На Дальнем Востоке по числу вакансий лидируют строительство и продажи
Больше всего вакансий работодатели ДФО традиционно размещают в строительстве и сфере продаж. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, представленных на платформе Авито Работа. О том, какие сотрудники востребованы, агентству EastRussia рассказали эксперты job-площадки.
Больше всего вакансий работодатели ДФО традиционно размещают в строительстве и сфере продаж. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, представленных на платформе Авито Работа. О том, какие сотрудники востребованы, агентству EastRussia рассказали эксперты job-площадки.
Какие сферы больше всего нуждаются в работниках?
На рынке массовых профессий ДФО по количеству вакансий стабильно лидируют строительство и продажи. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, размещённых на платформе Авито Работа. На втором месте по востребованности персонала находится сфера транспорта и логистики с 9% вакансий. И замыкает топ-3 группа профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» — 8% от числа всех предложений трудоустройства.
Аналитики платформы Авито Работа также подсчитали, что по итогам девяти месяцев 2022 года медианная[1] зарплата в ДФО составила 44 000 рублей. Самые высокие заработки предлагают компании из сферы транспорта и логистики — 79 500 рублей, 75 000 рублей в месяц дальневосточные работодатели готовы платить в строительстве и 65 000 — в автомобильном бизнесе.
Кого ищут работодатели?
В продажах чаще всего подыскивают продавцов-консультантов и кассиров. Медианная зарплата в этой группе профессий составляет 35 000 рублей. На такую сумму, к примеру, может рассчитывать продавец-кассир сети магазинов товаров для дома в Хабаровске. На это место возьмут кандидата без опыта, кроме того, сотрудник сможет выбрать магазин поближе к дому. Зарплату от 35 000 рублей и поддержку опытных наставников предлагают также продавцу мебельного салона в Улан-Удэ или продавцу-кассиру зоомаркета в Биробиджане.
Самые востребованные работники в строительстве — монтажники и сварщики. Медианные заработки в отрасли одни из самых высоких в округе, при этом опытные профессионалы могут получать в 1,5–2 раза больше. Так, электросварщику ручной сварки в Благовещенске обещают до 120 000 рублей в месяц. Специалист будет привлекаться к работам при монтаже трубопроводов, теплотрасс, котлов и металлоконструкций. Электромонтажник со стажем не менее трёх лет может зарабатывать до 150 000 рублей на строительстве жилого комплекса во Владивостоке.
Сфера транспорта и логистики располагается на втором месте по востребованности персонала и на первом — по размеру медианных заработков, а больше всего работодатели нуждаются в опытных водителях, которым обещают не только высокую оплату труда, но и различные льготы. Например, в Чите водитель-экспедитор компании по междугородным и международным перевозкам будет получать командировочные перед рейсом, доплаты за километраж и дополнительную выгрузку, компенсации на мобильную связь и медосмотр, оплату за простои и другие бонусы.
В группе профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» размер медианных зарплат составляет 50 000 рублей. Столько предлагают бухгалтеру одного из предприятий в Хабаровске, слесарю-электрику сельхозкомпании в Благовещенске, микробиологу пищевой промышленности в Чите. Жители северных территорий ДФО могут претендовать на более высокую оплату. Так, опытному механику с профильным образованием и знанием 1С готовы платить 100 000 рублей в якутской компании по переработке металлов. Столько же будет зарабатывать геолог, который займётся разработкой проектной и отчётной документации в магаданском офисе добывающего предприятия.
Как выбрать надёжную компанию?
Одна из главных задач при поиске трудоустройства — выбор надёжной компании, где будут вовремя выдавать зарплату и отпускные, отчислять налоги и пенсионные взносы, оплачивать больничные и переработки. Поэтому нужно внимательно изучать описание вакансии, где должно быть подробно рассказано об обязанностях и условиях труда, о периодичности выплат, рабочем графике и т.д. Зарплату, которую обещают сотруднику, стоит сравнивать со средней по городу и отрасли, а также с похожими предложениями других компаний, чтобы получить представление об оптимальном уровне оклада. Также нужно проверять предприятие на доступных официальных ресурсах, тщательно относиться к подписанию трудового договора и других документов.
«Вакансии на крупных job-сервисах проходят обязательную модерацию. Дополнительно Авито проверяет компании по ИНН и присваивает благонадёжным организациям отметку “Компания проверена”. Также платформа собирает отзывы настоящих и бывших сотрудников о предприятии, найти их можно по бейджу «Есть мнения о работодателе». Кроме того, умные алгоритмы подсказывают пользователям, как безопасно взаимодействовать с компаниями, ограничивая возможности для перевода общения в сторонние мессенджеры, и следят за актуальностью размещённых вакансий. Всё это помогает соискателям делать более уверенный выбор», — говорит директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков.
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
[1] Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают 50% работников.
Развитие Дальнего Востока является одним из приоритетов экономической политики России. Неосвоенные территории, свободные ниши на рынке и отсутствие инфраструктуры следует рассматривать не в качестве недостатка региона, а с позиции перспективных стартовых условий для запуска бизнеса. Сейчас реализуется широкий спектр мер поддержки коммерческих и социально-значимых проектов, которые стимулируют активность в дальневосточной части страны и определяют главные тренды изменений в регионе. Необходимо лишь грамотно подойти к вопросу и решиться осваивать Дальний Восток. В арт-кластере «Таврида» в рамках образовательного заезда «В эфире» прошла арт-школа, посвященная развитию регионов ДФО, которая объединила инфлюенсеров, блогеров-путешественников, предпринимателей, маркетологов, PR-специалистов, представителей арт-сообществ, дизайнеров и представителей туристического сектора. Вместе с экспертами они обсудили возможности для предпринимателей в дальневосточном регионе.
Основные направления экономической политики отражены в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Ее целью стало ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока и повышение качества жизни людей. Среди конкурентных преимуществ Дальнего Востока выделяют экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому большому в мире и быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие крупнейших запасов природных ресурсов и научно-образовательного потенциала.
Особое внимание потенциальным предпринимателям следует обращать на меры поддержки и льготы, предусмотренные на Дальнем Востоке. К примеру, в территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Резидент имеет право на ряд налоговых льгот, возможность быстрого оформления земельного участка для реализации своего проекта и на подключение к объектам инфраструктуры. На Дальнем Востоке такими являются ТОР Бурятия, ТОР Курилы, ТОР Забайкалье и другие. Существует и свободный порт Владивосток (СПВ) – территория, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования. С 2016 года действует программа «Дальневосточный гектар», позволяющая получать земельные участки под собственные нужды, осваивать их, а также развивать новые формы сельского хозяйства и открывать собственный бизнес.
Одним из экспертов арт-школы, посвящённой развитию Дальнего Востока, стал заместитель директора Технопарка «Русский» (Владивосток), предприниматель, инвестор и финансист Виктор Пахмутов. Еще в студенческие годы он обнаружил в себе предпринимательскую жилку и погрузился в тему стартапов: в 2014 году запустил бизнес-проект по дисконтной системе для заведений во Владивостоке. Первым успешным проектом, который до сих пор приносит прибыль, стал медиацентр – его команда сформировалась в студенческом объединении Дальневосточного федерального университета, а затем вышла на реальный рынок по созданию контента. Сейчас Виктор оказывает финансовые услуги, запустил проект, связанный с грузоперевозками, и сам помогает молодым предпринимателям в Технопарке «Русский» – некоммерческой организации, которая занимается развитием и поддержкой стартапов на Дальнем Востоке.
Виктор Пахмутов
фото: Таврида.АРТ
«Дальний Восток очень активно развивается благодаря нашему правительству и корпорации развития Дальнего Востока. Уже появился конкурентный бизнес и соответствующие зарплаты. Я написал более 150 бизнес-планов, с помощью которых компании-резиденты ТОР и СПВ привлекли от 5 миллионов до 30 миллиардов рублей в качестве инвестиций в свои проекты. Мне кажется, чтобы развивать бизнес на Дальнем Востоке, нужно изучить рынок: понять, например, что есть в Москве, и чего нет в нас. Важно правильно адаптировать и соблюсти региональный аспект. Начать можно с небольшого проекта, найти первых клиентов, потом уже масштабироваться, увеличивать команду и делать Дальний Восток лучше», – рассказывает Виктор.
фото: Таврида.АРТ
Кстати, искать поддержку своих идей можно как раз в Технопарке «Русский», где реализуется программа «Дальневосточный старт». Она помогает студентам прокачать свои предпринимательские навыки и выходить с проектами на этап первых продаж. За 2021 год в программе «Дальневосточный старт» приняли участие более 1040 студентов. Среди успешных кейсов сервис по подбору онлайн-курсов для людей с нарушением слуха EduSurd, платформа онлайн-курсов для детей Kidia и телеграм-бот по финансовой грамотности FinUp.
Помимо «Дальневосточного старта» поддержку можно получить в региональном операторе фонда «Сколково» и в Фонде содействия инновациям. Если же молодые предприниматели нуждаются в консультационных услугах при открытии собственного дела, нетворкинге и наставничестве – поможет национальный проект «Мой бизнес». Главное не бояться заявлять о себе и проектах.
Эксперт «Тавриды» Стася Еременко – специалист по созданию и продвижению бизнеса в сфере моды и креатива – основала бренд одежды STASIA. Национальный колорит девушка транслирует через одежду: обращается к культурному наследию и переосмысляет его в крое, материалах и тканях. Например, ее последняя коллекция основана на истории русского авангарда: девушка объединяет прошлое, настоящее и будущее, помогает связать поколения и выстроить коммуникацию между ними. Близость Дальнего Востока к Азии тоже отражается в творчестве Стаси. Дизайнер уверена, что многие ответы на вопросы становятся очевидными при исследовании культуры и истории.
Стася Еременко
фото: Таврида.АРТ
«Есть определенная тенденция на рынке как по России в целом, так и на Дальнем Востоке – исследование своего культурного наследия. Дальний Восток очень богат культурой малочисленных народов. После пандемии и закрытых границ, мы еще больше смотрим вглубь своей страны. Нужно окунуться в их историю, изучить архивы и преобразовывать все это в свои уникальные продукты», – поделилась Стася Еременко.
Получается, культурный код может стать драйвером развития бренда и придать ему уникальность, что повлияет на конкурентоспособность бизнеса. Ещё один яркий пример – дизайнер Валерия Журавлева, которая создала собственное швейное производство во Владивостоке и основала бренды одежды «Туманы» и «Волна». Бренд «Туманы» впервые был представлен на Восточном экономическом форуме в 2022 году. Девушке важно создать не простой сувенир, а наполнить вещи локальной идентичностью, чтобы их захотели носить местные жители и гости города.
Валерия Журавлёва
фото: Таврида.АРТ
«Молодым людям я бы посоветовала в первую очередь не гнаться за деньгами, а сделать ставку на свой профессионализм. Ищите организацию, где можно получить практический опыт под руководством профессионалов. Креативные индустрии действительно очень интересные, но нельзя забывать, что везде есть техническая основа, без которой будет сложно. Не стесняйтесь просить помощи и идти к своим целям. Думаю, что делать ставку на интеллект и работоспособность в наше время безопаснее и важнее, чем на другие ресурсы», – рассказывает Валерия.
Кстати, молодых дизайнеров Приморского края поддерживают в рамках проекта «КиберАтелье» – он нацелен на создание инфраструктуры, способной поддерживать изменения и развитие легкой промышленности. К 2025 году запланировано создание креативного кластера модной индустрии во Владивостоке, а к 2030 году появится Евро-Азиатский модный технологический ХАБ, который станет центром притяжения талантов, экспертов, творческой молодежи. В рамках программы «КиберАтелье» уже снижены налоги по УСН до 1% и разработан кредит по ставке 3% на сумму 5 миллионов рублей. Валерия Журавлева с помощью проекта получила грант в размере 700 000 рублей, который позволил приобрести новое оборудование и сырье, а также покрыть аренду помещения. Привлеченные средства позволили продолжить стабильную работу производства и нарастить обороты, поэтому сейчас девушка планирует открывать розничные точки продаж.
Арт-школа, посвященная развитию Дальнего Востока
фото: Таврида.АРТ
Получается, возможности для бизнеса на Дальнем Востоке определенно есть: льготные условия, национальные проекты, программы по развитию стартапов и грантовые конкурсы. Остается действовать и прикладывать реальные усилия для своего бизнеса в дальневосточном регионе – этим как раз и займутся участники арт-школы, посвященной развитию Дальнего Востока после «Тавриды». Они уже получили практические советы от экспертов и вдохновились на создание и запуск собственных стартапов.
Сфера красоты — одна из самых востребованных в России: за второй квартал 2022 года спрос на услуги бьюти-мастеров на Авито вырос в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом год назад. По итогам последнего квартала количество предложений в стране от специалистов по услугам красоты увеличилось на 40% год к году. Несмотря на высокую конкуренцию в индустрии, выйти на рынок и начать свой бизнес в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Специально для читателей East Russia эксперты Авито Услуг рассказали, на что следует обратить внимание, начиная своё дело в бьюти-сфере.
Выбор ниши
На первоначальном этапе лучше сконцентрироваться на определенной сфере бьюти-услуг: например, ногтевом сервисе или мейкапе. Если вы только мечтаете сделать первые шаги в бьюти-индустрии, то прислушайтесь к себе — чем вам было бы интересно заниматься. А если вы уже имеете некоторый опыт и хотите развивать собственное дело, то очертите для себя планы на ближайшие годы. Со временем некоторые специалисты расширяют перечень оказываемых услуг и либо сами становятся универсальными мастерами, либо нанимают других профессионалов в свой салон или студию. На Авито наиболее востребованными в России и городах Дальнего Востока по итогам второго квартала стали услуги мастеров маникюра и педикюра — по стране на них пришлось 30% всех запросов пользователей в разделе «Красота и здоровье», СПА-процедуры (16%) и услуги парикмахеров (14%).
На этапе планирования следует определить расходы по следующим пунктам:
● Помещение. Обычно бьюти-мастера выбирают одну из опций: принимают клиентов у себя дома, арендуют помещение или же выезжают на дом к клиентам. Если есть возможность работать у себя дома, следует просчитать, сколько в таком случае будут стоить переоборудование одной из комнат под кабинет.
● Оборудование. Эта статья расходов зависит от специфики оказываемых услуг. К примеру, для мастеров по маникюру перечень оборудования выглядит примерно следующим образом: сухожаровой шкаф/стерилизатор, аппарат для маникюра, фрезы и насадки, лампа для сушки лака, столик, кресло для клиента и в дополнение — вытяжка и рециркулятор воздуха.
● Расходные материалы. Закупка материалов осуществляется регулярно, как правило, ежемесячно. Рассчитывать и корректировать затраты на материалы необходимо исходя из среднего количества клиентов.
● Реклама. Сегодня для продвижения не обязательно закладывать большой бюджет: например, на Авито Услугах можно бесплатно создать объявление и начать получать заказы. На Авито также есть есть услуги продвижения. Исполнителю необязательно платить за них: удачное объявление увидят и без услуг. Но они помогут увеличить просмотры и поменять внешний вид объявления, чтобы оно сильнее выделялось на общем фоне.
● Доходы и вычет налогов. В день один мастер может принять порядка пяти клиентов, однако всё зависит от объёма и сложности оказываемых услуг. В среднем стоимость работы бьюти-мастера в России на Авито во втором квартале текущего года составила 800 рублей за услугу. Таким образом, за 20 рабочих дней возможно заработать около 80 000 рублей. При этом самозанятые платят фиксированную налоговую ставку: 4% с доходов, которые принесла работа с физлицами.
Средняя стоимость бьюти-услуг по городам в рублях, данные Авито Услуг |
||||
Вид услуг |
Владивосток |
Иркутск |
Улан-Удэ |
Хабаровск |
Маникюр, педикюр |
1 000 |
800 |
750 |
350 |
СПА-услуги, здоровье |
1 000 |
1 200 |
800 |
1 000 |
Услуги парикмахера |
1 299 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Косметология, эпиляция |
500 |
300 |
500 |
1 000 |
Макияж |
1 200 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Поиск клиентов
Искать клиентов сегодня эффективнее всего на специализированных онлайн-платформах. Так, по данным Data Insight, почти каждый второй (42%) исполнитель бьюти-услуг в стране ищет клиентов на Авито. Здесь объявление увидят тысячи пользователей, а использовать свой аккаунт можно как альтернативу личному сайту и разместить в нём всю необходимую информацию: описание услуг, прайс-лист, примеры работ.
Игорь Санников, руководитель категории «Красота и здоровье» на Авито Услугах:
«Бьюти остаётся самым быстрорастущим сегментом рынка: каждый 4-й заказ в сфере услуг приходится на индустрию красоты, а за год россияне сделали 690 млн заказов у бьюти-мастеров — это в 2 раза больше, чем за предыдущий год. При этом каждый 2-й специалист в сфере услуг по красоте использует для поиска клиентов Авито Услуги. На платформе появляется всё больше возможностей для развития микробизнеса и продвижения своих услуг».
Продвижение услуг
Для продвижения своих услуг можно воспользоваться как платными опциями, так и бесплатными инструментами. Например, на Авито Услугах исполнитель услуг может развивать собственный профиль — получать отзывы от клиентов, из которых формируется рейтинг. Таким образом ваш профиль будет регулярно пополняться качественными оценками, что повысит доверие потенциальных клиентов. Также можно бесплатно получить отметку «Документы проверены», которая служит дополнительным гарантом надёжности и безопасности для заказчиков, — для этого достаточно подтвердить достоверность аккаунта по паспорту или водительским правам.
Есть идеи, которые не отпускают годами. Это одна из них. Поскольку годами, начну издалека. Я работаю в некоммерческом секторе уже больше десяти лет. Всё это время мы с друзьями и коллегами (обычно это одни и те же люди) создаём с нуля и реализуем «под ключ» социальные проекты. Разные и много, пожалуй, что десятки. В числе наиболее известных – Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата», Хабаровский городской благотворительный фестиваль «Навстречу», фотопроект «Я так вижу. Два взгляда на другого человека» - перечислила только те, о которых рассказывала здесь, можно посмотреть мои публикации. Наша команда пять раз побеждала в конкурсах президентских грантов, имеет успешный опыт участия в городских и краевых конкурсах на получение финансирования. Награды, премии и дипломы уже составляют внушительное портфолио. Смело можно сказать, что да, мы – профессионалы некоммерческого сектора.
Но я прекрасно помню, как мы начинали. Как важна была любая поддержка, хотя бы просто в виде обратной связи. Бесплатно получить помещение – удача. Эфир на телевизионном канале – успех. Помощь в написании заявки на грант – до сих пор помним и благодарны. Первые шаги в социальном проектировании трудно делать в одиночку – помимо желания приносить пользу обществу, нужен опыт, и, желательно, юридическое лицо.
Вот между желанием приносить пользу и регистрацией юридического лица обычно проходит несколько лет. Период, когда можно твёрдо встать на ноги, а можно и не осилить этот путь. Разные ситуации бывают. И хотя на начальном этапе начинающим гражданским активистам поддержка нужна совсем небольшая, без неё трудно. Поэтому именно на этих самых начинающих мы и обратили внимание при разработке своего нового проекта «Бери ресурс». «НКО – профессионалы некоммерческого сектора, а мы работаем с любителями» – обычно объясняю я, чтобы было более понятно.
Почему и зачем этим людям помогать? Дело в том, что официальная регистрация некоммерческой организации – шаг не просто ответственный, но и затратный. И требуется в случае, когда команда, уже получившая совместный опыт реализации общественных инициатив, готова заниматься этим и дальше на постоянной основе, без гарантии получать деньги на свои проекты, но хотя бы имея такую возможность. Потому что официально зарегистрированным НКО государство активно помогает грантами. С грантами тоже всё непросто, но дорогу осилит идущий, и только в Хабаровском крае есть несколько ресурсных центров, где некоммерческие организации активно и успешно поддерживают. Прежде всего помогают в получении финансирования и грамотном распределении ресурсов. И это правильно, потому что трудно получить деньги, но правильно отчитаться за них потом – ещё труднее. Без бухгалтера не разберёшься. И я это прекрасно понимаю, бюджетные деньги требуют порядка. Нельзя разбазаривать их направо и налево. Но сколько живого, яркого и нового остаётся за рамками этих строгих рамок! И никогда не осуществляется. Там, может, и надо тысяч десять вложить, на мешки для мусора, краску или костюмы, да некому. Или просто прийти и помочь, но кто бы об этом знал.
В общем, мы подумали и решили сделать такую… альтернативную площадку поиска и распределения ресурсов на общественного-полезные проекты. И посмотреть, что из этого получится. Без долгосрочных обязательств, без надрыва и строгой отчётности. В удовольствие и под свою ответственность.
Как это сделать? Тоже довольно просто. Надо позвать в «социальные инвесторы» тех людей, которые безвозмездно готовы поделиться своими ресурсами с начинающими. Пригласить авторов идей, людей разной степени неорганизованности и лохматости, и послушать, чего они хотят. Тематика проектов пусть будет любая. Состав команды от одного человека. Нулевой опыт может компенсироваться большим желанием работать и помощью наших экспертов. Главное – претендующий на поддержку проект в перспективе должен приносить пользу обществу. Вот и все критерии.
Дальше хочется написать: сказано – сделано!
Но это, конечно, не совсем так. Сказано – сказано, причём сначала в узких кругах. А сделано уже потом. От задумки до реализации на самом деле прошло несколько лет. Идея пережила сначала период разработки, затем пандемию. Была организована тестовая площадка (как раз на фестивале «Навстречу», о котором я писала выше). Написан проект. Продуманы механизмы взаимодействия всех участников процесса. И, наконец, благодаря субсидии правительства Хабаровского края, и краевым экспертам, которые оценили и поддержали нашу идею оценивать и поддерживать перспективные идеи, всё случилось этой весной.
Мы собрали пул социальных инвесторов, тех самых умных, опытных и давно ресурсных, которым есть, чем поделиться с начинающими - познакомиться с ними можно на сайте «Городского экспертного сообщества» - и объявили приём заявок.
Заявок поступило двадцать. И заполнили их на сайте проекта «Бери Ресурс» именно те люди, которых мы ждали.
А потом мы встретились.
Два дня взрослые, опытные и занятые выслушивали идеи участников проекта. И много чего услышали интересного. Да, иногда у участников были сомнения в собственных компетенциях. Да, иногда в выступлениях слышалась неуверенность, а скорее, растерянность. Но чего точно не было – равнодушия и нежелания брать на себя ответственность. Впрочем, в основном проекты были довольно сильные, и уж точно креативные, как принято сейчас говорить. А многие авторы проектов уже вполне себя проявили, им нужна была небольшая поддержка, чтобы перейти на новый уровень.
Представление инициатив на очной встрече участников проекта «Бери ресурс»
Фото: оргкомитет проекта «Бери ресурс»
Оля Мицай, стилист и модельер. Создаёт авторские коллекции, имеет небольшой магазин, ведёт блог о стиле. В своей сфере человек известный. Хочет открыть школу стиля для детей и подростков. Потому что чувство стиля – это важно, и всё должно быть вовремя. Чего не хватает? Всего. Во-первых, самих детей и подростков. Затем помещения. Ещё понимания, получится ли окупать свой труд (если не получится, то можно и так, потому что очень интересно…).
Никита Зинченко, редактор интернет-издания «Утёс». Есть команда, опыт и читатели. Последних, правда, пока немного. Чего не хватает? Информационной поддержки, чтобы увеличить число подписчиков и получить возможность монетизировать свой труд, а значит, развивать издание. Пишет о Хабаровске, ярко, уверенно и позитивно. Всё есть, чтобы выйти в успешные СМИ, немного бы подтолкнуть.
Саша Белобородова. В одиночку делает проект «Базарный день», организовывает выставки-продажи картин местных художников, ребят талантливых, но в большинстве своём малоизвестных. Чего не хватает? Ценителей и покупателей авторских работ. То есть той же информационной поддержки, если разобраться. Или надо вместе подумать, где искать ценителей.
Это были примеры. А дальше сработала технология. Каждый инвестор мог раздать участникам проекта пять личных визитных карточек с контактами. И рассказать, каким образом и какую поддержку готов оказать. Пятнадцать человек (а инвесторов было пятнадцать) по пять карточек – посчитать несложно. Семьдесят пять протянутых рук помощи. Добровольной, адресной и компетентной. И личной, что немаловажно. Предлагали помещения. Предлагали работу. Работу плюс проживание. Работу плюс помещение. Работу плюс аудиторию. Эфиры на телевидении. Публикации в газете. Бесплатное обучение на дорогих курсах. Машину для важных поездок. Контакты нужных людей и помощь в сложных переговорах. Сотрудничество, бухгалтера и юридическое лицо. Время. Деньги (при определённых условиях, конечно). Вместе подумать. Просто поговорить.
Мы не знаем, как этой помощью распорядятся заявители. Возможно, кто-то ожидал другого. Недаром мы назвали свою площадку «Бери ресурс» – раздать ресурсы мало, надо уметь их взять и грамотно распорядиться. Но мы точно показали, что люди действительно готовы помогать другим людям. А сообщество – это не просто модное слово, это ещё много новых возможностей, в основе которых настоящие человеческие ценности – поддержка, понимание и взаимодействие. Кстати мы сами тоже получаем поддержку - от Фонда президентских грантов.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.