Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ПроТОРенной дорогой

EastRussia побывала на V Международном форуме RASIA.COM

На прошедшем в Москве V Международном инновационном форуме RASIA.COM обсудили, как создать на Дальнем Востоке конкурентную на мировом рынке индустрию будущего.

ПроТОРенной дорогой

Продолжительность панельной дискуссии «Новый Восток», организованной при участии Фонда развития Дальнего Востока и министерства по развитию Дальнего Востока, была сопоставима с прямой линией президента – почти четыре часа российские и зарубежные эксперты обсуждали необходимый инструментарий государственной поддержки инвесторов в регионе и делились историями успеха.

Модератор дискуссии, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков рассказал, что Азия занимает 30% суши планеты. При этом почти 30% материка приходится на азиатскую часть России, где проживает лишь 0,5% населения всей Азии. Если до сих пор драйвером экономического роста азиатских стран служили многочисленные трудовые ресурсы, то теперь в новую технологическую эпоху конкурентоспособность определяется не количеством трудовых ресурсов, а их качеством. И именно этот фактор позволит освоить российскую «Азиатскую пустыню».

Участниками дискуссии стали, как выразился Чекунков, «пионеры», «чья задача зажечь новые огни, создать новую экономику, новое производство, создать новые города, где будут новые технологии», - люди, которые должны сделать азиатскую часть России больше похожей на ту Азию, которую мы видим на глянцевых картинках.

Получить быстрый рост экономики на Дальнем Востоке можно с помощью территорий опережающего развития (ТОР), отметил директор департамента привлечения прямых инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономической деятельности Минвостокразвития России Иван Тонких.

«Помимо налоговых льгот, упрощенного таможенного режима, предпринимателям на Дальнем Востоке гарантирована защита государства. Как только компании становятся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), надзорные органы могут проверять их только по согласованию с Минвостокразвития», – отметил Тонких.

Представитель Минвостокразвития также рассказал о том, что «на прошлой неделе в первом чтении принят Госдумой законопроект о свободном порте Владивосток». «Согласно этому документу в Приморском крае на территории тринадцати муниципалитетов, в которую входят порты, аэропорты, погранпереходы, будет создана свободная экономическая зона, введены налоговые льготы, упрощен визовый режим и другие преференции. Это позволит сформировать огромный логистический хаб, нарастить оборот товаров, ресурсов, финансов, человеческого капитала», - пояснил он.

Затем «пионеры» - предприниматели, уже реализующие проекты создания новых производств, в том числе в рамках пилотных территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), рассказали о своем опыте и перспективах.

Открытая изоляция

Генеральный директор корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Владимир Марков рассказал, что его компания работает на рынке более 20 лет – сейчас это уже международная корпорация с 40 заводами, 20 из которых - за пределами России. Консолидированный оборот средств компании за 2014 год составил 69 млрд рублей. Доля Дальнего Востока в обороте компании - приблизительно 7%. Компания участвовала в масштабных стройках во Владивостоке и на Космодроме. Она направляет свою продукцию не только на европейский рынок, но и на рынки Америки и даже Новой Зеландии.

«Очень хорошие продажи в Индию, второй год мы активничаем по направлению Китая. Это связано с тем, что в России по теплоизоляции и теплоизоляционным материалам мы занимаем лидирующие позиции, поэтому здесь нам немного тесно, и наш акцент сделан на развитие дальних рынков. Хотя конкуренция там высокая, но с нашими технологиями мы чувствуем в себе потенциал, чтобы занять и там существенную долю. Для справки: на рынке теплоизоляционных материалов Финляндии мы занимаем 35%», - рассказал Марков.

На Дальнем Востоке «ТехноНИКОЛЬ» работает с 1996 года, сейчас у компании есть производственная площадка в Хабаровске. Однако вместе с большими перспективами роста, существуют и проблемы, главная из них кроется «в одном человеке на один кв. километр».

«Это говорит о том, что для производства строительных материалов проблема транспортной связанности она критическая, - сказал он. - Если мы говорим о поставках на Камчатку или Сахалин, то там 2\3 цены могут составлять транспортные расходы. И мы шутим, что на Камчатке продают логистику, а не материалы».

По мнению Маркова, на Дальнем Востоке следует работать с логистикой и «добиваться – с помощью государства, без помощи государства – нормальных транспортных тарифов, потому что с этим сейчас в России немножко беда».

Другая тема, с которой сталкиваются производители, - ограниченность рынка в силу маленькой плотности населения.

«Весь рынок теплоизоляции Дальнего Востока 40-50 тыс. тонн в год, а современная линия по производству теплоизоляционных материалов – это 80 тыс. тонн в год, поэтому срок окупаемости проекта будет очень длинным. Чтобы загрузить эту машину, должно пройти очень много времени, а сейчас в условиях кризиса это проблема вдвойне», - констатировал бизнесмен. По его словам, чтобы нормально загружаться очень важным становится экспорт и экспортировать товар следует, прежде всего, в Китай, где «рынок теплоизоляции такой же, а рынок кровли в 6 раз больше». «Мы уже поставляем», - отметил Марков.

Как считает Марков для развития бизнеса на Дальнем Востоке со стороны государства необходима поддержка с точки зрения упрощения экспортных процедур, порядка возврата НДС, предоставления налоговых льгот.

Бизнес с комфортом

Проект, ориентированный не на экспорт, а на внутренний высокотехнологичный рынок, представила член совета директоров ГК «Энергия» Ольга Прокофьева (ГК «Энергия» - якорный инвестор территории опережающего развития в Комсомольске-на-Амуре, где будет строить завод по производству компонентов для самолета «Сухой Суперджет 100» - прим.автора). По ее словам, в России созданы все условия для импортозамещения – «как раз в этом смысле территория Сибири и Дальнего Востока является идеальной», однако реализовать потенциал на практике мешает ряд барьеров.

«Ограниченный доступ к кредитным ресурсам и кредитные ресурсы, которые не помогают бизнесу, которые не нацелены на то самое экономическое развитие. Это слишком дорогие деньги», - сказала Прокофьева.

Кроме того, по ее словам, госкомпаниям следует пересмотреть отношения с потенциальными поставщиками услуг. Для малого и среднего бизнеса существует масса возможностей для развития отношений с госкомпаниями – например, в секторе энергетики. Однако этот рынок для него закрыт, в том числе в силу волотильности работ, а также потому что они не хотят отдавать заказы на аутсорсинг.

«На нашем примере я могу сказать, что у нас ушло практически полтора года на очень плотное общение с компанией «Сухой» для построения единого технологического проекта. И только неделю назад мы вышли на заключение соглашения о себестоимости и соглашения по цене той продукции, которую мы будем поставлять на «Сухой». Это стало тем ключиком, который позволил нам открыть двери на стадию производства», - поделилась Прокофьева.

И немаловажным фактором для развития дальневосточных территория является создание комфортной среды проживания на Дальнем Востоке. «Человеческий капитал является тем самым ключевым ресурсом, чтобы привлекать инвесторов для работы в том или ином регионе», - уверена бизнес-леди. - Современный бизнес стремится не только построить завод и зафиксировать прибыль, но и старается создать новое пространство для развития, комфортной жизни».

Домашняя работа

Генеральный директор, основатель Mobilium International Group, лидер рабочей группы экспертов по работе с Программой Сингапура «Smart Nation» Ральф Саймон, продолжая тему развития человеческого капитала, рассказал о Программе и призвал создать в России ее сингапурский аналог. Он спросил у генерального директора Фонда развития Дальнего Востока, что может привлечь иностранных инвесторов в Россию.

«Дальний Восток является громадной кладовой разнообразных природных ресурсов. С технологическим развитием потребление физических ресурсов растет. Раньше человек не таскал с собой полкило редкоземельных металлов, всевозможных пластиков и композитов. Поэтому Дальний Восток будет оставаться и развиваться как источник природных ресурсов и их переработки. Второе – это логистика. Мы действительно сможем предложить интересные логистические решения для Северо-Востока Китая, для Японии и даже для Кореи, где проблема наличия свободной земли, стоит остро. И третье, это туризм: в мире осталось не так много девственных, нетронутых мест, красивых, с иной культурой, иными традициями, особенно в такой близости от миллиарда человек - в радиусе 400 км», - рассказал Алексей Чекунков о трех «столпах», которые лягут в основу многочисленных возможностей для иностранных инвесторов.

А что же на практике? Как пояснил Чекунков EastRussia, пока надо делать «домашнюю работу», так как у нас многие проекты на Дальнем Востоке в низкой стадии готовности, некоторые вообще в проработке в виде инвестиционных идей и затей. «Некий энтузиаст из Дальнего Востока мне три раза присылал проект по инвестированию миллиарда рублей в производство меда. Ничего не имею против этого, но нам нужны не мечтатели, а бизнесы сильные: «ТехноНИКОЛЬ» 20 лет работает и расширяется, строит новые производственные мощности. И иностранные компании: “JGС Evergreen”, которая в «Авангард» заходит, она понимает свой рынок. То есть нам качественно нужны локомотивы», - сказал он.

«Конкуренция на сегодня глобальная. Денег много, они готовы на достаточно низкую доходность, но инвесторы ненавидят терять деньги. Нужно дать инвестиционные возможности, которые их привлекут, поэтому так важны ТОРы, так важен Свободный порт Владивосток - это особенности, это эксклюзив, который сегодня мы им можем предложить. И мы как Фонд, конечно, хотим выступать катализатором этой работы, катализатором этих инвестиций - понимаем, что финансовые возможности ограничены, но выступать партнером в миноритарных пакетах. И завлекая иностранных инвесторов в проекты, мы стараемся выделять таких инициаторов, к которым не стыдно привести. Как брачное агентство. Нам надо цепляться за тех лидеров, которые есть. Одних ТОРов недостаточно, одного Фонда, нам нужны предприниматели, которые бы скорее становились мультимиллионерами и миллиардерами. Они будут работать», - пояснил Чекунков EastRussia.

Чекунков также высказал уверенность в том, что Фонд до конца года выполнит задачу, которую поставил Юрий Трутнев (вице-премьер, постпред Президента в ДФО – прим.автора) и инвестирует не менее половины своих средств до конца года (7,5 млрд рублей). «Наиболее готовыми проектами в разработке являются строительство терминала аэропорта «Хабаровск», строительство знаменитого, я бы сказал, железнодорожного мостового перехода через Амур: Нижнеленинское – Тунзцян. Он многострадальный, он объективно очень сложный. К сожалению, он достался нашим коллегам в таком уже запущенном состоянии. Мы как Фонд – я бы хотел сделать такой реальный акцент, мы не работаем на вал. Если окажется так, что проекты нужно готовить и существующие не отвечают по профилю и рискам, которые мы в проектах предъявляем, и деньги государственные будут поставлены в неоправданный риск, мы не сделаем проект. То есть мы скорее не выполним задачу по суммам, чем влезем во что-то опасное. Тем не менее, я рассчитываю, что из существующего портфеля проектов у нас будет достаточно качественных проработанных инвестиционных возможностей, из которых мы до конца года половину инвестируем», - уточнил он изданию.

Smart-фон

Островком “Smart Nation” на Дальнем Востоке является индустриальный парк «Авангард» (входит в создаваемый ТОР «Хабаровск»). Его исполнительный директор Денис Грось поделился, что идея технопарка родилась в 2011 году, когда в московской школе управления Сколково выступал с презентацией тогда еще заместитель губернатора Калужской области Максим Шерейкин (сейчас заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока – прим.автора).

«Рассказывая об опыте развития индустриальных парков в Калужской области, он дал для меня четкий ответ на парадокс – что появилось раньше «курица или яйцо» в части подхода «инвестор или площадка для инвестора». В России так бывает – пусть инвестор придет, а мы быстренько (это быстренько может растянуться на пару лет) найдем для него землю, подведем сети - и всем будет счастье. Максим дал ответ четкий, что сначала должна быть площадка. Да, это рискованно, да, ничего может не получиться, но если не пробовать, то не получится ничего – точно», - вспоминает Грось.

Воодушевившись опытом Калужской области, в 2013 году, когда появилась возможность и сравнительно небольшой земельный участок в 50 га в границах Хабаровска, было решено сделать частный индустриальный парк.

«Чтобы подготовить площадку, необходимо было создать инфраструктуру. С чем мы столкнулись, учитывая опыт аналогичных проектов? С тем, что индустриальному парку нужны дороги и природный газ. Все остальное можно получить на месте, - поделился Грось, уточнив, что газ все же пришлось строить.

Он отметил, что «на сегодняшний день 40 % технопарка «Авангард» распределено уже между резидентами. Это действующие компании по производству электрооборудования, стройматериалов, контейнерный терминал.

«Наш якорный, безусловно, резидент и по идее и по площади – проект тепличного комплекса, теплицы пятого поколения, который реализуется совместно российско-японской компанией», - сказал он. “JGC Evergreen” и банку Хоккайдо принадлежит 87% доли - они зашли на площадку и планируют к концу года реализовать первую очередь строительства.

Грось рассказал, каким он видит будущее технопарка «Авангард». Он пояснил, что в АТР есть технопарки, ориентированные и на внутренний рынок, и на экспорт. «Размещать международные парки, ориентированные на внутреннее потребление, на Дальнем Востоке особого смысла нет, а создавать парки, ориентированные на экспортный потенциал, очень даже интересно. Та оболочка, которую сегодня предлагает Минвостокразвития, на мой взгляд, идеальная административная оболочка для реализации подобных проектов», - высказал точку зрения эксперт.

Есть такой биржевой термин - разворот тренда, который необходим для получения максимально эффекта. «Мы находимся в точке разворота, когда российский Дальний Восток может стать территорией реального развития», - добавил он.

Еще одной историей успеха «с нуля» поделился Петр Габышев - один из создателей технопарка «Якутия». «Мы провели опрос среди НИИ, наших университетов. Определили круг резидентов. Сначала их было порядка пятнадцати. Купили за небольшие деньги производственную базу», - сказал он. Сейчас в технопарке 79 компаний резидентов, работающих по направлениям: IT, биотехнологии, строительство, транспорт и новые материалы. Следующий этап - создание второго индустриального парка «Кангалассы» в формате ТОР.

Тема развития Дальнего Востока в еще более широком формате будет продолжена на первом Восточном экономическом форуме, который пройдет 3-5 сентября во Владивостоке.