Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
В течение прошедшей недели наблюдалось разнонаправленное движение европейских котировок энергетического угля, укрепившихся выше 135 долл./т. В первой половине недели поддержку индексам оказывали новости о проблемах с ядерным реактором Penly во Франции, забастовки профсоюзов, которые привели к задержке барж на Рейне, а также данные о снижении экспорта угля из Колумбии. После этого падение котировок газа и нефти на фоне нестабильности банковского сектора в США и Европе, а также прогнозы по росту ветрогенерации в Германии начали оказывать давление на угольные цены.
Запасы угля на терминалах ARA с прошедшей недели существенно не изменились и составили 6.7 млн. т.
Динамика индексов южноафриканского угля 6000 повторяла движение европейских цен. В итоге котировкам удалось закрепиться на уровне выше 130 долл./т. Индийские производители губчатого железа ведут переговоры по поставкам южноафриканского материала 5500 и 4800 NAR в марте-апреле. Тем не менее заключение сделок сдерживается из-за разницы в ценах спроса и предложения, составляющей порядка 5 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подорожали на 3 долл./т. до 164 долл./т. При этом ряд потребителей высказывает мнение, что рост добычи в связи с отменой ограничений после завершения Национального конгресса в совокупности с сезонным снижением спроса может привести к избытку предложения, несмотря на увеличение спроса со стороны неэнергетического сектора. Поддержку котировкам может оказать рост спроса со стороны цементной промышленности (на которую приходится около 6-7% потребления энергетического угля), а также предстоящие технические работы на ж/д линии Daqin, запланированные на период с 6 апреля по 5 мая.
После снятия запрета на импорт австралийского угля все большее количество китайских потребителей подписывают контракты с австралийскими компаниями на поставку материала
5500 NAR в марте-июне. Трейдинговые компании заявляют, что, начиная с февраля 2023 г. китайские потребители забронировали поставки энергетического материала в объеме 4 млн. т. Эксперты говорят о по крайней мере 10 млн. т., которые могут быть поставлены до конца 2023 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 121 долл./т. (-4 долл./т.
к 08.03.2023 г.). Тем не менее, цены могут начать укрепляться, так как китайские и индийские потребители начали пополнять запасы накануне мусульманского празднования Рамадана (22 марта–21 апреля), в течение которого экспорт из Индонезии замедлится. Индийские клиенты в основном фокусируются на среднекалорийном материале, который будет использован для блендирования.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 170 долл./т. В текущее время китайские потребители проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500. Сделки на апрельские отгрузки проходят на уровне
120-125 долл./т. FOB, при этом фрахтовые ставки на суда Capesize по маршруту Newcastle–Zhoushan за неделю выросли до 13-15 долл./т. В результате австралийский материал с поставкой в Китай оценивается на уровне 133-140 долл./т. CFR, что примерно на 30 долл./т. дешевле цен FOB Qinhuangdao.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 350 долл./т. из-за опасений участников рынка о снижении спроса на фоне ухудшения мировой макроэкономической ситуации.
Добыча угля в Якутии может вырасти до 80 млн т к 2030 году
Министерство промышленности сообщила о планах увеличения добычи угля в Якутии до 80 млн. т. к 2030 г. В 2022 г. объем добываемого угля в регионе вырос до 38.6 млн. т. (+7.6 млн. т. или +25% к 2021 г.).
разрез Восточный
фото: Эльгауголь
Ключевыми добывающими компаниями в Якутии, на долю которых приходится около 97% являются: Эльгауголь (52%), Колмар (32%) и Якутуголь (13%).
В 2022 г. добыча на предприятиях указанных компаний составила:
Согласно планам Эльгауголь и Колмар, к 2025 г. компании планируют нарастить объемы продукции до 45 млн. т. и до 20 млн. т. соответственно. Кроме того, с 2022 г. реализуется проект угольного разреза мощностью 6.5 млн. т. в год компании Антрацитинвестпроект на Сыллахском угольном месторождении. По своей перспективности Сыллахское месторождение считается 2-м в Южной Якутии после Эльгинского. С 2023 г. ожидается наращивание добычи компании Долгучан до более 1 млн. т в год.
Масштабные инвестиции в добывающие мощности Якутии и их дальнейшее развитие при текущих темпах роста позволят региону выйти на объем добычи в 80 млн. т. к 2030 г., по мнению Министерства.
Помимо увеличения производства, в регионе отмечается рост обогатительных мощностей. Кроме того, активно ведется строительство железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на побережье Охотского моря, где также строится морской порт Эльга мощностью 30 млн. т. в год.
В 2022 г. финансирование геологоразведки в Якутии увеличилось в 2 раза до 50 млрд. руб. За счет собственных средств недропользователей были изучены и подготовлены к промышленному освоению 149 участков. В 2023-2025 гг. геологоразведочные работы планируется провести за счет федерального бюджета на 12 площадях с оценкой запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Согласно Министерству промышленности, в 2023 году в Якутии планируется добыть 45 млн. т. угля (+17% к показателям 2022 г).
Берингпромуголь планирует нарастить добычу угля до 2 млн т в 2024 году
Угольная компания Берингпромуголь планирует нарастить добычу до 2 млн. т. угля в 2024 г. Добыча осуществляется на месторождении Фандюшкинское поле. Уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Алькатваамское месторождение на Чукотке
фото: Бернингпромуголь
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн. т. (+0.47 млн. т. или +45% к 2021 г.). Перевалка угля через порт Беринговский достигла исторического рекорда в 1.1 млн. т. (+0.2 млн. т. или +18% к 2021 г.).
Также в 2022 г. компания завершила строительство обогатительной фабрики с передовой технологией замкнутого цикла мощностью 800 тыс. т. в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на август 2023 г.
Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн. т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский, после которой терминал сможет ежегодно принимать до 85 судов.
Порт Беринговский расположен в бухте Угольная в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива и является рейдовым портом. Рейд доступен для захода судов с любой осадкой. Погрузка морских судов происходит на внешнем рейде портовыми перегрузочными средствами.
В 2023 г. Берингпромуголь также планирует начать добывать уголь на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
ООО Берингпромуголь является дочерней компанией австралийской Tigers Realm Coal Limited, TIG, которая продолжает владеть российскими активами на Чукотке.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Развитие угледобычи
Угледобыча на Дальнем Востоке продолжает расти в Якутии – в рамках проектов, ориентированных на экспорт. В ТОР «Южная Якутия» в январе был включен проект ООО «АнтрацитИнвестПроект»[1] по разработке Сыллахского угольного месторождения (Нерюнгринский район). Мощность первой очереди разреза на Сыллахском месторождении должна составить 1 млн тонн угля. К 2025 г. на участке предполагается добывать 6,5 млн тонн твердого топлива в год. На объекте также планируется построить обогатительную фабрику производительностью 5 млн тонн угля в год. Разрабатывать месторождение должны до 2046 г. Общий предполагаемый объем капитальных вложений оценивается в 15,74 млрд рублей. Балансовые запасы Сыллахского месторождения составляют 140,877 млн тонн.
В целом в Якутии по итогам 2022 г. добыча угля выросла на 26,4%, достигнув 39,2 млн тонн. Рост обеспечили Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь», входит в группу «ЭЛСИ» А.Авдоляна), предприятия ООО «Колмар», «Якутуголь» («Мечел»). На крупном Эльгинском месторождении было получено 20 млн тонн, что на 26,5% превысило результат 2021 г. (когда было добыто 14,7 млн тонн), а на предприятиях «Колмара» – 14 млн тонн. «Якутуголь» в 2022 г. обеспечил свыше 4 млн тонн угля, что на 12,6% больше, чем в 2021 г. Экспорт якутского угля по итогам прошлого года вырос на 23% – до 26 млн тонн.
Следует отметить, что угольный проект по освоению Эльги решил покинуть С.Адоньев[2] (сооснователь мобильного оператора Yota, деловой партнер А.Авдоляна), после того как он был включен в санкционный список Минфина США. При этом пока не сообщалось о новом перераспределении долей. Прежде С.Адоньеву принадлежало 31,57% в «А-Проперти Развитие», А.Авдоляну – 36,67%, а А.Исаеву (гендиректор «Эльгауголь») – 31,66%.
Тем временем в Забайкалье в число резидентов ТОР была включена компания «Разрезуголь» с проектом освоения Зашуланского месторождения каменного угля в Красночикойском районе. «Разрезуголь» является совместным российско-китайским предприятием ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской угольной корпорации China Energy) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Проектом предусмотрена ежегодная добыча 5 млн тонн угля открытым способом. Выход предприятия на проектную мощность намечен на 2024-27 гг. Общий объем инвестиций оценивается в 30 млрд рублей. В настоящее время ведется подготовка проектной документации для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и приемоотправочного парка с углепогрузочным терминалом железнодорожной станции «Зашулан-Угольная» с примыканием к путям общего пользования станции Гыршелун ОАО «РЖД» для дальнейшей погрузки и отправки угольной продукции на экспорт. Запасы Зашуланского месторождения оцениваются в 663 млн тонн угля.
Еще одним экспортно-ориентированным проектом, где увеличилась добыча, является чукотский проект «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). В январе текущего года на месторождении Фандюшкинское поле было добыто 107,23 тыс. тонн угля, что на 5% больше, чем в январе 2022 г. В 2022 г. недропользователь обеспечил свыше 1,5 млн тонн угля, увеличив результат по сравнению с 2021 г. на 44%.
Ситуация в сфере добычи углеводородов
В основном дальневосточном нефтегазовом регионе – Сахалинской области, по итогам прошлого года добыча нефти существенно сократилась, на 44% по отношению к 2021 г., до порядка 9 млн тонн., на что в значительной степени повлияла остановка весной добычи на проекте «Сахалин-1». Добыча газа в регионе также сократилась – на 18%, до 26,2 млрд куб. м. Рост добычи углеводородов в минувшем году был зафиксирован в Якутии – так, за девять месяцев 2022 г. добыча нефти в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Добыча природного газа в регионе в 2022 г. выросла на 25%, составив 17,3 млрд куб. м.
Перспективы газового экспорта в ДФО в основном связаны с трубопроводным газом. В январе была завершена работа над межправительственным соглашением РФ и КНР о поставках газа по «дальневосточному маршруту» (МГП «Сила Сибири-3»). Оно регулирует строительство и эксплуатацию газопровода через реку Уссури в Приморском крае, вблизи городов Дальнереченск и Хулинь (КНР). В Хулине расположена конечная точка маршрута. Соглашение было подписано в феврале.
Компанией-поставщиком газа станет «Газпром». Со стороны КНР газопровод должна использовать и обслуживать «Китайская национальная трубопроводная корпорация» (КНТК), она также будет заниматься строительством газопровода. Контракт по поставкам газа по данному маршруту был подписан в феврале 2022 г. Им предусмотрены поставки в 10 млрд куб. м в год. Ресурсной базой МГП «Сила Сибири-3» являются месторождения на сахалинском шельфе (Киринское и Южно-Киринское) в рамках проекта «Сахалин-3».
Маршрут предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до государственной границы с КНР. Изначально проект являлся более предпочтительным для китайской стороны, чем «Сила Сибири-2», в силу более короткого плеча доставки, меньшей стоимости строительства и более низкой стоимости топлива. При этом масштабы поставок сахалинского газа существенно меньше, чем поставки по первой «Силе Сибири» и по предполагаемой второй. В 2022 г. в КНР по «Силе Сибири» было поставлено 15,5 млрд куб. м газа, что на 49% больше, чем в 2021 г.
Следует отметить, что на Южно-Киринском месторождении «Сахалина-3» «Газпром» рассчитывает начать добычу в 2025 г. Проектная мощность запущенного в 2013 г. Киринского месторождения составляет только 5,5 млрд куб. м в год (в 2021 г. уровень добычи составил лишь 1,2 млрд куб. м), тогда как на Южно-Киринском ожидается добыча 21 млрд куб. м в год. Ввод Южно-Киринского месторождения затруднен санкциями США (месторождение находится под ними с 2015 г.), поскольку для него требуются подводные добычные комплексы (ПДК)[3]. На Киринское месторождение ранее были поставлены импортные ПДК.
В Якутии были открыты новые месторождения газа. ПАО «ЯТЭК» при бурении и испытании объектов поисковой скважины на Тымтайдахском лицензионном участке в Вилюйском районе Якутии в январе открыло новое месторождение, получившее название им. Эвальдта Туги. Согласно классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, данное месторождение относится к крупным.
Извлекаемые запасы газа на месторождении оцениваются в 34,475 млрд куб. м. Результаты государственной экспертизы по запасам продуктивных пластов месторождения утверждены Роснедрами. В компании пока не сообщают о дальнейших планах по новому месторождению. Следует отметить, что на сегодняшний день актуальные совокупные геологические запасы газа ЯТЭК составляют 662 млрд куб. м. Также новое газоконденсатное месторождение открыла компания «Туймааданефтегаз» при бурении на Мухтинском лицензионном участке в Олекминском районе. Оно получило название Мухтинское. Его извлекаемые запасы оцениваются в 34,8 млрд куб. м.
«НОВАТЭК» между тем создает в ДФО инфраструктуру для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Компания «Арктическая перевалка» (ПАО «НОВАТЭК»), реализующая проект по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае, получила статус резидента ТОР «Камчатка». В текущем году планируется запустить морской терминал в бухте Бечевинская (Елизовский район) мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. На 2026 г. намечен выход терминала на проектную мощность. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 100 млрд рублей. Доставлять СПГ с арктических предприятий «НОВАТЭКа» на Ямале (проект «Арктик СПГ-2») до камчатского терминала будут танкеры-газовозы высокого ледового класса, а в дальнейшем СПГ предполагается поставлять потребителям в АТР.
Терминал будет располагать плавучим хранилищем газа (ПХГ) объемом 360 тыс. куб. м и двумя рейдовыми якорными стоянками. Комплекс должен ежегодно обслуживать 657 судов-газовозов максимальной вместимостью 172,6 тыс. куб. м каждый. К настоящему времени завершается строительство ПХГ, подходного канала протяженностью более 6 км и причала для портового флота. Напомним, что аналогичный проект «Арктическая перевалка» реализует в Мурманской области (ТОР «Столица Арктики»). Его мощность должна составить 20 млн тонн СПГ в год. Стоимость строительства оценивается в более чем 70 млрд рублей, а срок реализации также определен на 2023-26 гг.
Что касается новых нефтяных проектов и изучения перспективных участков, то «Роснефть» планирует в 2023-27 гг. провести комплексное изучение Северо-Сахалинского участка недр федерального значения. Лицензия на право ведения работ на участке в акватории Сахалинского залива Охотского моря, к западу от полуострова Шмидта (северная оконечность острова Сахалин) была получена в апреле 2021 г. Компания рассчитывает провести сейсморазведку 3D в объеме до 1,2 тыс. кв. км со специализированных геофизических судов.
Северо-Сахалинский участок недр представляет собой южную часть Западно-Шмидтовского блока проекта «Сахалин-4». Ранее проект не развивался (прежде «Роснефть» намеревалась развивать его в партнерстве с британской BP, но стороны отказались от планов еще в 2009 г.). Северо-Сахалинский участок недр станет первым в рамках «Сахалина-4», где будет проведено комплексное изучение. Прогнозные ресурсы углеводородов в пределах участка по состоянию на 1 января 2009 г. составляют 38 млн тонн нефти (по категории Д1)[4], 395,8 млрд куб. м газа по категории Д1[5].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Принадлежит ХК «Эволюция» и АО «ОГК Менеджмент». ХК «Эволюция» была создана концерном «Россиум» и инвестиционной компанией «Регион», в настоящее время 100% компании принадлежит ее генеральному директору А.Инкину (бывший сотрудник «Региона»).
[2] В октябре 2022 г. С.Адоньев стал владельцем 31,67% компании «А-Проперти Развитие», контролирующей «Сибантрацит» (входит в объединенную «УК Эльга-Сибантрацит» (ЭЛСИ)).
[3] Производства американских компаний FMC Technologies, Cameron, GE Subsea, норвежской Aker.
[4] 3,2 млн тонн по категории Д2.
[5] 33,5 млрд куб. м по категории Д2.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Рост угольных котировок в Европе на прошлой неделе до 66-67 долл./т. обусловлен похолоданием в ряде стран ЕС, повышением газовых котировок на европейской торговой площадке TTF и снижением европейских квот на выбросы CO2. Низкие температуры в некоторых странах Европы способствуют более интенсивному потреблению угля местными угольными электростанциями. Запасы угля на терминалах ARA упали до 3.90 млн т. (-0.1 млн. т. или -4% к 24.02.2021 г.). Укрепление газовых котировок в ЕС из-за оживления спроса европейских компаний на природный газ до 16.4 евро/МВтч (+0.5 евро/МВтч к 23.02.2021 г.), а также снижение цены европейских квот на выбросы CO2 до 37.4 евро/т. (-1.7 евро/т. к 24.02.2021 г.) способствуют росту цены угля на европейском рынке.
03.03.2021 г. представители стран-членов ЕС официально одобрили создание фонда поддержки мер по отказу от угля в энергетике и наращиванию доли альтернативных источников энергии в энергобалансе (EU Just Transition Fund). Объем средств фонда достигает 17.5 млрд евро. Данные средства должны быть направлены на поддержку стран и регионов ЕС, в энергобалансе которых превалируют ископаемые виды топлива. Предполагается, что закрытие угольных электростанций и строительство солнечных батарей, гидро- и ветряных электростанций будут финансироваться из средств фонда.
Поддержку ценам южноафриканского материала выше 88 долл./т. оказали ограниченные поставки угля в порт Richards Bay и рост торговой активности азиатских угольных трейдеров после завершения праздников. Перебои в поставках угля железнодорожным оператором Transnet связаны с нехваткой локомотивов, а также сокращением штата рабочих. Запасы материала на терминалах Richards Bay сократились до 3.4 млн т. (-0.1 млн т. к 24.02.2021 г.).
Южноафриканская горнодобывающая компания Anglo American планирует продать часть своих угольных активов уже в 2021 г. Изначально руководство компании заявляло о стратегии по сокращению шахт энергетического угля в портфеле до 2023 г. В 2020 г. экспортные поставки угля компанией Anglo American достигли 16.6 млн т. (-1.5 млн т. к 2019 г.), 12.4 млн т. материала было продано на внутренний рынок (-2.6 млн т. к 2019 г.).
Котировки австралийского энергетического угля выросли до уровня 2-х летнего максимума из-за роста торговой активности азиатских трейдеров после завершения китайских новогодних праздников.
По прогнозам Китайской Национальной угольной ассоциации добыча угля в Китае достигнет 4.1 млрд т. к 2025 г. (+0.2 млрд т. или +5% к 2020 г.). До 2025 г. спрос на уголь в стране вырастет до 4.2 млрд т. (+0.3 млрд т. или +6.0% к 2020 г.). Из-за реализации политики сокращения неэффективных угольных мощностей количество угольных шахт в Китае сократится до 4000 к 2025 г. (-700 шахт к 2020 г.).
Спрос азиатских предприятий на австралийский уголь вытесняет закупки импортного материала из Индонезии и снижает котировки угля индонезийского происхождения.
Выжидательная позиция азиатских металлургических компаний на фоне новостей о возможном ослаблении импортных ограничений на ввоз австралийского коксующегося угля в КНР, а также снижение цен металлургического материала на внутреннем рынке КНР оказали негативное влияние на цены коксующегося угля из Австралии.
Владимир Путин поручил увеличить экспорт угля на восток
02 марта 2021 г. на совещании по развитию угольной промышленности президент России Владимир Путин раскритиковал глобальные инициативы в области зеленой энергетики, сославшись на ситуацию в Техасе в качестве иллюстрации негативных последствий зависимости энергетической инфраструктуры от возобновляемых источников энергии. Согласно заявлению президента, для разморозки ветряных турбин в Техасе во время морозов в феврале 2021 г. использовались ископаемые виды топлива. Непредвиденные заморозки в южном американском штате вывели из строя половину ветряных электростанций.
Кроме того, Владимир Путин призвал к увеличению поставок кузбасского угля на восток к 2024 г. Несмотря на негативную конъюнктуру на мировом рынке угля и ограниченные железнодорожные мощности БАМа и Транссиба, кузбасские горнодобывающие компании должны нарастить поставки материала на Дальний Восток до 68 млн т. в год. Данный показатель представляет собой среднюю величину между оценками, предусмотренными стратегией развития угольной промышленности России до 2035 г. Пессимистичный сценарий предполагает, что поставки из Кузбасса на восток вырастут до 58 млн т. Оптимистичный сценарий предусматривает увеличение до 77 млн. т. Тем не менее в ноябре 2020 г. правительство России приняло решение сохранить экспортную квоту Кузбасса на 2021 г. без изменений на уровне 53 млн т.
Также Владимир Путин высказался за финансирование Фондом национального благосостояния (ФНБ) расширения железнодорожных мощностей БАМа для увеличения экспорта угля из Якутии.
12 февраля 2021 г. первый вице-премьер Якутии Кирилл Бычков предложил РЖД заключить соглашения с местными угольщиками о гарантированных объемах вывозимого угля для транспортировки в порты Дальнего Востока. По заявлению Бычкова, в 2021 г. предприятия Якутии планируют увеличить добычу до 39 млн т., а к 2024 г. - до 80 млн т. В регионе есть два крупных производителя угля – Колмар и Эльгауголь. Обе компании намерены наращивать объемы добычи, а также существующие портовые мощности. Мощность нового угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ), построенного дочерней компанией Колмара, составляет 12 млн т. в год. Объемы перевалки будут увеличиваться 24 млн т. к 2022 г. A-Проперти Альберта Авдоляна также планирует к 2024 г. построить угольный терминал в порту Ванино мощностью 30 млн т. угля в год и обогатительную фабрику на Эльге мощностью 32 млн т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн т. на втором этапе (2023 г.).
Что касается стратегии наращивания пропускной способности Дальнего Востока России, то целевой показатель в 180 млн т. к 2024 г. остается прежним.
Стратегическое партнерство Сибантрацит и Baosteel Resources
Группа Сибантрацит и компания Baosteel Resources, принадлежащая китайской корпорации Baowu Steel Group, подписали соглашение о стратегическом партнерстве.
Согласно условиям документа, Сибантрацит будет наращивать поставки пылеугольного топлива (PCI) и высококачественного антрацита для китайской компании. Наибольший объем поставок придется на уголь PCI Siban – новую марку металлургического угля, добываемого Сибантрацитом с 2020 г.
Baosteel Resources является дочерней компанией China Baowu Steel Group Corporation, крупнейшего сталелитейного холдинга в мире. В 2020 г. производство стали превысило 100 млн т. Baosteel Resources отвечает за закупку угля для предприятий холдинга.
Сибантрацит - мировой лидер по производству и экспорту высококачественного антрацита. Добыча компании в 2020 г. составила 17.3 млн т. (-5.7 млн т. или -25% к 2019 г.). 12 февраля 2021 г. компания А-Проперти, принадлежащая Альберту Авдоляну, подписала соглашение с управляющей компанией Аллтек об основных условиях приобретения Сибантрацита, принадлежащего наследникам Дмитрия Босова. Стоимость сделки оценивается в 1 млрд долл. По условиям соглашения, Сибантрацит сохраняет свою независимость как самостоятельная компания.
Александр Исаев передал 25% компании Востокуголь-Диксон наследникам Босова
Александр Исаев, экс-гендиректор Востокугля (входит в группу Аллтек) и бывший бизнес-партнер Дмитрия Босова, передал 25% компании Востокуголь-Диксон кипрскому холдингу Isova Investments Limited, предположительно контролируемому наследниками Дмитрия Босова.
75% Востокуголь-Диксон по-прежнему принадлежит Ardimio Trading, компании, также действующей в интересах наследников Дмитрия Босова. Компания Востокуголь-Диксон (прежнее название Арктической горнодобывающей компании) была создана компанией ВостокУголь в 2014 г. для добычи материала на угольных месторождениях Таймыра.
В июле 2020 г. Александр Исаев и Вадим Бугаев подали иск о взыскании 600.5 млн руб. с компании Востокуголь-Диксон. Указанная сумма требований соответствует штрафу, который ранее был взыскан Росприроднадзором с компании Востокуголь-Диксон за незаконную добычу угля на Малолемберовском месторождении (Таймыр).
18 июня 2020 г. наследники Босова предложили продать 75% компании Востокуголь-Диксон Роману Троценко, владельцу AEON (см. CAA Russian Coal Weekly от 19 июня 2020 г.). Троценко планировал обменять долю в угольном проекте на свою долю в проекте Печора СПГ, который предполагает строительство завода по производству СПГ на газовых месторождениях севера России. Однако из-за споров между Александром Исаевым и наследниками Босова сделка так и не была закрыта.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля выросли выше
140 долл./т. после продолжительного падения. Укрепление котировок обусловлено увеличением угольной генерации и сокращением производства электроэнергии из возобновляемых источников, а также стабилизацией цен на газ.
Доля генерации на каменном угле в Германии на прошедшей неделе увеличилась до 20% против 15% неделей ранее. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала до 26% с 40% неделей ранее, при этом в аналогичный период 2022 г. показатель достигал 67%.
Газовые контракты на хабе TTF стабилизировались на уровне 600 долл./1000 м3 (без изменений к 08.02.2023 г.). При этом американский СПГ-терминал Freeport на прошедшей неделе возобновил поставки в адрес Европы после аварии в июне 2022 г.
Совокупные запасы на складах ARA составили 7 млн т. (+0.1 млн т. или +2% к 08.02.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились до около 135 долл./т. на фоне роста европейских индексов, сокращения предложения со стороны небольших поставщиков и перекрытия нескольких ж/д линий из-за повреждения инфраструктуры в результате ливней.
Ж/д оператор Transnet 10 февраля перекрыл движение по ветке North-East Corridor из-за повреждений инфраструктуры, вызванных проливными дождями. Трансграничные перевозки в мозамбикские порты Мапуту и Матола также были приостановлены.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 18.00 долл./т. до 146 долл./т. в связи с сохраняющимся увеличением запасов угля в портах и на складах потребителей.
Дополнительным негативным фактором стало снижение цен со стороны угольной компании Shenhua на средне- и низкокалорийный уголь на 17 долл./т на следующую неделю (с 15 по 21 февраля). Таким образом, стоимость материала 5500 с учетом доставки в порт составила около FOB 137 долл./т. FOB, что будет оказывать давление на других поставщиков.
Экспорт австралийского угля в Китай оказался под угрозой, поскольку, некоторые поставки столкнулись с затянутым процессом таможенного оформления. В отдельных случаях австралийский материал пришлось перенаправлять в другие страны Юго-Восточной Азии, что добавило пессимизма участникам рынка в оценке дальнейших ослаблений ограничений в отношении импорта из Австралии.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 3 долл./т. до 134 долл./т. по причине отсутствия активности со стороны покупателей, ожидающих продолжение нисходящего тренда, а также слабого спроса и высокой добычи в КНР.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 190 долл./т. Основной причиной стал низкий спрос в Европе, в связи с чем уголь из США, Колумбии и ЮАР активно перенаправлялся в страны АТР, составляя конкуренцию поставкам из Австралии.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили выше 380 долл./т. на фоне опасений недостаточного предложения. Поддержку котировкам также оказывает рост спроса на сталь, в связи с которым компания ArcelorMittal возобновила производство на нескольких доменных печах, остановленных в прошлом году.
Транспортный маршрут до порта Gladstone 11 февраля восстановил движение после ремонта. По данной ветке, перекрытой после столкновения поездов в конце прошлого месяца, осуществляются поставки более половины угля PCI из штата Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.9% в январе 2023
В январе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 17.5 млн т. угля (-1.5 млн т. или -7.9% к январю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 5.6 млн т. (+0.3 млн т. или +5.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 11.9 млн т. (-1.8 млн т. или -13.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.0 млн т. (-1.6 млн т. или -12.7% к январю 2022 г.), производство подземным способом составило 6.5 млн т. (+0.1 млн т. или +1.6%).
В январе 2023 г. потребителям было поставлено 15.6 млн т. угля, в том числе на экспорт 10.3 млн т. (-0.5 млн т. или -4.6%), российским металлургическим компаниям 2.5 млн т. (-0.3 млн т. или -10.7%), местным угольным электростанциям 1.7 млн т. (-0.03 млн т. или -1.7%).
По состоянию на 1 февраля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.1 млн т. (+5.1 млн т. или +31.9% к 1 февраля 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
На российской бирже прошли торги энергетическим углем
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже прошли торги энергетическим углем в рамках инициативы властей, направленной на сокращение количества посредников и улучшение прозрачности для потребителей. Также ожидается, что торги позволят сформировать на внутреннем рынке ценовые индикаторы и предотвратить завышение цен на угольную продукцию для генерирующих компаний.
Первые 2 сделки с каменным углём марки Д общим объёмом 140 тонн прошли 10 февраля, при этом цена составила 1800 руб./т. FCA Кузбасс. В текущее время предусмотрены торги энергетическим углем марок Д и ДГ, однако в будущем список может быть расширен.
В ноябре 2022 г. ФАС и Минэнерго согласовали инициативу по обязательной продаже на бирже не менее 10% угля марок Д и ДГ для компаний, которые имеют доминирующее положение на рынке. При этом в прошлом году Министерство Финансов РФ в мае 2022 г. предлагало обязать компании при значительном изменении условий на некоторых товарных рынках продавать до 25% объемов сырья (включая уголь, нефть, кокс и газ) на бирже для обеспечения недискриминационного доступа к товарам и справедливого ценообразования на сырьевом рынке.
Впервые проект биржевых торгов энергетическим углем был запущен правительством в конце 2019 г.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля упали ниже
135 долл./т. Снижение цен обусловлено потеплением, высокими запасами на складах, а также продолжающимся падением цен на газ и электроэнергию. Кроме того, на фоне роста стоимости квот на выбросы CO2 до рекордных 100 евро/т., в начале марта себестоимость производства электроэнергии из газа оказалась на
2 евро/МВтч ниже, чем из угля.
В связи со стабильными поставками нисходящий тренд на рынке газа продолжился и котировки на хабе TTF подешевели до 455 долл./1000 м3 (-76 долл./1000 м3 или -14.3% к 01.03.2023 г.). В настоящее время газовые хранилища Европы заполнены на 57% и проблем до завершения отопительного сезона не ожидается.
Запасы угля на складах ARA остаются на высоком уровне и превышают 7 млн т. (практически без изменений по сравнению с прошлой неделей).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. вслед за европейскими индексами, а также в связи с общим негативным трендом после сообщения о снижении целевых показателей по росту ВВП КНР и сокращением импорта со стороны Европы, Индии и Пакистана.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 10 долл. до 161 долл./т. На китайском рынке котировки упали в результате заявлений властей о целевом показателе роста ВВП страны на уровне 5% вместо ранее заявленных 6%, что является скорее негативным сигналом для угольного рынка в связи с ожидаемым сокращением потребления и спроса. Дополнительное давление оказало увеличение запасов в портах и потепление на севере Китая до рекордных для марта значений, а также снижение спроса на импортную продукцию. По данным China Electricity Council, потребление энергетического угля сократилось за неделю на 31%.
Власти КНР обозначили свое намерение прекратить инициативы, направленные на увеличение добычи угля, которые привели к скачку производства до 12 млн т. в день. В ходе заседания 5 марта было заявлено о стремлении стабилизировать сектор, однако точных цифр не называлось. Некоторые источники сообщают, что добыча может быть понижена до отметки ниже 12 млн т. в день и количество разрешений на запуск новых добывающих мощностей снизится. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 5.5 млн т. (+0.2 млн т. к 01.03.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 9 долл./т. до 125 долл./т. на фоне сокращения спроса со стороны КНР и европейских потребителей.
Власти Индонезии внесли изменение в формулу бенчмарка HBA, который используется для налоговых целей и служит референсом для внутренних цен. Теперь данный бенчмарк не будет ориентироваться на индексы и будет рассчитываться, как средний показатель фактических сделок по продаже индонезийского угля за 2 прошедших месяца.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 180 долл./т. в связи с сокращением спроса на энергетический уголь со стороны стран АТР.
Индексы австралийского металлургического угля поднялись до 365 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны КНР.
Таможенные органы двух крупных портов Китая (Caofeidian и Jingtang) сообщили о том, что помимо государственной металлургической компании Baowu Steel импорт угля разрешен и другим участникам рынка. Разрешение получили еще два крупных производителя стали, и один из австралийских поставщиков заявил об увеличении запросов со стороны других китайских металлургических предприятий.
Российские власти могут субсидировать закупку около 85 балкеров
Порядка 85 судов могут быть приобретены в рамках государственных субсидий на закупку флота для внешнеторговых операций. Из указанного количества судов основную часть составят балкеры (60 единиц), а также крупнотоннажные суда типа Capesize (12 единиц).
Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд руб., из которых правительство субсидирует порядка 70 млрд руб., в том числе порядка
24 млрд руб. в ближайшие два года. Программа государственных субсидий на закупки флота для внешнеторговых операций будет действовать до 2034 г.
Российское правительство разрабатывало программу закупки судов с 2022 г. В отличие от других программ, стимулирующих строительство судов на российских верфях, эти субсидии должны распространяться на закупку продукции зарубежных верфей и флота на вторичном рынке. Власти планируют субсидирование ставки по кредитам для банков, которые будут финансировать закупку и фрахт судов для обслуживания российских экспортно-импортных потоков.
В текущее время морской экспорт российских портов обслуживается, главным образом, судами, не контролируемыми российскими компаниями, на которые в 2022 г. пришлось около 70% экспортно-импортного грузооборота.
Российским угольным компаниям, владеющим портовыми мощностями, крайне необходимо выстраивание полной логистической цепочки, принимая во внимания новые сверхпротяженные маршруты из Северо-Западных портов в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Развитие собственного флота особенно актуально на фоне ухода многих международных судоходных компаний и позволит обеспечить стабильные перевозки на ключевых экспортно-импортных направлениях.
В результате проверок Ростехнадзора в Кузбассе приостановлены работы на 10 участках шахт
В результате проверок на шахтах Кузбасса с 22 февраля по 1 марта 2023 г. Росстехнадзор приостановил работы на 10 участках угольных шахт ряда добывающих компаний в связи с нарушениями охраны труда и промышленной безопасности.
шахта Первомайская
фото - Угольная компания Северный Кузбасс
На 90 суток приостановлено производство горных работ на участке шахты Первомайская (АО Угольная Компания Северный Кузбасс). На 30 суток остановлены работы на предприятии ООО Шахта Осинниковская.
Кроме того, наложены временные запреты на проведение горных работ на участках следующих угольных шахт: Шахта им. С. М. Кирова (СУЭК-Кузбасс), Шахта им.
7 Ноября-Новая (СУЭК-Кузбасс), Шахта им. В. Д. Ялевского (СУЭК-Кузбасс), Шахта Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Шахта Костромовская (ММК-Уголь) и на других шахтах Кузбасса.
В 2022 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе.
В январе-декабре 2022 г. добыча угля в России составила 442.1 млн т. (+1.1 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2021 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы котировки скорректировались вниз, находясь в диапазоне 110-115 долл./т., после уверенного роста неделей ранее. Снижение цен возобновилось, поскольку негативные сезонные фундаментальные факторы перевешивают опасения по поводу предложения в связи с недавними санкциями в отношении крупных российских поставщиков.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 278 долл./1000 м3 (-7 долл./1000 м3 к 06.03.2024 г.) на фоне окончания отопительного сезона, роста температуры и запасов на складах выше нормы.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 95 долл/т. благодаря устойчивому спросу со стороны Индии, Вьетнама и Пакистана. Дополнительную поддержку оказывают опасения в отношении предложения в связи с тропическим штормом Filipo, который может негативно отразиться на цепочке поставок. Осадки уже достигли Мозамбика, а в южноафриканских регионах KwaZulu-Natal и Mpumalanga были объявлены оранжевый (6-й) и желтый (4-й) уровень опасности с сильными порывами ветра и волнами в портах Richards Bay и Kosi Bay.
Азиатские страны, включая Пакистан и Вьетнам, заметно увеличили закупки угля в ЮАР с начала года, что обусловлено снижением цен. Пакистан нарастил импорт южноафриканского угля до 0.6 млн т. в январе-феврале против 5 тыс. т. за аналогичный период 2023 г. и 1 млн т. в 2022 г., что также связано с ростом цен на уголь в Афганистане.
Южноафриканская компания Exxaro Resources планирует увеличить в 2024 г. экспорт энергетического угля до 6.3 млн т. (+1.2 млн т. или +23% к 2023 г.) на основании прогноза улучшения ж/д погрузки на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 129 долл./т. на ожиданиях роста добычи и ослабления спроса в связи с проведением техобслуживания на электростанциях в межсезонье. Кроме того, китайские добывающие компании и производители электроэнергии отмечают высокий уровень запасов на складах, что также может привести к резкому уменьшению объемов импорта.
С целью сокращения складских запасов некоторые угольные компании понизили цены на 1.5-13 долл./т. Участники рынка ожидают, что компания Shenhua опустит закупочные цены на сторонний уголь еще на 4 долл./т.
На двух шахтах в провинции Shanxi и Anhui произошло несколько несчастных случаев с летальным исходом, в результате чего возникли сомнения, что власти будут продолжать настаивать на дальнейшем увеличении добычи, однако на другой чаше весов остается необходимость в обеспечении энергобезопасности, к которой стремится правительство КНР.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 13 млн т., потребление увеличилось незначительно – с 803 тыс. т. до 807 тыс. т./сутки. Запасы в
9 крупнейших портах составили 22 млн т., не изменившись по сравнению с предыдущей неделей. При это ожидается рост запасов, поскольку за последние несколько дней погрузка на ж/д линии Daqin увеличилась с 1.1 млн т. до 1.3 млн/сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 94 долл./т. Поддержку котировкам оказывает дефицит предложения, который в ближайшую неделю будет сохраняться в связи с праздником по случаю начала месяца Рамадан с 12 марта.
Компания Bukit Asam в Южной Суматре объявила форс-мажор по поставкам из-за обрушения моста на железную дорогу. Движение поездов спустя несколько дней возобновились, однако задержки с отгрузками угля продолжаются.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т., скорректировавшись вниз, после роста неделей ранее. Давление на цены оказало замедление активности на спотовом рынке ввиду сезонного фактора и снижение цен на внутреннем рынке КНР, в результате чего импортный материал становится менее конкурентоспособным.
В Токио стартовали переговоры по бенчмарку на финансовый год в рамках встречи компании Glencore и японской Tohoku Electric Power. Ожидается, что переговоры будут продолжаться до 1 апреля.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали до 6-месячного минимума, ниже 275 долл./т. в связи с ограниченным спросом и увеличивающимся предложением. Неблагоприятная конъюнктура и понижательный тренд на рынке стали в Индии сохраняется, что негативно отражается на спросе на уголь. Дополнительное давление оказывает поиск азиатскими потребителями альтернативных поставок. Низкий объем заявок на отгрузки в мае предполагает дальнейшее снижение цен.
На шести угольных шахтах в Кузбассе приостановлены работы из-за нарушений
В результате выявления нарушений в Кемеровском регионе были приостановлены работы на 6 шахтах. Ограничения коснулись шахты Усковская, (Распадская), Березовская (Северный Кузбасс), шахты им. Тихова и шахты Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), шахты им. Кирова и им. Рубана (СУЭК-Кузбасс).
Помимо превышения концентрации метана и отсутствия документации на горные работы, также были выявлены несоблюдения требований промышленной безопасности и нарушения в системе аэрогазового контроля.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
В результате массовых остановок горных работ, ограниченных провозных возможностей на сети РЖД, высоких накладных расходов, вновь введенных экспортных пошлин российские угольные компании несут убытки и вынуждены сокращать производство, снижать инвестиции в новые проекты, а в некоторых случая закрывать предприятия, что может привести к падению добычи в 2024 г.
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале добыча снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9% к январю-февралю 2023 г.). Таки образом, продолжается негативный тренд 2023 года, по итогам которого производство сократилось на 9.4 млн т. или на 4.2%.
Добыча угля продолжает падать в январе-феврале 2024 года
По предварительным данным, добыча угля в Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале 2024 г. снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9%), продолжив тренд 2023 г., в течение которого добыча упала на 9.4 млн т. или на 4.2%. Основной рост происходил за счет объемов угля низкого качества, добываемого на Сахалине и в Якутии, что может резко ограничить объем предложения высококалорийного материала и угля PCI в апреле-мае 2024 г.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором в 2022 г., после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), продолжились в 2023-2024 гг., что приводит к приостановке деятельности ряда шахт и разрезов.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
Сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 54%
По данным Росстата, сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 53.8% по сравнению с 2022 г., до 374.7 млрд руб.
За период январь-декабрь 2023 г. прибыль угольных компаний снизилась до 457.2 млрд руб. (-47.3%), убытки составили 82.5 млрд руб. (+45.1%).
Так, из-за неудовлетворительных финансовых результатов руководство угольной компании Распадская не стала выплачивать дивиденды по итогам 2023 г.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
В 2023 г. экспорт российского угля упал до 212.1 млн т. (-7.6 млн т. или -3.5% к 2022 г.).
Добыча угля в 2023 г. снизилась до 438.0 млн т. (-6.7 млн т. или -1.4% к 2022 г.).
Поставки российского угля снизились на 4.7% в январе 2024 года
В январе 2024 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, составили 31.9 млн т. (-1.6 млн т. или -4.7% к аналогичному периоду 2023 г.).
За январь 2024 г. на внутренний рынок было отгружено 17.3 млн т. (+0.1 млн т. или +0.7% к январю 2023 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе 2024 г. составили 14.6 млн т. (-1.7 млн т. или -10.5% к январю 2023 г.).
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.