Интерес к российским «офшорам» растёт в условиях санкций
Санкционное давление называют одной из главных причин, по которым российский бизнес распробовал «офшоры» на островах Русский и Октябрьский. За один только непростой 2022-й год дальневосточный САР (специальный административный район) получил больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. По оценкам экспертов, в новых санкционных реалиях популярность САРов продолжит расти.
Взрывной рост
«В текущих условиях зарубежные компании российских структур вынуждены искать способы защиты своих активов и продолжения деятельности. Будучи управляющей компанией САР на о. Русский, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики стремится создать максимально комфортные условия как в процессе редомициляции, так и в рамках текущей деятельности компаний. Сегодня можно с уверенностью говорить, что САР стал востребованным инструментом у бизнеса. В текущем году произошел взрывной рост интереса к САРу со стороны иностранных компаний с российским участием», - сообщил EastRussia директор департамента сопровождения САР КРДВ Павел Шейка.
В том, что в текущих экономических условиях и при росте санкционного давления на компании с российскими бенефициарами интерес к специальным административным районам усилится, уверен и директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Правительство все больше адаптирует САРы к новым санкциям: так, с марта 2022 года был упрощен переезд компаний, расширен список для личных фондов россиян и иностранцев, а также компаний, созданных до 1 марта 2022 года. В том числе приток новых резидентов будет происходить в условиях невозможности компаниям из России регистрировать в странах-членах Европейского Союза новые юрлица», - комментирует эксперт.
По его словам, дополнительный рост числа резидентов САРов также увеличится в связи с тем, что с 1 января 2023 года российские компании, у которых более 25% капитала принадлежит владельцам из офшоров, не смогут получить государственные субсидии и бюджетные инвестиции.
«В текущих условиях – это критический фактор для перевода компании в САР из иностранных юрисдикций», - отмечает Кабаков.
Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов также соглашается, что роль САР в текущих условиях существенно возрастает.
«Заложенная преференционная законодательная база должна выступить не только драйвером регионального развития, но в значительной степени обеспечить развитие импортозамещающих производств, востребованных всей российской экономикой, - акцентирует он. - Важно отметить, что Минфин России не планирует сокращения налоговых льгот и преференций, предоставленных резидентам САР, что выступит благоприятным фактором в реализации долгосрочных инвестиционных проектов».
Защита активов
Напомним, изначально цели создания САР были направлены на деофшоризацию российской экономики и привлечение капиталов и инвестиций в РФ. Резиденты режимов «особого благоприятствования» получают льготы: отсутствие валютного контроля, снижение ставки налога на прибыль, возможность скрывать данные об учредителе и директоре в ЕГРЮЛ, режим «одного окна» для инвестора и другие.
«Регистрация в САР и получение статуса международной холдинговой компании позволяет компаниям иметь статус валютного нерезидента Российской Федерации, использовать льготы по налогу на прибыль (в частности, в разрезе доходов от продажи акций, дивидендов, процентов, роялти) и в целом иметь условия не хуже, чем в иностранных оффшорных юрисдикциях», - пояснили агентству в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
По данным КРДВ, сегодня у иностранных компаний, планирующих переезд в Россию, возникают ряд сложностей, связанных с ограниченной логистикой, санкционным давлением, отказом местных провайдеров/ регистраторов/ консультантов от сотрудничества.
«Введённые в текущем году правительством России временные меры по упрощению процедур редомициляции стали важным аспектом, поскольку без таких мер некоторые компании просто не смогли бы осуществить переезд в САР по формальной причине», - рассказали в Корпорации.
С 2018 года на территории Российской Федерации действуют два САРа. Это острова Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область), где зарегистрированы 108 компаний.
При этом с января 2022 года количество сменивших прописку «офшоров» превысило данные 2021 года (34 компании). Только за 4 месяца 2022 года САРы принесли в российский бюджет РФ более 4 млрд рублей налоговых поступлений.
«Офшор» на о. Русском развивается пока не так активно, как на о. Октябрьском. Начиная с 2018 года, когда заработал особый налоговый режим, туда зашли 11 компаний, ранее находившиеся под иностранной юрисдикцией. Ещё одна находится в процессе регистрации. Интерес к регистрации в САР проявляют и российские холдинговые структуры, но пока ни одна российская компания не переехала, отметили в КРДВ.
В числе первых резидентов - международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный», и «Доналинк» Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
В 2021 году на Русский переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД» .
10 декабря 2021 года Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики сообщила, что группа «Интеррос» завершила редомициляцию своей кипрской компании «Интеррос Капитал», которая контролирует 31,5% акций ГМК «Норильский никель».
А в непростом 2022-м году САР на о. Русском приобрёл больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. Сразу 6 компаний пополнили реестр его участников.
В марте островную «прописку» получила «Уорлд Боат Сервис лтд», специализирующаяся на перевозке грузов морскими судами заграничного плавания. Затем АО «Вандл Холдингс Лимитед», через которую Саид Керимов владел 76,34% одной из крупнейших золотодобывающих компаний в России «Полюс», передислоцировалось с Кипра во Владивосток (позже попавший под санкции бизнесмен продал 29,99% «Полюса» «Группе Акрополь», а потом и вовсе пожертвовал 100% МКАО «Вандл Холдингс Лимитед» Фонду поддержки исламских организаций).
В июле резидентами приморского САР стали ООО «Хорвик», специализирующееся на деятельности холдинговых компаний и консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления, а также ООО «Руссоль лимитед» - крупнейший частный производитель соли в России.
В августе реестр резидентов пополнило ООО «Алтрасо Венчурз» - основной владелец «Восточной горнорудной компании».
В сентябре ООО редомициляцию завершило ООО «Рашмор», владеющее сетью школ английского языка Ufirst.
По состоянию на 1 полугодие 2022 года участники САР на о. Русский создали 27 рабочих мест, осуществили инвестиции на сумму 388 млн рублей и уплатили более 2,2 млрд рублей в бюджеты различных уровней, из них более 1,3 млрд рублей в бюджет Приморского края.
Дискурс поменялся
Нельзя не отметить, что о преференции специальных административных районов было сломано немало копий.
Некоторые эксперты открыто называли САР «вредоносным» режимом, критикуя их за возможность конфиденциального владения и управления компаниями. «Когда российские юрлица, которые ведут бизнес в России, находятся за пределами российского налогообложения и российской юрисдикции, это обкрадывание российского бюджета», - утверждали оппоненты. Звучали и мнения о том, что режим САР может нарушить межправительственное соглашение и грозит России исключением из системы международных расчётов, порождая совершенно неконтролируемые риски в плане противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Долгое время риск попасть под санкции называли главным сдерживающим фактором развития САР.
Однако после 24 февраля 2022-го года дискурс изменился. Самые «страшные» санкции уже случились. Положение России, как субъекта международного финансового рынка, изменилось коренным образом.
Директор приморской компании «Центр независимых налоговых экспертиз» Галина Ткаченко отмечает, что сегодня бизнесмены начинают убеждаться в том, насколько небезопасно держать свои капиталы за границей.
«И имущество, и денежные средства российских компаний подвергаются необоснованным взысканиям и арестам. Выиграл тот, кто вовремя перешёл под российскую юрисдикцию и сосредоточил свои активы на территории РФ, - комментирует собеседница. – С другой стороны, большинство стран закрыли возможность вывода капиталов из иностранных банков, и сейчас главный вопрос состоит в том, насколько реально вернуть денежные средства из недружественных государств. Тем более что крупные иностранные банки начинают объявлять банкротства».
Кандидат экономических наук, директор департамента финансов Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Бережнова отмечает, что в условиях неопределённости сложно делать прогнозы: «В текущих реалиях многие хозяйствующие субъекты приостановили свою деятельность. Компании, которые взаимодействовали с зарубежными партнёрами, поставили на паузу поставки и пока не заключают договоры. Все ждут, когда можно будет просчитать возможные риски, а значит, заложить их в условия контракта, минимизировать или нивелировать. Я бы воздержалась от прогнозов, пока сохраняется неопределённость влияния внешних факторов на все экономические процессы».
При этом эксперты соглашаются, что 2022-й год показал – безопаснее всего хранить капиталы в родной гавани. Этот принцип ляжет в основу построения новой экономической модели.
Отметим, как сообщает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, ещё 15 компаний рассматривают возможность редомициляции в Приморский край. Пока информация о них не разглашается.
Юлия Пивненко
Резиденты российских спецадминрайонов (САР) островов Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде смогут получить новые льготы в обмен на инвестиции при условии, что компании откроют на территории САР реальный офис со штатом от 15 человек и вложат не менее 300 млн рублей в инфраструктуру острова. Также ожидается, что российские холдинговые группы смогут воспользоваться преференциями САР наряду с иностранными. Как сообщили агентству в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, инициатива, ранее озвученная Минфином, вылилась в законопроект, который сейчас дорабатывает Федеральная налоговая служба. Этот документ стал ответом на требования Еврокомиссии, неоднократно заявлявшей о своей категоричной позиции по отношению к так называемым российским «офшорам». Какую пользу принесут экономике Приморья изменения законодательства, и почему Европе невыгодно развитие российского режима САРа, выясняло EastRussia.
Реальные конкуренты
Ранее сообщалось, что Минфин ищет компромисс с Еврокомиссией в отношении специальных административных районов во Владивостоке и Калининграде. После июньского доклада Европейской группы по применению Кодекса налогообложения предпринимательской деятельности возникли риски признания российских САР «вредоносным» налоговым режимом, и правительство приняло меры, чтобы снять претензии ЕС, донастроив законодательство.
«Ведомости» цитировали статс-секретаря – замминистра финансов Алексея Сазанова - по информации источника, в кулуарах расширенного заседания Евразийского межправсовета в Ереване Сазонов сказал: «Мы ведем переговоры о том, что нам нужно донастроить режим САР таким образом, чтобы он соответствовал критериям так называемых справедливых налоговых практик. У нас очень конструктивный диалог и к I кварталу 2022 г., думаю, выйдем на какие-то решения, которые устроят и нас, и представителей ЕС».
Сегодня в разработке находится законопроект, который должен снять основные претензии Еврокомиссии. Об этом агентству сообщил директор департамента рассмотрения и анализа проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Павел Шейка.
- На сегодняшний день законопроект дорабатывается, и скоро мы сможем ознакомить вас с его последней версией, - рассказал собеседник.
Среди основных требований ЕС выдвинуло соблюдение двух критериев. Резидентам необходимо иметь в САР реальные офисы. Также российские группы должны получить право на преференции наряду с иностранными.
Профессор, соруководитель магистерской программы «Аналитические, социальные и экономические сети» Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Александр Абрамов считает, что в существующем состоянии российские САР на островах Русский и Октябрьский являются реальными конкурентами аналогичных европейских САР. Поэтому угрозы ЕС о внесении компаний, зарегистрированных в российской юрисдикции, в черные списки (со всеми вытекающими последствиями: лишение льготного кредитования, страхования и т.д.) являются элементами, в том числе, конкурентной борьбы.
«Развитие российского режима САРа в направлении введения критериев об экономическом присутствии холдинговой компании на островах Русский, Октябрьский и распространение этого налогового режима на российские холдинги должны были снять претензии ЕС к российским офшорам, так как в этом случае САР практически будет повторять холдинговые режимы, распространенные в странах ЕС, и по критериям, и по льготам. Это логичный шаг в конкурентной борьбе с ЕС, так как в этом случае российские САР не будут формально соответствовать ключевому критерию вредоносной налоговой конкуренции (с точки зрения ЕС)», - комментирует Александр Абрамов.
Однако, по оценке эксперта, если подходить с формальной точки зрения, есть и другие способы продолжить конкурентную борьбу с российскими САРами, которые ЕС по-прежнему может считать вредоносным режимом.
«САРы создавались для иностранных компаний, которые попали под действие зарубежных санкций, а также тех, кто в силу объективных обстоятельств лишился возможности обслуживать свои структуры за рубежом, в частности, потерял доступ к зарубежному финансированию, то есть был подвергнут санкциям. Поэтому претензии ЕС можно рассматривать и как продолжение этих санкций», - говорит Александр Абрамов.
Что получает Приморье
С окончательной редакцией законопроекта еще предстоит ознакомиться. Ожидается, что новые поправки благотворно повлияют на экономику регионов. Резиденты смогут рассчитывать на такие льготы, как ставка налога на вывод капитала 10% и 0% налога на прибыль в виде дивидендов. Взамен они должны будут вложить в инфраструктуру островов не менее 300 млн рублей за два года, а также арендовать или выкупить офис площадью от 100 кв. метров и нанять штат не менее 15 человек.
Как подчеркивает Павел Шейка, и в условиях действующего налогового режима спецадминрайоны принесли значительную пользу российской экономике
Сейчас на территории Российской Федерации действуют два САРа - острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград), где всего зарегистрированы 65 компаний.
При этом только за 11 месяцев текущего года 60 резидентов калининградского «офшора» привлекли в экономику области почти миллиард рублей.
«Общий объем налогов и сборов, перечисленных участниками самого западного САР России в январе-ноябре 2021 года, составил 2,4 млрд рублей. Из них 819,7 млн рублей поступило в федеральный бюджет и 952,1 млн – в консолидированный бюджет региона. Сумма страховых взносов калининградского САР за этот период превысила 647 млн рублей», - сообщает правительство Калининградской области.
Приморский САР развивается пока не так активно. Начиная с 2018 года, когда заработал особый налоговый режим, на остров Русский зашли всего пять компаний, ранее находившиеся под кипрской юрисдикцией. В числе первых резидентов - международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный», и «Доналинк» Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
В 2021 году на Русский переехали «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД» и Colmati Trading Limited («Колмати») «Роснефти».
Также 10 декабря Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики сообщила, что группа «Интеррос» завершила редомициляцию своей кипрской компании «Интеррос Капитал», которая контролирует 31,5% акций ГМК «Норильский никель». «Интеррос Капитал» стала пятым участником спецадминрайона во Владивостоке.
«Участники САР вкладывают инвестиции в экономику всей России. Резиденты САР на острове Русский по состоянию на 1 декабря 2021 года осуществили инвестиции в размере 268 млн рублей, из них 158 млн рублей - почти 60% - в форме капитальных вложений на территории края. Этот показатель, на наш взгляд, более интересен, чем просто общий объем инвестиций», - рассказал Павел Шейка.
Собеседник отметил, что участники САР планируют реализацию проектов на территории края и ДФО. Так, МК «Финвижн Холдингс" реализует проект по созданию ИТ-парка на острове Русский с объемом инвестиций 1 млрд рублей. «Интеррос Капитал» намерена запустить крупные инвестпроекты на Дальнем Востоке, в частности, строительство нового курорта «Парк Три Вулкана» и создание венчурного фонда «Восток».
«Сегодня у нас пять участников САР на острове Русский. В самое ближайшее время, до конца первого квартала 2022 года, планируется редомициляция еще двух компаний в Приморский край. Так как информация конфиденциальная, пока не разглашается, какие именно компании это будут», - рассказал собеседник.
Рыночные реалии
Профессор ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Исаев поддерживает государственную политику относительно претензий ЕС: «На международной арене неспокойно, и правительство принимает абсолютно правильные шаги, чтобы минимизировать риски. Лично я, в принципе, расцениваю режим САР как перспективный и считаю, что он может эффективно работать на территории Приморского края».
Эксперт считает, что на поверхности лежит идея крытых недорогих аквацентров с морской водой. Наподобие тех, что есть в Турции и Черногории. «Правда, с учетом приморского климата», - уточняет Исаев.
Пока об аквапарках, построенных резидентами САР, речи не идет. Но вполне реальные перспективы обретает проект компании «Финвижн Холдингс» по созданию на острове Русский парка IT-технологий с апарт-отелем, коворкинг-зоной, конференц-залами, общественно-торговой зоной и офисными помещениями. Как сообщили агентству информированные источники, уже выбран земельный участок, готовятся документы для присвоения проекту статуса масштабного. Прежде всего, это означает, что «Финвижн Холдингс» сможет получить землю в упрощенном режиме.
Руководитель Дальневосточного филиала компании EY (Эрнст энд Янг) Алексей Ерохин отмечает, что САР могут развиваться только исходя из рыночных реалий.
«Директивный порядок здесь не работает. Я сам живу в Приморье и 9 лет и работаю в компании, которая открыла офис во Владивостоке, чтобы обслуживать клиентов, то есть мы пришли сюда вслед за клиентами. Соответственно, нужно смотреть, насколько компаниям выгодно инвестировать в экономику острова Русского и в принципе открывать там офис, нанимать персонал, платить аренду и зарплаты. Пока мы видим, что желающих не много. И если на Дальнем Востоке уже больше 500 резидентов ТОРов, то резидентов САР пока только 5. Значит, есть над чем работать, нужно создавать условия», - говорит Алексей Ерохин.
Примером собеседник приводит остров Чеджудо в Южной Корее, где, по его словам, создан «великолепный» разноплановый кластер для развития в том числе туризма, ИТ-технологий и медицинских услуг. Компании получили налоговые преференции, земельные участки на льготных условиях для строительства жилья, и в рамках кластера льготы «выстрелили», Чеджудо стал центром притяжения для иностранных инвесторов. Социальная инфраструктура острова развивалась вместе со спецрежимами.
Такую инфраструктуру предстоит создать на Русском. Кроме того, стоит учитывать общую концепцию развития острова, где заявлено создание научно-технического и рекреационного кластера.
Сложности деофшоризации
Вместе с тем, если в части реального присутствия резидентов на островах эксперты позитивно расценивают изменения законодательства, то по вопросу регистрации в САР российских холдинговых компаний мнения неоднозначные. Так, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) ранее просила правительство не допустить перерегистрации российских компаний в специальные административные районы (САР) во Владивостоке и Калининграде.
Переезд в САРы публичных обществ, зарегистрированных в других регионах России, может «подорвать доверие инвесторов» и сказаться на стоимости компаний, отмечалось в письме.
«Изначально САРы предназначались для возврата капитала подконтрольных россиянам иностранных компаний, - цитировали источник «Ведомости». - Поэтому резидентам предоставлена свобода в корпоративных вопросах – чтобы компаниям было удобнее переехать из-за рубежа в Россию. Компания может как сохранить привычное зарубежное право, так и установить какие угодно правила корпоративного управления. В том числе с полным отказом от норм защиты прав инвесторов».
Отметим, многие эксперты дают положительную оценку режиму САР. Так, директор Ассоциации налоговых консультантов, Советник государственной гражданской службы 1 класса Владимир Саськов отмечает, что предлагаемые государством меры налогового стимулирования в значительной мере будут способствовать процессу деофшоризаци. Ведь большая часть традиционных международных «налоговых гаваней» практически прекратила свое существование вследствие глобальной консолидированной позиции фискальных органов ведущих экономик мира. Крупнейшие отечественные компании заинтересовались механизмом САР («Газпром», «Газпром нефть», «Сбербанк», ВТБ, «Сибур», «Роснефть», «Северсталь», «Алроса») и рассматривают возможность редомициляции.
Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков полагает, что основной аспект, который может заинтересовать потенциальных резидентов – это снижение ставки налога на прибыль, а также освобождение от налога на прибыль курсовых разниц и исключение из налоговой базы доходов и расходов компаний в рамках соглашений о разделе продукции иностранных добывающих проектов.
Президентом России 3 августа 2018 года был подписан пакет законов, предусматривающих создание специальных административных районов (САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний и возможностью создания международных фондов. По оценкам экспертов, эксперимент, длившийся три года, можно считать успешным. Как развивается дальневосточный офшор, почему 2021 год стал прорывным для САРов, и какие проблемы мешают деофшоризации российских компаний – в материале EastRussia.
Притяжение капиталов
Сейчас в России действуют два САРа. Это острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). В обоих САРах на данный момент зарегистрировано 47 компаний (на о. Русский - четыре), Резиденты САР привлекли свыше 50 млрд. рублей инвестиций в российскую экономику, а налоговые отчисления превысили 800 млн рублей.
Сегодня «офшор» на острове Русский насчитывает четырех участников, ранее находившихся под кипрской юрисдикцией. Его первым резидентом в сентябре 2018 года стала международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный».
В марте 2019 года в приморский САР зашел второй резидент – «Доналинк» угольного магната Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
Прорывным можно считать 2021 год, когда на о. Русском прописались сразу два резидента. В январе туда переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД». В мае «Роснефть» перевела под российскую юрисдикцию кипрскую компанию Colmati Trading Limited («Колмати»).
«Входной билет» в САР стоит от 50 млн рублей. Такова минимальная сумма, которую новый участник должен вложить в российскую экономику, чтобы зарегистрировать международную компанию в порядке редомициляции (смена юрисдикции при сохранении своего организационно-правового статуса и корпоративной структуры). Это могут быть инвестиции в свои дочерние структуры или любой другой бизнес. В обмен он получает налоговые преференции. Среди них – ставка 0% по доходам, полученным компанией в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения об их выплате она уже год владеет не менее чем 15-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации либо депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов. Налогом в 5% облагаются доходы, полученные иностранными лицами по акциям международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными.
«На сегодняшний день три резидента САР – «Финвижн Холдингс», «Доналинк» и «СУЭК ЛТД» - выполнили свои обязательства по инвестициям в размере 166 млн рублей. Могу отметить, что есть несколько компаний, которые планируют зайти в САР на острове Русский до конца года», - рассказал EastRussia директор департамента рассмотрения и анализа проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Павел Шейка.
По словам собеседника, интерес к специальным административным районам вырос с принятием февральских поправок. В частности, в феврале Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который снимает географические ограничения на редомициляцию компаний из низконалоговых юрисдикций в специальные административные районы РФ.
«Например, чтобы зайти в САР, раньше требовалось обязательное присутствие активов или аффилированных компаний в России. Сейчас эти ограничения сняты. То есть резидент может вести деятельность в нескольких государствах, но не обязательно в Российской Федерации. Соответственно, любая иностранная компания, которая имеет филиалы, представительства, бизнес как минимум в двух любых странах мира, может стать участником САРа», - поясняет Павел Шейка.
Директор Ассоциации налоговых консультантов, cоветник государственной гражданской службы 1 класса Владимир Саськов акцентирует, что, рассматривая меры именно налогового стимулирования бизнес-проектов в системе САРов Калининградской области и Приморского края, важно отметить их системный и комплексный характер.
«Налоговые преференции отнюдь не заканчиваются «нулевой ставкой по дивидендам. Они включают в себя и ряд преференций по налогу на имущество, страховым взносам и в ряде случаев даже по НДС. В этой связи необходимо отметить тот факт, что предлагаемые государством меры налогового стимулирования в значительной мере будут способствовать процессу деофшоризации. Ведь большая часть традиционных международных «налоговых гаваней» практически прекратила свое существование вследствие глобальной консолидированной позиции фискальных органов ведущих экономик мира», - говорит эксперт.
Плюс, по его словам, последовательная и системная работа российского Минфина по деофшоризации ведется, в том числе, в рамках пересмотра международных налоговых соглашений. Формируются предпосылки для переориентирования финансовых потоков из традиционных офшоров.
«Создание внутренних, российских островков налоговой привлекательности, безусловно, выступит зоной притяжения капитала. Как следствие, мы все ожидаем инвестиционного притока и, соответственно, экономического развития не только обозначенных зон, но и экономики России в целом. Задача государства на данном этапе в большей степени заключается в выработке необременительных, но эффективных механизмов контроля резидентов данных зон, в целях недопущения злоупотребления правом на широкие налоговые преференции», - комментирует Владимир Саськов.
«Основной аспект который может заинтересовать потенциальных резидентов – это, конечно же, снижение ставки налога на прибыль, а также освобождение от налога на прибыль курсовых разниц и исключение из налоговой базы доходов и расходов компаний в рамках соглашений о разделе продукции иностранных добывающих проектов. Вопросы регистрации компании не столь существенны для международных холдинговых компаний имеющих большое количество юрлиц в структуре холдинга. Наиболее интересно получить резиденство будет российским экспортерам, которые захотят снизить налоговую ставку после пересмотров налоговых соглашений РФ с Кипром и Мальтой. Ожидать приток не связанных с экономикой России резидентов не имеет смысла, учитывая санкционные риски и токсичность российского капитала», - считает Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»
Закат кипрских офшоров
Процесс деофшоризации запущен на фоне пересмотра глобальной налоговой политики в части так называемых транзитных юрисдикций, подчеркивают эксперты.
Директор ООО "Центр независимых налоговых экспертиз" Галина Ткаченко отмечает, что ситуация стала меняться еще в 2018 году, когда правительство РФ подготовило постановление «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам». К документу прилагался перечень из 75 государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
В 2020 году Минфин России начал «крестовый поход» – ранее президент Владимир Путин поручил увеличить ставки налога на доходы с дивидендов и процентов, которые утекают в офшоры. Начались затяжные переговоры со странами транзитерами. Пересмотреть ставки согласились Мальта, Кипр и Люксембург. Сложнее оказалось с Нидерландами.
Договориться с голландскими коллегами не удалось. Владимир Путин 26 мая 2021 года подписал закон о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами (денонсация - отказ государства от заключенного им международного договора, прим. редакции).
Что касается Кипра, то настоящим ударом для российских компаний стал протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения с «главной офшорной зоной». Он вступил в силу в январе 2021 года. Согласно документу, ставка налога на поступающие в офшоры дивиденды выросла до стандартной российской 15%. По словам экспертов, это ознаменовало закат эпохи кипрских офшоров.
Вопрос «что делать дальше?» встал перед сотнями российских компаний, в том числе на Дальнем Востоке. Эксперты советовали, например, использовать российский субхолдинг, чтобы распределить в его пользу дивиденды с нулевой ставкой для дальнейшего реинвестирования.
Как альтернативу партнер международной аудиторской компании КПМГ в России и СНГ Александр Токарев выделяет возможность переезда в «российский офшор». Он акцентирует, что при соблюдении определенных условий в САР доходы по дивидендам, получаемым от дочерних компаний, будут облагаться нулевой ставкой. Более того, российское правительство стремится улучшить условия в отечественных «офшорах». В планах - снижение ставок по налогу на прибыль и доходы в отношении распределяемых дивидендов.
Новые интересанты
Как отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, пока САР вызывает интерес, прежде всего, у компаний, чья деятельность связана с дальневосточным регионом.
«Либо они имеют активы на Дальнем Востоке либо ведут бизнес через компании Дальнего Востока и Сибири. География и часовые пояса играют значительную роль, влияют на скорость бизнес-процессов и стоимость ведения бизнеса. Вместе с тем появляются интересанты из центральной России», - говорит Павел Шейка.
Но законодательство о российских «офшорах» непрерывно совершенствуется. И эксперты не сомневаются, что в скором времени резидентов САР станет значительно больше, расширится география компаний, а также их отраслевое разнообразие.
22 апреля 2021 года на федеральном портале нормативно-правовых актов была размещена обновленная версия законопроекта по дополнительным налоговым льготам для международных холдинговых компаний (МХК).
Новая редакция позволяет до 2035 года применять льготы по налогу на прибыль. Ставка снижается до 5% на все пассивные доходы.
В КПМГ сообщают, что это может быть актуально для холдинговых компаний в отношении дивидендов. Сейчас они, если не выполняют условия для нулевой ставки, применяют ставку 13%. Также послабления распространяются на доходы от продажи акций либо долей компании.
Более того, игроки финансового сектора смогут воспользоваться сниженной ставкой в отношении процентов по займам (сейчас она составляет 20%). А IT-компании – в отношении доходов от объектов интеллектуальной собственности (сейчас это 20%).
С 15 до 10% снижается ставка при выплате дивидендов. С 20 до 10% - при выплате процентов и роялти (если иные ставки не предусмотрены соглашением об избежании двойного налогообложения).
В то же время, чтобы воспользоваться указанными льготами, компаниям придется раскошелиться. МХК должны будут принять на себя инвестиционные обязательства уже не на 50 млн, а не менее 350 млн рублей. Более того, их обязуют организовать офис в САР площадью не менее 100 кв. метров и нанять штат работников не менее 15 человек, постоянно или временно проживающих на территории субъекта, где расположен «офшор».
Также Минэкономразвития планирует разрешить переезд в российские специальные административные районы международным личным фондам. Главное условие – стоимость активов учредителя от 5 млрд рублей. В качестве активов рассматривается недвижимое имущество за рубежом, паи в иностранных компаниях, вклады в зарубежных банках и т.д.
Интересно, что в законопроектах прописано и развитие инфраструктуры «офшоров».
Например, резиденты смогут вкладываться в объекты социально-культурной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, причем срок таких капитальных вложений увеличен с двух до трех лет.
Компании меняют «прописку»
В КПМГ выделяют основные факторы, которые делают актуальной смену юрисдикции.
Это, безусловно, наличие в структуре группы компаний, которые получают пассивный доход от источников в РФ и являются налоговыми резидентами юрисдикций, заключивших с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.
Также переезд стоит рассмотреть, если российская компания распределяет дивиденды в пользу иностранных компаний – налоговых резидентов РФ напрямую или с применением «сквозного» подхода. Учитывая, что право на применение 0% налоговой ставки в отношении таких дивидендов отменяется с 1 января 2024 года.
Конечно, предварительно стоит внимательно проверить соответствие всем критериям для получения статуса МХК, так как здесь есть свои особенности и проблемы.
«Стоимость ведения бизнеса, общие условия в рамках САРов сейчас как минимум не хуже, чем в рамках офшоров», - подчеркивает Павел Шейка.
Чтобы процесс редомициляции был удобен для большого бизнеса, требуется корректировка пакета законов о САР, считает Александр Абрамов, эксперт Дальневосточного федерального университета, профессор:
Эксперимент по созданию специальных административных районов, длившийся три года, можно считать успешным. «Процесс пошел».
Крупнейшие отечественные компании заинтересовались механизмом САР («Газпром», «Газпром нефть», «Сбербанк», ВТБ, «Сибур», «Роснефть», «Северсталь», «Алроса») и рассматривают возможность редомициляции.
Среди факторов, влияющих на принятие решения об этом: угроза введения санкций, налоговые льготы, облегченный валютный контроль.
Однако, с точки зрения крупнейшего бизнеса, чтобы процесс редомициляции был удобен для него, требуется корректировка пакета законов о САР. Такую корректировку планирует осуществить правительство России, в нее предполагается включить:
- Расширение типов компаний, которые могут зарегистрироваться в САР.
- Исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов и расходов международных холдинговых компаний от участия в реализации проектов геологоразведки и добыче полезных ископаемых (что особенно актуально для Дальнего Востока (ДФО), где структура экономики такова, что добывающая промышленность вместе со связанными отраслями производит более 50% ВРП). Предполагается, что в САРах могут зарегистрироваться совместные предприятия таких компаний без создания обособленных подразделений.
- Для перерегистрации головной компании требуется согласие акционеров, что делает редомициляцию невозможной. Возможность вхождения в САРы «дочек» публичных компаний решает эту проблему, но только отчасти, так как этой поправкой могут воспользоваться только те иностранные компании, у которых акции размещены на биржах, расположенных в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому в САРах не могут быть зарегистрированы, например, «дочки» кипрских компаний (Россия также не является членом ОЭСР). Следовательно, разумным является предложение правительства России о расширении подхода для включения возможности обращения акций акционеров международных компаний не только на биржах стран ОЭСР, но и на Гонконгской, Шанхайской и Сингапурской биржах.
- Планируется также смягчение требования по неизменности состава акционеров иностранных организаций; снижение до 10% ставки по налогу на прибыль от дивидендов для непубличных компаний и освобождение от налогообложения в России доходов иностранных филиалов международных компаний, что может стать дополнительным стимулом для редомициляции компаний на территории САР.
- Участники, зарегистрированные в САР до 31 января 2024 года, смогут учесть стоимость инвестиций в дочерние компании по рыночной стоимости. Таким образом, в САР облагается только «прирост стоимости» с момента редомициляции – это, в частности, может быть интересно девелоперским компаниям, а также бизнес-центрам.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.