В преддверии туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказывает об уникальном проекте «Планета Тайга», участники которого идут тропой первооткрывателей и зовут присоединиться к ним всех желающих
Под трели птиц небольшая группа молодых людей поднимается в гору. Шаг, еще шаг. Подъем становится круче, и вот, кажется, вытяни вперед руки – и без труда дотронешься до склона. Но люди идут туда, где солнце. И вот он – этот момент. Расступаются и тучи, и деревья. Путники изумленно оборачиваются и... замирают. Прямо на них смотрит Шаман. Древний скальный мегалит сейчас совсем рядом. А они в восхищении глядят на него. Тогда-то в душе одного из них и родилась «Планета Тайга» – не как оформленный удачный бизнес-план или кинопроект, конечно же, но как идея, которая должна была непременно воплотиться.
Виктор Решетников никогда не мыслил стать туристом и бродить по тайге все свободное время уж точно не планировал. Тем более, даже подумать не мог, что это в будущем станет и хобби, и работой. Трудился в то время, как многие весьма неплохие инженеры по образованию, в торговой компании.
– Когда меня «заманили» в тайгу знакомые, которые не были ни разу на Амурских столбах, я решил сходить. Отнесся скептически, как и 99% нормальных людей, наверное, – с улыбкой вспоминает Виктор. – После того похода я много раз прокручивал в памяти впечатления. Человек выходит из стланика, бредя до этого полтора дня, может, даже сожалея, что влез в эту авантюру, но когда он видит Шаман-камень, возвышающийся над деревьями на 30-40 метров, на фоне далекого и огромного Амура, он испытывает бесценные эмоции.
Вернувшись в город, Виктор принялся изучать вопрос – где еще в его родном Хабаровском крае, можно побывать. Иными словами, сердце забилось в ритме гор.
Виктор Решетников
фото: «Планета тайга»
– Когда мы вернулись в город, я открыл интернет, и не нашел почти ничего про наш край. Я был разочарован, и в то же время очарован идеей начать, наконец-то, об этом рассказывать. А когда приступили, все нам говорили: мол, кому нужна ваша тайга? Но теперь наоборот – к нам идут. Девять лет нашей работы, с 2013 года, имеют успех, и в первую очередь, потому что нам это нравится, и продолжает нравиться до сих пор!
остров Трехгорбый – самый большой остров на озере Удыль
фото: «Планета тайга»
Виктор Решетников оказался из тех людей, на которых каждая вылазка на природу оставляет неизгладимое впечатление – будь то разведочный выход, или многодневное прохождение маршрута.
– Если на карте Хабаровского края отметить места наших ночевок, стоянок, проезда, – размышляет Виктор, – то можно сказать, что мы были во всех районах края. А сколько впечатлений получили – не пересказать.
горный хребет Сунтар-Хаята
фото: «Планета тайга»
Для Виктора путешествия – даже не экстрим, которого, к слову сказать, в их деле немало, а нечто большее.
– Это экстремально, это будоражит кровь, но не самое главное, – говорит Виктор. – Первое все же для меня – это сам выезд на природу. А если переходить к местам эталонным нашим, то, конечно, это Амурские столбы, самые знаменитые мегалиты. Это озера в истоках реки Горин. Я ни до, ни после нашей поездки, не видел ни одного туристического отчета о посещении этих озер, для людей они словно «белое пятно». Между прочим, озера расположены на высоте полтора километра!
Сегодня «Планета Тайга» – это и уникальный кинопроект о природе и достопримечательностях Хабаровского края, и команда единомышленников, с которыми можно выбраться в лес, в горы, в пещеры, отдохнуть от мобильника, интернета, суеты.
Команда будущего проекта стала складываться, когда Виктор начал публиковать первые отчеты о путешествиях. Никого специально не звал и не искал, шли сами.
– Люди становились, сами того еще не ведая, операторами – к слову, шикарными, экстремальными операторами. С нами работали люди из Москвы, тот же Антон Соболевский, режиссер «Моей Планеты. Вдали от столиц». Они всей командой проекта смотрели, что вытворяют наши операторы, в каких условиях приходится снимать, и были просто в шоке! Это высочайший уровень терпения, в какой-то степени и мучения, и преодоление. Люди, которые встречались нам на пути, конвертировались в операторов, помощников, звукорежиссеров. Режиссер у нас – Дмитрий Матюхин – был радиоведущим. А недавно с Баджала возвращались из поездки, в Березовом останавливались. Человек подходит, обнимает нас и говорит: «А, вы же «Планета Тайга», я ваши фильмы смотрю, и жду не дождусь новых сюжетов. Почему же у вас так мало фильмов выходит?» Конечно, всех наших участников это тоже воодушевляет. Так и получается, что для нас это и работа и любимое дело!
Обычно над фильмами трудится 2-3 человека, сейчас возглавляет проект Дмитрий Матюхин (команда производства и съемок). Операторы – Артем Живов и Юрий Воронко. Наши замечательные дикторы, которые вносят особую атмосферу в фильмы – Владимир Дмитриев и Вадим Солин. Сейчас команда работает над ранее снятыми фильмами – один из них о геологе Анатолии Богданове – легендарном «Иосиче». Его знают, пожалуй, все альпинисты-таежники Хабаровского края.
– Это один из уникальных проводников, которые встретились проекту на его пути, – рассказывает Виктор Решетников. Мы познакомились лет десять назад, консультировались о прохождении одной из местностей в районе Баджальского хребта. Тут стоит отметить, что ни одна из карт не дает исчерпывающей информации о местности. И Иосич начал рассказывать о своих походах 50-летней давности, по памяти объяснял, где круче, как лучше пройти, по долине какого ручья двигаться. Это действительно особенный человек! Будто живая карта, воспитанный в лучших традициях советских времен, со стальной закалкой, для кого тайга – второй дом. Кстати, он будет отмечать в этом году 86 лет!
скалы Надге
фото: «Планета тайга»
На этом наше общение прерывается. Договаривали мы уже по телефону: Виктор снова ехал в лес. Связь пропадала. Хочется, чтобы таких проектов в нашем крае было больше. Важно помнить, что на Дальнем Востоке мир вокруг обжитых и удобных многоэтажек – это не просто дикие таежные места. Это целая планета, открыть которую по-настоящему, возможно, не хватит целой жизни. Но определенно стоит попробовать и почувствовать себя первооткрывателем!
вид на восточный Баджал
фото: «Планета тайга»
Ежегодно россияне вывозят за рубеж порядка 20-30 млрд долларов. «Это только данные о транзакциях по картам, без учета стоимости путевок или размещения», - рассказывает зампред Правительства Дмитрий Чернышенко. Сейчас, впервые за долгие годы, поток россиян, привыкших к морским заграничным курортам, направился в российские регионы. Объем в сравнение с привычным выездным потоком пока не идет, но власти рассчитывают, что к 2030 году число туристских поездок внутри страны вырастет с 60 до 140 млн.
«20 лет мы инвестировали российскими деньгами в инфраструктуру нероссийскую, - говорит Дмитрий Чернышенко. – В нашей стране, к сожалению, было даже не модно отдыхать. Сейчас все стало на свои места и отдыхать у нас теперь супер модно. Мы наблюдаем огромный неудовлетворенный спрос, который нужно немедленно удовлетворять, и Президент нам на это указывает. Он говорит, что нужно скорее создавать инфраструктуру, потому что туристическая деятельность приносит огромный мультипликативный эффект».
Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта
Для того, чтобы оперативно создать условия для туризма и отдыха в стране, государство запустило целый ряд уникальных мер поддержки - льготные кредиты, инфраструктурная поддержка ВЭБ.РФ, корпорации «Туризм.РФ», преференциальные режимы, гранты на строительство кемпингов и быстровозводимых гостиниц, кешбэк и многое другое. Ростуризм рассчитывает в ближайшие годы существенно расширить возможности российской индустрии гостеприимства.
«Если в 20 году у нас финансирование по линии туризма было 11 млрд рублей, то в текущем году это уже более 75 млрд и эти цифры будут возрастать. И на отрезке со следующего до 2030 года только прямых бюджетных инвестиции в отрасль туризма запланировано 462 млрд рублей», - подчеркивает Дмитрий Чернышенко.
Значительная часть этих средств предназначена для восточной части страны и Арктической зоны. Только на Дальнем Востоке в ближайшие годы появятся 12 новых курортов – их концепции и экономические модели Ростуризм и ВЭБ.РФ сформируют в ходе мастер-планирования в дальневосточных регионах.
По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой дальневосточные регионы уже сейчас являются одними из самых активных участников Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В качестве грантов в субъекты Дальнего Востока за 2 года направлено более 700 млн рублей, в рамках программы субсидирования процентной ставки на строительство гостиниц свыше 120 номеров начато строительство тысячи единиц номерного фонда, из 4 млрд рублей на строительство быстровозводимых модульных гостиниц на Дальний Восток направлено 700 млн рублей.
Зарина Догузова, глава Ростуризма
«Новая мера поддержки, которая в этом году стартовала – создание туристически привлекательного центра города. В ней победила заявка Владивостока на 200 млн рублей. И мы рассчитываем, что в следующем году Камчатка с Петропавловском-Камчатским войдет в этот проект. Он позволяет создать удобную и интересную среду в центре города, где активно начинает развиваться малый и средний бизнес в туризме, от ресторанов до гостиниц и частных музеев», - отметила Зарина Догузова.
Она также объявила о предстоящей «донастройке» механизма туристического кешбэка для Дальнего Востока. Ранее по поручению Президента объем возврата средств за путевки в регионы ДФО уже был увеличен с 20 до 40 тысяч рублей.
«У нас активно работает в целом кешбэк по стране. Свежие цифры: почти на 7 млрд рублей уже куплено туров и осуществлено бронирований, а сам кешбэк составил почти 1,5 млрд рублей. Увеличенный кешбэк по Дальнему Востоку составляет в общей цифре незначительный объем. Мы предварительно проанализировали: чтобы принимать решение и продлевать эту отдельную меру поддержки для Дальнего Востока в рамках туристического кешбэка нам, видимо, нужно будет не до 40 тысяч увеличивать предельный кешбэк, а до 40 % (от стоимости тура – прим.автора). Это позволит увеличить средний возврат», - подчеркивает глава главного туристского ведомства страны.
С оптимизмом в туристское будущее России смотрит и министр экономического развития страны Максим Решетников: «Среднегодовые темпы роста в отрасли до 2030 года составят почти 8%, то есть отрасль будет расти заведомо больше экономики. Инвестиции вырастут на 35%. Ну а главная цель, на которую мы ориентируемся – будет создано дополнительно миллион рабочих мест. То есть занятость в этой сфере увеличится с 2 до 3 млн рабочих мест. Это амбициозные цели, но они подкреплены ресурсами».
По оценкам Максима Решетникова, одной из самых эффективных мер господдержки в новом арсенале нацпроекта стали гранты на модульные гостиницы – быстрая окупаемость, относительно невысокие затраты и короткий период строительства. Сейчас в ведомстве думают о том, как в дальнейшем поддерживать капитальные объекты – ведь программа льготных кредитов конечна и ее вскоре распишут по объектам. Глава Минэкономики считает, что эффективным инструментом может стать господдержка строительства крупных парков развлечений. Несколько таких объектов уже построены в Москве и Сочи, в планах еще несколько – в том числе и на Дальнем Востоке. Инициатор одного из них - модератор секции по туризму, бенефициар группы компаний Mantera, бывший губернатор Кубани и экс-глава Минсельхоза Александр Ткачев планирует построить крупный парк развлечений за 32 млрд рублей на острове Русский. Видимо, этим организаторы ВЭФ-2022 и обусловили выбор его кандидатуры в качестве модератора, словоохотливого, с обширным мнением по большинству вопросов туристской повестки.
Еще один возможный механизм поддержки отрасли, который сейчас обсуждает Минэк и Ростуризм – это импортозамещение в строительстве канатных дорог. Максим Решетников не исключает, что в ближайшем будущем для этого в стране будет сформирован специальный промышленный кластер.
Всю соль и боль, но с оптимизмом о будущем туризма на Дальнем Востоке озвучил старший управляющий банкир бизнес-блока ВЭБ.РФ Антон Перин. Он напомнил, что финансирование проектов в туризме для банков – одна из самых непростых задач: невысокая загрузка, крайне высокая сезонность и риски, низкая маржинальность проектов, длительный период окупаемости – это главные препятствия для кредитования крупных проектов в туризме для банковского сектора.
«Наряду с Байкалом и Алтаем Дальний Восток входит в тройку самых желанных для посещения мест. И вроде бы – строй и получишь поток, но здесь же у нас есть особенности климатические, сейсмические, логистические. Вот, казалось бы, сейчас во Владивостоке должен быть курортный сезон, но тайфун и все закрыто. Плюс, строить здесь дороже. Александр Николаевич (прим. – Ткачев) анонсировал парк развлечений. С учетом всех этих особенностей, наверное сильно дороже получится, чем в Сочи, а модель та же самая», - сетует Антон Перин, но тут же с оптимизмом констатирует: «Несмотря на дороговизну направления - в 2,5 раза дороже поездка на Дальний Восток, чем в среднем, по стране, и явного несоответствия цены и качества – у нас только 10% номерного фонда здесь соответствуют современным стандартам, поездка на Дальний Восток является поездкой мечты, на которую люди готовы копить. Поэтому мы поддерживаем прогнозы про удвоение туристического потока. Потенциал у Дальнего Востока огромный и наша работа его реализовать».
Верить в лучшее хотят и инвесторы, но оптимизма в их словах значительно меньше. «Сдвинул бы нашу дискуссию из такого радостного состояния в состояние озабоченности», - говорит генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин. Он ведет несколько проектов на Дальнем Востоке: «Три Вулкана» на Камчатке, «Архипелаг Онекотан» и проект по экспедиционному туризму на островах Курильской гряды. По словам Бачина, Минфин в ближайшее время планирует скорректировать условия предоставления льготных кредитов на создание крупных туристских объектов. Если сейчас Постановление Правительства №141 предполагает диапазон процентных ставок от 3% до 5%, то в соответствии с замечаниями ведомства условия скорректируют и сохранят только 5-процентный кредит. К тому же, денег на финансирование льготных процентных ставок на последующие годы вообще не предусмотрено.
Сергей Бачин, руководитель девелоперских проектов «Интерроса», генеральный директор горнолыжного курорта «Роза Хутор», генеральный директор ООО «Васта Дискавери»
«Если мы отправляемся в путь – государство и инвестор, наверное одно из самых главных качеств – это доверие друг к другу и стабильность. Нельзя отправляться в путь и через два года менять условия работы. И в этом смысле нам кажется, что судьба 141-е постановления – это важный сигнал всей отрасли. Если это постановление будет живым – наполненным деньгами, если это постановление не будет ухудшать условия для текущих инвестиционных проектов и будущих, то это отличный сигнал. Если оно постепенно начнет деградировать, то как относиться ко всем другим преференциальным режимам? Они все могут деградировать!», - говорит Сергей Бачин.
Горячую поддержку этот вопрос вызывает и в Ростуризме. «Со стороны Ростуризма подтверждаю, что это сегодня самый востребованный инструмент поддержки в туризме. У нас ни один крупный капиталоемкий проект без льготного кредитования реализовываться в те сроки, которые нам нужны, не будет. Действительно сегодня речь идет о том, чтобы зафиксировать 5%. Мы настаиваем на том, чтобы сохранить те условия, которые были изначально – 3-5%. Государство, когда что-то обещает, должно свои обещания выполнять. Мы бизнесу обещали 3-5% и предлагаю на этом настаивать», - подчеркивает Зарина Догузова. Она также предлагает передвинуть деньги, предусмотренные Нацпроектом на реализацию этой меры поддержки с периода 2025-2030 годов на 2023-2025 годы, чтобы не сворачивать программу со следующего года.
Еще один вопрос, который успели затронуть участники секции – развитие круизного туризма. В условиях современных международных отношений это одно из самых сложных направлений, ведь отечественного круизного флота в России пока нет и его появление предвидится не скоро.
«То, что касается задачи на ближайшие 3-5 лет – вариант только один, это провести инвентаризацию флота двойного назначения или так, называемого научного флота, который есть у Академии наук, в Министерстве природных ресурсов, в Гидромете, добиться состояния, чтобы можно было использовать этот флот для двойного назначения: 3-4 месяца в году, самые туристические - для туристов, а дальше – для науки. Но, чтобы это работало, нужно, чтобы этот флот был в строю», - говорит глава «Васта Дискавери». По такому принципу в последние годы работал и камчатский туроператор «Северная экспедиция». Компания организовывала круизы по Дальнему Востоку России и Арктике на одном из дальневосточных научных судов. Его директору Александру Светачеву на секции времени для выступления не хватило, но в интервью EastRussia он обозначил важность государственной поддержки строительства или покупки экспедиционного круизного флота.
«Это направление пользуется высоким спросом. Раньше мы работали в основном с иностранными туристами, но в последние годы стали делать круизы для россиян. У экспедиционного туризма огромный потенциал, но мы вынуждены констатировать, что доступного флота в стране практически нет. Бывшим научным судам, в том числе «Профессору Хромову», на котором мы много лет осуществляли круизные программы, больше 40 лет, они требуют огромных эксплуатационных расходов. Сейчас мы очень рассчитываем на поддержку государства для покупки существующего экспедиционного круизного флота: лизинговые, кредитные или иные инструменты поддержки. По опыту - при условии круглогодичной работы мы можем ежегодно отдавать государству около 100 млн рублей только за фрахт экспедиционного судна на 50 мест, без учета платежей сотням наших контрагентов и налогов, - говорит Александр Светачев. - Я также обратил бы внимание на круизный туризм премиум-класса: спрос очень высокий, а предложения нет вообще. Я бы призвал собственников многочисленных дорогих яхт, которые сейчас прячут их на приколе в российских и заграничных портах от иностранных санкций, обратить внимание на этот сегмент и использовать их для организации небольших круизных программ высокого уровня на Дальнем Востоке, где это действительно востребовано».
Кстати, в числе предложенных Сергеем Бачиным стратегических механизмов для развития круизного туризма в стране - создание и финансирование новой структуры в составе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики для проектирования и строительства круизных судов. Но как признает сам инвестор, это пока перспектива очень далекого будущего.
Однажды, когда планета начнет задыхаться от перенаселения, человечеству придется осваивать нехоженые земли. И тут вспомнят о территории, что лежит между Амуром и Татарским проливом. Взгляните на географическую карту: автодорога Лидога-Ванино идет вдоль Анюйского национального парка, петляет среди невысоких гор, пересекает множество речек… Факт, известный немногим – примерно в 10 км от береговой линии пролива трасса пересекает кратер палеовулкана Мицуеский, сейчас полностью заросший лесом.
На 300 с лишним км дороги здесь – ни одного населенного пункта! Вся эта территория залита на карте зеленым!
Если же смотреть на нее не вооруженным картографией взглядом в начале июня – глаз радуется зелёному разноцветью, от темной хвои высоких сосен до салатовой молодой листвы берёз. А берёз тут в изобилии – только бегай в августе за подберезовиками, да вот клещей здесь тоже не счесть, себе дороже.
***
Мы с мужем давно планировали прокатиться в Ванино, чтобы полюбоваться красотами автодороги А-376 и побережья Татарского пролива. Взяли пару друзей на борт автомобиля - и в начале этого лета исполнили задуманное. Вся поездка заняла 3 дня: выехали из Хабаровска утром 11 июня, к вечеру прибыли в Ванино, весь следующий день провели там, а 13 июня поздним утром выдвинулись в обратный путь, чтобы вечером вернуться домой.
Первые три часа пути – до последнего камешка знакомая комсомольская трасса: после нескольких поселков вблизи Хабаровска и съезда к женскому монастырю у Петропавловского озера - небольшие серпантинчики, потом «взлётка» - расширенный участок трассы, используемый как запасная ВПП. Одна из контрольных точек трассы – поселок Маяк, а после него — печально известное озеро Гасси, несколько лет назад рядом с ним произошла страшная авария. В Анастасьевке появилась кафешка, в которой вам сварят недурной кофе в дорогу и можно попробовать вкусное мороженое ручной работы с соленой карамелью!..
На болотцах вокруг много цапель – стоят себе на одной ноге, а дорогу прямо перед вами может перебежать бурундук.
По трассе несколько участков – в ремонте, так что едешь под лозунгом «Держись, подвеска!».
На Лидоге — сворот в сторону океана. Первый час дорога ничем не примечательна – разве что снова ремонтными гравийными участками, где каждая машина поднимает за собой клубы пыли и на небольшой скорости, а того, кто едет позади, даже противотуманки не спасают.
А потом справа вам является полноводный Анюй, сихотэ-алиньский хребет подступает – но не тесно к дороге, как горы на Кавказе – он заботливо, на отдалении, оберегает трассу справа и слева. И не надо, как на том же Кавказе, задирать голову вверх, прижавшись носом к стеклу, чтобы рассмотреть горы – их издали отлично видно: и склоны, поросшие лесом, и даже отдельные заснеженные вершины... Здесь нет стволов в три обхвата – деревья тоненькие, не дает здешняя земля им разрастись в ширину. Редкие машины попадаются навстречу, среди них есть лесовозы, гружёные этими вот «карандашами» - тонкими и короткими брёвнами.
К Анюю просто так не спуститься – водоохранная зона, вдоль всей дороги выставлены ограждения. Однако же ушлые рыбаки разбирают часть ограждения, чтобы припарковать машину на обочине, а дальше – через узкую лесополосу идут к реке.
Но здесь и других речек и ручьев в изобилии, и только послушайте топонимы: Гобилли, Мопау, Таунга, Малые Эртукули, Аджалами, Сакай-бапу, Найванкони… Одна только сумасшедшая Гобилли петляет по этой местности так, что дорожники решили пронумеровать указатели – 1-я Гобилли, 2-я, 3-я… Всего их двенадцать!
На шестой Гобилли мы остановились на пикник.
Мест для пикника здесь много – да и немного. Водоохранная зона диктует свои законы, клещи – свои. Сами же путешественники хотят живописный вид, отдаленность от трассы и водоем рядом. Каменистый бережок быстрой горной речки, где мало травы (а значит, и клещей) – идеальное место.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Если вы из тех, кто промахивает трассу Лидога-Ванино без единой остановки, или того хуже – останавливается перекусить в единственной на этой трассе кафешке, то в следующий раз непременно – непременно! – возьмите с собой хотя бы бутерброды, и хрустящий огурчик, и пучок зелени, и еще что-то, что сильно любите. Не забудьте про напитки! Даже чай из термоса на таком пикнике будет иметь особый вкус.
***
Шесть часов пути, не считая времени на остановки – и мы в Ванино. Навигатор приводит нас к трехэтажному дому на пригорке, и мы будто окунаемся в атмосферу дворика из фильма «Покровские ворота»: грубо сколоченный стол и скамейки рядом, за которым дядьки в майках и с беломорканалом в зубах должны «забивать козла», разнокалиберные клумбочки, веревки натянуты для сушки белья – все не новое, но аккуратненькое и выкрашенное в яркие, радостные цвета. Тут же бегает и ворчит маленькая дворовая собачонка-старушка.
Квартира, однако же, вполне современная: со стеклопакетами, стиральной машиной, бойлером, перепланировкой и даже теплым полом, на котором назавтра нам предстоит сушить вещи, вымокшие на морской прогулке.
Мы пьем чай, полчасика топчемся в квартире, а затем – под лозунгом «на месте не сидится» — снова отправляемся в путь – в Совгавань. До нее всего километров двадцать, но этот путь проделываешь, поминутно вспоминая всех чертей. Дорога между поселками как бы есть, но ее как бы и нет, потому что называть дорогой это решето из ям, ямок и ямищ язык не поворачивается. Мы пристроились в кильватер местному автомобилисту и повторяли все его маневры, выполняемые, должно быть, уже с закрытыми глазами, автоматически.
В Совгавани мы передали посылку одному хорошему человеку, покружили по центру, сделали фото возле световой инсталляции с надписью «Советская Гавань» - и тем же манером вернулись в Ванино.
***
Утро принесло с собой хорошую погоду и новые приключения. Пара звонков – и вот местный житель забирает нас на видавшем виды джипе. Едем на остров Токи. Это заповедная зона, под частным патронажем. Местный предприниматель взял шефство над небольшим клочком земли, который облюбовали чайки и ларги - дальневосточные нерпы. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию, главное условие - не нарушать покой здешней живности.
Сначала мы едем по неплохой дороге на север, в сторону Монгохто, а затем сворачиваем с нее, немного трясемся по ухабам, чтобы выехать на живописнейший, как с открытки, высокий берег – с одинокой сосной, широким видом на морской простор и корабль вдалеке.
Еще минут десять пути по бездорожью – и мы на берегу, с которого стартуем на надувной лодке с мотором на остров Токи. Но стартуем лишь час спустя: сначала лодку стаскивали к воде, затем подкачивали, а потом танцевали танцы с бубнами, чтобы завести мотор, ведь в этом сезоне лодка использовалась впервые после зимнего простоя.
Плыть на лодке до острова всего ничего – даже намокнуть от брызг толком не успели. Однако же камеры и телефоны заботливо прикрыли от морской воды.
На острове стояло несколько фотоловушек и обитало несусветное количество чаек. С громким криком они кружили над нами – огромные, похожие на альбатросов.
Вскоре стала ясна причина такого беспокойства – сойдя на берег, мы обнаружили, что идти по острову надо очень осторожно: на каждом шагу попадались птичьи гнезда, и в каждом из них лежало по 2-3 яйца. Наш проводник рассказал, что несколько лет назад весной, еще по льду, на остров пробралась лиса. Она прожила там всю весну и лето, вывела лисят и истребила все яйца. Зимой ушла. Мелкими аккуратными шажочками погуляв по высокого берегу острова и сделав несколько снимков, мы устроили совет возле одного из гнёзд. Одно яйцо лежало не внутри гнезда, а рядом – будто выпало. Обсудив, положить его обратно или нет – мы решили не нарушать естественный ход вещей – и потихоньку ушли.
Но не только чайками славен остров Токи. Здесь живет множество ластоногих — Ларги, они же разновидность тюленя, а на вид – эдакие морские коровы. Плывешь на лодке – а они возлежат на камнях, высовывающихся из моря, и кажется, что эта огромная туша покачивается прямо на волнах. Однако близко к себе не подпускают: только приближаешься – ныряют в воду. То и дело вокруг лодки на расстоянии около полусотни метров выныривают забавные усатые морды и глазеют на нас: опасные или нет?
Часть тюленей кучковалась на самом острове или вокруг него, другая – в отдалении.
Конечно, я раньше видела ластоногих и в океанариумах, и в зоопарках, один раз даже гладила морского котика. Но видеть этих чудиков в дикой природе – совсем другое дело, бешеный восторг!
***
После возвращения и просушки следующим пунктом назначения был мыс Меньшикова. Для этого нам пришлось снова проехать по участку уже «полюбившейся» дороги на Совгавань, но, не доезжая до нее, свернуть в поселок Заветы Ильича, огромным количеством заброшенных зданий и сооружений напомнивший Абхазию. Проехали сквозь него – и выбрались на длинную и узкую песчаную косу.
Мы подыскивали место для нового пикника. Был выходной день – и на косе расположилось множество людей семьями – некоторые даже загорали, а самые отчаянные – и делали попытки искупаться. Было 12 июня и около +16 градусов.
В поисках более живописного и уединенного места мы решили продвинуться вглубь мыса, чтобы найти выход на противоположный его берег - но обнаружили там лишь очередную группу заброшенных строений, явно принадлежавших Министерству обороны. Подъезд к левой части мыса был загорожен шлагбаумом, направо мы не стали и пробовать, Гугл-карты рисовали там единственную улицу под названием Флотская.
Вернулись на косу, нашли себе неплохое местечко, затаборились там — ииии… Кто не проводил время у моря, подставив лицо солнцу, а на плечи накинув тёплую толстовку, разложив складные стульчики, стол, а на столе – свежий хлеб, овощи и краба, только накануне пойманного и приготовленного по всем правилам, в морской воде – тот не познал рая на земле! Этого краба мы употребили под запотевшую бутылочку новозеландского совиньон-блана.
***
Чем еще заняться в Ванино? Только кататься по местным бухтам. К примеру, папа сильно советовал мне побывать в бухте Датта – а местные жители рассказали нам, что в тот день в этой бухте проходили праздничные мероприятия.
Но мы не стали гнать лошадей – надо же оставить что-то и на будущие поездки. К вечеру снялись с места и вернулись в нашу уютную квартирку, чтобы продолжить кутёж выходного дня там. Милая хозяйка предложила нам еще один морской деликатес – рыбу симу свежего улова – и мы не стали отказываться. Сима – рыба из семейства лососевых, филе у нее богатейшего красного цвета, очень нежное и деликатное на вкус.
Наутро мы выспались, неспешно собрались, сделали круг почета по поселку, сфотографировали напоследок Ванинский порт – и двинули на выезд под лозунгом «Мы еще обязательно вернёмся!».
Как ни странно, никто толком не знает, что такое Дальний Восток.
Под Дальневосточным федеральным округом в России понимают 11 краёв, областей, республик и автономий – от корейской границы до американской, от ледовитого побережья до монгольских степей.
На Западе понятие Far East выходит далеко за пределы нашего ДВФО: Корея, Япония, Филиппины, Индонезия… Но и запад – понятие размытое, условное, ненаучное: для жителя Чукотки Америка – самый что ни на есть восток, а житель Кунашира вечерами может наблюдать, как солнце садится за отросток Хоккайдо (для кунаширца Япония – страна солнца заходящего).
В России Дальний Восток не так уж давно обособили, выделив из Восточной Сибири. Тихоокеанский флот в его царской версии именовался Сибирской флотилией, притом что базировались корабли сначала в Николаевске-на-Амуре, а затем во Владивостоке. Муравьёв-Амурский, штаб-квартира которого располагалась в Иркутске, звался генерал-губернатором Восточной Сибири; отдельное генерал-губернаторство с хабаровской штаб-квартирой (и то ещё не Дальневосточное, а Приамурское) появится позже. Американские браконьеры у Джека Лондона били котиков «у берегов Сибири» – у Камчатки и Командорских островов, в исключительной экономической зоне России. За рубежом и теперь вся зауральская Россия часто зовётся Сибирью, амурский тигр – сибирским.
В отечественной литературе термин «Дальний Восток» начал встречаться с конца XIX века, но по-настоящему вошёл в права уже в революционный и послереволюционный период. В 1920-1922 гг. существовала Дальневосточная республика – «красный буфер», созданный большевиками для того, чтобы не воевать на два фронта: на западе против белых, на востоке - против японцев. Столица ДВР, что интересно, находилась в Забайкалье: сначала в Верхнеудинске (нынешний Улан-Удэ), потом в Чите. После включения ДВР в РСФСР на месте первой возникла Дальневосточная область, причём в неё вошли Прибайкальская и Забайкальская губернии, территории которых много позже, в 2000 году, отнесли к Сибирскому федеральному округу. Тогда же в границы Дальневосточного федерального округа попала Якутия (с другой стороны, ещё в 1963 году республику включили в Дальневосточный экономический район). В 2018 году в границы ДВФО «втащили» и Бурятию с Забайкальским краем, которые прежде относили к Сибири. Как видим, даже с границами Дальнего Востока нет ясности: они зыбки и переменчивы, а контуры федеральных или военных округов не всегда соответствуют географии, этнографии, социальным общностям.
Мы делаем ошибку, считая Дальний Восток чем-то однородным, единым. Как единая общность он существует только на карте или в чиновничьем воображении. Это разноплановая, пёстрая, лоскутная вселенная, искусственно сведённая воедино.
Дальний Восток – 40% площади России с набором климатических зон от арктической до субтропической, двумя океанами, несколькими морями, гигантскими реками, континентальной бесконечностью, букетом народов и культур. Здесь свободно поместилась бы целая часть света, несколько великих государств, два-три цивилизационных гнезда вроде Междуречья или Средиземноморья. Дальний Восток не только невообразимо огромен, но дико разнороден: как можно сравнивать маньчжурские субтропики Приморья, бамбуково-лианный Сахалин и ледовитое побережье Чукотки? Анадырь, Уэлен, Певек – крайние север и восток России и всей Евразии. Остров Фуругельма у берегов Приморья – самый южный в России. Вот заявочные столбики, вбитые когда-то по углам материка русскими старателями. На всей этой гигантской, почти с Австралию, территории – лишь несколько относительно крупных (ни одного миллионника) городов, здесь живёт чуть больше 5 % населения России.
Дальний Восток похож на архипелаг: слишком далеки даже друг от друга, слишком малы и немногочисленны здешние человеческие поселения и слишком мало между ними дорог. Если лучший образ для постижения Сибири –великие реки и Байкал (чистота, холод, сокровище), то ключ к пониманию Дальнего Востока – Курильские острова: далёкие и малонаселённые, извергающиеся и колыхающиеся, оспариваемые и прекрасные, оторванные от метрополии и друг от друга.
Можно наблюдать соперничество терминов «тихоокеанский» и «дальневосточный». Геологический институт во Владивостоке называется Дальневосточным, географический – Тихоокеанским. В континентальном Хабаровске выходит газета «Тихоокеанская звезда» – наследие времён, когда Хабаровск был центром огромного Дальневосточного края, включавшего и Приморье. Федеральный вуз во Владивостоке именуется Дальневосточным, медицинский – тихоокеанским и так далее.
Из представления о том, что определение «Дальний Восток» изжило себя и не соответствует ни сегодняшнему, ни тем более завтрашнему дню, родился термин «Тихоокеанская Россия». Академик, географ Пётр Бакланов считает, что в самих словах «Дальний Восток» слышны относительность и евроцентризм. «Может быть, для Европы мы и дальние, но для Азии и тем более для самих себя – нет», – развивает эту мысль академик, историк Виктор Ларин. Если «Дальний Восток» ориентирован вовнутрь, то «Тихоокеанская Россия» – вовне. Вместо «дали» и «востока» – Россия на Тихом океане, распахнутая бесконечность.
Переименовывать Дальний Восток в Тихоокеанскую Россию, впрочем, было бы неправильно уже потому, что эти понятия не совпадают. Якутия – точно не Тихоокеанская Россия: скорее Сибирь, не говоря о том, что и Сибирь весьма неоднородна. Возможно, имеет смысл говорить о Дальневосточном федеральном округе в плане внутреннего административного деления страны и о Тихоокеанской России как о планетарной геополитической категории.
Недолго руководившему Советским Союзом Юрию Андропову приписывают замечательную фразу: «Мы не знаем страны, в которой живём». Живя на Дальнем Востоке более сорока лет, я до сих пор не очень понимаю, что это такое, и ежедневно продолжаю его открытие.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.