Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Proverbial way

EastRussia visited the 5th International Forum RASIA.COM

At the 5th International Innovation Forum RASIA.COM in Moscow, we discussed how to create in the Far East a competitive industry in the world market of the future.

Proverbial way

The duration of the panel discussion "New East", organized with the participation of the Far East Development Fund and the Ministry for the Development of the Far East, was comparable to the president's direct line. For almost four hours, Russian and foreign experts discussed the necessary tools for state support to investors in the region and shared success stories.

Moderator of the discussion, General Director of the Development Fund for the Far East Alexey Chekunkov said that Asia occupies 30% of the planet’s land. At the same time, almost 30% of the mainland falls on the Asian part of Russia, where only 0,5% of the population of all Asia lives. If until now the economic growth driver of Asian countries was the numerous labor resources, now in the new technological era, competitiveness is determined not by the quantity of labor resources, but by their quality. And this factor will allow to master the Russian “Asian Desert”.

The participants of the discussion were, as Chekunkov put it, “pioneers”, “whose task is to light new lights, create a new economy, a new production, create new cities where there will be new technologies”, - people who should make the Asian part of Russia more similar to that of Asia , which we see in the glossy pictures.

The rapid growth of the economy in the Far East can be achieved with the help of advanced development territories (TOR), said Ivan Tonkikh, director of the department for attracting direct investments, supporting exports and foreign economic activity of the Ministry of Eastern and Eastern Development.

"In addition to tax benefits, simplified customs regime, entrepreneurs in the Far East are guaranteed protection of the state. As soon as the companies become residents of the territories of advanced social and economic development (TOP), the supervisory authorities can check them only in agreement with the Ministry of Regional Development, "Tonkikh said.

The representative of the Minsk region also said that "last week in the first reading the draft law on the free port of Vladivostok was adopted by the State Duma." "According to this document, a free economic zone will be created in the territory of thirteen municipalities in the territory of thirteen municipalities, which includes ports, airports, border crossings, tax privileges, simplified visa regime and other preferences. This will create a huge logistics hub, increase the turnover of goods, resources, finance, human capital, "he explained.

Then, the "pioneers" - entrepreneurs already implementing projects for the creation of new industries, including within the pilot areas of advanced socio-economic development (TOSER), talked about their experiences and prospects.

Open insulation

The CEO of TekhnoNIKOL Corporation, Vladimir Markov, said that his company has been in the market for more than 20 years - now it is already an international corporation with 40 plants, 20 of which are outside Russia. The consolidated turnover of the company's funds for 2014 a year amounted to 69 billion rubles. The share of the Far East in the company's turnover is approximately 7%. The company participated in large-scale construction projects in Vladivostok and at the Cosmodrome. It directs its products not only to the European market, but also to the markets of America and even New Zealand.

"Very good sales to India, the second year we are active in the direction of China. This is due to the fact that in Russia we occupy leading positions in thermal insulation and insulation materials, therefore, we are a bit cramped here, and our emphasis is on developing distant markets. Although the competition there is high, but with our technologies we feel the potential to occupy a significant share there. For reference: in the market of thermal insulation materials in Finland we occupy 35%, "Markov said.

In the Far East, TechnoNIKOL has been operating since 1996, now the company has a production site in Khabarovsk. However, together with great prospects for growth, there are also problems, the main one of them is "in one person for one square. kilometer".

"This suggests that for the production of building materials the problem of transport connectivity is critical," he said. - If we are talking about deliveries to Kamchatka or Sakhalin, then 2 \ 3 prices may be transport costs. And we joke that in Kamchatka they sell logistics, not materials. "

According to Markov, in the Far East, one should work with logistics and "get - with the help of the state, without the help of the state - normal transport tariffs, because with this now in Russia there is a bit of a problem".

Another topic faced by producers is the limited market due to the small population density.

“The entire heat insulation market of the Far East 40-50 thousand tons per year, and the modern line for the production of thermal insulation materials is 80 thousand tons per year, so the payback period of the project will be very long. To load this car, a lot of time has to pass, and now it’s doubly a problem in a crisis, ”the businessman stated. According to him, in order to load normally it becomes very important to export and export the goods, first of all, to China, where “the heat insulation market is the same, and the roof market is 6 more times”. “We are already supplying,” Markov said.

According to Markov, for the development of business in the Far East, the state needs support in terms of simplifying export procedures, procedures for returning VAT, and granting tax incentives.

Business with comfort

The project, focused not on export, but on the domestic high-tech market, was introduced by Olga Prokofyeva, member of the board of directors of Energia Group of Companies (GC Energia is an anchor investor in the territory of advanced development in Komsomolsk-on-Amur, where it will build a plant for the production of components for the Sukhoi Superjet 100 airplane.). According to her, all conditions for import substitution have been created in Russia - "in this sense, the territory of Siberia and the Far East is ideal", but a number of barriers prevent the realization of the potential in practice.

"Limited access to credit resources and credit resources that do not help businesses that do not focus on the same economic development. This is too expensive money, "said Prokofieva.

In addition, according to her, state-owned companies should reconsider relations with potential service providers. For small and medium businesses there are plenty of opportunities for developing relations with state-owned companies - for example, in the energy sector. However, this market is closed for it, including due to the volatility of work, and also because they do not want to give orders for outsourcing.

“In our example, I can say that it took us almost a year and a half to have very close contact with the Sukhoi company to build a single technological project. And only a week ago we reached an agreement on cost price and an agreement on the price of the products that we will supply to Sukhoi. This was the key that allowed us to open the doors to the production stage, ”shared Prokofieva.

And an important factor for the development of the Far Eastern Territory is the creation of a comfortable living environment in the Far East. "Human capital is the key resource to attract investors to work in this or that region," the business lady is sure. "Modern business seeks not only to build a factory and fix profits, but also tries to create a new space for development, a comfortable life."

homework

Director General, founder of the Mobilium International Group, leader of the working group of experts on working with the Singapore Smart Nation program, Ralph Simon, continuing the theme of human capital development, spoke about the Program and called for the creation of its Singapore analogue in Russia. He asked the Director General of the Far Eastern Development Fund that he could attract foreign investors to Russia.



“The Far East is a huge storehouse of diverse natural resources. With technological development, the consumption of physical resources is growing. Previously, people did not carry half a kilo of rare-earth metals, various plastics and composites with them. Therefore, the Far East will remain and develop as a source of natural resources and their processing. The second is logistics. We can really offer interesting logistic solutions for the Northeast of China, for Japan and even for Korea, where the problem of the availability of free land is acute. And third, this is tourism: there are not so many virgin, untouched places, beautiful, with a different culture, different traditions, especially in such proximity to a billion people - within a radius of 400 km, ”Alexey Chekunkov told about the three“ pillars ”, which will form the basis of numerous opportunities for foreign investors.

And what about in practice? As Chekunkov of EastRussia explained, we still need to do “homework”, since we have many projects in the Far East in a low state of readiness, some in general are being worked out in the form of investment ideas and projects. “A certain enthusiast from the Far East sent me a project to invest a billion rubles in honey production three times. I have nothing against it, but we need not dreamers, but strong businesses: TechnoNICOL 20 has been working and expanding for years, building new production facilities. And foreign companies: “JGС Evergreen”, which comes into Avangard, she understands her market. That is, we need locomotives with high quality, ”he said.

“The competition is global today. There is a lot of money, they are ready for a fairly low profitability, but investors hate losing money. It is necessary to give investment opportunities that will attract them, which is why the Torah is so important, the Free Port of Vladivostok is so important - these are features, this is an exclusive that we can offer them today. And we, as a Fund, of course, want to act as a catalyst for this work, as a catalyst for these investments - we understand that financial opportunities are limited, but act as a partner in minority packages. And luring foreign investors into projects, we try to single out such initiators, who we are not ashamed to bring. Like a marriage agency. We need to cling to the leaders that exist. TOR alone is not enough, one Fund, we need entrepreneurs who would rather become multimillionaires and billionaires. They will work, ”explained Chekunkov EastRussia.

Chekunkov also expressed confidence that the Foundation will fulfill the task set by Yury Trutnev before the end of the year (Deputy Prime Minister, Permanent Representative to the Far Eastern Federal District - author's comment) and invest at least half of their funds by the end of the year (7,5 billion rubles). “The most complete projects in the development are the construction of the Khabarovsk airport terminal, the construction of the famous, I would say, Amur railway bridge overpass: Nizhneleninskoe-Tuntstsyan. He is long-suffering, he is objectively very complex. Unfortunately, he went to our colleagues in this already neglected state. We as a foundation - I would like to make such a real emphasis, we do not work for the shaft. If it turns out that projects need to be prepared and existing ones are not responsible for the profile and risks that we present in the projects, and the state money will be put at undue risk, we will not do the project. That is, we would rather not carry out the task of sums, rather than climb into something dangerous. Nevertheless, I expect that from the existing portfolio of projects we will have enough quality developed investment opportunities, of which we will invest half of the year, ”he clarified to the publication.

Smart-background

The island of “Smart Nation” in the Far East is the Avangard industrial park (included in the Khabarovsk TRA being created). Its executive director, Denis Gros, shared that the idea of ​​a technopark was born in 2011, when Maxim Shereykin, deputy governor of Kaluga region, gave a presentation at the Moscow School of Management Skolkovo (Now the Deputy Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East - author's note).

"Talking about the experience of the development of industrial parks in the Kaluga region, he gave me a clear answer to the paradox - that the" chicken or egg "appeared earlier in the part of the" investor or investor platform "approach. In Russia, it happens that way - let the investor come, and we quickly (this quickly can be stretched for a couple of years) find a land for him, we will bring networks - and everyone will be happy. Maxim gave a clear answer that first there should be a playground. Yes, it's risky, yes, nothing can happen, but if you do not try, then nothing will happen - for sure, "- recalls Gros.

Encouraged by the experience of the Kaluga region, in 2013, when an opportunity and a relatively small plot of land in 50 ha in the Khabarovsk borders appeared, it was decided to make a private industrial park.

"To prepare the site, it was necessary to create an infrastructure. What did we face, considering the experience of similar projects? With the fact that the industrial park needs roads and natural gas. All the rest can be obtained on the spot, - Groes said, adding that the gas still had to be built.

He noted that "to date, 40% of the technopark" Avangard "is already distributed among residents. These are operating companies for the production of electrical equipment, building materials, container terminal.

"Our anchor, of course, a resident and, according to idea and area - the project of a greenhouse complex, a fifth generation greenhouse that is being implemented jointly by a Russian-Japanese company," he said. "JGC Evergreen" and the bank of Hokkaido belong to 87% stake - they went to the site and plan to implement the first stage of construction by the end of the year.

Gros told how he sees the future of the Avangard Technopark. He explained that in the Asia-Pacific region there are technology parks that are oriented both to the domestic market and to export. “Placing international parks focused on domestic consumption does not make much sense in the Far East, and it is very interesting to create parks oriented to export potential. The shell that the Ministry of Eastern Development is offering today is, in my opinion, the ideal administrative shell for implementing such projects, ”the expert said.

There is such an exchange term - a trend reversal, which is necessary to get the most effect. "We are at a turning point, when the Russian Far East can become a territory for real development," he added.

Another success story "from scratch" was shared by Peter Gabishev - one of the founders of the industrial park "Yakutia". "We conducted a survey among research institutes, our universities. They determined the circle of residents. At first there were about fifteen. We bought a production base for small money, "he said. Now in the technopark 79 resident companies working in the areas of: IT, biotechnology, construction, transportation and new materials. The next stage is the creation of the second industrial park "Kangalassy" in the format of TOP.

The theme of the development of the Far East in an even broader format will be continued at the first Eastern Economic Forum, which will be held 3-5 September in Vladivostok.

August 9: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ПроТОРенной дорогой

EastRussia побывала на V Международном форуме RASIA.COM

На прошедшем в Москве V Международном инновационном форуме RASIA.COM обсудили, как создать на Дальнем Востоке конкурентную на мировом рынке индустрию будущего.

ПроТОРенной дорогой

Продолжительность панельной дискуссии «Новый Восток», организованной при участии Фонда развития Дальнего Востока и министерства по развитию Дальнего Востока, была сопоставима с прямой линией президента – почти четыре часа российские и зарубежные эксперты обсуждали необходимый инструментарий государственной поддержки инвесторов в регионе и делились историями успеха.

Модератор дискуссии, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков рассказал, что Азия занимает 30% суши планеты. При этом почти 30% материка приходится на азиатскую часть России, где проживает лишь 0,5% населения всей Азии. Если до сих пор драйвером экономического роста азиатских стран служили многочисленные трудовые ресурсы, то теперь в новую технологическую эпоху конкурентоспособность определяется не количеством трудовых ресурсов, а их качеством. И именно этот фактор позволит освоить российскую «Азиатскую пустыню».

Участниками дискуссии стали, как выразился Чекунков, «пионеры», «чья задача зажечь новые огни, создать новую экономику, новое производство, создать новые города, где будут новые технологии», - люди, которые должны сделать азиатскую часть России больше похожей на ту Азию, которую мы видим на глянцевых картинках.

Получить быстрый рост экономики на Дальнем Востоке можно с помощью территорий опережающего развития (ТОР), отметил директор департамента привлечения прямых инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономической деятельности Минвостокразвития России Иван Тонких.

«Помимо налоговых льгот, упрощенного таможенного режима, предпринимателям на Дальнем Востоке гарантирована защита государства. Как только компании становятся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), надзорные органы могут проверять их только по согласованию с Минвостокразвития», – отметил Тонких.

Представитель Минвостокразвития также рассказал о том, что «на прошлой неделе в первом чтении принят Госдумой законопроект о свободном порте Владивосток». «Согласно этому документу в Приморском крае на территории тринадцати муниципалитетов, в которую входят порты, аэропорты, погранпереходы, будет создана свободная экономическая зона, введены налоговые льготы, упрощен визовый режим и другие преференции. Это позволит сформировать огромный логистический хаб, нарастить оборот товаров, ресурсов, финансов, человеческого капитала», - пояснил он.

Затем «пионеры» - предприниматели, уже реализующие проекты создания новых производств, в том числе в рамках пилотных территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), рассказали о своем опыте и перспективах.

Открытая изоляция

Генеральный директор корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Владимир Марков рассказал, что его компания работает на рынке более 20 лет – сейчас это уже международная корпорация с 40 заводами, 20 из которых - за пределами России. Консолидированный оборот средств компании за 2014 год составил 69 млрд рублей. Доля Дальнего Востока в обороте компании - приблизительно 7%. Компания участвовала в масштабных стройках во Владивостоке и на Космодроме. Она направляет свою продукцию не только на европейский рынок, но и на рынки Америки и даже Новой Зеландии.

«Очень хорошие продажи в Индию, второй год мы активничаем по направлению Китая. Это связано с тем, что в России по теплоизоляции и теплоизоляционным материалам мы занимаем лидирующие позиции, поэтому здесь нам немного тесно, и наш акцент сделан на развитие дальних рынков. Хотя конкуренция там высокая, но с нашими технологиями мы чувствуем в себе потенциал, чтобы занять и там существенную долю. Для справки: на рынке теплоизоляционных материалов Финляндии мы занимаем 35%», - рассказал Марков.

На Дальнем Востоке «ТехноНИКОЛЬ» работает с 1996 года, сейчас у компании есть производственная площадка в Хабаровске. Однако вместе с большими перспективами роста, существуют и проблемы, главная из них кроется «в одном человеке на один кв. километр».

«Это говорит о том, что для производства строительных материалов проблема транспортной связанности она критическая, - сказал он. - Если мы говорим о поставках на Камчатку или Сахалин, то там 2\3 цены могут составлять транспортные расходы. И мы шутим, что на Камчатке продают логистику, а не материалы».

По мнению Маркова, на Дальнем Востоке следует работать с логистикой и «добиваться – с помощью государства, без помощи государства – нормальных транспортных тарифов, потому что с этим сейчас в России немножко беда».

Другая тема, с которой сталкиваются производители, - ограниченность рынка в силу маленькой плотности населения.

«Весь рынок теплоизоляции Дальнего Востока 40-50 тыс. тонн в год, а современная линия по производству теплоизоляционных материалов – это 80 тыс. тонн в год, поэтому срок окупаемости проекта будет очень длинным. Чтобы загрузить эту машину, должно пройти очень много времени, а сейчас в условиях кризиса это проблема вдвойне», - констатировал бизнесмен. По его словам, чтобы нормально загружаться очень важным становится экспорт и экспортировать товар следует, прежде всего, в Китай, где «рынок теплоизоляции такой же, а рынок кровли в 6 раз больше». «Мы уже поставляем», - отметил Марков.

Как считает Марков для развития бизнеса на Дальнем Востоке со стороны государства необходима поддержка с точки зрения упрощения экспортных процедур, порядка возврата НДС, предоставления налоговых льгот.

Бизнес с комфортом

Проект, ориентированный не на экспорт, а на внутренний высокотехнологичный рынок, представила член совета директоров ГК «Энергия» Ольга Прокофьева (ГК «Энергия» - якорный инвестор территории опережающего развития в Комсомольске-на-Амуре, где будет строить завод по производству компонентов для самолета «Сухой Суперджет 100» - прим.автора). По ее словам, в России созданы все условия для импортозамещения – «как раз в этом смысле территория Сибири и Дальнего Востока является идеальной», однако реализовать потенциал на практике мешает ряд барьеров.

«Ограниченный доступ к кредитным ресурсам и кредитные ресурсы, которые не помогают бизнесу, которые не нацелены на то самое экономическое развитие. Это слишком дорогие деньги», - сказала Прокофьева.

Кроме того, по ее словам, госкомпаниям следует пересмотреть отношения с потенциальными поставщиками услуг. Для малого и среднего бизнеса существует масса возможностей для развития отношений с госкомпаниями – например, в секторе энергетики. Однако этот рынок для него закрыт, в том числе в силу волотильности работ, а также потому что они не хотят отдавать заказы на аутсорсинг.

«На нашем примере я могу сказать, что у нас ушло практически полтора года на очень плотное общение с компанией «Сухой» для построения единого технологического проекта. И только неделю назад мы вышли на заключение соглашения о себестоимости и соглашения по цене той продукции, которую мы будем поставлять на «Сухой». Это стало тем ключиком, который позволил нам открыть двери на стадию производства», - поделилась Прокофьева.

И немаловажным фактором для развития дальневосточных территория является создание комфортной среды проживания на Дальнем Востоке. «Человеческий капитал является тем самым ключевым ресурсом, чтобы привлекать инвесторов для работы в том или ином регионе», - уверена бизнес-леди. - Современный бизнес стремится не только построить завод и зафиксировать прибыль, но и старается создать новое пространство для развития, комфортной жизни».

Домашняя работа

Генеральный директор, основатель Mobilium International Group, лидер рабочей группы экспертов по работе с Программой Сингапура «Smart Nation» Ральф Саймон, продолжая тему развития человеческого капитала, рассказал о Программе и призвал создать в России ее сингапурский аналог. Он спросил у генерального директора Фонда развития Дальнего Востока, что может привлечь иностранных инвесторов в Россию.

«Дальний Восток является громадной кладовой разнообразных природных ресурсов. С технологическим развитием потребление физических ресурсов растет. Раньше человек не таскал с собой полкило редкоземельных металлов, всевозможных пластиков и композитов. Поэтому Дальний Восток будет оставаться и развиваться как источник природных ресурсов и их переработки. Второе – это логистика. Мы действительно сможем предложить интересные логистические решения для Северо-Востока Китая, для Японии и даже для Кореи, где проблема наличия свободной земли, стоит остро. И третье, это туризм: в мире осталось не так много девственных, нетронутых мест, красивых, с иной культурой, иными традициями, особенно в такой близости от миллиарда человек - в радиусе 400 км», - рассказал Алексей Чекунков о трех «столпах», которые лягут в основу многочисленных возможностей для иностранных инвесторов.

А что же на практике? Как пояснил Чекунков EastRussia, пока надо делать «домашнюю работу», так как у нас многие проекты на Дальнем Востоке в низкой стадии готовности, некоторые вообще в проработке в виде инвестиционных идей и затей. «Некий энтузиаст из Дальнего Востока мне три раза присылал проект по инвестированию миллиарда рублей в производство меда. Ничего не имею против этого, но нам нужны не мечтатели, а бизнесы сильные: «ТехноНИКОЛЬ» 20 лет работает и расширяется, строит новые производственные мощности. И иностранные компании: “JGС Evergreen”, которая в «Авангард» заходит, она понимает свой рынок. То есть нам качественно нужны локомотивы», - сказал он.

«Конкуренция на сегодня глобальная. Денег много, они готовы на достаточно низкую доходность, но инвесторы ненавидят терять деньги. Нужно дать инвестиционные возможности, которые их привлекут, поэтому так важны ТОРы, так важен Свободный порт Владивосток - это особенности, это эксклюзив, который сегодня мы им можем предложить. И мы как Фонд, конечно, хотим выступать катализатором этой работы, катализатором этих инвестиций - понимаем, что финансовые возможности ограничены, но выступать партнером в миноритарных пакетах. И завлекая иностранных инвесторов в проекты, мы стараемся выделять таких инициаторов, к которым не стыдно привести. Как брачное агентство. Нам надо цепляться за тех лидеров, которые есть. Одних ТОРов недостаточно, одного Фонда, нам нужны предприниматели, которые бы скорее становились мультимиллионерами и миллиардерами. Они будут работать», - пояснил Чекунков EastRussia.

Чекунков также высказал уверенность в том, что Фонд до конца года выполнит задачу, которую поставил Юрий Трутнев (вице-премьер, постпред Президента в ДФО – прим.автора) и инвестирует не менее половины своих средств до конца года (7,5 млрд рублей). «Наиболее готовыми проектами в разработке являются строительство терминала аэропорта «Хабаровск», строительство знаменитого, я бы сказал, железнодорожного мостового перехода через Амур: Нижнеленинское – Тунзцян. Он многострадальный, он объективно очень сложный. К сожалению, он достался нашим коллегам в таком уже запущенном состоянии. Мы как Фонд – я бы хотел сделать такой реальный акцент, мы не работаем на вал. Если окажется так, что проекты нужно готовить и существующие не отвечают по профилю и рискам, которые мы в проектах предъявляем, и деньги государственные будут поставлены в неоправданный риск, мы не сделаем проект. То есть мы скорее не выполним задачу по суммам, чем влезем во что-то опасное. Тем не менее, я рассчитываю, что из существующего портфеля проектов у нас будет достаточно качественных проработанных инвестиционных возможностей, из которых мы до конца года половину инвестируем», - уточнил он изданию.

Smart-фон

Островком “Smart Nation” на Дальнем Востоке является индустриальный парк «Авангард» (входит в создаваемый ТОР «Хабаровск»). Его исполнительный директор Денис Грось поделился, что идея технопарка родилась в 2011 году, когда в московской школе управления Сколково выступал с презентацией тогда еще заместитель губернатора Калужской области Максим Шерейкин (сейчас заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока – прим.автора).

«Рассказывая об опыте развития индустриальных парков в Калужской области, он дал для меня четкий ответ на парадокс – что появилось раньше «курица или яйцо» в части подхода «инвестор или площадка для инвестора». В России так бывает – пусть инвестор придет, а мы быстренько (это быстренько может растянуться на пару лет) найдем для него землю, подведем сети - и всем будет счастье. Максим дал ответ четкий, что сначала должна быть площадка. Да, это рискованно, да, ничего может не получиться, но если не пробовать, то не получится ничего – точно», - вспоминает Грось.

Воодушевившись опытом Калужской области, в 2013 году, когда появилась возможность и сравнительно небольшой земельный участок в 50 га в границах Хабаровска, было решено сделать частный индустриальный парк.

«Чтобы подготовить площадку, необходимо было создать инфраструктуру. С чем мы столкнулись, учитывая опыт аналогичных проектов? С тем, что индустриальному парку нужны дороги и природный газ. Все остальное можно получить на месте, - поделился Грось, уточнив, что газ все же пришлось строить.

Он отметил, что «на сегодняшний день 40 % технопарка «Авангард» распределено уже между резидентами. Это действующие компании по производству электрооборудования, стройматериалов, контейнерный терминал.

«Наш якорный, безусловно, резидент и по идее и по площади – проект тепличного комплекса, теплицы пятого поколения, который реализуется совместно российско-японской компанией», - сказал он. “JGC Evergreen” и банку Хоккайдо принадлежит 87% доли - они зашли на площадку и планируют к концу года реализовать первую очередь строительства.

Грось рассказал, каким он видит будущее технопарка «Авангард». Он пояснил, что в АТР есть технопарки, ориентированные и на внутренний рынок, и на экспорт. «Размещать международные парки, ориентированные на внутреннее потребление, на Дальнем Востоке особого смысла нет, а создавать парки, ориентированные на экспортный потенциал, очень даже интересно. Та оболочка, которую сегодня предлагает Минвостокразвития, на мой взгляд, идеальная административная оболочка для реализации подобных проектов», - высказал точку зрения эксперт.

Есть такой биржевой термин - разворот тренда, который необходим для получения максимально эффекта. «Мы находимся в точке разворота, когда российский Дальний Восток может стать территорией реального развития», - добавил он.

Еще одной историей успеха «с нуля» поделился Петр Габышев - один из создателей технопарка «Якутия». «Мы провели опрос среди НИИ, наших университетов. Определили круг резидентов. Сначала их было порядка пятнадцати. Купили за небольшие деньги производственную базу», - сказал он. Сейчас в технопарке 79 компаний резидентов, работающих по направлениям: IT, биотехнологии, строительство, транспорт и новые материалы. Следующий этап - создание второго индустриального парка «Кангалассы» в формате ТОР.

Тема развития Дальнего Востока в еще более широком формате будет продолжена на первом Восточном экономическом форуме, который пройдет 3-5 сентября во Владивостоке.