Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе скорректировались ниже 260 долл./т. Котировки оказались под давлением на фоне высоких запасов угля на складах, роста импортных поставок и стабилизировавшихся цен на газ и электроэнергию.
Поставки энергетического угля в Европу за прошедшую неделю составили 1.2 млн. т. (+1 млн. т. к предыдущей неделе), что обусловлено пополнением запасов энергетическими предприятиями на зимний период. Таким образом, запасы на терминалах ARA увеличились за неделю до 7.5 млн. т. (+0.3 млн. т. или +3%).
Цены южноафриканского материала 6000 опустились ниже 230 долл./т. вслед за европейскими индексами, несмотря ограниченное предложение из-за низких запасов угля на складах и техобслуживанием одной из четырех судопогрузочных машин на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 15 долл./т. до 195 долл./т., что было обусловлено ослаблением антикоронавирусных ограничений. В поисках баланса между борьбой с распространением COVID-19 и стимулированием экономики правительство КНР с 7 декабря отменило многие жесткие карантинные меры. В связи с внесенными изменениями и улучшением рыночных настроений в краткосрочной перспективе отмечается рост спроса на импортный материал.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировались до 162 долл./т. (-2 долл./т. к прошлой неделе). В то же время цены на низкокалорийный уголь укрепляются на фоне снижения объема предложения и роста спроса со стороны Китая в связи с похолоданием и необходимостью пополнения запасов в преддверии новогодних праздников. Снижение предложения, в частности, обусловлено увеличением поставок на внутренний рынок и ливнями на основной территории региона Калимантан.
Цены на австралийский высококалорийный материал 6000 пробили отметку в 400 долл./т. и подскочили выше 415 долл./т. по причине ограниченного предложения из-за продолжающихся дождей в Австралии на фоне роста спроса в ряде регионов потребления в результате похолодания. Отгрузки материала на прошедшей неделе сократились на 15% до 6.42 млн. т., оказавшись ниже среднего недельного объема (6.95 млн. т.) за последние 12 месяцев.
Австралийское правительство обсуждает введение полотка цен на энергетический уголь для внутреннего рынка. Предположительно, потолок будет установлен на отметке 125.00 долл./т., поскольку обсуждаемый ранее уровень в 70 долл./т. для некоторых компаний окажется ниже себестоимости производства.
Цены на металлургический уголь продолжают удерживаться в диапазоне 245-250 долл./т. на ожиданиях сезонного пополнения запасов конечными потребителями и заявлениях Glencore о снижении добычи и сокращении добывающих мощностей в 2023-2024 гг.
Угольные торги на бирже проведут в январе-феврале 2023 года
Первые торги углем на бирже в рамках инициативы Министерства энергетики и Федеральная антимонопольная служба, будут проведены в январе-феврале 2023 года.
ФАС предложила проводить одну торговую сессию в неделю. После получения первых результатов регулярность продаж может быть пересмотрена. В текущее время проводится техническая подготовка всех участников процесса. В декабре компаниям необходимо пройти регистрацию и сертификацию на бирже.
Ранее Минэнерго и ФАС обязали угольные компании, занимающие на рынке доминирующее положение, продавать не менее 10% от реализуемого угля на бирже. При этом необходимый к продаже на бирже будет считаться не от фактически добытого объема, а исходя из среднего показателя от реализованного в соответствующем месяце за предыдущие 3 года. Согласно опубликованному документу, под регулирование попадает уголь марок Д и ДГ.
Основные продажи крупных компаний на внутреннем рынке происходят по долгосрочным контрактам с потребителями, каждый из которых имеет разные требования к спецификациям угля. В связи с этим круг потенциальных поставщиков достаточно ограничен, а обезличенная биржевая торговля в таких случая становится крайне затруднительной.
В текущее время уголь уже торгуется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПБМТСБ), но, в отличие от нефтепродуктов, обязательная минимальная величина продаж на бирже в процентах от реализации материала не установлена.
Ростехнадзор приостановил деятельность 10 взрывоопасных угольных предприятий в Кузбассе
C 24 по 30 ноября специалисты Ростехнадзора выявили различные нарушения промышленной безопасности, которые могли привести к взрывам на шахтах и угольных разрезах в Кузбассе.
На участках 10 угольных компаний деятельность была частично приостановлена. Сроки приостановки не уточняются.
Неделей ранее было составлено восемь протоколов о временном запрете операций на других кузбасских добывающих предприятиях.
После взрыва на шахте Листвяжная (СДС) Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на угольных предприятиях, которые привели к приостановке деятельности более 20 шахт и разрезов в январе-сентябре 2022 г. В октябре 2022 г. из-за нарушений промышленной безопасности и охраны труда на 90 суток остановлено производство на шахте Распадская-Коксовая (Распадская), разрезе Сибэнергоуголь (МелТЭК) и 4-х других добывающих предприятиях.
Кроме того, проблемы с вывозом угля по ж/д из Кузбасса и сложности с реализацией на международных рынках вынуждают угольные предприятия пересматривать планы по добыче угля, а в отдельных случаях останавливать производство.
По данным регионального министерства угольной промышленности, за 10 месяцев 2022 г. добыча угля в Кузбассе снизилась до 181.5 млн. т. угля (-19.2 млн. т. или -9.6% к аналогичному периоду 2021 г.). Поставки конечным потребителям упали до 148.6 млн. т. угля (-13.8 млн. т. или -8.5%), включая экспорт угля, составивший 98.7 млн. т. (-17.8 млн. т. или -15.3%). Складские запасы в Кузбассе по состоянию на 1 ноября выросли до 19.0 млн. т. (+2.6 млн. т. или +15.9% к 1 ноября 2021 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля продолжилось падение котировок ниже 290 долл./т. на фоне достаточных запасов на складах потребителей, снижения цен на газ и новых инструкций Еврокомиссии (ЕК), направленных на ослабление санкций в отношении поставок российского угля с целью обеспечения мировой энергетической безопасности.
19 сентября ЕК опубликовала разъяснение правил перевозки угля с важной оговоркой о том, что европейским компаниям разрешено перевозить российский материал в третьи страны, включая транзитную перевозку по территории ЕС, а также оказывать услуги по страхованию. Данная мера, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить цены и предотвратить развитие мирового энергетического кризиса.
Цены высококалорийного южно-африканского угля 6000 упали вслед за европейским рынком ниже 270 долл./т. Также давление на котировки оказало улучшение погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала Richards Bay. Ожидается, что в сентябре отгрузки составят 4.5 млн т. против 4.2 млн т. в августе.
Канадская горнодобывающая компания African Energy Metals планирует создать совместное предприятие с Black Hole Aurum для приобретения угольных активов в Танзании ввиду повышенного спроса со стороны Европы. Компании уже подписании меморандум о взаимопонимании в отношении одного из проектов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 12 долл./т. до 221 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения добычи внутри страны и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны. В результате несчастного случая с летальным исходом 16 сентября была приостановлена работа шахты Tashan мощностью 25 млн т./год, одна из крупнейших в провинции Shanxi.
Власти сообщили, что осеннее техническое обслуживание на ж/д линии Daqin будет проведено с 28 сентября по 22 октября – на 10 дней раньше планируемого срока, что также способствует ухудшению предложения на спотовом рынке и укреплению цен. В указанный период техобслуживание приведет к сокращению суточной пропускной способности линии на 0.15-0.20 млн т. или на 11-15%, с текущих 1.30 млн т.
Рост индонезийского индекса 5900 GAR до 189 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с проливными дождями в Калимантане, а также увеличением спроса со стороны Китая и европейских стран.
Цены на австралийский уголь 6000 удерживается на уровне 430-435 долл./т. из-за ливней, ограничивающих отгрузки в порту Newcastle. Также поддержку ценам оказывает спрос со стороны Европы и Индии.
Котировки австралийского металлургического материала остаются ниже 260 долл./т. в связи с продолжающимся ухудшением конъюнктуры мирового рынка стали на фоне роста себестоимости из-за дорожающей электроэнергии, обусловленной санкциями ЕС против России. Кроме того, австралийские власти в августе и сентябре смягчили подход к согласованию новых проектов в области добычи металлургического угля.
Евросоюз ослабит санкции на российский уголь
Еврокомиссия выпустило новое руководство по санкциям к российскому углю, касающимся импорта, финансирования, транспортировки и страхования поставок.
Согласно обновленным инструкциям Евросоюз разрешает европейским компаниям передачу угля российского происхождения в третьи страны, а также финансирование или финансовую помощь, связанную с такой передачей, включая страхование и перестрахование поставок, осуществляемую операторами ЕС или через территорию ЕС (в том числе транзитом).
По заявлению пресс-секретаря Еврокомиссии Дэниела Ферри, ЕС разрешил операции с российским углем для третьих стран во избежание негативного влияния антироссийских санкций на энергетическую безопасность третьих стран мира, особенно наименее развитых. При этом полный запрет на импорт российского угля в ЕС остается в силе в соответствии с эмбарго введенным в августе 2022 г.
Кроме того, новые разъяснения ЕС по ослаблению санкций в отношении российских поставок угля, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить мировые цены, бьющие исторические рекорды и демонстрирующие рост более чем в два с половиной раза в течение 2022 г., а также снизить дефицит энергоресурсов на мировом рынке.
После ввода эмбарго ЕС столкнулся с проблемами в транспортной отрасли, так как европейские судовладельцы, замеченные в перевозках российского угля, ссылались на недостаточно четкое трактование санкций, а также на риски потери рынка морских перевозок в пользу транспортных компаний из Азии.
Средняя цена энергетического угля на европейских терминалах ARA в сентябре 2022 г. составила порядка 350 долл./т. (+180 долл./т. или +106% к сентябрю 2021 г.), в то время как средняя стоимость высококалорийного австралийского материала в порту Newcastle находилась на уровне 450 долл./т. (+270 долл./т. или +150% к сентябрю 2021 г.).
Российский уголь торгуется со значительным дисконтом к мировым индексам, его конечная цена с доставкой в порты Азии не превышает 200 долл./т.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 9.0% в январе-августе 2022
В январе-августе 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 143.9 млн т. угля (-14.2 млн т. или -9.0% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 42.7 млн т. (-3.2 млн т. или -7.0%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 101.2 млн т. (-11.0 млн т. или -9.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 94.6 млн т. (-8.4 млн т. или -8.2% к январю-августу 2021 г.), производство подземным способом составило 49.3 млн т. (-5.8 млн т. или -10.5%).
В январе-августе 2022 г. потребителям было поставлено 118.0 млн т. угля (-13.8 млн т. или -10.5%), в том числе на экспорт 78.9 млн т. (-13.9 млн т. или -15.0%), российским металлургическим компаниям 21.2 млн т. (-1.9 млн т. или -8.2%), местным угольным электростанциям 11.2 млн т. (+0.8 млн т. или +7.7%).
По состоянию на 1 сентября 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 18.4 млн т. (+3.3 млн т. или +21.9% к 1 сентября 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается седьмой месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось укрепление котировок выше 305 долл./т. на фоне новостей о повреждениях на 3-х нитках трубопроводов Северный поток-1 и Северный поток-2 в результате предполагаемых диверсий. Дополнительный импульс ценам на уголь и газ придали заявления Газпрома о возможных российских санкциях против украинского Нафтогаза, которые могут привести к остановке прокачки газа в Европу через Украину.
Компания Uniper заявила, что угольная электростанция Ratcliffe-on-Soar в Великобритании мощностью 500 МВт, эксплуатация которой должна была завершиться на прошедшей неделе, продолжит работать до 31.03.2023 г. Компания Steag объявила о планах вывести из резерва угольные электростанции Weiher (655 МВт) и Bexbach (726 МВт) для обеспечения достаточной генерации на зимний период. Электростанции планируется запустить к 1 ноября с последующей эксплуатацией до 30.04.2023 г. RWE и Leag также подтвердили перезапуск и продление работы своих энергоблоков. Таким образом, RWE и Leag перезапустят 1.9 ГВт мощностей на буром угле, а Steag введет в эксплуатацию и продлит работу 2.49 ГВт мощностей на каменном угле.
Цены высококалорийного южно-африканского угля находились на уровне 270 долл./т. на фоне улучшения погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. В сентябре ж/д погрузка составила 1.5 млн т./неделю против 1.0-1.1 млн т./неделю в 1 половине 2022 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 4 долл./т. до 214 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения внутри страны в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) заявила 28 сентября о том, что внутренние цены на китайский уголь и электроэнергию остаются в приемлемом диапазоне и на стабильном уровне, несмотря на то, что с начала сентября они подскочили почти на 30%. Данная риторика говорит о низкой вероятности того, что в ближайшее время правительство будет вмешиваться в спотовый рынок.
Рост котировок индонезийского угля 5900 GAR до 195.00 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с продолжающимися проливными дождями в Калимантане, а также устойчивым спросом со стороны Китая, Индии и европейских стран.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 420 долл./т. на фоне сокращения количества судов в очереди и увеличения отгрузок на 26% до 7.57 млн т., в результате чего недельный объем поставок превысил средний показатель за последние 52 недели (7.07 млн т.).
Индексы австралийского металлурги-ческого материала укрепились выше 270 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP.
Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в августе 2022 г. российские экспортеры нарастили поставки угля китайским потребителям до 8.5 млн т. (+3.1 млн т. или +57% к августу 2021 г.; +1.1 млн т. или +15% к июлю 2022 г.). Показатель августа 2022 г. является новым историческим месячным максимумом за пять лет с момента начала сбора статистики в 2017 г.
В связи с международными санкциями, распространяющимися на российский угольный экспорт, а также вводом эмбарго на поставки всех видов российского угля в Европу с августа 2022 г., российские поставщики пытаются нарастить объемы отгрузок в Азию, включая Китай, Индию и другие страны.
Несмотря на рост добычи угля и высокие складские запасы, в Китае продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения на внутреннем рынке в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin на фоне активного роста угольной генерации, вызванного жаркой погодой в центральных и юго-восточных регионах страны. Китай стремится нарастить импорт угля, чтобы создать запасы и гарантировать, что провинциям не придется вводить ограничения на электроснабжение, которые происходили в прошлом году, негативно влияя на промышленный сектор экономики и рынок услуг.
Российские поставщики вынуждены предоставлять значительные дисконты, что дает возможность китайским потребителям покупать уголь в два раза ниже мировых индексов. Таким образом, китайские металлургические, цементные и генерирующие компании получают конкурентные преимущества по сравнению, например, с Японией, которая присоединилась к запрету на российский материал.
Всего за 8 месяцев 2022 г. общий экспорт российского угля в КНР составил 41.3 млн т. (+1.6 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2021 г.).
Министерство энергетики РФ оценило объем инвестиций, необходимых для поддержки угольной промышленности до 2030 г., в целях предотвращения негативного сценария развития, связанного с резким падением добычи.
Перенаправление экспорта угля в страны АТР и стимулирование внутреннего спроса потребует инвестиций в отрасль в размере 1.2 триллиона рублей (20 миллиардов долларов) до 2030 г., из которых около 200 миллиардов рублей (3.3 миллиарда долларов) должны быть получены из федерального бюджета.
Инвестиционный план предусматривает строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, включая Восточный полигон (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль), увеличение угольной генерации на внутреннем рынке, что может обеспечить дополнительное потребление 1 млн т. угля к 2030 году, а также импортозамещение оборудования.
Негативный сценарий предполагает, что добыча угля в России к 2030 г. может сократиться на 55 млн т. или на 12.5% по сравнению с 2021 г., а экспорт - на 64 млн т. или на 30%. Более мягкий целевой сценарий с высоким уровнем инвестиций исходит из снижения добычи всего на 13 млн т. или на 3%, а экспорта - на 4 млн т. или на 1.8% к 2030 г. По оценкам Министерства энергетики, это поможет переориентировать 36 млн т. выпавших экспортных объемов к 2030 г., сохранить 25 000 рабочих мест и 10 моногородов с более чем 700 000 жителей.
Согласно презентации министерства, «Россия рискует потерять основные рынки сбыта, общий объем поставок угля на которые в 2021 г. составил около 64 млн т. в год или 30% экспорта, также под угрозой находятся еще 55 млн т. годового экспорта в Японию, Южную Корею и Тайвань». Российские поставки в Европу будут заменены отгрузками из Колумбии, Южной Африки, США, а также индонезийским и австралийским материалом.
Перераспределению объемов с европейского рынка в Азию, Африку и на Ближний Восток препятствуют логистические проблемы, а также сложности с фрахтованием судов и страхованием грузов. Кроме того, потеря премиальных рынков стала крайне болезненной для угольной отрасли. В текущих условиях уголь, экспортируемый Россией в Китай, Индию, Турцию и другие азиатские страны, продается со скидкой 50-70% от мировых индексов.
Разворот экспорта угля на Восток был предопределен даже без эмбарго, введенного ЕС, поскольку европейские страны планировали и уже начали осуществлять постепенный выход из угольной генерации, в то время как Азия в среднесрочной перспективе будет наращивать потребление угля.
Министерство экономического развития прогнозирует сокращение добычи угля в 2022-2023 гг.
Министерство экономического развития РФ представило прогноз, согласно которому в ближайшие два года угольная отрасль будет сокращаться.
В 2022 г. ожидается падение добычи на 4.2%, а в 2023 г. – на 9.5%. Хотя недавний прогноз Минэнерго оказался более пессимистичным и предполагал падение добычи в 2022 г. на 17%, до 365.1 млн т.
Пересмотр предыдущего прогноза в сторону снижения обусловлен такими негативными факторами, как эмбарго на уголь и санкции со стороны ЕС, ограниченная пропускная способность Восточного полигона, а также высокие издержки компаний при экспорте в страны АТР через западные и южные порты.
Рентабельность угольных компаний уже находится под ударом. Несмотря на это, Министерство финансов планирует увеличить налоговую нагрузку на отрасль за счет повышения НДПИ и ввода экспортных пошлин. Кроме того, РЖД намерено в 2023 г. поднять железнодорожные тарифы на 9.8%.
Согласно прогнозу, к 2025 г. добыча угля в России может упасть на 4.1%, или до 421 млн т. к уровню 2021 г. Тем не менее, ожидается, что ситуация изменится в лучшую сторону в 2024 и 2025 гг., когда добыча вырастет на 5.5% и 4.8% соответственно.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось снижение котировок ниже 300 долл./т. на фоне заявлений Еврокомиссии о том, что регулятору удастся сдержать цены на электроэнергию за счет мер, принятых в отношении газового рынка. Стоимость газа на бирже TTF скорректировалась до 1800 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3 или -10% к 28.09.2022 г.), а стоимость электроэнергии упала до 82.90 евро/МВтч (-229.03 евро/МВтч или -73% к 28.09.2022 г.). Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 7.75 млн т. (-0.13 млн т. или -2% к 28.09.2022 г.).
Европейская комиссия заявила об обсуждении лимита цен на газ, используемого в генерации электроэнергии. Кроме того, Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало отчет, в котором прогнозируется сокращение спроса на природный газ в Европе по итогам 2022 г. более чем на 50 млрд м3 – рекордное падение за последние 50 лет. По итогам года, как ожидается, потребности промышленного сектора снизятся на 20%, а в энергетическом секторе – на 3%.
Цены высококалорийного южноафриканского угля 6000 упали ниже 255 долл./т. в связи с улучшением погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. Давление на котировки также оказывает снижение спроса со стороны Индии и Пакистана, увеличивающих потребление более конкурентоспособного российского и мозамбикского угля.
В Китае отмечается праздник Дня образования КНР («Золотая неделя»), в связи с чем торговая активность сошла на нет и котировки продемонстрировали небольшое снижение в преддверии закрытия биржи с 1 по 7 октября. Цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались на 1 долл./т. до 213 долл./т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 191 долл./т. FOB Kalimantan, что было обусловлено низкой торговой активностью китайских покупателей из-за выходных дней в КНР. Индийские потребители также воздерживались от заключения сделок в связи с религиозным праздником Дашахра.
Цены на австралийский уголь 6000 опустились ниже 405 долл./т. на фоне уменьшения спроса со стороны Индии и Европы.
Котировки австралийского металлургического материала укрепились до 275 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP. Поддержку котировкам также оказывает улучшение спроса на спотовом рынке.
Австралийская компания Foxleigh и две крупные азиатские металлургические компании (Японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO) согласовали цену на низколетучий уголь PCI на 3 квартал 2022 г. на уровне 243 долл./т. FOB, что представляет собой снижение на 38% от рекордных 396 долл./т. FOB, зафиксированных в предыдущем квартале. Переговоры в отношении стоимости угля semi-soft на 3 квартал по-прежнему продолжаются (бенчмарк на 2 квартал был согласован на рекордном уровне в 368 долл./т. FOB).
Правительство планирует ввести экспортную пошлину на уголь и увеличить НДПИ
Министерство Финансов РФ сообщило о планах введения экспортной пошлины на уголь с 2023 г. в случае, если цены на мировых рынках превысят установленный базовый показатели цен в 170 долл./т. на коксующийся уголь и 150 долл./т. на энергетический материал. Кроме того, также предусматривается временное повышение НДПИ на уголь в течение первого квартала следующего года. Дополнительная фискальная нагрузка на угольную отрасль направлена на увеличение доходов госбюджета.
Ставки экспортной пошлины и НДПИ пока не были объявлены. Минфин также не разъяснил, какие именно цены будут учитываться при установлении экспортных пошлин: мировые индексы или экспортная цена российского угля со скидкой.
В течение 2022 г. мировые цены на уголь обновляли исторические максимумы: котировки австралийского угля превышали 460 долл./т., в то время как европейские индексы торговались на уровне выше 440 долл./т. При этом из-за введенных международных санкций и эмбарго на поставки российского угля в ЕС, поставщики из России вынуждены продавать уголь по цене в 2-3 раза дешевле рыночной стоимости. По состоянию на 06 октября 2022 г. австралийский индекс энергетического угля FOB Newcastle составил порядка 400 долл./т., европейские цены на условиях CIF ARA - около 300 долл./т. При этом стоимость высококалорийного угля в российских портах оценивается в 105-110 долл./т. FOB порты Балтики и Черного моря и в 170-180 долл./т. FOB Восточный. Помимо дисконтов, российским поставщикам приходится переориентировать грузовые потоки, которые раньше следовали на премиальные рынки Европы из портов Северо-Запада и Юга, в Китай, Индию и другие страны Азии, что в разы увеличивает дальность маршрутов и соответственно фрахтовую составляющую. Кроме того, санкции и рост спроса в целом привел к скачку стоимости морских перевозок в 3-4 раза. РЖД летом 2022 г. подняло тарифы на 11%, а также отменило понижающие коэффициенты на энергетический уголь и дальность транспортировки, что в конечном счете увеличило стоимость ж/д перевозок угля примерно на 50-60% в зависимости от направления.
Угольные компании и власти добывающих регионов неоднократно выступали за возвращение понижающих коэффициентов и предоставление скидок в направлении Северо-Западных терминалов для сохранения рентабельности отрасли. Однако с 2023 г. РЖД вновь предлагает индексацию тарифа на 9,8%.
В случае если базовый показатель предложат рассчитываться по ценам на российский уголь в дальневосточных, северо-западных и южных портах России, это будет намного меньшая налогооблагаемая база в сравнении с вероятностью привязки к мировым индексам (без учета скидок на российский уголь), что значительно ухудшит и без того балансирующие на грани убыточности продажи российских угольщиков.
При развитии этого сценария рост налоговой нагрузки на угольную отрасль может сделать нерентабельными существенную часть экспортных поставок, что приведет к сокращению добычи, увольнению сотрудников угольных компаний, закрытию отдельных предприятий, а также потере грузовой базы АО РЖД.
С месторождения на Таймыре отгрузили первую партию угля
Первая партия угля, добытая на Сырадасайском месторождении на Таймыре, была успешно погружена на сухогруз. Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд т. угля. Главгосэкспертиза также разрешила строительство обогатительного комбината Таймырская общей мощностью 5 млн т. в год. Кроме того, Северная звезда планирует строительство угольного терминала, расположенного в 87 км от порта Диксон на Таймыре.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).