Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пульс угля - 17 октября

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Пульс угля - 17 октября
Фото: unsplash.com

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейского рынке просели ниже 270 долл./т. на фоне падения цен на газ, роста генерации из возобновляемых источников энергии и ожиданий краткосрочного улучшения погодных условий.


Стоимость газа на бирже TTF скорректировалась до 1600 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3 или -11% к 05.10.2022 г.). В период с 3 по 9 октября угольная и газовая генерация в Германии сократилась на 25% по сравнению с предыдущей неделей до 2.86 ГВт и 4.94 ГВт соответственно, тогда как гидрогенерация подскочила на 67% до 1.14 ГВт, солнечная генерация – на 37% до 6.67 ГВт, морская ветрогенерация – на 38% до 4.10 ГВт, наземная ветрогенерация – на 5% до 13.10 ГВт. Запасы угля на терминалах ARA за прошедшую неделю уменьшились до 7.65 млн т. (-0.10 млн т. или -2% к 05.10.2022 г.).

Цены высококалорийного южно-африканского угля 6000 упали ниже 230 долл./т. в связи с сокращением спроса со стороны Индии и Пакистана, увеличивающих потребление более конкурентоспособного российского и мозамбикского угля.

Ж/д оператор Transnet и представители 2-х профсоюзов (UNTU и SATAWU) 12 октября возобновили переговоры, которые могут привести к окончанию забастовки, длящейся 7 дней и негативно отражающейся на транспортировке и перевалке угля, в результате чего Transnet пришлось объявить форс-мажор. Однако, в отличие от универсальных и навалочных терминалов в порту Durban и Richards Bay, терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) продолжает функционировать в прежнем режиме, но запасы угля на его складах продолжают уменьшаться и могут быть исчерпаны в течение следующих двух недель, что может привести к росту цен. По состоянию на 11 октября, запасы на RBCT составляют около 3.0 млн т. (-1.0 млн т. к 05.10.2022 г.). Представители профильных министерств ЮАР 12 октября присоединились к трудовому спору для решения проблемы, поскольку Transnet предлагает повысить заработные планы на 4-5%, тогда как профсоюзы требуют увеличения на 12-13.5%.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 4 долл./т. до 217 долл./т. в связи с ожидаемым сокращением предложения на период проведения 20-го съезда Коммунистической партии КНР и новыми ограничениями из-за распространения COVID-19 в угольной провинции Inner Mongolia, в результате чего провинция Shaanxi приняла превентивные меры и ужесточила контроль на границе. Таким образом, транспортировка угля из некоторых добывающих регионов упала до 40% от обычного уровня. Кроме того, перевозка по ж/д линии Daqin с 1 по 10 октября составила около 1 млн т./день, сократившись на 0.3 млн т./день вместо ожидаемых 0.2 млн т./день в связи с проводимым техобслуживанием.

Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR торговался на уровне 190-191 долл./т., оставаясь практически без изменений, благодаря стабильному спросу со стороны Китая и Индии.

Крупнейшая в Индонезии угольная компания Bumi Resources понизила свой прогноз по добыче на 2022 г. с 81-86 млн т. до 70-78 млн т. Глава предприятия объясняет данное решение ухудшением показателей в связи с негативными погодными условиями на протяжении всего 2022 г., обусловленными эффектом Ла Нинья и проливными дождями, затопившими некоторые шахты.

Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 385 долл./т. на фоне уменьшения спроса со стороны Индии, где продолжается рост интереса к более дешевому российскому и индонезийскому материалу. Страны Северо-Восточной Азии, включая Тайвань и Южную Корею, также наращивают импорт российского угля благодаря ослаблению санкций ЕС в отношении транспортировки и страхования поставок из России в третьи страны.

Glencore и Tohoku Electric подписали долгосрочный контракт на поставки энергетического угля 6322 ккал/кг GAR по цене 395 долл./т. FOB в период с октября 2022 г. по сентябрь 2023 г. Объем поставок не раскрывается, однако данный бенчмарк более чем в 3 раза превышает прошлогодний уровень (109.97 долл./т. FOB), зафиксированный в июне 2021 г.

Индексы австралийского металлурги-ческого материала поднялись выше 280 долл./т. на росте спроса на спотовом рынке и укреплении цен на сталь и кокс в Индии.

Японская сталелитейная компания Nippon Steel и один их поставщиков из австралийского штата Квинсленд установили цену на уголь semi-soft в 236.50 долл./т. FOB на 3 квартал 2022 г. Таким образом, бенчмарк оказался на 35% ниже уровня 2-го квартала (368 долл./т. FOB).

 

После ввода эмбарго ЮАР и Колумбия замещают поставки российского угля в Европу

После ввода эмбарго в августе 2022 г. уход России с европейского угольного рынка дал возможность таким странам, как ЮАР и Колумбии нарастить поставки в Европу.


В августе 2022 г. экспорт российского угля в Европу упал до 1.3 млн тонн угля, что на 77% меньше, чем в июле, и почти в три раза меньше, чем в августе 2021 г. В стоимостном выражении европейские закупки материала из России составили

374 млн евро, что почти вдвое ниже июльского показателя. Тем не менее за счет роста цены поставки упали всего на 23% к 2021 г.

Экспорт угля в Европу из ЮАР в августе увеличился в 3.4 раза до 1.6 млн т., при этом поставки из Колумбии выросли в два раза до 1.4 млн т. Южноафриканский и колумбийский уголь стоит для европейских потребителей значительно дороже российского. При сопоставимых с Россией объемах поставки в августе импорт из ЮАР и Колумбии в денежном выражении обошелся Европе в 543 млн евро и 506 млн евро соответственно. При этом качество южноафриканского угля уступает российскому премиальному материалу. Содержание серы в угле из ЮАР многократно выше, что оказывает негативное влияние на экологию.

Российские компании вынуждены перенаправлять грузопотоки на рынки Азии, в результате чего им удалось существенно нарастить поставки в Китай, Индию и другие страны. В августе импорт Китаем российского угля достиг пятилетнего максимума в 8.5 млн т. (+3.1 млн т. или +57% к августу 2021 г. и +1.1 млн т или +15% к июлю 2022 г.), что в стоимостном выражении вдвое превысило показатель августа 2021 г., составив 1.4 млрд долл. Отгрузки в Индию выросли в два раза до 2.6 млн т. к июлю 2021 г., составив 550 млн долл. (рост почти в три раза в денежном выражении).

В октябре 2022 г. котировки энергетического угля в Европе находятся на уровне 300 долл./т., в то время как российский уголь торгуется в Китае с дисконтом в 40% за 130 долл./т. По некоторым оценкам, отказ от российского угля может обойтись ЕС в 8.5 млрд долл. в год.

 

Отгрузка угля из Кузбасса в восточном направлении может сократиться на 9–10 млн т в 2022 году

Комитет Госдумы по энергетике прогнозирует, что по итогам 2022 г. добывающим компаниям Кузбасса не удастся вывезти в восточном направлении 9–10 млн т. угля. Таким образом, вместо планируемых 58 млн т. отгрузка из Кузбасса по железной дороге в дальневосточном направлении составит 48-49 млн т., что ниже показателей за последние 4 года.


Снижение ж/д поставок обусловлено увеличением неугольных грузов с начала года на 5.3% в результате частичного замещения угля экспортом высокомаржинальных грузов, для которых также закрыты западные рынки. В связи с этим глава РЖД предлагает рассмотреть перепрофилирование свободных портовых мощностей, которые специализировались на перевалке твердого топлива для работы с рудой, металлами и контейнерами.

Сдерживающим фактором для экспорта угля также является решение РЖД в середине марта ввести временный порядок перевозок на Восточном полигоне, по которому экспортный уголь из Кузбасса, Хакассии, Бурятии и Тувы перенесен в наименее приоритетную категорию в очередности отправок. Ранее экспорт угля из указанных регионов занимал основные мощности Восточного полигона.

Кроме того, РЖД летом 2022 г. подняло тарифы на 11%, а также отменило понижающие коэффициенты на энергетический уголь и дальность транспортировки, что в конечном счете значительно увеличило стоимость ж/д перевозок угля.

В связи с этим добыча в регионе постепенно снижается. По итогам 9 месяцев 2022 г. производство угля в Кузбассе составило 161.7 млн т. (-16.5 млн т. или -10% к 9 месяцам 2021 г.).

Проблемам вывоза угля может быть решена за счет ускоренного развития Восточного полигона и более оперативного проектирования объектов модернизации III этапа развития БАМа и Транссиба. Временным решением для освобождения провозных мощностей также может стать сокращение движения пассажирских поездов путем увеличения авиаперевозок при поддержке государства.

 

Эльгауголь переносит сроки запуска обогатительных фабрик

Эльгауголь перенесла запуск обогатительных фабрик на Эльгинском месторождении на более поздний срок.


Изначально планировалось начало работы пяти фабрик в сентябре 2022 г. По обновленным данным, три предприятия будут введены в эксплуатацию в IV квартале 2022 г., запуск оставшихся двух комбинатов перенесен на 2023 г. Проектная мощность обогащения угля каждой ОФ составляет 3.5 млн т. в год.

С января по сентябрь 2022 г. добыча компании Эльгауголь, принадлежащей А-Проперти Альберта Авдоляна, увеличилась до 15.2 млн т. (+4.9 млн т. или +48.3% к аналогичному периоду 2021 г.). Эльга является одним из крупнейших месторождений коксующегося угля в мире с общими запасами 2.2 млрд т. по классификации JORC.

В августе 2022 г. Альберт Авдолян, владелец компании А-Проперти, сообщил о решении объединить угольные активы Эльгауголь и Сибатрацит для создания совместной компании. Новая структура будет называться Управляющая компания Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) и может стать третьей по величине угольной компанией в России после Суэк (102.5 млн т. в 2021 г.) и КРУ (45.3 млн т. в 2021 г.).