Обещания Президента, сделанные во время общения с дальневосточными бизнесменами и жителями Чукотки, обрели форму поручений Правительству РФ
Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.
EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Дмитрий Богданов, Чукотка): распространить на Чукотку меру поддержки многодетных семей, практикуемую в Приморском крае, когда семьям, в которых родился третий ребёнок, помогают погасить ипотеку до одного миллиона рублей.
РЕШЕНИЕ: внести изменения в правила программы поддержки многодетных семей и распространить «ипотечную» поддержку не только на Чукотку, но и на другие регионы Дальнего Востока, где рождаемость в многодетных семьях ниже среднего по округу. Помимо Приморья и Чукотки это также Хабаровский край, Еврейская автономная область, Камчатка, Амурская и Магаданская области.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Валентина Дориева, «Бурятский клинический госпиталь»): распространить режим отсрочки льгот по страховым взносам на тех, кто стал резидентом до 1 января 2023 года. Сейчас для птаких компаний льготный период начинается с даты вступления в ТОР, а основная нагрузка на бизнес ложится после ввода объекта в эксплуатацию, в то время как на этапе строительства данная льгота приносит меньше пользы, поскольку основной персонал ещё не нанят
РЕШЕНИЕ: предоставить отсрочку льгот по страховым взносам резидентам ТОР, получившим данный статус с 1 января 2020 года, на период строительства.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Вадим Филатов, сооснователь, заместитель директора «Первой экспедиционной компании»): разработать меры поддержки для строительства складских комплексов на территории, прилегающей к международным пунктам пропуска.
РЕШЕНИЕ: задействовать механизм территорий опережающего развития на определённых земельных участках возле пунктов пропуска. Инвесторы в создании новых транспортно-логистических мощностей на таких участках получат все льготы резидентов ТОР, в том числе поддержку в создании необходимой инфраструктуры.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Никита Яковлев, «Технониколь» Хабаровск): организация региональной логистики, сокращение плеча для экспорта продукции хабаровских производителей, т.к. существующие погранпереходы в регионе сезонные.
РЕШЕНИЕ: ускорить работу по созданию нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряжённого с ним транспортно-логистического узла в Хабаровске. Как можно быстрее преодолеть бюрократические проблемы в решении этого вопроса.
ВОПРОС (Михаил Тюменцев, Чукотка): возможно ли внести поправки, дополнения в законодательство о возможности использования материнского капитала на приобретение автомобиля?
РЕШЕНИЕ: Расширена программу льготного автокредитования на семьи с детьми из Дальневосточного федерального округа, подразумевающая 25% скидку при покупке автомобиля, произведенного на территории России. Материнский капитал на покупку автомобиля использовать нельзя.
ПРОБЛЕМА (Евгений Стадников, компания «РТЦ» — производитель аэродромной техники, Хабаровск): несогласованность законных актов в части оформления и регистрации самоходных машин, работающих на территории аэропортов.
РЕШЕНИЕ: скорректировать нормативную базу Минтранса с 1 марта 2024 года и обеспечить эксплуатацию самоходной техники в пределах аэропортов. Также внести в законодательство изменения, позволяющие регистрировать в Гостехнадзоре машины, выезжающие на дороги общего пользования.
ПРОБЛЕМА (Анастасия Меньщикова, «Кунашир Тур»): из-за несовершенства инфраструктуры аэродрома Южно-Курильска и неспособностью работать в сложных метеоусловиях в пик туристического сезона приходиться отменять порядка 45 процентов рейсов.
РЕШЕНИЕ: к 2025 году аэродром Южно-Курильска будет оснащён оснастим светосигнальным оборудованием по первой категории захода на посадку, что позволит принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях. Финансирование работ предусмотрено Госкорпорацией по организации воздушного движения Росавиации.
ПРОБЛЕМА (Надежда Ефимова, Чукотка): сложности — особенно в межсезонье — при переправе через Анадырский лиман на берег, на котором находится аэропорт Анадыря.
РЕШЕНИЕ: Выделены 120 млн рублей на приобретение 5 аэролодок-амфибий, срок поставки – август 2024. Дано поручение проработать возможные варианты организации мостового перехода через Анадырский лиман.
ВОПРОС (Татьяна Дворцова, Чукотка): Можно ли ввести изменения в правила распределения региональной субсидии на развитие туризма и исключить критерий количества имеющегося номерного фонда, чтобы избежать зависимости, когда небольшой регион, номерного фонда нет, небольшая субсидия и, соответственно, нет возможности развивать поток и номерной фонд.
РЕШЕНИЕ: За счет поступлений от повышения импортных пошлин на вино из недружественных стран установить минимальный размер субсидий, не менее 30 миллионов рублей на регион. Такую поддержку получат 17 регионов по стране. На Дальнем Востоке это — Магаданская область, Еврейская АО и Чукотка.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Александр Сапожников, гендиректор «Русский краб», Владивосток): нужно снизить стоимость доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию. Возьмём такой пример: довезти одну тонну рыбы в Европу с Дальнего Востока стоит 50 долларов. Такую же рыбу довезти в центр Европейской части России стоит 150–180 долларов.
РЕШЕНИЕ: поручение Росрыболовству и Минфину найти финансирование на расширение меры по субсидированию транспортировки минтая на лососевые и сардину иваси.
ВОПРОС (Мария Оросова, врач, акушер-гинеколог Чукотской окружной больницы): возможно ли прикрепить Чукотку к ближайшим перинатальным центрам таких городов, как Владивосток или Хабаровск, т.к. из-за малочисленности населения, сложной логистики и дефицита кадров создание в регионе подобных медицинских центров является нецелесообразным?
РЕШЕНИЕ: 1) закреплены и уже работают в учреждения Чукотки персональные кураторы из числа Федерального центра акушерства и гинекологии; 2) отработана маршрутизация внутри региона, и дополнительные механизмы доставки пациенток в учреждения третьего уровня; 3) консультанты из созданных уже сегодня дистанционных консультативных центров и кураторы региона будут осуществлять телемедицинские обходы непосредственно для пациенток с тяжёлой патологией из группы высокого риска.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Наталья Африканова, действующий врач, хозяйка двух клиник, Бурятия): Можно ли уравнять, хотя бы в части страховой пенсии, сотрудников частных клиник и сотрудников государственных учреждений? У врачей, медсестёр, санитарок нет возможности получить льготную пенсию, потому что Пенсионный фонд не считает время, которое сотрудник работает в частной клинике, за рабочий стаж.
РЕШЕНИЕ: поручение Минздраву проработать вопрос с экспертным сообществом, с медицинским экспертным сообществом и выработать сбалансированные решения таким образом, чтобы и вопросы социальной справедливости были соблюдены, и чтобы все решения в этой сфере соответствовали действующему в России закону.
Помимо этих конкретных решений в работу по профильным ведомствам и комитетам отправятся ситуации, которые высветили в своих вопросах представители «Деловой России». Так Президент поддержал позицию координатора «Деловой России» на Дальнем Востоке Дениса Грося, который сделал обратил внимание на инициативу Минфина, которая, по его мнению, существенно уменьшает возможности льготных дальневосточных режимов — согласно предложению ведомства с 1 января 2025 года новым резидентам ТОР объём предоставляемых льгот не должен превышать объёмы капитальных вложений и средств на НИОКР (подробнее см. материал EastRussia «Льготы раздора»).
— Вы правы, безусловно. Сохранение правил игры, как Вы сказали, стабильность – действительно мать инвестиций, — отмети Президент. — Люди, когда строят планы, бизнес-планы, конечно, должны исходить из того, что ситуация стабильная. …Здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не навредить. Экономия нужна государственных ресурсов, это правда, лишних денег никогда не бывает, но здесь очень важно сохранить этот режим в целом, не ухудшать его. Обязательно посмотрим на это, обязательно с коллегами ещё пообсуждаем.
— Очень порадовало, что Президент страны сказал о необходимости ещё раз проработать этот вопрос, — сказал Денис Грось, отвечая на вопрос корреспондента EastRussia. — Крайне важно сохранить имеющиеся правила игры, особенно, потому что ведение деятельности здесь на Дальнем Востоке существенно отличаются от того, что имеется в Центральной России, не говоря уже о том, что есть у наших соседей в Южно-Азиатском регионе. Операционную эффективность мы можем поддерживать как раз благодаря льготам по страховым взносам на фонд отплаты труда, но их Минфин тоже собирается ограничить объёмом капвложений. При этом многие проекты на Дальнем Востоке не были бы вообще реализованы, если бы не территории опережающего развития.
Ещё одну тему, касающуюся большого количества предпринимателей и не только дальневосточных, затронула сопредседатель межрегионального отделения по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области «Деловой России» Эльвира Кускова: с 2020 года удвоилось количество компаний, оказавшихся в реестре недобросовестных поставщиков. Причём многие попали туда по независящим от них обстоятельствам — сначала обрушились логистические цепочки из-за пандемии коронавирусной инфекции, затем произошло глобальное переформатирование поставок из-за санкций недружественных стран. В результате затянулись сроки поставок, некоторые сделки были полностью сорваны и компании не смогли выполнить обязательства перед контрагентами.
— В итоге получилось, что предприниматели, которые ранее хорошо работали и великолепно себя ранее зарекомендовали на госконтрактах, были таким твёрдым плечом для госзаказа и для госкорпораций, вдруг оказались в этом реестре, — пояснила Эльвира Кускова в беседе с корреспондентом EastRussia. — Без вины виноватыми оказались. И мой вопрос прозвучал именно таким образом, чтобы доработать критерии внесения в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы туда не попадали поставщики по независящим от них обстоятельствам. Владимир Владимирович ответил, что да, они просчитают, проработают этот вопрос. Он отметил, что это очень тонкая грань, но проблема действительно назрела и нужно сохранить доброе имя тех, кто действительно умеет хорошо работать в рамках государственных контрактов, тем более в новых реалиях.
Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.
EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Дмитрий Богданов, Чукотка): распространить на Чукотку меру поддержки многодетных семей, практикуемую в Приморском крае, когда семьям, в которых родился третий ребёнок, помогают погасить ипотеку до одного миллиона рублей.
РЕШЕНИЕ: внести изменения в правила программы поддержки многодетных семей и распространить «ипотечную» поддержку не только на Чукотку, но и на другие регионы Дальнего Востока, где рождаемость в многодетных семьях ниже среднего по округу. Помимо Приморья и Чукотки это также Хабаровский край, Еврейская автономная область, Камчатка, Амурская и Магаданская области.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Валентина Дориева, «Бурятский клинический госпиталь»): распространить режим отсрочки льгот по страховым взносам на тех, кто стал резидентом до 1 января 2023 года. Сейчас для птаких компаний льготный период начинается с даты вступления в ТОР, а основная нагрузка на бизнес ложится после ввода объекта в эксплуатацию, в то время как на этапе строительства данная льгота приносит меньше пользы, поскольку основной персонал ещё не нанят
РЕШЕНИЕ: предоставить отсрочку льгот по страховым взносам резидентам ТОР, получившим данный статус с 1 января 2020 года, на период строительства.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Вадим Филатов, сооснователь, заместитель директора «Первой экспедиционной компании»): разработать меры поддержки для строительства складских комплексов на территории, прилегающей к международным пунктам пропуска.
РЕШЕНИЕ: задействовать механизм территорий опережающего развития на определённых земельных участках возле пунктов пропуска. Инвесторы в создании новых транспортно-логистических мощностей на таких участках получат все льготы резидентов ТОР, в том числе поддержку в создании необходимой инфраструктуры.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Никита Яковлев, «Технониколь» Хабаровск): организация региональной логистики, сокращение плеча для экспорта продукции хабаровских производителей, т.к. существующие погранпереходы в регионе сезонные.
РЕШЕНИЕ: ускорить работу по созданию нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряжённого с ним транспортно-логистического узла в Хабаровске. Как можно быстрее преодолеть бюрократические проблемы в решении этого вопроса.
ВОПРОС (Михаил Тюменцев, Чукотка): возможно ли внести поправки, дополнения в законодательство о возможности использования материнского капитала на приобретение автомобиля?
РЕШЕНИЕ: Расширена программу льготного автокредитования на семьи с детьми из Дальневосточного федерального округа, подразумевающая 25% скидку при покупке автомобиля, произведенного на территории России. Материнский капитал на покупку автомобиля использовать нельзя.
ПРОБЛЕМА (Евгений Стадников, компания «РТЦ» — производитель аэродромной техники, Хабаровск): несогласованность законных актов в части оформления и регистрации самоходных машин, работающих на территории аэропортов.
РЕШЕНИЕ: скорректировать нормативную базу Минтранса с 1 марта 2024 года и обеспечить эксплуатацию самоходной техники в пределах аэропортов. Также внести в законодательство изменения, позволяющие регистрировать в Гостехнадзоре машины, выезжающие на дороги общего пользования.
ПРОБЛЕМА (Анастасия Меньщикова, «Кунашир Тур»): из-за несовершенства инфраструктуры аэродрома Южно-Курильска и неспособностью работать в сложных метеоусловиях в пик туристического сезона приходиться отменять порядка 45 процентов рейсов.
РЕШЕНИЕ: к 2025 году аэродром Южно-Курильска будет оснащён оснастим светосигнальным оборудованием по первой категории захода на посадку, что позволит принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях. Финансирование работ предусмотрено Госкорпорацией по организации воздушного движения Росавиации.
ПРОБЛЕМА (Надежда Ефимова, Чукотка): сложности — особенно в межсезонье — при переправе через Анадырский лиман на берег, на котором находится аэропорт Анадыря.
РЕШЕНИЕ: Выделены 120 млн рублей на приобретение 5 аэролодок-амфибий, срок поставки – август 2024. Дано поручение проработать возможные варианты организации мостового перехода через Анадырский лиман.
ВОПРОС (Татьяна Дворцова, Чукотка): Можно ли ввести изменения в правила распределения региональной субсидии на развитие туризма и исключить критерий количества имеющегося номерного фонда, чтобы избежать зависимости, когда небольшой регион, номерного фонда нет, небольшая субсидия и, соответственно, нет возможности развивать поток и номерной фонд.
РЕШЕНИЕ: За счет поступлений от повышения импортных пошлин на вино из недружественных стран установить минимальный размер субсидий, не менее 30 миллионов рублей на регион. Такую поддержку получат 17 регионов по стране. На Дальнем Востоке это — Магаданская область, Еврейская АО и Чукотка.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Александр Сапожников, гендиректор «Русский краб», Владивосток): нужно снизить стоимость доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию. Возьмём такой пример: довезти одну тонну рыбы в Европу с Дальнего Востока стоит 50 долларов. Такую же рыбу довезти в центр Европейской части России стоит 150–180 долларов.
РЕШЕНИЕ: поручение Росрыболовству и Минфину найти финансирование на расширение меры по субсидированию транспортировки минтая на лососевые и сардину иваси.
ВОПРОС (Мария Оросова, врач, акушер-гинеколог Чукотской окружной больницы): возможно ли прикрепить Чукотку к ближайшим перинатальным центрам таких городов, как Владивосток или Хабаровск, т.к. из-за малочисленности населения, сложной логистики и дефицита кадров создание в регионе подобных медицинских центров является нецелесообразным?
РЕШЕНИЕ: 1) закреплены и уже работают в учреждения Чукотки персональные кураторы из числа Федерального центра акушерства и гинекологии; 2) отработана маршрутизация внутри региона, и дополнительные механизмы доставки пациенток в учреждения третьего уровня; 3) консультанты из созданных уже сегодня дистанционных консультативных центров и кураторы региона будут осуществлять телемедицинские обходы непосредственно для пациенток с тяжёлой патологией из группы высокого риска.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Наталья Африканова, действующий врач, хозяйка двух клиник, Бурятия): Можно ли уравнять, хотя бы в части страховой пенсии, сотрудников частных клиник и сотрудников государственных учреждений? У врачей, медсестёр, санитарок нет возможности получить льготную пенсию, потому что Пенсионный фонд не считает время, которое сотрудник работает в частной клинике, за рабочий стаж.
РЕШЕНИЕ: поручение Минздраву проработать вопрос с экспертным сообществом, с медицинским экспертным сообществом и выработать сбалансированные решения таким образом, чтобы и вопросы социальной справедливости были соблюдены, и чтобы все решения в этой сфере соответствовали действующему в России закону.
Помимо этих конкретных решений в работу по профильным ведомствам и комитетам отправятся ситуации, которые высветили в своих вопросах представители «Деловой России». Так Президент поддержал позицию координатора «Деловой России» на Дальнем Востоке Дениса Грося, который сделал обратил внимание на инициативу Минфина, которая, по его мнению, существенно уменьшает возможности льготных дальневосточных режимов — согласно предложению ведомства с 1 января 2025 года новым резидентам ТОР объём предоставляемых льгот не должен превышать объёмы капитальных вложений и средств на НИОКР (подробнее см. материал EastRussia «Льготы раздора»).
— Вы правы, безусловно. Сохранение правил игры, как Вы сказали, стабильность – действительно мать инвестиций, — отмети Президент. — Люди, когда строят планы, бизнес-планы, конечно, должны исходить из того, что ситуация стабильная. …Здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не навредить. Экономия нужна государственных ресурсов, это правда, лишних денег никогда не бывает, но здесь очень важно сохранить этот режим в целом, не ухудшать его. Обязательно посмотрим на это, обязательно с коллегами ещё пообсуждаем.
— Очень порадовало, что Президент страны сказал о необходимости ещё раз проработать этот вопрос, — сказал Денис Грось, отвечая на вопрос корреспондента EastRussia. — Крайне важно сохранить имеющиеся правила игры, особенно, потому что ведение деятельности здесь на Дальнем Востоке существенно отличаются от того, что имеется в Центральной России, не говоря уже о том, что есть у наших соседей в Южно-Азиатском регионе. Операционную эффективность мы можем поддерживать как раз благодаря льготам по страховым взносам на фонд отплаты труда, но их Минфин тоже собирается ограничить объёмом капвложений. При этом многие проекты на Дальнем Востоке не были бы вообще реализованы, если бы не территории опережающего развития.
Ещё одну тему, касающуюся большого количества предпринимателей и не только дальневосточных, затронула сопредседатель межрегионального отделения по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области «Деловой России» Эльвира Кускова: с 2020 года удвоилось количество компаний, оказавшихся в реестре недобросовестных поставщиков. Причём многие попали туда по независящим от них обстоятельствам — сначала обрушились логистические цепочки из-за пандемии коронавирусной инфекции, затем произошло глобальное переформатирование поставок из-за санкций недружественных стран. В результате затянулись сроки поставок, некоторые сделки были полностью сорваны и компании не смогли выполнить обязательства перед контрагентами.
— В итоге получилось, что предприниматели, которые ранее хорошо работали и великолепно себя ранее зарекомендовали на госконтрактах, были таким твёрдым плечом для госзаказа и для госкорпораций, вдруг оказались в этом реестре, — пояснила Эльвира Кускова в беседе с корреспондентом EastRussia. — Без вины виноватыми оказались. И мой вопрос прозвучал именно таким образом, чтобы доработать критерии внесения в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы туда не попадали поставщики по независящим от них обстоятельствам. Владимир Владимирович ответил, что да, они просчитают, проработают этот вопрос. Он отметил, что это очень тонкая грань, но проблема действительно назрела и нужно сохранить доброе имя тех, кто действительно умеет хорошо работать в рамках государственных контрактов, тем более в новых реалиях.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.
Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Нужно изменение ориентации нашего отношения к Востоку, потому что долгое время для России Восток, восточные партнеры были вторичными, а первичными были, конечно, западные партнеры. И в этом смысле перестройка структур бизнеса — очень важный момент. Это в первую очередь перестройка манеры общения, бизнес-этикета. Неслучайно, например, очень многие крупные российские компании сегодня проводят переподготовку своего топ-менеджмента для работы со странами Азии.
Наконец, мы должны понимать, что разворот на Восток во многом — это разворот к регионам российского Дальнего Востока и Сибири. И здесь есть довольно четкие параметры, которые реализуют Минвостокразвития и отдельно взятые администрациями городов.
Еще важно отметить: разворот на Восток как лозунг, а не как кампания — не очень удачный, потому что получается, что до этого никакого восточного интереса у России не было. На самом деле это не так: Россия вышла к берегам Амура в середине XVII века и находится там на протяжении столетий, Россия всегда была страной, нацеленной на Восток. А то, что для некоторых политологов, например, презентация их мнения на восточную тематику оказалась новинкой — это скорее вопрос конъюнктурный. Поэтому надо понимать, что многие организации или многие специалисты на Восток не разворачивались, потому что они всегда там находились.
Я бы назвал все это активизацией восточного вектора российской политики и экономики. Чтобы его действительно довести до полноценной реализации, потребуются как минимум десятилетия. Не надо думать, что это произойдет в один момент.
Чтобы разворот был эффективным, нужна подготовка нового поколения специалистов. Они должны знать не только язык и национальные традиции, но и экономику, юриспруденцию. Нужны специалисты со знанием политического устройства ряда восточных стран, логистики, науки и технологий. Должно быть сотрудничество, как было с Западом: от образования и науки до торговли и политики.
Еще один момент связан с переориентацией товарных потоков на Восток. Здесь, учитывая «бутылочное горлышко» на Восточном полигоне, необходимо открытие новых портовых сооружений на российском Дальнем Востоке, и самое главное — перехват инициативы, в том числе у Китая, в управлении логистическими структурами. При развороте на Восток, не нужно отдавать восточную тематику нашим соседям, а нужно самим управлять ей.
И третий важный момент — выстраивание равных отношений с восточными партнерами. Сегодня Китай играет главенствующую роль в российской восточной политике. Но надо понимать, что есть целый ряд других интересных стран, которые с удовольствием готовы с нами развивать отношения, но опасаются, что Россия работает только с Китаем. Надо показать, что мы работаем со всеми, кто готов сотрудничать.
России необходимо расширять торговлю своей продукцией. Помимо традиционных нефти и газа, необходимо поставлять агропромышленную продукцию, и здесь у нас есть очень большие возможности, учитывая хороший урожай в России. Также нужно расширение торговли российской органически чистой продукцией: косметикой, продуктами питания, биофармой. Важно взаимодействие в области торгово-логистических отношений и создание, на мой взгляд, очень важных совместных финансово-расчетных и банковско-расчетных хабов. Они позволят решить целый ряд проблем, связанных с банковскими платежами.
Наконец, необходимо создание технопарков и совместных технологий, научных лабораторий, научных центров, где бы работали не только с Китаем, но и, например, с Вьетнамом, с Малайзией, где бы разрабатывались технологии, которые могут применяться на внешних рынках. Эти экономические направления являются крайне важными.
Ждут ли Россию на Востоке? Он в хорошем смысле создан торговым меркантилизмом. Проще говоря, если выгодно с кем-то торговать и что-то развивать, то восточные страны готовы нас принять. Вопрос в том, что мы выходим на эти рынки в большом масштабе с большим запозданием. Да, очень многие российские компании годами работают с Китаем. Но часто большого опыта работы нет, а мы приходим на высококонкурентные рынки, где есть свои сложившиеся форматы работы, в том числе, работы в социальных сетях, работы на электронных торговых площадках, работы в зонах трансграничной электронной торговли. И, как следствие, если мы соблюдаем определенные матрицы работы со странами Азии, то нас там будут ждать.
Если мы думаем о базе, как многие думали пять или десять лет назад, то сотрудничество не удастся. Например, сегодня я вижу негативные тенденции, когда многие крупные компании, не понимая логики развития азиатского рынка, китайского например, или индонезийского, выходят туда с некими иллюзиями, что там нас ждут и что можно просто открыть какую-нибудь штаб-квартиру, как очень многие любят это делать, и дело автоматически пойдет. Нет, этого не будет, потому что, например, для Азии очень важным является предварительный опыт работы, то есть наличие людей, которые имеют многолетние связи в этих странах. Поэтому просто набрать молодых ребят со знанием восточных языков не удастся.