Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы наблюдалось падение цен ниже
104 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, увеличение генерации ВИЭ, снижение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке. Кроме того, в ближайшую неделю возобновляются отгрузки угля из США через порт Балтимор, который ранее был заблокирован в результате обрушения моста.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались до 330 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 к 08.05.2024 г.) в связи с увеличением поставок норвежского газа. Запасы на терминалах ARA сократились до 5.4 млн т. (-0.2 млн т. к 08.05.2024 г.), впервые за два года опустившись ниже отметки 5.5 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны из-за невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 106 долл./т. на данных о низких складских запасах и стабильном спросе со стороны Индии и стран АТР. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстановились с минимальных значений до 2.1 млн т. (+0.2 млн т. к 08.05.2024 г.).
В июне правительство ЮАР планирует продлить срок эксплуатации угольных электростанций Eskom, что является позитивной новостью для местных добывающих компаний, поскольку южноафриканские ТЭС в совокупности потребляют 100 млн т. угля или около 50% общего объема добычи в стране. Ожидается, что закрытие трех ТЭС (Camden, Grootvlei и Hendrina) будет перенесено с 2023-2027 гг. на 2027-2030 гг.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. на ожиданиях увеличения спроса в связи с необходимостью пополнения запасов в преддверии лета. При этом за последние несколько дней цены скорректировались вниз после заявления властей провинции Shanxi об ослаблении контроля за объемами добычи, а также просьбы к угольным компаниям нарастить производство до 110% от имеющихся мощностей и вернуть ночные смены. На прошедшей неделе власти также разрешили возобновить добычу на ранее остановленных шахтах, где происходили несчастные случаи, но были проведены восстановительные работы и устранены нарушения.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились с 14 млн т. до 14.3 млн т., потребление угля выросло с 740 тыс. до 746 тыс. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 24.4 млн т. (+1.2 млн т. к 08.05.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 91.8 долл./т. (+1.3 долл./т. к 08.05.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR укрепилась до 57 долл./т. (+1 долл./т. к 08.05.2024 г.).
Котировки индонезийского угля двигались вверх из-за стабильного спроса со стороны китайских производителей химической продукции, цемента и электроэнергии. Кроме того, спрос увеличился со стороны Индии (на низко- и среднекалорийный уголь) и Японии (на материал с калорийностью 5700-6000 ккал/кг GAR). Положительная динамика также обусловлена недавним резким потеплением в некоторых азиатских странах, включая Индию, где правительство потребовало от ТЭС, работающих на импортном угле, загружать мощности генерации на 100% до 15 октября.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 145 долл./т., в том время как среднекалорийный материал 5500 подорожал до 90 долл./т. Индексы австралийского угля двигались разнонаправленно на фоне роста спроса на низко- и среднекалорийный уголь со стороны стран АТР и давления на котировки высококалорийного угля по причине падения цен на энергетическом рынке Европы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до уровня 235 долл./т. В связи с ухудшением конъюнктуры на рынке стали китайские производители кокса отказались от повышения цен на свою продукцию, что оказало давление на австралийские цены.
В рамках масштабной реструктуризации бизнеса компания Anglo American объявила о планах продать подразделение по добыче металлургического угля с целью сфокусироваться на производстве меди и железной руды. Anglo American также отметила, что в настоящее время рассматривает предложение одного из потенциальных покупателей, при этом недавно компания отвергла предложение BHP. В 2023 г. компания Anglo American добыла 16 млн т. металлургического угля.
Новые санкции продолжают снижать предложение российского угля
Доступность высококачественного российского угля на мировом рынке, включая энергетический материал, уголь PCI и антрацит, значительно снизилась в январе-мае 2024 г. Дефицит предложения из России продолжит усиливаться далее, с июня 2024 г., на фоне ввода новых санкций против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России и крупнейшего производителя высококачественного антрацита в мире.
По предварительной оценке, в результате санкций экспортные отгрузки Сибантрацита в январе-мае 2024 г. упадут до 5.8 млн т. (-3.9 млн т. или -40% к январю-маю
2023 г.).
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов Сибантрацита, СУЭК и Мечела, составит около 50 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Таким образом, под санкции США с начала 2024 г. попало 30% российского угольного экспорта, что ведет к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Убыточность поставок из портов Балтики и Черного моря уже стала причиной существенного снижения экспорта угля на данных направлениях и в дальнейшем может привести к приостановке отгрузок энергетического материала из терминалов Северо-Запада и Юга России. Объемы перевалки угля в крупнейшем российском порту на юге страны — Тамани продолжают падать и в январе-мае 2024 г. экспортные поставки оценочно составят 2.4 млн т. (-9.1 млн т. или -79.1% к январю-маю 2023 г.).
Кроме того, плановые летние ремонтные работы и мероприятия по модернизации на ж/д сети РЖД также добавят ограничений на, и без того сниженный, объем российского экспорта.
Глава Кузбасса утвержден на пост министра энергетики России
Госдума утвердила на должность министра энергетики России Сергея Цивилева, который с 2018 года возглавляет Кузбасс, главный угольный регион России. В составе нового правительства 62-летний чиновник сменит на посту Николая Шульгинова, которому исполняется 73 года.
Цивилев обозначил, что для него в приоритете будут поручения президента Владимира Путина, интересы жителей Кузбасса и всех регионов страны.
Предположительно новый министр также будет выполнять роль антикризисного управляющего, для которого одним из ключевых станет вопрос взаимодействия с АО РЖД, поскольку угольная промышленность оказалась в сложной ситуации из-за высоких транспортных расходов, ограниченных провозных мощностей, низких цен на международном рынке и санкционного давления. Цивилев неоднократно обращался к правительству, поскольку РЖД сокращало планы по вывозу угля и недостаточно оперативно развивали пропускную способность ж/д инфраструктуры.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-апреля 2024 г. упала до 69.4 млн т. (-3.3 млн т. или -4.5% к январю-апрелю 2023 г.). Экспорт в 1 квартале текущего года снизился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к январю-марту 2023 г.).
С начала года под санкции США попало 30% российского угольного экспорта, в связи с чем ожидается дальнейшее сокращение добычи и поставок высококачественного угля на международные рынки.
Coal center analytics (CCA)
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
Угольные котировки на европейском рынке на прошлой неделе двигались в диапазоне 119-122 долл./т. Поддержку индексам оказали высокие цены на природный газ, а также прогнозы существенного похолодания в ноябре. Угольная и газовая генерация в Европе увеличилась на фоне сокращения возобновляемой генерации и более холодной погоды, что привело к росту стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию в Германии подскочили с 84.97 евро/МВтч до 113.15 евро/МВтч. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала с 62% до 53%, тогда как доля генерации на ископаемом топливе выросла с 38% до 47%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно скорректировались вниз до 459.66 долл./1000 м3 (-1.00 долл./1000 м3 к 23.10.2024 г.). Частичное давление на котировки газа оказало предупреждение Goldman Sachs о возможном падении цен, если ЕС продолжит наращивать поставки газа из России. Запасы угля на терминалах ARA выросли до 4.10 млн т. (+0.28 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался на уровне прошлой недели около 110 долл./т. Деловая активность снижается в преддверии праздников в Индии (31 октября отмечается Фестиваль Огней). При этом индийские производители губчатого железа заняли выжидательную позицию и через неделю планируют вернуться к покупкам материала на январь. Кроме того, 24 октября, циклон Дана обрушился на восточное побережье страны и повлиял на работу некоторых портов, включая Dhamra, Paradip и Haldia.
Запасы на складах терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достигли максимума с 2021 г. и составили 3.96 млн т. (+0.3 млн т. к 23.10.2024 г.). При этом экспортные отгрузки упали за неделю на 30% до 0.83 млн т. против среднего недельного значения в 2024 г. в объеме 0.95 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 120 долл./т., практически не изменившись к уровню прошлой неделе. Поддержку котировкам оказывает остановка добычи некоторыми небольшими компаниями в связи с исчерпанием месячной квоты. Потребление угля на электростанциях в восьми прибрежных провинциях увеличилось с 1.87 млн т./день до 1.93 млн т./день.
При этом спрос остается ограниченным, и некоторые участники рынка ожидают падения цен FOB. До 5 ноября прогнозируется температура выше сезонной нормы на 1-3°С, а завершившееся техническое обслуживание ж/д линии Daqin приведет к увеличению складских запасов в портах в результате роста ж/д отгрузок до 1.20 млн т./день.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.72 млн т. (-0.15 млн т.), запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.63 млн т. (+0.58 млн т. к 23.10.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 93.6 долл./т. (-0.20 долл./т. к 23.10.2024 г.), низкокалорийный материал 4200 GAR осталась на уровне 52.3 долл./т. (без изменений к 23.10.2024 г.).
Котировки индонезийского угля находились под небольшим давлением из-за отсутствия значительного покупательского интереса на спотовом рынке, что связано с большими запасами угля у покупателей. Однако некоторые экспортеры не планируют увеличения предложения до конца года, поскольку не заинтересованы в дальнейшем падении цен.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше 145 долл./т. на фоне технического обслуживания терминалов в преддверии сезона циклонов (ноябрь-апрель). На терминале Abbot Point Coal Terminal (APCT) проводится обслуживание судопрогрузочной (СПМ) машины с 23 октября по 10 ноября, на терминале PWCS – техобслуживание СПМ с 31 октября по 2 ноября и на Hay Point Coal Terminal – обслуживание причалов с 24 октября по 7 ноября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Поддержку котировкам оказывает активность китайских производителей стали, нарастивших производство в связи с улучшением ситуации с маржинальностью, которая еще в сентябре была отрицательной.
Компания Glencore заявила об увеличении производства металлургического угля на 113% до 11.1 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. по сравнению с 5.2 млн т. за аналогичный период прошлого года, что обусловлено приобретением доли в канадской компании Elk Valley Resources у Teck Resources в размере 77% за 6.93 млрд долл. 11 июля 2024 г. Согласно прогнозам компании, по итогам 2024 г. добыча составит 19-21 млн т.
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД падение экспорта российского угля усиливается. В январе-сентябре 2024 г. на экспорт было отгружено на 15.0 млн т. или на 9.3% меньше, чем в январе-сентябре 2023 г. Прогнозируется, что в 2025 г. негативный тренд продолжится.
В октябре 2024 зафиксировано максимальное снижение отгрузки на терминалы Северо-Запада и Юга. В отдельные сутки на Усть-Лужский ж/д узел отгрузка угля практически не производилась РЖД.
Прогноз отгрузки угля на Тамань в октябре 2024 г. составляет 0.8 млн т. (снижение на 1.2 млн т. или на 60% к уровню 2023 г.). Прогноз отгрузки угля в Усть-Лугу в октябре 2024 г. 2.1 млн т. (снижение на 0.7 млн т. или на 25% к уровню 2023 г.).
Срыв текущей отгрузки в адрес порта Тамань не связан с переговорами грузоотправителей с терминалом. Угольные компании договорились с терминалом по условиям перевалки еще в июне 2024 г. Текущие заявки по перевозке угля в адрес порта Тамань свидетельствуют о стабильном спросе на перевалку в Тамани.
Из-за недозавоза склады угля в портах погрузки близки к нулю, увеличивается простой судов на рейде в ожидании груза. В этой ситуации экспортеры вынуждены переносить обязательства по поставке перед покупателями на будущие периоды, что чревато риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, например рынка Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика - Колумбию.
С учетом срыва отгрузки по РЖД и невозможности экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, сегодня наблюдаем обратный тренд - замещение российского угля колумбийским: в январе-августе 2024 г. доля российских поставщиков на турецком рынке снизилась с 71% в 2023 г. до 61% в январе-августе 2024 г.
Таким образом, российские экспортеры не смогут воспользоваться ростом цен на западном направлении в 4-м квартале(+27 долл./т. к минимальному уровню индекса API2 в 2024 г.: 118.3 долл./т. текущий уровень к 91.3 долл./т. в середине февраля 2024 г.), что приведет к еще большим убыткам отрасли в 2024 г.
Помимо этого, потеря доля на рынке Турции повлечет за собой увеличение убытков в последующие периоды. Из-за санкций и закрытия рынка Европы для российского угля, следующий «ближайший» рынок сбыта для отечественных экспортеров - Индия, куда фрахт на 20 долл./т. выше, чем до Турции из Усть-Луги.
В октябре зафиксировано рекордное количество брошенных груженых поездов с углем на сети РЖД, которая практически парализована. Некоторые груженные составы простаивают более месяца в ожидании движения.
Продолжается тренд по нехватке локомотивных бригад (неофициальная причина - простой локомотивов из-за недостаточного количества локомотивных бригад в связи с низкими зарплатами в РЖД).
В первую очередь снижается экспорт угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области: суммарно на 15 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. (к январю-сентябрю 2023 г.). Незначительная положительная динамика наблюдается только по Якутии и Дальнему Востоку.
Отгрузки на экспорт из Кузбасса в сравнении с 2021 г. упали на 27 млн т. или на 16%.
Из 130 российских угледобывающих предприятий 64 убыточны (данные на август 2024 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-августа 2024 г. подскочили в 2.7 раза до 116.9 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 112.0 млрд рублей (-71.2% к январю-августу 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 4.9 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 39% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости. По итогам года убыток отрасли прогнозируется на уровне 34.0 млрд руб. Последний раз совокупный аналогичный показатель наблюдался только в 2020 г., когда он составил 37.6 млрд руб.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Кроме того, продолжает действовать пошлина на коксующийся уголь.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-сентября 2024 г. упала до 147.0 млн т. (-13.0 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 148.1 млн т. (-15.7 млн т. или -9.6% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 121 долл./т. Поддержку индексам оказал рост цен на природный газ после незапланированного снижения поставок с норвежского месторождения Oseberg, а также прогнозы сильного похолодания в ноябре. Газовые котировки на хабе TTF составили 478 долл./1000 м3 (+27 долл./1000 м3 к 16.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.88 млн т. (+0.34 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 на прошедшей неделе преодолел отметку 110 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны индийских потребителей. Участники рынка ожидают рост спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались ниже уровня 121 долл./т. Крупнейший поставщик – компания Shenhua в очередной раз снизила закупочные цены у сторонних производителей. Это лишило уверенности некоторых участников рынка, ожидавших повышения цен после резкого снижения температуры в северных и центральных провинциях страны. Более того, спрос со стороны производителей цемента, кокса и химической промышленности замедлился. Часть потенциальных покупателей заняли выжидательную позицию, рассчитывая на дальнейшее ослабление котировок. Тем не менее, большинство участников рынка не ожидает значительных колебаний индексов в ту или иную сторону. Некоторые даже прогнозируют, что из-за достаточного внутреннего предложения цены FOB в портах страны могут двигаться в узком диапазоне в течение всей зимы.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93.8 долл./т. (+0.8 долл./т. к 16.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52.3 долл./т. FOB Kalimantan (-0.20 долл./т. к 16.10.2024 г.). В целом, на рынке отмечается отсутствие значительного покупательского интереса к индонезийскому материалу, что связано с большими запасами угля и снижением цен на китайском рынке.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 144 долл./т. Одной из причин стало снижение спотового спроса ввиду предстоящего перезапуска трех простаивающих атомных электростанций в Японии. Три реактора суммарной мощностью 2.75 ГВт должны постепенно вернуться в строй в ноябре-декабре.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили падение ниже 200 долл./т. Участники рынка обращают внимание на негативный тренд на бумажном рынке металлургического угля и стали в Китае, а также на достаточное предложение материала на спотовом рынке, что может привести к дальнейшей коррекции. Стимулирующие меры, предлагаемые правительством Китая, для поддержания экономики и, в частности, строительного сектора пока не вселяют уверенности в инвесторов.
Котировки австралийского угля PCI упали ниже 160 долл./т. под влиянием коррекции цен на металлургический материал, несмотря на ограниченное предложение. Также негативным фактором для материала PCI стал слабый спрос со стороны китайских потребителей.
Экспорт российского угля в Китай в январе–сентябре 2024 г. упал до 71.5 млн т. (-8.5 млн т. или -11% к январю-сентябрю 2023 г.).
При этом за 9 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 390.0 млн т. (+42.0 млн т. или +12.1% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-сентябре 2024 г. сократилась почти на 5.0% до 18.3%. В прошлом году в январе-сентябре она составляла 23.0%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 9 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился более чем на 20 млн т. или почти на 65%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели скорректировались ниже 118 долл./т. Основным драйвером снижения цен на энергетическом рынке стало заявление, сделанное в начале недели правительством Израиля, о том, что его войска не будут атаковать энергетические и ядерные объекты Ирана. Это уменьшило опасения участников рынка относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из стран Ближнего Востока.
Газовые котировки на хабе TTF составили 451 долл./1000 м3 (+9 долл./1000 м3 к 09.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA остаются стабильными, на уровне 3.54 млн т. (-0.03 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 откатился до уровня 110 долл./т. вслед за коррекцией европейского рынка.
Экспорт из южноафриканского угольного терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) второй год подряд не поднимается выше уровня 50 млн т.
Спрос на южноафриканский материал со стороны индийских потребителей остается стабильным ввиду роста цен на горячебрикетированное железо и сталь. Кроме того, участники рынка ожидают роста спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 2 долл./т., опустившись до 121 долл./т.
В начале недели компания Shenhua снизила закупочные цены у сторонних производителей в регионе Внутренняя Монголия, а также цены FOB в портах отгрузки. Примеру Shenhua последовали другие производители угля. Снижение цен в крупнейших регионах добычи составило 0.7-2.8 долл./т.
В то же время ж/д Китая с начала октября увеличили количество маршрутов для перевозки материала. Аналогичные действия в прошлом году позволили за месяц нарастить запасы угля в крупнейших портах с 23 до 27 млн т. По состоянию на 15.10.2024 г. величина запасов составила 24.2 млн т.
Из-за достаточного объема предложения на рынке, а также в ожидании дальнейшего ослабления котировок потребители снижают торговую активность.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR оставался стабильным на уровне 93 долл./т., при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла выше 52.5 долл./т. благодаря спросу со стороны китайских потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 понизился до 147-148 долл./т. FOB. Метеорологическое бюро Австралии опубликовало первый прогноз на сезон циклонов с ноября 2024 по апрель 2025 г., в котором предупреждает о повышенной вероятности интенсивных циклонов в этом сезоне из-за более теплой температуры океана. Ожидается, что в этом сезоне у побережья Квинсленда пройдут четыре циклона, которые могут негативно повлиять на судоходство из экспортных портов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC превысили 210 долл./т. 16 октября, но затем 17 октября скорректировались вниз почти на 6 долл./т., растеряв весь недельный рост. Коррекция последовала после того, как на платформе globalCoal было выставлено предложение о поставке 70 тыс. т. угля марки Peak Downs или BMA PLV по цене 206 долл./т. FOB Australia. Резкое снижение котировок заставило индийских и китайских потребителей смотреть в сторону цен спроса на уровне 200-204 долл./т. FOB или занять выжидательную позицию.
Форвардные бумаги на ноябрь и декабрь на сингапурской бирже с середины недели потеряли по 7 долл./т., опустившись до 204 и 205 долл./т. FOB, в то время как фьючерсы на металлургический уголь на китайской Dalian Commodity Exchange рухнули на 8%. Цены на металлургический уголь в Китае скорректировались на фоне более слабых, чем ожидалось, мер по стимулированию рынка недвижимости.
В январе-сентябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 147.3 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В сентябре 2024 г. добыча упала до 14.6 млн т. (-2.9 млн т. или -16.6% к сентябрю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 9 месяцев 2024 г. составила 47.3 млн т. (-2.6 млн т. или -5.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 100.0 млн т. (-10.3 млн т. или -9.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 100.1 млн т. (-7.5 млн т. или -7.0% к январю-сентябрю 2023 г.), производство подземным способом составило 47.2 млн т. (-5.4 млн т. или -10.3% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 октября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.5 млн т. (-2.6 млн т. или -12.3% к 1 октября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
В 2023 году добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского угля в Индию в январе–августе 2024 г. упал до 19.2 млн т. (-0.5 млн т. или -2.5% к январю-августу 2023 г.).
При этом за 8 месяцев 2024 г. общий импорт угля Индией увеличился до 188.6 млн т. (+20.2 млн т. или +12% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Индии в январе-августе 2024 г. сократилась на 1.5% до 10.2%. В прошлом году в январе-августе она составляла 11.7%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на начало августа 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.