Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Недорогие билеты разлетаются

Как изменились правила льготных перевозок на Дальний Восток

24 ноября вступили в силу изменения в правила субсидирования авиаперелетов на Дальний Восток и обратно, а также в ряд других регионов страны. Зачем потребовалось менять законодательство и станет ли от этого проще добираться до восточной окраины страны, разбиралось EastRussia.

Недорогие билеты разлетаются
РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ПОДДЕРЖКА

Программа субсидированных перелетов на Дальний Восток стартовала в 2014 году. Граждане страны моложе 23 лет и старше 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а также инвалиды получили право приобрести льготные авиабилеты. Купить их можно было с 1 марта по 1 декабря.

Если на старте программы субсидировались перелеты по 26 маршрутам, то к 2018 году их количество выросло до 73. По данным Минвостокразвития на конец ноября, авиаперевозчики продали 444 тысячи субсидированных билетов на рейсы, связывающие Дальний Восток и центральную часть России, а также между регионами, входящими ДФО, приобретенными билетами уже воспользовались 412 тысяч пассажиров.

14 ноября премьер-министр Медведев подписал постановление, которое увеличило количество субсидированных маршрутов до 152 и распространило действие программы на весь календарный год. Кроме того, право приобрести билеты по спецтарифам получили многодетные семьи. Увеличилась и протяженность субсидируемых маршрутов - в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах до 3 тысяч километров, в остальных до 1,5 тысяч. 

Вступившие в силу изменения начинают действовать с 1 декабря этого года. Для их обеспечения в этом году правительством дополнительно выделено 400 миллионов рублей. По информации Минтранса России, это позволит до 31 декабря выставить на продажу около 40 тысяч билетов. В текущем году это не первая финансовая корректировка программы, учитывая, что на дальневосточные направления спрос на авиабилеты по спецтарифам постоянно растет, власти несколько раз выделяли дополнительные средства.

Как пояснили в Министерстве по развитию Дальнего Востока, увеличение средств на субсидии авиаперелетов произошло впервые за последние три года.  

- Дополнительные средства в 2018 году неоднократно увеличивались за счет перераспределения средств на Дальний Восток с других направлений внутри самой программы, из Резервного фонда Российской Федерации, с программы по региональным перевозкам. Ситуация с выделенными средствами и перевезенными пассажирами меняется ежедневно и к концу 2018 года ожидаем рекордное количество перевезенных граждан в европейскую часть страны и обратно, - подчеркнули в ведомстве.

Во сколько обойдется действие программы в 2019 году, в Минвостокразвития ответить затруднились, отметив лишь, что при корректировке федерального бюджета на 2019 год сумма дополнительных средств будет предусмотрена.

- В Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, разработанного во исполнение Указа Президента, предусмотрено увеличение размера субсидирования начиная с 2019 года, - рассказали в Минвостокразвития.

В министерстве планируют, что в 2019 году количество перевезенных граждан в сравнении с этим годом возрастет. Способствовать этому будет увеличение количества и частоты рейсов, которое происходило на протяжении всего 2018 года.

- Во все административные центры субъектов Дальневосточного федерального округа, приходят новые перевозчики. Этот процесс продолжается, вводятся дополнительные рейсы в связи с возросшим спросом на перевозки, - отметили в ведомстве.


ДЕФИЦИТ ПРИ ИЗОБИЛИИ

Отвечая на вопрос EastRussia о решении проблемы высокой востребованности билетов на дальневосточном направлении и низкой на направлении Калиниград и Симферополь, что вызывает определенный перекос при распределении билетов между регионами, в министерстве ответили, что совместно с Минтрансом России и Росавиацией прорабатывают решения, которые позволят исключить эту проблему.

Обеспечив дальневосточную молодежь и пенсионеров льготными билетами, перед властями встал вопрос поддержки мобильности наиболее трудоспособной части населения. Для решения этой задачи был привлечен «Аэрофлот».

С 2015 года авиаперевозчик ввел социальные или «плоские» тарифы на авиабилеты экономического класса в некоторые дальние города страны. С этого момента жители Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Петропавловск-Камчатского и Магадана получили возможность путешествовать в Москву по фиксированной цене независимо от даты приобретения билета. На старте этой кампании слетать в столицу и обратно можно было за 18 тысяч рублей, а в одну сторону за 11 тысяч.

В начале 2016 года на встрече с Владимиром Путиным глава «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказал, что за время действия программы по «плоским» тарифам рост пассажиропотока на Дальнем Востоке составил 43 процента. «Мы не можем широко использовать «плоский» тариф, иначе мы просто подорвём конкуренцию на рынке и поставим в тяжёлое положение наших коллег – другие авиакомпании России, которые работают на этих же направлениях», - отметил он тогда же.

Это предположение оказалось не беспочвенным. С рынка ушла компания «Трансаэро», которая также совершала перелеты на  дальневосточном направлении. И хотя парк судов «Трансаэро» перешел в «дочку» «Аэрофлота» авиакомпанию «Россия», на объеме перевозок по «плоским» тарифам это не отразилось. «Россия» совершала рейсы на Дальний Восток по коммерческим расценкам.

В конце 2017 года Савельев на очередной встречи с Президентом выдвинул предложение с 2018 года перевести «Россию» на «плоский» тариф. По его словам это позволило бы обеспечить дополнительно 900 тысяч кресел на дальневосточных маршрутах. «Единственное, что будет небольшая разница в ценах, учитывая, что «Аэрофлот» – премиальный сегмент, мы на Дальний Восток тариф поднимем с 22 тысяч туда и обратно до 25 тысяч. А авиакомпания «Россия» начнёт летать по нашему сегодняшнему плоскому тарифу в 22 тысячи рублей туда и обратно» - сказал тогда Виталий Совельев. Путин это предложение поддержал.

Осенью «Аэрофлот» принял решение передать все дальневосточные рейсы дочерней «России», авиапарк которой по качеству уступает аэрофлотовскому, и поднять цены на билеты по «плоским» тарифам. Эти действия вызвали нешуточный скандал в результате которого «Аэрофлот» был вынужден отказаться от повышения цен, оставив, однако, «Россию» на дальневосточном направлении.

В Минвостокразвития отмечают, что «плоские» тарифы являются инициативой авиакомпании «Аэрофлот» и не закреплены законодательством Российской Федерации. В тоже время они имеют исключительно социальное значение для Дальнего Востока и обеспечивают стабильное и доступное воздушное сообщение отдаленных регионов с европейской частью страны.

Связав Дальний Восток и Москву авиаперевозками по «плоскому» тарифу «Аэрофлот» оказался в парадоксальной ситуации. С одной стороны другие авиаперевозчики не заходят на дальневосточное направления, справедливо полагая, что не выдержат конкуренции с ценами, предлагаемыми «Аэрофлотом». С другой стороны сам «Аэрофлот» не может извлечь выгоду из своего положения, так как несет убытки. По данным компании убытки от каждого перелета, при загруженности самолета на 95 процентов составляют около 3 миллионов рублей.

- В целях нивелирования эффекта от роста цен авиатопливо, а также с целью повышения мобильности населения, увеличения пассажирооборота и количества продаваемых билетов по «плоским» тарифам» в среднем на 12% авиакомпанией «Аэрофлот» принято решение о передаче с 28 октября 2018 года своих рейсов из Москвы по дальневосточным направлениям авиакомпании «Россия», - говорят в Минвостокразвития.


ПРОБЛЕМА "АЭРОФЛОТА" - ПРОБЛЕМА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА?

По мнению кандидата экономических наук Николая Липатина проблема «Аэрофлота» не уникальная и отражает общую тенденцию, связанную с развитием государственного капитализма в России.

- Проблема в том, что с одной стороны «Аэрофлот» коммерческая структура, главная цель которой извлечение прибыли. С другой стороны, компания контролируется государством, которое является его крупнейшим акционером. И у государства здесь совсем иные задачи. Ему необходимо обеспечить связность страны и развитие отдаленных территорий Дальнего Востока, а без недорого и качественного авиасообщения это невозможно. Налицо противоречие. Очевидно, что в условиях капиталистической экономики долго нести убытки и покрывать их из собственных средств «Аэрофлот» не сможет. Рано или поздно государству придется либо отказаться от «плоских» тарифов и позволить «Аэрофлоту» летать по коммерческим расценкам, либо компенсировать его убытки за счет бюджета, - отмечает эксперт.

В Минвостокразвития говорят, что сейчас Минтранс России совместно с «Аэрофлотом» прорабатывает вопрос о сохранении существующего количества рейсов.

- В настоящее время достигнуты договоренности с руководством ПАО «Аэрофлот» о сохранении ряда авиарейсов, выполняемых авиакомпанией Аэрофлот», а также введения дополнительных рейсов, выполняемых авиакомпанией «Россия», - рассказали в ведомстве.

Николай Липатин считает, что сейчас государство не готово распространить практику субсидированных перелетов на все население дальневосточных субъектов.

- Федеральный центр мог бы вовлечь в субсидирование таких перелетов дальневосточные субъекты, но проблема в том, что все они являются дотационными и обеспечить поддержку «плоских» тарифов не могут. Кроме того, они уже участвуют в субсидировании льготных авиаперелетов, - говорит эксперт.

Он отмечает, что являясь главным акционером крупных компаний, государство не может в полной мере обеспечить связность их активов, направленную на обеспечение социальной стабильности.

- Нефтяные государственные компании могли бы отпускать авиатопливо «Аэрофлоту» по сниженным ценам для перелетов на Дальний Восток. Но они этого не делают, потому что также являются коммерческими структурами и ставят во главу угла прибыль. Усидеть на двух стульях, один их которых – коммерческий успех, а другой – социальное спокойствие, в этой ситуации вряд ли получится, - говорит Липатин.

Стремясь привлечь на Дальний Восток трудовые ресурсы, государство вынуждено решать и вопросы обеспечения авиационной транспортной доступности. Введение прямых субсидий на льготные билеты для молодежи и пенсионеров, а также использование государственного авиаперевозчика для перевозки остальных групп населения по «плоским» тарифам отчасти решает эту проблему, но насколько это решение окажется стабильным в долгосрочной перспективе, пока не ясно.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике