Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пульс угля - 21 ноября

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Пульс угля - 21 ноября
Фото: piqsels.com

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на европейском угольном рынке происходило укрепление угольных котировок выше отметки в 215 долл./т. Поддержку индексам оказывали рост цен на газ на фоне прогнозов о приближающемся похолодании и временных ограничениях поставок с месторождения компании Equinor в Норвежском море, форс-мажорные обстоятельства с поставками угля на терминал Richards Bay в ЮАР, а также блокада ж/д путей, ведущих в Puerto Bolivar, бывшими работниками Cerrejon в Колумбии.


Цены спот на южноафриканский материал 6000 на прошедшей неделе выросли выше 180 долл./т. Transnet сообщила, что 18.11.2022 г. частично возобновит движение по ж/д линии, ведущей в терминал Richards Bay, где 08.11.2022 г. произошел сход поезда, в результате чего поставки в порт были перекрыты и компания была вынуждена объявить о форс-мажорных обстоятельствах. Полное возобновление движения поездов запланировано на 21.11.2022 г. За время аварии запасы угля на терминале Richards Bay снизились с 3.2 до 1.9 млн. т., что привело к нехватке востребованных марок. В результате оператор был вынужден замедлить погрузку материала на суда, а трейдеры - сдвинуть сроки поставок.

Также 15.11.2022 г. стало известно о столкновении двух ж/д составов с железной рудой и марганцем на границе Мозамбика и ЮАР. По данным экспертов, авария окажет дальнейшее негативное воздействие на экспортный рынок двух стран. В том числе могут быть затронуты экспортные поставки угля из ЮАР через мозамбикский порт Maputo.

В Колумбии бывшие работники компании Cerrejon (принадлежит Glencore) 08.11.2022 г. заблокировали ж/д пути, ведущие в экспортный терминал Puerto Bolivar. Блокировка привела к еще большему истощению запасов угля на терминале, т.к. ранее с середины сентября негативное влияние на поставки оказывали проливные дожди в стране. Основным требованием 226 человек является восстановление на работу в компанию. В феврале 2021 г. Cerrejon начала сокращения персонала в рамках реструктуризации и снижения затрат. Представители компании пытаются оказать давление на правительство, утверждая, что рабочие были уволены строго в соответствии с законодательством и что в случае остановки добычи, страна будет терять на недополученных налогах по 468 тыс. долл. США в день. Тем не менее, президент Густаво Петро запретил использовать силовые структуры для разгона протестующих.

Цены на внутреннем рынке Китая продолжают снижение на фоне все большей уверенности участников рынка в том, что улучшение ситуации с поставками будет идти быстрее, чем восстановление спроса. Большая часть добывающих регионов ослабила COVID-ограничения на производстве и транспорте, однако это не привело к росту активности потребителей.

Также на настроения покупателей не оказали влияния прогнозы о приближающемся похолодании. Запасы угля на электростанциях находятся на комфортном уровне, достаточном для работы в течение 18-24 дней, запасы угля во внутренних портах также показывают рост. В результате, по состоянию на 16.11.2022 г. цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao снизились в среднем на 10.65 долл./т. до 210 долл./т.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 170.00 долл./т. Власти Индонезии заявили о планах увеличить поставки угля на внутренний рынок страны в 2023 г. более чем на 40 млн. т. до 161 млн. т., что связано не только с желанием избежать повторения ситуации начала года, когда был введен запрет на экспорт материала, но и с введением в эксплуатацию трех новых угольных электростанций общей мощностью 5.3 ГВт (они будут потреблять примерно 23 млн. т. угля в год), а также с ожиданием роста экономики после пандемии COVID-19.

Цены высококалорийного австралийского угля 6000 на рынке австралийского энергетического материала восстановились выше уровня в 335 долл./т.

Во второй половине недели цены на уголь получили поддержку в связи с конфликтом профсоюзных организаций, представляющих интересы рабочих буксирных катеров, и компании-оператора Svitzer Australia.

Предметом разногласий стали условия нового договора между профсоюзами и Svitzer. Svitzer был готов с 18.11.2022 г. начать массовое бессрочное отстранение от работы экипажей, т.к. переговоры идут безрезультатно уже около 3-х лет, а акции профсоюзов наносят компании ущерб уже продолжительное время.

В случае реализации негативного сценария, буксировка судов была бы ограничена в 17 австралийских портах, где работает Svitzer, в том числе в угольных терминалах Newcastle и Kembla.

Однако 17.11.2022 г. стало известно, что правительственная арбитражная комиссия по трудовым отношениям запретила Svitzer прибегать к отстранению от работы персонала из-за потенциального риска для экономики страны.

Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 285 долл./т. Цены на металлургический уголь находятся под давлением слабого спроса со стороны металлургических производств в Европе и Азии. В Европе компания ArcelorMittal остановит с декабря 2 доменные печи на заводе Fos-sur-Mer (Франция) на фоне низкого спроса. В Азии вьетнамская компания Hoa Phat остановила 5 из 7 доменных печей на двух своих металлургических заводах. В результате несколько судов с металлургическим углем могут оказаться на спотовом рынке. Участники рынка, сообщают также о других металлургических компаниях, которые возвращают избыточный объем металлургического угля на рынок. Индийские металлурги снизили интерес к закупкам материала на фоне высоких накопленных запасов стали и металлургического угля в стране.

 

Правительство РФ не будет вводить экспортные пошлины на уголь в начале 2023 г.

Российские правительство не будет вводить экспортные пошлины на энергетический и коксующийся уголь с начала 2023 г. При этом представители власти продолжат мониторить ситуацию и следить за конъюнктурой рынков в 1 квартале.


Ранее предполагалось, что пошлина будет взиматься при цене FOB от $150/т. энергетического и $170/т. коксующегося угля. Ставка пошлины во всех случаях предполагалась на уровне 40%. Дополнительные поступления в бюджет России от пошлины на уголь планировались в объеме около 30 млрд. руб.

Однако, несмотря на отмену введения экспортной пошлины, угледобывающие предприятия все равно столкнуться с ростом налоговой нагрузки.

С 1 января по 31 марта 2023 г. будут повышаться ставки НДПИ для энергетического и коксующегося угля, а также антрацита, что позволит привлечь в бюджет 14.4 млрд. руб.

 

Шахта Листвяжная восстановила инфраструктуру и возобновит добычу

На шахте Листвяжная ожидается возобновление добычи угля, что стало возможным благодаря восстановленной инфраструктуре. С целью безопасной эксплуатации шахты на предприятии выполнены мероприятия по приведению всех систем в соответствие с действующими техническими требованиями.

При этом для добычи угля запустят новый участок, а старые забои, где 25 ноября 2021 года в результате аварии погиб 51 человек (46 горняков и 5 спасателей), эксплуатироваться не будут.

В связи с аварией выемка угля в 2022 г. не велась, а в 2021 г. добыча на шахте Листвяжная составила 4.7 млн. т. (-0.3 млн. т. к 2020 г.).

На шахту Листвяжная приходилось примерно 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву.

СДС-Уголь входит в топ-10 российских производителей по объемам добычи и экспорта угля. В январе-октябре 2022 г. предприятия компании произвели 11.2 млн. т. (-4.9 млн. т. или -30.6% к аналогичному периоду 2021 г.).