Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены отскочили выше 95 долл./т. после падения неделей ранее. Рост обусловлен сокращением запасов на складах ARA. При этом давление на котировки сохраняется в связи со значительными запасами газа, а также окончанием зимнего сезона с температурой выше нормы.
Кроме того, власти Колумбии, также поставляющей уголь в Европу, приступили к рассмотрению законопроекта, который запретит поиск новых угольных месторождений и позволит государству национализировать угольные активы. В связи с этим возникли опасения, что добывающие компании могут отказаться от дальнейших инвестиций в производство.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 267 долл./1000 м3 (-9 долл./1000 м3 к 14.02.2024 г.) на фоне высоких запасов, при этом поставки норвежского газа за неделю сократились на 4.5% в связи с остановкой работы месторождения Aasta Hansteen и ограниченной мощностью месторождения Karsto. Совокупные запасы угля на складах ARA сократились до 6.6 млн т. (-0.4 млн т. или -6% к 14.02.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 остался практически без изменений на уровне 93-94 долл/т. по причине сокращения спроса, особенно со стороны индийских потребителей в связи с падением цен на губчатое железо и сталь, а также удорожания железной руды. Рост спроса со стороны Европы также остается ограниченным. По итогам 2023 г. Индия резко нарастила импорт южноафриканского угля до 31.5 млн т. (+11.5 млн т. или +57% к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 3 долл./т. до 132 долл./т. в связи с возобновлением торговой активности после окончания праздников. Котировки укрепились благодаря ожидаемым снегопадам, похолоданию (на 20°C в южных и юго-восточных провинциях) и сократившимся за время праздников запасам.
Поддержку ценам также оказало решение провинции Shanxi снизить добычу на всех предприятиях, в связи с чем ожидается, что центральные власти будут ужесточать проверки безопасности в трех основных угледобывающих регионах до начала ежегодного заседания партии в марте. В рамках планируемой инициативы угольные компании будут проверять на предмет перепроизводства и использования нелегальной рабочей силы.
Компания Shenhua 20 февраля подняла закупочные цены для сторонних поставщиков на 3 долл./т. на все марки угля, что подстегнуло позитивные ожидания.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т до 92 долл./т. Власти Индонезии отметили, что уже согласовали 542 плана по добыче из более, чем 800 полученных заявок. В то же время проливные дожди продолжают негативно отражаться на погрузочных операциях в Суматре.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживается выше 120 долл./т. на фоне ограниченного предложения из Индонезии и скопления очередей из судов в австралийских портах.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали ниже 315 долл./т. в связи с невысоким спросом и достаточным предложением на спотовом рынке. Спрос со стороны Индии частично удовлетворяется альтернативным материалом из других стран.
Некоторые участники рынка прогнозируют временную поддержку угля PCI благодаря укреплению цен в КНР на фоне ухудшения погодных условий и возобновления производственной активности. Кроме того, китайская компания Lu’an Mining Industry Group получила директиву от властей о необходимости сократить добычу в 2024 г. По некоторым оценкам, компании придется уменьшить годовой объем добычи слабоспекающегося угля на 3 млн т. и PCI – на 7 млн т.
Поставки и добыча российского угля падают
В 2023 – начале 2024 г. российские производители угля продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, включая: снижение мировых цен, рост ж/д тарифов и стоимости перевалки в портах, а также логистические сложности, выражающиеся в ограниченной пропускной способности на сети РЖД и длинном транспортном плече (дорогой фрахт) при поставках угля на рынок АТР через порты европейской части России.
Все это привело к тому, что ж/д поставки в направлении российских экспортных портов и погранпереходов уже в первом месяце года упали на 1.5 млн т. или на 8.6%.
Более того, анализ общего российского экспорта, увеличившегося в 2023 г. на 2.3 млн т. или на 1.1%, показывает, что основной рост происходил за счет объемов угля низкого качества, добываемого на Сахалине и в Якутии, при этом поставки из Кузбасса, экспортирующего на мировой рынок высококачественный уголь существенно упали на 7.3 млн т. или 6.1%. В 2024 г. экспорт угля из Кузбасса продолжил сокращаться, уменьшившись в январе на 1.6 млн т. или на 15.5%.
Для ряда поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. Объем ж/д перевозок угля в направлении Северо-Западных терминалов в январе 2024 г. сократился на 26.3%. Еще большее падение отмечалось в адрес порта Тамань, составившее 42.6%.
Из-за высоких ставок перевалки российские добывающие компании не стали подавать заявки на февраль в адрес терминала ОТЭКО в Тамани. Таким образом, экспорт российского угля через указанный порт не будет осуществляться как минимум до марта.
Похожая ситуация сложилась на дальневосточном терминале ВаниноТрансУголь (ВТУ), где компания Русский Уголь обратилась в суд после трехкратного увеличения ставок со стороны порта в долгосрочном контракте. Контракт был рассчитан на транспортировку угля в течение 5 лет с нового разреза Виноградовский (КТК), где из-за убытков пришлось сократить добычу более чем в два раза.
Компания Эльга планирует продавать свой порт Вера на Дальнем Востоке, вместо изначальных планов наращивать перевалку до 20 млн т., что также говорит о тревожных тенденциях, подтверждая выводы о том, что текущие портовые мощности в значительной степени превышают пропускные способности ж/д и при вынужденном сокращении добычи становятся ненужными.
При сохранении низких мировых цен и перечисленных неблагоприятных факторов, российские угольные компании будут вынуждены все больше и больше сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. В особенности это касается высококачественного материала из Кузбасса, где в прошлом году объемы производства упали на 4.2%. В январе 2024 г. добыча продолжила сокращаться, снизившись на 2.3%.
Российские производители приостанавливают экспортные поставки угля в Тамань в феврале 2024 года
Из-за высоких ставок перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани, делающих экспортные поставки угля убыточными, российские добывающие компании не стали подавать ж/д заявки в адрес порта на февраль. Таким образом, экспорт российского угля через указанный порт не будет осуществляться как минимум до марта 2024 г. и экспортные ж/д отгрузки в адрес терминала составят 1.3 млн т. (-3.2 млн т. или -71.1% к январю-февралю 2023 г.).
Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно перенаправить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки.
Угольщики настаивают на снижении стоимости перевалки на фоне падения мировых цен и логистических ограничений. В конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились.
В условиях понижательного тренда на мировом угольном рынке Тамань стала неконкурентоспособной по сравнению с другими терминалами. На экспортные марки углей ставка могла составлять более 40 долл./т. При этом в феврале ставка не изменилась по сравнению с январем и почти соответствовала уровню декабря 2023 г., хотя за этот период котировки значительно скорректировались вниз.
Падение отгрузок в адрес Тамани наблюдалось в 4 квартале 2023 г. Объемы сократились на 14% с 2.1 млн т. в сентябре до 1.8 млн т. в декабре. По итогам января 2024 г. отгрузки упали на 28.6% до 1.3 млн т. (-0.5 млн т. к декабрю 2023 г. и -0.9 млн т. к январю 2023 г.).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе снизилась на 2.3%, экспорт упал на 15.5% в январе 2024 года
Падение добычи в Кузбассе в 2023 г. до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.) продолжилось в январе 2024 г.
Угольные предприятия Кузбасса добыли 17.1 млн т. угля (-0.4 млн т. или -2.3% к январю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 5.7 млн т. (+0.1 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 11.4 млн т. (-0.5 млн т. или -4.2%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.4 млн т. (+0.4 млн т. или +3.6%), производство подземным способом составило 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -12.3%).
В январе 2024 г. поставки на экспорт упали до 8.7 млн т. (-1.6 млн т. или -15.5%).
По состоянию на 1 февраля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе незначительно снизились до 21.0 млн т. (-0.1 млн т. или -0.5% к 1 февраля 2023 г.) на фоне падения мировых цен и логистических сложностей.
Coal center analytics (CCA)
Ведущий дальневосточный угледобывающий регион, Якутия, по итогам минувшего года сократила объем добычи на 3% по сравнению с 2022 г., до 38 млн тонн. Тем не менее по объемам добычи каменного угля Якутия остается лидером на Дальнем Востоке. Основной объем добычи угля в республике обеспечивают Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь»), предприятия ООО «Колмар» и ХК «Якутуголь». Рост производственных показателей фиксируется только на Эльге. На экспорт в минувшем году из Якутии было отгружено 26 млн тонн угля, что сопоставимо с показателем 2022 г.
В начале текущего года резидентом ТОР «Южная Якутия» стала компания ООО «СТС-Уголь»[1] с инвестиционным проектом по добыче угля открытым способом на разрезе «Налымакитский» Чульмаканского каменноугольного месторождения в Нерюнгринском районе. Компания приобрела лицензию на объект в 2018 г. В год недропользователь рассчитывает добывать небольшой объем – 250 тыс. тонн угля.
В других регионах отмечен рост угледобычи. Так, в Бурятии объем добычи угля по итогам 2023 г. составил 9,5 млн тонн, что на 10,56% превысило показатель 2022 г. Основной объем твердого топлива в республике обеспечил «Разрез Тугнуйский» (АО «СУЭК») на Никольском каменноугольном месторождении (Мухоршибирский район). По итогам года недропользователь произвел 6,5 млн тонн каменного угля, что на 14% превысило уровень 2022 г. Объем добычи бурого угля в Бурятии составил 3 млн тонн. Добычу вели ООО «Угольный разрез» (ПАО «Интер РАО ЕЭС») на Окино-Ключевском месторождении (Бичурский район), ООО «Бурятская горнорудная компания» на Гусиноозерском месторождении (Селенгинский район) и ООО «Восточно-Сибирская горная компания» на Загустайском (Селенгинский район) и Дабан-Горхонском (Еравнинский район) месторождениях.
Добыча угля в 2023 г. заметно выросла в Амурской области – на 18,5% по сравнению с 2022 г., до 4,5 млн тонн. В том числе «Огоджинская угольная компания» («Эльгауголь») в три раза по сравнению с прошлым годом увеличила добычу на Огоджинском месторождении каменного угля (Селемджинский район) – до 1,4 млн тонн. Тем временем «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь») на разрезах Ерковецкий (Октябрьский район) и Северо-Восточный (Райчихинск) произвел 2,9 млн тонн бурого угля.
Наиболее значительный угледобытчик Сахалинской области, «Солнцевский угольный разрез» («Восточная горнорудная компания»), в 2023 г. произвел на Солнцевском месторождении (Углегорский район) 13,2 млн тонн каменного угля, что на 17% больше, чем годом ранее. Отгрузки угля на экспорт через принадлежащий ВГК порт Шахтерск составили 13,1 млн тонн, что является историческим максимумом порта по перевалке угля.
В Чукотском АО добывающее каменный уголь ООО «Берингпромуголь» (австралийская компания Tigers Realm Coal) по итогам января-ноября 2023 г. получило на месторождении Фандюшкинское поле 1,45 млн тонн угля, что на 3% больше, чем за аналогичный период 2022 г. В декабре минувшего года Главгосэкспертиза РФ по результатам рассмотрения инженерных изысканий выдала компании «Берингпромуголь» положительное заключение на ввод в промышленную эксплуатацию обогатительной фабрики «Беринговская» мощностью 900 тыс. тонн коксующегося угля в год.
Ведущее в регионе добычу бурого угля ОАО «Шахта Угольная» за январь-ноябрь 2023 г. обеспечило 111,32 тыс. тонн на Анадырском месторождении, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Предприятие продолжало увеличивать отгрузки твердого топлива основным заказчикам – Анадырской ТЭЦ, Эгвекинотской ГРЭС, объектам «Чукоткоммунхоза».
Следует отметить, что угледобывающие регионы согласовали с «РЖД» объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении по квоте. Для Якутии была согласована квота в 26,3 млн тонн, для Бурятии – 8,5 млн тонн, для Иркутской области – 3,3 млн тонн. Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались, но по предварительным данным, из Якутии было вывезено 26 млн тонн, из Бурятии – 8,1 млн тонн, что сопоставимо с квотой на 2024 год.
Между тем иркутское угледобывающее предприятие «Востсибуголь» (En+ Group, подконтрольно ПАО «Иркутскэнерго») в конце декабря минувшего года обратилось в Генпрокуратуру и ФАС с жалобой на несправедливое распределение квот на вывоз угля на экспорт. В компании указывают, что экспорт угля из Иркутской области с 2016 г. вырос в 2,3 раза, до 3,28 млн тонн (в 2022 г.), в то время как квота «Востсибугля» за данный период увеличилась только на 3,8%, до 979,8 тыс. тонн. Доля компании в экспортных отгрузках региона за 2016-22 гг. упала с 66,6% до 29,8%. Экспортные квоты перераспределяются в пользу небольших предприятий - угольных разрезов Иретский (ООО «Разрез Иретский»[2]), Забитуйский, Харанутский (ООО «Харанутский угольный разрез»[3]), Герасимовский (ООО «Угольная компания Бурятии»[4]). В руководстве «Востсибугля» недовольны тем, что при распределении квот между предприятиями не учитывается общий объем добытого угля конкретной компанией, объемы низкомаржинальных поставок на внутренний рынок[5], выполнение социальных обязательств и инвестиционная деятельность.
Неопределенная ситуация сохраняется вокруг шельфовых проектов Сахалина. Так, возникли проблемы с поставкой нефти проекта «Сахалин-1»[6] (марка Sokol[7], сорт является премиальным и торгуется выше установленного потолка цен для российской нефти в 60 долларов за баррель) в Индию. В декабре 2023 г. Индия перестала принимать партии российской нефти, в результате более десятка танкеров ожидают дальнейших распоряжений, оставаясь в море.
В министерстве нефти и газа Индии объяснили проблемы российских танкеров с выгрузкой нефти в индийских портах ужесточением контроля над потолком цен на нефть, введенным странами G7, и санкциями в отношении судоходных компаний[8]. В случае несоответствия российских цен, Индия готова осуществлять закупки нефти в ОАЭ, Ираке, Саудовской Аравии, а также Венесуэле (всего Индия импортирует 85% нефти). Известно, что у проекта «Сахалин-1» возникли затруднения при открытии счета в ОАЭ для новой компании, через которую предполагалось осуществлять платежи за нефть, поставляемую в Индию. При этом индийская сторона исключала наличие проблем с платежами. На фоне ослабления спроса на нефть на мировых ранках, индийское правительство может рассчитывать добиться от России более выгодных условий контрактов.
В конце января стало известно, что два танкера с сахалинской нефтью все же двинулись в направлении портов Индии. Речь идет о танкере Jaguar, направляющемся в порт Вадинар (партия предназначена для НПЗ Nayara Energy[9]), и танкере Seagull, который 5 февраля должен прибыть в порт Вишакхапатнам, где расположен НПЗ Hindustan Petroleum (дочерняя структура ONGC, которая владеет 20% в «Сахалине-1»). По предварительным данным, изначально нефть предназначалась для наиболее крупного индийского нефтепереработчика Indian Oil Corporation, но стороны не договорились об условиях – в том числе о валюте платежа. По этой причине нефть перенаправлена на принадлежащие акционерам «Сахалина-1» заводы. Около 9 млн баррелей сахалинской нефти все еще хранятся в танкерах на воде.
Тем временем в соответствии с подписанным в январе 2023 г. указом президента РФ, аудит, который российские власти осуществляют в отношении британско-нидерландской компании Shell в связи с ее выходом из шельфового проекта «Сахалин-2»[10], будет в том числе предусматривать ущерб, нанесенный «Газпрому» отказом принять новую систему оплаты поставок российского газа (перевод в рубли). Ранее в отношении Shell предполагалось провести финансовый, экологический и технологический аудит (предусмотрен указом президента, подписанным в марте 2022 г.). По итогам аудита предполагается определение размера задолженности перед российскими поставщиками газа.
В июне 2022 г. «Газпром» сообщал, что полностью прекратил поставку газа Shell в связи с отказом компании перейти на оплату в рублях. Контракт между «Газпром экспортом» и Shell Energy Europe Limited предусматривает поставку газа в Германию в объеме до 1,2 млрд куб. м в год. Напомним, что Shell ранее проинформировала российские власти и других акционеров, что не будет входить в состав совладельцев российского оператора проекта (ООО «Сахалинская энергия», подконтрольное «Газпрому»). Доля Shell (27,5%) была оценена в 94,8 млрд рублей. Правительство РФ одобрило сделку по продаже данной доли «НОВАТЭКу», но процесс передачи все еще не завершен. Среди других иностранных акционеров проекта заявки на получение пакетов, аналогичных долям в Sakhalin Energy, направили японские Mitsui & Co. (12,5%) и Mitsubishi Corporation (10%)[11].
При этом в рамках двенадцатого пакета санкций Евросоюза в отношении РФ проект «Сахалин-2» освобожден от соблюдения потолка цен на нефть до 28 июня 2024 г. По регламенту Совета Евросоюза, от ценовых ограничений могут быть освобождены проекты, имеющие большое значение для энергетической безопасности третьих стран – «Сахалин-2» важен для обеспечения энергетической безопасности Японии. Минфин США также освободил «Сахалин-2» от запрета на морские перевозки российской нефти и соблюдения ценового потолка до 28 июня 2024 г. (для поставок, предназначенных для Японии).
Что касается экспорта в КНР газа по газопроводу «Сила Сибири», то по итогам минувшего года «Газпром» поставил в Китай 22,7 млрд куб. м, что на 700 млн куб. м превысило контрактные обязательства, и в 1,5 раза превысило результат за 2022 г. В 2021 г. объем поставок по «Силе Сибири» составил 10,39 млрд куб. м, в 2022 г. – 15,4 млрд куб. м. 31 января «Газпром» сообщил об обновлении суточного рекорда поставок в КНР по газопроводу.
Напомним, что проектная мощность «Силы Сибири» составляет 38 млрд куб. м газа в год, выход на нее ожидается в 2025 г. До конца 2024 г. «Газпром» рассчитывает вывести на проектную мощность Чаяндинское газоконденсатное месторождение в Якутии (ресурсная база «Силы Сибири») – до 25 млрд куб. м газа в год. Между тем на Ковыктинском месторождении (Иркутская область) до конца 2024 г. должна начаться подача газа через установку комплексной подготовки газа (УКПГ-3) в «Силу Сибири».
Тем временем в планах по строительству газопровода «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд куб. м газа[12] в год все еще мало конкретных данных. Переговоры по проекту с китайской стороной затягиваются. В конце января премьер-министр Монголии Л.Оюун-Эрдэнэ сообщил, что РФ и Китаю предстоит согласовать детали проекта, в том числе экономические. Он отметил, что стороны все еще проводят расчеты и оценивают экономические выгоды. В июле прошлого года Л.Оюун-Эрдэнэ сообщал об ожиданиях начала строительства газопровода в 2024 г. Тем временем вице-премьер А.Новак в январе называл сроком окончания строительства 2029 г. При этом он отмечал, что сроки строительства и основные технико-экономические показатели газопровода будут окончательно обозначены после подписания обязывающих соглашений с китайской стороной.
Для КНР приоритетным является вопрос получения больших скидок на топливо и вместе с тем отсутствует заинтересованность в осуществлении значительных инвестиций в создание новой газотранспортной инфраструктуры[13]. При этом российская сторона рассчитывает добиться более выгодных условий по сравнению с контрактом по «Силе Сибири» (подписан в 2014 г.), поскольку в настоящее время, исходя из анализа данных о платежах китайского правительства, РФ получает за поставки трубопроводного газа меньше, чем Туркменистан и Узбекистан.
В сфере переработки «Газпром» в декабре 2023 г. запустил третью технологическую линию Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области (г. Свободный). Статус реализации проекта составил 90,84%. На четвертой технологической линии ведется подготовка к началу пусконаладки, на пятой и шестой линиях начались строительно-монтажные работы.
Мощность каждой технологической линии ГПЗ составит 7 млрд куб. м газа в год, проектная мощность предприятия – 42 млрд куб. м газа в год. Ввод линий завода синхронизирован с ростом объемов транспортировки газа по газопроводу «Сила Сибири». Ежегодно планируется выпускать около 2,4 млн тонн этана, 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), 200 тыс. тонн пентан-гексановой фракции, а также 60 млн куб. м гелия.
На Амурском газохимическом комплексе «СИБУРа» в Амурской области (г. Свободный) в декабре завершились строительно-монтажные и пуско-наладочные работы на подстанции 500 кВт. Объект будет осуществлять электроснабжение завода базовых полимеров (планируемое годовое производство полиэтилена – 2,3 млн тонн, полипропилена – 0,4 млн тонн). Было получено разрешение Ростехнадзора на подачу напряжения для проведения комплексных испытаний оборудования. После пуска напряжения оператор проекта приступит к наладке основного технологического оборудования завода. Запуск ГХК намечен на 2027 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владельцы – В.Тубольцев, ООО «Сахатехсервис».
[2] Учредители – Е.Сидоренко, Е.Драбкин.
[3] Принадлежит ООО «Востсибдобыча» (учредители – Л.Хойкова и И.Зангеев).
[4] Учредитель – ООО «Интер РАО – Стройинвест» (Москва).
[5] Компания является основным производителем и поставщиком энергетического угля в Иркутской области. Около 85% продукции предприятия ежегодно закупает «Иркутскэнерго».
[6] Совладельцы проекта – «Роснефть», индийская ONGC и японская SODECO. В конце 2022 г. проект перешел в управление «Роснефти» (20% в проекте). Японская Sodeco и индийская ONGC сохранили свои доли (30% и 20% соответственно), а долю американской ExxonMobil (30%) российское правительство РФ намерено продать.
[7] Месторождения Чайво, Одопту, Аркутун-Даги.
[8] Санкции были введены в отношении компании Sun Ship Management (ОАЭ), управляющей танкерами «Совкомфлота».
[9] 49,13% НПЗ владеет «Роснефть».
[10] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского морского шельфа.
[11] Заявки были одобрены правительством РФ.
[12] Предварительная протяженность – 6,7 тыс. км по территории России, Монголии и Китая (в том числе 2,7 тыс. км по территории РФ).
[13] «Газпром» также не заинтересован в строительстве инфраструктуры за свой счет на фоне сокращения инвестиционной программы на 20% - до 1,573 трлн рублей.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены держались на уровне 97-98 долл./т. Угольные котировки продолжают находиться на 6-месячных минимумах несмотря на общее укрепления рынка энергоносителей. Увеличение запасов на терминалах ARA и складах потребителей, а также мягкая погода препятствуют движению цен выше 100 долл./т.
Газовые котировки на хабе TTF подросли до 338 долл./1000 м3 (+14 долл./1000 м3 к 24.01.2024 г.) в результате остановки некоторых мощностей в Норвегии, укрепления котировок СПГ после эскалации конфликта на Ближнем Востоке и снижения предложения со стороны американской Freeport LNG из-за закрытия одной из установок по сжижению газа.
Индекс южноафриканского угля 6000 остается в нисходящем тренде на уровне 89-90 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР. Кроме того, движение по железной дороге, ведущей к южноафриканскому терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT), возобновилось, а случаи краж высококалорийного угля на экспортном направлении сократились на 30-40%. Запасы на складах RBCT остаются на комфортном уровне – около 3 млн т.
Терминал RBCT установил на 2024 г. целевой показатель по объему перевалки в 50 млн т., что на 17% ниже 60 млн т., запланированных к перевозке оператором Transnet. Хотя ранее представители RBCT в своих прогнозах, как правило, руководствовались оценками Transnet, поскольку терминал целиком зависит от ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оказались под давлением, снизившись на 1 долл./т. до 128 долл./т., в результате сокращения объемов потребления угля на электростанциях и замедления спроса со стороны промышленных предприятий в преддверии китайского Нового года. Некрупные трейдеры снижали цены с целью распродать свои запасы до наступления праздников (10 февраля).
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС сократился до 853 тыс. т./сутки (-14 тыс. т./сутки к 24.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.7 млн т. (-0.2 млн т. к 24.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 92 долл./т. на фоне невысокого спроса со стороны стран АТР и Индии, где зафиксированы высокие запасы на складах, однако в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре наблюдается уменьшение предложения, поскольку возможности по перевалке оказались ограничены. Согласно новому прогнозу, проливные дожди продлятся до начала февраля, а сезон муссонов в Юго-Восточной Азии – до апреля. Кроме того, около 40% компаний (327) из 815, подавших в правительство заявку на согласование объемов добычи, еще не получили разрешений и не приступили к производству в 2024 г. На текущий момент около 169 заявок было отклонено по причине несоответствия требованиям.
При этом Bayan Resources планирует продолжать наращивать добычу, которая в 2024 г. должна увеличиться на 13% до 56.7 млн т. (+6.4 млн т. к 2023 г.). Компания Bayan Resources, добывающая уголь с калорийностью 3800-7400 ккал/кг GAR, увеличила производство на 29% до 50.3 млн т. по итогам 2023 г. (+11.4 млн т. к 2022 г.).
Котировки австралийского высококалорийного угля резко упали в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. При этом в ценах среднекалорийного материала наблюдалась поддержка на фоне ограничения перевалки в связи с циклоном Kirrily, который привел к задержкам отгрузок в штате Квинсленд на терминалах Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point. Из-за тропического циклона один из экспортеров (Bowen Coking Coal) объявил форс-мажор по отгрузкам и 29 января заявил, что циклон негативно отразился на его поставках, поскольку работа железнодорожной и портовой инфраструктуры оказалась ограничена. Также в Японии, где из-за землетрясения и роста атомной генерации снижается спрос на уголь, из-за возгорания была остановлена на неопределенный срок одна из угольных электростанций JERA мощностью 1.07 ГВт.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 120 долл./т.
Компания Glencore по итогам 2023 г. нарастила добычу до 113.6 млн т. (+3.6 млн т. или +3% к 2022 г.) и ожидает, что в 2024 г. показатель составит 110 млн т. При этом экспорт австралийского энергетического угля компанией увеличился на 3% до 55.2 млн т. (+1.8 млн т. к 2022 г.), а добыча для внутреннего рынка сократилась на 10% до 7.0 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля опустились ниже 325 долл./т. в связи с увеличением спотового предложения, замедлением спроса со стороны КНР в преддверии праздников и большими запасами сырья на складах производителей стали. Опасения относительно ограничения предложения из-за циклона Kirrily, затронувшего штат Квинсленд, немного ослабли.
Японская сталелитейная компания Nippon Steel и австралийская Foxleigh согласовали форвардную цену на 1 квартал 2024 г. на марку LV PCI на уровне 232 долл./т. FOB Australia.
Поставки российского угля выросли на 0.4% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 393.2 млн т. (+1.7 млн т. или +0.4% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 12 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 181.2 млн т. (-0.6 млн т. или -0.3% к 12 месяцам 2022 г.), из которых:
• 89.9 млн т. (+2.3 млн т. или +2.6%) направлено на электростанции;
• 39.6 млн т. (+3.1 млн т. или +8.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 51.7 млн т. (-5.9 млн т. или -10.3%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-декабре 2023 г. составили 212.0 млн т. (+2.3 млн т. или +1.1% к январю-декабрю 2022 г.). Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-декабре 2023 г. составила 438.4 млн т. (-6.1 млн т. или -1.4% к 2022 г.)
Пропускная способность БАМа и Транссиба будет увеличена с 255 млн т. до 270 млн т. за счет мероприятий, согласованных между грузоотправителями и РЖД в ходе заседания рабочей группы по третьему этапу развития Восточного полигона.
Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Первая стадия предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.
В соответствии с поручением президента РФ были рассмотрены предложения грузоотправителей, которые включают в себя строительство на БАМ сплошных вторых путей, дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур.
Кроме того, ожидается, что мероприятия помогут сбалансировать развитие железнодорожной инфраструктуры с работой дальневосточных портов и погранпереходами, а также существенно сократить затраты на увеличение пропускной мощности.
Однако, Минэнерго РФ прогнозирует дефицит пропускной способности по вывозу угля в объеме 77 млн т., включая полный отказ от вывоза твёрдого топлива на восток в Новосибирской области и ограничения по вывозу из Хакасии, Бурятии, Кузбасса. При этом прогноз по железнодорожной перевозке нефтеналивных грузов в восточном направлении учитывает потребности всех нефтяных компаний и до 2035 года отгрузки сформированы с запасом до 4 млн т.
В связи с дефицитом мощностей для вывоза угля третий этап расширения Восточного полигона целесообразно дополнить рядом мер, включая верификацию спроса на инфраструктуру со стороны отправителей неугольных грузов и оценку их соответствия планам развития портовых мощностей на Дальнем Востоке.
Также предлагается синхронизировать вывоз всех видов грузов с ключевыми параметрами расширения, что позволит нарастить поставки угля при меньших объемах неугольных грузов.
Другой возможной мерой является развитие Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог по направлению Кузбасс – Тайшет, портов Хабаровского и Приморского краёв; строительство на отдельных участках вторых путей. Вместе с синхронизацией провозной способности БАМа и Транссиба с мощностями приморских и хабаровских портов это позволит поэтапно увеличить вывоз угольной продукции из Кузбасса на экспорт в восточном направлении к 2030 году до 80 млн т., к 2035 – до 110 млн т.
Кроме того, Минэнерго готовит предложение рассмотреть возможность пропуска порожних поездов в обход Северомуйского тоннеля и строительства второго моста через реку Амур.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили удерживаться ниже уровня 100 долл./т. Угольные котировки остаются под давлением на фоне увеличения запасов на складах ARA до максимумов с середины октября прошлого года и снижения цен на газ, что также обусловлено ограниченным спросом в связи с потеплением и ростом ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 314 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 31.01.2024 г.) в результате потепления и инициатив, направленных на деэскалацию ситуации на Ближнем Востоке. Совокупные запасы угля на складах ARA увеличились до 7.0 млн т. (+0.34 млн т. к 31.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился почти до 95 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны Индии. На прошедшей неделе участники угольной конференции McCloskey в ЮАР, включая азиатских и европейских потребителей, сошлись во мнении, что в ближайшей перспективе котировки южноафриканского высококалорийного угля 6000 ккал/кг будут оставаться на уровне 100 долл./т. FOB.
Также, по словам участников, угольные компании стали менее активно задействовать автомобильный транспорт, а падение цен на материал 5500 ккал/кг до 75 долл./т. FOB приведет к кризису среди небольших южноафриканских производителей, поскольку автоперевозки станут экономически нецелесообразными, при этом мощности железнодорожной инфраструктуры будут оставаться недостаточными. По некоторым оценкам, стоимость автоперевозки составляет 37-40 долл./т. против железнодорожного тарифа на уровне 12 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 129 долл./т. в результате сокращения складских запасов в портах и похолодания, хотя объемы потребления угля на электростанциях снизились в преддверии китайского Нового года. Кроме того, многие небольшие предприятия уже остановили добычу, а на более крупных, как ожидается, добыча будет оставаться ограниченной до конца февраля с целью максимального снижения рисков во избежание аварий, в связи с чем запасы в портах на период праздников будут не такими высокими, как предполагалось ранее.
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС упал до 773 тыс. т./сутки (-80 тыс. т./сутки к 31.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.0 млн т. (-0.6 млн т. к 31.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 93 долл./т. (+1 долл./т. к 31.01.2024 г.), котировки низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR снизились до 57 долл./т. FOB Kalimantan. Цены на индонезийский уголь двигались разнонаправленно на фоне возросшего спроса со стороны Индии, при этом в Южном Калимантане и Суматре в связи с проливными дождями оказалась затруднена транспортировка материала с месторождений в порты.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживается немногим ниже уровня 120 долл./т., при этом сохраняется поддержка цен на среднекалорийный материал, что обусловлено логистическими сложностями с поставками из Индонезии из-за неблагоприятных погодных условий.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля резко опустились до уровня
315 долл./т. упали в связи с приближением Нового года в КНР, где наблюдается ухудшение конъюнктуры, поскольку маржинальность китайских производителей горячекатаной стали и арматуры по итогам января оказалась рекордно отрицательной. Австралийские поставки после окончания циклона Kirrily еще не нормализовались, что также подталкивает покупателей к поискам альтернативного сырья из других стран. На индийском рынке австралийский материал сталкивается с растущей конкуренцией со стороны американских экспортеров.
Австралийская компания Kestrel Coal Resources заявила, что поставки с шахты Kestrel мощностью 7.1 млн т. угля в год, где добыча была остановлена 15 января в связи с техническими сложностями, возобновятся в скором времени после согласования с правительством.
Экспортеры угля отказываются от перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани в феврале по причине высоких тарифов, которые делают экспортные поставки убыточными. Угольщики настаивают на снижении стоимости перевалки на фоне падения цен на международном рынке и инфраструктурных ограничений, в связи с чем планируют обсудить ставки с владельцем при участии правительства. При этом некоторые компании согласны на увеличение тарифа в случае улучшения конъюнктуры и роста котировок.
Падение отгрузок в адрес Тамани наблюдалось уже в 4 квартале 2023 г., поскольку объемы сократились на 14% с 2.1 млн т. в сентябре до 1.8 млн т. в декабре. По итогам января 2024 г. отгрузки упали на 28.6% до 1.3 млн т. (-0.5 млн т. к декабрю 2023 г. и -0.9 млн т. к январю 2023 г.).
По предварительным данным, в конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились. По сообщениям участников рынка, КРУ, Сибантрацит и Распадская в феврале не планируют переваливать свой уголь. СУЭК отказался от услуг ОТЭКО еще в середине 2023 г.
В условиях понижательного тренда на мировом угольном рынке Тамань стала неконкурентоспособной по сравнению с другими терминалами, однако ОТЭКО отказывается от переговоров. На экспортные марки углей ставка может превышать 38-42 долл./т. При этом в феврале ставка не изменилась по сравнению с январем и почти соответствует уровню декабря 2023 г., хотя за этот период котировки значительно скорректировались вниз.
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Компания «Русский Уголь» заявила, что планирует подать в суд на дальневосточный терминал «ВаниноТрансУголь» («ВТУ»), входящий в группу «Колмар, который решил увеличить стоимость перевалки в три раза, несмотря на действующий 5-летний контракт. Русский уголь не признал роста ставок, поскольку стоимость была фиксированная и предполагала индексацию в размере инфляции на весь срок действия договора.
В ноябре 2023 года «ВТУ» в одностороннем порядке отказался исполнять обязательства и выплачивать согласованную в контракте неустойку, которая оценивается в несколько миллиардов рублей.
При этом с учетом имеющихся договоренностей о перевалке «Русский Уголь» реализовал инвестпрограмму объемом 3 млрд руб. с целью увеличения добычи и заключил еще несколько пятилетних договоров о продаже угля в порту «ВТУ».
В настоящее время компания несет большие убытки, сокращая добычу на разрезе Виноградовский более чем в два раза. Через подачу иска «Русский Уголь» также рассчитывает на компенсацию недополученной прибыли.
Таким образом, на фоне спора угольщиков с терминалом ОТЭКО в Тамани напряженность между экспортерами и терминалами начала нарастать и на Дальнем Востоке. «Русский Уголь» считает действия «ВТУ» недружественными в условиях падающих цен, геополитической напряженности и ставящими под угрозу стабильность промышленного предприятия и тысячи рабочих мест в Кузбассе.
В январе 2024 г. «Русский Уголь» сократил добычу до 1.5 млн т. (-0.2 млн т. или -12.9% к январю 2023 г.). По итогам 2023 г. совокупный объем производства составил 22.3 млн т. (+0.7 млн т. или +3.3% к 2022 г.).
Котировки энергетического угля на европейском рынке укрепились выше 105 долл./т. вслед за ценами на все энергоносители на фоне эскалации геополитической напряженности на Ближнем Востоке.
Поддержку также оказало сокращение запасов угля на терминалах ARA ниже 3.2 млн. т., что стало минимальным значением с марта 2022 г. Информация о качестве хранящегося угля неясна. По мнению участников рынка, менее 1 млн. т. составляют материалы с высоким содержанием серы или золы. Согласно оценкам, текущие запасы могут обеспечить потребление в течение трех месяцев максимум. Однако, это не вызывает беспокойства у участников рынка, из-за высокой доли ВИЭ в электрогенерации. Так, в Германии доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии за последнюю неделю выросла до 80% с 77% за предыдущие семь дней. На долю ископаемого топлива пришлось 20% производства энергии на прошлой неделе, при этом доля каменного угля составила 2% по сравнению с менее 3% на предыдущей неделе.
Европейский газовый рынок рос на новостях с Ближнего Востока. Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 472 долл./1000 м3 (+52.35 долл./1000 м3 к 11.06.2025 г.). В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 54.1%.
Южноафриканский оператор Transnet сократил на три дня срок ежегодного планового ремонта ж/д линии, соединяющей угольные месторождения в провинциях Mpumalanga, Limpopo и KwaZulu Natal с портом Richards Bay.
Согласно новому графику, линия будет закрыта с 15 по 26 июля. Transnet пояснила, что изменение было сделано с целью снижения операционных рисков, в частности, усталости работников, а также из-за «риска невыполнения заявленных объемов». Transnet поставила цель по перевозке 63 млн. т. угля по итогам 2025 г.
Спрос на уголь в Индии был ослаблен ранним муссоном, который сдерживает промышленную активность и спрос на электроэнергию в стране. Цены на губчатое железо, производители которого являются основным потребителем южноафриканского угля 5500 ккал/кг NAR, имеют тенденцию к снижению. В результате металлургические заводы для поддержания рентабельности вынуждены переходить на более дешевый местный уголь. Производители цемента также переключаются на внутренний продукт.
По данным участников рынка, часть трейдеров держит на складах непроданные партии южноафриканского материала, которые они стремятся реализовать, что продолжает оказывать давление на цены.
Индекс южноафриканского угля 6000 превысил 95 долл./т. Котировки угля 5500 консолидировались в районе 67 долл./т.
Увеличение объемов потребления угля в прибрежных регионах Китая и ожидающееся распространение жаркой погоды на центральные регионы страны оказывают поддержку внутреннему рынку энергетического материала. При этом участники рынка сохраняют осторожность в прогнозах, приведет ли это к значительному росту цен FOB. Ожидается, что спрос на кондиционирование для жилых помещений будет расти и достигнет пика в следующем месяце (в настоящее время спрос в ряде провинций по-прежнему сдерживается дождливой погодой).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остаются относительно стабильными на уровнях 85-87 долл./т.
Национальная ассоциация угольной промышленности Китая подтвердила свой прогноз, согласно которому в этом году внутреннее производство может вырасти на 5%, превысив ожидаемый рост спроса на 1.5-2.0%. В секторах энергетики и химической промышленности прогнозируется небольшой рост спроса, тогда как в сталелитейной и строительной промышленности ожидается снижение.
По мнению представителей энергетических компаний, высказанному на конференции Coaltrans в Пекине, несмотря на текущую слабую динамику спроса, потребление энергетического угля в Китае для нужд электроэнергетики достигнет пика в 2025–2026 гг. Прогноз соответствует национальной стратегии, изложенной Госсоветом Китая в июле 2024 г., которая предписывает строгий контроль над ростом потребления угля до 2025 г., с последующим постепенным сокращением в течение следующих пяти лет.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 28.66 млн. т. (-0.28 млн. т. к 11.06.2025 г.), что, тем не менее, на 1.96 млн. т. больше аналогичных показателей прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 73 долл./т. Индонезийский материал остается под давлением на фоне низкого спроса со стороны Китая и Индии. В настоящее время предложения на уголь 3800 ккал/кг NAR составляют около 39-40 долл./т. FOB. Между тем, производители и трейдеры начинают сопротивляться дальнейшему снижению цен, чтобы минимизировать потенциальные потери на быстро падающем рынке. По мнению ряда участников, рынок может достичь дна в ближайшее время.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подорожал до 109 долл./т. на фоне продолжающихся логистических проблем из-за наводнений в Hunter Valley.
Напряженность на Ближнем Востоке стала дополнительным фактором поддержки для цен на высококалорийный австралийский материал.
Среднее время ожидания погрузки материала на судно в порту Newcastle увеличилось до трех недель. В начале недели в очереди в порту Newcastle было зарегистрировано почти 90 судов. Некоторые покупатели энергетического угля стали рассматривать порт Kembla в качестве альтернативного пункта отгрузки. Kembla расположен в 275 км к югу от Newcastle и доступен по ж/д, однако составы с углем должны будут объезжать пригородную сеть Сиднея по удлиненному маршруту. Кроме того, Kembla имеет меньшую пропускную способность, также она нуждается в регулярных работах по техническому обслуживанию, ближайшие из которых запланированы на 16-21 июня.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 180 долл./т. в рамках продолжающегося нисходящего тренда. На внутреннем рынке Китая цены на коксующийся уголь остаются под давлением из-за достаточного предложения вследствие больших запасов, а также ожиданий дальнейшего снижения цен на кокс.
Индийские потребители остаются в ожидании обновленной информации от правительства о квотах на импорт металлургического кокса, срок действия которых истекает 30 июня. Большинство считает, что квоты на импорт будут продлены на следующие шесть месяцев, поскольку антидемпинговое расследование в отношении импорта металлургического кокса продолжается.
Российское правительство готово выделить 6 млрд рублей на компенсацию скидки 12,8% для железнодорожных перевозок угля в порты Северо-Запада и Юга. Однако эта сумма покрывает лишь треть от необходимых 17 млрд рублей для вывода экспорта в зону нулевой рентабельности (12 млрд руб для северо-западного направления и 5 млрд руб – для южного).
При этом участники рынка сомневаются в эффективности меры, поскольку на юге грузопоток ограничен инфраструктурными мощностями, а экспорт через порты Северо-Запада нецелесообразен из-за высоких фрахтовых ставок в направлении стран АТР, в которые были перенаправлены поставки российских угольных компаний.
При этом компании Хакасии получат приоритет, но каждое предприятие будет рассматриваться индивидуально и объем поддержки будет определяться в зависимости от финансового состояния. Для получения государственной помощи предприятия должны будут подтвердить свою убыточность, размер долговой нагрузки и показатель EBITDA.
Министр энергетики России заявил, что предприятия угольной отрасли, получившие государственную помощь, должны будут подтвердить свою эффективность и возместить бюджетные расходы.
Ведомство изучает ситуацию каждой компании, анализирует причины сложившегося положения и возможные пути решения. Хотя спектр мер поддержки широк, государство выдвинет обязательное условие: угольщики должны показать свою эффективность и в дальнейшем компенсировать выделенные на их поддержку средства.
Таким образом, субсидии и льготы не станут безвозмездной помощью — угольные компании должны будут вернуть государству потраченные ресурсы.
По итогам 1 квартала 2025 г. сальдированный убыток российских угольных компаний составил 79.9 млрд руб. против прибыли 4.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 61.8% против 50.0% за аналогичный период прошлого года.
Суд приостановил добычу угля на 90 суток на шахте Полосухинская (Русугольхолдинг), где допущено смертельное травмирование работника.
Кроме того, на прошедшей неделе Ростехнадзор ограничил работу еще 3 шахт в Кузбассе. Из-за превышения предельной концентрации метана и других нарушений под ограничения попали следующие предприятия: Осинниковская (Распадская), им. С.М. Кирова (СУЭК), шахтоучасток Октябрьский (Сила Сибири).
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, добыча в январе-мае 2025 г. упала до 81.9 млн. т. (-5.3 млн. т. или -6.1% к январю-маю 2024 г.).
Акт, разрешающий эксплуатацию 600-метровой железнодорожной ветки, ведущей от путей необщего пользования терминала Дальтрансуголь к сети РЖД, ставит знаковую запятую в развитии одного из самых масштабных и быстрорастущих проектов по перевалке угля на Дальнем Востоке и во всей России. Уже сейчас Дальтрансуголь может принимать и отправлять на экспорт 32,8 млн тонн угля — с вводом в строй нового присоединения мощность порта выросла почти в полтора раза.
Справка
Дальтрансуголь — специализированный угольный терминал, расположенный в поселке Ванино, Хабаровского края. Перерабатывающая мощность — 32,8 млн тонн угля в год. Двусторонний пирс оборудован двумя судопогрузочными машинами поворотного типа. Глубина — 21,7 м и 18,5 м осадка. Мощность склада — 1,2 млн тонн угля. Основные направления экспорта — страны юго-восточной Азии. Является резидентом свободного порта Владивосток. Входит в группу компаний АО «Портовый альянс».
«Выход вагона, выход вагона, выход вагона…» — механический женский голос предупреждает о том, что два вагоноопрокидывателя тандемного типа вернули на рельсы полувагоны, еще минуту назад заполненные углем, и они вот-вот тронутся с места, чтобы примкнуть к порожнему составу. Более 700 раз в сутки звучит эта фраза, но будет звучать чаще. Ведь теперь терминал в состоянии принимать больше полувагонов, чем когда-либо. Кстати, установленный и подтвержденный РЖД рекорд суточной выгрузки Дальтрансугля — 1 466 полувагонов.
Казалось бы, 600 метров — не такое уж большое расстояние, но когда на выходе мощность предприятия увеличивается с 23,2 млн тонн до 32,8 млн, это как тот самый «небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества». Построили и оборудовали ж/д путь всего за полгода: начали в октябре, и вот в начале июня уже получен акт, разрешающий временную эксплуатацию. Остались формальности, которые через месяц-другой завершатся.
Строительство велось по техусловиям РЖД и отвечает всем стандартам: те самые 600 метров складываются из 75 метров стрелочных переводов, предохранительных путей протяженностью 150 метров и, собственно, соединительных путей в 375 метров. Вся дистанция оборудована необходимой автоматикой, системой сигнализации и блокировки, которая обеспечивает безопасную эксплуатацию. У Дальтрансугля в этом отношении внушительный опыт и серьезные мощности: длина собственных ж/д путей необщего пользования — 56 км, имеется 8 собственных маневровых тепловозов.
«Сегодняшнее событие дает нам возможность увеличить объем грузооборота. В этом году мы набрали хороший темп, надеемся улучшить показатели прошлого года. До максимального результата, который мы достигали, пока далеко. Но мы стремимся, и обязательно его превзойдем. Выполнение инвестиционной программы нам в этом поможет», — отметил исполнительный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Долгополов.
Максимальный результат, о котором говорит Владимир Долгополов, терминал показал в 2020 году — перевалка тогда составила 23,2 млн тонн угля. График показывает поступательный рост, начиная с первого года работы. Дальнейшее снижение большей частью вызвано геополитическими вызовами, с которыми столкнулась Россия.
Мощности Дальтрансугля оказались недозагруженными, предприятию пришлось оперативно реагировать на сложившуюся обстановку. Не упростило ситуацию и увеличение общего грузопотока в восточном направлении, когда углю пришлось конкурировать на железной дороге с прочими экспортными потоками.
Но все эти годы терминал развивал свою инфраструктуру с учетом реалий и с прицелом на будущее. Дальтрансуголь сейчас — это впервые примененная в России круговая схема движения полувагонов по терминалу для исключения их простоя и ускорения процесса выгрузки, это двухсторонний пирс общей длиной более 720 метров. Здесь одновременно могут стать на погрузку два судна дедвейтом до 204 тыс. тонн. В летописи порта есть эпизод, когда за 43 часа на судно типа Capesize было загружено 165 тыс. тонн угля (суда класса Capesize настолько велики, что не могут пройти через Панамский канал и вынуждены огибать мыс Доброй Надежды и мыс Горн — прим. ред.). Возможности терминала уже сейчас позволяют принимать более 310 судов в год.
Четыре стакера-реклаймера обеспечивают как выгрузку подготовленного в здании вагоноопрокидывателя угля на склад, так и погрузку угля со склада по транспортерной ленте через пересыпные станции на судопогрузочные машины, которые уже распределяют его в трюмы балкеров.
С первого дня работы все процессы на терминале спроектированы в соответствии со строжайшими регламентами охраны окружающей среды. Здесь даже пыль, которая неизбежно поднимается в ходе разгрузки вагонов, улавливается аспирационной установкой, отправляется по закрытым магистралям в накопители, осаждается, и из нее в итоге формируются угольные брикеты, по своим качествам равные исходному топливу. И само собой, по периметру склада стоят пыле- и ветрозащитные экраны.
Во время транспортировки на конвейерных лентах уголь смачивают и обрабатывают пеной, а в любой момент, когда в силу естественных причин может начаться пыление, штабеля орошают как стационарными, так и мобильными установками.
«По уровню производственной эффективности "Дальтрансуголь" входит в число трех лучших специализированных терминалов страны, в том числе благодаря мерам государственной поддержки. Резидент продолжит увеличивать мощности терминала, укрепляя логистическую, а вместе с тем и экономическую сферы Дальнего Востока и страны в целом. КРДВ, в свою очередь, обеспечит комплексную поддержку на каждом этапе реализации инвестпроекта», — подчеркнул заместитель директора по работе с резидентами КРДВ Хабаровск Иван Середин во время рабочего совещания после осмотра новой железнодорожной инфраструктуры терминала.
По оценке аналитиков Дальтрансугля, сейчас используется 68% возможностей терминала, но дальнейшее развитие его мощности под вопрос не ставится.
«Сегодня мы говорим о выполнении инвестиционной программы, но вместе с этим должны делать все необходимое для увеличения объемов грузооборота, ведь инвестиции должны давать отдачу уже сегодня, построенная инфраструктура не должна простаивать без дела, — указал Владимир Долгополов. — Наша комплексная инвестиционная программа рассчитана на 40 млн тонн, работы по ней идут полным ходом. Мы на этапе строительства фундамента здесь, на терминале, и проектирования, заказа и изготовления основного технологического оборудования. Согласно графику, ввод в эксплуатацию 40 млн тонн намечен на конец 2027 года.
Сегодня мы хотели бы официально зафиксировать выполнение этапа в 32,8 млн тонн. Это необходимо для увеличения объемов отгрузки. Мы работаем по долгосрочным контрактам с нашими грузоотправителями, поэтому им необходимо четкое понимание наших возможностей на длительную перспективу».
Одним из перспективных направлений по загрузке мощностей терминала может стать увеличение доли угольного бассейна Хабаровского края. На это указал губернатор региона Дмитрий Демешин.
«Короткое транспортное плечо позволит сократить издержки и увеличит конкурентные преимущества отечественного экспорта на наиболее перспективные рынки АТР, — подчеркнул губернатор. — При этом мы не перегружаем Восточный полигон, что позволяет эффективно реализовывать программу его модернизации, которую мы полностью ждем к 2032 году».
Работы по реализации второго инвестиционного этапа уже начались. Для достижения плановой отметки по перевалке 40 млн тонн угля на терминале построят новые конвейерные эстакады, две пересыпные станции, комплекс вагоноопрокидывателя на три вагона, возведут еще один вагоноразмораживающий комплекс и здание очистки угля от механических примесей, проложат дополнительные железнодорожные пути необщего пользования и проведут их электрификацию. И если на выполнение условий первого этапа вложено более 9 млрд рублей, то общий объем инвестиций оценивается в 26 млрд.
«Известно, что сегодня угольная отрасль переживает сложные времена. Президент и правительство Российской Федерации принимают меры государственной поддержки. В этой ситуации самая эффективная мера, которую от нас ждет государство — это увеличение экспорта. При поддержке государства мы сможем выиграть конкурентную борьбу за мировые рынки. Сложности сегодня у всех стран-экспортеров, но у нас есть огромные преимущества: именно здесь, в Хабаровском крае, мы можем наращивать объемы и увеличивать валютные поступления в государственный бюджет, налоги — в региональный бюджет и за счет повышения зарплаты сотрудникам поддерживать их жизненный уровень. Все это работает на привлекательность и репутацию Хабаровского края и Дальнего Востока», — резюмировал Владимир Долгополов.
На европейском рынке угля наблюдалось укрепление котировок выше 100 долл./т., связанное, в основном, с закрытием майского контракта и переходом на более высокие июньские цены.
После нисходящего тренда на прошлой неделе и падения ниже 400 долл./1000 м3 из-за длительных выходных в Европе, газовые котировки на хабе TTF с понедельника вновь перешли к росту. В результате, по состоянию на 06.06.2025 г. цены составили 427.65 долл./1000 м3 (+18.47 долл./1000 м3 к 30.05.2025 г.). В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 49.6% (46.9% неделей ранее). Запасы газа в хранилищах составляют 54 млрд куб. м, что на 30% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Вероятность забастовки сотрудников южноафриканской компании Transnet, которая парализовала бы экспорт угля из ЮАР, уменьшилась после того, как подразделение терминала RBCT, входящее в профсоюз UNTU, проголосовало за принятие предложения руководства о заработной плате и гарантиях занятости. UNTU, который уже получил мандат на забастовку, продолжает проводить голосование среди своих членов по всей стране по вопросу о принятии предложения. Остается непонятным, как долго Transnet сможет выплачивать предлагаемое повышение заработной платы. Рейтинговое агентство Moody's предупредило, что, независимо от забастовки, по состоянию на май Transnet рискует остаться без денежных средств через три месяца.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 90 долл./т., следуя за ростом европейского рынка. При этом спад на рынках губчатого железа и стали в сочетании со стабильным предложением угля на внутреннем рынке снижает интерес индийских покупателей к импортному материалу и нефтяному коксу. Так при цене предложения в районе 70-71 долл./т. на южноафриканский материал 5500 ккал/кг, цена спроса составляет 67-68 долл./т. Со стороны производителей цемента также наблюдается уменьшение деловой активности.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao удерживаются на уровне 86 долл./т. Продолжительные дожди в восточных, южных и центральных регионах Китая ухудшили настроения участников угольного рынка после недавней относительной стабильности. Ожидается, что дождливая погода сохранится до середины июля, что приведет к снижению спроса на тепловую энергию и одновременно к росту гидроэнергетики.
В конце мая компании Shenhua и Weiqiao Power снизили закупочные цены на 0.7-1.4 долл./т., что также оказало давление на котировки внутреннего рынка. К середине месяца ожидается повышение среднесуточных температур, что может дать поддержку ценам. Но до этого времени внутренний рынок может протестировать уровень 83.5 долл./т., а дальнейшее снижение уже может привести к интервенции со стороны властей.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.69 млн. т. (-1.67 млн. т. к 28.05.2025 г.), что, тем не менее, на 4.62 млн. т. больше аналогичных показателей прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 76 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR упала до 44 долл./т. По предварительным данным Главного управления по минералам и углю (DGMC), объем добычи угля в Индонезии за 4 месяца 2025 г. составил 223.2 млн т., что на 45.7 млн т. или -17% меньше аналогичного периода прошлого года (268.9 млн т.). При сохранении темпов добычи, в годовом исчислении это составит около 670 млн т., что на 164 млн т. или почти 20% ниже показателя 2024 г. (834 млн т.). Впрочем, ситуация с добычей может измениться во второй половине года, и в зависимости от спроса на рынке производство может составить 750-790 млн т.
Причинами падения добычи стали непредвиденно сильные дожди, идущие с начала января и усилившиеся в апреле, а также быстрое ослабление мирового спроса. Кроме того, возросшая неопределенность в отношении форвардных цен (из-за политики ценообразования на торговых площадках, введенной властями в марте) усугубила ослабление аппетита зарубежных покупателей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался вниз до 103 долл./т. при этом цены удерживаются выше 100 долл./т., что связано с последствиями наводнений в Hunter Valley. Ряд производителей не возобновил поставки. Цены на среднекалорийный материал остаются под давлением из-за низкого спроса со стороны китайских потребителей. Спред между углем 5500 и 6000 ккал/кг NAR вырос до 36 долл./т. И хотя, этот разрыв не такой значительный по сравнению со спредами, превышавшими 100 долл./т. во время предыдущего энергетического кризиса, вызванного началом российско-украинского конфликта, он может подтолкнуть производителей к обогащению высокозольного сырья для продажи его по более высокой цене.
Южная Корея с 1 июля намерена отказаться от давних налоговых скидок на потребление энергетического угля, что сделает импорт низкокалорийного материала невыгодным. Единый налог (ICT), также известный как углеродный налог, в размере 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) будет применяться ко всему энергетическому углю независимо от качества.
Ранее применялась трехуровневая система: 49000 KRW /т (35.72 долл./т.) на уголь калорийностью 5500 ккал NAR и выше, 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) на уголь 5000-5499 ккал NAR и 41000 KRW/т (29.89 долл./т.) на материал менее 5000 ккал NAR. Все эти три тарифа были снижены на 15% за последние два года.
Таким образом, традиционные поставщики высококалорийного материала, Австралия и Россия, могут частично заместить долю низкокалорийного индонезийского угля на рынке Кореи.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Падение цен на премиальный австралийский материал обусловлено снижением спроса со стороны индийских потребителей (страна вступила в сезон муссонов, а следовательно строительная активность и спрос на сталь падают), а также ростом объема предложения со стороны поставщиков.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе-марте 2025 г. составил 79.9 млрд руб. против прибыли 4.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 61.8% против 50.0% за аналогичный период прошлого года.
Российская угольная отрасль с 2022 г. потеряла почти 2.1 трлн руб. в результате санкционного давления, а также тарифных и фискальных мер внутри страны. Основная часть потерь (1.26 трлн руб.) связана с введенными против российских компаний ограничениями, еще 826 млрд руб. были изъяты из отрасли за счет роста тарифной и фискальной нагрузки.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2025 г. упала до 81.9 млн. т. (-5.3 млн. т. или -6.1% к январю-маю 2024 г.).
Дальтрансуголь (ДТУ), угольный терминал в бухте Мучке порта Ванино, завершил реализацию проекта по расширению перевалочных мощностей до 33 млн. т. угля в год, а также строительство подъездного ж/д пути. Пропускная способность ДТУ увеличилась на 9 млн. т. или 37.5% с 24 млн. т. Запуск объектов в промышленную эксплуатацию состоится в июле-августе 2025 г.
Строительство ж/д ветки общего пользования протяженностью 600 м позволило соединить сети РЖД и пути необщего пользования протяженностью 11 км.
В 2020 г. Дальтрансуголь получил статус резидента Свободного порта Владивосток для реализации проекта по увеличению мощности терминала с 24 млн. т. до 40 млн. т. в год за счет строительства 3-й очереди. Тем не менее, рост перевалки на терминале ограничен пропускной способностью сети РЖД. В 2024 г. объем перевалки угля составил всего 14.5 млн. т. (-1.3 млн. т. или -8.2% к 2023 г.). При этом максимальная перевалка ДТУ пришлась на 2020 г., составив 23.2 млн. т.
Из-за ограниченных возможностей БАМа и Транссибирской магистрали РЖД не в состоянии обеспечить провоз грузов в требуемом объеме, как следствие портовые мощности на Дальнем Востоке остаются недозагруженными, что является препятствием для наращивания экспорта угля в страны АТР.
В качестве примера можно привести АО Восточный Порт, который запустил 3-ю очередь терминала в 2019 г. и при мощности угольной перевалки в 58 млн т. отгрузил на экспорт в 2024 г. всего 26 млн т. угля, т.е. в два раза меньше своей пропускной способности. Иными словами, частные компании проинвестировавшие значительные средства в расширение мощностей вынуждены терпеть серьезные убытки. При этом на Дальнем Востоке за последние 5 лет были запущены такие новые специализированные угольные терминалы, как Ванинотрансуголь, порт Вера и порт Суходол. Таким образом, в настоящее время развитие перевалочных мощностей дальневосточных портов значительно опережает развитие пропускной способности железных дорог.