Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе продолжили падение, обвалившись на более чем 40 долл./т., ниже отметки в 210 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как падение цен на газ вследствие возобновления переговоров по снижению потолка цен, а также пересмотр прогнозов погоды в сторону повышения температуры.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 1450 долл./1000 м3 (-250 долл./1000 м3 или -14.7% к 07.12.2022 г.). Газовые хранилища в странах ЕС остаются заполненными более чем на 90%. Кроме того, текущие поставки из России и Норвегии сохраняются на прежних уровнях. Министры энергетики стран ЕС на прошедшей неделе вернулись к обсуждению потолка цен на газ в 220 евро/МВт вместо предложенных Еврокомиссией 275 евро/МВт.
Котировки южноафриканского угля 6000 также упали ниже 190 долл./т. вслед за европейским рынком на фоне нормализации погрузки на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT), где запасы увеличились до 2.2 млн. т (+7% к 07.12.2022 г.). Количество судов в очереди сократилось с 13 до 3 штук, что подтверждает окончание ремонта судопогрузочной машины.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao удерживаются на уровне 195 долл./т. На внутреннем рынке Китая угольные котировки двигаются разнонаправленно в связи с приближающимся завершением пополнения запасов некоторыми конечными потребителями и увеличением предложения на спотовом рынке в результате снятия большинства транспортных ограничений в горнодобывающих регионах. Давление также оказывает растущее количество заражений COVID-19 в КНР, при этом поддерживающим фактором остается прогноз 3-х волн резкого похолодания.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 159 долл./т. (-3 долл./т. к 07.12.2022 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла до 92 долл./т. Цены на низкокалорийный уголь продолжают укрепляться благодаря сокращению предложения и росту спроса со стороны КНР из-за падения температур и необходимости пополнения запасов в преддверии китайского Нового года. Снижение предложения обусловлено ливнями, нехваткой барж и увеличением поставок на внутренний рынок.
Котировки высококалорийного австралийского угля 6000 скорректировались ниже 410 долл./т. на фоне увеличения объемов погрузки в портах до 8 млн. т. в неделю по состоянию на 11 декабря, что на 26% превышает предыдущий недельный показатель.
Штаты Новый Южный Уэльс и Квинсленд согласились ввести потолок цен на энергетический уголь для внутреннего рынка на уровне 125.00 долл./т. в результате правительственного заседания от 9 декабря. Предполагается, что ограничение цен будет действовать на протяжении 12 месяцев.
Индексы австралийского металлургического угля выросли выше 255 долл./т. за счет спроса со стороны европейский конечных потребителей, стремящихся найти замену российским поставкам на 2023 г. Ожидается, что превышение спроса над предложением станет более заметным в 1 квартале следующего года, поскольку Австралия не будет в состоянии удовлетворить потребности одновременно и Европы, и стран АТР.
Японская металлургическая компания Nippon Steel согласовала с австралийским поставщиком из региона Hunter Valley контрактную цены на уголь semi-soft на
4 квартал 2022 г. на уровне 230 долл./т. FOB, что представляет собой снижение на 6.5 долл./т. или 2.75% по сравнению с 3 кварталом. Австралийские угольные компании предположительно рассчитывают достичь соглашения в отношении PCI на
4 квартал на уровне 240-250 долл./т. FOB.
РЖД планирует поднять тариф на порожний пробег вагонов
ОАО РЖД предложило увеличить на 51% тариф на порожний пробег вагонов со станций Дальнего Востока для стимулирования вывоза контейнеров в западном направлении. Кроме того, РЖД планирует предоставить скидки на перевозки контейнеров в полувагонах в порты северо-запада и зеркально увеличить ставки на их транспортировку в адрес дальневосточных терминалов.
По мнению РЖД, данная мера направлена на повышение экономической заинтересованности собственников полувагонов в предоставлении подвижного состава под перевозки контейнеров с Дальнего Востока и сокращения порожнего пробега, что должно способствовать повышению доли обратной загрузки полувагонов за счет привлечения контейнеров в условиях дисбаланса грузовой базы по направлениям «запад—восток» и «восток—запад».
После введения санкций и закрытия основного направления контейнерных перевозок через порты северо-запада, они переместились на Дальний Восток. С конца лета в российские дальневосточные порты начал поступать огромный объем контейнерных грузов, продолжающий расти в преддверии новогодних праздников. Образовались заторы, после чего в ноябре президент поручил «рассмотреть вопрос об изменении в 2023 году тарифной политики при осуществлении контейнерных перевозок грузов в морские порты».
Участники рынка считают, что данная инициатива значительно ухудшит экономическую составляющую угольных маршрутов, которые предполагают быстрый возврат порожняка. Быстрый возврат порожних вагонов из портов является залогом функционирования удобных кольцевых маршрутов для угольных перевозок.
Предложение РЖД приведет к замедлению работы сети, нехватке вагонов в регионах погрузки угля, при этом не приведет к росту контейнерных отправок, но безусловно увеличит доходы РЖД. По мнению участников рынка, идея повысить тарифы на восточном направлении, не делающая различий между контейнерной платформой и полувагоном, не согласуется ни с предложением привлечь контейнеры в полувагоны, ни с идеей увеличить объем контейнеров с востока.
Кроме того, в поручении президента есть пункт о вывозе не позднее середины апреля на восток дополнительных объемов угля для компенсации невывоза за этот год. Вмешательство в технологию отправки угля на восток усугубит существующие проблемы с движением на Восточном полигоне и помешает выполнить эти планы.
Россия и Индия перейдут к торговым расчетам в рупиях в декабре 2022 года
В декабре Индия начнет рассчитываться с Россией в рупиях. Для этих целей экспортеры и импортеры начали обращаться в банки для открытия счетов. По некоторым поставкам расчеты ожидаются со следующей недели.
Около шести банков получили соответствующее разрешение. Таких счетов насчитывается уже больше десятка. В IndusInd Bank, например, счета открыли шесть разных российских банков.
Индия намерена нарастить объем торговли с Россией в два раза. Переход на расчеты в национальных валютах призван стать дополнительным стимулом.
В последнее время товарооборот между двумя странами существенно вырос. Ранее сырье из России составляло менее 1% в общем объеме индийского потребления, тогда как в текущее время этот показатель увеличился до 22%.
За период с января по октябрь 2022 г. Россия нарастила поставки угля в Индию почти в 2.5 раза до 10 млн. т. (+5.8 млн. т. к январю-октябрю 2021 г.). Кроме того, Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, обогнав Саудовскую Аравию и Ирак.
Эльгауголь почти вдвое сократила план добычи на 2023 год
Компания Эльгауголь пересмотрела планы по добыче коксующегося угля на Эльгинском месторождении в сторону снижения. В 2023 г. добыча составит 26 млн. т. угля вместо планируемых ранее 45 млн. т.
фото: ЭльгаУголь
Таким образом, компания добудет в 1.7 раза меньше, чем планировалось изначально. При этом ж/д отгрузки в 2023 г. ожидаются на уровне 20 млн. т. и 30 млн. т. в 2025 г. В 2022 году компания намерена добыть 20 млн. т. и отгрузить на экспорт 18 млн. т.
Пересмотр планов может быть связан с ограничениями на вывоз продукции по железной дороге в восточном направлении. В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн. т. в год, а также порта для экспорта угля с заявленным сроком реализации 2 года. На текущий момент из 500 км дороги уложено 80 км или 16% ж/д полотна. При этом компания планирует продолжать использовать БАМ для экспорта угля. Запуск частной ветки железной дороги позволит частично разгрузить БАМ для других грузоотправителей.
В 2022 г. Эльгауголь и Сибантрацит, принадлежащие Альберту Авдоляну, были объединены в группу ЭЛСИ, ставшую в результате слияния третьей крупнейшей угледобывающей компанией в России. Активы компании расположены в Якутии, Хабаровском и Приморском краях, Новосибирской, Кемеровской и Амурской областях.
В январе-ноябре 2022 г. добыча Эльгауголь увеличилась до 18.3 млн. т. (+5.0 млн. т. или +37.1% к январю-ноябрю 2021 г.), в то время как производство Сибантрацита составило 21.8 млн. т. (+1.8 млн. т. или +8.8% к аналогичному периоду 2021 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля продолжилось падение котировок ниже 290 долл./т. на фоне достаточных запасов на складах потребителей, снижения цен на газ и новых инструкций Еврокомиссии (ЕК), направленных на ослабление санкций в отношении поставок российского угля с целью обеспечения мировой энергетической безопасности.
19 сентября ЕК опубликовала разъяснение правил перевозки угля с важной оговоркой о том, что европейским компаниям разрешено перевозить российский материал в третьи страны, включая транзитную перевозку по территории ЕС, а также оказывать услуги по страхованию. Данная мера, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить цены и предотвратить развитие мирового энергетического кризиса.
Цены высококалорийного южно-африканского угля 6000 упали вслед за европейским рынком ниже 270 долл./т. Также давление на котировки оказало улучшение погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала Richards Bay. Ожидается, что в сентябре отгрузки составят 4.5 млн т. против 4.2 млн т. в августе.
Канадская горнодобывающая компания African Energy Metals планирует создать совместное предприятие с Black Hole Aurum для приобретения угольных активов в Танзании ввиду повышенного спроса со стороны Европы. Компании уже подписании меморандум о взаимопонимании в отношении одного из проектов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 12 долл./т. до 221 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения добычи внутри страны и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны. В результате несчастного случая с летальным исходом 16 сентября была приостановлена работа шахты Tashan мощностью 25 млн т./год, одна из крупнейших в провинции Shanxi.
Власти сообщили, что осеннее техническое обслуживание на ж/д линии Daqin будет проведено с 28 сентября по 22 октября – на 10 дней раньше планируемого срока, что также способствует ухудшению предложения на спотовом рынке и укреплению цен. В указанный период техобслуживание приведет к сокращению суточной пропускной способности линии на 0.15-0.20 млн т. или на 11-15%, с текущих 1.30 млн т.
Рост индонезийского индекса 5900 GAR до 189 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с проливными дождями в Калимантане, а также увеличением спроса со стороны Китая и европейских стран.
Цены на австралийский уголь 6000 удерживается на уровне 430-435 долл./т. из-за ливней, ограничивающих отгрузки в порту Newcastle. Также поддержку ценам оказывает спрос со стороны Европы и Индии.
Котировки австралийского металлургического материала остаются ниже 260 долл./т. в связи с продолжающимся ухудшением конъюнктуры мирового рынка стали на фоне роста себестоимости из-за дорожающей электроэнергии, обусловленной санкциями ЕС против России. Кроме того, австралийские власти в августе и сентябре смягчили подход к согласованию новых проектов в области добычи металлургического угля.
Евросоюз ослабит санкции на российский уголь
Еврокомиссия выпустило новое руководство по санкциям к российскому углю, касающимся импорта, финансирования, транспортировки и страхования поставок.
Согласно обновленным инструкциям Евросоюз разрешает европейским компаниям передачу угля российского происхождения в третьи страны, а также финансирование или финансовую помощь, связанную с такой передачей, включая страхование и перестрахование поставок, осуществляемую операторами ЕС или через территорию ЕС (в том числе транзитом).
По заявлению пресс-секретаря Еврокомиссии Дэниела Ферри, ЕС разрешил операции с российским углем для третьих стран во избежание негативного влияния антироссийских санкций на энергетическую безопасность третьих стран мира, особенно наименее развитых. При этом полный запрет на импорт российского угля в ЕС остается в силе в соответствии с эмбарго введенным в августе 2022 г.
Кроме того, новые разъяснения ЕС по ослаблению санкций в отношении российских поставок угля, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить мировые цены, бьющие исторические рекорды и демонстрирующие рост более чем в два с половиной раза в течение 2022 г., а также снизить дефицит энергоресурсов на мировом рынке.
После ввода эмбарго ЕС столкнулся с проблемами в транспортной отрасли, так как европейские судовладельцы, замеченные в перевозках российского угля, ссылались на недостаточно четкое трактование санкций, а также на риски потери рынка морских перевозок в пользу транспортных компаний из Азии.
Средняя цена энергетического угля на европейских терминалах ARA в сентябре 2022 г. составила порядка 350 долл./т. (+180 долл./т. или +106% к сентябрю 2021 г.), в то время как средняя стоимость высококалорийного австралийского материала в порту Newcastle находилась на уровне 450 долл./т. (+270 долл./т. или +150% к сентябрю 2021 г.).
Российский уголь торгуется со значительным дисконтом к мировым индексам, его конечная цена с доставкой в порты Азии не превышает 200 долл./т.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 9.0% в январе-августе 2022
В январе-августе 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 143.9 млн т. угля (-14.2 млн т. или -9.0% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 42.7 млн т. (-3.2 млн т. или -7.0%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 101.2 млн т. (-11.0 млн т. или -9.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 94.6 млн т. (-8.4 млн т. или -8.2% к январю-августу 2021 г.), производство подземным способом составило 49.3 млн т. (-5.8 млн т. или -10.5%).
В январе-августе 2022 г. потребителям было поставлено 118.0 млн т. угля (-13.8 млн т. или -10.5%), в том числе на экспорт 78.9 млн т. (-13.9 млн т. или -15.0%), российским металлургическим компаниям 21.2 млн т. (-1.9 млн т. или -8.2%), местным угольным электростанциям 11.2 млн т. (+0.8 млн т. или +7.7%).
По состоянию на 1 сентября 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 18.4 млн т. (+3.3 млн т. или +21.9% к 1 сентября 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается седьмой месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось укрепление котировок выше 305 долл./т. на фоне новостей о повреждениях на 3-х нитках трубопроводов Северный поток-1 и Северный поток-2 в результате предполагаемых диверсий. Дополнительный импульс ценам на уголь и газ придали заявления Газпрома о возможных российских санкциях против украинского Нафтогаза, которые могут привести к остановке прокачки газа в Европу через Украину.
Компания Uniper заявила, что угольная электростанция Ratcliffe-on-Soar в Великобритании мощностью 500 МВт, эксплуатация которой должна была завершиться на прошедшей неделе, продолжит работать до 31.03.2023 г. Компания Steag объявила о планах вывести из резерва угольные электростанции Weiher (655 МВт) и Bexbach (726 МВт) для обеспечения достаточной генерации на зимний период. Электростанции планируется запустить к 1 ноября с последующей эксплуатацией до 30.04.2023 г. RWE и Leag также подтвердили перезапуск и продление работы своих энергоблоков. Таким образом, RWE и Leag перезапустят 1.9 ГВт мощностей на буром угле, а Steag введет в эксплуатацию и продлит работу 2.49 ГВт мощностей на каменном угле.
Цены высококалорийного южно-африканского угля находились на уровне 270 долл./т. на фоне улучшения погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. В сентябре ж/д погрузка составила 1.5 млн т./неделю против 1.0-1.1 млн т./неделю в 1 половине 2022 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 4 долл./т. до 214 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения внутри страны в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) заявила 28 сентября о том, что внутренние цены на китайский уголь и электроэнергию остаются в приемлемом диапазоне и на стабильном уровне, несмотря на то, что с начала сентября они подскочили почти на 30%. Данная риторика говорит о низкой вероятности того, что в ближайшее время правительство будет вмешиваться в спотовый рынок.
Рост котировок индонезийского угля 5900 GAR до 195.00 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с продолжающимися проливными дождями в Калимантане, а также устойчивым спросом со стороны Китая, Индии и европейских стран.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 420 долл./т. на фоне сокращения количества судов в очереди и увеличения отгрузок на 26% до 7.57 млн т., в результате чего недельный объем поставок превысил средний показатель за последние 52 недели (7.07 млн т.).
Индексы австралийского металлурги-ческого материала укрепились выше 270 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP.
Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в августе 2022 г. российские экспортеры нарастили поставки угля китайским потребителям до 8.5 млн т. (+3.1 млн т. или +57% к августу 2021 г.; +1.1 млн т. или +15% к июлю 2022 г.). Показатель августа 2022 г. является новым историческим месячным максимумом за пять лет с момента начала сбора статистики в 2017 г.
В связи с международными санкциями, распространяющимися на российский угольный экспорт, а также вводом эмбарго на поставки всех видов российского угля в Европу с августа 2022 г., российские поставщики пытаются нарастить объемы отгрузок в Азию, включая Китай, Индию и другие страны.
Несмотря на рост добычи угля и высокие складские запасы, в Китае продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения на внутреннем рынке в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin на фоне активного роста угольной генерации, вызванного жаркой погодой в центральных и юго-восточных регионах страны. Китай стремится нарастить импорт угля, чтобы создать запасы и гарантировать, что провинциям не придется вводить ограничения на электроснабжение, которые происходили в прошлом году, негативно влияя на промышленный сектор экономики и рынок услуг.
Российские поставщики вынуждены предоставлять значительные дисконты, что дает возможность китайским потребителям покупать уголь в два раза ниже мировых индексов. Таким образом, китайские металлургические, цементные и генерирующие компании получают конкурентные преимущества по сравнению, например, с Японией, которая присоединилась к запрету на российский материал.
Всего за 8 месяцев 2022 г. общий экспорт российского угля в КНР составил 41.3 млн т. (+1.6 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2021 г.).
Министерство энергетики РФ оценило объем инвестиций, необходимых для поддержки угольной промышленности до 2030 г., в целях предотвращения негативного сценария развития, связанного с резким падением добычи.
Перенаправление экспорта угля в страны АТР и стимулирование внутреннего спроса потребует инвестиций в отрасль в размере 1.2 триллиона рублей (20 миллиардов долларов) до 2030 г., из которых около 200 миллиардов рублей (3.3 миллиарда долларов) должны быть получены из федерального бюджета.
Инвестиционный план предусматривает строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, включая Восточный полигон (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль), увеличение угольной генерации на внутреннем рынке, что может обеспечить дополнительное потребление 1 млн т. угля к 2030 году, а также импортозамещение оборудования.
Негативный сценарий предполагает, что добыча угля в России к 2030 г. может сократиться на 55 млн т. или на 12.5% по сравнению с 2021 г., а экспорт - на 64 млн т. или на 30%. Более мягкий целевой сценарий с высоким уровнем инвестиций исходит из снижения добычи всего на 13 млн т. или на 3%, а экспорта - на 4 млн т. или на 1.8% к 2030 г. По оценкам Министерства энергетики, это поможет переориентировать 36 млн т. выпавших экспортных объемов к 2030 г., сохранить 25 000 рабочих мест и 10 моногородов с более чем 700 000 жителей.
Согласно презентации министерства, «Россия рискует потерять основные рынки сбыта, общий объем поставок угля на которые в 2021 г. составил около 64 млн т. в год или 30% экспорта, также под угрозой находятся еще 55 млн т. годового экспорта в Японию, Южную Корею и Тайвань». Российские поставки в Европу будут заменены отгрузками из Колумбии, Южной Африки, США, а также индонезийским и австралийским материалом.
Перераспределению объемов с европейского рынка в Азию, Африку и на Ближний Восток препятствуют логистические проблемы, а также сложности с фрахтованием судов и страхованием грузов. Кроме того, потеря премиальных рынков стала крайне болезненной для угольной отрасли. В текущих условиях уголь, экспортируемый Россией в Китай, Индию, Турцию и другие азиатские страны, продается со скидкой 50-70% от мировых индексов.
Разворот экспорта угля на Восток был предопределен даже без эмбарго, введенного ЕС, поскольку европейские страны планировали и уже начали осуществлять постепенный выход из угольной генерации, в то время как Азия в среднесрочной перспективе будет наращивать потребление угля.
Министерство экономического развития прогнозирует сокращение добычи угля в 2022-2023 гг.
Министерство экономического развития РФ представило прогноз, согласно которому в ближайшие два года угольная отрасль будет сокращаться.
В 2022 г. ожидается падение добычи на 4.2%, а в 2023 г. – на 9.5%. Хотя недавний прогноз Минэнерго оказался более пессимистичным и предполагал падение добычи в 2022 г. на 17%, до 365.1 млн т.
Пересмотр предыдущего прогноза в сторону снижения обусловлен такими негативными факторами, как эмбарго на уголь и санкции со стороны ЕС, ограниченная пропускная способность Восточного полигона, а также высокие издержки компаний при экспорте в страны АТР через западные и южные порты.
Рентабельность угольных компаний уже находится под ударом. Несмотря на это, Министерство финансов планирует увеличить налоговую нагрузку на отрасль за счет повышения НДПИ и ввода экспортных пошлин. Кроме того, РЖД намерено в 2023 г. поднять железнодорожные тарифы на 9.8%.
Согласно прогнозу, к 2025 г. добыча угля в России может упасть на 4.1%, или до 421 млн т. к уровню 2021 г. Тем не менее, ожидается, что ситуация изменится в лучшую сторону в 2024 и 2025 гг., когда добыча вырастет на 5.5% и 4.8% соответственно.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось снижение котировок ниже 300 долл./т. на фоне заявлений Еврокомиссии о том, что регулятору удастся сдержать цены на электроэнергию за счет мер, принятых в отношении газового рынка. Стоимость газа на бирже TTF скорректировалась до 1800 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3 или -10% к 28.09.2022 г.), а стоимость электроэнергии упала до 82.90 евро/МВтч (-229.03 евро/МВтч или -73% к 28.09.2022 г.). Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 7.75 млн т. (-0.13 млн т. или -2% к 28.09.2022 г.).
Европейская комиссия заявила об обсуждении лимита цен на газ, используемого в генерации электроэнергии. Кроме того, Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало отчет, в котором прогнозируется сокращение спроса на природный газ в Европе по итогам 2022 г. более чем на 50 млрд м3 – рекордное падение за последние 50 лет. По итогам года, как ожидается, потребности промышленного сектора снизятся на 20%, а в энергетическом секторе – на 3%.
Цены высококалорийного южноафриканского угля 6000 упали ниже 255 долл./т. в связи с улучшением погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. Давление на котировки также оказывает снижение спроса со стороны Индии и Пакистана, увеличивающих потребление более конкурентоспособного российского и мозамбикского угля.
В Китае отмечается праздник Дня образования КНР («Золотая неделя»), в связи с чем торговая активность сошла на нет и котировки продемонстрировали небольшое снижение в преддверии закрытия биржи с 1 по 7 октября. Цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались на 1 долл./т. до 213 долл./т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 191 долл./т. FOB Kalimantan, что было обусловлено низкой торговой активностью китайских покупателей из-за выходных дней в КНР. Индийские потребители также воздерживались от заключения сделок в связи с религиозным праздником Дашахра.
Цены на австралийский уголь 6000 опустились ниже 405 долл./т. на фоне уменьшения спроса со стороны Индии и Европы.
Котировки австралийского металлургического материала укрепились до 275 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP. Поддержку котировкам также оказывает улучшение спроса на спотовом рынке.
Австралийская компания Foxleigh и две крупные азиатские металлургические компании (Японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO) согласовали цену на низколетучий уголь PCI на 3 квартал 2022 г. на уровне 243 долл./т. FOB, что представляет собой снижение на 38% от рекордных 396 долл./т. FOB, зафиксированных в предыдущем квартале. Переговоры в отношении стоимости угля semi-soft на 3 квартал по-прежнему продолжаются (бенчмарк на 2 квартал был согласован на рекордном уровне в 368 долл./т. FOB).
Правительство планирует ввести экспортную пошлину на уголь и увеличить НДПИ
Министерство Финансов РФ сообщило о планах введения экспортной пошлины на уголь с 2023 г. в случае, если цены на мировых рынках превысят установленный базовый показатели цен в 170 долл./т. на коксующийся уголь и 150 долл./т. на энергетический материал. Кроме того, также предусматривается временное повышение НДПИ на уголь в течение первого квартала следующего года. Дополнительная фискальная нагрузка на угольную отрасль направлена на увеличение доходов госбюджета.
Ставки экспортной пошлины и НДПИ пока не были объявлены. Минфин также не разъяснил, какие именно цены будут учитываться при установлении экспортных пошлин: мировые индексы или экспортная цена российского угля со скидкой.
В течение 2022 г. мировые цены на уголь обновляли исторические максимумы: котировки австралийского угля превышали 460 долл./т., в то время как европейские индексы торговались на уровне выше 440 долл./т. При этом из-за введенных международных санкций и эмбарго на поставки российского угля в ЕС, поставщики из России вынуждены продавать уголь по цене в 2-3 раза дешевле рыночной стоимости. По состоянию на 06 октября 2022 г. австралийский индекс энергетического угля FOB Newcastle составил порядка 400 долл./т., европейские цены на условиях CIF ARA - около 300 долл./т. При этом стоимость высококалорийного угля в российских портах оценивается в 105-110 долл./т. FOB порты Балтики и Черного моря и в 170-180 долл./т. FOB Восточный. Помимо дисконтов, российским поставщикам приходится переориентировать грузовые потоки, которые раньше следовали на премиальные рынки Европы из портов Северо-Запада и Юга, в Китай, Индию и другие страны Азии, что в разы увеличивает дальность маршрутов и соответственно фрахтовую составляющую. Кроме того, санкции и рост спроса в целом привел к скачку стоимости морских перевозок в 3-4 раза. РЖД летом 2022 г. подняло тарифы на 11%, а также отменило понижающие коэффициенты на энергетический уголь и дальность транспортировки, что в конечном счете увеличило стоимость ж/д перевозок угля примерно на 50-60% в зависимости от направления.
Угольные компании и власти добывающих регионов неоднократно выступали за возвращение понижающих коэффициентов и предоставление скидок в направлении Северо-Западных терминалов для сохранения рентабельности отрасли. Однако с 2023 г. РЖД вновь предлагает индексацию тарифа на 9,8%.
В случае если базовый показатель предложат рассчитываться по ценам на российский уголь в дальневосточных, северо-западных и южных портах России, это будет намного меньшая налогооблагаемая база в сравнении с вероятностью привязки к мировым индексам (без учета скидок на российский уголь), что значительно ухудшит и без того балансирующие на грани убыточности продажи российских угольщиков.
При развитии этого сценария рост налоговой нагрузки на угольную отрасль может сделать нерентабельными существенную часть экспортных поставок, что приведет к сокращению добычи, увольнению сотрудников угольных компаний, закрытию отдельных предприятий, а также потере грузовой базы АО РЖД.
С месторождения на Таймыре отгрузили первую партию угля
Первая партия угля, добытая на Сырадасайском месторождении на Таймыре, была успешно погружена на сухогруз. Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд т. угля. Главгосэкспертиза также разрешила строительство обогатительного комбината Таймырская общей мощностью 5 млн т. в год. Кроме того, Северная звезда планирует строительство угольного терминала, расположенного в 87 км от порта Диксон на Таймыре.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.