Актуальная ситуация на угольном рынке в России и мире. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
Современное аналитическое агентство (CAA)
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
Перспективы отрасли связывают с увеличением производства цветных металлов, в том числе благодаря уже действующим проектам и новым лицензиям. Кроме того, сохраняются планы по реализации проектов в сфере добычи редкоземельных металлов.
Золото
Ряд горнодобывающих регионов ДФО продолжает демонстрировать снижение производства золота. В Магаданской области в первом полугодии текущего года объем добычи золота составил 18,5 тонн – 14,2 тонн рудного драгметалла и 4,3 тонны – россыпного. Добыча серебра за отчетный период в регионе достигла 268,2 тонн[1].
Недропользователи Иркутской области за январь-июнь текущего года добыли 8 963,2 кг золота, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В регионе на 9% снизилась добыча рудного драгметалла, до 6 991,6 кг, и на 20% – добыча россыпного золота, до 1 971,6 кг. Так, снижение производства по рудному золоту продемонстрировали предприятия АО «Полюс Вернинское», ПАО «Высочайший» и ООО ГРК «Угахан» (принадлежит «Высочайшему»). На россыпях существенное снижение добычи наблюдается у ЗАО «Артель старателей «Витим» и ПАО «Лензолото».
Спад добычи золота наблюдается и в Приамурье. По итогам первого полугодия текущего года добыча снизилась на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 7 759,7 кг. В том числе было добыто 5 948,7 кг рудного золота, что на 6% меньше, чем за первое полугодие 2022 г. Добыча россыпного золота в регионе сохраняется на уровне аналогичного периода прошлого года – 1 811 кг.
Добычу рудного драгметалла в регионе вели пять недропользователей. ООО «Маломырский рудник» увеличило добычу на 25% - до 2 250 кг. Между тем АО «Покровский рудник» сократило объем производства на 27% - до 1 701 кг. Также снизило производство ООО «ТЭМИ» - на 10%, до 897 кг. Все указанные предприятия являются дочерними структурами компании «Атлас Майнинг» (УГМК). Компания «Прииск Соловьевский» выпустила 621 кг рудного драгметалла, продемонстрировав рост на 31%, но в то же время на 8% снизила добычу на россыпях, до 618 кг.
В то же время небольшой рост золотодобычи в первом полугодии произошел на Чукотке, где добыча золота увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., до 10,2 тонны. Производство серебра в регионе за отчетный период также выросло – на 10%, до 53,2 тонн.
В частности, в округе АО «Рудник Каральвеем» (входит в УК «Золотые проекты» Л.Леваева) в июле приступило к этапу общественных слушаний в рамках реализации проекта по расширению золотоизвлекательной фабрики на Каральвеемском золоторудном месторождении (Билибинский район). Проект предусматривает разработку глубоких горизонтов и флангов месторождения, в частности, флангов «Безымянный», «Промоина» и «Встречный» (предполагается отработка подземным способом). После расширения ЗИФ мощность фабрики должна вырасти до 500 тыс. тонн руды в год (порядка 2,5 тонн золота). В 2022 г. на Каральвееме было произведено 1 726,43 кг золота, что на 7,7% больше, чем в 2021 г. Общие запасы и ресурсы Каральвеема составляют около 59 тонн золота.
Между тем развитие новых золоторудных проектов намечено в Хабаровском крае. Компания «Амур Золото» (дочернее предприятие шведской Kopy Goldfields, подконтрольно М.Бажаеву) планирует в третьем квартале текущего года ввести в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат на месторождении Малютка (Аяно-Майский район), с производственной мощностью 1,2 тонн золота в год. Объем инвестиций в проект к концу прошлого года достиг 18,8 млн долларов США. На полную мощность объект планируется вывести в 2024 г. В первом квартале текущего года на месторождении было добыто 77,86 тыс. тонн руды, производство драгметалла должно быть запущено в текущем году. Запасы месторождения оцениваются в 711,3 тыс. унций золота.
Кроме того, ПАО «Полюс» планирует в Хабаровском крае после 2028 г. начать производство на золоторудном месторождении Чульбаткан (район им. Полины Осипенко). Пока на месторождении продолжаются геологоразведочные работы. Добычу драгметалла предполагается осуществлять методом кучного выщелачивания. Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию, ожидаемый объем производства в течение семи лет отработки составит около 2 млн унций золота. Напомним, что «Полюс» выкупил Чульбаткан у Highland Gold Mining[2] за 140 млн долларов летом 2022 г. Запасы месторождения оцениваются в 2 964 тыс. унций золота.
В Якутии компания АО «Золото Селигдара» (ПАО «Селигдар») в июле приступила к строительству золотоизвлекательной фабрики на золоторудном месторождении Хвойное (Алданский район, Нижнеякокитское рудное поле). На объекте начались подготовительные работы для заливки фундамента будущей фабрики.
Для разработки месторождения планируется возвести производственный комплекс «Хвойный», включающий сооружения и оборудование, предназначенные для добычи, транспортировки руды и извлечения из нее металлов. ЗИФ будет рассчитана на переработку 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики составляет 2,5 тонны золота в год. Запуск предприятия намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота Хвойного составляют 16,8 тонн (С1+С2).
Напомним, что в 2022 г. «Селигдар» достиг рекордных за время работы холдинга показателей добычи – всего было произведено 7,5 тонн, что на 5,6% больше, чем в 2021 г. В первом квартале текущего года холдинг произвел 777 кг золота, что на 13% превысило показатель аналогичного периода 2022 г. (также был установлен рекордный для мая показатель ежедневной добычи – более 30 кг).
Также в республике этап буровых работ завершился на месторождении Кючус (Усть-Янский и Верхоянский районы). Проект освоения месторождения реализует совместное предприятие ПАО «Селигдар» и ООО «РТ-Развитие бизнеса» «Ростеха» – ООО «Белое Золото». Всего пробурено более 300 скважин общим объемом более 110 тыс. погонных метров.
На месторождении до 2024 г. планируется проводить геологоразведочные работы, вести отбор технологической пробы, разработку технологического регламента, изыскания. На 2025-26 гг. запланировано проектирование ГОКа и создание инфраструктуры. В 2026-28 гг. предполагается строить горно-обогатительный комбинат. Запуск предприятия должен быть проведен в два этапа – в режиме пусконаладочных работ в декабре 2027 г. и ввод в промышленную эксплуатацию с выходом на проектные показатели в 2029-30 гг. Балансовые запасы Кючуса по категориям С1+С2 составляют 175 тонн золота (со средним содержанием драгметалла 7-9 грамм на тонну).
Законопроект о легализации старательской деятельности, несмотря на противоречия, поддерживается правительством и может быть принят. В середине июля он был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что в течение первых трех лет законопроект будет применяться в пилотном режиме на Дальнем Востоке и на сухопутных территориях Арктики. При этом глава Минвостокразвития А.Чекунков отметил, что во втором чтении будет предусмотрено внедрение закона только на двух пилотных территориях – в Магаданской области и Забайкальском крае. По истечении трех лет закон будет введен и в других регионах.
В соответствии с законопроектом, гражданину РФ для получения возможности добывать золото потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и подать заявку на получение лицензии. Индивидуальные предприниматели с помощью специальной онлайн-системы смогут получать в безвозмездное пользование старательские участки площадью не более 10 га на три года с возможностью продления еще на три года. Старательская деятельность должна осуществляться в пределах старательского участка, на глубине, не превышающей 5 метров. При этом под запретом находится применение взрывных работ, загрязняющих и экологически опасных веществ, использование химических способов добычи золота, оборудования мощностью более 5 кВт (за исключением транспортных средств разрешенной максимальной массой до 3 500 кг).
Помимо того, ИП не сможет привлекать к работам более десяти наемных сотрудников. Совокупное количество добытого золота в химически чистом виде не должно превышать 30 кг (за весь срок деятельности). Правительство также намерено установить для частных старателей требования к комплексу мероприятий по восстановлению добычного участка и части водного объекта. После окончания работ или срока аренды золотодобытчик должен будет провести на участке восстановительные работы и подать декларацию с их перечнем. В случае нарушения со старателем должен быть расторгнут договор безвозмездного пользования с последующим запретом на получение нового участка. Лицензионные участки для ИП будут определять власти каждого отдельного региона. В Минприроды Магаданской области уже сообщали о подготовке и согласовании с Роснедрами площади предполагаемых старательских участков в Сусуманском городском округе.
Против законопроекта выступают в Якутии. Представители Государственного собрания Якутии на парламентских слушаниях в конце июня (на тему «О совершенствовании правового регулирования старательской деятельности в РФ») отказались поддерживать проект закона в представленной редакции. По их мнению, принятие закона грозит нанесением вреда месторождениям полезных ископаемых, загрязнением окружающей среды, развитием конфликтов с недропользователями, а также ростом уровня преступности.
В частности, председатель комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Госсобрания Якутии С.Афанасьев («Единая Россия») указывал, что удаленность территорий добычи негативно повлияет на возможность контроля за недропользователями со стороны надзорных органов и сделает невозможным процесс учета объема добываемого золота, количества используемого оборудования и ведения работ с учетом норм природоохранного законодательства. По этой причине законопроект нуждается в доработке. Кроме того, в республике недовольны налоговой базой законопроекта, так как налоги, уплачиваемые старателями, будут поступать в бюджеты регионов, в которых они зарегистрированы, а не в бюджеты регионов, где находятся участки недр.
Цветные металлы
Что касается добычи цветных металлов на Дальнем Востоке, то рост производства меди демонстрирует Хабаровский край, хотя в целом объем добычи данного металла в регионе является небольшим. По итогам января-мая текущего года в крае было выпущено 4,032 тыс. тонн меди, что в десять раз больше, чем за аналогичный период 2022 г. По итогам года в крае планируется произвести 7,6 тыс. тонн меди. Увеличение производственных показателей связано с запуском опытно-эксплуатационной стадии медно-оловянного ГОКа на базе хвостохранилища Солнечного ГОКа[3] (Солнечный район).
Проект реализует компания ООО «Геопроминвест»[4] – комбинат был запущен в тестовом режиме в мае прошлого года в рамках ТОР «Комсомольск». Его выход на полную мощность запланирован в 2024 г. – тогда комбинат должен начать перерабатывать до 2 млн тонн горной массы в год. Концентраты предполагается экспортировать в КНР, Японию и Республику Корея. Техногенное месторождение содержит порядка 30 млн тонн отходов обогащения полезных ископаемых. Запасы в отвалах составляют 130 тыс. тонн меди и 57 тыс. тонн олова. Объем инвестиций в ГОК оценивается в 2 млрд рублей.
Также рост добычи цветных металлов наблюдается на Колыме. В январе-июне объем производства цветных металлов достиг в регионе 8 786 тонн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. За отчетный период было добыто 4 220,6 тонн свинца, 4 155,3 тонн цинка, 410 тонн меди. Цветные металлы добываются АО «Серебро Магадана» («Полиметалл») на месторождениях Дукат и Перевальное (Омсукчанский муниципальный округ).
При этом поисковые работы на медь в Магаданской области ведут компании из Свердловской области, осваивающие новые активы в регионе – «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания». Ресурсный потенциал Магаданской области по меди (Ольский медно-порфировый кластер) оценивается в 23,5 млн тонн. Кроме того, в 2022 г. инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Магаданской области[5] заключило АО «Колымская горнорудная компания»[6], намеревающееся вести в регионе геологоразведку месторождений меди на территории Приохотской перспективной площади (Ольский городской округ).
Тем временем Highland Gold (в лице ООО «Култуминское») рассчитывает в конце 2025 г. вывести на проектную мощность первую очередь комбината на Култуминском полиметаллическом месторождении в Забайкальском крае (Газимуро-Заводский район). Завершить строительство предполагается в 2024 г.
Проект включает строительство горно-обогатительного комбината мощностью до 13 млн тонн руды в год (достижение проектной мощности – к 2029 г.). Объем инвестиций оценивается в 72 млрд рублей. Запасы Култуминского месторождения (C1+C2) составляют 125,38 тонны золота, 977,7 тонны серебра, 632,8 тыс. тонн меди и 24,4 млн тонн железа. Прогнозные запасы золота в пределах месторождения по категории P1 оцениваются в 134,6 тонны, серебра – в 977,7 тонны, меди – в 487,08 тыс. тонн, а железа – в 6 млн тонн.
В конце третьего квартала текущего года в Забайкалье должен состояться запуск первой очереди ГМК «Удокан» (Каларский муниципальный округ). К 2028 г. планируется запуск второй очереди предприятия. Компания «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова) на сегодняшний день подготовила технико-экономическое обоснование второй очереди. Ее производительность должна составить 24-28 млн тонн руды в год. Напомним, что выход на проектную мощность первой очереди (15 млн тонн) намечен на 2024 г. Предприятие должно ежегодно производить до 150 тыс. тонн меди в катодах и сульфидном концентрате. Первая и вторая очереди в целом должны обеспечить переработку около 40 млн тонн руды и производство около 400 тыс. тонн меди.
Кроме того, еще одно выпускающее медь крупное забайкальское предприятие – Быстринский ГОК («Норникель», ООО «ГРК «Быстринское», Газимуро-Заводский район) планирует увеличить мощность производства с действующих 10 млн[7] до 15 млн тонн руды в год за счет запуска в 2024 г. участка измельчения высокого давления (что позволит начать перерабатывать окисленные руды).
К 2026 г. на комбинате предполагается построить еще одну обогатительную фабрику для переработки окисленной руды и производства флотоконцентрата, мощность которой составит 2,7 млн тонн. Также в компании сообщают о планах к 2030 г. запустить на месторождении два карьера – на участках Малый медный чайник и Южно-Рождественский, а в дальнейшем построить еще одну линию существующей фабрики (проект «Быстра-2»). Ее мощность переработки может составить 5 млн тонн руды в год (в таком случае общая мощность предприятия достигнет 20 млн тонн в год). Пока готовится техническое задание по данному проекту, и до конца текущего года планируется принять инвестиционное решение относительно окупаемости линии. При этом сроки реализации проекта «Быстра-2» не определены.
В рамках освоения Баимской медно-порфировой площади в Чукотском АО Главгосэкспертиза РФ в июле выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на разработку месторождения россыпного золота Ручей Егдэгкыч (правый приток реки Баимка). Отработка запасов лицензионного участка предусмотрена проектом по строительству горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Песчанка. Освоение месторождения ведет ООО «ГДК Баимская» (недавно перешла казахстанской компании Trianon Limited с теми же владельцами).
Пока что «ГДК Баимская» намерена предварительно разработать россыпное месторождение Ручей Егдэгкыч для подготовки территории хвостохранилища Баимского ГОКа. Планируется, что после отработки запасов на Егдэгкыче и рекультивации на месте данного объекта будет построено хвостохранилище нового ГОКа. По месторождению Егдэгкыч учтены забалансовые запасы для открытой и подземной отработки в количестве 714 кг золота.
Ожидается, что основной комбинат на Баимском месторождении будет запущен к 2027 г., а в 2028 г. выйдет на проектную мощность. Срок его эксплуатации оценивается в более чем 20 лет. Среднегодовое производство меди в рамках проекта должно составить 300 тысяч тонн, золота – 490 тысяч унций в течение первых десяти полных лет эксплуатации. Инвестиции в разработку оцениваются в 8,5 млрд долларов.
В сфере добычи редкоземельных металлов компания «Техноинвест Альянс»[8] рассчитывает в 2027 г. запустить два предприятия в рамках проекта освоения Зашихинского месторождения редкоземельных металлов в Иркутской области (Нижнеудинский район). В регионе предполагается построить Зашихинский ГОК, в то время как в Забайкальском крае данный инвестор запланировал создание Краснокаменского химико-металлургического завода (г. Краснокаменск) по переработке концентратов редких металлов. Запасы Зашихинского месторождения оцениваются в 34,5 млн тонн руды, с содержанием порядка 105 тыс. тонн пентаоксида ниобия и 8,5 тыс. тонн пентаоксида тантала.
На Краснокаменском химико-металлургическом заводе должна осуществляться переработка концентратов для получения оксида тантала и ниобия. Инвестиции в создание Краснокаменского ХМЗ оцениваются в 10 млрд рублей. Запустить предприятие предполагается в 2027 г.
Кроме того, в забайкальском Краснокаменске ООО «ТриАркМайнинг» (подконтрольно группе ИСТ, «Полиметаллу» и председателю совета директоров «Восточной горнорудной компании» О.Мисевре) сохраняет планы по строительству гидрометаллургического комбината для переработки руды Томторского месторождения в Якутии (Оленекский район), в целях получения ниобиевой продукции и редкоземельных металлов. Соответствующее соглашение было заключено компанией с правительством Забайкалья на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне. В проект планируется инвестировать 100 млрд рублей.
Перерабатывающая мощность Краснокаменского ГМК должна составить 160 тыс. тонн в год. Предприятие сможет ежегодно выпускать до 10 тыс. тонн пентаоксида ниобия, до 3,5 тыс. тонн оксида празеодима и до 2,5 тыс. тонн оксидов среднетяжелой группы редкоземельных металлов[9]. Запуск предприятия намечен на 2028 г. При этом добыча на Томторском месторождении неоднократно переносилась и до сих пор не запущена. В настоящее время установленным сроком начала добычи является 2028 г.
Также на территории Иркутской области Роснедра рассматривают возможности добычи лития[10] на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (Жигаловский и Казачинско-Ленский районы). Она может начаться к 2026 г. Стоит напомнить, что в феврале прошлого года «Газпром», «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и Минпромторг подписали трехсторонний план мероприятий по реализации проекта добычи и переработки пластовых рассолов Ковыкты. Месторождение на сегодняшний день считается наиболее подготовленным и перспективным для переработки из литийсодержащих месторождений в РФ (всего в стране разведано 17 таких месторождений, но добыча не ведется). К настоящему времени «Газпром» завершил технико-экономическую оценку проекта добычи соединений лития из рассолов месторождения.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В регионе не отчитывались о динамике за первое полугодие, но известно, что в январе-мае недропользователи Колымы произвели 12,9 тонн золота, сократив показатель на 6% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. В частности, было произведено 11,5 тонн рудного драгметалла и 1,4 тонны россыпного. Производство серебра в регионе за пять месяцев снизилось на 23%, до 218,3 тонн.
[2] В свою очередь HGM выкупила месторождение у канадской компании Kinross Gold, владевшей лицензией с 2020 г.
[3] Хвостохранилище было введено в эксплуатацию в 1969 г., оно входило в состав Центральной обогатительной фабрики (ЦОФ), прекратившей свое существование в 2001 г.
Хвостохранилище формировалось за счет переработки руды, поступавшей в основном с Фестивального месторождения и частично с Перевального и Придорожного месторождений (небольшие объемы – с Октябрьского месторождения).
[4] Владелец – хабаровский предприниматель С.Попов.
[5] Глава Корпорации развития Магаданской области Д.Морозов прежде выступал в качестве делового партнера А.Чайки – они были владельцами долей в ООО «Энерго-строй».
[6] Ее генеральным директором и бенефициаром является А.Чайка – сын бывшего генпрокурора РФ, полпреда президента в Северо-Кавказском ФО Ю.Чайки.
[7] Около 70 тыс. тонн меди, 9 тонн золота, 2,1 млн тонн железорудного концентрата в год.
[8] Учредители – Э.Задорожный, Д.Мейксон. Долей в проекте с 2011 г. также владеет ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ПНТЗ, входит в группу ЧТПЗ, доставшуюся Трубной металлургической компании, связанной с Д.Пумпянским).
[9] К среднетяжелым редкоземельным элементам относятся иттрий, европий, гадолиний, диспрозий, эрбий.
[10] Мировой спрос на литий в последние годы быстро растет. В 2012-22 гг. спрос на него вырос в три раза, по данным Международного энергетического агентства.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось снижение цен до уровня 105 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также падение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке.
Кроме того, министры энергетики стран «Большой семерки» в рамках плана по достижению углеродной нейтральности достигли соглашения о постепенном отказе от угля в производстве электроэнергии в первой половине 2030-х годов. Более конкретная целевая дата не была установлена по просьбе Германии и Японии. При этом ограничения касаются мощностей, где не установлено оборудование по улавливанию и хранению выбросов. США также ввели требование, согласно которому электростанции к 2032 г. будут обязаны сократить или улавливать 90% выбросов CO2. Страны «Большой семерки» также согласовали стремление утроить мощности ВИЭ к 2030 г.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 318 долл./1000 м3 (-3 долл./1000 м3 к 24.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA остались практически без изменений, составив 5.6 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 100-105 долл./т. на увеличении предложения со стороны ЮАР благодаря росту ж/д погрузки. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal составили 2.74 млн т. (+0.04 млн т. к 24.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 117 долл./т. в преддверии выходных дней с 1 по 5 мая по случаю Дня труда. Некоторые небольшие шахты/разрезы сократили добычу в связи с достижением месячных целевых показателей. Однако рост котировок ограничен ввиду увеличения гидрогенерации на юге страны и невысокого спроса со стороны промышленных предприятий.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.09 млн т. до 13.78 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 24.17 млн т. (+0.55 млн т. к 24.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 89.60 долл./т. (+0.60 долл./т. к 24.04.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR также незначительно укрепилась до
55.05 долл./т. FOB Kalimantan на фоне роста спроса со стороны КНР и стран Юго-Восточной Азии. В Индии отмечается сокращение складских запасов угля за неделю на 2% в результате роста генерации после резкого потепления. Поддержку ценам также оказывало ограниченное предложение на спотовом рынке, обусловленное неблагоприятными погодными условиями.
По итогам 1 квартала добыча в Индонезии увеличилась на 8%. Однако в некоторых регионах показатели оказались ниже ожиданий в связи с проливными дождями. Таким образом, в 2024 г. объем добычи может составить 790 млн т., что значительно меньше 922 млн т., согласованных правительством на текущий год.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся почти до 145 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны азиатских стран, включая Таиланд, Филиппины и Вьетнам, где наблюдается рекордное потепление, способствующее увеличению энергопотребления. Японская компания Kansai Electric сообщила 30 апреля, что ожидает роста потребления энергоносителей для производства электроэнергии в следующем финансовом году (апрель 2024 – март 2025), при этом Kyushu Electric прогнозирует увеличение объемов импорта угля ввиду снижения загрузки АЭС с 90.8% до 88.1%.
Индекс австралийского металлургического угля HCC удерживался на уровне 240 долл./т., благодаря улучшению конъюнктуры на рынке стали и сокращению добычи в Австралии. Индекс производственной активности PMI в сталелитейной отрасли КНР вырос в апреле на 3.7 процентных пункта до 47.9%, что говорит о восстановлении спроса на сталь в стране.
Компания Glencore отчиталась о падении добычи металлургического угля на 30% по итогам 1 квартала 2024 г. до 1.4 млн т. (-0.6 млн т. к 1 кварталу 2023 г.), что связано с остановкой работы одного из активов в австралийском штате Квинсленд. Компания Coronado Global Resources также заявила о падении добычи металлургического угля на разрезе Curragh на 19% до 2.2 млн т. (-0.5 млн т. к 4 кварталу 2023 г.). Кроме того, негативно на добыче отразились циклоны Jasper и Kirrily.
Сибантрацит попал под санкции США
США ввели санкции против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России. Минфин США также включил в санкционный список 12 организаций, входящих в структуру угольной компании.
В связи с новыми ограничительными мерами, направленными на уменьшение доходов Российской Федерации, Сибантрацит планирует переориентировать поставки на внутренний рынок.
В январе-марте 2024 г. добыча Сибантрацита сократилась до 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -14.1% к январю-марту 2023 г.), экспорт – до 4.2 млн т. (-2.0 млн т. или -32.2% к январю-марту 2023 г.).
При этом по итогам 2023 г. производство увеличилось до 24.2 млн т. (+0.4 млн т. или +1.7% к 2022 г.), экспорт – до 22.5 млн т. (+2.6 млн т. или +10.6% к 2022 г.), в результате чего в экспортных поставках российского угля доля Сибантрацита составила 10.6%.
Таким образом, под санкции США, с учетом объемов СУЭК и Мечела, с начала года попало 30% российского угольного экспорта, что ставит под вопрос энергетическую безопасность стран-импортеров.
С учетом объемов, экспортированных в 1 квартале 2024 г., сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. в результате санкций составит около 50 млн т., в 2025 г., при сохранении санкционного режима, на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Экспортные пошлины на российский уголь отменены до августа 2024 года
Правительство РФ временно отменило экспортные курсовые пошлины на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г. Ранее планировалось, что пошлины будут действовать год — с 1 марта по 28 февраля 2025 г., однако их введение ухудшило положение угольных компаний, которые остаются под ударом из-за снижения мировых цен, роста себестоимости, ограничений на ж/д инфраструктуре и увеличивающегося санкционного давления.
Однако временная отмена экспортной пошлины не позволит решить все проблемы в отрасли, поскольку требуются дополнительные меры, включая возобновление понижающих коэффициентов, которые были приостановлены до конца 2024 г. Кроме того, необходимо расширение железнодорожных мощностей, особенно на Восточном полигоне, а также снижение ставок перевалки в Тамани.
Кроме того, с сентября 2024 г. ставка пошлины вновь составит 4% при курсе 80-85 руб./долл., 4.5% - при 85-90 руб./долл., 5.5% - при 90-95 руб./долл. и 7% - при 95 руб./долл. и более. При курсе менее 80 руб./долл. пошлина нулевая.
По итогам 1 квартале 2024 г. экспорт российского угля сократился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к 1 кварталу 2023 г.). При этом в текущем году падение показателей будет ускоряться, учитывая новые санкции США против российских угольных компаний и неблагоприятную конъюнктуру на международном рынке.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены упали ниже 115 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также существенное падение цен на газ в результате ослабления геополитической напряженности на Ближнем Востоке, которая ранее оказывала рынку поддержку.
Кроме того, партии американского угля, которые не смогли быть отгружены через порт в Балтиморе из-за обрушившегося моста, были перенаправлены на терминалы Hampton Roads, включая Norfolk.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 321 долл./1000 м3 (-29 долл./1000 м3 к 17.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA достигли 5.6 млн т. (-0.3 млн т. или -5% к 17.04.2024 г.), что обусловлено реэкспортом в адрес стран Средиземноморья и сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 105 долл./т. из-за снижения спроса и цен в Европе. Также давление оказывает увеличение предложения со стороны ЮАР. Кроме того, индийские производители губчатого железа обратили внимание на австралийский уголь 5500 ввиду привлекательности цены по сравнению с южноафриканским материалом.
Ж/д оператор Transnet принял решение разорвать 5-летний контракт с охранной организацией, привлеченной с целью обеспечения безопасности ж/д инфраструктуры в августе 2023 г. По заявлению Transnet, подрядчик не смог должным образом выполнить обязательства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно скорректировались ниже уровня 116 долл./т. ввиду невысокого спроса со стороны электростанций и промышленных предприятий, которые на прошлой неделе завершили процесс пополнения запасов. Кроме того, ожидается, что поставки по ж/д ветке Daqin увеличатся после 26 апреля, когда завершится техническое обслуживание, при этом на складах электростанций и в портах уже наблюдается рост запасов. Дополнительное давление на угольную генерацию оказывают обильные дожди на юге Китая, которые способствуют увеличению гидрогенерации.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.4 млн т. до 13.9 млн т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.6 млн т. (+1.2 млн т. к 17.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 89 долл./т. на фоне невысокой активности со стороны индийских и китайских потребителей.
Bumi Resources, крупнейшая индонезийская угольная компания, сообщила о падении доходов по итогам 1 квартала 2024 г., несмотря на увеличение объема продаж. Таким образом, прибыль составила 22.1 млн долл. (-62 млн долл. или -74% к 1 кварталу 2023 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил почти до 135 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны индийских производителей губчатого железа и возможным сокращением добычи в результате ожидаемого окончания явления Эль-Ниньо, по завершении которого в Австралию могут прийти неблагоприятные погодные условия, включая проливные дожди и штормы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до 245 долл./т. в результате сокращения спроса и увеличения предложения. Австралийская Anglo American сообщила о росте добычи металлургического угля в Квинсленде по итогам 1 квартал 2024 г. до 3.8 млн т.
(+0.3 млн т. или +7% к 1 кварталу 2023 г.) благодаря росту производства на шахте Aquila и разрезе Capcoal. При этом компания сохраняется прогноз по добыче на 2024 г. без изменений на уровне
15-17 млн т.
Китайская металлургическая компания Beijing Shougang Co., Ltd заявила, что в 2024 г. планирует сократить производство стали на 6% до 21.6 млн т. в связи со слабым спросом и ужесточением конкуренции.
Два крупных азиатских производителя стали, южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel, согласовали с австралийской Foxleigh бенчмарк на 1 квартал 2024 г. на материал LV PCI на уровне 221 долл./т. FOB (-8 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.).
Прибыль угольных компаний РФ январе-феврале 2024 года упала в пять раз
Прибыль российских угольных компаний (за вычетом убытков) в январе-феврале 2024 г. упала в 5.3 раза со 107.59 млрд до 20.3 млрд руб. (-87.29 млрд руб. к январю-февралю 2023 г.). При этом убытки увеличились в 2.1 раза до 24.3 млрд руб. Доля убыточных предприятий увеличилась с 39% до 46%.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.), что обусловлено падением цен на мировом рынке и кратным увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, введенные экспортные пошлины, растущие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Таким образом, в случае сохранения текущей тенденции экспорт российского угля в 2024 г. сократится на 30-35 млн т. Если же неблагоприятные факторы усилятся и, помимо СУЭК и Мечела, под санкции попадут другие российские угольные компании их морские терминалы и международные транзакции – потери российского экспорта могут составить порядка 50-60 млн т.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2024 г. снизилась до 52.6 млн т. (-1.1 млн т. или -2.1% к январю-марту 2023 г.). Экспорт в 1 квартале текущего года упал до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к январю марту 2023 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы отмечалась высокая волатильность цен, которые двигались в диапазоне 117-126 долл./т. на фоне резкого подорожания газа до 3-месячного максимума в связи с эскалацией конфликта на Ближнем Востоке, а также сокращения доли возобновляемой генерации. При этом доходность угольной и газовой генерации оставалась отрицательной ввиду роста стоимости квот на выбросы СО2. На прошедшей неделе доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии составила 71%, сократившись на 7% по сравнению с предыдущей неделей, тогда как доля ископаемого топлива увеличилась с 22% до 29%.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 350 долл./1000 м3 (+47 долл./1000 м3 к 10.04.2024 г.) в результате снижения поставок норвежского газа и ответа Израиля на удар, совершенный Ираном на выходных.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 110 долл./т., продолжая следовать за высокими ценами в Европе. Со стороны индийских потребителей, включая производителей губчатого железа, наблюдается увеличение спроса. Кроме того, правительство Индии продлило до
15 октября действие директивы в отношении 15 электростанций (18.37 ГВт), работающих на импортном угле, с требованием полной загрузки мощностей во избежание дефицита электроэнергии. Ожидается, что данная инициатива властей продолжит способствовать увеличению объемов импорта.
Экспортные отгрузки угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам 1 квартала 2024 г. выросли до 13 млн т. (+1.9 млн т. или +17% к 1 кварталу 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с транспортировкой материала. Таким образом, экспорт в 2024 г. через RBCT может превысить 50 млн т. против прошлогодних 47 млн т. При этом средний показатель в 2013-2020 гг. составлял 70 млн т. Складские запасы на терминале оцениваются в 2.95 млн т. (практически без изменений к 10.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 116 долл./т. в связи с падением добычи и увеличением потребления. Также отмечается снижение запасов в портах, что связано с сокращением объемов поставок по ж/д ветке Daqin на 0.2 млн т. в день из-за проведения технического обслуживания, при этом нормализация движения ожидается после завершения работ в конце апреля. Снижение добычи обусловлено ужесточением проверок безопасности на шахтах. Согласно опубликованной статистике, добыча в марте сократилась на 4% и по итогам 1 квартала 2024 г. показатель составил 1.11 млрд т. (-4% к 1 кварталу 2023 г.).
Кроме того, в связи с необходимостью увеличения налоговых поступлений в провинции Shanxi был увеличен налог на рядовой уголь с 8% до 10% и на обогащенный уголь – с 6.5% до 9%. Данная инициатива может привести к повышению стоимости угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.5 млн т., потребление выросло с 728 тыс. т./сутки до 730 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.4 млн т. (-0.6 млн т. к 10.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 90 долл./т., поскольку индонезийские угольные компании снижают цены в связи с необходимостью сокращения складских запасов, особенно с учетом расширившегося спреда между уровнем спроса и предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше до 127 долл./т. на укреплении котировок в Европе. Один из индийских производителей губчатого железа закупил австралийский среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг по 91-91.5 долл./т. FOB, который стал привлекательнее с точки зрения цены, хотя индонезийские потребители обычно отдают предпочтение южноафриканскому материалу ввиду большего содержания связанного углерода. Поддержку котировкам также оказывает заявление австралийской метеослужбы о возможном завершении явления Эль-Ниньо, что может привести к сокращению добычи. При этом японская метеослужба выпустила долгосрочный прогноз, согласно которому в Японии летом ожидаются температуры выше нормы. В результате ливней с 5 по 12 апреля прервалось ж/д сообщение на 100-километровом участке до терминала Port Kembla Coal Terminal, что привело к задержкам с погрузкой угля из региона Illawarra.
Индексы австралийского металлургического угля HCC подскочили выше 250 долл./т. на фоне активных покупок со стороны Китая, где также наблюдался рост цен в связи с увеличением загрузки металлургических предприятий и необходимостью пополнения запасов. Также отмечается улучшение конъюнктуры на рынке стали. Некоторые участники рынка пересматривают свои ценовые ожидания в сторону повышения в связи с увеличением торговых объемов на бумажном рынке.
Совместное предприятие BHP и Mitsubishi Alliance (BMA) понизило на 10% прогноз по добыче на финансовый 2024 год (заканчивается 30 июня) с 46-50 млн т. до 43-45 млн т. Объем производства в Квинсленде сокращается из-за 2-х тропических циклонов и роста расходов.
Добыча угля в Кузбассе упала на 2% в январе-марта 2024 года
В январе-марте 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 52.8 млн т. (-1.1 млн т. или -2.0% к январю-марту 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 17.3 млн т. (+0.3 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 35.5 млн т. (-1.4 млн т. или -3.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 34.5 млн т. (-0.8 млн т. или -2.3% к январю-марту 2023 г.), производство подземным способом сократилось до 18.3 млн т. (-0.3 млн т. или -1.6%).
По состоянию на 1 апреля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 21.5 млн т. (+1.8 млн т. или +9.1% к 1 апреля 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Колмар остановил обогатительные фабрики из-за избытка угля на складах
Компания Колмар, добывающая коксующийся уголь в Якутии, с 12 марта остановила работу 2-х обогатительных фабрик и ограничила загрузку третьей на 50% из-за переизбытка угля на складах. Накопление сверхнормативного запаса угля в объеме 1 млн т. стало следствием трудностей при отправке в результате перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне.
Данная ситуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению к терминалам Ванино, а также проблемами с согласованием и приемкой грузов в данном направлении. В апреле компания должна погрузить в вагоны 0.57 млн т., однако РЖД согласовали только 75% от необходимого объема.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
Кроме того, рост железнодорожных тарифов, ставок перевалки в портах, а также ввод экспортной пошлины с марта 2024 г. делают экспортные поставки убыточными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. Данные факторы также оказывают негативное влияние на бюджеты угледобывающих регионов.
Таким образом, доступность высококачественного российского угля существенно снизилась в первом квартале года, а ко второму и третьему кварталу 2024 г. ожидается ухудшение дефицита предложения из России.
На Огоджинском месторождении началось строительство обогатительной фабрики
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения в Амурской области началось строительство обогатительной фабрики мощностью 2 млн т. в год. В будущем здесь планируется построить еще шесть фабрик совокупной мощностью 30 млн т.
Также Огоджинская угольная компания (входит в группу Эльга) ведет строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск протяженностью 140 км, которое позволит нарастить добычу до 17-18 млн т. к 2029 г. На текущий момент проложено 37 км. Пропускная способность будущей железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в 3 раза больше, чем в 2022 г. В 1 квартале 2024 г. добыча снизилась до 0.24 млн т. мл(-0.1 млн т. или -28% к 1 кварталу 2023 г.). угля.
Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.