Чукотка Крик — мерч, влюбляющий в север
Chukotka Krik - так называется мерч, который в 2019 году придумала жительница Анадыря Татьяна Крикун. Под этим брендом выпускаются ветровки, шопперы, кепки, календари. Казалось бы, идея не нова, но именно эта продукция обладает какой-то магией. Чукотский мерч открывает людям по всему миру эту территорию. Бывает и такое: купит человек шоппер в интернете, и спустя время приезжает на Чукотку туристом. В своих работах художница старается совместить традиционные мотивы и современность, экспериментирует со стилями и техниками. В чем секрет мерча Chukotka Krik рассказала EastRussia его создательница.
– Татьяна, вы коренная жительница Чукотки? Откуда такое хорошее знание региона и традиций.
– Да, мне 42 года и всю свою жизнь я живу на Чукотке. Я родилась и выросла в селе Уэлен, известное косторезной мастерской, которая появилась в 30-ых годах и работает до сих пор. В этом селе добывают моржей – это традиционный промысел чукчей и эскимосов, а из бивней делают сувениры и отправляют на продажу в разные города. Моя мама работала гравером-художником там, и я с детства наблюдала за мастерами. Это двухэтажное здание: на верхнем этаже художники расписывают изделия, а на первом – вырезают, подготавливают материал. Я пошла по стопам мамы, училась в художественной школе, потом работала преподавателем в той же школе, которую закончила.
Кстати, именно, в моем родным селе Уэлен встречают первые лучи солнца, а не на Камчатке, как принято считать. Чукотку вообще часто путают с Камчаткой почему-то...
— А как вы пришли к разработке собственного мерча?
– Я работала преподавателем в художественной школе и периодически участвовала в ярмарках, выставляла там свои изделия. Это была сувенирная продукция, которую я расписывала сама, футболки с моими евражками, чукотская матрешка, магниты. Я увидела большой спрос на это и решила двигаться в этом направлении. Спасибо моей семье за то, что поддержали меня и сейчас команда моего бренда Chukotka_krik – это моя семья.
Я отвечаю за творчество, организационные моменты. Супруг Александр – за технические вопросы, отгрузки, финансовую составляющую. Дочь София, ей 11 лет, самостоятельно расписывает сувениры из дерева, панно, украшения из бисера. Мерч Chukotka_krik сейчас можно встретить в любом уголке мира. Одни не расстаются с вещью, потому что она напоминает им о путешествии на Чукотку. Другие носят, потому что это мечта побывать у нас на полуострове.
– Татьяна, помимо мерча, вы ведь еще ведете блог, в котором рассказываете о Чукотке?
– Да, все верно. Можно сказать, что через свое творчество, свой мерч, работу в социальных сетях, я знакомлю людей со всей страны и за ее пределами с суровой и красивой Чукоткой. Хотя мы живем в одной стране, для многих Чукотка является чем-то недосягаемым, экзотическим, загадочным, непознанным.
– А что для вас Чукотка?
– Чукотка, прежде всего, для меня – это Родина. В этом слове все… Родина – это безусловная любовь, несмотря на все сложности суровости нашего края. Во мне течет кровь чукчей и эскимосов. Эти два народа исторически враждуют друг с другом, но в нашем селе такого не было. Чукчи и эскимосы жили дружно. И эти народы отличает, прежде всего, взаимопомощь и взаимовыручка. Условия у нас порой ужасные, поэтому если сломался «Буран» или собачья упряжка, то и чукчи, и эскимосы всегда придут на помощь, несмотря ни на что.
– Вы сказали про жесткие условия… а влияют ли они на логистику? К вам всю продукцию могут доставить, которую вы заказываете как базу для своих дальнейших изделий?
– Логистические сложности – самая главная проблема в нашем регионе. Доставляют все, но платить нужно в разы больше. Это влияет на конечную стоимость нашей продукции. Я работаю с разными поставщиками: Москва, Беларусь, страны меня СНГ. Очень хочу выйти на Китай, но пока нет возможности, пока еще не нашла.
– Ваш бренд называется «Чукотка Крик». Понятно, что название пошло от фамилии Крикун. Но все же – о чем кричит Чукотка?
— В своем канале я показываю Чукотку такой, какая она есть. И суровость нашего края, и красоту. Белые медведи, пурги, закаты, рыбалка. Мне кажется, это крик жизни. Крик жизни в хорошем смысле.
– Какие у вас планы?
– В планах у меня открыть мастерскую или студию, я буду продолжать заниматься творчеством, принимать туристов, заниматься живописью выставлять свои творческие работы в этническом стиле.
текст: Ольга КошелеваChukotka Krik - так называется мерч, который в 2019 году придумала жительница Анадыря Татьяна Крикун. Под этим брендом выпускаются ветровки, шопперы, кепки, календари. Казалось бы, идея не нова, но именно эта продукция обладает какой-то магией. Чукотский мерч открывает людям по всему миру эту территорию. Бывает и такое: купит человек шоппер в интернете, и спустя время приезжает на Чукотку туристом. В своих работах художница старается совместить традиционные мотивы и современность, экспериментирует со стилями и техниками. В чем секрет мерча Chukotka Krik рассказала EastRussia его создательница.
– Татьяна, вы коренная жительница Чукотки? Откуда такое хорошее знание региона и традиций.
– Да, мне 42 года и всю свою жизнь я живу на Чукотке. Я родилась и выросла в селе Уэлен, известное косторезной мастерской, которая появилась в 30-ых годах и работает до сих пор. В этом селе добывают моржей – это традиционный промысел чукчей и эскимосов, а из бивней делают сувениры и отправляют на продажу в разные города. Моя мама работала гравером-художником там, и я с детства наблюдала за мастерами. Это двухэтажное здание: на верхнем этаже художники расписывают изделия, а на первом – вырезают, подготавливают материал. Я пошла по стопам мамы, училась в художественной школе, потом работала преподавателем в той же школе, которую закончила.
Кстати, именно, в моем родным селе Уэлен встречают первые лучи солнца, а не на Камчатке, как принято считать. Чукотку вообще часто путают с Камчаткой почему-то...
— А как вы пришли к разработке собственного мерча?
– Я работала преподавателем в художественной школе и периодически участвовала в ярмарках, выставляла там свои изделия. Это была сувенирная продукция, которую я расписывала сама, футболки с моими евражками, чукотская матрешка, магниты. Я увидела большой спрос на это и решила двигаться в этом направлении. Спасибо моей семье за то, что поддержали меня и сейчас команда моего бренда Chukotka_krik – это моя семья.
Я отвечаю за творчество, организационные моменты. Супруг Александр – за технические вопросы, отгрузки, финансовую составляющую. Дочь София, ей 11 лет, самостоятельно расписывает сувениры из дерева, панно, украшения из бисера. Мерч Chukotka_krik сейчас можно встретить в любом уголке мира. Одни не расстаются с вещью, потому что она напоминает им о путешествии на Чукотку. Другие носят, потому что это мечта побывать у нас на полуострове.
– Татьяна, помимо мерча, вы ведь еще ведете блог, в котором рассказываете о Чукотке?
– Да, все верно. Можно сказать, что через свое творчество, свой мерч, работу в социальных сетях, я знакомлю людей со всей страны и за ее пределами с суровой и красивой Чукоткой. Хотя мы живем в одной стране, для многих Чукотка является чем-то недосягаемым, экзотическим, загадочным, непознанным.
– А что для вас Чукотка?
– Чукотка, прежде всего, для меня – это Родина. В этом слове все… Родина – это безусловная любовь, несмотря на все сложности суровости нашего края. Во мне течет кровь чукчей и эскимосов. Эти два народа исторически враждуют друг с другом, но в нашем селе такого не было. Чукчи и эскимосы жили дружно. И эти народы отличает, прежде всего, взаимопомощь и взаимовыручка. Условия у нас порой ужасные, поэтому если сломался «Буран» или собачья упряжка, то и чукчи, и эскимосы всегда придут на помощь, несмотря ни на что.
– Вы сказали про жесткие условия… а влияют ли они на логистику? К вам всю продукцию могут доставить, которую вы заказываете как базу для своих дальнейших изделий?
– Логистические сложности – самая главная проблема в нашем регионе. Доставляют все, но платить нужно в разы больше. Это влияет на конечную стоимость нашей продукции. Я работаю с разными поставщиками: Москва, Беларусь, страны меня СНГ. Очень хочу выйти на Китай, но пока нет возможности, пока еще не нашла.
– Ваш бренд называется «Чукотка Крик». Понятно, что название пошло от фамилии Крикун. Но все же – о чем кричит Чукотка?
— В своем канале я показываю Чукотку такой, какая она есть. И суровость нашего края, и красоту. Белые медведи, пурги, закаты, рыбалка. Мне кажется, это крик жизни. Крик жизни в хорошем смысле.
– Какие у вас планы?
– В планах у меня открыть мастерскую или студию, я буду продолжать заниматься творчеством, принимать туристов, заниматься живописью выставлять свои творческие работы в этническом стиле.
«Пейте, дети, молоко — будете здоровы». Этот лозунг известен всем, кто вырос в СССР. Тогда система молочных кухонь существовала в стране повсеместно: молочную продукцию выдавали по рецептам кормящим мамам и маленьким детям до 3-х лет. В 90-х для многих это было большим подспорьем — малообеспеченной была каждая вторая семья. Но уже в начале двухтысячных систему раздаточных пунктов молочной кухни в Хабаровске упразднили — за ненадобностью. По информации ВОЗ, ассортимент, который там выдавали — свежее молоко и кефир — не рекомендован для питания младенцев до 1 года.
Система молочных кухонь может вновь появиться в Хабаровском крае. Губернатор Дмитрий Демешин поручил проработать этот вопрос, и теперь регион ищет возможности обеспечить ежедневное снабжение беременных и младенцев качественным молоком. Готовы ли фермеры региона справиться с такой задачей — хотя бы на первых порах для Хабаровска? Об этом — в разговоре с председателем общественного совета при Минсельхозе края, руководителем сельхозпредприятия «Вектор» Сергеем Гоманюком.
— Сергей Николаевич, какое количество молока нужно в день, чтобы обеспечить бесперебойную работу молочной кухни в Хабаровске? И смогут ли фермеры гарантировать такой объем?
— По информации, которую я слышал от краевого Минсельхоза, требуется 25 тонн сырья ежедневно. Они собрали данные по потребности у министерства здравоохранения Хабаровского края. Мы говорим о снабжении молочной продукцией беременных женщин из малообеспеченных семей и их малышей до года. И этот объем мы — местные сельхозпроизводители — можем обеспечить. Только наше предприятие за последний год прибавило почти 40% в надоях — сейчас мы ежедневно собираем до 8,5 тонн молока. А могли бы производить и 15 тонн — был бы гарантированный сбыт и поддержка. Я разговаривал с коллегами: «Амурская заря» Хачатряна может 10–12 тонн в день выдавать, «Полетное», «Сергеевское» — все готовы работать на благо наших маленьких жителей, чтобы они получали качественный цельный продукт.
— А сейчас вы молоко куда сдаете? У вас ведь нет собственной переработки?
— Сдаем на «Сыроварню №1», но там небольшой объем. Основное уходит на Переяславский молочный завод и в Комсомольск на «Дакгомз». Собственной переработки действительно пока нет — это большие средства нужно затратить, не один десяток миллионов рублей вложить. При этом гарантии, что ты попадешь в торговые сети, нет — не секрет, что менеджеры крупных ритейлеров больше заинтересованы в цене, чем в качестве продукции. Они откровенно говорят: нам все равно, что вы туда нальете (в упаковку), просто дайте нам хорошую стоимость. При этом на наш фермерский продукт накручивают несколько раз. Мы сдаем молоко на завод по 50 рублей за литр, а на полке, вы видите, оно стоит уже за 130 рублей. Отдавать его еще дешевле невозможно — у нас условия для выращивания кормов для КРС в регионе не самые лучшие: тратим чуть ли не в три раза больше денег на солярку, трактора заправлять, чем, скажем, в Амурске.
Гарантированный сбыт, госзаказ, я уже не первый год говорю, помог бы и производителям нарастить объемы молока, получаемого в крае — сколько можно «висеть» на уровне меньше 10%? И наших детей обеспечить качественным продуктом. А для этого нужно спрямить путь — от фермы сразу на молокозавод, и оттуда прямо к потребителям, нашей молодежи.
— Тогда напрашивается вопрос — что нужно, чтобы механизм молочной кухни заработал? Политическая воля? Так она уже высказана...
— Необходимо выделение средств из бюджета для строительства перерабатывающего центра. По ГОСТу детское питание может выпускать только отдельный цех. Поэтому, как вариант — пристройка на молокозаводах (Переяславка, «Дакгомз») отдельного специального цеха, который бы прошел сертификацию и мог производить по нормативам питание для беременных и грудничков. Но я понимаю, что это сложно прямо сейчас организовать, это не быстрый путь.
Тогда второй вариант — отложить пока тему с поставками малышам до года, а обеспечить молоком наших детей в школах, детских садах, больницах. Ведь то, что они сейчас получают по госзакупке — это и молоком порой сложно назвать. И это понятно: вряд ли поставщик, который не живет здесь, заинтересован в том, чтобы у нас росло сильное здоровое поколение. Он в своей выгоде заинтересован, и все.
В общем, если пойти по второму варианту — то строительство отдельных цехов не нужно, сырье смогут перерабатывать наши имеющиеся мощности на заводах. Не тратиться на какую-то яркую упаковку, просто организовать госзакупку. Это было бы проще всего сделать, и особых денег не надо. А надо, чтобы губернатор отдал поручение комитету по закупке — организовать механизм по прямому обеспечению. Они реально смогут все это хозяйство сделать, и я думаю, что с этого надо начинать. Если у нас будет сформирован годовой заказ на молоко — тут уже есть, куда работать, расти, развивать молочное животноводство и обеспечивать продовольственную безопасность в крае.
— Есть мнение, что увеличить долю собственного молока в регионе помогут не вливания в уже существующие фермерские предприятия, а привлечение новых крупных инвесторов, которые будут вкладываться в КРС, строить животноводческие комплексы на две-три тысячи голов скота и производить молоко. Что вы об этом думаете?
— Думаю, что новые крупные фермы в итоге столкнутся с теми же проблемами, что и мы. Где взять стабильный гарантированный сбыт? Пойдут в торговые сети — ну, мы уже понимаем, как они работают. Будут рассчитывать на поддержку Минсельхоза? Хорошо, мы этой поддержки — 12 рублей за килограмм реализованного молока — с ноября не видели. Она, к тому же, платится поквартально, а надо, чтобы каждый месяц.
Я, кстати, уже не надеясь на региональный Минсельхоз, готовлю обращение к депутату по Хабаровскому краю в Госдуме: внести дополнения к 44-ФЗ, который регулирует контрактную систему в сфере закупок товаров для государственных и муниципальных нужд, о праве субъекта принимать решения на месте по распределению товаров местного сельхозтоваропроизводителя на соцобъекты края. Естественно, это все под контролем губернатора. То есть, если специальная комиссия, например, распределяет, что куда — а губернатор утверждает. Чтобы вывести из-под этого закона молочное производство. Чтобы дети в детсадах получали молоко не по принципу «что дешевле, то и возьмем», а чтобы руководители думали о качестве и брали свой, местный продукт, которым мы по праву гордимся.
На последнем заседании общественного совета при Минсельхозе края, кстати, проголосовали за это единогласно.
С начала пожароопасного сезона 2025 года в Забайкальском крае зафиксировано более 500 лесных пожаров, выгорело 1,7 миллиона гектаров.
Причиной большинства возгораний остается человеческий фактор — поджоги травы, неосторожное обращение с огнем, халатность. О том, как регион справляется с масштабными пожарами, хватает ли сил и техники, какие технологии помогают тушить огонь, и кто понесет ответственность — в интервью с исполняющим обязанности министра природных ресурсов Забайкальского края Павлом Волжиным.
— По последним данным, с февраля по июль 2025 года в регионе зафиксировано более 500 пожаров. Какая общая площадь пострадавших земель на сегодняшний день? Можете назвать примерный ущерб для экосистем и экономики края?
— Всего с начала пожароопасного сезона 2025 года на территории лесного фонда Забайкальского края зарегистрировано 512 лесных пожаров на площади 1,7 млн га. Принимаются все меры по стабилизации ситуации. По 54 пожарам посчитан ущерб и затраты на тушение на сумму 155 млн руб. Материалы направлены в прокуратуру.
— В прошлые годы до 100% возгораний связывали с человеческим фактором. Какие конкретные действия предпринимаются для пресечения поджогов травы и нарушения противопожарного режима помимо объявленного финансового вознаграждения за сообщения о поджигателях? Есть ли информация/факты/подтвержденные случаи намеренного поджога/создания рукотворных условий для ландшафтного/лесного пожара?
— В рамках осуществления лесной охраны проведено 6200 патрулирований земель лесного фонда, в том числе за день 75 мероприятий. В ходе проведенных мероприятий выявлено 226 нарушений правил пожарной безопасности в лесах, составлено 140 протоколов об административных правонарушениях по 8.32 КоАП РФ, а также направлено 86 уведомлений о явке для составления протокола.
Кроме того, в связи со сложившейся положительной практикой судебных решений о привлечении к административной ответственности органов местного самоуправления за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, Министерством ведется анализ каждого пожара причиной которого является переход огня с земель иных категорий, после установления необходимых сведений о собственниках участка и всех имеющих значения документов, Министерством будут приняты меры по привлечению к ответственности.
С начала пожароопасного периода в Забайкалье выявлены 19 виновников лесных пожаров по 17 пожарам. В отношении шести виновников возбуждены уголовные дела по статье 261 УК РФ за уничтожение или повреждение лесных насаждений. Девять – понесут административное наказание. Документы по четырем виновникам находятся в работе. Всего сумма исковых заявлений составляет 2,3 млн руб.
При этом не забываем вести саму главную информационную работу о профилактике пожаров среди населения. Она ведется по всему информационному пространству региона. Задействованы все региональные средства массовой информации, социальные сети, официальные Госпаблики.
Информация направлена как на детей, в виде познавательных видеороликов, картинок, так и на взрослую аудиторию.
— На тушение пожаров в этом году направлено более 1,5 тыс. человек и 250 единиц техники. Достаточно ли этих сил для региона, где одновременно горит 300–400 тыс. га? Какие технологии, кроме авиации, планируется внедрить в ближайшие два года?
— Помощь Забайкальскому краю в тушении лесных пожаров оказывают порядка одной тысячи работников Федеральной Авиалесоохраны, Авиалесоохраны Коми, ХМАО, Иркутской и Свердловской областей, Якутии, Бурятии, Карелии.
В рамках национального проекта «Беспилотные летательные системы» в текущем году поступило более 40 беспилотных летательных аппаратов. Они направлены в 26 авиаотделений Забайкальского края. Они доказали свою эффективность. Несмотря на сильную ветровую нагрузку и задымленность, пожар удалось облететь от кромки до кромки — беспилотник справился с задачей.
Также для тушения лесных пожаров получены две аэролодки. Их впервые задействуют при ликвидации лесных пожаров на севере Забайкалья.
Аэролодки поступили в регион по программе «Север». Одна будет дислоцироваться в Чаре на базе Каларского авиаотделения. Вторая единица техники по мере необходимости будет задействована в Тунгиро-Олекминском или Тунгокоченском округе.
На тушение пожаров в этом году направлено 1,5 тыс. человек и 250 единиц техники. Достаточно ли этих сил для региона, где одновременно горит 300–400 тыс. га? Какие технологии, кроме авиации, планируется внедрить в ближайшие два года?
— Эксперты указывают на системные проблемы: сокращение лесничеств, устаревшую технику, отсутствие профилактики. Какие шаги уже сделаны для решения этих вопросов? Например, увеличилось ли финансирование лесной охраны за последний год?
— В 2025 году на обслуживание «бывшей зоны контроля» выделено 828,2 млн. рублей на возведение модульных зданий трех авиаотделений (Чарское, Тунгокоченское, Тупикское); закупку техники и необходимого оборудования; дополнительный набор 167 человек ПДПС и 4 летчиков-наблюдателей; закупку и установку 4 видеокамер «Лесохранитель»; контрактацию воздушных судов и обеспечение мониторинга и тушения лесных пожаров.
В Улан-Удэ прошло открытое совещание «Наша Бурятия». В первом его блоке руководители министерств и других государственных ведомств подвели итоги и обсудили актуальные вопросы развития республики. Во второй части представители власти вместе с экспертами, отраслевиками и бизнес-сообществом представили свои идеи и проекты, которые в будущем могут послужить улучшению качества жизни населения и дадут новый импульс экономике региона.
Ранее подобное масштабное мероприятие проходило единожды – в феврале 2020 года, участие в нем приняли около двух тысяч человек. Тогда по итогам открытого совещания было сформировано и обозначено почти 1100 идей по 12 направлениям стратегических сессий: «Общественные инициативы», «Образование - новые возможности», «Здоровая Бурятия», «Мой бизнес - ресурсы для развития», «АПК: новые решения», «Индустрия туризма», «Повышение рождаемости и поддержка семей с детьми», «Молодость. Спорт». «Бурятия - культурный центр российского Востока», «Экология», «Развитие инфраструктуры для комфортной жизни» и «Цифровая экономика».
За четыре года реализовано полностью, частично реализовано и находятся на стадии воплощения 803 проектные идеи (624 – реализовано, 179 – на стадии реализации). «Когда в прошлый раз, 5 лет назад, мы такое же мероприятие делали, мы тоже, когда собрали все предложения, даже представить не могли, сколько мы сможем в итоге сделать. Нас пугали масштабы, пугали объемы необходимого финансирования, пугала трудность задач, но большую часть этих вопросов мы решили. Поэтому и сейчас, имея этот опыт, мы уверены, что также большую часть того, что люди предлагают, мы за этот период решим», — отметил глава Бурятии Алексей Цыденов
В этот раз на втором открытом совещании разбирались следующие темы: подведение итогов реализации национальных проектов, представление новых инициатив, обсуждение стратегических направлений развития Бурятии.
По словам зампреда правительства – министра экономики Бурятии Екатерины Кочетовой, за шесть лет объем собственных доходов Бурятии вырос на 66%.
— Инструменты, применяемые правительством Бурятии, не только способствовали притоку инвестиций — за шесть лет их объем вырос в два раза, но и позволили нарастить доходы бюджета, — отметила министр.
Как сообщает пресс-служба правительства Бурятии, действующий специальный режим территорий опережающего развития дает инвесторам широкий ряд льгот и преференций: пониженные ставки по налогу на прибыль или полностью нулевая ставка, освобождение от налога на имущество. В цифрах – это более 4 млрд рублей налоговых льгот, из которых 732 млн уже фактически предоставлены.
В 11 районах республики и Улан-Удэ созданы специальные зоны с налоговыми льготами и поддержкой для бизнеса — территории опережающего развития «Бурятия». На этих площадках работают 22 резидента, готовые вложить в новые предприятия более 52 млрд рублей и трудоустроить 2 400 человек. Сегодня уже создано 642 рабочих места и вложено почти 7 млрд инвестиций. На ближайшие три года планируется 14 новых проектов с инвестициями свыше 35 млрд рублей. Это позволит создать еще пять тысяч рабочих мест, подмечает Екатерина Кочетова.
За 2024 год доходы консолидированного бюджета составили 123,5 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2019 года. Об этом в рамках совещания сообщил зампред правительства Бурятии Всеволод Мухин. По его словам, значительно возросла и финансовая поддержка из федерального бюджета, благодаря реализации нацпроектов и вхождению республики в состав Дальневосточного федерального округа. Объем инвестиций возрос с 43 млрд в 2019 году до 61,8 млрд рублей в 2024 году.
В сфере агропромышленного комплекса поддержка со стороны государства растет ежегодно. Как сообщил министр сельского хозяйства Бурятии Амгалан Дармаев, за шесть лет на развитие фермерства в республике направлено 5,5 млрд рублей. С 2024 года поддержка увеличилась на 42,8% и составила 1 млрд 23 млн рублей.
«Столько в ключевую отрасль Бурятии не вкладывалось никогда» — отметил Амгалан Дармаев.
Вливание федеральных денег внушительно повлияло на увеличение посевных площадей — на 12,3 тысяч гектаров. Для их обслуживания приобретено почти 1400 единиц техники и оборудования, треть суммы затрат на которое возместило государство. Впрочем, не только средства и техника, но и благоприятные погодные условия дали свои плоды. Так, достигнуты рекордные урожаи по зерновым культурам, картофелю и овощам.
Объем отгруженной продукции полезных ископаемых увеличился в 2,6 раза, а налоговые поступления выросли в два раза, достигнув 7,2 млрд рублей за последние шесть лет, сообщил в своем докладе зампред правительства Бурятии Иван Альхеев.
— Это позволило не только модернизировать существующие производства, но и запустить новые проекты. Благодаря грамотной инвестиционной политике и поддержке государства добывающая отрасль продолжит оставаться локомотивом экономического роста, создавая новые рабочие места и улучшая качество жизни в регионе, — подчеркнул зампред.
Об успехах социальной сферы за последние шесть лет в республике отчиталась зампред правительства — министр здравоохранения Бурятии Евгения Лудупова. Так, с 2019 по 2024 годы на демографическое развитие направлено 80 млрд рублей, из них на выплаты семьям при рождении детей направлено 14,7 млрд.
— Более 8 тысяч человек смогли повысить доход, благодаря программе социального контракта. Мы — одни из лидеров в Дальневосточном федеральном округе по количеству многодетных семей. В соответствии с указом главы Бурятии реализуются такие меры поддержки как организация бесплатного питания в школах, бесплатный проезд и обеспечение лекарствами, — сообщила Евгения Лудупова.
К слову, глава Бурятии Алексей Цыденов свою программную речь посвятил улучшению демографической ситуации в республике. Исходя из его слов, для правительства Бурятии данное направление стало приоритетным:
«Сегодня стоит вопрос сохранения нас как народа. Еще несколько лет назад коэффициент рождаемости был выше 2,3, каждая женщина рожала двух и более детей. Минимальный уровень для сохранения народа — это 2,3. Сейчас в Бурятии коэффициент рождаемости 1,6. С каждым следующим годом нас становится меньше, а нас должно быть много. Бабушки, дедушки тоже не должны отходить в сторону, как и наши бабушки, дедушки растить своих внуков, помогать своим молодым, быть одной большой семьей. Мы как народ должны быть! Экономика, стройки, больницы, все что угодно — это все для того, чтобы нас было больше»
По словам Евгении Лудуповой, на территории республики построено 37 новых современных школ и 46 детских садов; капитально отремонтировано 150 школ и 18 детсадов. Построено 239 спортивных объектов. Отремонтировано и создано 178 учреждений культуры, среди которых 93 сельских дома культуры, 14 детских школ искусств.
Кроме того, построено 8 поликлиник, 61 ФАП, 21 врачебная амбулатория. Также приобретено 448 машин скорой помощи и санитарного транспорта, которые отправились во все районы Бурятии.
За последние шесть лет общее количество преступлений в Бурятии снизилось на 13%. На 38 % уменьшилась преступность среди несовершеннолетних, на 23 % сократилась рецидивная преступность, заявил зампред правительства Бурятии Вячеслав Сухоруков.
Наиболее эффективной мерой по снижению различных видов преступлений, чиновник отметил внедрение АПК «Безопасный город».
«Сегодня более 900 камер видеонаблюдения объединены в единую систему, доступную правоохранительным органам. Постоянно увеличивается число устройств, оснащенных элементами искусственного интеллекта, способными распознавать и идентифицировать лица. Система успешно предотвращает правонарушения и помогает оперативно раскрывать преступления»
По словам Сухорукова, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 2020 года снизилось почти на 40 %. С марта 2024 года введены ограничения на продажу алкоголя в жилых домах, что затронуло более 440 магазинов (около 17 %). Большинство предпринимателей своевременно выполнили требования закона.
Новый антиалкогольный закон в Бурятии начал действовать с 1 марта. На территории республики теперь запрещена розничная продажа алкоголя в нежилых помещениях многоквартирных домов. Уставной капитал розничных магазинов для получения лицензии на алкогольную продукцию повысился с 60 000 рублей до 300 000 рублей. Также поменялось время продажи спиртного: запрет действовал с 21:00 до 09:00, а сейчас - с 20:00 до 11:00. Нарушение закона карается существенными административными штрафами. В связи с этим многие алкогольные маркеты прикрыли свою деятельность, сдавая свои помещения в аренду.
При этом в республике нарастает проблема с IT-преступлениями. В 2024 году зарегистрировано свыше шести тысяч случаев телефонного мошенничества, когда в 2020 году показатель был вдвое меньше.
«Сумма похищенных средств за прошлый год вызывает тревогу – это 673,24 млн рублей. Менее четверти этих преступлений совершается на территории России. Большинство мошенников действуют дистанционно, преимущественно с территории Украины и других государств, что делает проведение следственно-оперативной работы практически невозможным», — подчеркнул Вячеслав Сухоруков
Региональные правоохранительные органы ведут постоянную работу по противодействию телефонному мошенничеству. За январь-февраль прошлого года мошенники похитили у жителей республики 95 млн рублей, а за аналогичный период этого года – 55 млн рублей. Снижение составило более 40 %.
Итоги развития строительной, дорожной и транспортной отрасли республики за последние шесть лет привел зампред правительства Евгений Луковников. За отведенный период сдано более 200 соцобъектов: школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта. Все это было возведено благодаря нацпроектам «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Культура».
Введено в эксплуатацию свыше 2000 квадратных метров жилья, из них более 567 тысяч квадратных метров сдано в многоквартирных домах. Новое жилье построено не только в Улан-Удэ, но и в районах республики.
По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Бурятии отремонтировали и построили более 2,1 тысяч км дорог и 117 мостов. На обновление дорожной сети направили 90,6 млрд рублей.
Несмотря на все рекорды, насущные проблемы все же есть. В их числе многострадальное строительство третьего моста через реку Уда в Улан-Удэ. Его начали строить весной 2020 года. По изначальному плану работы должны были завершить в 2024-м. Однако сроки не раз переносили. Стоит отметить, что транспортный переход через реку Уда включает в себя не только мост, но и надземный пешеходный переход, тоннель под железной дорогой и две развязки. Общая протяженность моста — более четырех километров. Стоимость объекта составила – 7,5 млрд рублей.
Евгений Луковников пообещал, что долгожданный объект будет готов в 2027 году.
«С 2019 года по настоящее время нам ежегодно бросали вызовы. Сегодняшняя ситуация не позволила полностью профинансировать данный объект в установленные сроки. Поэтому лимиты основного финансирования сдвинуты до 2027 года. Мы планируем закончить работы в 2027 году. Мост будет построен – это наша обязанность и показатель, который мы должны достичь»
В открытом совещании «Наша Бурятия» приняло участие около 2400 человек, сформировано свыше 1000 идей на стратегических сессиях по 15 направлениям. Все они были связаны со строительством дорог, мостов, развития опорных населенных пунктов, ЖКХ, туризм, образования и т.д. В ближайшее время правительство Бурятии начнет работу с поступившими предложениями.
Глава Бурятии Алексей Цыденов в программной речи рассказал о дальнейших планах развития республики. Главная задача правительства — реализация мастер-плана по реновации исторической центральной части Улан-Удэ.
В текущем году в Улан-Удэ по мастер-плану начнут строить жилой комплекс из 15 корпусов высотой от 5 до 16 этажей. Новые жилые дома появятся на месте ветхих зданий. После реализации проекта жилая площадь увеличится почти до 200 тысяч квадратных метров. При этом объекты культурного наследия сносить не будут.
Всего в мастер-план Улан-Удэ предусмотрено 42 мероприятия. Помимо масштабной застройки в центре города возведут театр песни и танца «Байкал», национальный музей, школу на 760 обучающихся, межвузовский кампус. В изменения также включат общее благоустройство территории, развитие транспорта, переход на электроотопление и глобальная замена коммунальных сетей.
«В рамках мастер-плана, утвержденного президентом России, мы сделаем наш город, нашу республику лучше. Президент не просто утвердил, а приехал сюда к нам и утвердил то, каким наш город будет в ближайшие шесть лет. Наши задачи — развитие общественного транспорта, решение транспортных вопросов. Мы строим путепроводы, увеличили количество автобусов, трамваев. Делаем город красивым. Сносим старое жилье и строим новое современное. Строим национальный музей и театр «Байкал». Делаем кампус мирового уровня для нашей молодежи, чтобы они жили здесь, чтобы они видели свое будущее здесь. Чтобы они были счастливыми здесь, у себя дома, и чтобы они здесь рожали детей, и чтобы нас становилось больше».
Александр Бутылин занимает пост министра финансов Камчатского края с февраля 2021 года. Родился 7 сентября 1981 года в Петропавловске-Камчатском. В 2004 году окончил Дальневосточный государственный технический университет по специальности «менеджмент», в 2014 году — Финансовый университет при правительстве РФ, специальность — «управление государственными финансами». С 2015 года работал заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю.
– В конце прошлого года губернатор Владимир Солодов заявлял, что Камчатка перестанет быть высокодотационным регионом в 2024 году. Получилось?
– В целом действительно всё получилось. Но правильнее сказать, что в 2024 году Камчатский край перестал входить в число субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета. Это даёт нам большую самостоятельность при составлении и исполнении бюджета и снимает часть ограничений с субъекта. При этом большую часть доходов бюджета по-прежнему составляет финансовая помощь из федерального бюджета. Мы стали входить в число субъектов, где доля дотаций превышает 10% от собственных доходов.
– Какой объем финансовой помощи получает Камчатка ежегодно и сколько всего в РФ высокодотационных регионов?
– В контексте нашего разговора из всей финансовой помощи будет правильно выделить дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности и иную финансовую помощь. Дотация представляет собой финансовую помощь, которая предоставляется из федерального бюджета субъектам РФ исходя из их бюджетной обеспеченности и не имеет целевого назначения, иными словами – субъект сам решает, куда направить эти средства. Для Камчатского края дотация в текущем году составила около 49,5 млрд рублей. А в целом финансовая помощь из 125,6 млрд рублей (доходная часть бюджета края) составляет чуть более 85 млрд рублей.
Среди дальневосточных регионов Камчатка занимает второе место по объему дотации. Для сравнения для Еврейской автономной области дотация в этом году составила 2,8 млрд рублей, для Республики Бурятия 28,2 млрд рублей, для Республики Саха (Якутия) – 63,4 млрд рублей (этот регион находится на первом месте в ДФО по объему дотаций). В России самый большой объем дотации получает Республика Дагестан – 96,2 млрд рублей.
Механизм расчета дотации довольно сложный, и описать его непросто. Но точно можно сказать, что дотация из года в год растет. В 2023 году нецелевая помощь для Камчатки составляла 45,8 млрд рублей, в 2024 году – 50,8 млрд, в 2025 году запланирована в сумме около 56,2 млрд рублей.
– Проект бюджета на следующий год и на плановый период 2026 и 2027 годов уже готов. Отличаются ли кардинально основные показатели краевого бюджета на 2025 год в сравнении с показателями текущего? Сколько предусмотрено средств на социальные нужды в следующем году в сравнении с текущим?
– Прогнозируемый объем дохода бюджета на 2025 год составляет 103,2 млрд рублей, общий объем расходов – 109,8 млрд рублей. Дефицит составит 6,6 млрд рублей. В 2026 году дефицит составит 1,7 млрд рублей при объеме доходов в 85,9 млрд и расходов в 87,6 млрд рублей. На 2027 год у нас стоит по плану профицит – 357 млн рублей. Помимо дотаций для нас также не менее важен показатель роста собственных налоговых и неналоговых доходов. На 2025 год этот показатель составит 43,3 млрд рублей – что на 2,8 млрд выше показателей 2024 года. Пока сравнивать остальные показатели преждевременно. Но традиционно это выше уровня прошлого года.
Если говорить про социальные нужды, то в проекте краевого бюджета на 2025 и два последующих года сохранены и проиндексированы в должном объеме все нормативные обязательства, действующие в 2024 году. А если говорить шире, то социальные расходы бюджета — это средства, направленные на удовлетворение социальных нужд населения, включая здравоохранение образование, социальное обеспечение, культуру и прочее.
Например, на реализацию государственных программ Камчатского края распределено ассигнований на здравоохранение в 2025 году 11,2 млрд рублей, на образование – 20,2 млрд рублей, на социальную поддержку 10,2 млрд, на культуру – 2,3 млрд рублей, на развитие физкультуры и спорта – почти 2 млрд рублей, на обеспечение доступным и комфортным жильем – 2,4 млрд рублей, на развитие транспортной системы 7,3 млрд, на содействие занятости населению – 764 млн рублей, а на программу энергоэффективности и развития энергетики – почти 27 млрд рублей. Эту статью расходов мы относим к социальным, так как для населения рост тарифов на электрическую и тепловую энергию мы сдерживаем, и жители Камчатки платят примерно 60% от реальной стоимости. Это основная статья социальных расходов для Камчатского края. По закону, если установлен сниженный тариф, то тогда разницу ресурсоснабжающей организации должно компенсировать государство. В 2024 год эта разница составляет 24 млрд, а в 2025 году – будет 29 млрд рублей. Межтарифная разница растет опережающими темпами. При этом дефицит бюджета края меньше, чем расходы на межтарифную разницу.
– Основной источник доходов регионального бюджета на протяжении многих лет – рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли. Есть ли тенденция к изменению ситуации? Какие отрасли на втором и третьем местах по наполнению налогами бюджета?
– Я полностью согласен, что основной источник доходов консолидированного регионального бюджета на протяжении многих лет – рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасль. И к сожалению, в ближайшее время эта тенденция вряд ли изменится. Доходы от нее поступают в бюджет в виде налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, единого сельскохозяйственного налога. Также существенным поступлением в бюджет являются сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В текущем году доход бюджета от этих сборов составит в районе 4 млрд рублей.
Также можно выделить поступающие налоги от горнодобывающей отрасли – 800 млн рублей будет к концу года, но они не идут в сравнение с доходами от рыбной отрасли. Кроме того, важно отметить, что рыбаки активно участвуют социальном развитии Камчатского края не только через бюджет. Ярким примером тому служит построенный ФОК в поселке Козыревск Усть-Камчатского муниципального района.
– Как влияет высокая ключевая ставка Банка России и перспективы ее дальнейшего повышения на исполнение региональных бюджетов?
– Ключевую ставку поднимают для того, чтобы увеличить стоимость денег на рынке, что в свою очередь должно привести к замедлению экономики и как следствие снижению инфляции. Это механизм, который помогает взять под контроль инфляцию. И в настоящее время, несмотря на высокую ставку Банка России, ему не удается достичь целевого показателя по инфляции. На основании этого можно сделать вывод, что ключевая ставка в ближайшее время снижаться не будет, а в декабре скорее всего повысится опять. Такого же мнения придерживаются многие российские эксперты. Но угадать 100% тут невозможно. На исполнение региональных бюджетов ключевая ставка влияет скорее негативно – так как рост экономики напрямую влияет на объем налогов, которые поступают в бюджет. Кроме того, во многих бюджетах в составе источников погашения дефицита бюджета предусмотрены привлечения коммерческих кредитов, а высокая ключевая ставка значительно увеличивает расходы на обслуживание государственного долга. При ключевой ставке в 21% коммерческие банки предлагает кредиты под 23-24%.
– Ранее в этом году вы отмечали, что Камчатский край на протяжении пяти лет подтверждает высокий уровень управления государственным долгом субъекта, несмотря на его увеличение. Поясните, что это значит и каков размер госдолга региона?
– По состоянию на октябрь 2024 года государственный долг Камчатского края составил 13,9 млрд рублей или 34,3% от собственных (налоговых и неналоговых) доходов краевого бюджета. Эту сумму нельзя назвать низкой, но говоря о долговых обязательствах Камчатского края, очень важно понимать их структуру и историю возникновения этих обязательств. Глобально кредиты разделяются на две условные группы – бюджетные и коммерческие.
В составе госдолга края на сегодня доля коммерческих кредитов составляет всего 5,7 млрд рублей. Так же в составе общего объёма государственного долга есть 2,2 млрд – в 1998 году Европейский банк реконструкции и развития предоставил заём в почти 100 млн долларов США на строительство Мутновской геотермальной станции. Когда доллар начал резко расти – по текущей ставке кредит закрыл федеральный бюджет, а погашает его Камчатскэнерго. Бюджет региона не обслуживает это долговое обязательство, но является поручителем – поэтому 2,2 млрд рублей отражаются в общем объеме госдолга Камчатского края.
Если говорить в среднесрочной перспективе о государственном долге Камчатского края, то необходимо напомнить о том, что в конце 2025 года планируется запуск терминала СПГ НОВАТЭК – Камчатка и расходы на межтарифную разницу существенно снизятся, как следствие, с 2026 года мы прогнозируем снижение государственного (коммерческого) долга Камчатского края. Начнут строительство инфраструктуры под проект уже в этом году, аванс в 4 млрд рублей будет заплачен. Реализован будет проект в 2026 году.
Есть инфраструктурные кредиты и специальные казначейские кредиты – их больше 3 млрд рублей. Такие кредиты дают на длительный срок и по очень низкой процентной ставке. Такие кредиты выгодны для субъектов, и мы за них будем бороться. Их особенность в том, что деньги даются под проекты, которые согласованы и определенно будут приносить прибыль в будущем, что даст возможность погашать такие кредиты. Например, дорога на Халактырский пляж строится за счет средств специального казначейского кредита. Пример реализации инфраструктурного проекта на кредитные средства – реконструкция автомобильной дороги от площадки агропарка «Зеленовские озерки» на ТОР «Камчатка» до перекрестка Раздольный – Кеткино.
Минфин РФ ежегодно проводит оценку долговой устойчивости регионов. Камчатский край – регион с высокой долговой устойчивостью. Госдолг находится на безопасном уровне. Рейтинг кредитоспособности Камчатского края подтвержден и рейтинговым агентством «Эксперт РА» на уровне «ruA+» (стабильный). В высокодотационных субъектах госдолг не может превышать половины от собственных доходов бюджета. Напомню, госдолг края составляет 34,3% от этого показателя. Край относится к субъектам, где госдолг не может превышать 100% бюджетных доходов.
Среди субъектов с высоким абсолютным значением государственного долга можно выделить Московскую область – 253,7 млрд рублей (долговая нагрузка — 30% — прим. EastRussia). Среди дальневосточных регионов – Республику Саха (Якутия) – 61,3 млрд рублей (долговая нагрузка — 23,0% — прим. EastRussia), Амурскую область – 33,7 млрд рублей (долговая нагрузка — 41,6% — прим. EastRussia), Хабаровский край – 59,6 млрд рублей (долговая нагрузка — 47,4% — прим. EastRussia).
– С 1 января вводится туристический налог. Какие доходы прогнозируются на Камчатке по итогам года?
– Этот налог этот идет в бюджеты районов и муниципалитетов, не поступает в бюджет субъекта. Налогоплательщиками выступают организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного размещения. На Камчатке принято решение о вводе туристического налога во всех районах и муниципальных округах. Вводится поэтапно – в 2025 году не может превышать 1%, в 2029-м – 5%. Его потенциал на 2025 год – более 24 млн рублей. Из них 9,2 млн достанется Петропавловску-Камчатскому, 8,8 млн рублей – Елизовскому району. Остальное по другим районам. Деньги небольшие, но в перспективе могут быть значимыми. В 2029 год Минэк прогнозирует потенциал этого налога уже в 122 млн рублей.
На заседании проектного офиса по улучшению инвестиционного и делового климата представители бизнес-сообщества Хабаровского края ознакомились с детальными показателями национального инвестиционного рейтинга, составляемого Агентством стратегических инициатив. Они узнали, например, что по параметру «регуляторная среда» регион находится на 50-м месте, по «поддержке МСП» на 34-м, по направлению «работа институтов для бизнеса» на 29-й позиции, и в разделе «инфраструктура и ресурсы» — на восьмой. Ключевым тезисом мероприятия стала информация о том, что хотя регион и улучшает постепенно свои показатели, соседи-соперники делают это быстрее.
Площадкой проектному офису стал складской комплекс Ozon — очевидный намёк, на то, как успешно могут взаимодействовать региональные власти с инвесторами. В одном из ангаров собрались более 100 представителей бизнеса, власти, силовых структур и ресурсоснабжающих организаций. Присутствовал и врио губернатора Дмитрий Демешин, сразу предупредивший, что больше 40 минут пробыть не сможет.
Собственно, о ситуации с инвестклиматом врио информирован как никто другой — результаты нацрейтинга руководители регионов получили сразу после его оглашения на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2024 года. Хабаровский край расположился на 11 месте, поднявшись на 3 позиции по сравнению с предыдущим годом.
Лучший из дальневосточных регионов — Сахалинская область — на четвёртом месте по стране, причём регион обошёл Москву и занял первое место по параметру «регуляторная среда». Вторая по ДФО и в седьмая по РФ — Магаданская область (плюс две позиции по отношению к 2023-му году). Приморье и Приамурье в группе регионов, разделивших 12 место, Республика Саха (Якутия) на 14-ой позиции, Бурятия и Камчатка – пятнадцатые. Это то, что в тот день узнали все, а вот детали получили только руководители регионов.
Справка
Национальный рейтинг рассчитывается по 70 показателям в 4 направлениях:
· Регуляторная среда = качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
· Институты для бизнеса = эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).
· Инфраструктура и ресурсы = наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).
· Поддержка малого и среднего предпринимательства = уровень развития малого и среднего предпринимательства (например, количество субъектов МСП в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).
— 10 лет прошло, а мы вот все об одном и том же — о регуляторной среде, — подчеркнула руководитель Дальневосточного филиала АСИ Ольга Курилова, представившая результаты рейтинга. — Да, есть у Хабаровского края позитивные изменения, регион сильно изменился, вопрос только в одном: другие регионы уже убежали вперед. Регионы лидеры по регуляторной среде, например Сахалин, начинали в ручном режиме, а теперь они отстроили работу на системном уровне с помощью цифровых платформ, И задача Хабаровскому краю на ближайшее время — цифровизировать строительную отрасль, подключения к инженерным сетям, разрешительные процедуры — там точно можно обойтись без участия человека. И если такая система и платформа будет, это позволит избежать многих проблем, повысит прозрачность всех процедур, и предпринимательская удовлетворенность будет совершенно иная.
О давно назревшей необходимости создать единую информационную систему в строительстве рассказал собравшимся Александр Волков, гендиректор «СиСофт Дальний Восток».
— У нас сейчас ситуация такая: каждая организация сетедержателей имеет свои собственные —либо бумажные, либо электронные архивы своих инженерных сетей. Причем сети друг друга они видят очень мало или плохо. Например, в Хабаровске из 72 организаций только 10 организаций подключены в общую систему. И, собственно, хотел бы сделать два предложения очень простых.
Первое. Создать при правительстве Хабаровского края центр цифровой трансформации, который занялся как раз с тем, чтобы все инженерные сети были сведены в одну единую общую электронную цифровую карту и в том числе, чтобы все муниципальные образования на этой общей единой цифровой карте ввели все свои работы, связанные с присвоением адреса, выделением земельных участков и прочих вещей.
Второе: создание такого центра должно сопровождаться ещё одним документом, который принимается в некоторых уже регионах России — это постановление губернатора о том, чтобы все ресурсоснабжающие организации региона вносили в эту общую базу, тот объем информации, который не секретен и не подвержен какой-то дополнительной защите.
Как оказалось, инициатива уже в работе. Врио губернатора сообщил: задача поставлена, находится на контроле.
— Опубличить этот вопрос можно только частично, потому что там ряд данных по пролеганию сетей носит секретный характер, — отметил Дмитрий Демешин и адресовал вопрос своему заместителю — Дарий Викторович, ответьте, мы сможем это сделать? В какие сроки, если говорить о ваших сетях?
— У нас у ряда ресурсно-снабжающих организаций свои базы есть, — отвечал Дарий Тюрин, заместитель председателя правительства Хабаровского края по природным ресурсам и сельскому хозяйству. — Надо смотреть возможность интеграции в эту общую систему, чтобы можно было действительно ей оперативно и эффективно пользоваться. Я думаю, что на это можно взять, 10 дней, скажем так. Если готовы коллеги предоставить, мы можем с муниципалитетами отработать этот вопрос в течение 10 дней.
Впрочем, одна только цифровизация все проблемы не решит. Обмен мнениями внезапно перерос в дискуссию, когда глава хабаровского отделения «Опоры России» Сергей Мазунин высказал своё недовольство ситуацией в подключении к газоснабжению.
— Вот я хотел вопрос поднять о подключении к газовым сетям. Есть поручение президента 2020 года связаное с этим. Я не знаю, как оно исполняется, в том числе на региональном уровне. Много вопросов связано с внутренними регламентами: доступ на рынок, подключение к технологическим сетям. «Газпром газораспределение» у нас вообще на письма не отвечает.
Я предлагаю заняться этим на федеральном уровне — проанализировать все эти избыточные требования, например. Лимитов по газу мы не понимаем, есть ли они или нет. Как мы можем развивать регион, производство, когда у нас газификация региона 25% — я имею в виду ДФО (при этом большая часть газифицированных объектов относятся к энергетической инфраструктуре – прим. ред).
Итогом обострившегося диалога стало предложение Марии Авиловой, первого заместителя председателя правительства Хабаровского края (врио к тому моменту отбыл), направить в головной офис Газпрома единое обращение от общественных объединений предпринимателей, отдельных бизнес-структур Хабаровского края, в котором были бы изложены все вопросы, требующие решения.
И уже под занавес встречи Александр Волков (предлагавший создать единый центр цифровой трансформации строительной отрасли) напомнил о вышедшем месяц назад постановлении правительства Российской Федерации, которое обязывает все технологические присоединения с 1 марта 2025 года выполнять через портал Госуслуги — как для граждан, так и для организаций.
— Сейчас порядка 350 ресурсоснабжающих организаций на территории Хабаровского края. Либо каждая должна будет исполнить законодательство и подключиться к порталу Госуслуги, либо это нужно сделать централизованно для того, чтобы вся информация по всем заявкам на техприсоединения для бизнеса и для граждан шли через портал Госуслуги и были видны для краевого правительства, — подчеркнул спикер.
Что ж, если цифровизация всей строительной отрасли Хабаровского края будет развиваться также бодро, как она обсуждается, и реализоваться в том же темпе, что и в части поручений, то, возможно, 50-ая позиция региона по «регуляторной среде» по итогам следующего рейтинга станет «страницей тёмного прошлого».