Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля продолжили падение ниже 325 долл./т. на фоне снижения цен на газ после предложенных Еврокомиссией (ЕК) мер, направленных на сокращение потребления электроэнергии.
ЕК предложила сократить спрос на электроэнергию в странах Евросоюза на 10% до 31 марта 2023 г. и на 5% в часы пикового потребления. Среди предложенных мер по-прежнему рассматривается ограничение доходов производителей электроэнергии на основе возобновляемых источников, атомной генерации и бурого угля. ЕК предложила установить порог стоимости таких видов энергии на отметке 180 евро за МВтч. В ближайшие недели участники блока ЕС должны будет утвердить или отклонить данную инициативу ЕК.
Цены высококалорийного южно-африканского материала 6000 продемонстрировали существенное снижение до 290 долл./т. вслед за европейским рынком, корреляция с которым остается достаточно высокой.
По данным таможенных органов, экспорт южноафриканского угля за первые 7 месяцев 2022 г. составил 40.2 млн т. (+3.8 млн т. или +10% к январю-июлю 2021 г.). Таким образом, по результатам 2022 г. экспорт может составить около 69.0 млн т., увеличившись на 7% по сравнению с 2021 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились за неделю на 6 долл./т. до 198 долл./т. В стране продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения на внутреннем рынке и активным пополнением запасов угля производителями цемента и удобрений. Поддержку индексам также оказало возвращение жаркой погоды, способствующей росту потребления угля в прибрежных регионах на прошедшей неделе и сокращение запасов в 9 крупнейших портах на севере Китая.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR вырос до 188 долл./т., что было обусловлено сокращением предложения в связи с проливными дождями в Калимантане, а также увеличением спроса со стороны Китая и европейских стран, включая Испанию, Германию и Польшу. Также отмечался устойчивый спрос со стороны Южной Кореи, где на прошедшей неделе атомная генерация была принудительно снижена в связи с угрозой тайфуна Хинамнор.
Цена высококалорийного австралийского угля 6000 упала ниже 435 долл./т. в связи с обсуждаемыми ограничительными мерами в Европе и уменьшением спроса на спотовом рынке со стороны Южной Кореи, Вьетнама и Таиланда.
Китайская Yankuang Energy Group отказалась от поглощения Yancoal, сославшись на неопределенность на угольном рынке. В результате Yankuang Energy Group в ближайшее время не будет доводить свою долю в австралийской компании до 100% и в соответствии с законодательством сможет выступить с предложением о поглощении только через полгода.
Цены на австралийский металлургический материал снизились до уровня 250 долл./т., оставаясь под давлением из-за невысокого спроса со стороны потребителей в связи с ухудшением конъюнктуры на мировом рынке стали.
South32 отказалась инвестировать в разработку новых месторождений металлургического угля в Австралии. При этом в августе австралийская компания уже отменила проект стоимостью 700 млн долл. по расширению разреза Dendrobium, аргументируя решение большей экономической целесообразностью других неугольных направлений.
По данным Минэнерго, добыча угля в России в 2022 г. может снизиться на 6% или около 26 млн т.
Министр энергетики Николай Шувалов сообщил, что с начала года отмечается незначительное сокращение добычи на 0.7%, тем не менее, по итогам года, оно может составить 6% из-за влияния эмбарго, введенного 10 августа на все поставки российского угля в ЕС. При этом внутренний рынок будет обеспечен в полном объеме.
Из-за ограниченных пропускных способностей Восточного полигона, работающего на пределе своих мощностей, с вводом эмбарго российские поставщики угля вынуждены искать возможности перенаправления морских грузовых потоков, ориентированных на европейских потребителей, из северо-западных портов в Турцию, Китай, Индию, Марокко и другие страны Азии и Северной Африки. Принимая во внимание увеличение расстояния до конечных пунктов доставки, не все терминалы могут позволить себе отгрузки в данных направлениях, особенно в КНР и Индию. Лишь глубоководные терминалы, способные обслуживать крупнотоннажные суда класса кейпсайз и панамакс с более низкими ставками фрахта могут осуществлять экспорт угля в указанные страны, при этом цена продажи в большинстве сделок близка к себестоимости, которая существенно выросла из-за увеличившегося ж/д тарифа, отмены понижающих коэффициентов РЖД на перевозки угля, роста ставок перевалки в портах и значительных премий к фрахтовым ставкам и страхованию грузов, предлагаемых зарубежными судовладельцами и страховыми компаниями в связи с санкционными рисками.
Несмотря на наращивание объемов импорта российского угля Китаем, Индией и странами Ближнего Востока, российским экспортерам приходится заключать сделки с более чем 50% дисконтом к мировым индексам. В текущих рыночных условиях российским производителям угля приходится пересматривать планы добычи в сторону снижения, в то время как некоторые небольшие добывающие предприятия скорее всего будут вынуждены существенно сократить или полностью остановить добычу.
Ранее Минэнерго сообщал, что Россия ведет переговоры с Китаем об увеличении поставок угля. Индия также планирует увеличить импорт российского угля до 40 млн т. к 2035 г. При этом министерство ожидает падение экспорта по итогам 2022 г.
По данным ЦДУ ТЭК, в 2021 г. добыча угля в России составила 438.1 млн т., из которых 214.4 млн т. были отправлены на экспорт.
На российско-китайском железнодорожном погранпереходе Гродеково–Суйфэньхэ выполняются работы по удлинению двух существующих и строительству двух дополнительных путей. Одновременно производится реконструкция железнодорожного парка.
Реализация проекта позволит к 2024 г. повысить ежегодную провозную способность участка Гродеково–Суйфэньхэ с 11.2 млн т. до 17.7 млн т.
На текущий момент мощности данного погранперехода ограничены возможностями пропуска груженых поездов в Китай. При этом пропуск вагонов со стороны Китая затруднен из-за ограничений, связанных с карантинными мерами по борьбе с коронавирусом.
С целью увеличения экспорта российского угля в Китай на Дальнем Востоке через реку Амур при поддержке КНР будет также построена конвейерная система. Проект, реализация которого начнется в 2023 г. и позволит дополнительно экспортировать около 15 млн т. угля в год., оценивается в 335 млн долл.
По итогам первых 8 месяцев 2022 г. экспорт российского угля через погранпереходы с Китаем составил 4.9 млн т. (-0.1 млн т. или -1.3% к январю-августу 2021 г.).
Компании Кузбасса приостанавливают реализацию крупных инвестиционных проектов, о чем сообщил Сергей Цивилев, губернатор региона, где добывается больше половины российского угля. При этом объекты, строительство которых началось несколько лет назад и находится на завершающей стадии, продолжают финансироваться.
Отказ многих компаний от новых фабрик, разрезов и других проектов обусловлен инфраструктурными ограничениями по вывозу угля по Восточному полигону, загрузка которого достигла пределе в результате введения западных санкций. Кроме того, РЖД после отмены понижающих коэффициентов на транспортировку угля рассматривает возможность повышения грузовых железнодорожных тарифов на 9,8%, что существенно удорожает логистику.
Некоторые предприятия с учетом этих факторов уменьшают планы по добыче угля, а несколько угольных разрезов даже приостановили выемку полезного ископаемого, в связи с чем ожидается, что по итогам года добыча в регионе сократиться на 15% до 207 млн т.
Современное аналитическое агентство (CAA)