Поделиться
Пульс угля — 23 сентября: угольная промышленность в моменте
Поделиться

Угольный рынок: текущие котировки, тренды в добыче и экспортные ограничения

автор/источник фото: Parilov/Shutterstock

Краткий обзор мирового угольного рынка

Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 113 долл./т. Поддержку ценам оказывало сокращение складских запасов и увеличение волатильности котировок нефти и газа, обусловленное эскалацией геополитической обстановки на Ближнем Востоке.

Тематическое фото. источник: САА

Газовые котировки на хабе TTF снизились до 408.43 долл./1000 м3 (-2.25 долл./1000 м3 к 11.09.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 18.09.2024 г. упали до 3.83 млн т. (-0.32 млн т. или -7% за неделю).

Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 104 долл./т. Котировки остаются под давлением, поскольку падение предложения (вызванное проблемами с вывозом угля) нивелируется невысоким спросом со стороны потребителей в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Участники рынка ожидают, что цены на высококалорийный материал протестируют ключевой уровень поддержки в 100 долл./т. FOB в течение недели, при этом представители отрасли полагают, что это минимальное значение в связи с высокой себестоимостью добычи в ЮАР и логистическими издержками.

Южноафриканская компания Seriti Resources планирует сократить более 1000 рабочих на шахтах Middelburg Mine Services и Klipspruit South-East, поскольку поставки угля на внутренний и внешний рынки стали нерентабельными. В настоящий момент Seriti Resources консультируется с правительством по поводу дальнейших шагов в связи с данной ситуацией.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 121 долл./т. При этом торговая активность была снижена, поскольку 15-17 сентября были нерабочими днями в КНР в связи с Праздником середины осени. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.

Некоторые участники рынка ожидают дальнейшего роста цен FOB в среднесрочной перспективе в связи с сокращением складских запасов. Однако другие игроки полагают, что давление будет увеличиваться из-за снижения температуры в центральных и северных регионах в результате усиления ветра и тайфуна Пуласан, что приведет к замедлению спроса на электроэнергию.

Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.92 млн т. (-0.06 млн т. к 11.09.2024 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 92 долл./т. Рынок индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, ожидающих увеличения потребления угля. Со стороны Индии также прогнозируется рост спроса в ближайшие несколько недель в связи с усилением промышленной активности в преддверии сезона праздников в сентябре-октябре. Также спрос со стороны Вьетнама восстанавливается благодаря возобновлению эксплуатации угольных электростанций, остановленных из-за прошедшего тайфуна Яги.

Кроме того, предложение со стороны Индонезии было ограничено в связи с праздниками, при этом движение по реке Lalan возобновилось, что может привести к росту предложения низкокалорийного материала из Южной Суматры.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 137 долл./т. Сезонное пополнение запасов оказало частичную поддержку австралийским котировкам, однако значительное предложение оказало давление на высококалорийный материал.

Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались на уровне 180-181 долл./т. по причине улучшения спроса со стороны КНР. Однако предложение по-прежнему превышает спрос и на рынке стали превалируют негативные прогнозы. Индийские потребители отмечают, что готовы вернуться к закупкам в случае роста цен на сталь. Котировки австралийского угля PCI после существенного падения неделей ранее остались без изменений на уровне 140 долл./т.

Участники рынка отмечают, что в текущей ситуации дальнейшее движение котировок зависит от развития событий в КНР, при этом многие ожидают продолжения нисходящего тренда.

РЖД повысит тарифы еще на 17–22% в 2024-2025 гг.

РЖД планирует резко увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г. Данную инициативу участники отрасли восприняли негативно, поскольку угольную отрасль уже оказалась под ударом из-за высокой фискальной нагрузки, свыше 50% производителей стали убыточными и цены на экспортном рынке продолжают снижаться.

Тематическое фото. источник: САА

Повышение возможно в два этапа: с 1 ноября 2024 г. на 3.6% и 1 января 2025 г. на 13% (суммарно на 17.2%), или с 1 января 2025 г. сразу на 22.7%.

Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%, более 50% экспорта угля оказалось под санкциями, а себестоимость добычи подскочила. При этом производители коксующегося угля продолжают платить экспортную пошлину.

Многие предприятия закладывали в свои бюджеты на 2025 г. рост тарифов РЖД на уровне 7–10%, однако резкое увеличение на 17–22% заставляют их пересмотреть свои планы. Результаты 1 полугодия 2024 г. показали, что угольные компании уже отказываются от новых проектов и сокращают инвестиции.

Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г. Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.

Восточное направление, где ж/д инфраструктура оказалась перегруженной из-за разворота поставок материала в страны АТР, может стать убыточным, тогда как экспорт в южном и западном направлении уже нерентабелен. На фоне совокупности негативных факторов новая индексация тарифов приведет к дальнейшему падению добычи в Кузбассе и других угледобывающих регионах, а также к сокращению экспортных поставок.

В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.). 

Добыча угля в Кузбассе упала на 6.6% в январе-августе 2024 года

В январе-августе 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 133.3 млн т. (-9.4 млн т. или -6.6% к январю-августу 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.

Тематическое фото. источник: САА

В августе 2024 г. добыча упала до 15.1 млн т. (-2.0 млн т. или -11.7% к августу 2023 г.).

Добыча коксующегося материала за 8 месяцев 2024 г. составила 42.5 млн т. (-1.8 млн т. или -4.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 90.8 млн т. (-7.6 млн т. или -7.7%).

Открытым способом угольные компании добыли 90.1 млн т. (-5.9 млн т. или -6.1% к январю-августу 2023 г.), производство подземным способом составило 43.2 млн т. (-3.5 млн т. или -7.5% к аналогичному периоду прошлого года).

По состоянию на 1 сентября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.6 млн т. (-2.0 млн т. или -9.7% к 1 сентября 2023 г.).

Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.

Coal center analytics (CCA) Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — весна 2024

В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Шахтерам светит тяжелый год

В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 16 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 30 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 23 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 16 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 9 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 2 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 26 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Контейнерные зигзаги на восточных рубежах: почему стопорится трансграничная логистика

Проблемы с движением поездов в условиях инфраструктурных ограничений Восточного полигона привели к очередному логистическому кризису. На этот раз образовалась напряженная ситуация с доставкой контейнерных грузов из Китая. Причина не только в недостатке инфраструктуры, но и в усиливающемся дисбалансе между входящим и исходящим потоками: импорт контейнеров значительно превышает экспорт, что накладывает отпечаток на работу транспорта. Судя по всему, это далеко не последний вызов для логистов и грузовладельцев.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 19 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 12 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 5 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Больше материалов