Мировой рынок угля: падение цен в Европе, рост котировок в Азии и снижение экспорта из России
Изображение сгенерировано нейросетью Perplexity
На европейском рынке угля продолжилось падение котировок ниже 98 долл./т. на фоне снижения газовых цен, роста возобновляемой генерации и увеличения запасов материала на складах. Дополнительное давление оказало резкое сокращение стоимости электроэнергии в Германии за неделю почти на 30% с 86.47 евро/МВт до 61.00 евро/МВт, в результате чего маржинальность угольной и газовой генерации в стране оказалась отрицательной.
Тематическое фото. автор/источник: e-leet/Shutterstock
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 394.59 долл./1000 м3 (-3.23 долл./1000 м3 к 06.08.2025 г.). Хранилища заполнены почти на 73% (+3 п.п. за неделю). Закачка в ПХГ Европы продолжилась высокими темпами. По состоянию на 13.08.2025 г. запасы на складах ARA увеличились до 3.39 млн. т. (+0.09 млн. т. или +3% к 06.08.2025 г.).
Котировки южноафриканского угля вновь опустились ниже 90 долл./т. под давлением понижательного тренда в Европе. В Индии спрос остается на невысоком уровне, что обусловлено достаточными запасами на складах.
Южноафриканская компания Thungela Resources предупредила акционеров, что ее доходы по итогам января-июня могли сократиться на 85% из-за неблагоприятной конъюнктуры на международном рынке угля. На следующей неделе компания опубликует свой отчет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подскочили до 96.5 долл./т., благодаря росту потребления в связи с высокой температурой и сокращением добычи из-за ливней и мер правительства по борьбе с перепроизводством. Запасы на складах упали ниже прошлогоднего уровня. Трейдеры ожидают, что предложение и доступность материала в портах будут ограничены до начала следующего месяца. Помимо электростанций потребление угля на прошедшей неделе нарастили цементные заводы, загрузка которых увеличилась почти до 40%.
Кроме того, на значительном количестве разрезов/шахт началось техобслуживание, которое обычно длится 7 дней, и предприятия ожидают от правительства указания о приостановке или сокращении добычи в преддверии празднования Дня Победы 3 сентября. В связи с этим отгрузки по ж/д Daqin за последние дни составили 0.95 млн. т./сутки против нормы в 1.15-1.20 млн. т./сутки.
Запасы в 9 крупнейших портах упали до 10-месячного минимума на уровне 23.85 млн. т. (-1.12 млн. т. к 06.08.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.56 млн. т. (-0.28 млн. т.), потребление увеличилось до 946 тыс. т./день (+13 тыс. т./день к 06.08.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился выше 74 долл./т., в то время как цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR подросла выше 42 долл./т. в связи с увеличением цен и спроса в Китае. Южная Корея и Япония также нарастили закупки из-за высокой температуры, которая приводит к увеличению спроса на кондиционирование.
Добыча в Индонезии по итогам 1 полугодия 2025 г. достигла 357.6 млн. т., что составляет 48.34% от целевых 739.7 млн. т., которые запланированы на весь 2025 г. Из них 238 млн. т. были отправлены на экспорт, 104.6 млн. т. поступили на внутренний рынок и 15 млн. т. остались на складах.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 110 долл./т. вслед за европейским рынком, достигнув семимесячного максимума, несмотря на жару в странах АТР. При этом котировки среднекалорийного угля укрепились, что обусловлено спросом со стороны Китая. Добыча также сократилась, в результате чего, некоторые добывающие компании вынуждены покупать сторонний ресурс для выполнения обязательств по уже подписанным контрактам.
Индекс австралийского металлургического угля HCC поднялся до 192 долл./т. Поддержку оказывают опасения по поводу предложения, поскольку проливные дожди ограничили логистические возможности австралийских поставщиков на железных дорогах и в портах.
Дополнительным драйвером выступает рост котировок на бумажном рынке в Сингапуре и стабильные цены в Китае, где власти приняли меры по борьбе с перепроизводством угля.
Кроме того, некоторые участники рынка ожидаются, что Индия начнет пополнять запасы на сентябрь-октябрь после окончания сезона дождей, в связи с чем активность ее потребителей увеличится во второй половине августа.
Проект строительства железной дороги Кызыл-Курагино продолжает рассматриваться как элемент развития транспортной инфраструктуры Сибири, несмотря на отсутствие реального прогресса и заинтересованных инвесторов.
Фото пресс-службы правительства Республики Тува
Магистраль протяжённостью около 2250 км (из которых 410 км приходится на первоочередной участок Кызыл-Курагино) с перспективой продления в Монголию (Ховд) и Китай (Урумчи) предполагается загрузить углём, железной рудой, цветными и редкоземельными металлами из месторождений Тувы и соседних регионов. Уголь Элегестского месторождения с запасами 855 млн. т. рассматривается в качестве основной грузовой базы. Прогнозные ресурсы угля составляют 20.2 млрд т. (Элегест, Улуг-Хем, Каа-Хем), из которых действующие лицензии выданы только на 13%.
Первые договорённости о строительстве 410-километрового участка Кызыл-Курагино были достигнуты в 2008 г. В 2018 г. концессионное соглашение на 30 лет заключили с владельцем лицензии на Элегест Русланом Байсаровым и его компанией ТЭПК (Тувинская энергетическая промышленная корпорация), с оценочной стоимостью в 192.4 млрд руб. К 2021 г. соглашение было приостановлено из-за отсутствия финансирования, рисков и сложностей с формированием экспортных контрактов. С 2022 г. проект рассматривается как часть Центрально-Евразийского транспортного коридора, реализация которого ориентирована на 2035 г. и позднее.
Главным внешним фактором риска является конкуренция с Монголией, крупнейшим поставщиком коксующегося угля в Китай (56.8 млн. т. в 2024 г.). Развитие монгольской инфраструктуры, включая линию Таван-Толгой—Гашуунсухайт мощностью 30 млн. т. в год и строящийся участок до китайской границы, снижает себестоимость перевозки до 12 долл./т. против предполагаемых 18–22 долл./т. для российского маршрута. При этом Монголия, являясь крупнейшим поставщиком коксующегося угля в Китай, не заинтересована в развитии транзитных российских маршрутов. Альтернативный вариант с прямым выходом в Китай через Алтайский край пока не получил развития из-за сложного горного рельефа и отсутствия четких договоренностей с китайской стороной.
Кроме того, проект сталкивается с системными ограничениями:
• экономические (срок окупаемости превышает 15 лет даже при оптимистичном сценарии загрузки);
• политические (зависимость от решений Монголии по транзиту российских грузов);
• технологические (необходимость строительства в сложных геологических условиях с высокой сейсмической активностью).
Текущие планы властей предполагают поиск нового инвестора по аналогии с проектом Эльги, но перспективы остаются неясными. Опыт ТЭПК демонстрирует ключевые риски проекта: зависимость от китайского рынка, необходимость государственных гарантий и сложности конкуренции с монгольскими транспортными коридорами.
На фоне сохраняющихся ограничений пропускной способности Восточного полигона, которые РЖД не удаётся устранить при колоссальных инвестициях и регулярном росте тарифов, вывоз угля на Дальний Восток остаётся сильно ограниченным. В этих условиях появляются проекты, чья экономическая целесообразность вызывает сомнения, но которые подаются как стратегические решения.
Проект Кызыл-Курагино сохраняет зависимость от внешнеполитических договорённостей и требует привлечения инвесторов, не имея гарантированной грузовой базы. Без решения этих вопросов он рискует остаться в разряде проектов, которые десятилетиями обсуждаются, но так и не переходят к стадии реализации.
Правительство предлагает отложить планы по трехкратному увеличению мощностей Мурманского транспортного узла (МТУ) до подтверждения наличия достаточной грузовой базы.
Текущие мощности региона, включая новый угольный терминал Лавна, значительно превышают реальные объемы перевозок. В 2024 г. фактический объем перевезенных грузов в адрес портов МТУ составил лишь 17.4 млн. т. при согласованной с РЖД нормой выгрузки вагонов 33.4 млн. т.
Терминал Лавна, официально запущенный в марте 2025 г. с проектной мощностью 18 млн. т. угля в год, перевалила лишь 600 тыс. т. за семь месяцев.
Сила Сибири - основной грузоотправитель, предположительно поставляющий уголь в Турцию. Компания приобрела имущественный комплекс обанкротившейся шахты Заречная в Кузбассе. При этом даже существующие угольные терминалы Северо-Запада по итогам 2024 г. были загружены лишь на 50–60%. При текущих мировых ценах на уголь и затратах на логистику до портов экспорт через терминалы Северо-Запада заведомо нерентабельный.
Инвестиции в инфраструктуру МТУ, включая строительство Лавны и железнодорожных подходов, уже превысили 138 млрд руб. Дальнейшее расширение, оцениваемое в 2.7 трлн руб., отложено из-за отсутствия гарантированных грузопотоков и бюджетных ограничений. Власти намерены сосредоточиться на загрузке действующих мощностей, особенно в условиях падения спроса на уголь.
Экономическая целесообразность Лавны остается под вопросом: при недозагруженности портов Усть-Луги и Мурманска запуск нового терминала выглядит избыточным и грозит недополучением выручки и нарушением финансовых обязательств перед кредиторами.
В 2024 г. перевалка угля в портах Северо-Запада упала до 56.2 млн. т. (-6.0 млн. т. или -9.7% к 2023 г.). Грузооборот Мурманска опустился до 12.0 млн. т. (-2.9 млн. т. или -19.3%).
В январе-июле 2025 г. снижение экспорта угля через терминалы Северо-Запада продолжилось, составив 28.5 млн. т. (-7.1 млн. т. или -20%). За 7 месяцев 2025 г. Мурманский порт сократил перевалку угля до 5.8 млн. т. (-2.3 млн. т. или -28.5% к январю-июлю 2024 г.).
Компания Распадская из Кузбасса (холдинг Евраз) подвела итоги 1 полугодия 2025 г., согласно которым чистый убыток составил 199 млн. долл., удвоившись по сравнению с убытком 99 млн долл. в 1 полугодии 2024 г. Выручка снизилась на 31% — до 685 млн. долл., операционный убыток увеличился в 2.9 раза — до 258 млн. долл. Показатель EBITDA ушел в отрицательную зону, составив -99 млн. долл. против прибыли 213 млн. долл. годом ранее.
Фото: пресс-служба ПАО «Распадская»
Основными причинами негативной динамики стали падение мировых цен на коксующийся уголь, сокращение объемов продаж, укрепление рубля, а также высокие транспортные издержки.
Производственные показатели также ухудшились. Добыча угля с января по июль 2025 г. снизилась до 10.3 млн. т. (-0.5 млн. т. или -4.6% к январю-июлю 2024 г.). Компания связывает это со снижением спроса на внутреннем и внешнем рынках, а также санкционным давлением. Капитальные вложения компании сократились на 25.7%, до 113 млн. долл.
Coal center analytics (CCA)