сроках.
– Что в этом году предложит жителям и гостям края предложит действующий «магнит» -горнолыжный комплекс «Холдоми»? Ведётся ли работа по оптимизации логистики? Можно ли, скажем, туристу переночевать в Комсомольске сесть в шаттл, который его отвезёт прямо к подъёмнику?
– Принципиально предложение Холдоми не изменилось – как и на любом солидном горнолыжном курорте, турист найдёт здесь катание на лыжах, сноубордах, обучение для взрослых, обучение для детей, рестораны, водно-оздоровительные процедуры. Вместимость гостиничного комплекса 250 мест.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Новинки касаются скорее логистики и организации визитов на Холдоми. В кооперации с РЖД мы запустили «Лыжную стрелу» в Холдоми! Причем «Стрела» хоть и одна, но из двух точек «выстреливает» - из Хабаровска и Владивостока. Если коротко, то это мультимодальная история – за 11 500 рублей из Хабаровска и за 15 тыс. из Владивостока турист едет на поезде до Комсомольска-на-Амуре. Там он пересаживается в ожидающий его автобус-шаттл, который идёт прямиком на «Холдоми». Там турист проводит три дня с двумя ночёвками, катается, отдыхает, а затем шаттл везёт его на вокзал, и затем поездом - домой. В стоимость входит и проезд, и проживание! Спрос просто потрясающий на эти туры. Кстати всего в России только три таких «Стрелы» - в Сочи и в Хибинах, а также у нас в Хабаровском крае
– А если кому-то не удалось попасть в гостиницу «Холдоми», если человек живёт в Комсомольске – нет ли специального шаттла для таких туристов? Понятно, что есть междугородний автобус, есть такси, но – вот специальный шаттл, который бы объезжал гостиницы Комсомольска-на-Амуре, собирал лыжников-сноубордистов и вёз их на «покатушки»?
– Мы проговариваем и такой сценарий. Такой шаттл в высокий лыжный сезон очень нужен, но есть нюансы в организации такого маршрута, мы работаем над этим. Сейчас туда ходит рейсовый автобус, так что добраться из Комсомольска до лыжной трассы особого труда не составит.
– Что можно сказать про выездной туризм? Летом после Вашего визита во Вьетнам в местных СМИ появлялась информация о возможных полётах во Вьетнам из Хабаровска – каковы перспективы на этом направлении? Каковы вообще перспективы международного авиасообщения из Хабаровска?
– С Вьетнамом ситуация получилась сложная – наши среднемагистральные лайнеры туда не долетают из Хабаровска. Нужны дальнемагистральные, а это значит подключать туроператоров федерального масштаба – с одним из них мы уже ведём работу.
Заинтересованность есть огромная и с нашей стороны, и со стороны Вьетнама, однако геополитическая ситуация, опасения вьетнамской стороны попасть под вторичные санкции – это, конечно, сильно осложняет процесс. Тем не менее, работа в этом направлении не останавливается, практически в ежедневном режиме у меня связь с коллегами из Вьетнама. Там очень ждут наших туристов. Дальневосточники и жители Хабаровского края составляли внушительную часть российских туристов, приезжавших во Вьетнам на отдых. Мы надеемся в ближайшее время организовать пробный полёт туда, но … не хотелось бы пока раскрывать все детали.
По остальным направлениям – активно полетели наши земляки в Таиланд. Четыре прямых рейса в неделю организовали два больших туроператора: Pegas Touristik и Anex Tour.
Открылось из Хабаровска и авиасообщение с Китаем, но, увы, пока не туристическое – воспользоваться этим перелётом могут граждане КНР и россияне, обладатели некоторого вида виз – рабочих, учебных итп.
С 15 декабря мы открываем авиасообщение с Казахстаном. Помимо того, что путешествие туда само по себе может подарить незабываемые впечатления, это направление можно использовать как транзитное на пути в Индию, Дубай, Турцию… Широчайшая палитра открывается для туристов одним словом.
– Возвращаясь к местным «местам силы» - какие перспективы у, пожалуй, самого знакового туристического аттракциона Хабаровского края – Шантарских островов? Как будет развиваться это направление, есть ли данные по количеству туристов, которое киты и нетронутая природа архипелага смогут вынести, не испытывая негативных последствий?
– Шантары, это, конечно отдельная история. Они пользуются невероятным спросом, особенно у приезжих из Москвы, Санкт-Петербурга. Это такая экзотика, сравниться с которой мало что может. И тут сразу несколько принципиальных моментов, и первый из них – массового туризма там быть не может. Сколько людей могут туда попасть в каждый год так, чтобы не навредить китам и природе Шантар определяют учёные. От года к году эти цифры разнятся, но речь точно не о десятках тысячах человек в год. Полторы, две тысячи, а может и меньше – это зависит от множества факторов.
фото: Бахт Мавланов, «Дальневосточные экспедиции»
Второй момент – это туроператоры, турфирмы, которые организуют туда туры, обустраивают на Шантарах свои базы. И к большинству из них у нас, как у министерства, много вопросов по соблюдению всех правил и норм, которые гарантируют безопасный отдых – как для туристов, так и для природы. Вопросов у нас нет к ООО «Экскурсии к китам», а также к ООО «Дальневосточные экспедиции». Они работают в связке с учёными, выполняют их рекомендации и требования, обустроили свои базы с соблюдением всех требований законодательства. С остальными – а их восемь, но количество год от года меняется – мы, повторюсь, ведём работу, кого-то выводим из «серой зоны», кому то помогаем устранить недостатки в качестве оказания услуг и работе персонала.
– А как выглядит логистика поездки и сам тур на Шантары? На какой бюджет рассчитывать?
– Точкой входа для туристов желающих посетить побережье Николаевского района и острова Шантарского архипелага является аэропорт имени Невельского в Хабаровске. Отсюда регулярным рейсом турист летит в Николаевск-на-Амуре, оттуда автотранспортом – на побережье Николаевского района. Далее пассажирскими яхтами, катамаранами морского класса туристов доставляют к местам базирования туристических городков.
В зависимости от выбранного туристического оператора проживание может быть как в домиках, так и в глэмпингах или палаточных городках. Туристические группы постоянно сопровождают опытные гиды-проводники и капитаны. Во время морской прогулки можно увидеть китов, косаток, тюленей, медведей и великое множество уникальных птиц - белоплечих орланов, топорков. На острове Большой Шантар можно назначить встречу с работниками метеостанции, которые проведут экскурсию и расскажут о своей работе. Тут же можно увидеть экспонаты музея под открытым небом - оборудование завода по переработке китового жира, действовавшего еще в начале прошлого века до запрета охоты на кита.
фото: Бахт Мавланов, «Дальневосточные экспедиции»
Стоимость такого тура составляет порядка 170 тысяч рублей у туроператора. Есть варианты с вертолётной заброской прямо из Хабаровска – время в полете 4-6 часов с для посадкой дозаправки – их цена уже в разы выше – в районе 500 тыс. рублей, но это информация, как говорится, для того, чтобы «иметь представление». Конкретные суммы и детали – это всё сообщит туроператор.
Тур на Шантары, как и в любой труднодоступный уголок природы, не может быть дешёвым. Если вам обещают большие скидки, то следует насторожиться – экономия, как правило, достигается за счёт безопасности, за счёт отказа от санитарных требований, за счёт использования ненадёжных способов доставки. Всех, кто планирует свой отдых на Шантарах, мы призываем быть внимательными и обещаем проконсультировать, если есть вопросы.
– Как восстанавливается турбизнес после пандемии?
– По поручению губернатора Михаила Владимировича Дегтярева объем субсидий, выделяемых турбизнесу края на возмещение фактических затрат, в 2023 году повысится более чем в три раза: с 6 до 20 миллионов рублей.
Напомню, что конкурс по предоставлению субсидий проводится ежегодно. Благодаря этой поддержке предприниматели могут частично компенсировать средства, направленные на ремонт номерного фонда, изготовление и установку указателей, обустройство глэмпингов, покупку специального туристического снаряжения и обрудования.
Итоги конкурса-2022 планируем подвести до 15 декабря, а довести деньги до победителей до конца года. В этот раз на получение субсидии претендуют 22 предпринимателя, у них будет возможность возместить до 85% понесенных затрат.
– Все ли туристические места Хабаровского края Вы уже посетили лично?
– Признаюсь – не все. Уж очень огромен Хабаровский край, так и хочется сказать – он бескрайний! Я в должности чуть больше года и ближайшую округу, конечно уже объездила - Бикинский район, район имени Лазо, Нанайский – ближнюю округу уже всю практически освоила. Это ведь легко сказать – «район», а сколько сейчас везде глэмпингов, своих локальных туристических точек притяжения, достопримечательностей, а ведь бумажную работу никто не отменял! Пока не удалось объездить северные территории, но они стоят в плане на следующий год.
остров Токи
фото: EastRussia
И раз уж заговорили про краевые маршруты, хочу напомнить про инициативу нашего губернатора «Отдыхаем в крае». Она подразумевает скидки для жителей Хабаровского края, которым интересен внутренний туризм, которые хотят узнать и увидеть собственный регион. Турбизнес активно подключился к этому проекту – сейчас уже 51 организация – базы отдыха, глэмпинги, горнолыжные комплексы, отели, операторы предоставляет свои продукты по сниженным ценам. В аккаунтах министерства туризма Хабаровского края в соцсетях еженедельно публикуются актуальные предложения – на ближайшие выходные, на предстоящую неделю. Есть предложения с дальним горизонтом планирования, есть и для спонтанных поездок. Основной прицел, конечно, на ближнюю перспективу – каникулы, праздничные дни, выходные, но есть у нас и участники проекта – например лагерь в Дуссе-Алине, которые сейчас готовят программу в рамках проекта «Отдыхаем в крае» уже и на следующий год. Это туристический лагерь, с организацией походов различных уровней сложности – от пяти до десяти дней.
Повторюсь – подписывайтесь на наши аккаунты, вы будете в курсе всех самых интересных маршрутов, экскурсий, скидок и специальных предложений. Призываю всех путешествовать по нашему удивительному краю, он столько сюрпризов ещё готов раскрыть – и для гостей из других регионов, и для тех, кто здесь живёт и думает, что уже всё видел!
беседовал Алексей Збарский
Однажды, когда планета начнет задыхаться от перенаселения, человечеству придется осваивать нехоженые земли. И тут вспомнят о территории, что лежит между Амуром и Татарским проливом. Взгляните на географическую карту: автодорога Лидога-Ванино идет вдоль Анюйского национального парка, петляет среди невысоких гор, пересекает множество речек… Факт, известный немногим – примерно в 10 км от береговой линии пролива трасса пересекает кратер палеовулкана Мицуеский, сейчас полностью заросший лесом.
На 300 с лишним км дороги здесь – ни одного населенного пункта! Вся эта территория залита на карте зеленым!
Если же смотреть на нее не вооруженным картографией взглядом в начале июня – глаз радуется зелёному разноцветью, от темной хвои высоких сосен до салатовой молодой листвы берёз. А берёз тут в изобилии – только бегай в августе за подберезовиками, да вот клещей здесь тоже не счесть, себе дороже.
***
Мы с мужем давно планировали прокатиться в Ванино, чтобы полюбоваться красотами автодороги А-376 и побережья Татарского пролива. Взяли пару друзей на борт автомобиля - и в начале этого лета исполнили задуманное. Вся поездка заняла 3 дня: выехали из Хабаровска утром 11 июня, к вечеру прибыли в Ванино, весь следующий день провели там, а 13 июня поздним утром выдвинулись в обратный путь, чтобы вечером вернуться домой.
Первые три часа пути – до последнего камешка знакомая комсомольская трасса: после нескольких поселков вблизи Хабаровска и съезда к женскому монастырю у Петропавловского озера - небольшие серпантинчики, потом «взлётка» - расширенный участок трассы, используемый как запасная ВПП. Одна из контрольных точек трассы – поселок Маяк, а после него — печально известное озеро Гасси, несколько лет назад рядом с ним произошла страшная авария. В Анастасьевке появилась кафешка, в которой вам сварят недурной кофе в дорогу и можно попробовать вкусное мороженое ручной работы с соленой карамелью!..
На болотцах вокруг много цапель – стоят себе на одной ноге, а дорогу прямо перед вами может перебежать бурундук.
По трассе несколько участков – в ремонте, так что едешь под лозунгом «Держись, подвеска!».
На Лидоге — сворот в сторону океана. Первый час дорога ничем не примечательна – разве что снова ремонтными гравийными участками, где каждая машина поднимает за собой клубы пыли и на небольшой скорости, а того, кто едет позади, даже противотуманки не спасают.
А потом справа вам является полноводный Анюй, сихотэ-алиньский хребет подступает – но не тесно к дороге, как горы на Кавказе – он заботливо, на отдалении, оберегает трассу справа и слева. И не надо, как на том же Кавказе, задирать голову вверх, прижавшись носом к стеклу, чтобы рассмотреть горы – их издали отлично видно: и склоны, поросшие лесом, и даже отдельные заснеженные вершины... Здесь нет стволов в три обхвата – деревья тоненькие, не дает здешняя земля им разрастись в ширину. Редкие машины попадаются навстречу, среди них есть лесовозы, гружёные этими вот «карандашами» - тонкими и короткими брёвнами.
К Анюю просто так не спуститься – водоохранная зона, вдоль всей дороги выставлены ограждения. Однако же ушлые рыбаки разбирают часть ограждения, чтобы припарковать машину на обочине, а дальше – через узкую лесополосу идут к реке.
Но здесь и других речек и ручьев в изобилии, и только послушайте топонимы: Гобилли, Мопау, Таунга, Малые Эртукули, Аджалами, Сакай-бапу, Найванкони… Одна только сумасшедшая Гобилли петляет по этой местности так, что дорожники решили пронумеровать указатели – 1-я Гобилли, 2-я, 3-я… Всего их двенадцать!
На шестой Гобилли мы остановились на пикник.
Мест для пикника здесь много – да и немного. Водоохранная зона диктует свои законы, клещи – свои. Сами же путешественники хотят живописный вид, отдаленность от трассы и водоем рядом. Каменистый бережок быстрой горной речки, где мало травы (а значит, и клещей) – идеальное место.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Если вы из тех, кто промахивает трассу Лидога-Ванино без единой остановки, или того хуже – останавливается перекусить в единственной на этой трассе кафешке, то в следующий раз непременно – непременно! – возьмите с собой хотя бы бутерброды, и хрустящий огурчик, и пучок зелени, и еще что-то, что сильно любите. Не забудьте про напитки! Даже чай из термоса на таком пикнике будет иметь особый вкус.
***
Шесть часов пути, не считая времени на остановки – и мы в Ванино. Навигатор приводит нас к трехэтажному дому на пригорке, и мы будто окунаемся в атмосферу дворика из фильма «Покровские ворота»: грубо сколоченный стол и скамейки рядом, за которым дядьки в майках и с беломорканалом в зубах должны «забивать козла», разнокалиберные клумбочки, веревки натянуты для сушки белья – все не новое, но аккуратненькое и выкрашенное в яркие, радостные цвета. Тут же бегает и ворчит маленькая дворовая собачонка-старушка.
Квартира, однако же, вполне современная: со стеклопакетами, стиральной машиной, бойлером, перепланировкой и даже теплым полом, на котором назавтра нам предстоит сушить вещи, вымокшие на морской прогулке.
Мы пьем чай, полчасика топчемся в квартире, а затем – под лозунгом «на месте не сидится» — снова отправляемся в путь – в Совгавань. До нее всего километров двадцать, но этот путь проделываешь, поминутно вспоминая всех чертей. Дорога между поселками как бы есть, но ее как бы и нет, потому что называть дорогой это решето из ям, ямок и ямищ язык не поворачивается. Мы пристроились в кильватер местному автомобилисту и повторяли все его маневры, выполняемые, должно быть, уже с закрытыми глазами, автоматически.
В Совгавани мы передали посылку одному хорошему человеку, покружили по центру, сделали фото возле световой инсталляции с надписью «Советская Гавань» - и тем же манером вернулись в Ванино.
***
Утро принесло с собой хорошую погоду и новые приключения. Пара звонков – и вот местный житель забирает нас на видавшем виды джипе. Едем на остров Токи. Это заповедная зона, под частным патронажем. Местный предприниматель взял шефство над небольшим клочком земли, который облюбовали чайки и ларги - дальневосточные нерпы. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию, главное условие - не нарушать покой здешней живности.
Сначала мы едем по неплохой дороге на север, в сторону Монгохто, а затем сворачиваем с нее, немного трясемся по ухабам, чтобы выехать на живописнейший, как с открытки, высокий берег – с одинокой сосной, широким видом на морской простор и корабль вдалеке.
Еще минут десять пути по бездорожью – и мы на берегу, с которого стартуем на надувной лодке с мотором на остров Токи. Но стартуем лишь час спустя: сначала лодку стаскивали к воде, затем подкачивали, а потом танцевали танцы с бубнами, чтобы завести мотор, ведь в этом сезоне лодка использовалась впервые после зимнего простоя.
Плыть на лодке до острова всего ничего – даже намокнуть от брызг толком не успели. Однако же камеры и телефоны заботливо прикрыли от морской воды.
На острове стояло несколько фотоловушек и обитало несусветное количество чаек. С громким криком они кружили над нами – огромные, похожие на альбатросов.
Вскоре стала ясна причина такого беспокойства – сойдя на берег, мы обнаружили, что идти по острову надо очень осторожно: на каждом шагу попадались птичьи гнезда, и в каждом из них лежало по 2-3 яйца. Наш проводник рассказал, что несколько лет назад весной, еще по льду, на остров пробралась лиса. Она прожила там всю весну и лето, вывела лисят и истребила все яйца. Зимой ушла. Мелкими аккуратными шажочками погуляв по высокого берегу острова и сделав несколько снимков, мы устроили совет возле одного из гнёзд. Одно яйцо лежало не внутри гнезда, а рядом – будто выпало. Обсудив, положить его обратно или нет – мы решили не нарушать естественный ход вещей – и потихоньку ушли.
Но не только чайками славен остров Токи. Здесь живет множество ластоногих — Ларги, они же разновидность тюленя, а на вид – эдакие морские коровы. Плывешь на лодке – а они возлежат на камнях, высовывающихся из моря, и кажется, что эта огромная туша покачивается прямо на волнах. Однако близко к себе не подпускают: только приближаешься – ныряют в воду. То и дело вокруг лодки на расстоянии около полусотни метров выныривают забавные усатые морды и глазеют на нас: опасные или нет?
Часть тюленей кучковалась на самом острове или вокруг него, другая – в отдалении.
Конечно, я раньше видела ластоногих и в океанариумах, и в зоопарках, один раз даже гладила морского котика. Но видеть этих чудиков в дикой природе – совсем другое дело, бешеный восторг!
***
После возвращения и просушки следующим пунктом назначения был мыс Меньшикова. Для этого нам пришлось снова проехать по участку уже «полюбившейся» дороги на Совгавань, но, не доезжая до нее, свернуть в поселок Заветы Ильича, огромным количеством заброшенных зданий и сооружений напомнивший Абхазию. Проехали сквозь него – и выбрались на длинную и узкую песчаную косу.
Мы подыскивали место для нового пикника. Был выходной день – и на косе расположилось множество людей семьями – некоторые даже загорали, а самые отчаянные – и делали попытки искупаться. Было 12 июня и около +16 градусов.
В поисках более живописного и уединенного места мы решили продвинуться вглубь мыса, чтобы найти выход на противоположный его берег - но обнаружили там лишь очередную группу заброшенных строений, явно принадлежавших Министерству обороны. Подъезд к левой части мыса был загорожен шлагбаумом, направо мы не стали и пробовать, Гугл-карты рисовали там единственную улицу под названием Флотская.
Вернулись на косу, нашли себе неплохое местечко, затаборились там — ииии… Кто не проводил время у моря, подставив лицо солнцу, а на плечи накинув тёплую толстовку, разложив складные стульчики, стол, а на столе – свежий хлеб, овощи и краба, только накануне пойманного и приготовленного по всем правилам, в морской воде – тот не познал рая на земле! Этого краба мы употребили под запотевшую бутылочку новозеландского совиньон-блана.
***
Чем еще заняться в Ванино? Только кататься по местным бухтам. К примеру, папа сильно советовал мне побывать в бухте Датта – а местные жители рассказали нам, что в тот день в этой бухте проходили праздничные мероприятия.
Но мы не стали гнать лошадей – надо же оставить что-то и на будущие поездки. К вечеру снялись с места и вернулись в нашу уютную квартирку, чтобы продолжить кутёж выходного дня там. Милая хозяйка предложила нам еще один морской деликатес – рыбу симу свежего улова – и мы не стали отказываться. Сима – рыба из семейства лососевых, филе у нее богатейшего красного цвета, очень нежное и деликатное на вкус.
Наутро мы выспались, неспешно собрались, сделали круг почета по поселку, сфотографировали напоследок Ванинский порт – и двинули на выезд под лозунгом «Мы еще обязательно вернёмся!».
В Хабаровске хотят превратить горнолыжный курорт «Хехцир» в сочинский «Роза Хутор» – по максимуму совместить красоту одноименного горного хребта и его возможности для активного и пассивного отдыха и летом, и зимой. Круглогодичный спортивно-туристический комплекс «Хехцир» должен стать магнитом для местных жителей, туристов из соседних регионов, дальнего и ближнего зарубежья.
Горный хребет Хехцир расположен на юге Хабаровского края, недалеко от столицы региона – это дает логистическое преимущество для ценителей природы и собственного времени. От аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
По задумке разработчиков концепции, главной точкой притяжения станет горнолыжный курорт международного уровня – как вариант рассматривается запуск шаттлов, которые будут прямиком доставлять сюда прибывающих туристов. Общая протяженность горнолыжных трасс составит более десяти км, тут смогут кататься как опытные, так и начинающие лыжники и сноубордисты. Все трассы будут оборудованы современными подъемниками и системами искусственного оснежения. Сейчас активно идет модернизация горнолыжного курорта. Власти обещают открытие первой очереди уже в следующем сезоне. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – тут можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Перепад высот на хребте составляет от 198 до 598 метров, в северной части, где более пологие склоны и есть реки и озера, планируют создать зону рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» Андрей Дымченко:
«Мы все привыкли “Хехцир” рассматривать как спортивный горнолыжный комплекс. Наша концепция – это спортивно-туристический комплекс круглогодичного использования. Это и центр для семейного отдыха, и в целом для туризма. Тут главное – интегрироваться в природу, а не наоборот, и обязательно погружать туристов в историю Хехцира. На Дальнем Востоке таких мест нет. В Сочи есть, чем заняться и летом, у нас тоже так можно».
В проекте 360 гектаров местности условно поделили на восемь зон с единым дизайн-кодом. Предварительно в соцсетях провели опрос: спрашивали, что будет интересно гостям, какие развлечения нужны, узнавали гастрономические предпочтения, сколько люди готовы потратить на отдых в комплексе (около 2,6 тыс. рублей). На основе ответов уже приступили к формированию концепции.
Директор ООО «Новый проект» Василий Козырев говорит, что 90% опрошенных с позитивом отнеслось к проекту.
«В зоне экстремальных видов спорта зимой предусмотрены трассы для катания на снегоходах, в зоне рекреации, где есть пруд, зимой будут заливать каток, можно ставить елку и праздновать Новый год, кемпинги и глэмпинги на территории тоже будут круглогодичными, центральная площадь будет использоваться для массовых мероприятий. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима мы предусмотрели возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организуем рыбалку, летом можно по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей. В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров».
Реализация столь масштабного проекта даст мощный импульс экономике Хабаровского края, полагают авторы концепции. По их оценке, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка приблизится к двум млрд рублей. Оптимизма проектировщикам добавляет близость азиатских государств и наличие рядом крупных дальневосточных столиц.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Предварительная стоимость строительства объектов комплекса – 17,2 млрд рублей. Министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус рассказала EastRussia, что в ведомстве делают ставку на привлечение якорного инвестора. Сейчас идет реконструкция горнолыжного комплекса, строительство сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, дорог, подъездных путей и канатных дорог к смотровым площадкам.
«На уровне правительства России прорабатываются меры по импортозамещению для возведения горнолыжных подъемников и канатной дороги. Есть опоры и кресельный подъемник, его надо смонтировать. Дорожная карта разработана. Эта концепция масштабная, международная, круглогодичная – надеемся, что привлечем разного уровня туристов».
По словам министра, самое главное, что проект, который уже представили главе региона, заблаговременно прошел обсуждение с жителями края. Кстати, обеспечение инфраструктурных объектов комплекса планируется с помощью экотоплива – пеллет, которые производятся в Хабаровском крае.
Хабаровский край – на втором месте по объему турпотока, на первом – Приморье. Об этом напомнил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Объем внутреннего и въездного турпотока в регион в прошлом году превысил 500 тыс. человек – он вырос почти на 18% по отношению к предыдущему периоду. Реализация платных гостиничных услуг и туристских услуг увеличила на 22% и превысила два млрд рублей. По его словам, это хороший показатель, но необходимо совершенствовать региональные меры поддержки и усиливать вес региона в плане узнаваемости.
«В этом году шесть млн субсидий выделим на возмещение затрат на объекты туристской инфраструктуры (стоянки, парковки, туристическое оборудование и прочее), но этого мало – будем увеличивать. Нужен бренд края, надо его продвигать. Мы сейчас с трудом конкурируем с Сахалином и Камчаткой – это исторический процесс, это не чей-то промах. Все знают, что на Сахалине есть острова и море, на Камчатке – вулканы. Все знают, что Хабаровский край где-то рядом. А тут у нас – морская линия в три с лишним тысячи километров, леса, поля, горы, озера, Амур... Вопрос бренда актуален и надо его придумать и транслировать. Нужно, чтобы край был в топе и по событиям, и по турактивностям».
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.
Фермер из Хабаровского края Михаил Утробин получил «дальневосточный гектар» одним из первых в регионе. Сейчас его продукция представлена в сетевых магазинах краевой столицы, а сам Михаил предлагает инициативы для улучшения сельхозсферы, которые могут повлиять и на экономику ДФО в целом. Одна из инициатив уже поддержана на федеральном уровне.
- Я как простой житель Дальнего Востока ощущаю поддержку, которую оказывает региону государство: есть специальные преференционные режимы, «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар». Я сам являюсь получателем и «дальневосточного гектара», и «дальневосточной ипотеки». Это значит, что я уверен – эти инструменты реально хорошие, рабочие, помогающие выполнять задачи, которые стоят перед Дальним Востоком: сохранение численности населения, разворот на Восток, развитие экономических связей внутри регионов, а также развитие внешнеэкономических связей.
Программы «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» – это классные инструменты. Сейчас, конечно, внимание к «гектару» ослабевает, потому что ложка дорога к обеду. Когда нужно было максимально всем рассказать о том, что есть такая программа, было больше внимания со стороны средств массовой информации. Сейчас его намного меньше, но есть и плюсы. Это отдельная программа, которая с 2016 года претерпела кучу изменений: десятки тысяч людей воспользовались правом безвозмездно получить землю, были определенные препоны, но их убирали с помощью внесения корректив в Федеральный закон.
Я фанат «Дальневосточного гектара», всегда искренне «топлю» за эту историю, потому что это реально выгодно. Я предлагал при освоении первого гектара давать второй, третий, десятый гектар. Мы готовы, земли свободные есть. При этом инструмент получения земли реально подразумевает полное отсутствие какой-либо коррупционной составляющей: все делается, сидя за компьютером, никто не сможет какие-то препоны создать. Одна из правок в федеральном законе была принята по моей просьбе – давать дополнительный гектар. Я сам воспользовался этой возможностью и дополнительно к пяти уже имеющимся гектарам, взятым на всю семью, оформил еще два в месте, которое мне очень-очень нравилось. Опять же, не ходя ни к кому на поклоны, ни с кем ничего не обсуждая, а просто в соответствии с законом, который у нас принят. Это здорово.
Конечно, хотелось бы дополнительной поддержки. Мне кажется, было бы неплохо запустить в одном или нескольких регионах ДФО пилотный проект раздачи дальневосточных гектаров не там, где ты выберешь участок, а там, где государственные органы найдут свободную землю, сделают дорожную, электросетевую инфраструктуру, подведут газ и создадут какой-то кластер или современную деревню XXI века со всеми коммуникациями: интернетом, сотовой связью, возможно, единой скважиной и очистными сооружениями. Мне кажется, что в наше время это очень просто: есть модульные решения, готовые, надежные, которые позволяют дать эти коммунальные блага не одному, а сразу многим.
Я построил дом сам, дорожную инфраструктуру, электричество тоже проводил сам, скважину бурил для себя, очистные сооружения делал для своего участка. Просто я понимаю, если бы было 10 рядом компактно расположенных хозяйств, то в пересчете на единицу домовладения это было бы дешевле минимум на 30-50%. Поэтому есть такая задумка о современной деревне, состоящей из «дальневосточных гектаров».
Есть и предложение о предпринимательской деятельности, касающееся разворота на Восток. По моему мнению, стоит распространить условия режимов ТОР и СПВ на всех предпринимателей ДФО. Можно опять же сделать пилотный проект в каком-то дальневосточном регионе, либо предоставить преференции этих режимов для предпринимателей, занятых в приоритетных сферах экономики. Например, можно дать предпринимателям из сельхозсферы такие же налоговые послабления, как для резидентов ТОР и СПВ. Мне кажется, что это предложение позволит проактивно развивать экономику и взвинтить темпы развития Дальнего Востока.
На примере тех же ТОР и СПВ мы видим, что эксперимент начавшийся более десятка лет назад, не сворачивают. Значит государству это выгодно: появляются новые рабочие места, люди закрепляются на территориях. И особенно внимание нужно уделить сельским территориям, потому что село кормит нашу страну. Надо сделать так, чтобы люди перестали бежать в города, потому что в селах сейчас нет должной инфраструктуры, нет «белых» зарплат, люди не могут получить ту же самую «сельскую» или «дальневосточную ипотеку», потому что не устроены. А чтобы закрепить людей, нужно дать им возможность получить возможность жить в новом современном доме.
Решить эту проблему, на мой взгляд, и помогут льготы ТОР и СПВ: работодатели в сельской местности смогут снизить отчисления в различные фонды, благодаря этому будут официально трудоустраивать сельских жителей, платить им «белую» зарплату. А те в свою очередь смогут закрепиться на своей территории.
Главное в сельском хозяйстве, по моему мнению – качество продукта. Последние два года мы идем по пути кооперации с другими фермерами, которые готовы давать высококачественный продукт, чтобы мы поставляли его на прилавки Хабаровска. В 2023 году у нас был рост производства в полтора-два раза относительно предыдущего года. В этом году мы тоже хотим примерно настолько же вырасти, для этого я реконструировал производственные мощности по переработке молока, отладил многие логистические процессы, поменял персонал. Мы готовы к росту, но я против роста в 3-5-10 раз, я так не могу и не хочу. Я за качественный продукт, а не за объемы. Мне приятно, когда я иду по городу, со мной здороваются, говорят, что у нас лучшее молоко в Хабаровске. И пусть у меня будет рост небольшой, зато с сохранением качества, к которому привыкли покупатели. Для меня это принципиально важно. Примерно 95% покупателей нашей продукции – это постоянные клиенты. Я горд этим, а также своей продукцией, и планирую, что дальше будет так же.
Сергей Суровцев — один из самых известных участников программы «Дальневосточный гектар» в Хабаровском крае и в ДФО. О его пасеке наслышаны многие, в 2017 году фермер получил премию «Звезда Дальнего Востока» за самую эффективную и оригинальную реализацию освоения земли. На достигнутом он не остановился и расширил свое дело. Владелец нескольких бесплатных гектаров не понаслышке знает о трудностях в реализации планов и предлагает пути решения проблемных вопросов.
— Я участвую в программе «Дальневосточный гектар» с самого ее начала: в декабре 2016 года моя семья получила три гектара. Надел я брал для пчеловодства и производства различных травяных напитков, для заготовки дикоросов. За это время не только дело развилось, но и появилась инфраструктура: проведено электричество, есть скважина, сушильня, столярный цех с многофункциональным станком для деревообработки, склад для хранения улитары, омшаник — зимовник для пчел. Веранды разные и баня, чтобы восстанавливаться после трудов великих. В общем, если в квадратных метрах выражаться, более 400 кв. метров построено.
Сейчас строю дом на берегу озера, недалеко от пасеки. Возможно, буду принимать гостей. В министерстве туризма не против, чтобы я развивал туристическое направление. Им понравилось, как я в прошлом году возил экскурсии к себе: познавательные, развлекательные, с дегустациями, со знакомством с пчелами, с избавлением от страхов – люди держат пчел в руках. Рассказываю о философии взаимоотношения пчеловода и пчел – непотребительской, не эксплуатационной.
При должном уровне разворотливости владельца гектара, который пользуется мерами господдержки, они очень приходятся к месту, их можно применить, если не стоит цель просто присвоить что-то, ничего не вложив в дело. Ведь есть и такие случаи, когда владельцы гектаров безответственно используют средства или по неопытности расходуют их неэффективно.
В этом году для меня истекает срок получения грантовой поддержки. Средства, полученные по гранту, нужно освоить в течение двух лет и в течение пяти лет развиваться в соответствии с бизнес-планом до указанных в нем параметров. Все это мы сделали. У нас пасека увеличилась с 27 до 100 ульев, мы построили необходимые подсобные помещения, которые позволяют на плановой основе комфортно выполнять трудовые обязанности. Даже банька у нас появилась, чтобы силы восстанавливать – заботимся о кадрах. У нас за пять лет созданы два рабочих места. Они так и остаются.
Организован сбыт продукции в Хабаровске. Объем точно не падает, остается на стабильном уровне. С крупными торговыми сетями для таких, как я, мелких предпринимателей, дела со сбытом остаются сложными. Сетям мы неудобны, потому что не можем обеспечить достаточных объемов и выполнить определенные требования, связанные с той же упаковкой и сопровождением.
В плане стоимости энергоносителей мы отстаем от западных регионов, именно поэтому наша конкурентоспособность с федеральными торговыми сетями, которые сейчас преобладают в Хабаровске, проигрывает. Это происходит, в том числе из-за того, что все-таки плотность населения на Дальнем Востоке меньше, возможности маневрировать в бытовых условиях у нас ниже, соответственно развиваться мы так быстро не можем. Значит, на мой взгляд, это точка для приложения усилий органов местной власти. Считаю, что для выравнивания ситуации с учетом особенностей местного производства, необходимо, по сравнению с западными партнерами, позиционировать, представлять и продвигать местную продукцию.
Я для себя формат сбыта определил, понял, что мне с сетями работать неудобно. Наблюдаю за тем, что происходит на рынке, состою в ассоциации производителей, получаю оттуда информацию и вижу, с какими трудностями сталкиваются в работе с сетями более крупные, чем я, производители. У меня свой путь. Считаю, что у личных хозяйств всегда есть возможности удовлетворять потребность клиентов более гибко, не только по качеству, но и по ориентации клиентуры. Поэтому я буду развивать свои точки. И вот как раз на днях, в феврале, мы открываем небольшой магазинчик в центре города. Я организую сейчас работу с турфирмами, которым будет интересно завозить туда туристов. Магазинчик расположится рядом с площадью Ленина, и по пути с экскурсии туристы смогут ко мне заезжать, брать сувениры для себя, для своих родных, чтобы рассказывать о нашей дальневосточной земле. Такая стратегия дает уверенность на случай каких-то катаклизмов быть более защищенным – это уже своя территория, своя недвижимость,
Считаю, что средств на «Дальневосточный гектар» и на поддержку их владельцев выделяется много, и некоторые даже не осваиваются, из-за чего потом регионы испытывают трудности. Я не специалист в этой области, но могу сказать, что мне получить грант было не трудно. Сейчас, на мой взгляд, значение имеет другая форма помощи: когда выстраивается рынок производства, сопровождения, госконтроля над произведенной продукцией, когда производители должны работать в программах «Меркурий», программах, связанных с введением онлайн-касс, необходимо помогать начинающим производителям. Ведь порой, хочешь, не хочешь, попадаешь в зону риска и можешь стать правонарушителем. Это касается и налогов, и отчетностей.
Для помощи начинающим производителям необходимо создавать инкубаторы, основной целью, которых должно стать создание упрощенных условий вхождения людей в бизнес. Эти инкубаторы могут стать одновременно упрощенной системой для фермеров, например, для помощи в работе в том же «Меркурии» или в оформлении различных документов, и площадкой для подготовки кадров, в том числе, финансово-кредитных, для ветеринарной и другой сфер.
Сейчас «Дальневосточному гектару» не уделяется столько внимания, как раньше, и это, по моему мнению, нормальная история: у страны несколько поменялись приоритеты, плюс на стадии разработки программы серьезные научные работники, прогнозисты не изучали, каким должен быть конечный образ у этой инициативы, не определяли, каким лифтом она может стать для человека, какие стимулы и возможности у него есть, чтобы развивать свое дело. Курсант, поступая в военное училище, понимает, что у него есть перспектива дорасти до генерала, а почему у фермера на «Дальневосточном гектаре» перспектив нет? На мой взгляд, такие вертикали нужно выстраивать во всех отраслях, об этом нужно подумать отраслевым министерствам, ведомствам. Понятно, не все сразу происходит, но нас необходимо обязательно увязывать в государственную систему и находить нам место.