Количество пользователей якутской метасреды «Обращайся» резко выросло на фоне нестабильной работы мессенджеров Telegram и WhatsApp
В конце января в Якутии четверо суток по всей республике фиксировались сбои в работе популярных мессенджеров. Одно из объяснений отсылало к профилактическим работам Роскомнадзора, но как бы там ни было на самом деле, этот сбой сыграл на руку якутским разработчикам приложения «Обращайся» — число скачиваний программы выросло кратно.
EastRussia неоднократно рассказывало о проекте в своих материалах. На этот раз мы решили выяснить, как разработчики справились с резко возросшим трафиком и каким образом планируют развивать проект дальше. Об этом нам рассказал генеральный директор IT-компании «Сахавизион» Петр Бурцев.
– Наше приложение уже установлено на примерно 30 тысячах устройств. Когда начались сбои с мессенджерами, мы переживали, что не выдержит система, технически не выдержит. У нас были десятки тысяч запросов, но система прекрасно справилась с нагрузкой, мы не увидели «бутылочного горлышка», система прекрасно справилась со всеми задачами, – рассказывает Петр Бурцев.
Когда легли «буржуйские» программы для общения, жители Якутии смогли и дальше совершать привычные действия: запрашивать информацию, получать ответы и даже продавать.
– Когда была блокировка иностранных мессенджеров, мы прекрасно работали: сотрудники, у которых в кабинетах установлен корпоративный мессенджер, цифровая почта, между собой общались, был обмен документами, рабочие процессы не остановились, продолжался приём обращений от людей, – рассказывает Петр. – У нас цифровые кабинеты установлены практически по всей территории республики и люди, которые живут в труднодоступных районах, у них всегда есть возможность обратиться в органы местного самоуправления, получить справку, оформить документы. Муниципальные образования и бизнес, зарегистрированные в нашей системе, не почувствовали сбоев.
«Обращайся» это не совсем мессенджер. Изначально, по сути, это была система электронного документооборота с возможностью общения с клиентами для тех компаний и структур, внутри которых запрещено пользоваться иностранными электронными продуктами.
– Уникальность нашего корпоративного мессенджера на стороне организаций и бизнеса в том, что мы набираем название компании, и у нас появляется весь список зарегистрированных работников и мы выбираем нужного, – делится Петр Бурцев.
Вскоре общение вышло за рамки внутрикорпоративного – люди захотели общаться не только по профессиональным вопросам. Собственно, этому и было посвящено большинство запросов от пользователей «Обращайся» – хотим мессенджер!
– Люди хотят мессенджер, чтобы общаться между собой. Любая система работает, когда есть коммуникация. Поэтому мы решили сосредоточиться на мессенджере, – рассказывает о планах Петр Бурцев. – В середине марта мы должны выпустить аналог таких мессенджеров, как WhatsApp и Telegram в рамках нашего приложения «Обращайся».
Кроме того, в ближайших планах – увеличение мощности сервера и масштабирование на все регионы ДФО.
— Мы готовы выходить за пределы республики, нас выбрали в акселераторе ФРИИ «Спринт» Минцифры. В апреле мы должны выйти на уровень Дальневосточного федерального округа, сейчас проходим интенсивное обучение. Мы также внесены в реестр программного обеспечения России как импортозамещающие отечественные разработки.
Так что не исключено, в этом году в смартфонах дальневосточников появится еще один ярлык приложения — синяя волна на белом фоне. Это и есть «Обращайся».
Алексей ЕлашИнициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia о достоинствах приложения и метасреды, а также о том, на что пошлось пойти, чтобы разработка состоялась, почему нет пути назад, и кому метасреда «Обращайся» будет интересна особенно (спойлер – всем).
– Пётр Васильевич, как появилась метасреда «Обращайся»? Что это такое вообще?
– Начну с небольшого отступления: последние 11 лет я работаю в «Агентстве правового содействия органам местного самоуправления» РС(Я), которое оказывает правовую поддержку администрациям поселений, районов, где нет штатных юристов. То есть такой юридический аутсорс. В последние полтора года активно начался процесс цифровизации и автоматизации органов местного самоуправления, разработка автоматизированных информационных систем для муниципалитетов, чтобы им было удобно работать, чтобы вся информация была в одном месте, чтобы без лишних проволочек готовились необходимые документы для граждан, для надзорных органов, чтобы на руках всегда были нормативно-правовые акты.
Собственно к идее создания метасреды «Обращайся» подтолкнул опыт работы в «Агентстве правового содействия» и наработок с органами местного самоуправления. Некоторые вещи мы практически напрямую внесли в метасреду, используя те инструменты и механизмы, которые сейчас актуальны для граждан – соцсети, мессенджеры, обращение в бизнес- и госструктуры, а также электронное взаимодействие.
Сначала мы – «Сахавизион» занялись разработкой более узкого продукта – «Кабинета муниципального служащего». Как раз началась пандемия, онлайн-совещания, но надо сказать, что пандемия не сильно оказала влияние на нашу работу: мы уже к тому времени использовали многие дистанционные способы ведения работы из-за наших больших расстояний – те же видеозвонки и тому подобное. Но пандемия ускорила процесс улучшения инструментов удалённого взаимодействия, подтолкнула к их разработке. В итоге мы пришли к идее такого виртуального кабинета, где бы все собрались, среды, в которой находились бы и граждане, и органы власти, и бизнес. Сразу было понятно, что это должен быть простой инструмент, интуитивно понятный и мы разработали механику всего этого процесса, а сейчас ведём доработку и развитие нашей метасреды.
– Но есть ведь соцсети, в которых и бизнес, и власть и уж тем более граждане имеют свои аккаунты, представительства… Вы собираетесь с ними конкурировать?
– Соцсети – это замечательно. Вот даже «ВКонтакте» - наша, отечественная. Но у неё другая концепция. Отличие нашей платформы в том, что она включает в себя иные инструменты и её архитектура выстроена так, что она быстрее соединяет ведомства, граждан, бизнес и общественные организации. Её функционал заключается в обработке взаимодействий и при этом наша платформа является каналом коммуникации – и с «ВК», и с «Госуслугами».
Вот на «Госуслуги» человек заходит, чтобы получить те или иные регламентированные государственные услуги – паспорт поменять, участок зарегистрировать, штраф заплатить… При этом у гражданина есть вроде бы информация о том, КАК это сделать, но нет единого источника этой информации, где можно было бы всё посмотреть. Вот пример – надо записать ребёнка в детский сад, но гражданин не знает на какой сайт зайти, какие документы нужны, как заявление правильно написать. Ему надо прийти в управление образования, встретиться со специалистом, который скажет: «Заходите на сайт «Госуслуги», выберите такую-то вкладку, отсканируйте такие-то документы, прикрепите их и отправьте, рассмотрение продлится столько-то дней…». И вот ту коммуникацию, которая нужна этому гражданину для того, чтобы попасть на «Госуслуги», он получит в метасреде «Обращайся». Здесь можно сделать онлайн-запрос у подведомственной организации и получить ссылку, разъяснение по всем шагам процедуры записи ребенка в детский сад.
Сейчас обращения граждан через интернет часто отправляются в «никуда». Человек выбрал министерство социальной защиты, например, написал туда обращение, оттуда оно пошло или по ведомствам, или в район вернулось, проходит время, человек уже успевает иногда сходить к специалисту и решить свой вопрос, прежде чем получит ответ на своё обращение.
– Получается такой предварительный шлюз?
– Да-да! Это одна из целей и задач метасреды. Заполнить промежуток, облегчить первый контакт, создать канал коммуникации со структурами и государственными, и иными, которые необходимы в конкретном случае. Поэтому мы не конкуренты «ВК», мы не конкуренты «Госуслугам» и другим информационным системам. Мы помогаем гражданам в первую очередь, чтобы они получили доступ к нужным им источникам.
– В «Обращайся» уже много не только граждан-пользователей и органов власти, и тех же детских садов, но и представителей бизнеса, предприятий. Чем метасреда интересна для предпринимателей?
– Для бизнеса здесь вообще идеальные условия. Есть сразу несколько направлений электронного взаимодействия, начиная от коммерческих предложений и рекламы, заканчивая получением информации о торгах и закупках. Можно использовать свой канал и как маркетплейс!
Бизнесу мы предлагаем так называемый цифровой кабинет, который для предпринимателя, руководителя будет обладать такой же ценностью, как калькулятор для бухгалтера, как привычный и необходимый нам всем смартфон или компьютер. Это «цифровой двойник» можно сказать кабинета, из которого ведется управление каналом, выставляются посты, предложения товаров и услуг, отсюда же осуществляется купля-продажа с использованием интегрированной платежной системой «ЮKassa». Отсюда же можно вести рекламную компанию, писать коммерческие письма, адресно работать с конкретными потенциальными клиентами. А организации, например школа, может сделать ценовой запрос. Например, школе нужны принтеры – директор делает рассылку по профильным компаниям, получает ответ и выбирает себе того контрагента, который предложит лучшие условия.
– Как вы намерены поддерживать стабильность функционирования метасреды? Недавние сбои в одном из достаточно популярных мессенджеров вызвал волну миграции на другие сервисы.
- У нас есть конечно соответствующие технические службы, программисты, свои сервера, которые находятся на территории Российской федерации. Все технологиии, применяемые нами, отвечают требованиям Минцифры. Более того – метасреда «Обращайся» использует исключительно импортозамещённые инструменты. Это полностью российское программное обеспечение, которое имеет возможность интеграции через API со всеми сервисами и программами для работы органов местного самоуправления. Мы проходим сейчас сертификацию по этому поводу и в ближайшее время мы получим от Минцифры документальное подтверждение того, что мы создали исключительно российский продукт.
Ещё мы ведём разработку полностью отечественного приложения видеоконференцсвязи, и рассчитываем, что оно будет готово уже к декабрю.
– А как велась разработка? Вы получали пользовались какими-то льготами?
– Нет, вся разработка велась на собственные средства и кредиты. Вложили всё что было – я заложил квартиру, машину. Мы как выпущенная стрела – пути назад нет. Но мы стали резидентом технопарка «Якутия», нам дают там помещение, и мы надеемся на более пристальное внимание со стороны государства, тем более, что наша метасреда, не подменяя «Госуслуги» и не конкурируя с ними, помогает власти осуществлять свои полномочия и устанавливать контакт с гражданами, взаимодействовать с ними. Господдержка бы нам очень пригодилась и в плане финансирования, и в плане продвижения.
– Что у вас с пользователями? Любой программный продукт, тем более соцсеть, метасреда останутся лишь пустой оболочкой, если не наполнится пользователями. Как у вас с этим обстоят дела?
– Начну с того, что уже сейчас приложение доступно для скачивания в App Store, RuStore, Galaxy Store, AppGalery (Huawei Store) и проходит модерацию на попадание в Google Play. Также его можно установить, скачав с сайта, на котором есть подробные инструкции по организации собственного канала.
По пользователям у нас очень хорошая динамика, при том, что мы не ведём рекламную компанию и не собираемся это делать в будущем. Да - мы не будем завлекать пользователей, убеждать их скачать наше приложение. Потому что по нашей задумке эту работу будут вести ведомства, министерства, бизнес – те структуры, которые обоснуются в метасреде и будут иметь здесь свои «цифровые кабинеты». Приведу пример – вот есть у человека небольшой бизнес, кафе, скажем. И ему, когда он установит наше приложение, больше ничего не надо будет – не надо создавать сайт, не надо будет создавать собственное приложение, чтобы привлекать клиентов. Он сможет использовать наше приложение как своё, работать со своими клиентами, которые будут подписываться на его канал, информировать их об акциях, предложениях и тп. А пользователь – обычный гражданин – будет видеть в своей ленте сразу всю информацию от всех организаций, на которые подписан.
Что же до конкретного числа пользователей, то буквально за неделю после нашей презентационной пресс-конференции, которая состоялась 18 октября 2022, у нас появилось больше тысячи пользователей и 200 запросов от администраций различного уровня на создание каналов. Всего в Якутии 443 муниципальных образований. Мы рассчитываем, что они все в скором времени обзаведутся собственными цифровыми представительствами в «Обращайся». По нашим оценкам, каждый такой аккаунт приводит в метасреду как минимум 500 пользователей, т.е. мы думаем, что уже в ближайшем будущем у нас будет не меньше четверти миллиона пользователей, которым важно взаимодействие именно с госструктурами и организациями. Каждый бизнес-канал приведет около тысячи пользователей, считают наши аналитики. До Нового года, думаю, мы будем иметь в числе своих пользователей всю Якутию, но останавливаться на этом не намерены. Наш продукт имеет абсолютно все возможности для использования по всей стране, и мы хотим показать всей России на что способен Дальний Восток!
Инициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia чего удалось добиться за год, какой функционал уже доступен пользователям метасреды и что появится в ближайшее время.
– Год – это ощутимый срок для инновационного продукта. Мы намного продвинулись с момента нашей встречи, я бы сказал процентов на 80. Это касается всех аспектов – и количества обращений, и расширения функционала. Увеличилось и количество пользователей, причём надо отметить активность бизнеса – мы приросли бизнес-структурами и количественно, и качественно: среди наших пользователей появились крупные предприятия – Мегафон, Газпромбанк, нефтяная компания «Туймаада нефть», «Полярные авиалинии», сеть канцтоваров «Азбука», сеть сувенирных товаров «Камелек».
Само приложение стало работать стабильнее. Сейчас у нас основной упор ведётся на его возможностях как корпоративного мессенджера. Уникальность состоит в том, что пользователь получает возможность связаться с любым сотрудником организации, подключённой к метасреде «Обращайся». Идентификация людей происходит по месту работы. И это, пожалуй, коренное отличие от других мессенджеров, представленных на рынке. В нашей системе поисковик находит пользователей по должности и организации.
Скажем вам нужно решить вопрос, и вы находите нужную организацию – государственное ведомство, орган местной власти или бизнес. Поисковик показывает вам список всех сотрудников и вы обращаетесь напрямую к тому, кто может решить ваш вопрос.
Добавили мы функционал цифровой почты – она отличается от прочих способов электронного взаимодействия тем, что не нужно вводить какой-то электронный адрес, узнавать этот адрес – например email конкретного человека. Нам не нужен адрес – сообщение, файлы можно сразу отправить участнику метасреды.
– Но, чтобы обеспечить такую связь, надо чтобы все организации, которые только существуют, были бы участниками метасреды «Обращайся»?
– Именно так. И мы над этим работаем – над созданием всеобъемлющего пула организаций. Пока в масштабе Республики, но с течением времени, надеюсь, мы эту задачу выполним. Наша главная концепция – создать глобальное сообщество. Сообщество самых разных организаций и людей – от государственных до общественных и бизнеса, включая публичных деятелей – лидеров мнений, общественников, блогеров. Такое сообщество, в котором бы люди, с помощью разнообразных инструментов могли общаться, продвигать свой бизнес, свой контент, инициативы, акции, оповещать своих соседей, односельчан, единомышленников. Чтобы и конкретный человек, и организация могли общаться с другими организациями, заказывать товары, услуги и тому подобное.
Чтобы это организовать мы строим «Обращайся» на основе браузерных цифровых кабинетов. Они имеют разное наполнение в зависимости от нужд и характера пользователя – ведь обычному человеку не нужны многие вещи, крайне необходимые, скажем, муниципальному органу. Например, для организаций есть и возможность ведения архива, и системы отчетности, организованы каналы внутренней коммуникации и каналы связи с другими организациями.
Главная наша гордость это микротендер. Это такое рабочее его название. Это не торговая площадка, которая требует какой-то аккредитации, но это площадка, где можно размещать запросы и коммерческие предложения – такая платформа товаров и услуг. Заказчик может запрашивать различные предложения, выбирать из них и делать заказ. Для поставщика такая система удобна тем, что это короткие прямые заказы, которые он может обслужить и потратить на это минимум усилий и времени. Это не подмена госзакупок. Это решение насущных вопросов, удовлетворение потребностей, не требующих аукциона и соответствующего оформления документов. Например, купить компьютер, картридж, бумагу. Это решение текущих вопросов.
Здесь бизнес может с помощью фото, мультимедиа подробно описать своих товары и услуги, прорекламировать себя подробно. Эта механика сейчас уже начала работать. У нас зарегистрированы 300 муниципальных образований. Они размещают свои вопросы – это может быть изготовление вывесок, баннеров, или вот недавно был запрос на утилизацию автомобилей. Зарегистрированный в системе бизнес видит эти заявки и предлагает свои возможности, назначает цену, клиент – муниципальное образование – сравнивает предложения и делает выбор. Не надо никуда звонить, слать email, искать адрес электронной почты, номер телефона – всё происходить в нашей среде.
Кроме того мы сейчас активно тестируем и уже в ближайшее время запустим видеоконференцсвязь – планируем подключить этот функционал в сентябре. Ещё мы приступили к обучению собственной нейросети – она сможет писать отчеты, статьи, письма заполнять формы справок, то есть станет реальным помощником государственного и муниципального служащего, облегчит жизнь офисным работникам. Плюс мы хотим интегрировать нашу метасреду с популярными мессенджерами и соцсетями с Telegram, Вконтакте, с «Одноклассниками», чтобы можно было продвигать свой контент сразу и там, работать со всей базой клиентов.
– Механизм оплаты услуг и товаров уже интегрирован в «Обращайся»?
– Да, мы встроили платёжную систему ЮKassa – это разработка Сбера, которая имеет механизм «Безопасная сделка», когда деньги покупателя замораживаются и переводятся продавцу, только когда тот предоставляет товар или услугу.
Конечно же участники метасреды «Обращайся» могут между собой договориться о других способах оплаты, включая и выставление счетов, и даже оплату наличными.
– Вы вот только что произнесли слово «безопасность». Какими средствами вы располагаете, чтобы обеспечить безопасность работы внутри вашей метасреды? Ведь её участники делятся весьма чувствительными данными.
– Что касается безопасности приложения, могу сказать, что в январе этого года мы зарегистрировали свои наработки в реестре программного обеспечения Российской Федерации. А чтобы туда попасть, надо пройти очень серьёзную проверку – только по времени она заняла полгода. То есть мы – полностью проверенный, полностью отечественный продукт, который выполняет все требования закона по защите данных. Наши сервера находятся только в России. Благодаря тому, что мы получили аккредитацию, мы становимся востребованными со стороны органов местной власти. Потому что по 149 ФЗ органам местного самоуправления, органам государственной власти запрещено использовать иностранные мессенджеры и другие разработки при оказании муниципальных услуг и выполнения государственных заданий.
Конечно же у нас постоянно ведётся мониторинг и учения по отражению сетевых атак, попыток взлома, DDoS-атак. Мы периодически проводим тестирования в поисках узких мест и уязвимостей, постоянно совершенствуя работу нашей системы. Можем смело утверждать, что готовы к любым нагрузкам и испытаниям.
– Сколько у вас сейчас пользователей – физических лиц, организаций?
– Метасредой «Обращайся» сейчас пользуются около 500 организаций и более 12 тысяч физических лиц. Числа может и не поражают воображение, но при этом мы вообще никакой рекламной деятельности не ведём. От слова «совсем»! Информация и сама метасреда распространяется органически – идёт от человека к человеку, от организации к организации. Это наша сознательная позиция, мы хотим убедиться, что наша система действительно полезная вещь, что её полезность продиктована насущными потребностями наших сограждан, организаций, бизнеса без влияния на неё маркетинговых действий, рекламы и пиара.
Мы за естественный рост ещё и потому, что любой проект растёт, нуждается в корректировках, оптимизации. Когда мы делаем это без резких движений, необходимости справляться с бесконтрольным наплывом пользователей, мы можем гарантировать качество, продуманность и глубокую проработку наших решений.
– Но всё же, насколько я помню, у вас вполне серьёзные амбиции есть в части масштабирования проекта: как в плане увеличения количества пользователей, так и в плане расширения их географии.
– Да, мы не собираемся ограничиваться только Якутией. И, собственно, у нас уже есть пользователи из самых разных уголков страны. Один из них, например, – это аккредитованная организация из Санкт-Петербурга, которая разрабатывает навигационные паспорта, паспорта вертолётных площадок. Очень, к слову, важная для нашей Республики работа – вертолётные площадки при наших расстояниях имеют жизненно-важную функцию.
При этом мы завязываем контакты с другими регионами – буквально на днях я по телефону общался с заместителем главы посёлка в Бурятии. Он очень заинтересовался как раз по тому, что модель, которую мы здесь сделали, это оптимальное решение задач муниципалитета. Что в Якутии, что в Бурятии, что в Тверской области у местной власти одинаковые боли – это работа с населением, это одинаковые по сути задачи взаимодействия с другими организациями будь то властные структуры или бизнес. К «Обращайся», кстати, подключилось больше половины всех муниципалитетов Якутии. Запустили пилотно наш продукт во всех управах Якутска, все пригороды Якутска подключились к нашей системе – сейчас проводим обучение, и скоро они начнут работать в полную силу.
Думаем и о масштабировании за пределами России. Недавно были в Казахстане по линии экспортного центра. Получили хорошие отзывы и высокие оценки от коллег из Казахстана. Они особенно отметили ключевое отличие и преимущество нашей системы, которая заключатся в том, что человек может наблюдать за тем «КАК» и «КТО» решает его вопрос, его проблему: будь то обращение в органы власти, или к бизнесу, в любую в общем-то организацию. Человек контролирует своё обращение.
Ведь что мы видим сейчас? Да у госорганов, у многих бизнес-организаций есть формы обратной связи. Человек пишет туда письмо и… оно часто будто проваливается в черную дыру. Человек ждёт положенный по закону срок, и всё это время он в неведении. Он вообще знает занимается ли кто-то его вопросом. А в «Обращайся» он получает уведомление, что его запрос приняли в работу, он видит, что его обращение получили, что оно в обработке, человек может уточнения какие-то сделать, ему могут уточняющие вопросы задать, попросить какие-то документы – всё происходит прозрачно для того, кто обратился.
Но, конечно, в первую очередь мы делаем ставку на развитие внутри России. Подготовили презентацию, поедем на Восточный экономический форум вместе с нашим IT-парком. С этого момента начнём продвижение по Дальневосточному федеральному округу, сейчас готовим информационные, методический материалы, чтобы наши потенциальные будущие пользователи смогли оценить все плюсы «Обращайся».
– Что ж, до встречи на восьмом ВЭФе!
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
В конце января в Якутии четверо суток по всей республике фиксировались сбои в работе популярных мессенджеров. Одно из объяснений отсылало к профилактическим работам Роскомнадзора, но как бы там ни было на самом деле, этот сбой сыграл на руку якутским разработчикам приложения «Обращайся» — число скачиваний программы выросло кратно.
EastRussia неоднократно рассказывало о проекте в своих материалах. На этот раз мы решили выяснить, как разработчики справились с резко возросшим трафиком и каким образом планируют развивать проект дальше. Об этом нам рассказал генеральный директор IT-компании «Сахавизион» Петр Бурцев.
– Наше приложение уже установлено на примерно 30 тысячах устройств. Когда начались сбои с мессенджерами, мы переживали, что не выдержит система, технически не выдержит. У нас были десятки тысяч запросов, но система прекрасно справилась с нагрузкой, мы не увидели «бутылочного горлышка», система прекрасно справилась со всеми задачами, – рассказывает Петр Бурцев.
Когда легли «буржуйские» программы для общения, жители Якутии смогли и дальше совершать привычные действия: запрашивать информацию, получать ответы и даже продавать.
– Когда была блокировка иностранных мессенджеров, мы прекрасно работали: сотрудники, у которых в кабинетах установлен корпоративный мессенджер, цифровая почта, между собой общались, был обмен документами, рабочие процессы не остановились, продолжался приём обращений от людей, – рассказывает Петр. – У нас цифровые кабинеты установлены практически по всей территории республики и люди, которые живут в труднодоступных районах, у них всегда есть возможность обратиться в органы местного самоуправления, получить справку, оформить документы. Муниципальные образования и бизнес, зарегистрированные в нашей системе, не почувствовали сбоев.
«Обращайся» это не совсем мессенджер. Изначально, по сути, это была система электронного документооборота с возможностью общения с клиентами для тех компаний и структур, внутри которых запрещено пользоваться иностранными электронными продуктами.
– Уникальность нашего корпоративного мессенджера на стороне организаций и бизнеса в том, что мы набираем название компании, и у нас появляется весь список зарегистрированных работников и мы выбираем нужного, – делится Петр Бурцев.
Вскоре общение вышло за рамки внутрикорпоративного – люди захотели общаться не только по профессиональным вопросам. Собственно, этому и было посвящено большинство запросов от пользователей «Обращайся» – хотим мессенджер!
– Люди хотят мессенджер, чтобы общаться между собой. Любая система работает, когда есть коммуникация. Поэтому мы решили сосредоточиться на мессенджере, – рассказывает о планах Петр Бурцев. – В середине марта мы должны выпустить аналог таких мессенджеров, как WhatsApp и Telegram в рамках нашего приложения «Обращайся».
Кроме того, в ближайших планах – увеличение мощности сервера и масштабирование на все регионы ДФО.
— Мы готовы выходить за пределы республики, нас выбрали в акселераторе ФРИИ «Спринт» Минцифры. В апреле мы должны выйти на уровень Дальневосточного федерального округа, сейчас проходим интенсивное обучение. Мы также внесены в реестр программного обеспечения России как импортозамещающие отечественные разработки.
Так что не исключено, в этом году в смартфонах дальневосточников появится еще один ярлык приложения — синяя волна на белом фоне. Это и есть «Обращайся».
Третьекурсник факультета естественных и технических наук КамГУ им. Витуса Беринга Дмитрий Раевский победил со своей разработкой на конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант на развитие своего проекта в размере 500 тыс. рублей. Он рассказал EastRussia, как именно его творение поможет детям с ранним аутизмом, что его сподвигло заняться решением серьезной медицинской проблемы, сколько будет стоить робот-помощник и из чего он будет сделан.
– Почему пришла идея именно такого проекта – для детей с ментальными нарушениями?
– Я взял в разработку такую идею, так как мои родители тоже связаны с работой с детьми с особенностями. Они ведут социально-ориентированный бизнес – частные детсады и школа. К тому же, университет, в котором я обучаюсь, уже давно занимается темой коррекции для детей с ранним детским аутизмом: сотрудники разрабатывают программы для имеющихся на вооружении у психологической службы Камчатского университета им. В. Беринга двух роботов зарубежного производства. Текущие события и санкции повлияли на мое решение сделать подобного отечественного робота. Он будет не настолько многозадачный, однако полностью будет специализирован на медицинских услугах в данной области.
– Идея проекта родилась около года назад. Концептуально разрабатывать и писать программное обеспечение я начал примерно месяц назад. Конкурс «Умник» стал толчком для активизации проекта.
– Какой будет электронная начинка робота? Из каких материалов будет сделан он сам?
– Российская микроэлектроника очень интересна в формате процессоров и микропроцессоров, из российских элементов будет приобретена звуковая и видеосистема, а сам корпус и внутренняя структура скелета будет, возможно, китайская. Робот будет распечатан на 3D-принтере, который есть у университета.
– Есть ли уже прототип? Как он будет выглядеть, чьим голосом говорить и как называться?
– Я вдохновлялся моделью робота Nao, который есть в университете, но старался создать его под свои идеи, придать новый облик и новый смысл. Наш робот гуманоидный – у него есть голова и руки, но нижняя часть неподвижна. Высота – 50 см, руки – 20 см, а вес около 5 кг. Голова будет подвижна, руки будут двигаться – сгибаться в локте, плече и кисти. У него будет лицо в форме экрана, он будет обладать мимикой, а на груди будет находиться сенсорный рабочий экран, где ребенок сможет касанием, например, выбирать ответ в задании. Но в основном, это для педагога – через экран можно будет запускать программы и прочее. В роботе будет заложено десять основных коррекционных занятий, которые будут разработаны вместе с психологами университета и педагогами коррекционной школы. Голос робота должен вызывать доверие и быть приятным. Я очень хотел попросить озвучить нашего робота Никиту Джигурду. Но на первом этапе его озвучу я сам. Рабочее название робота – Егорка, но это неточно.
– Какова предполагаемая стоимость готовой модели?
– Как раз это будет одним из ключевых отличий от зарубежных аналогов. Два робота, купленных университетом за границей, стоят более двух млн рублей. Наш будет стоить 200-300 тыс. рублей. Для медучреждений и коррекционных школ, я считаю, это вполне подъемные деньги. Если сравнивать с зарубежными аналогами, наш по своей производительности будет уступать в некоторых вычислительных моментах и в возможностях ходовой части, но, с учетом того, что наш робототехнический комплекс ориентирован на медицинские коррекционные задачи для ребят с ранним детским аутизмом, он будет оснащен только самым необходимым для этой работы. Тут важна минимизация затрат.
– Какие в целом затраты на осуществление проекта предполагаются? Хватит ли гранта в 500 тыс. рублей?
– Деньги гранта выделены, но фактически пока не поступили. Для создания прототипа 500 тыс. рублей вполне достаточно. Как раз хватает на покупку мощного ноутбука для создания ПО, для закупки всех основных материалов. Затраты удалось существенно сократить за счет того, что университет дал возможность использовать 3D-принтер.
– Кто вам оказывает поддержку в реализации проекта?
– Разработкой занимаюсь я один, помощь мне оказывает мой научный руководитель – доцент кафедры информатики и математики Александр Рязанцев. Письмо поддержки прислала уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае Инесса Койрович, конечно Фонд содействия инновациям, ректор университета КамГУ им. В.Беринга, камчатские предприниматели обещали помочь в продвижении проекта.
– Как продвигается получение патента на разработку?
– Патенты уже готовятся. Их мы будем использовать согласно всем нормативам и законодательству РФ – уже все утверждено. Я останусь правообладателем как грантополучатель. Денежную прибыль планирую получать на госзаказах при массовом производстве. Кстати, мой проект станет моим стартапом, а также дипломной работой. В планах – после регионального выйти на российский рынок, а в будущем – и на мировой.
– Когда «Егорка» приступит к работе?
– Комплекс планируем запустить до 2025 года, после завершения тестов и прохождения всех формальностей. Свой проект я буду также презентовать на VIII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, который пройдет в ОГУ им. Тургенева в Орле 20-23 сентября этого года. Я вышел в финал этого конкурса. Я хочу обратиться к школьникам, студентам и тем, кто уже закончил обучение – если у вас есть идея – идите к цели и не останавливайтесь, все получится. Любая идея реализуема, главное – чтобы было желание, поддержка будет!Инициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia чего удалось добиться за год, какой функционал уже доступен пользователям метасреды и что появится в ближайшее время.
– Год – это ощутимый срок для инновационного продукта. Мы намного продвинулись с момента нашей встречи, я бы сказал процентов на 80. Это касается всех аспектов – и количества обращений, и расширения функционала. Увеличилось и количество пользователей, причём надо отметить активность бизнеса – мы приросли бизнес-структурами и количественно, и качественно: среди наших пользователей появились крупные предприятия – Мегафон, Газпромбанк, нефтяная компания «Туймаада нефть», «Полярные авиалинии», сеть канцтоваров «Азбука», сеть сувенирных товаров «Камелек».
Само приложение стало работать стабильнее. Сейчас у нас основной упор ведётся на его возможностях как корпоративного мессенджера. Уникальность состоит в том, что пользователь получает возможность связаться с любым сотрудником организации, подключённой к метасреде «Обращайся». Идентификация людей происходит по месту работы. И это, пожалуй, коренное отличие от других мессенджеров, представленных на рынке. В нашей системе поисковик находит пользователей по должности и организации.
Скажем вам нужно решить вопрос, и вы находите нужную организацию – государственное ведомство, орган местной власти или бизнес. Поисковик показывает вам список всех сотрудников и вы обращаетесь напрямую к тому, кто может решить ваш вопрос.
Добавили мы функционал цифровой почты – она отличается от прочих способов электронного взаимодействия тем, что не нужно вводить какой-то электронный адрес, узнавать этот адрес – например email конкретного человека. Нам не нужен адрес – сообщение, файлы можно сразу отправить участнику метасреды.
– Но, чтобы обеспечить такую связь, надо чтобы все организации, которые только существуют, были бы участниками метасреды «Обращайся»?
– Именно так. И мы над этим работаем – над созданием всеобъемлющего пула организаций. Пока в масштабе Республики, но с течением времени, надеюсь, мы эту задачу выполним. Наша главная концепция – создать глобальное сообщество. Сообщество самых разных организаций и людей – от государственных до общественных и бизнеса, включая публичных деятелей – лидеров мнений, общественников, блогеров. Такое сообщество, в котором бы люди, с помощью разнообразных инструментов могли общаться, продвигать свой бизнес, свой контент, инициативы, акции, оповещать своих соседей, односельчан, единомышленников. Чтобы и конкретный человек, и организация могли общаться с другими организациями, заказывать товары, услуги и тому подобное.
Чтобы это организовать мы строим «Обращайся» на основе браузерных цифровых кабинетов. Они имеют разное наполнение в зависимости от нужд и характера пользователя – ведь обычному человеку не нужны многие вещи, крайне необходимые, скажем, муниципальному органу. Например, для организаций есть и возможность ведения архива, и системы отчетности, организованы каналы внутренней коммуникации и каналы связи с другими организациями.
Главная наша гордость это микротендер. Это такое рабочее его название. Это не торговая площадка, которая требует какой-то аккредитации, но это площадка, где можно размещать запросы и коммерческие предложения – такая платформа товаров и услуг. Заказчик может запрашивать различные предложения, выбирать из них и делать заказ. Для поставщика такая система удобна тем, что это короткие прямые заказы, которые он может обслужить и потратить на это минимум усилий и времени. Это не подмена госзакупок. Это решение насущных вопросов, удовлетворение потребностей, не требующих аукциона и соответствующего оформления документов. Например, купить компьютер, картридж, бумагу. Это решение текущих вопросов.
Здесь бизнес может с помощью фото, мультимедиа подробно описать своих товары и услуги, прорекламировать себя подробно. Эта механика сейчас уже начала работать. У нас зарегистрированы 300 муниципальных образований. Они размещают свои вопросы – это может быть изготовление вывесок, баннеров, или вот недавно был запрос на утилизацию автомобилей. Зарегистрированный в системе бизнес видит эти заявки и предлагает свои возможности, назначает цену, клиент – муниципальное образование – сравнивает предложения и делает выбор. Не надо никуда звонить, слать email, искать адрес электронной почты, номер телефона – всё происходить в нашей среде.
Кроме того мы сейчас активно тестируем и уже в ближайшее время запустим видеоконференцсвязь – планируем подключить этот функционал в сентябре. Ещё мы приступили к обучению собственной нейросети – она сможет писать отчеты, статьи, письма заполнять формы справок, то есть станет реальным помощником государственного и муниципального служащего, облегчит жизнь офисным работникам. Плюс мы хотим интегрировать нашу метасреду с популярными мессенджерами и соцсетями с Telegram, Вконтакте, с «Одноклассниками», чтобы можно было продвигать свой контент сразу и там, работать со всей базой клиентов.
– Механизм оплаты услуг и товаров уже интегрирован в «Обращайся»?
– Да, мы встроили платёжную систему ЮKassa – это разработка Сбера, которая имеет механизм «Безопасная сделка», когда деньги покупателя замораживаются и переводятся продавцу, только когда тот предоставляет товар или услугу.
Конечно же участники метасреды «Обращайся» могут между собой договориться о других способах оплаты, включая и выставление счетов, и даже оплату наличными.
– Вы вот только что произнесли слово «безопасность». Какими средствами вы располагаете, чтобы обеспечить безопасность работы внутри вашей метасреды? Ведь её участники делятся весьма чувствительными данными.
– Что касается безопасности приложения, могу сказать, что в январе этого года мы зарегистрировали свои наработки в реестре программного обеспечения Российской Федерации. А чтобы туда попасть, надо пройти очень серьёзную проверку – только по времени она заняла полгода. То есть мы – полностью проверенный, полностью отечественный продукт, который выполняет все требования закона по защите данных. Наши сервера находятся только в России. Благодаря тому, что мы получили аккредитацию, мы становимся востребованными со стороны органов местной власти. Потому что по 149 ФЗ органам местного самоуправления, органам государственной власти запрещено использовать иностранные мессенджеры и другие разработки при оказании муниципальных услуг и выполнения государственных заданий.
Конечно же у нас постоянно ведётся мониторинг и учения по отражению сетевых атак, попыток взлома, DDoS-атак. Мы периодически проводим тестирования в поисках узких мест и уязвимостей, постоянно совершенствуя работу нашей системы. Можем смело утверждать, что готовы к любым нагрузкам и испытаниям.
– Сколько у вас сейчас пользователей – физических лиц, организаций?
– Метасредой «Обращайся» сейчас пользуются около 500 организаций и более 12 тысяч физических лиц. Числа может и не поражают воображение, но при этом мы вообще никакой рекламной деятельности не ведём. От слова «совсем»! Информация и сама метасреда распространяется органически – идёт от человека к человеку, от организации к организации. Это наша сознательная позиция, мы хотим убедиться, что наша система действительно полезная вещь, что её полезность продиктована насущными потребностями наших сограждан, организаций, бизнеса без влияния на неё маркетинговых действий, рекламы и пиара.
Мы за естественный рост ещё и потому, что любой проект растёт, нуждается в корректировках, оптимизации. Когда мы делаем это без резких движений, необходимости справляться с бесконтрольным наплывом пользователей, мы можем гарантировать качество, продуманность и глубокую проработку наших решений.
– Но всё же, насколько я помню, у вас вполне серьёзные амбиции есть в части масштабирования проекта: как в плане увеличения количества пользователей, так и в плане расширения их географии.
– Да, мы не собираемся ограничиваться только Якутией. И, собственно, у нас уже есть пользователи из самых разных уголков страны. Один из них, например, – это аккредитованная организация из Санкт-Петербурга, которая разрабатывает навигационные паспорта, паспорта вертолётных площадок. Очень, к слову, важная для нашей Республики работа – вертолётные площадки при наших расстояниях имеют жизненно-важную функцию.
При этом мы завязываем контакты с другими регионами – буквально на днях я по телефону общался с заместителем главы посёлка в Бурятии. Он очень заинтересовался как раз по тому, что модель, которую мы здесь сделали, это оптимальное решение задач муниципалитета. Что в Якутии, что в Бурятии, что в Тверской области у местной власти одинаковые боли – это работа с населением, это одинаковые по сути задачи взаимодействия с другими организациями будь то властные структуры или бизнес. К «Обращайся», кстати, подключилось больше половины всех муниципалитетов Якутии. Запустили пилотно наш продукт во всех управах Якутска, все пригороды Якутска подключились к нашей системе – сейчас проводим обучение, и скоро они начнут работать в полную силу.
Думаем и о масштабировании за пределами России. Недавно были в Казахстане по линии экспортного центра. Получили хорошие отзывы и высокие оценки от коллег из Казахстана. Они особенно отметили ключевое отличие и преимущество нашей системы, которая заключатся в том, что человек может наблюдать за тем «КАК» и «КТО» решает его вопрос, его проблему: будь то обращение в органы власти, или к бизнесу, в любую в общем-то организацию. Человек контролирует своё обращение.
Ведь что мы видим сейчас? Да у госорганов, у многих бизнес-организаций есть формы обратной связи. Человек пишет туда письмо и… оно часто будто проваливается в черную дыру. Человек ждёт положенный по закону срок, и всё это время он в неведении. Он вообще знает занимается ли кто-то его вопросом. А в «Обращайся» он получает уведомление, что его запрос приняли в работу, он видит, что его обращение получили, что оно в обработке, человек может уточнения какие-то сделать, ему могут уточняющие вопросы задать, попросить какие-то документы – всё происходит прозрачно для того, кто обратился.
Но, конечно, в первую очередь мы делаем ставку на развитие внутри России. Подготовили презентацию, поедем на Восточный экономический форум вместе с нашим IT-парком. С этого момента начнём продвижение по Дальневосточному федеральному округу, сейчас готовим информационные, методический материалы, чтобы наши потенциальные будущие пользователи смогли оценить все плюсы «Обращайся».
– Что ж, до встречи на восьмом ВЭФе!