Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На европейском рынке на прошедшей неделе цены на уголь резко укрепились до 142-144 долл./т. на фоне роста котировок газа из-за опасений срыва поставок в результате вооруженного конфликта на Ближнем Востоке.
Цены на газ на хабе TTF подскочили до 508.8 долл./1000 м3 (+98.2 долл./1000 м3 к 04.10.2023 г.) после временного прекращения добычи на одном из крупнейших месторождений Израиля (Tamar).
Совокупные запасы на складах ARA оставались практически без изменений на уровне 7.2 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос до уровня 135 долл./т. Бумажные контракты также подорожали. Повышательное движение котировок обусловлено укреплением энергетического рынка в Европе, возобновлением торговой активности в КНР и спросом со стороны Индии и Пакистана.
Правительство ЮАР приняло решение отложить вывод из эксплуатации некоторых угольных электростанций Eskom до 2023 г., что будет способствовать стабильному спросу на материал на внутреннем рынке и стимулировать инвестиции и развитие угольной отрасли. В прошлом году на Eskom пришлось 110 млн т. угля или почти 50% совокупного объема добычи ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 7 долл./т. до 144 долл./т. После окончания праздников в КНР восходящее движение котировок продолжилось на ожиданиях сокращения предложения в связи с ужесточением проверок безопасности на шахтах. За последние 10 дней в провинции Shanxi произошло не менее 10 инцидентов и власти в нескольких регионах заявили о том, что шахты, где зафиксированы существенные проблемы с техникой безопасности, могут быть полностью закрыты. Кроме того, поддержку ценам оказывает увеличение производственной активности в потребительских отраслях, включая цементную, химическую и сталелитейную промышленность.
Запасы на складах порта Qinhuangdao сократились до 5.2 млн т. по сравнению с 5.4 млн т., зафиксированных в преддверии праздничной недели по случаю Дня образования КНР.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 96 долл./т. (+1 долл./т.), поддерживаемый спросом со стороны Индии и КНР, а также опасениями по поводу предложения.
Более 100 индонезийских компаний могут не получить разрешение на увеличение квот по добыче угля, в связи с чем у них не будет возможности нарастить производство до конца 2023 г., поскольку они уже выбрали свои лимиты. За 8 месяцев 2023 г. добыча в Индонезии составила 514 млн т. (+63 млн т. или +14% к январю-августу 2022 г.). При текущих темпах добычи по итогам 2023 г. объем может составить 772 млн т. против 695 млн т. в 2022 г. Однако некоторые компании уже сообщают, что уже в октябре будут вынуждены остановить производство. Кроме того, власти ввели дополнительные сборы за перевалку угля с судна на судно в порту Muara Berau, в связи с чем около 20 горнодобывающих компаний инициировали протест, который может привести к снижению отгрузок.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 140 долл./т., оставаясь под давлением на фоне недостаточного спроса на спотовом рынке, при этом цены на среднекалорийный материал остаются устойчивыми.
Высокий спрос со стороны потребителей в Индии и странах АТР, а также ограниченное предложение способствуют укреплению цен на австралийский металлургический уголь HCC выше 365 долл./т. Некоторые участники рынка отмечают, что задержки с отгрузкой достигают 30-50 дней в связи с увеличением очередей из судов в австралийском порту DBCT.
Укреплению цен также способствуют растущие котировки в КНР, где проверки на шахтах в связи несчастными случаями вызывают опасения по поводу сокращения предложения.
Перспективы роста ж/д мощностей Восточного полигона до 2035 года
В связи с текущей сменой вектора экспортных направлений участники рынка пытаются оценить возможности увеличения пропускных мощностей российских железных дорог на Восточном полигоне, ограниченная провозная способность которых препятствует наращиванию экспорта в страны АТР.
Расширение Восточного полигона реализуется в три этапа. Первый этап уже завершен в 2021 г. на уровне 144 млн т., второй этап предусматривает расширение до 180 млн т. в 2024 г. Предварительные параметры третьего этапа (пока не утверждены) предполагают увеличение провозной способности Восточного полигона до 210 млн т. к 2031 г., а также включают развитие мощностей полигона до 255 млн т. к 2035 г.
Таким образом поставки из угля из Кузбасса к 2035 г. могут вырасти до 71.4 млн т. (+18.3 млн т. или +34.5% к 2022 г.), отгрузки из прочих регионов оцениваются в 183.6 млн т. (+79.5 млн т. или +76.4% к 2022 г.). Суммарное увеличение объемов перевозки угля к 2035 г. составит 97.8 млн т. или 62.2%.
Тем не менее, согласно индикативному прогнозу Минтранса и РЖД, даже в случае увеличения железнодорожной пропускной способности Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до максимальных показателей, эквивалентных 255 млн т. в 2035 гг., спрос на грузовые перевозки будет значительно выше проектных значений.
Заявляемые в настоящее время угольными компаниями планы отгрузок на 2030-2035 гг., по некоторым оценкам, превышают ожидаемые показатели развития БАМа и Транссиба на порядка 50%.
Для Кузбасса дополнительным направлением, альтернативным Восточному полигону, могли бы стать порты юга и северо-запада, но Тамань из-за узких мест на сети РЖД в настоящее время загружена на треть, а растущая транспортная составляющая, включая ж/д тарифы, и риски препятствуют увеличению экспорта из портов Балтийского и Баренцева морей.
Кроме того, реальное планирование в среднесрочной перспективе будет зависеть от международного положения и ситуации на мировых рынках угля.
Ж/д тарифы повысятся с 1 декабря 2023 г.
ФАС России предлагает повысить железнодорожные грузовые тарифы с 1 декабря 2023 г. Согласно проекту опубликованного документа, индексация без учета надбавок должна составить 7.6% с 1 декабря 2023 г., 5.2% с 1 января 2025 г. и 4.8% - с 1 января 2026 г.
Также предполагается ряд тарифных надбавок: на капитальный ремонт инфраструктуры с 5% до 7%, на обеспечение транспортной безопасности в размере 1% с 1 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. и в размере 2% с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г.
Таким образом, с декабря 2023 г. для грузоотправителей тариф станет на 10.74% дороже, чем в январе-ноябре 2023 г., при условии, что в 2024 г. не будет дополнительных повышений. Рост на 10.74% представляет собой самое высокое повышение с кризисного 2008 г., когда тарифы подскочили на 21.2%. При этом в январе 2024 г. к декабрю 2022 г. рост составит почти 22%.
Дополнительное давление на горнодобывающие компании оказывает повышение тарифов на транспортировку угля, введенное с 1 июня 2022 г. и в 2023 г. и ставшее результатом отмены до 31 декабря 2024 г. понижающих коэффициентов за экспортные перевозки железнодорожным транспортом.
Coal center analytics (CCA)Перспективы отрасли связывают с увеличением производства цветных металлов, в том числе благодаря уже действующим проектам и новым лицензиям. Кроме того, сохраняются планы по реализации проектов в сфере добычи редкоземельных металлов.
Золото
Ряд горнодобывающих регионов ДФО продолжает демонстрировать снижение производства золота. В Магаданской области в первом полугодии текущего года объем добычи золота составил 18,5 тонн – 14,2 тонн рудного драгметалла и 4,3 тонны – россыпного. Добыча серебра за отчетный период в регионе достигла 268,2 тонн[1].
Недропользователи Иркутской области за январь-июнь текущего года добыли 8 963,2 кг золота, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В регионе на 9% снизилась добыча рудного драгметалла, до 6 991,6 кг, и на 20% – добыча россыпного золота, до 1 971,6 кг. Так, снижение производства по рудному золоту продемонстрировали предприятия АО «Полюс Вернинское», ПАО «Высочайший» и ООО ГРК «Угахан» (принадлежит «Высочайшему»). На россыпях существенное снижение добычи наблюдается у ЗАО «Артель старателей «Витим» и ПАО «Лензолото».
Спад добычи золота наблюдается и в Приамурье. По итогам первого полугодия текущего года добыча снизилась на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 7 759,7 кг. В том числе было добыто 5 948,7 кг рудного золота, что на 6% меньше, чем за первое полугодие 2022 г. Добыча россыпного золота в регионе сохраняется на уровне аналогичного периода прошлого года – 1 811 кг.
Добычу рудного драгметалла в регионе вели пять недропользователей. ООО «Маломырский рудник» увеличило добычу на 25% - до 2 250 кг. Между тем АО «Покровский рудник» сократило объем производства на 27% - до 1 701 кг. Также снизило производство ООО «ТЭМИ» - на 10%, до 897 кг. Все указанные предприятия являются дочерними структурами компании «Атлас Майнинг» (УГМК). Компания «Прииск Соловьевский» выпустила 621 кг рудного драгметалла, продемонстрировав рост на 31%, но в то же время на 8% снизила добычу на россыпях, до 618 кг.
В то же время небольшой рост золотодобычи в первом полугодии произошел на Чукотке, где добыча золота увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., до 10,2 тонны. Производство серебра в регионе за отчетный период также выросло – на 10%, до 53,2 тонн.
В частности, в округе АО «Рудник Каральвеем» (входит в УК «Золотые проекты» Л.Леваева) в июле приступило к этапу общественных слушаний в рамках реализации проекта по расширению золотоизвлекательной фабрики на Каральвеемском золоторудном месторождении (Билибинский район). Проект предусматривает разработку глубоких горизонтов и флангов месторождения, в частности, флангов «Безымянный», «Промоина» и «Встречный» (предполагается отработка подземным способом). После расширения ЗИФ мощность фабрики должна вырасти до 500 тыс. тонн руды в год (порядка 2,5 тонн золота). В 2022 г. на Каральвееме было произведено 1 726,43 кг золота, что на 7,7% больше, чем в 2021 г. Общие запасы и ресурсы Каральвеема составляют около 59 тонн золота.
Между тем развитие новых золоторудных проектов намечено в Хабаровском крае. Компания «Амур Золото» (дочернее предприятие шведской Kopy Goldfields, подконтрольно М.Бажаеву) планирует в третьем квартале текущего года ввести в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат на месторождении Малютка (Аяно-Майский район), с производственной мощностью 1,2 тонн золота в год. Объем инвестиций в проект к концу прошлого года достиг 18,8 млн долларов США. На полную мощность объект планируется вывести в 2024 г. В первом квартале текущего года на месторождении было добыто 77,86 тыс. тонн руды, производство драгметалла должно быть запущено в текущем году. Запасы месторождения оцениваются в 711,3 тыс. унций золота.
Кроме того, ПАО «Полюс» планирует в Хабаровском крае после 2028 г. начать производство на золоторудном месторождении Чульбаткан (район им. Полины Осипенко). Пока на месторождении продолжаются геологоразведочные работы. Добычу драгметалла предполагается осуществлять методом кучного выщелачивания. Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию, ожидаемый объем производства в течение семи лет отработки составит около 2 млн унций золота. Напомним, что «Полюс» выкупил Чульбаткан у Highland Gold Mining[2] за 140 млн долларов летом 2022 г. Запасы месторождения оцениваются в 2 964 тыс. унций золота.
В Якутии компания АО «Золото Селигдара» (ПАО «Селигдар») в июле приступила к строительству золотоизвлекательной фабрики на золоторудном месторождении Хвойное (Алданский район, Нижнеякокитское рудное поле). На объекте начались подготовительные работы для заливки фундамента будущей фабрики.
Для разработки месторождения планируется возвести производственный комплекс «Хвойный», включающий сооружения и оборудование, предназначенные для добычи, транспортировки руды и извлечения из нее металлов. ЗИФ будет рассчитана на переработку 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики составляет 2,5 тонны золота в год. Запуск предприятия намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота Хвойного составляют 16,8 тонн (С1+С2).
Напомним, что в 2022 г. «Селигдар» достиг рекордных за время работы холдинга показателей добычи – всего было произведено 7,5 тонн, что на 5,6% больше, чем в 2021 г. В первом квартале текущего года холдинг произвел 777 кг золота, что на 13% превысило показатель аналогичного периода 2022 г. (также был установлен рекордный для мая показатель ежедневной добычи – более 30 кг).
Также в республике этап буровых работ завершился на месторождении Кючус (Усть-Янский и Верхоянский районы). Проект освоения месторождения реализует совместное предприятие ПАО «Селигдар» и ООО «РТ-Развитие бизнеса» «Ростеха» – ООО «Белое Золото». Всего пробурено более 300 скважин общим объемом более 110 тыс. погонных метров.
На месторождении до 2024 г. планируется проводить геологоразведочные работы, вести отбор технологической пробы, разработку технологического регламента, изыскания. На 2025-26 гг. запланировано проектирование ГОКа и создание инфраструктуры. В 2026-28 гг. предполагается строить горно-обогатительный комбинат. Запуск предприятия должен быть проведен в два этапа – в режиме пусконаладочных работ в декабре 2027 г. и ввод в промышленную эксплуатацию с выходом на проектные показатели в 2029-30 гг. Балансовые запасы Кючуса по категориям С1+С2 составляют 175 тонн золота (со средним содержанием драгметалла 7-9 грамм на тонну).
Законопроект о легализации старательской деятельности, несмотря на противоречия, поддерживается правительством и может быть принят. В середине июля он был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что в течение первых трех лет законопроект будет применяться в пилотном режиме на Дальнем Востоке и на сухопутных территориях Арктики. При этом глава Минвостокразвития А.Чекунков отметил, что во втором чтении будет предусмотрено внедрение закона только на двух пилотных территориях – в Магаданской области и Забайкальском крае. По истечении трех лет закон будет введен и в других регионах.
В соответствии с законопроектом, гражданину РФ для получения возможности добывать золото потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и подать заявку на получение лицензии. Индивидуальные предприниматели с помощью специальной онлайн-системы смогут получать в безвозмездное пользование старательские участки площадью не более 10 га на три года с возможностью продления еще на три года. Старательская деятельность должна осуществляться в пределах старательского участка, на глубине, не превышающей 5 метров. При этом под запретом находится применение взрывных работ, загрязняющих и экологически опасных веществ, использование химических способов добычи золота, оборудования мощностью более 5 кВт (за исключением транспортных средств разрешенной максимальной массой до 3 500 кг).
Помимо того, ИП не сможет привлекать к работам более десяти наемных сотрудников. Совокупное количество добытого золота в химически чистом виде не должно превышать 30 кг (за весь срок деятельности). Правительство также намерено установить для частных старателей требования к комплексу мероприятий по восстановлению добычного участка и части водного объекта. После окончания работ или срока аренды золотодобытчик должен будет провести на участке восстановительные работы и подать декларацию с их перечнем. В случае нарушения со старателем должен быть расторгнут договор безвозмездного пользования с последующим запретом на получение нового участка. Лицензионные участки для ИП будут определять власти каждого отдельного региона. В Минприроды Магаданской области уже сообщали о подготовке и согласовании с Роснедрами площади предполагаемых старательских участков в Сусуманском городском округе.
Против законопроекта выступают в Якутии. Представители Государственного собрания Якутии на парламентских слушаниях в конце июня (на тему «О совершенствовании правового регулирования старательской деятельности в РФ») отказались поддерживать проект закона в представленной редакции. По их мнению, принятие закона грозит нанесением вреда месторождениям полезных ископаемых, загрязнением окружающей среды, развитием конфликтов с недропользователями, а также ростом уровня преступности.
В частности, председатель комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Госсобрания Якутии С.Афанасьев («Единая Россия») указывал, что удаленность территорий добычи негативно повлияет на возможность контроля за недропользователями со стороны надзорных органов и сделает невозможным процесс учета объема добываемого золота, количества используемого оборудования и ведения работ с учетом норм природоохранного законодательства. По этой причине законопроект нуждается в доработке. Кроме того, в республике недовольны налоговой базой законопроекта, так как налоги, уплачиваемые старателями, будут поступать в бюджеты регионов, в которых они зарегистрированы, а не в бюджеты регионов, где находятся участки недр.
Цветные металлы
Что касается добычи цветных металлов на Дальнем Востоке, то рост производства меди демонстрирует Хабаровский край, хотя в целом объем добычи данного металла в регионе является небольшим. По итогам января-мая текущего года в крае было выпущено 4,032 тыс. тонн меди, что в десять раз больше, чем за аналогичный период 2022 г. По итогам года в крае планируется произвести 7,6 тыс. тонн меди. Увеличение производственных показателей связано с запуском опытно-эксплуатационной стадии медно-оловянного ГОКа на базе хвостохранилища Солнечного ГОКа[3] (Солнечный район).
Проект реализует компания ООО «Геопроминвест»[4] – комбинат был запущен в тестовом режиме в мае прошлого года в рамках ТОР «Комсомольск». Его выход на полную мощность запланирован в 2024 г. – тогда комбинат должен начать перерабатывать до 2 млн тонн горной массы в год. Концентраты предполагается экспортировать в КНР, Японию и Республику Корея. Техногенное месторождение содержит порядка 30 млн тонн отходов обогащения полезных ископаемых. Запасы в отвалах составляют 130 тыс. тонн меди и 57 тыс. тонн олова. Объем инвестиций в ГОК оценивается в 2 млрд рублей.
Также рост добычи цветных металлов наблюдается на Колыме. В январе-июне объем производства цветных металлов достиг в регионе 8 786 тонн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. За отчетный период было добыто 4 220,6 тонн свинца, 4 155,3 тонн цинка, 410 тонн меди. Цветные металлы добываются АО «Серебро Магадана» («Полиметалл») на месторождениях Дукат и Перевальное (Омсукчанский муниципальный округ).
При этом поисковые работы на медь в Магаданской области ведут компании из Свердловской области, осваивающие новые активы в регионе – «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания». Ресурсный потенциал Магаданской области по меди (Ольский медно-порфировый кластер) оценивается в 23,5 млн тонн. Кроме того, в 2022 г. инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Магаданской области[5] заключило АО «Колымская горнорудная компания»[6], намеревающееся вести в регионе геологоразведку месторождений меди на территории Приохотской перспективной площади (Ольский городской округ).
Тем временем Highland Gold (в лице ООО «Култуминское») рассчитывает в конце 2025 г. вывести на проектную мощность первую очередь комбината на Култуминском полиметаллическом месторождении в Забайкальском крае (Газимуро-Заводский район). Завершить строительство предполагается в 2024 г.
Проект включает строительство горно-обогатительного комбината мощностью до 13 млн тонн руды в год (достижение проектной мощности – к 2029 г.). Объем инвестиций оценивается в 72 млрд рублей. Запасы Култуминского месторождения (C1+C2) составляют 125,38 тонны золота, 977,7 тонны серебра, 632,8 тыс. тонн меди и 24,4 млн тонн железа. Прогнозные запасы золота в пределах месторождения по категории P1 оцениваются в 134,6 тонны, серебра – в 977,7 тонны, меди – в 487,08 тыс. тонн, а железа – в 6 млн тонн.
В конце третьего квартала текущего года в Забайкалье должен состояться запуск первой очереди ГМК «Удокан» (Каларский муниципальный округ). К 2028 г. планируется запуск второй очереди предприятия. Компания «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова) на сегодняшний день подготовила технико-экономическое обоснование второй очереди. Ее производительность должна составить 24-28 млн тонн руды в год. Напомним, что выход на проектную мощность первой очереди (15 млн тонн) намечен на 2024 г. Предприятие должно ежегодно производить до 150 тыс. тонн меди в катодах и сульфидном концентрате. Первая и вторая очереди в целом должны обеспечить переработку около 40 млн тонн руды и производство около 400 тыс. тонн меди.
Кроме того, еще одно выпускающее медь крупное забайкальское предприятие – Быстринский ГОК («Норникель», ООО «ГРК «Быстринское», Газимуро-Заводский район) планирует увеличить мощность производства с действующих 10 млн[7] до 15 млн тонн руды в год за счет запуска в 2024 г. участка измельчения высокого давления (что позволит начать перерабатывать окисленные руды).
К 2026 г. на комбинате предполагается построить еще одну обогатительную фабрику для переработки окисленной руды и производства флотоконцентрата, мощность которой составит 2,7 млн тонн. Также в компании сообщают о планах к 2030 г. запустить на месторождении два карьера – на участках Малый медный чайник и Южно-Рождественский, а в дальнейшем построить еще одну линию существующей фабрики (проект «Быстра-2»). Ее мощность переработки может составить 5 млн тонн руды в год (в таком случае общая мощность предприятия достигнет 20 млн тонн в год). Пока готовится техническое задание по данному проекту, и до конца текущего года планируется принять инвестиционное решение относительно окупаемости линии. При этом сроки реализации проекта «Быстра-2» не определены.
В рамках освоения Баимской медно-порфировой площади в Чукотском АО Главгосэкспертиза РФ в июле выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на разработку месторождения россыпного золота Ручей Егдэгкыч (правый приток реки Баимка). Отработка запасов лицензионного участка предусмотрена проектом по строительству горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Песчанка. Освоение месторождения ведет ООО «ГДК Баимская» (недавно перешла казахстанской компании Trianon Limited с теми же владельцами).
Пока что «ГДК Баимская» намерена предварительно разработать россыпное месторождение Ручей Егдэгкыч для подготовки территории хвостохранилища Баимского ГОКа. Планируется, что после отработки запасов на Егдэгкыче и рекультивации на месте данного объекта будет построено хвостохранилище нового ГОКа. По месторождению Егдэгкыч учтены забалансовые запасы для открытой и подземной отработки в количестве 714 кг золота.
Ожидается, что основной комбинат на Баимском месторождении будет запущен к 2027 г., а в 2028 г. выйдет на проектную мощность. Срок его эксплуатации оценивается в более чем 20 лет. Среднегодовое производство меди в рамках проекта должно составить 300 тысяч тонн, золота – 490 тысяч унций в течение первых десяти полных лет эксплуатации. Инвестиции в разработку оцениваются в 8,5 млрд долларов.
В сфере добычи редкоземельных металлов компания «Техноинвест Альянс»[8] рассчитывает в 2027 г. запустить два предприятия в рамках проекта освоения Зашихинского месторождения редкоземельных металлов в Иркутской области (Нижнеудинский район). В регионе предполагается построить Зашихинский ГОК, в то время как в Забайкальском крае данный инвестор запланировал создание Краснокаменского химико-металлургического завода (г. Краснокаменск) по переработке концентратов редких металлов. Запасы Зашихинского месторождения оцениваются в 34,5 млн тонн руды, с содержанием порядка 105 тыс. тонн пентаоксида ниобия и 8,5 тыс. тонн пентаоксида тантала.
На Краснокаменском химико-металлургическом заводе должна осуществляться переработка концентратов для получения оксида тантала и ниобия. Инвестиции в создание Краснокаменского ХМЗ оцениваются в 10 млрд рублей. Запустить предприятие предполагается в 2027 г.
Кроме того, в забайкальском Краснокаменске ООО «ТриАркМайнинг» (подконтрольно группе ИСТ, «Полиметаллу» и председателю совета директоров «Восточной горнорудной компании» О.Мисевре) сохраняет планы по строительству гидрометаллургического комбината для переработки руды Томторского месторождения в Якутии (Оленекский район), в целях получения ниобиевой продукции и редкоземельных металлов. Соответствующее соглашение было заключено компанией с правительством Забайкалья на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне. В проект планируется инвестировать 100 млрд рублей.
Перерабатывающая мощность Краснокаменского ГМК должна составить 160 тыс. тонн в год. Предприятие сможет ежегодно выпускать до 10 тыс. тонн пентаоксида ниобия, до 3,5 тыс. тонн оксида празеодима и до 2,5 тыс. тонн оксидов среднетяжелой группы редкоземельных металлов[9]. Запуск предприятия намечен на 2028 г. При этом добыча на Томторском месторождении неоднократно переносилась и до сих пор не запущена. В настоящее время установленным сроком начала добычи является 2028 г.
Также на территории Иркутской области Роснедра рассматривают возможности добычи лития[10] на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (Жигаловский и Казачинско-Ленский районы). Она может начаться к 2026 г. Стоит напомнить, что в феврале прошлого года «Газпром», «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и Минпромторг подписали трехсторонний план мероприятий по реализации проекта добычи и переработки пластовых рассолов Ковыкты. Месторождение на сегодняшний день считается наиболее подготовленным и перспективным для переработки из литийсодержащих месторождений в РФ (всего в стране разведано 17 таких месторождений, но добыча не ведется). К настоящему времени «Газпром» завершил технико-экономическую оценку проекта добычи соединений лития из рассолов месторождения.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В регионе не отчитывались о динамике за первое полугодие, но известно, что в январе-мае недропользователи Колымы произвели 12,9 тонн золота, сократив показатель на 6% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. В частности, было произведено 11,5 тонн рудного драгметалла и 1,4 тонны россыпного. Производство серебра в регионе за пять месяцев снизилось на 23%, до 218,3 тонн.
[2] В свою очередь HGM выкупила месторождение у канадской компании Kinross Gold, владевшей лицензией с 2020 г.
[3] Хвостохранилище было введено в эксплуатацию в 1969 г., оно входило в состав Центральной обогатительной фабрики (ЦОФ), прекратившей свое существование в 2001 г.
Хвостохранилище формировалось за счет переработки руды, поступавшей в основном с Фестивального месторождения и частично с Перевального и Придорожного месторождений (небольшие объемы – с Октябрьского месторождения).
[4] Владелец – хабаровский предприниматель С.Попов.
[5] Глава Корпорации развития Магаданской области Д.Морозов прежде выступал в качестве делового партнера А.Чайки – они были владельцами долей в ООО «Энерго-строй».
[6] Ее генеральным директором и бенефициаром является А.Чайка – сын бывшего генпрокурора РФ, полпреда президента в Северо-Кавказском ФО Ю.Чайки.
[7] Около 70 тыс. тонн меди, 9 тонн золота, 2,1 млн тонн железорудного концентрата в год.
[8] Учредители – Э.Задорожный, Д.Мейксон. Долей в проекте с 2011 г. также владеет ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ПНТЗ, входит в группу ЧТПЗ, доставшуюся Трубной металлургической компании, связанной с Д.Пумпянским).
[9] К среднетяжелым редкоземельным элементам относятся иттрий, европий, гадолиний, диспрозий, эрбий.
[10] Мировой спрос на литий в последние годы быстро растет. В 2012-22 гг. спрос на него вырос в три раза, по данным Международного энергетического агентства.
На прошедшей неделе цены на европейском рынке энергетического угля продолжили расти выше 127 долл./т. Поддержку котировкам оказало сокращение складских запасов, а также высокие цены на газ, вызванные забастовкой австралийских рабочих на предприятиях Chevron по производству СПГ в Австралии.
Тем не менее, к концу недели стало известно, что рабочие Chevron близки к завершению протестов, поскольку профсоюзам удалось урегулировать трудовой спор с представителями компании, которые в настоящее время работают над окончательной версией проекта соглашения. Таким образом, на следующей неделе возможна некоторая коррекция цен, учитывая, что забастовка была одним из поддерживающих факторов на рынке энергоносителей в сентябре этого года.
После отмечавшегося роста цены на газ на хабе TTF скорректировались до 413 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 13.09.2023 г.) на фоне увеличения поставок норвежского газа.
Совокупные запасы на складах ARA сократились на 1% до 7.1 млн т. (-0.1 млн т. к 13.09.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 130 долл./т. в связи с укреплением энергетического рынка ЕС и увеличения спроса в Индии, где 5-7 октября планируется забастовка рабочих компании Coal India. Также поддержку оказывает ожидаемое сокращение экспорта из ЮАР в сентябре.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao взлетели до 135 долл./т. Продолжению повышательного тренда способствовало сокращение добычи в нескольких провинциях в результате временного закрытия мощностей после несчастного случая, а также опасения по поводу уменьшения предложения на спотовом рынке в результате технического обслуживания на ж/д линии Daqin в октябре и ужесточения проверок безопасности в добывающих регионах. Также наблюдается рост спроса со стороны участников рынка, стремящихся пополнить запасы в преддверии проведения Азиатских Игр 23 сентября и празднования Дня образования КНР в октябре.
Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) 19 сентября провела срочное заседание с энергетическими и горнодобывающими компаниями для оценки ситуации на рынке. Недавние проверки безопасности привели к сокращению предложения, в результате чего запасы шанхайских электростанций упали на 20%, тогда как спрос на электроэнергию со стороны промышленного сектора увеличивается. Представители электростанций также отметили то, что за последние месяцы качество угля ухудшилось. Однако NDRC пока не торопится с принятием каких-либо мер.
Провинция Shaanxi сообщила о полной приостановке добычи на 22 шахтах/разрезах совокупной мощностью 23.3 млн т. в год после несчастного случая с летальным исходом, произошедшего
18 сентября. Власти провинции Inner Mongolia, где уже остановлено 30 предприятий, заявило о планах провести с 25 сентября проверку безопасности на 80 разрезах.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR вырос до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 13.09.2023 г.), что связано с ограниченным предложением, а также высоким спросом со стороны Китая и Индии. При этом некоторые поставщики придерживают запасы в ожидании дальнейшего роста котировок. Власти Индонезии затягивают с согласованием планов по добыче, пересмотренных несколькими производителя в сторону увеличения, что порождает опасения по поводу сокращения предложения, поскольку в случае несогласования до конца сентября, данным компаниям в ближайшие месяцы придется снизить добычу.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится выше уровня 160 долл./т. на фоне высокого спроса со стороны Индии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжили рост выше 320 долл./т., благодаря ограниченному предложению и устойчивому спросу со стороны потребителей в Азии и Индии.
Австралийский регулятор приостановил транспортные работы на разрезе Peak Downs, где компания BHP осуществляет добычу металлургического угля, с целью расследования случая потери управления несколькими самосвалами.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.8% в январе-августе 2023 года
В январе-августе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 142.7 млн т. угля (-1.2 млн т. или -0.8% к январю-августу 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 44.3 млн т. (+1.6 млн т. или +3.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 98.4 млн т. (-2.8 млн т. или -2.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 96.0 млн т. (-0.4 млн т. или -0.4%), производство подземным способом составило 46.7 млн т. (-0.8 млн т. или -1.7%).
В январе-августе 2023 г. потребителям было поставлено 116.2 млн т. угля (-1.8 млн т. или -1.5% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 77.1 млн т. (-1.8 млн т. или 2.3%), российским металлургическим компаниям 22.0 млн т. (+0.8 млн т. или +3.8%), местным угольным электростанциям 11.3 млн т. (-0.1 млн т. или -0.9%).
По состоянию на 1 сентября 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.6 млн т. (+2.2 млн т. или +12.0% к 1 сентября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
ЭЛСИ приобрела два угольных разреза в Кузбассе с запасами 490 млн т.
Компания ЭЛСИ приобрела в Кузбассе Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский, совокупные запасы которых оцениваются в 490 млн т. угля марки Т. Работы по добыче на приобретенных активах планируется начать в ноябре 2023 г.
Приобретенные участки граничат с другими разрезами ЭЛСИ в южной части Кузбасса (Разрез Кийзасский и Разрез Верхнетешский).
В августе 2022 г. угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
По итогам января-августа 2023 г. добыча ЭЛСИ увеличилась до 30.99 млн т. (+1.26 млн т. или +4.2% к январю-августу 2022 г.).
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе цены поднялись выше 130 долл./т. Поддержку котировкам продолжают оказывать сокращение запасов на складах, а также высокие цены на газ, которые вновь укрепились на фоне возможного возобновления забастовки рабочих нефтегазовой компании Chevron в Австралии после того, как профсоюзы отказались принять окончательную версию проекта соглашения, полученную от представителей компании.
Цены на газ на хабе TTF выросли до 428 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 20.09.2023 г.), несмотря на увеличение поставок норвежского газа.
Совокупные запасы на складах ARA сократились до 7 млн т. (-0.1 млн т. или -1.4% к 20.09.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 130 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны Индии и Китая, а также ожидаемого снижения экспорта из ЮАР в сентябре.
Компания Glencore планирует сократить около 214 горняков на разрезе iMpunzi (мощностью 6.7 млн т. энергетического угля в год) в провинции Мпумаланга, аргументируя свое решение проблемами ж/д инфраструктуры и волатильностью цен.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 2 долл./т. до 137 долл./т. Повышение цен продолжилось в связи с сокращением добычи в нескольких провинциях в результате временного закрытия мощностей из-за проверок безопасности и нового несчастного случая, техническим обслуживанием на ж/д линии Daqin в октябре, а также пополнением запасов в преддверии празднования Дня образования КНР (с 29 сентября по 6 октября).
24 сентября в результате пожара на угольной шахте в Юго-Западном Китае в провинции Гуйчжоу погибли 16 человек. В связи с этим ожидаются дополнительные проверки и снижение добычи во избежание новых несчастных случаев.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился на 1 долл./т. до 92 долл./т. за счет высокого спроса со стороны Китая и Индии. Кроме того, ситуация с ограниченным предложением усугубилась 22 сентября в результате нарушения процесса погрузки угля в связи с техническим сбоем информационной системы, который может вынудить некоторых поставщиков объявить форс-мажор.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 160 долл./т. по причине снизившейся активности и широкого спреда между ценами спроса и предложения. В ходе конференции Coaltrans Asia участники рынка отметили, что ожидают сохранения импорта австралийского энергетического угля китайскими потребителями на уровне не менее 5 млн т. в месяц до конца 2023 г.
Приближаются переговоры между Glencore и японской Tohoku Electric по контракту на период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г. По оценкам участников рынка, покупатель рассчитывает на цены ниже
160 долл./т. FOB Newcastle 6322 GAR, тогда как предложение Glencore находится на уровне 200 долл./т. Если стороны не договорятся, они могут временно воспользоваться индексами или спотовыми котировками. Японская компания находится в более выгодном положении, поскольку имеет достаточные запасы, что резко контрастирует с прошлогодней ситуацией на рынке.
Ограниченное предложение и устойчивый спрос со стороны потребителей в Азии и Индии продолжают подталкивать цены на австралийский металлургический уголь HCC выше 330 долл./т. Китайская компания Guizhou Panjiang Refined Coal, где произошел несчастный случай с возгоранием и гибелью рабочих на шахте мощностью 3.1 млн т. металлургического угля, начала проверки безопасности, что ухудшит ситуацию с предложением материала в юго-западном регионе КНР. Укреплению австралийских котировок угля PCI до 200 долл./т. также способствовали опасения по поводу предложения из России, где власти объявили о введении экспортной пошлины.
С 01 октября 2023 г. вводятся пошлины на экспорт российского угля
Министерство финансов и Минэкономики вводят с 1 октября и до конца 2024 года экспортные пошлины на уголь, а также почти на все виды товаров, кроме нефти, нефтепродуктов, газа, лесоматериалов, лома, зерна и продукции машиностроения.
Размер пошлины будет зависеть от курса доллара:
• ниже 80 руб. – 0%,
• 80–85 руб. - 4%,
• 85–90 руб. – 4.5%,
• 90–95 руб.— 5.5%,
• выше 95 руб.— 7%.
Сильнее всего от пошлины пострадают угольщики, металлурги и производители удобрений. Неожиданное введение пошлины создает финансовую непредсказуемость для инвесторов. Увеличение фискальной нагрузки может негативно отразиться на инвестпрограммах компаний.
Правительство России несколько раз за последние годы увеличивало налоговую составляющую для угольной отрасли. С начала 2022 г. НДПИ на коксующийся уголь привязан к мировым котировкам: ставка установлена на уровне 1.5% от средней цены на уголь в соответствии с индексом SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal, тогда как раньше применялась фиксированная ставка в 57 руб./т. В тоже время обсуждалось введение экспортной пошлины на уголь, в т.ч. энергетический, при превышении его цены в 150 долл./т. в порту отгрузки, но вместо этого в 2023 г. был временно увеличен НДПИ для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т. или 5.5 долл./т. (с 1 января до 31 марта).
В текущих условиях беспрецедентных международных санкций, когда российским поставщикам угля приходится переориентировать грузовые потоки и искать новые экспортные маршруты, большинство поставок в страны Азии через северо-западные и южные порты России находятся на грани рентабельности или приносит убыток. Введение экспортных пошлин делает поставках в данных направлениях убыточными, а также создает аналогичные риски для экспорта через дальневосточные терминалы, особенно для грузоотправителей, не имеющих собственных портовых мощностей.
При этом издержки и себестоимость постоянно увеличиваются. РЖД планирует проиндексировать ежегодно растущие грузовые ж/д тарифы в 2024 году на 10.75%. Из-за недавнего повышения ставок ЦБ угольщики могут столкнуться с трудностями по обслуживанию долга. На фоне мировых санкций международные судовладельцы и страховые компании периодически повышают ставки фрахта и премии за страхование морских грузов. Кроме того, российские поставщики испытывают проблемы с банковскими транзакциями при осуществлении экспортных операций, которые связаны с большими сложностями в части поступления денежных средств от иностранных контрагентов на счета поставщиков в российских банках. В то же время вводимая экспортная пошлина должна быть оплачена до начала отгрузки с добывающих предприятий.
При сентябрьских ценах FOB на энергетический уголь в российских портах на Балтике, юге и Дальнем Востоке на уровне 80-120 долл./т. пошлина, при текущем курсе рубля (97 руб./долл.), составит 7% или 6-9 долл./т.
Введение пошлины является негативным фактором для экспорта и добычи российского угля, объемы которых могут существенно сократиться, особенно в случае снижения мировых цен.
Тарифы РЖД вырастут более чем на 10% в 2024 году
РЖД планирует в 2024 г. проиндексировать железнодорожные тарифы на 10.75%. В данную цифру входят: базовая индексация 7.6%, а также 2% на капремонт инфраструктуры и 1% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.
Ожидается, что в 2024 г. индексация в 10,75% даст РЖД порядка 200 млрд руб. дополнительных средств. При этом инвестпрограмма в 2024 г. оценивается в 1.3 трлн. руб., из которых 9.6 млрд руб. будут направлены на проектно-изыскательские работы по третьему этапу модернизации БАМа и Транссиба.
Участники рынка уже высказывали опасения по поводу дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы как обеспечение транспортной безопасности должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%).
В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля. В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
В 2025 г. базовая индексация тарифов на железнодорожную перевозку грузов планируется на уровне 5.2% плюс 2% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.
Поставки российского угля выросли на 5.0% в январе-августе 2023 года
В январе-августе 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 264.4 млн т. (+12.7 млн т. или +5.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 8 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 117.9 млн т. (+4.0 млн т. или +3.5% к 8 месяцам 2022 г.), из которых:
• 61.5 млн т. (+6.0 млн т. или +10.8%) направлено на электростанции;
• 26.8 млн т. (+3.8 млн т. или +16.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 29.6 млн т. (-5.8 млн т. или -16.4%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-августе 2023 г. составили 146.5 млн т.
(+8.7 млн т. или +6.3% к январю-августу 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-августе 2023 г. выросла до 286.4 млн т. (+2.8 млн т. или +1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
На европейском рынке угольные котировки скорректировались ниже 123 долл./т. после достижения 12-месячного максимума. Давление на индексы оказало снижение цен на электроэнергию в Германии со 134.00 евро/МВтч до 116.65 евро/МВтч, а также замедление темпов роста цен на газ. Кроме того, ожидается увеличение отгрузок угля в адрес ЕС со стороны Колумбии и ЮАР. Маржинальность угольной генерации сократилась, хоть и осталась положительной.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 506.63 долл./1000 м3 (+1.21 долл./1000 м3 к 20.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной, а также возможные санкции против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 3.95 млн т. (-0.10 млн т., или -2.5%, к 20.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до уровня 110 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и напряженности с отгрузками через Мозамбик, где вновь возникли протесты, угрожающие сообщению с портом Мапуто. При этом цены на среднекалорийный материал немного подросли благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа, который прогнозируется на высоком уровне до конца года. Ожидается, что индийские производители губчатого железа нарастят производство на 10% к марту 2025 г.
Южноафриканская компания Exxaro Resources сняла с должности директора угольного дивизиона без уточнения причин.
Exxaro планирует увеличить добычу угля с текущих 40 млн т. до 50 млн т. в год в течение нескольких лет. По итогам 2024 г. угольный экспорт компании ожидается на уровне 6.7 млн т.
На прошлой неделе начались слушания по делу о высоких затратах Eskom на закупку угля. Слушания также обусловлены желанием генерирующей компании увеличить тарифы на электроэнергию для потребителей на 36%, 11.8% и 9.1% в течение следующих 3 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили падать до 115 долл./т. Давление по-прежнему оказывают высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями. При этом в ближайшие дни ожидается резкое похолодание на 4-6℃, что должно оказать ценам поддержку за счет увеличения потребления угля на ТЭС. Однако, некоторые участники рынка не ожидают существенного отскока. Кроме того, ценовая политика компании Shenhua привела к тому, что снижение цен в некоторых регионах достигало
5.5 долл./т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 14.46 млн т. (без изменений к 20.11.2024 г.), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 28.92 млн т. (+0.18 млн т. к 20.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно, без выраженного тренда. Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52 долл./т. на фоне ограниченного спроса со стороны стран АТР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 139 долл./т. по причине высоких запасов в Китае, Японии и Индии. Кроме того, в КНР ослабление юаня и рост ВВП ниже целевых показателей также негативно сказываются на импорте. Участники антиугольного протеста попытались заблокировать порт Newcastle, что в некоторой степени отразилось на отгрузках материала. Протестующие требовали отменить новые проекты по добыче ископаемых и прекратить перевалку угля в порту Newcastle к 2030 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижение, опустившись до 203 долл./т., поскольку фундаментальные факторы остаются неблагоприятными. Кроме того, в Китае на бирже Dalian Commodity Exchange продолжается снижение цен ввиду негативных настроений в ожидании новых импортных пошлин со стороны США в результате победы Трампа, что может нанести удар по экспортным поставкам стали. Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) заявила в своем прогнозе на 2025 г., что спрос на коксующийся уголь в КНР будет недостаточным из-за сокращающегося спроса на сталь и увеличения использования лома на металлургических предприятиях на 5%.
Производители стали в Европе также сталкиваются с падением спроса и высокими затратами, в результате чего компания Thyssenkrupp Steel объявила о планируемом снижении производства с 11.5 млн т. до 8.7-9.0 млн т./год и сокращении 11000 работников.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-сентября 2024 г. подскочили в 4.1 раза до 202.5 млрд руб., превысив прибыль, которая составила 111.2 млрд руб. (-73.7% к январю-сентябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 91.3 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 52% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до
163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в арбитражный суд иск о банкротстве компании Шахта Инская в связи с наличием у предприятия задолженности в размере 230 млн руб. Также ФНС подала исковое заявление о признании банкротом АО Сибирская Углепромышленная Компания из-за долга в размере 139 млн руб.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
По итогам 2023 г. выручка составила 211.7 млн руб., убыток оценивается в 114.5 млн руб.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
АО Сибирская Углепромышленная Компания также осуществляет добычу угля в Кузбассе. Балансовые запасы превышают 29 млн т. угля марки Т, востребованной в металлургии. В 2021 г. на предприятии было добыто 1.7 млн т. В 2022-2023 гг. добыча компании упала вдвое до 0.8 и 0.7 млн т. соответственно.
В 2023 г. компания получила убыток свыше 1 млрд руб., выручка составила 2.4 млрд руб. (против 4.4 млрд руб. и 6.5 млрд руб. в 2022 г. и 2021 г., соответственно).
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до 163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.).
Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Одной из основных проблем угольной отрасли остается дефицит провозных мощностей железнодорожной транспортной инфраструктуры, ограничивающий возможности экспорта. Также угольные компании сталкиваются со снижением мировых рыночных цен и ростом железнодорожных тарифов. Тем не менее на Дальнем Востоке растет объем угледобычи, а также завершен проект по строительству частной железнодорожной ветки для вывоза угля на экспорт из Якутии. Реализуются меры по развитию газопроводной инфраструктуры в целях достижения плановых показателей поставок газа в Китай. При этом сокращается производство СПГ на Сахалине.
На Дальнем Востоке отмечается рост объемов добычи угля. В Якутии за три квартала текущего года произведено 35,8 млн тонн угля, что на 32% больше результата за аналогичный период прошлого года. В республике добыто 31 млн тонн коксующегося угля и 4,5 млн тонн энергетического. Прирост в основном обеспечила компания «Эльга» (Эльгинское месторождение). В целях обеспечения экспорта растущих объемов компания в ноябре завершила строительство Тихоокеанской железной дороги, связывающей месторождение с терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря.
Также добычу в Якутии вели компании «Колмар» (ГОК «Денисовский», ГОК «Инаглинский»), АО ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел», разрезы «Нерюнгринский», «Кангаласский», «Джебарики-Хая») и «АнтрацитИнвестПроект» (Сыллахское месторождение). Отгрузка на ДВЖД с Эльгинского месторождения за три квартала составила 13,4 млн тонн, с Сыллахского месторождения («АнтрацитИнвестПроект») – 860 тыс. тонн.
В Амурской области в январе-сентябре 2024 г. добыча угля увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода 2023 г., достигнув 3,388 млн тонн. Около 98% от общего объема производства обеспечили «Огоджинская угольная компания» (компания «Эльга») и АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь»). Огоджинское месторождение (Селемджинский район) на сегодняшний день является основным источником добычи каменного угля в Приамурье. За январь-сентябрь на Огодже получено 1,195 млн тонн, что на 10,47% превзошло результат за аналогичный период прошлого года. План добычи на 2024 г. составляет в 2,4 млн тонн.
АО «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) произвело за девять месяцев 1,709 млн тонн бурого угля, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее. На Северо-Восточном разрезе «Амурский уголь» получил 433,2 тыс. тонн бурого угля, увеличив результат на 29,3%. Еще 50 тыс. тонн бурого угля в регионе за отчетный период обеспечили ООО «Альянс» на Архаро-Богучанском месторождении и ООО «ДальВостокУголь» на Райчихинском месторождении.
В Чукотском АО ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal[1]) в январе-сентябре 2024 г. произвело 1,272 млн тонн каменного угля на Фандюшкинском месторождении (Анадырский район), нарастив результат на 11,5% относительно аналогичного периода 2023 г. Напротив, добыча бурого угля на Чукотке (АО «Шахта Угольная») в январе-сентябре снизилась в два раза, до 57,2 тыс. тонн (на Анадырском месторождении).
Также рост добычи угля фиксируется в Хабаровском крае. АО «Ургалуголь» (АО «СУЭК») по результатам января-сентября 2024 г. произвело 7,4 млн тонн твердого топлива на Ургальском месторождении (Верхнебуреинский район), что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам текущего года недропользователь планирует обеспечить производство более 10 млн тонн угля.
Снижение объемов угледобычи отмечается в Магаданской области. В регионе в январе-сентябре 2024 г. было добыто 223,9 тыс. тонн угля, что на 16% ниже, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу каменного угля на Колыме осуществляют ООО «Северовостокуголь» (Верхне-Аркагалинское месторождение) и ООО «Северо-Восточная угольная компания» (Булурская угленосная площадь). Каменный уголь данных месторождений поставляется преимущественно на экспорт, в то время как для внутреннего потребления области в основном используется уголь, поставляемый из других регионов (в первую очередь, с Кузбасса).
Тем не менее на сегодняшний день угледобывающая отрасль испытывает проблемы, связанные с транспортными ограничениями экспорта, ростом железнодорожных тарифов и снижением мировых цен. По итогам десяти месяцев текущего года перевалка угля в морских портах Дальнего Востока сократилась на 2,1%, до 92,2 млн тонн. Однако в октябре отгрузки из дальневосточных портов выросли на 9% относительно октября прошлого года (и на 13% относительно сентября текущего года), до 10,4 млн тонн. Основной объем был направлен в Китай, поскольку после снижения в третьем квартале, в октябре экспорт угля в КНР вырос на 8% к сентябрю текущего года и на 21% к октябрю 2023 г., составив 9,4 млн тонн, в связи с сезонным увеличением потребления.
По итогам десяти месяцев текущего года экспорт угля из России составил 164 млн тонн, что на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, в КНР за данный период было поставлено 43,9 млн тонн, в Японию, Южную Корею и на Тайвань в совокупности - 23,23 млн тонн, в Индию – 8,2 млн тонн. На фоне повышения с 1 декабря 2024 г. на 13,8% тарифа на железнодорожные перевозки и последующего вероятного роста стоимости угля может продолжиться сокращение российских экспортных поставок в КНР и Индию[2]. Спад наблюдается уже в настоящее время – по итогам января-июля 2024 г. экспорт энергетического и коксующегося угля из РФ в Китай сократился на 10% относительно аналогичного периода 2024 г., до 54,4 млн тонн (в денежном отношении экспорт снизился в 1,7 раз, до 5,5 млрд долларов). Экспорт угля в Индию в январе-сентябре 2024 г. сократился на 26% по сравнению с январем-сентябрем 2023 г., составив 6,1 млн тонн.
Ожидается, что в предстоящем году будет несколько снижено влияние транспортных ограничений на поставки угля по железной дороге благодаря открытию Тихоокеанской железной дороги компании «Эльгауголь» А.Авдоляна и А.Исаева. Частная железнодорожная ветка направлена на вывоз из Якутии угля Эльгинского месторождения и поставок до терминала «Порт Эльга» в Хабаровском крае. На первом этапе пропускная способность Тихоокеанской железной дороги составит 30 млн тонн в год. Второй этап планируется ввести в первом квартале 2027 г., увеличив пропускную способность до 50 млн тонн в год.
Грузооборот угольного терминала «Порт Эльга» после запуска в 2025 г. должен составить 14 млн тонн. На втором этапе, который предполагается реализовать в первом квартале 2026 г., грузооборот должен вырасти до 30 млн тонн ежегодно, а третий этап предполагает увеличение грузооборота до 50 млн тонн в первом квартале 2027 г. Железная дорога и порт были включены в состав ТОР «Хабаровск» в начале октября текущего года.
Первый состав с углем в тестовом режиме прошел по Тихоокеанской железной дороге 14 ноября. За первый рейс перевезено 20 полувагонов и два вагона. Протяженность пути составила 531 км (в т.ч. 500 км – по территории Хабаровского края). К концу ноября укладка железнодорожного полотна завершилась на всем протяжении Тихоокеанской железной дороги, построены все 19 станций и разъездов.
Ввод объекта в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г. Стоимость строительства составила около 146 млрд рублей, в том числе крупный кредит предоставил Газпромбанк. Терминал «Порт «Эльга» принял первый балкер «Омолон» 14 ноября. Перевалку угля планируется начать до конца текущего года. На терминале к настоящему времени готовы причалы №1 и №2, готовность причала №3 превысила 35%, готовность причала №4 – 20%.
Стоит отметить, что в октябре правительство РФ отменило курсовую пошлину на бурый уголь – при условии, если цена превышает 63 доллара за тонну. Действие нулевых экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит продлено до 30 ноября текущего года. При этом убытки российских угольных компаний в январе-июле 2024 г. оцениваются в 3,1 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2023 г. была получена прибыль в размере 316,1 млрд рублей. На рынке наблюдается сокращение доли прибыльных компаний отрасли – с 63,1% до 48,3%.
Угольные компании также обеспокоены планами по отмене квот по вывозу угля на восток для регионов[3]. Осенью ОАО «РЖД» предложило отменить в 2025 г. квоты на вывоз угля почти для всех наделенных ими регионов, сделав исключение только для Кузбасса, но при условии вывоза в рамках квоты и других грузов, с более высокой добавленной стоимостью.
Правительство в целом поддержало идею «РЖД». Вице-премьер В.Савельев в ноябре поручил правительству предусмотреть на 2025 г. квоту в 55,3 млн тонн для Кемеровской области на вывоз в восточном направлении всех грузов[4]. Таким, образом кузбасская квота будет включать не только уголь. Помимо угля «РЖД» рассчитывает вывезти в рамках квоты порядка 15 млн тонн высокотехнологичной продукции.
Тем временем Минтранс выступает за предоставление квоты Новосибирской области[5], но только компании «Сибантрацит», в то время как в Кузбассе предоставляемой квотой могут воспользоваться все производители угля. В Минтрансе также одобряют отмену квот для остальных регионов и дополнение угольной квоты Кемеровской области другой продукцией.
Однако на необходимости сохранения квот для всех регионов-держателей в правительстве настаивает Минэнерго, возглавляемое бывшим губернатором Кемеровской области С.Цивилевым (его семье подконтролен угледобывающий «Колмар»). Бурятия, Якутия, Иркутская область, Хакасия и Тува в соответствии с планами правительства, должны в 2025 г. сохранить возможность вывоза объема угля, не превышающего квоты текущего года, при этом соглашения предполагается заключать с конкретными предприятиями, а не регионами.
По итогам девяти месяцев 2024 г. по квотам перевезено 74,1 млн тонн угля. Общий размер квоты 2024 г. для шести регионов составляет 100 млн тонн угля. В том числе из Якутии в январе-сентябре текущего года в восточном направлении было перевезено 19,5 млн тонн угля (+1% к плану, квота на 2024 г. – 26,3 млн тонн), из Бурятии – 6,7 млн тонн (+1% к плану, квота на 2024 г. – 8,5 млн тонн), из Иркутской области – 2,6 млн тонн (+4% к плану, квота на 2024 г. – 3,3 млн тонн). В Минэкономразвития полагают, что предоставление квот на вывоз угля отдельным регионам несет угрозу финансовой устойчивости «РЖД» и препятствует развитию несырьевого экспорта в восточном направлении.
В сфере добычи углеводородов «Газпром» рассчитывает увеличивать поставки газа в Китай. В ноябре Главгосэкспертиза РФ одобрила ПАО «Газпром» увеличение мощности магистрального газопровода «Сила Сибири» до проектных 38 млрд куб. м в год за счет строительства вторых компрессорных цехов на всех восьми компрессорных станциях, работающих в системе газопровода, а также второй нитки газопровода. Протяженность «Силы Сибири» составляет 3 тыс. км, его ресурсной базой являются Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область) месторождения. В 2023 г. по газопроводу в КНР было поставлено 22,7 млрд куб. м газа. Проектной мощности поставки должны достигнуть в 2025 г.
Также Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение «Газпрому» на строительство второго участка газопровода в рамках обустройства дальневосточного маршрута поставок газа. Он предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» - от газоизмерительной станции (ГИС) до государственной границы. Работы будут проводиться в Лесозаводском городском округе Приморского края. Ранее компания получила одобрение по первому этапу проекта – участку газопровода-отвода от трубы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до ГИС.
По дальневосточному маршруту предполагается поставлять до 10 млрд куб. м газа в год с месторождений на сахалинском шельфе (проект «Сахалин-3», включающий Киринское, Южно-Киринское и Мыгинское месторождения). Начало поставок газа в КНР по данному маршруту намечено на 2027 г. В октябре текущего года «Газпром» подписал с китайской нефтегазовой корпорацией СNPC координационное соглашение о поставках по дальневосточному маршруту.
Тем временем добыча газа в рамках сахалинских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» пока не восстановилась. На проекте «Сахалин-1» добыча в январе-сентябре 2024 г. составила 6,96 млрд куб. м, что соответствует уровню добычи за аналогичный период 2023 г. В сентябре добыча сократилась на 6,4% относительно сентября прошлого года, составив 660 млн куб. м. В рамках проекта «Сахалин-2» за девять месяцев текущего года производство газа снизилось на 4,5% относительно аналогичного периода 2023 г., до 11,46 млрд куб. м. В сентябре сокращение составило 5,5% относительно аналогичного месяца прошлого года, до 1,35 млрд куб. м.
Экспорт СПГ с завода проекта «Сахалин-2» также снижается – по итогам января-октября 2024 г. отгрузки СПГ снизились на 4% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,86 млн тонн. В октябре снижение экспорта составило 6,8% к октябрю прошлого года, до 893 тыс. тонн. Поставки СПГ из России в Китай в текущем году росли за счет отгрузок с проекта «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В апреле текущего года компания Tigers Realm Coal заключила юридически обязывающее соглашение о продаже своих чукотских активов (компании «Берингпромуголь», управляющей компании «Берингугольинвест» и геологоразведочной «Северной Тихоокеанской угольной компании») с компанией «АПМ-инвест» М.Бузука. Сделку должны еще одобрить акционеры TIG, ФАС и президент РФ.
[2] В настоящее время для Республики Корея российский энергетический уголь 6000 ккал с погрузкой в декабре предлагается по цене 116-125 долларов за тонну. Цены на уголь 5500 ккал для Китая составляют 106-107 долларов за тонну. Стоимость угля 6000 ккал для поставок в Индию – 110 долларов за тонну.
[3] Объемы в рамках квот перевозятся в приоритетном порядке – в рамках третьей очереди временных правил определения очередности.
[4] Квота Кузбасса в 2024 г. составила 54,1 млн тонн. Правительство региона предлагало увеличить квоту в 2025 г. до 68 млн тонн.
[5] В июле текущего года власти Новосибирской области запрашивали квоту в размере 10 млн тонн угля в восточном направлении и 20 млн тонн в северо-западном.
На европейском рынке угольные котировки двигались в диапазоне 124-127 долл./т. Поддержку оказывает рост цен на газ и электроэнергию. Дополнительным фактором стало увеличение потребления угля в Германии из-за низкой ветрогенерации и дороговизны газа, в результате чего угольные спреды достигли максимума с начала 2024 г., а газовые спреды остались в отрицательной зоне.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 505.42 долл./1000 м3 (+27.21 долл./1000 м3 к 13.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 4.05 млн т. (+0.11 млн т., или +3%, к 13.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 держался на уровне 112 долл./т. на фоне растущего тренда на европейском рынке и открытия границ для экспортных поставок через Мозамбик. При этом некоторые экспортеры увеличивают отправки грузовиков с углем в южноафриканский порт Дурбан, избегая Мапуто (Мозамбик), поскольку риски потери груза и водителей остаются высокими в связи с возможностью вспышки новых политических протестов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т., снизившись до 117.66 долл./т. Давление на котировки оказала температуры выше сезонной нормы, высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями на 0.7-2.8 долл./т. в связи с падением продаж, что обусловлено уменьшением спроса со стороны промышленных предприятий и трейдеров.
Кроме того, власти провинции Shanxi (второй крупнейший по добыче угля регион) распорядились нарастить добычу в 4 квартале для достижения целевых 1.3 млрд т. по итогам 2024 г. Таким образом, несмотря на высокие запасы на складах потребителей, добывающие компании будут работать на 110% от согласованных мощностей до конца года. При этом в начале года по требованию властей добыча сокращалась из-за опасений, связанных с техникой безопасности.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) обнародовала новые инструкции, которые могут привести к увеличению волатильности на спотовом рынке. В рамках нового распоряжения добывающие компании смогут сократить объемы угля, резервируемого для долгосрочных контрактов. Таким образом, производители должны будут отгружать в рамках долгосрочных контрактов в 2025 г. не менее 75% добываемых объемов вместо 80% в 2023-2024 гг. (хотя данная инициатива не касается крупных компаний), а генерирующим предприятиям будет необходимо закупать не менее 80% вместо 80-100% в 2024 г.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.47 млн т. (-0.52 млн т. к 13.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 93.8 долл./т. в связи с устойчивым импортом со стороны КНР, где увеличилось потребление на прибрежных ТЭС, для которых индонезийский материал остается дешевле местного. Предложение также ограничивается дождливой погодой.
Президент Индонезии Прабово Субианто заявил, что страна закроет все угольные электростанции в течение 15 лет к 2040 г., что на 10 лет быстрее ранее обозначенного срока. Данная инициатива была озвучена в рамках его выступления о необходимости декарбонизации 19 ноября в рамках встречи G20.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. на фоне снижения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии. В связи с ослаблением юаня КНР покупает больше индонезийского угля, а Индия в связи с высокими запасами занимает выжидательную позицию.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 204 долл./т. из-за низкого спроса, а также слабых фундаментальных факторов, включая невысокий рост ВВП, и выводы участников рынков о том, что новые меры поддержки экономики Китая не будут направлены на стимуляцию внутреннего спроса. Кроме того, в КНР сохраняются предположения о новом раунде понижения цен на кокс. Однако частичный оптимизм сохраняется в ожидании пополнения запасов в преддверии зимы.
Компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая, что обусловлено ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высоких издержек и дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. Кроме того, в 2022-2023 гг. рост ж/д тарифов составил рекордные 44.6%, а с декабря 2024 г. ожидается ещё одно повышение на 13.8%. По итогам 1 полугодия 2024 года убыток Мечела подскочил почти в 5 раз до 16.7 млрд рублей против 3.5 млрд рублей убытка годом ранее.
При этом Южный Кузбасс является крупной угледобывающей компанией, в состав которой входят три шахты, четыре разреза, четыре обогатительные фабрики, ряд вспомогательных предприятий. Проектная мощность шахты Ольжерасская-Новая, где велась добыча коксующегося угля, составляет 1.8 млн т. в год, балансовые запасы — около 200 млн т.
С начала года совокупные продажи угля PCI группы Мечел, находящейся под санкциями с февраля 2024 г., упали на 25% до 0.8 млн т.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Мечела в Кузбассе сократилась до 4.7 млн т. (-0.6 млн т. или -11% к январю-октябрю 2023 г.).
На разрезе Богатырь, входящем в группу Коулстар, началась добыча антрацита в Новосибирской области. В 2024 г. отгрузка ожидается на уровне 50 тыс. т. В настоящее время компания завершает строительство двух железнодорожных станций и путей.
Запас угля антрацита на месторождении разреза Богатырь оцениваются в 300 млн т. Для достижения существенного объема производства, по некоторым оценкам, потребуется несколько лет и инвестиции в объеме более 20 млрд рублей. При этом сроки ввода объектов в эксплуатацию зависят от стоимости антрацита на международных рынках, затрат на перевозку и возможности вывоза угля из региона.
Однако в Новосибирской области, как и в Кузбассе, наблюдается падение добычи на фоне завышенных ж/д тарифов, ограниченной пропускной способности Восточного полигона, высокой себестоимости и санкций.
При этом компания Коулстар, с июня 2024 г. находящаяся под санкциями США, гарантировала транспортировку не менее 10 млн т. и обязалась построить не менее пяти крупнотоннажных судов для вывоза угля.
Добыча угля в Новосибирской области по итогам января-октября 2024 г. упала до 11.0 млн т. (-2.4 млн т. или -18.2% к январю-октября 2023 г.).