Поделиться
Тур на Дальний Восток - поездка мечты
Поделиться

Как оставить «отпускные» деньги россиян в стране, обеспечить предложением спрос на отдых в России, оптимизировать систему господдержки туризма в интересах Дальнего Востока и сохранить доверие инвесторов. Эти и другие вопросы обсудили участники секции ВЭФ-2022- «Путешествие на Восток: возможности для инвесторов и туристов».

_

Ежегодно россияне вывозят за рубеж порядка 20-30 млрд долларов. «Это только данные о транзакциях по картам, без учета стоимости путевок или размещения», - рассказывает зампред Правительства Дмитрий Чернышенко. Сейчас, впервые за долгие годы, поток россиян, привыкших к морским заграничным курортам, направился в российские регионы. Объем в сравнение с привычным выездным потоком пока не идет, но власти рассчитывают, что к 2030 году число туристских поездок внутри страны вырастет с 60 до 140 млн.

«20 лет мы инвестировали российскими деньгами в инфраструктуру нероссийскую, - говорит Дмитрий Чернышенко. – В нашей стране, к сожалению, было даже не модно отдыхать. Сейчас все стало на свои места и отдыхать у нас теперь супер модно. Мы наблюдаем огромный неудовлетворенный спрос, который нужно немедленно удовлетворять, и Президент нам на это указывает. Он говорит, что нужно скорее создавать инфраструктуру, потому что туристическая деятельность приносит огромный мультипликативный эффект».


Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта

Для того, чтобы оперативно создать условия для туризма и отдыха в стране, государство запустило целый ряд уникальных мер поддержки - льготные кредиты, инфраструктурная поддержка ВЭБ.РФ, корпорации «Туризм.РФ», преференциальные режимы, гранты на строительство кемпингов и быстровозводимых гостиниц, кешбэк и многое другое. Ростуризм рассчитывает в ближайшие годы существенно расширить возможности российской индустрии гостеприимства.

«Если в 20 году у нас финансирование по линии туризма было 11 млрд рублей, то в текущем году это уже более 75 млрд и эти цифры будут возрастать. И на отрезке со следующего до 2030 года только прямых бюджетных инвестиции в отрасль туризма запланировано 462 млрд рублей», - подчеркивает Дмитрий Чернышенко.

Значительная часть этих средств предназначена для восточной части страны и Арктической зоны. Только на Дальнем Востоке в ближайшие годы появятся 12 новых курортов – их концепции и экономические модели Ростуризм и ВЭБ.РФ сформируют в ходе мастер-планирования в дальневосточных регионах.

По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой дальневосточные регионы уже сейчас являются одними из самых активных участников Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В качестве грантов в субъекты Дальнего Востока за 2 года направлено более 700 млн рублей, в рамках программы субсидирования процентной ставки на строительство гостиниц свыше 120 номеров начато строительство тысячи единиц номерного фонда, из 4 млрд рублей на строительство быстровозводимых модульных гостиниц на Дальний Восток направлено 700 млн рублей.


Зарина Догузова, глава Ростуризма

«Новая мера поддержки, которая в этом году стартовала – создание туристически привлекательного центра города. В ней победила заявка Владивостока на 200 млн рублей. И мы рассчитываем, что в следующем году Камчатка с Петропавловском-Камчатским войдет в этот проект. Он позволяет создать удобную и интересную среду в центре города, где активно начинает развиваться малый и средний бизнес в туризме, от ресторанов до гостиниц и частных музеев», - отметила Зарина Догузова.

Она также объявила о предстоящей «донастройке» механизма туристического кешбэка для Дальнего Востока. Ранее по поручению Президента объем возврата средств за путевки в регионы ДФО уже был увеличен с 20 до 40 тысяч рублей.

«У нас активно работает в целом кешбэк по стране. Свежие цифры: почти на 7 млрд рублей уже куплено туров и осуществлено бронирований, а сам кешбэк составил почти 1,5 млрд рублей. Увеличенный кешбэк по Дальнему Востоку составляет в общей цифре незначительный объем. Мы предварительно проанализировали: чтобы принимать решение и продлевать эту отдельную меру поддержки для Дальнего Востока в рамках туристического кешбэка нам, видимо, нужно будет не до 40 тысяч увеличивать предельный кешбэк, а до 40 % (от стоимости тура – прим.автора). Это позволит увеличить средний возврат», - подчеркивает глава главного туристского ведомства страны.

С оптимизмом в туристское будущее России смотрит и министр экономического развития страны Максим Решетников: «Среднегодовые темпы роста в отрасли до 2030 года составят почти 8%, то есть отрасль будет расти заведомо больше экономики. Инвестиции вырастут на 35%. Ну а главная цель, на которую мы ориентируемся – будет создано дополнительно миллион рабочих мест. То есть занятость в этой сфере увеличится с 2 до 3 млн рабочих мест. Это амбициозные цели, но они подкреплены ресурсами».

По оценкам Максима Решетникова, одной из самых эффективных мер господдержки в новом арсенале нацпроекта стали гранты на модульные гостиницы – быстрая окупаемость, относительно невысокие затраты и короткий период строительства. Сейчас в ведомстве думают о том, как в дальнейшем поддерживать капитальные объекты – ведь программа льготных кредитов конечна и ее вскоре распишут по объектам. Глава Минэкономики считает, что эффективным инструментом может стать господдержка строительства крупных парков развлечений. Несколько таких объектов уже построены в Москве и Сочи, в планах еще несколько – в том числе и на Дальнем Востоке. Инициатор одного из них - модератор секции по туризму, бенефициар группы компаний Mantera, бывший губернатор Кубани и экс-глава Минсельхоза Александр Ткачев планирует построить крупный парк развлечений за 32 млрд рублей на острове Русский. Видимо, этим организаторы ВЭФ-2022 и обусловили выбор его кандидатуры в качестве модератора, словоохотливого, с обширным мнением по большинству вопросов туристской повестки.

Еще один возможный механизм поддержки отрасли, который сейчас обсуждает Минэк и Ростуризм – это импортозамещение в строительстве канатных дорог. Максим Решетников не исключает, что в ближайшем будущем для этого в стране будет сформирован специальный промышленный кластер.

Всю соль и боль, но с оптимизмом о будущем туризма на Дальнем Востоке озвучил старший управляющий банкир бизнес-блока ВЭБ.РФ Антон Перин. Он напомнил, что финансирование проектов в туризме для банков – одна из самых непростых задач: невысокая загрузка, крайне высокая сезонность и риски, низкая маржинальность проектов, длительный период окупаемости – это главные препятствия для кредитования крупных проектов в туризме для банковского сектора.

«Наряду с Байкалом и Алтаем Дальний Восток входит в тройку самых желанных для посещения мест. И вроде бы – строй и получишь поток, но здесь же у нас есть особенности климатические, сейсмические, логистические. Вот, казалось бы, сейчас во Владивостоке должен быть курортный сезон, но тайфун и все закрыто. Плюс, строить здесь дороже. Александр Николаевич (прим. – Ткачев) анонсировал парк развлечений. С учетом всех этих особенностей, наверное сильно дороже получится, чем в Сочи, а модель та же самая», - сетует Антон Перин, но тут же с оптимизмом констатирует: «Несмотря на дороговизну направления - в 2,5 раза дороже поездка на Дальний Восток, чем в среднем, по стране, и явного несоответствия цены и качества – у нас только 10% номерного фонда здесь соответствуют современным стандартам, поездка на Дальний Восток является поездкой мечты, на которую люди готовы копить. Поэтому мы поддерживаем прогнозы про удвоение туристического потока. Потенциал у Дальнего Востока огромный и наша работа его реализовать».

Верить в лучшее хотят и инвесторы, но оптимизма в их словах значительно меньше. «Сдвинул бы нашу дискуссию из такого радостного состояния в состояние озабоченности», - говорит генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин. Он ведет несколько проектов на Дальнем Востоке: «Три Вулкана» на Камчатке, «Архипелаг Онекотан» и проект по экспедиционному туризму на островах Курильской гряды. По словам Бачина, Минфин в ближайшее время планирует скорректировать условия предоставления льготных кредитов на создание крупных туристских объектов. Если сейчас Постановление Правительства №141 предполагает диапазон процентных ставок от 3% до 5%, то в соответствии с замечаниями ведомства условия скорректируют и сохранят только 5-процентный кредит. К тому же, денег на финансирование льготных процентных ставок на последующие годы вообще не предусмотрено.


Сергей Бачин, руководитель девелоперских проектов «Интерроса», генеральный директор горнолыжного курорта «Роза Хутор», генеральный директор ООО «Васта Дискавери»

«Если мы отправляемся в путь – государство и инвестор, наверное одно из самых главных качеств – это доверие друг к другу и стабильность. Нельзя отправляться в путь и через два года менять условия работы. И в этом смысле нам кажется, что судьба 141-е постановления – это важный сигнал всей отрасли. Если это постановление будет живым – наполненным деньгами, если это постановление не будет ухудшать условия для текущих инвестиционных проектов и будущих, то это отличный сигнал. Если оно постепенно начнет деградировать, то как относиться ко всем другим преференциальным режимам? Они все могут деградировать!», - говорит Сергей Бачин.

Горячую поддержку этот вопрос вызывает и в Ростуризме. «Со стороны Ростуризма подтверждаю, что это сегодня самый востребованный инструмент поддержки в туризме. У нас ни один крупный капиталоемкий проект без льготного кредитования реализовываться в те сроки, которые нам нужны, не будет. Действительно сегодня речь идет о том, чтобы зафиксировать 5%. Мы настаиваем на том, чтобы сохранить те условия, которые были изначально – 3-5%. Государство, когда что-то обещает, должно свои обещания выполнять. Мы бизнесу обещали 3-5% и предлагаю на этом настаивать», - подчеркивает Зарина Догузова. Она также предлагает передвинуть деньги, предусмотренные Нацпроектом на реализацию этой меры поддержки с периода 2025-2030 годов на 2023-2025 годы, чтобы не сворачивать программу со следующего года.

Еще один вопрос, который успели затронуть участники секции – развитие круизного туризма. В условиях современных международных отношений это одно из самых сложных направлений, ведь отечественного круизного флота в России пока нет и его появление предвидится не скоро.

«То, что касается задачи на ближайшие 3-5 лет – вариант только один, это провести инвентаризацию флота двойного назначения или так, называемого научного флота, который есть у Академии наук, в Министерстве природных ресурсов, в Гидромете, добиться состояния, чтобы можно было использовать этот флот для двойного назначения: 3-4 месяца в году, самые туристические - для туристов, а дальше – для науки. Но, чтобы это работало, нужно, чтобы этот флот был в строю», - говорит глава «Васта Дискавери». По такому принципу в последние годы работал и камчатский туроператор «Северная экспедиция». Компания организовывала круизы по Дальнему Востоку России и Арктике на одном из дальневосточных научных судов. Его директору Александру Светачеву на секции времени для выступления не хватило, но в интервью EastRussia он обозначил важность государственной поддержки строительства или покупки экспедиционного круизного флота.

«Это направление пользуется высоким спросом. Раньше мы работали в основном с иностранными туристами, но в последние годы стали делать круизы для россиян. У экспедиционного туризма огромный потенциал, но мы вынуждены констатировать, что доступного флота в стране практически нет. Бывшим научным судам, в том числе «Профессору Хромову», на котором мы много лет осуществляли круизные программы, больше 40 лет, они требуют огромных эксплуатационных расходов. Сейчас мы очень рассчитываем на поддержку государства для покупки существующего экспедиционного круизного флота: лизинговые, кредитные или иные инструменты поддержки. По опыту - при условии круглогодичной работы мы можем ежегодно отдавать государству около 100 млн рублей только за фрахт экспедиционного судна на 50 мест, без учета платежей сотням наших контрагентов и налогов, - говорит Александр Светачев. - Я также обратил бы внимание на круизный туризм премиум-класса: спрос очень высокий, а предложения нет вообще. Я бы призвал собственников многочисленных дорогих яхт, которые сейчас прячут их на приколе в российских и заграничных портах от иностранных санкций, обратить внимание на этот сегмент и использовать их для организации небольших круизных программ высокого уровня на Дальнем Востоке, где это действительно востребовано».

Кстати, в числе предложенных Сергеем Бачиным стратегических механизмов для развития круизного туризма в стране - создание и финансирование новой структуры в составе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики для проектирования и строительства круизных судов. Но как признает сам инвестор, это пока перспектива очень далекого будущего.

Алёна Стратонова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
ВЭФ для шеф-повара

Для хабаровского шеф-повара Ильи Кожевникова участие в Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 г. было уже третьим по счету. Но впервые на форуме он работал не как представитель команды поваров от Хабаровского края, а как шеф-повар по приглашению крупнейшей на Дальнем Востоке и одной из ведущих крабопромысловых компаний России «Русский краб». За 9 сентябрьских дней Илье Кожевникову в одиночку пришлось приготовить около 1000 порций разных блюд из рыбы и морепродуктов для первых лиц государства и региона!

Читать полностью
Поделиться
Леса много, денег мало

Читать полностью
Поделиться
Тонкости капитализации туристического потенциала ДФО

Читать полностью
Поделиться
Стечение водородных обстоятельств

На сессии VIII Восточного экономического форума «Текущее состояние и перспективы развития водородного транспортного сектора в России: статус, вызовы и ключевые задачи» эксперты отрасли пытались определить, каким должен стать оптимальный вектор развития отечественных водородных проектов: продолжать ли работу над их внедрением в текущую экономику России, или же отказаться от участия в этой гонке.

Читать полностью
Поделиться
Градоустройство на марше

В рамках VIII Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября, участники и приглашенные эксперты обсудили новый формат презентаций инвестиционного потенциала дальневосточных городов — с помощью детальных мастер-планов. На платформе «Росконгресс Урбан Хаб» состоялась дискуссия, в рамках которой разобрали уже разработанные карты развития трех административных центров — Читы, Якутска и Южно-Сахалинска. На какие тренды и запросы предстоит ориентироваться региональным властям в разработке мастер-планов, и при чем тут диалог с инвесторами, разбиралась редакция EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Гибкие контракты для железной дороги

Несмотря на продолжающуюся модернизацию БАМа и Транссиба, железнодорожники не справляются с запросами грузоотправителей на востребованных направлениях. Причем ход модернизации инфраструктуры РЖД отстает от темпов развития портового хозяйства, о чем говорилось на сессии VIII Восточного экономического форума «Тернистый Восточный полигон: как ускорить трансграничное сотрудничество». Чтобы обеспечивалось ускорение, целесообразно не просто финансировать в требуемом объеме железнодорожные стройки, но и внедрять новые формы контрактов, предусматривающие гибкий механизм распределения рисков проекта между заказчиком и подрядчиком на фоне заданного срока и стоимости работ.

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Поделиться
Востокгосплан: «Мы готовимся к проектам, которые ещё не стартовали»

Руководитель Востокгосплана Михаил Кузнецов рассказал EastRussia, как совместная работа с учёными поможет увеличить объемы транспортировки грузов по СМП и повысить привлекательность этого маршрута для участников рынка.

Читать полностью
Поделиться
Соло техно-матрешки

Читать полностью
Поделиться
15 инвесторов планируют привлечь до конца года на Курилы

Читать полностью
Больше материалов