На Дальнем Востоке по числу вакансий лидируют строительство и продажи
Больше всего вакансий работодатели ДФО традиционно размещают в строительстве и сфере продаж. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, представленных на платформе Авито Работа. О том, какие сотрудники востребованы, агентству EastRussia рассказали эксперты job-площадки.
Больше всего вакансий работодатели ДФО традиционно размещают в строительстве и сфере продаж. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, представленных на платформе Авито Работа. О том, какие сотрудники востребованы, агентству EastRussia рассказали эксперты job-площадки.
Какие сферы больше всего нуждаются в работниках?
На рынке массовых профессий ДФО по количеству вакансий стабильно лидируют строительство и продажи. На каждую из этих отраслей приходится по 10% объявлений о найме, размещённых на платформе Авито Работа. На втором месте по востребованности персонала находится сфера транспорта и логистики с 9% вакансий. И замыкает топ-3 группа профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» — 8% от числа всех предложений трудоустройства.
Аналитики платформы Авито Работа также подсчитали, что по итогам девяти месяцев 2022 года медианная[1] зарплата в ДФО составила 44 000 рублей. Самые высокие заработки предлагают компании из сферы транспорта и логистики — 79 500 рублей, 75 000 рублей в месяц дальневосточные работодатели готовы платить в строительстве и 65 000 — в автомобильном бизнесе.
Кого ищут работодатели?
В продажах чаще всего подыскивают продавцов-консультантов и кассиров. Медианная зарплата в этой группе профессий составляет 35 000 рублей. На такую сумму, к примеру, может рассчитывать продавец-кассир сети магазинов товаров для дома в Хабаровске. На это место возьмут кандидата без опыта, кроме того, сотрудник сможет выбрать магазин поближе к дому. Зарплату от 35 000 рублей и поддержку опытных наставников предлагают также продавцу мебельного салона в Улан-Удэ или продавцу-кассиру зоомаркета в Биробиджане.
Самые востребованные работники в строительстве — монтажники и сварщики. Медианные заработки в отрасли одни из самых высоких в округе, при этом опытные профессионалы могут получать в 1,5–2 раза больше. Так, электросварщику ручной сварки в Благовещенске обещают до 120 000 рублей в месяц. Специалист будет привлекаться к работам при монтаже трубопроводов, теплотрасс, котлов и металлоконструкций. Электромонтажник со стажем не менее трёх лет может зарабатывать до 150 000 рублей на строительстве жилого комплекса во Владивостоке.
Сфера транспорта и логистики располагается на втором месте по востребованности персонала и на первом — по размеру медианных заработков, а больше всего работодатели нуждаются в опытных водителях, которым обещают не только высокую оплату труда, но и различные льготы. Например, в Чите водитель-экспедитор компании по междугородным и международным перевозкам будет получать командировочные перед рейсом, доплаты за километраж и дополнительную выгрузку, компенсации на мобильную связь и медосмотр, оплату за простои и другие бонусы.
В группе профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» размер медианных зарплат составляет 50 000 рублей. Столько предлагают бухгалтеру одного из предприятий в Хабаровске, слесарю-электрику сельхозкомпании в Благовещенске, микробиологу пищевой промышленности в Чите. Жители северных территорий ДФО могут претендовать на более высокую оплату. Так, опытному механику с профильным образованием и знанием 1С готовы платить 100 000 рублей в якутской компании по переработке металлов. Столько же будет зарабатывать геолог, который займётся разработкой проектной и отчётной документации в магаданском офисе добывающего предприятия.
Как выбрать надёжную компанию?
Одна из главных задач при поиске трудоустройства — выбор надёжной компании, где будут вовремя выдавать зарплату и отпускные, отчислять налоги и пенсионные взносы, оплачивать больничные и переработки. Поэтому нужно внимательно изучать описание вакансии, где должно быть подробно рассказано об обязанностях и условиях труда, о периодичности выплат, рабочем графике и т.д. Зарплату, которую обещают сотруднику, стоит сравнивать со средней по городу и отрасли, а также с похожими предложениями других компаний, чтобы получить представление об оптимальном уровне оклада. Также нужно проверять предприятие на доступных официальных ресурсах, тщательно относиться к подписанию трудового договора и других документов.
«Вакансии на крупных job-сервисах проходят обязательную модерацию. Дополнительно Авито проверяет компании по ИНН и присваивает благонадёжным организациям отметку “Компания проверена”. Также платформа собирает отзывы настоящих и бывших сотрудников о предприятии, найти их можно по бейджу «Есть мнения о работодателе». Кроме того, умные алгоритмы подсказывают пользователям, как безопасно взаимодействовать с компаниями, ограничивая возможности для перевода общения в сторонние мессенджеры, и следят за актуальностью размещённых вакансий. Всё это помогает соискателям делать более уверенный выбор», — говорит директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков.
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
[1] Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают 50% работников.
Развитие Дальнего Востока является одним из приоритетов экономической политики России. Неосвоенные территории, свободные ниши на рынке и отсутствие инфраструктуры следует рассматривать не в качестве недостатка региона, а с позиции перспективных стартовых условий для запуска бизнеса. Сейчас реализуется широкий спектр мер поддержки коммерческих и социально-значимых проектов, которые стимулируют активность в дальневосточной части страны и определяют главные тренды изменений в регионе. Необходимо лишь грамотно подойти к вопросу и решиться осваивать Дальний Восток. В арт-кластере «Таврида» в рамках образовательного заезда «В эфире» прошла арт-школа, посвященная развитию регионов ДФО, которая объединила инфлюенсеров, блогеров-путешественников, предпринимателей, маркетологов, PR-специалистов, представителей арт-сообществ, дизайнеров и представителей туристического сектора. Вместе с экспертами они обсудили возможности для предпринимателей в дальневосточном регионе.
Основные направления экономической политики отражены в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Ее целью стало ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока и повышение качества жизни людей. Среди конкурентных преимуществ Дальнего Востока выделяют экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому большому в мире и быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие крупнейших запасов природных ресурсов и научно-образовательного потенциала.
Особое внимание потенциальным предпринимателям следует обращать на меры поддержки и льготы, предусмотренные на Дальнем Востоке. К примеру, в территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Резидент имеет право на ряд налоговых льгот, возможность быстрого оформления земельного участка для реализации своего проекта и на подключение к объектам инфраструктуры. На Дальнем Востоке такими являются ТОР Бурятия, ТОР Курилы, ТОР Забайкалье и другие. Существует и свободный порт Владивосток (СПВ) – территория, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования. С 2016 года действует программа «Дальневосточный гектар», позволяющая получать земельные участки под собственные нужды, осваивать их, а также развивать новые формы сельского хозяйства и открывать собственный бизнес.
Одним из экспертов арт-школы, посвящённой развитию Дальнего Востока, стал заместитель директора Технопарка «Русский» (Владивосток), предприниматель, инвестор и финансист Виктор Пахмутов. Еще в студенческие годы он обнаружил в себе предпринимательскую жилку и погрузился в тему стартапов: в 2014 году запустил бизнес-проект по дисконтной системе для заведений во Владивостоке. Первым успешным проектом, который до сих пор приносит прибыль, стал медиацентр – его команда сформировалась в студенческом объединении Дальневосточного федерального университета, а затем вышла на реальный рынок по созданию контента. Сейчас Виктор оказывает финансовые услуги, запустил проект, связанный с грузоперевозками, и сам помогает молодым предпринимателям в Технопарке «Русский» – некоммерческой организации, которая занимается развитием и поддержкой стартапов на Дальнем Востоке.
Виктор Пахмутов
фото: Таврида.АРТ
«Дальний Восток очень активно развивается благодаря нашему правительству и корпорации развития Дальнего Востока. Уже появился конкурентный бизнес и соответствующие зарплаты. Я написал более 150 бизнес-планов, с помощью которых компании-резиденты ТОР и СПВ привлекли от 5 миллионов до 30 миллиардов рублей в качестве инвестиций в свои проекты. Мне кажется, чтобы развивать бизнес на Дальнем Востоке, нужно изучить рынок: понять, например, что есть в Москве, и чего нет в нас. Важно правильно адаптировать и соблюсти региональный аспект. Начать можно с небольшого проекта, найти первых клиентов, потом уже масштабироваться, увеличивать команду и делать Дальний Восток лучше», – рассказывает Виктор.
фото: Таврида.АРТ
Кстати, искать поддержку своих идей можно как раз в Технопарке «Русский», где реализуется программа «Дальневосточный старт». Она помогает студентам прокачать свои предпринимательские навыки и выходить с проектами на этап первых продаж. За 2021 год в программе «Дальневосточный старт» приняли участие более 1040 студентов. Среди успешных кейсов сервис по подбору онлайн-курсов для людей с нарушением слуха EduSurd, платформа онлайн-курсов для детей Kidia и телеграм-бот по финансовой грамотности FinUp.
Помимо «Дальневосточного старта» поддержку можно получить в региональном операторе фонда «Сколково» и в Фонде содействия инновациям. Если же молодые предприниматели нуждаются в консультационных услугах при открытии собственного дела, нетворкинге и наставничестве – поможет национальный проект «Мой бизнес». Главное не бояться заявлять о себе и проектах.
Эксперт «Тавриды» Стася Еременко – специалист по созданию и продвижению бизнеса в сфере моды и креатива – основала бренд одежды STASIA. Национальный колорит девушка транслирует через одежду: обращается к культурному наследию и переосмысляет его в крое, материалах и тканях. Например, ее последняя коллекция основана на истории русского авангарда: девушка объединяет прошлое, настоящее и будущее, помогает связать поколения и выстроить коммуникацию между ними. Близость Дальнего Востока к Азии тоже отражается в творчестве Стаси. Дизайнер уверена, что многие ответы на вопросы становятся очевидными при исследовании культуры и истории.
Стася Еременко
фото: Таврида.АРТ
«Есть определенная тенденция на рынке как по России в целом, так и на Дальнем Востоке – исследование своего культурного наследия. Дальний Восток очень богат культурой малочисленных народов. После пандемии и закрытых границ, мы еще больше смотрим вглубь своей страны. Нужно окунуться в их историю, изучить архивы и преобразовывать все это в свои уникальные продукты», – поделилась Стася Еременко.
Получается, культурный код может стать драйвером развития бренда и придать ему уникальность, что повлияет на конкурентоспособность бизнеса. Ещё один яркий пример – дизайнер Валерия Журавлева, которая создала собственное швейное производство во Владивостоке и основала бренды одежды «Туманы» и «Волна». Бренд «Туманы» впервые был представлен на Восточном экономическом форуме в 2022 году. Девушке важно создать не простой сувенир, а наполнить вещи локальной идентичностью, чтобы их захотели носить местные жители и гости города.
Валерия Журавлёва
фото: Таврида.АРТ
«Молодым людям я бы посоветовала в первую очередь не гнаться за деньгами, а сделать ставку на свой профессионализм. Ищите организацию, где можно получить практический опыт под руководством профессионалов. Креативные индустрии действительно очень интересные, но нельзя забывать, что везде есть техническая основа, без которой будет сложно. Не стесняйтесь просить помощи и идти к своим целям. Думаю, что делать ставку на интеллект и работоспособность в наше время безопаснее и важнее, чем на другие ресурсы», – рассказывает Валерия.
Кстати, молодых дизайнеров Приморского края поддерживают в рамках проекта «КиберАтелье» – он нацелен на создание инфраструктуры, способной поддерживать изменения и развитие легкой промышленности. К 2025 году запланировано создание креативного кластера модной индустрии во Владивостоке, а к 2030 году появится Евро-Азиатский модный технологический ХАБ, который станет центром притяжения талантов, экспертов, творческой молодежи. В рамках программы «КиберАтелье» уже снижены налоги по УСН до 1% и разработан кредит по ставке 3% на сумму 5 миллионов рублей. Валерия Журавлева с помощью проекта получила грант в размере 700 000 рублей, который позволил приобрести новое оборудование и сырье, а также покрыть аренду помещения. Привлеченные средства позволили продолжить стабильную работу производства и нарастить обороты, поэтому сейчас девушка планирует открывать розничные точки продаж.
Арт-школа, посвященная развитию Дальнего Востока
фото: Таврида.АРТ
Получается, возможности для бизнеса на Дальнем Востоке определенно есть: льготные условия, национальные проекты, программы по развитию стартапов и грантовые конкурсы. Остается действовать и прикладывать реальные усилия для своего бизнеса в дальневосточном регионе – этим как раз и займутся участники арт-школы, посвященной развитию Дальнего Востока после «Тавриды». Они уже получили практические советы от экспертов и вдохновились на создание и запуск собственных стартапов.
Сфера красоты — одна из самых востребованных в России: за второй квартал 2022 года спрос на услуги бьюти-мастеров на Авито вырос в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом год назад. По итогам последнего квартала количество предложений в стране от специалистов по услугам красоты увеличилось на 40% год к году. Несмотря на высокую конкуренцию в индустрии, выйти на рынок и начать свой бизнес в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Специально для читателей East Russia эксперты Авито Услуг рассказали, на что следует обратить внимание, начиная своё дело в бьюти-сфере.
Выбор ниши
На первоначальном этапе лучше сконцентрироваться на определенной сфере бьюти-услуг: например, ногтевом сервисе или мейкапе. Если вы только мечтаете сделать первые шаги в бьюти-индустрии, то прислушайтесь к себе — чем вам было бы интересно заниматься. А если вы уже имеете некоторый опыт и хотите развивать собственное дело, то очертите для себя планы на ближайшие годы. Со временем некоторые специалисты расширяют перечень оказываемых услуг и либо сами становятся универсальными мастерами, либо нанимают других профессионалов в свой салон или студию. На Авито наиболее востребованными в России и городах Дальнего Востока по итогам второго квартала стали услуги мастеров маникюра и педикюра — по стране на них пришлось 30% всех запросов пользователей в разделе «Красота и здоровье», СПА-процедуры (16%) и услуги парикмахеров (14%).
На этапе планирования следует определить расходы по следующим пунктам:
● Помещение. Обычно бьюти-мастера выбирают одну из опций: принимают клиентов у себя дома, арендуют помещение или же выезжают на дом к клиентам. Если есть возможность работать у себя дома, следует просчитать, сколько в таком случае будут стоить переоборудование одной из комнат под кабинет.
● Оборудование. Эта статья расходов зависит от специфики оказываемых услуг. К примеру, для мастеров по маникюру перечень оборудования выглядит примерно следующим образом: сухожаровой шкаф/стерилизатор, аппарат для маникюра, фрезы и насадки, лампа для сушки лака, столик, кресло для клиента и в дополнение — вытяжка и рециркулятор воздуха.
● Расходные материалы. Закупка материалов осуществляется регулярно, как правило, ежемесячно. Рассчитывать и корректировать затраты на материалы необходимо исходя из среднего количества клиентов.
● Реклама. Сегодня для продвижения не обязательно закладывать большой бюджет: например, на Авито Услугах можно бесплатно создать объявление и начать получать заказы. На Авито также есть есть услуги продвижения. Исполнителю необязательно платить за них: удачное объявление увидят и без услуг. Но они помогут увеличить просмотры и поменять внешний вид объявления, чтобы оно сильнее выделялось на общем фоне.
● Доходы и вычет налогов. В день один мастер может принять порядка пяти клиентов, однако всё зависит от объёма и сложности оказываемых услуг. В среднем стоимость работы бьюти-мастера в России на Авито во втором квартале текущего года составила 800 рублей за услугу. Таким образом, за 20 рабочих дней возможно заработать около 80 000 рублей. При этом самозанятые платят фиксированную налоговую ставку: 4% с доходов, которые принесла работа с физлицами.
Средняя стоимость бьюти-услуг по городам в рублях, данные Авито Услуг |
||||
Вид услуг |
Владивосток |
Иркутск |
Улан-Удэ |
Хабаровск |
Маникюр, педикюр |
1 000 |
800 |
750 |
350 |
СПА-услуги, здоровье |
1 000 |
1 200 |
800 |
1 000 |
Услуги парикмахера |
1 299 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Косметология, эпиляция |
500 |
300 |
500 |
1 000 |
Макияж |
1 200 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Поиск клиентов
Искать клиентов сегодня эффективнее всего на специализированных онлайн-платформах. Так, по данным Data Insight, почти каждый второй (42%) исполнитель бьюти-услуг в стране ищет клиентов на Авито. Здесь объявление увидят тысячи пользователей, а использовать свой аккаунт можно как альтернативу личному сайту и разместить в нём всю необходимую информацию: описание услуг, прайс-лист, примеры работ.
Игорь Санников, руководитель категории «Красота и здоровье» на Авито Услугах:
«Бьюти остаётся самым быстрорастущим сегментом рынка: каждый 4-й заказ в сфере услуг приходится на индустрию красоты, а за год россияне сделали 690 млн заказов у бьюти-мастеров — это в 2 раза больше, чем за предыдущий год. При этом каждый 2-й специалист в сфере услуг по красоте использует для поиска клиентов Авито Услуги. На платформе появляется всё больше возможностей для развития микробизнеса и продвижения своих услуг».
Продвижение услуг
Для продвижения своих услуг можно воспользоваться как платными опциями, так и бесплатными инструментами. Например, на Авито Услугах исполнитель услуг может развивать собственный профиль — получать отзывы от клиентов, из которых формируется рейтинг. Таким образом ваш профиль будет регулярно пополняться качественными оценками, что повысит доверие потенциальных клиентов. Также можно бесплатно получить отметку «Документы проверены», которая служит дополнительным гарантом надёжности и безопасности для заказчиков, — для этого достаточно подтвердить достоверность аккаунта по паспорту или водительским правам.
Есть идеи, которые не отпускают годами. Это одна из них. Поскольку годами, начну издалека. Я работаю в некоммерческом секторе уже больше десяти лет. Всё это время мы с друзьями и коллегами (обычно это одни и те же люди) создаём с нуля и реализуем «под ключ» социальные проекты. Разные и много, пожалуй, что десятки. В числе наиболее известных – Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата», Хабаровский городской благотворительный фестиваль «Навстречу», фотопроект «Я так вижу. Два взгляда на другого человека» - перечислила только те, о которых рассказывала здесь, можно посмотреть мои публикации. Наша команда пять раз побеждала в конкурсах президентских грантов, имеет успешный опыт участия в городских и краевых конкурсах на получение финансирования. Награды, премии и дипломы уже составляют внушительное портфолио. Смело можно сказать, что да, мы – профессионалы некоммерческого сектора.
Но я прекрасно помню, как мы начинали. Как важна была любая поддержка, хотя бы просто в виде обратной связи. Бесплатно получить помещение – удача. Эфир на телевизионном канале – успех. Помощь в написании заявки на грант – до сих пор помним и благодарны. Первые шаги в социальном проектировании трудно делать в одиночку – помимо желания приносить пользу обществу, нужен опыт, и, желательно, юридическое лицо.
Вот между желанием приносить пользу и регистрацией юридического лица обычно проходит несколько лет. Период, когда можно твёрдо встать на ноги, а можно и не осилить этот путь. Разные ситуации бывают. И хотя на начальном этапе начинающим гражданским активистам поддержка нужна совсем небольшая, без неё трудно. Поэтому именно на этих самых начинающих мы и обратили внимание при разработке своего нового проекта «Бери ресурс». «НКО – профессионалы некоммерческого сектора, а мы работаем с любителями» – обычно объясняю я, чтобы было более понятно.
Почему и зачем этим людям помогать? Дело в том, что официальная регистрация некоммерческой организации – шаг не просто ответственный, но и затратный. И требуется в случае, когда команда, уже получившая совместный опыт реализации общественных инициатив, готова заниматься этим и дальше на постоянной основе, без гарантии получать деньги на свои проекты, но хотя бы имея такую возможность. Потому что официально зарегистрированным НКО государство активно помогает грантами. С грантами тоже всё непросто, но дорогу осилит идущий, и только в Хабаровском крае есть несколько ресурсных центров, где некоммерческие организации активно и успешно поддерживают. Прежде всего помогают в получении финансирования и грамотном распределении ресурсов. И это правильно, потому что трудно получить деньги, но правильно отчитаться за них потом – ещё труднее. Без бухгалтера не разберёшься. И я это прекрасно понимаю, бюджетные деньги требуют порядка. Нельзя разбазаривать их направо и налево. Но сколько живого, яркого и нового остаётся за рамками этих строгих рамок! И никогда не осуществляется. Там, может, и надо тысяч десять вложить, на мешки для мусора, краску или костюмы, да некому. Или просто прийти и помочь, но кто бы об этом знал.
В общем, мы подумали и решили сделать такую… альтернативную площадку поиска и распределения ресурсов на общественного-полезные проекты. И посмотреть, что из этого получится. Без долгосрочных обязательств, без надрыва и строгой отчётности. В удовольствие и под свою ответственность.
Как это сделать? Тоже довольно просто. Надо позвать в «социальные инвесторы» тех людей, которые безвозмездно готовы поделиться своими ресурсами с начинающими. Пригласить авторов идей, людей разной степени неорганизованности и лохматости, и послушать, чего они хотят. Тематика проектов пусть будет любая. Состав команды от одного человека. Нулевой опыт может компенсироваться большим желанием работать и помощью наших экспертов. Главное – претендующий на поддержку проект в перспективе должен приносить пользу обществу. Вот и все критерии.
Дальше хочется написать: сказано – сделано!
Но это, конечно, не совсем так. Сказано – сказано, причём сначала в узких кругах. А сделано уже потом. От задумки до реализации на самом деле прошло несколько лет. Идея пережила сначала период разработки, затем пандемию. Была организована тестовая площадка (как раз на фестивале «Навстречу», о котором я писала выше). Написан проект. Продуманы механизмы взаимодействия всех участников процесса. И, наконец, благодаря субсидии правительства Хабаровского края, и краевым экспертам, которые оценили и поддержали нашу идею оценивать и поддерживать перспективные идеи, всё случилось этой весной.
Мы собрали пул социальных инвесторов, тех самых умных, опытных и давно ресурсных, которым есть, чем поделиться с начинающими - познакомиться с ними можно на сайте «Городского экспертного сообщества» - и объявили приём заявок.
Заявок поступило двадцать. И заполнили их на сайте проекта «Бери Ресурс» именно те люди, которых мы ждали.
А потом мы встретились.
Два дня взрослые, опытные и занятые выслушивали идеи участников проекта. И много чего услышали интересного. Да, иногда у участников были сомнения в собственных компетенциях. Да, иногда в выступлениях слышалась неуверенность, а скорее, растерянность. Но чего точно не было – равнодушия и нежелания брать на себя ответственность. Впрочем, в основном проекты были довольно сильные, и уж точно креативные, как принято сейчас говорить. А многие авторы проектов уже вполне себя проявили, им нужна была небольшая поддержка, чтобы перейти на новый уровень.
Представление инициатив на очной встрече участников проекта «Бери ресурс»
Фото: оргкомитет проекта «Бери ресурс»
Оля Мицай, стилист и модельер. Создаёт авторские коллекции, имеет небольшой магазин, ведёт блог о стиле. В своей сфере человек известный. Хочет открыть школу стиля для детей и подростков. Потому что чувство стиля – это важно, и всё должно быть вовремя. Чего не хватает? Всего. Во-первых, самих детей и подростков. Затем помещения. Ещё понимания, получится ли окупать свой труд (если не получится, то можно и так, потому что очень интересно…).
Никита Зинченко, редактор интернет-издания «Утёс». Есть команда, опыт и читатели. Последних, правда, пока немного. Чего не хватает? Информационной поддержки, чтобы увеличить число подписчиков и получить возможность монетизировать свой труд, а значит, развивать издание. Пишет о Хабаровске, ярко, уверенно и позитивно. Всё есть, чтобы выйти в успешные СМИ, немного бы подтолкнуть.
Саша Белобородова. В одиночку делает проект «Базарный день», организовывает выставки-продажи картин местных художников, ребят талантливых, но в большинстве своём малоизвестных. Чего не хватает? Ценителей и покупателей авторских работ. То есть той же информационной поддержки, если разобраться. Или надо вместе подумать, где искать ценителей.
Это были примеры. А дальше сработала технология. Каждый инвестор мог раздать участникам проекта пять личных визитных карточек с контактами. И рассказать, каким образом и какую поддержку готов оказать. Пятнадцать человек (а инвесторов было пятнадцать) по пять карточек – посчитать несложно. Семьдесят пять протянутых рук помощи. Добровольной, адресной и компетентной. И личной, что немаловажно. Предлагали помещения. Предлагали работу. Работу плюс проживание. Работу плюс помещение. Работу плюс аудиторию. Эфиры на телевидении. Публикации в газете. Бесплатное обучение на дорогих курсах. Машину для важных поездок. Контакты нужных людей и помощь в сложных переговорах. Сотрудничество, бухгалтера и юридическое лицо. Время. Деньги (при определённых условиях, конечно). Вместе подумать. Просто поговорить.
Мы не знаем, как этой помощью распорядятся заявители. Возможно, кто-то ожидал другого. Недаром мы назвали свою площадку «Бери ресурс» – раздать ресурсы мало, надо уметь их взять и грамотно распорядиться. Но мы точно показали, что люди действительно готовы помогать другим людям. А сообщество – это не просто модное слово, это ещё много новых возможностей, в основе которых настоящие человеческие ценности – поддержка, понимание и взаимодействие. Кстати мы сами тоже получаем поддержку - от Фонда президентских грантов.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».