Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе резко упали ниже 140 долл./т. Сильное давление на котировки оказал ряд факторов, включая пересмотр прогноза температуры в сторону повышения, стабильно высокие запасы угля на складах ARA и упавшие цены на газ. Кроме того, ожидается существенное увеличение ветрогенерации.
Обвал индексов также связан с продажей в рамках одной торговой сессии большого объема бумажных контрактов крупными участниками рынка, ранее ожидавшими роста цен на уголь. Контракты на газ на хабе TTF подешевели до 640 долл./1000 м3 (-70 долл./1000 м3 или -10% к 18.01.2023 г.) на фоне стабильных поставок и заполненных более чем на 77% газовых хранилищ в ЕС.
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 137 долл./т. на фоне продолжившегося нисходящего движения европейских индексов. Дополнительным негативным фактором является сокращение импорта угля со стороны Пакистана, где угольная генерация на фоне осложнившейся в стране экономической ситуации в 2022 г. сократилась на 13%, а импорт энергетического угля – на 40% до 9.6 млн. т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 180 долл./т. Выходные дни на китайском рынке продлятся с 21 по 27 января в связи с празднованием Нового года по лунному календарю. По итогам 2022 г. китайский импорт энергетического угля уменьшился до 219 млн. т. (-41 млн. т. или -16% к 2021 г.), что обусловлено увеличением внутренней добычи и невысокой экономической активностью в результате проводимой в прошлом году антикоронавирусной политики государства.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался на 1 долл./т. до 143 долл./т. в связи с низкой торговой активности ввиду выходных дней в КНР. Другие потребители также заняли выжидательную позицию, предполагая дальнейшее снижение цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 305 долл./т., что обусловлено высокими запасами энергетического угля на складах в странах АТР и наступлением новогодних праздников в Китае.
Поддержку среднекалорийному материалу 5500, удерживающемуся на уровне 130 долл./т., оказала возросшая активность индийских покупателей. Кроме того, поставки австралийского угля на прошедшей неделе обвалились на 41% с 6.4 млн. т. до 3.8 млн. т. (самый низкий недельный показатель с начала октября 2022 г.). Для сравнения, средний недельный объем составляет 6.9 млн. т. Данная негативная динамика вызвана влиянием циклона Элли на погрузочные операции нескольких экспортных терминалов штата Квинсленд (Abbot Point, Hay Point и Dalrymple Bay) и приостановкой ж/д отгрузок.
Индексы австралийского металлургического угля подросли до 330 долл./т. в связи с ограниченным предложением на спотовом рынке, сокращением добычи и отгрузок австралийского материала вследствие циклона.
Компания Coronado Global Resources, осуществляющая добычу металлургического угля, сообщила о снижении объемов производства по итогам 2022 г. до 16 млн. т. (-7% к 2021 г.), что оказалось на 1 млн. т. ниже прогноза и связано с неблагоприятными погодными условиями в штате Квинсленд. Угольная компания Bowen Coking Coal (BCC) 20 января заявила о том, что терминал Dalrymple Bay объявил форс-мажор из-за циклона Элли. Некоторые покупатели ожидают, что в связи с задержками сроки поставок для них сместятся не менее, чем на две недели.
Россия рассматривает запуск стейблкоинов для расчетов по экспортным поставкам
Россия рассматривает выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) в виде стейблкойнов, отличительной особенностью которых является то, что они будут обеспечены золотом. Предполагается, что такие ЦФА будут выступать средством платежа по экспортным и импортным поставкам между Россией и ее торговыми партнерами.
В ходе недавней встречи данный вопрос обсуждался в Иране, хотя впервые данная идея прозвучала в 2019 г., когда Центробанку РФ было предложено инициировать обсуждение проекта по выпуску национальных криптовалют, номинированных в золоте, в рамках стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).
На фоне многочисленных санкций западных стран Россия приступила к активному созданию альтернативных методов расчета с дружественными странами по поставкам энергоносителей (уголь, газ, нефть) и другой продукции.
Один из российских государственных институтов в середине 2022 г. опубликовал доклад о перспективах международных платежей с использованием ЦФА в условиях санкционных ограничений. Институтом был предложен следующий вариант работы: государство выпускает обеспеченный золотом ЦФА, и создает биржу, где ЦФА приобретается за обычную валюту и используется для оплаты товара. После этого продавец может обменять ЦФА на необходимую валюту. Предполагается, что заблокировать операции с таким стейблкоином США не смогут благодаря привязке курса к международной цене золота.
Кроме того, страны БРИКС на саммите в августе 2023 г. обсудят создание единой валюты. С учетом того, что в прошлом году еще 6 стран подали официальную заявку на вступление в данное объединение (включая Египет и ОАЭ), валюта БРИКС может стать аналогом евро и потеснить доллар США на мировой арене.
Запуск угольного конвейера ВГК на Сахалине перенесен на второе полугодие 2023 г.
Восточная горнорудная компания (ВГК) объявила о переносе запуска 23-километрового магистрального угольного конвейера, который соединит Солнцевский угольный разрез с портом Шахтерск, на второе полугодие 2023 г. Ранее ввод объекта в эксплуатацию планировался в конце 2022 г.
фото: Восточная горнорудная компания
ВГК в декабре 2020 года приступила к строительству самого крупного в стране магистрального угольного конвейера стоимостью более 7 млрд рублей и протяженностью 23 км, что позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт Шахтерск с 9.1 млн. т. в 2019 г. до 20 млн. т. в год в среднесрочной перспективе. Конвейер снизит нагрузку на дороги общего пользования и позволит компании отказаться от перевозки угля автомобилями.
В 2022 году перевалка в порту Шахтерск угля, добытого на Солнцевском угольном разрезе, выросла до 10.7 млн. т. (+0.8 млн. т. или +8.1% к 2021 г.).
В 2023 году компания планирует увеличить перевалку до 13.5 млн. т.
ВГК - главное угледобывающее предприятие Сахалина, на долю которого приходится около 80% всей добычи в регионе. Компания принадлежит кипрскому холдингу Altraso Ventures Ltd., бывшему гендиректору СУЭК Олегу Мисевре и главе ICT Group Александру Несису.
ВГК - крупнейший российских экспортер бурого угля. Основными активами компании являются Солнцевский угольный разрез и Угольный морской порт Шахтерск. Утвержденные запасы ВГК превышают
300 млн тонн угля на Сахалине, также разведаны более 100 млн тонн в Магаданской области.
В 2022 году ВГК добыла на Сахалине 11.3 млн. т. угля (+1.0 млн. т. или +9.7% к 2021 г.).
Порт Эльга сможет принимать суда дедвейтом до 90 тыс. т.
Порт компании Эльгауголь, расположенный вблизи поселка Чумикан на северо-западном побережье Удской губы Охотского моря сможет принимать суда максимальным дедвейтом до 90 тыс. т. Погрузка будет осуществляться круглогодично, с организацией ледокольной проводки в зимнее время.
фото: ТГ-канал «Пулемет Дегтярева»
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн. т. в год, а также Порта Эльга для экспорта угля с заявленным сроком реализации 2 года. Железную дорогу Эльга–Чумикан планируется построить в 2025 году. Тогда же должен заработать специализированный морской терминал.
Создание инфраструктуры порта пройдет в несколько этапов. На первом терминал сможет переваливать 5 млн. т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн. т.,
20 млн. т. и 30 млн. т. в год
В порту построят пять грузовых причалов, складскую зону, железнодорожную станцию с восемью путями.
В 2022 г. добыча Эльги выросла до 20.1 млн. т. (+5.4 млн. т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с Эльгинского месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн. т.
В 2023 г. Главгосэкспертиза одобрила проект строительства четырех обогатительных фабрик мощностью
7 млн. т. угля в год на Эльгинском месторождении.
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд. т. по классификации JORC.
А-Проперти принадлежит 80% в Эльгинском угольном комплексе, 20% контролирует компания ЭнергоГрупп генерального директора объединенной компании Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) Александра Исаева.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе падение цен на энергетический уголь продолжилось. Давление на котировки, опустившиеся ниже 190 долл./т., оказало сокращение потребления угля на фоне существенного потепления, а также увеличение запасов на складах и падение цен на газ. В связи с ростом ветрогенерации также наблюдалось снижение стоимости электроэнергии. По прогнозам гидрометеобюро Германии, на текущей неделе температура воздуха ожидается на 6-8 градусов выше, чем в среднем за последние 5 лет в этот период года.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 918 долл./1000 м3 (-232 долл./1000 м3 или -20% к прошлой неделе). При этом темп расхода газа из хранилищ стран ЕС упал до минимума с 2011 г. Таким образом, пополнение запасов заметно опережает отбор. В настоящий момент хранилища заполнены на 83%.
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились выше 180 долл./т. После падения на предыдущей неделе котировки высококалорийного материала немного скорректировались вверх от уровня поддержки.
Южноафриканская угольная компания MC Mining заявила о планах начать добычу энергетического и металлургического угля на шахте Vele спустя почти 10 лет со дня заморозки проекта. Ожидается, что реализация материала начнется в 1 квартале 2023 г., а объем производства составит 60 тыс. т. товарного угля в месяц. Ближайшим экспортным терминалом является Maputo (Мозамбик).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 13 долл./т. до 175 долл./т. На внутреннем рынке КНР цены на уголь снижаются в связи с резким увеличением случаев заражения COVID-19, приводящим к сокращению промышленной активности. Спрос со стороны электростанций падает, а в 8 прибрежных провинциях КНР дневное потребление угля оказалось ниже среднего показателя
(2.2 млн. т. против 2.4-2.5 млн. т.). Кроме того, в январе спрос на уголь ожидается на невысоком уровне ввиду предстоящих новогодних праздников. Отдельные участники рынка прогнозируют стабильное укрепление котировок к середине февраля, когда промышленная активность начнет восстанавливаться.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 4 долл./т. до 155 долл./т. На рынке индонезийского угля наблюдается снижение, обусловленное сокращением спроса со стороны Китая в связи с ростом случаев заражения COVID-19, при этом потребители в других странах настаивают на более низких ценах в преддверии новогодних праздников.
Индонезийские производители направили правительству заявки на согласование планов по добыче на 2023 г. Ожидается, что соответствующие решения будут приняты 31 декабря.
Котировки высококалорийного австралийс-кого угля 6000 снизились до 395 долл./т. под давлением общего сокращения спроса и нисходящего тренда.
Власти штата Новый Южный Уэльс 21 декабря приняли поправку, позволяющую правительству контролировать или перенаправлять поставки угля с экспортного на внутренний рынок, если цены на материал окажутся слишком высокими и будут негативно отражаться на местных потребителях. Таким образом, отгрузки на экспорт по инициативе властей могут принудительно сокращаться в пользу австралийских электростанций.
Индексы австралийского металлургического угля подросли выше 285 долл./т., продолжив укрепляться на фоне ограниченного предложения и оптимистичных ожиданий возможного ослабления торговых ограничений между КНР и Австралией. Дополнительную поддержку оказывает спрос со стороны индийских производителей стали, пополняющих запасы.
Восточная мудрость — в прогнозах
В правительстве РФ продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в Восточном направлении. Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году прирост грузопотока на восточном направлении железной дороги в объеме около 60 млн тонн в год. Участники рынка считают этот прогноз сильно заниженным. Неверное планирование опорного для экономики страны министерства ведет к снижению масштабов будущих инфраструктурных проектов, полагают аналитики.
По данным «ПортНьюс», в начале декабря 2022 года на совещании под председательством вице-премьера Андрея Белоусова Министерство экономического развития представило свой прогноз экспортно-импортных потоков по Восточному полигону до 2030 года.
Минэкономразвития считает, что в течение ближайших восьми лет грузы с так называемой высокой добавленной стоимостью (все грузы за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Экспорт угля на Восточном полигоне сейчас ограничен провозными возможностями пути. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден. Это следует из материалов Минэкономразвития к совещанию, состоявшемуся 8 декабря у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии не предоставили.
Таким образом, Минэкономразвития видит прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год.
Провозная способность БАМа и Транссиба с 2021 года составляет 144 млн тонн. Однако фактический объём перевозок в 2022 году ожидается выше - порядка 150 млн тонн. «Разница объясняется применением ряда технологических мер, в том числе тяжеловесного движения, а также завершением в течение года строительства ряда первоочередных объектов второго этапа развития восточного полигона», - отметили в РЖД.
С 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн. При этом РЖД также планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счёт сдачи объектов в течение года и технологических мероприятий. С учетом прогноза Минвостокразвития, через 8 лет грузопоток достигнет 219 млн тонн в год. Этот прогноз экспертами оценивается ниже сегодняшнего запроса рынка.
Железная дорога не справляется с объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток и обратно, исходя из запросов компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, особенно с учетом разворота логистики. Об этом еще летом говорил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество. При этом объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезенных, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн», - заявил Юрий Трутнев, выступая в начале июля 2022 года в Хабаровске на совместном совещании секретаря Совета безопасности РФ и полпреда президента РФ в ДФО (цитата по агентству «Интерфакс»).
Модернизация Восточного полигона ведется. По поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год. Но этой дополнительной пропускной способности может не хватить, поскольку спрос на дальневосточное направление перевозок только растет. Например, с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай железнодорожными цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона.
Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.
Юрий Трутнев считает, что разворот транспортных потоков на Дальний Восток резко увеличил требования к срокам модернизации Восточного полигона. «Нужно разобраться, чего нам не хватает, - заявил вице-премьер. - Если денег — нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Эта задачу, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности.
Развитие транспортной инфраструктуры, особенно масштабные стратегические проекты, основываются на прогнозных показателях. Однако, как отмечают участники рынка, Минэкономразвития не до конца учитывает в своих прогнозах не только существующий уже сегодня дефицит пропускной способности железнодорожного пути, но и недооценивает спрос на уголь в мировом масштабе.
Мировой спрос на уголь
В текущем году спрос на международном рынке угля для выработки электроэнергии превышал предложение, что связано с более низкой ценой угля по отношению к природному газу, сообщало Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабре 2022 года. На это повлиял не только глобальный энергетический кризис, но и скачки цен на природный газ, а также неблагоприятные погодные условия в Австралии, которая является одним из ключевых мировых поставщиков угля.
Мировое потребление угля, приближающееся к рекордному объему в 2022 году, может увеличиться в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.
Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция.
В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли, заявляла в рамках Восточного экономического форума директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Таким образом, основной поток российского угля стремится от мест его добычи по железной дороге к дальневосточным портам, где профицит мощностей угольных терминалов достиг 50 млн тонн в год. Инвесторы своими деньгами подтверждают намерение увеличивать отгрузку угля из российских дальневосточных портов. Однако, уголь туда доставить по железной дороге становится все сложнее. Как, впрочем, и другие виды грузов.
Контейнерные VS угольные поезда
Минэкономразвития оценило эффекты от перевозки разных номенклатур груза по БАМу и Транссибу. Так, в ведомстве приводят данные, что бюджетный эффект от экспорта одного поезда контейнерных грузов в среднем 2,8 раза выше, чем от экспорта одного поезда энергетического угля (доход госбюджета от первого — 5,6 млн руб. в год, от второго — 2 млн руб.). При этом, ОАО «РЖД» несет финансовые убытки за перевозки Кемеровского энергетического угля в порты Ванино и Советская гавань в расчете рубль за тонну.
фото: ОАО РЖД
Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года. С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.
Угледобывающие компании и Кузбасс, в свою очередь, напоминают о том, что договорились об инвестировании доходов, полученных от транспортировки груза на восток, в неугольные отрасли экономики, согласно приказу Минэкономразвития от
4 октября 2021 года. Суммарные вложения оцениваются в 72 млрд руб., планируется создать более 1,8 тыс. рабочих мест. Соглашение с администрацией правительства Кемеровской области включало согласованный дополнительный объем экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в восточном направлении в 2022–2024 годах в размере 30 млн тонн. Документ подписали АО «Стройсервис», ООО «Распадская угольная компания», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Угольная компания Сибирская», АО «Угольная компания «Сила Сибири», АО «Междуречье» (управляющая организация — «Новая Горная УК»).
26 декабря губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководство РЖД договорились об объемах вывоза угля в восточном направлении на 2023 год в объеме
53,1 млн тонн угля. Индикативный вывоз кузбасского угля на экспорт через Восточный полигон РЖД, предусмотренный дополнительным соглашением, составляет 55,1 млн тонн угля, сообщила пресс-служба администрации правительства Кемеровской области.
В условиях стремительно меняющегося мира российские предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности ожидают от правительства более дальновидных решений. От Минэкономразвития ждут более корректных рыночных прогнозов. Иначе инфраструктурные проекты оказываются дефицитными по своей пропускной способности еще на этапе планирования. Таким образом, конфликт между грузовладельцами разной номенклатуры груза и РЖД сохраняется надолго.
Сложная ситуация сохраняется вокруг шельфовых проектов на Сахалине. В Якутии отмечается рост добычи нефти и расширение ресурсной базы. Также в республике растет добыча угля, однако для его поставок на экспорт требуется развитие инфраструктуры. Также продолжается рост добычи предназначенного на экспорт каменного угля на Чукотке.
В Сахалинской области сохраняются нерешенные вопросы в рамках крупных шельфовых проектов. Более сложная ситуация складывается на проекте «Сахалин-1». Индийская компания Oil and Natural Gas Corp (ONGC) в октябре минувшего года сообщила о намерении сохранить долю в операторе проекта «Сахалин-1»[1] - компании ООО «Сахалин-1». Доля ONGC в Exxon Neftegaz Limited составляла 20%. По неподтвержденным данным, компания рассматривала возможность увеличения доли.
В октябре же о полном уходе из проекта и РФ в целом сообщили в американской компании Exxon Mobil, которой принадлежали оператор проекта Exxon Neftegaz Limited и доля в 30% в СРП. В марте Exxon Mobil отказался продолжать отгрузку нефти с проекта в танкеры подпавшего под санкции «Совкомфлота», суда которого лишились страховки от Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P&I Clubs[2]). В связи с этим в мае оказались переполненными резервуары с нефтью в порту Де-Кастри в Хабаровском крае (из порта нефть отгружается на мировой рынок), что сделало невозможным дальнейшее продолжение добычи.
танкер «Залив Анива»
фото: Sakhalinenergy
Услугами «Совкомфлота» также пользуется проект «Сахалин-2», где отгрузка и добыча, тем не менее, не сокращались. В рамках проекта по итогам восьми месяцев прошлого года добыча газа выросла на 20% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. (до 12 млрд куб. м). Объем реализации СПГ за аналогичный период вырос на 19% - до 7,6 млн тонн. Коммерческий директор нового оператора проекта ООО «Сахалинская энергия» А.Охоткин в конце сентября заявлял о готовности оказать поддержку «Сахалину-1» в вопросе сбыта нефти, но каких-либо шагов в данном направлении пока не предпринималось. План добычи в рамках «Сахалина-1» на 2022 г. составлял 8,9 млн тонн нефти, по предварительным оценкам Минэнерго, он не превысил 4,2 млн тонн (в 2021 г. – 11 млн тонн).
Кроме того, в связи с остановкой производства нефти на «Сахалине-1» не ведется также добыча попутного газа, поставляемого на Сахалин и в Хабаровский край (по газопроводу «Оха – Комсомольск»). Недостающие объемы газа в настоящее время замещает «Сахалин-2», что грозит сокращением производства СПГ в рамках «Сахалина-2». Недополученные доходы сахалинского бюджета от остановки «Сахалина-1» оцениваются в 38 млрд рублей в 2022 г. На минувшей неделе сообщалось о восстановлении добычи в рамках проекта «Сахалин-1» до 140-150 тыс. баррелей в сутки (65% мощности).
Между тем правительство РФ может перенести срок выбора нового акционера СПГ-проекта «Сахалин-2» (вместо британско-нидерландской Shell). Ожидалось, что на конкурс, который должен был завершиться 30 декабря, будет подана заявка «НОВАТЭКа». Но компания все еще не готова сделать коммерческое предложение о приобретении доли Shell (27,49%). Сроки определения покупателя могут быть перенесены до конца первого квартала 2023 г. Стоимость доли была определена правительством РФ в 94,8 млрд рублей. Правительство должно также осуществить экологический и технологический аудит деятельности Shell на предмет ущерба, а его сумму вычесть из средств, выплачиваемых за долю, в результате чего ее стоимость может быть серьезно пересмотрена. Тем не менее аудит пока не завершен.
Сохраняются противоречия «НОВАТЭКа» и «Газпрома». Так, «НОВАТЭК» просил «Газпром» предоставить необходимую документацию для оценки и подготовки коммерческого предложения. «Газпром» же может рассматривать как нежелательное участие в проекте крупного конкурента. При этом «НОВАТЭК» даже в случае получения доли Shell все же станет миноритарием, по причине чего может потребовать гарантий возможности влиять на развитие проекта через участие в совете директоров. Помимо того, «НОВАТЭК» заинтересован в получении объемов СПГ, которые были предусмотрены контрактом с Shell - до 1 млн тонн СПГ в год (пока контракт не расторгнут).
Что касается ресурсной базы газопровода «Сила Сибири», то в декабре 2022 г. «Газпром» приступил к добыче газа на Ковыктинском газоконденсатном месторождении в Иркутской области (Жигаловский и Казачинско-Ленский районы), проектная мощность которого составляет 27 млрд куб. м газа в год (в 2026 г.). Извлекаемые запасы Ковыктинского месторождения в пределах лицензионных участков «Ковыктинский», «Хандинский» и «Чиканский» составляют 1,8 трлн куб. м газа и 65,7 млн тонн газового конденсата. Газ данного месторождения характеризуется сложным компонентным составом - помимо метана он содержит пропан, бутан и значительные объемы гелия. Ценные компоненты ковыктинского газа предполагается выделять на Амурском газоперерабатывающем заводе (Амурская область), после чего поставлять очищенный газ в КНР. Газ с Ковыкты поступает в новый участок газопровода «Сила Сибири» (проектной мощности в 38 млрд куб. м в год этого газопровода ожидается достичь в 2025 г.) - «Ковыкта – Чаянда» протяженностью 804 км и на Амурский ГПЗ.
Установка подготовки газа УПГ-102 на Ковыктинском месторождении
фото: Газпром
Изначально «Газпром» рассчитывал добывать на Ковыкте 35 млрд куб. м, но впоследствии число скважин в проекте было сокращено, в связи с не достигнутыми договоренностями о продаже всего объема газа в Китай. Также по-прежнему не определен вопрос о темпах и масштабах газификации Иркутской области, в частности, касающийся поставок газа для дальнейшей переработки на «Саянскхимпласте» (в настоящее время сырье на предприятие поставляется «Ангарским заводом полимеров» «Роснефти»), а также вопрос о строительстве трубопровода до Саянска и Иркутска.
Ковыктинское в том числе рассматривается как ресурсная база для Амурского ГПЗ. Но пока увеличить поставки по «Силе Сибири» затруднительно из-за возможных проблем при дальнейшем расширении Амурского ГПЗ (к настоящему времени запущены две технологические линии мощностью 7 млрд куб. м по сырью каждая[3]), проектная мощность переработки которого составляет до 42 млрд куб. м газа в год. В проекте завода используются технологии немецкой компании Linde[4], покинувшей проект летом 2022 г. На ГПЗ запущены первая и вторая технологические линии, на третьей линии в мае были начаты предпусконаладочные работы (всего предусмотрено шесть линий).
Ожидается, что в 2023 г. экспорт по «Силе Сибири» составит 22-25 млрд куб. м. В середине декабря 2022 г. «Газпром» отчитался о достижении исторического рекорда суточных поставок газа в КНР – контрактные обязательства были превышены на 16,6%.
Следует отметить, что на Ковыкте предполагается также производить сжиженный природный газ для нужд региона. ООО «Газпром СПГ Технологии» и правительство Иркутской области заключили в январе соглашение о запуске линии по малотоннажному производству СПГ на Ковыкте. В рамках первого этапа проект предполагает строительство линии по производству СПГ мощностью 0,75 тонны в час. На втором этапе проекта планируется построить комплекс по производству СПГ мощностью 3 тонны в час. Объем инвестиций оценивается в 3 млрд рублей. СПГ будет поставляться для транспортной отрасли в Иркутской области, прорабатывается также вопрос об автономной газификации котельных региона.
Кроме того, из-за проблем с поставками технологий как минимум на год сдвигается реализация проекта Амурского газохимического комплекса «СИБУРа» в Приамурье (Свободненский район). Согласно проекту, на ГХК планируется производить ежегодно 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена. Стоимость проекта составляет 10 млрд долларов США. Изначально запуск был намечен на 2024-25 гг.
В руководстве «СИБУРа» заявили о необходимости перестройки технологической цепочки на фоне санкций, поскольку возникли проблемы с получением оборудования от немецкой компании Linde[5] и итальянской компании Technimont[6]. В марте 2022 г. общий уровень готовности проекта достиг 37,8%, а в ноябре в «СИБУРе» отчитались, что на установке пиролиза было смонтировано пять единиц оборудования (информация о ходе работ на полимерных установках компанией не предоставлялась).
Доставка колонны пиролиза
фото: ООО «АМУРСКИЙ ГХК»
Известно, что в период навигации 2022 г. на стройку Амурского ГХК было доставлено 186 единиц критического оборудования (97% от всего объема) для установки пиролиза - модули печей, компрессорное, насосное и теплообменное оборудование. Кроме того, выполнен монтаж 24 единиц крупнотоннажного оборудования, в том числе трех паровых котлов (бойлеров). В рамках проекта велось строительство складских помещений, ремонтно-механического производства, цехов огнезащиты, канализационных и водоочистных сооружений.
Тем временем рост добычи нефти отмечается в Якутии. По итогам девяти месяцев 2022 г. добыча в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
В конце минувшего года «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» («Роснефть» и зарубежные партнеры[7]) открыла в регионе нефтегазоконденсатное месторождение Кубалахское (Мирнинский район). На баланс были поставлены свыше 9,5 млрд куб. м газа и более 1,5 млн тонн нефти. Новый участок расположен вблизи Среднеботуобинского месторождения[8], где «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» осуществляет промышленную разработку, поэтому для освоения нового месторождения предполагается задействовать уже существующую инфраструктуру. На Кубалахском запланировано бурение четырех поисково-разведочных скважин.
В сфере добычи угля основной рост приходится на Якутию, благодаря новым крупным проектам, которые пока пытаются решить проблему дефицита логистической инфраструктуры для поставок на экспорт. Группа «ЭЛСИ»[9] А.Авдоляна осенью прошлого года обратилась в правительство РФ с просьбой увеличить квоту на вывоз дополнительных 1,1 млн тонн угля ежемесячно из Якутии в ближайшие два года.
Прибыль, полученную благодаря увеличенной квоте, планируется реинвестировать в ускоренную реализацию проекта «ЭЛСИ» по строительству Тихоокеанской железной дороги (500 км) для вывоза угля с Эльгинского месторождения в направлении побережья Охотского моря[10] в Хабаровском крае (где должен быть построен порт «Эльга»). Первый этап провозной способностью 15 млн тонн угля планируется завершить в ноябре 2024 г., второй этап на 30 млн тонн – в ноябре 2025 г. Инвестиции в данный проект оцениваются в 146,6 млрд рублей.
Следует отметить, что ООО «Эльгауголь» в декабре минувшего года сообщило о 80 км проложенных в рамках строительства Тихоокеанской железной дороги путей. Суточный трафик на железной дороге должен составить 18 пар грузовых поездов, предполагается устройство одной промежуточной станции и 18 разъездов, а также приобретение подвижного состава - 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов. В порту планируется построить терминал по загрузке и разгрузке судов и вагонов с устройством пятикилометровой конвейерной линии между ними, склада для хранения угля в портовой зоне. Терминалы порта предполагается запустить к 2025 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 146 млрд рублей. В целях финансирования проекта из собственной прибыли группе требуется увеличить поставки угля с Эльгинского месторождения в восточном направлении на 200 тыс. тонн к текущему уровню (до 1,7 млн тонн в месяц)[11].
Проезд тепловоза между портом Эльга (мыс Манорский, нулевой километр) и 25-ым километром новой дороги
фото: стоп-кадр видео «Видеолетопись строительства Тихоокеанской железной дороги», ТГ-канал «Пулемет Дегтярева»
Помимо того, компания «Эльгауголь» завершила модернизацию действующего железнодорожного перегона «Эльга – Улак» (станция на Байкало-Амурской магистрали), его пропускная способность увеличена с 4 млн до 30 млн тонн в год. В компании рассчитывают добыть в текущем году 26 млн тонн угля, что на 30% больше плана на 2022 год (20 млн тонн). В январе-ноябре 2022 года был зафиксирован рост погрузки с Эльгинского месторождения на 20% - до 15,9 млн тонн. В текущем году недропользователь рассчитывает экспортировать 18 млн тонн. При этом в Якутии был все же снижен годовой план по угледобыче – до 34,3 млн тонн, что на 34% ниже ранее озвученного прогноза (40 млн тонн), что главным образом связано с дефицитом провозной способности Восточного полигона.
Рост добычи каменного угля продолжается в Чукотском АО, где компания «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd.) произвела по итогам 2022 г. 1,409 млн тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле. По отношению к 2021 г. объем добычи увеличился на 51%. Уголь поступает на экспорт в Китай, Республику Корея, Японию, Тайвань, Вьетнам и Камбоджу.
В 2023 г. планируется начать реконструкцию порта Беринговский (бухта Угольная) – она включает строительство подходного канала, обустройство инженерных сетей, установку нового навигационного оборудования и системы обеспечения безопасности, строительство трех причалов. Работы предполагается завершить за четыре года на условиях частно-государственного партнерства (часть объектов профинансирует ФГУП «Росморпорт»). После реконструкции мощности порта Беринговский должны достичь 2 млн тонн грузов в год (по итогам текущего года - 1 млн тонн).
В Забайкальском крае ООО «Разрезуголь»[12] совместно с китайской компанией China Energy Investment Corporation осенью 2022 г. приступили к строительству горного участка на Зашуланском каменноугольном месторождении в Красночикойском районе. Его мощность должна составить 5 млн тонн в год, на проектные показатели предполагается выйти в 2026 г.
В минувшем году было также начато строительство новой железнодорожной станции с примыканием к Транссибирской магистрали и технологической автодороги (длиной 162 км). Объем инвестиций в проект освоения месторождения оценивается в сумму порядка 30 млрд рублей. Запасы Зашуланского месторождения составляют 633 млн тонн угля. Ожидается, что продолжительность эксплуатации разреза достигнет 20 лет.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и Лебединское в акватории Охотского моря.
[2] Предоставляет страхование широких, неопределенных рисков (ответственность судовладельца после столкновения, загрязнение окружающей среды). Такое страховое покрытие является условием допуска во многие международные порты. Работа с российскими страховщиками в условиях санкций несет риски и создает неопределенность, несмотря на соответствие объема покрытия требованиям международных конвенций.
[3] Первая технологическая линия была запущена в июне 2021 г., вторая – в сентябре 2021 г. Всего предусмотрено шесть линий мощностью 7 млрд куб. по сырью каждая.
[4] Лицензиар технологий переработки и сжижения природного газа.
[5] Linde принадлежит технология установки пиролиза.
[6] Компании прекратили поставки технологий в июне 2022 г.
[7] Акционеры – ООО «РН-Разведка и добыча», «Таас Индия ПТЕ.ЛТД», «БИПИ Раша Инвестментс Лимитед».
[8] На Среднеботуобинском месторождении с начала отработки (в 2013 г.) было добыто 25 млн тонн нефти.
[9] ООО УК «ЭЛСИ» управляет комплексом угледобывающих активов в Якутии, Хабаровском и Приморском краях, Амурской, Новосибирской и Кемеровской областях.
[10] Железная дорога должна выйти на мыс Манорский в Охотском море, где началось строительство инфраструктуры порта «Эльга» (Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края).
[11] А также с предприятий в Новосибирской области (на 350 тыс. тонн) и Кемеровской области (на 30 тыс. тонн).
[12] Совместное предприятие ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской Shenhua) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
ННа прошедшей неделе в Европе наблюдалось падение цен на энергетический уголь ниже 175 долл./т. Давление на котировки продолжает оказывать сокращение потребления угля на фоне рекордно теплой погоды, а также высокий уровень запасов на терминалах ARA, стабильная ветрогенерация и низкие цены на газ.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 720.00 долл./1000 м3 (-80.00 долл./1000 м3 или -10% с начала 2023 г.). Темп расхода газа из хранилищ стран ЕС остается на низком уровне, что также обусловлено сокращением спроса. В текущее время хранилища заполнены на 83%, тогда как в аналогичный период прошлого года показатель составлял 50%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 7.4 млн. т. (-0.1 млн. т. или -2% к 04.01.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 167 долл./т. в связи с ограниченным спросом со стороны Европы и Индии. По итогам 2022 г. отгрузки угля через терминал RBCT уменьшились до 50.2 млн. т. (-8.6 млн. т. или -15% к 2021 г.), что является самым низким показателем за несколько десятков лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 9 долл./т. до 179 долл./т. в связи с пополнением запасов в преддверии резкого похолодания и новогодних праздников по лунному календарю. Прогнозируется, что 12-15 января температура упадет на 8-12 градусов в большинстве провинций, а в некоторых регионах – на 20 градусов. При этом 18 января ожидается дальнейшее падение температур до более низких уровней.
На прошедшей неделе китайские власти частично сняли запрет на импорт австралийского энергетического и коксующегося угля, введенный в октябре 2020 г. Разрешения на импорт получили три государственные энергетические компании (China Datang Corp., China Huaneng Group Co., China Energy Investment Corp) и одна сталелитейная. Южная провинция Гуандун также сообщила о получении от правительства разрешения на таможенное оформление австралийского угля.
Кроме того, в начале 2023 г. власти КНР пересмотрели в сторону повышения импортную пошлину на энергетический уголь, которая с апреля текущего года составит 6%.
В декабре 2022 г. в КНР было начато строительство 7 крупных угольных электростанций общей мощностью 11.64 ГВт и согласовано 4 новых проекта мощностью 6.64 ГВт. Инвестиции в строительство угольных электростанций увеличились на 38% по сравнению с
2021 г. Согласно прогнозом, совокупная мощностью угольной генерации в Китае увеличится с прошлогодних 1100 ГВт до 1330 ГВт к 2025 г. и 1400 ГВт – к 2030 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 144 долл./т. (-7.00 долл./т. к 04.01.2023 г.) в связи со уменьшением спроса и ослаблением китайскими властями ограничений на закупки австралийского угля. При этом индонезийские поставщики отмечают увеличение интереса со стороны Бангладеш и Индии, однако цена спроса находится ниже текущих уровней и активность отмечается в основном в сегменте низкокалорийного материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 скорректировались ниже 395 долл./т. после резкого скачка на предыдущей неделе, вызванного новостью об ослаблении торговых ограничений между КНР и Австралией.
Индексы австралийского металлургического угля следовали аналогичному сценарию, снизившись до уровня 300 долл./т. На текущий момент разрешение на импорт австралийского металлургического угля получила китайская государственная сталелитейная компания China Baowu Steel Group. Одновременно с этим Китай поднял пошлину на импорт коксующегося угля с 0% до 3% (данное изменение вступит в силу в апреле 2023 г.).
Экспорт российского энергетического угля в Индию вырос в 3.5 раза в 2022 году
По предварительным данным, в 2022 г. российские поставки энергетического угля в Индию увеличились в 3.5 раза до 8.4 млн. т. (+6.0 млн. т. или +250% к 2021 г.).
В связи с международными санкциями и эмбарго на экспорт российского угля в Европу, введенным ЕС в августе 2022 г., российские поставщики переориентировали грузовые потоки на азиатские рынки, включая Китай, Индию, Турцию, а также увеличили отгрузки в страны Северной Африки и Бразилию. Российским угольным компаниям пришлось предоставлять значительные дисконты к мировым индексам, которые осенью 2022 г. доходили до 60-70%.
Тем не менее, благодаря более привлекательной цене по сравнению со стоимостью угля из Австралии и Южной Африки, российским поставщикам удалось существенно нарастить объемы экспорта и увеличить долю на рынках Индии и Китая.
Несмотря на планы Индии по дальнейшему увеличению собственной добычи угля, которая в 2022 г. оценочно составила 862 млн. т. (+92 млн. т. или +12% к 2021 г.), спрос на импорт угля будет сохраняться, как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В январе 2023 г. правительство Индии обязало энергетические компании импортировать до 6% угля от своих потребностей в период с апреля по сентябрь 2023 года во избежание нехватки или отключения электроэнергии в летний период.
Доля угля в энергобалансе Индии составляет свыше 70%. По состоянию на 2022 г. суммарная мощность строящихся угольных ТЭС в Индии составляла 31.3 ГВт, в то время как мощность проектов угольных электростанций оценивается в дополнительные 25.7 ГВт.
Китай резко увеличил импорт российского угля в 2022 г.
По предварительным оценкам, в 2022 г. Китай стал крупнейшим покупателем российского угля, импортировав 69.5 млн. т. (+16.5 млн. т. или +31% к 2021 г.).
Данная динамика, в частности, была обусловлена привлекательной ценой по сравнению с другими странами экспортерами. Поддержку экспорту в КНР также оказало китайское эмбарго на австралийский уголь.
Однако в начале января 2023 г. китайские власти решили ослабить ограничения в отношении австралийского материала, что уже оказывает дополнительное давление на котировки угля. В конце 2022 г. дисконт для угля с отгрузкой в восточном направлении по отношению к австралийскому бенчмарку составлял 60% против 16.5% в начале 2022 г. Кроме того, с апреля 2023 г. в КНР будет введен 6%-ная пошлина на импорт энергетического угля и 3%-ная пошлина на металлургический уголь.
Тем не менее, правительство Китая по-прежнему заинтересовано в сохранении российских поставок, несмотря на изменение позиции в отношении импорта угля из Австралии.
Совокупный экспорт угля из России по итогам прошлого года, по некоторым оценкам, упал до 194 млн. т. (-29 млн. т. или -13% к 2021 г.). Наибольшее снижение поставок пришлось на февраль в связи со сложностями с транспортировкой и август в результате введения эмбарго со стороны ЕС.
Строительство акватории угольного терминала на Таймыре получило государственное финансирование
В конце декабря прошлого года правительство РФ приняло решение выделить в 2023 г. 3.2 млрд. рублей на строительство акватории грузового причала и канала морского угольного терминала на Таймыре, где расположено Сырадасайское месторождение. Угольный терминал находится в 87 км от порта Диксон.
фото: Северная звезда
Общая стоимость строительства оценивается в 3.3 млрд. рублей. Государственным заказчиком объекта является Росатом.
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г. Проект расположен в 110 км юго-восточнее поселка Диксон. Первая партия угля была отгружена в середине 2022 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд. т. угля. Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
Ожидается, что инвестиции в реализацию проекта составят более 45 млрд. рублей до 2025 года. Общий объем инвестиций превысит 100 млрд. рублей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдался преимущественно негативный тренд, в результате которого котировки опустились ниже 135 долл./т. Среди факторов давления на цены: неопределенность в глобальном финансовом секторе, падение цен на газ и электроэнергию, а также прогнозы стабильной ветрогенерации и температур выше средних сезонных значений. Кратковременный отскок цен вверх почти на 10 долл./т. во вторник 21 марта участники рынка связали с ослаблением страхов относительно банковского кризиса в США, а также тендерной активностью в Турции и Марокко.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились на 8% до 7.2 млн т.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже уровня в 130 долл./т. По мнению участников рынка, роста цен на южноафриканский материал в краткосрочной перспективе не ожидается. Сокращение предложения высококалорийного угля компенсируется низким спросом со стороны европейских потребителей, накопивших достаточное количество запасов. Индийские производители губчатого железа ожидают дальнейшего ослабления котировок на среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг до 95-100 долл./т. FOB Richards Bay с текущего уровня в 110-115 долл./т. Заключение новых сделок откладывается, так как ранее забронированные поставки позволяют закрыть потребности до мая.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., снизившись до 161 долл./т. на фоне невысокого спроса и достаточного предложения. Многие производители опускают цены вслед за увеличением объемов добычи, которое последовало после окончания Национального конгресса и отмены ограничений.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119 долл./т. (-1.5 долл./т. к 15.03.2023 г.). Активность на рынке индонезийского угля уменьшается. С одной стороны, это связано с начинающимся месяцем празднования Рамадана (22 марта – 21 апреля), с другой стороны, китайские потребители снижают объемы закупок или даже отменяют тендеры, ссылаясь на высокие цены. Спрос со стороны Индии остается стабильным.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялись выше 175 долл./т. на фоне готовящихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по бенчмарку на следующий финансовый год, начинающийся 1 апреля. По данным участников рынка, начальное предложение Glencore будет находиться на уровне 250 долл./т. FOB, японские потребители будут отталкиваться от текущих спотовых котировок около 180 долл./т. FOB.
Продолжившееся падение котировок австралийского металлургического угля ниже 340 долл./т. некоторые участники рынка связывали с избытком предложения. Китайские потребители заняли выжидательную позицию на фоне снижения цен и роста добычи на внутреннем рынке.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.4% в январе-феврале 2023 года
В январе-феврале 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% к январю-февралю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 11.3 млн т. (+0.7 млн т. или +6.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 23.9 млн т. (-3.5 млн т. или -12.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 22.8 млн т. (-2.3 млн т. или -9.2%), производство подземным способом составило 12.4 млн т. (-0.5 млн т. или -3.9%).
В январе-феврале 2023 г. потребителям было поставлено 30.1 млн т. угля
(-0.1 млн т. или -0.3% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 20.1 млн т. (+0.6 млн т. или +3.1%), российским металлургическим компаниям 4.9 млн т. (-0.3 млн т. или -5.8%), местным угольным электростанциям 3.1 млн т. (без изменений к двум месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 марта 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.7 млн т. (+3.5 млн т. или +20.3% к 1 марта 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
В течение прошедшей недели наблюдалось разнонаправленное движение европейских котировок энергетического угля, укрепившихся выше 135 долл./т. В первой половине недели поддержку индексам оказывали новости о проблемах с ядерным реактором Penly во Франции, забастовки профсоюзов, которые привели к задержке барж на Рейне, а также данные о снижении экспорта угля из Колумбии. После этого падение котировок газа и нефти на фоне нестабильности банковского сектора в США и Европе, а также прогнозы по росту ветрогенерации в Германии начали оказывать давление на угольные цены.
Запасы угля на терминалах ARA с прошедшей недели существенно не изменились и составили 6.7 млн. т.
Динамика индексов южноафриканского угля 6000 повторяла движение европейских цен. В итоге котировкам удалось закрепиться на уровне выше 130 долл./т. Индийские производители губчатого железа ведут переговоры по поставкам южноафриканского материала 5500 и 4800 NAR в марте-апреле. Тем не менее заключение сделок сдерживается из-за разницы в ценах спроса и предложения, составляющей порядка 5 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подорожали на 3 долл./т. до 164 долл./т. При этом ряд потребителей высказывает мнение, что рост добычи в связи с отменой ограничений после завершения Национального конгресса в совокупности с сезонным снижением спроса может привести к избытку предложения, несмотря на увеличение спроса со стороны неэнергетического сектора. Поддержку котировкам может оказать рост спроса со стороны цементной промышленности (на которую приходится около 6-7% потребления энергетического угля), а также предстоящие технические работы на ж/д линии Daqin, запланированные на период с 6 апреля по 5 мая.
После снятия запрета на импорт австралийского угля все большее количество китайских потребителей подписывают контракты с австралийскими компаниями на поставку материала
5500 NAR в марте-июне. Трейдинговые компании заявляют, что, начиная с февраля 2023 г. китайские потребители забронировали поставки энергетического материала в объеме 4 млн. т. Эксперты говорят о по крайней мере 10 млн. т., которые могут быть поставлены до конца 2023 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 121 долл./т. (-4 долл./т.
к 08.03.2023 г.). Тем не менее, цены могут начать укрепляться, так как китайские и индийские потребители начали пополнять запасы накануне мусульманского празднования Рамадана (22 марта–21 апреля), в течение которого экспорт из Индонезии замедлится. Индийские клиенты в основном фокусируются на среднекалорийном материале, который будет использован для блендирования.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 170 долл./т. В текущее время китайские потребители проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500. Сделки на апрельские отгрузки проходят на уровне
120-125 долл./т. FOB, при этом фрахтовые ставки на суда Capesize по маршруту Newcastle–Zhoushan за неделю выросли до 13-15 долл./т. В результате австралийский материал с поставкой в Китай оценивается на уровне 133-140 долл./т. CFR, что примерно на 30 долл./т. дешевле цен FOB Qinhuangdao.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 350 долл./т. из-за опасений участников рынка о снижении спроса на фоне ухудшения мировой макроэкономической ситуации.
Добыча угля в Якутии может вырасти до 80 млн т к 2030 году
Министерство промышленности сообщила о планах увеличения добычи угля в Якутии до 80 млн. т. к 2030 г. В 2022 г. объем добываемого угля в регионе вырос до 38.6 млн. т. (+7.6 млн. т. или +25% к 2021 г.).
разрез Восточный
фото: Эльгауголь
Ключевыми добывающими компаниями в Якутии, на долю которых приходится около 97% являются: Эльгауголь (52%), Колмар (32%) и Якутуголь (13%).
В 2022 г. добыча на предприятиях указанных компаний составила:
Согласно планам Эльгауголь и Колмар, к 2025 г. компании планируют нарастить объемы продукции до 45 млн. т. и до 20 млн. т. соответственно. Кроме того, с 2022 г. реализуется проект угольного разреза мощностью 6.5 млн. т. в год компании Антрацитинвестпроект на Сыллахском угольном месторождении. По своей перспективности Сыллахское месторождение считается 2-м в Южной Якутии после Эльгинского. С 2023 г. ожидается наращивание добычи компании Долгучан до более 1 млн. т в год.
Масштабные инвестиции в добывающие мощности Якутии и их дальнейшее развитие при текущих темпах роста позволят региону выйти на объем добычи в 80 млн. т. к 2030 г., по мнению Министерства.
Помимо увеличения производства, в регионе отмечается рост обогатительных мощностей. Кроме того, активно ведется строительство железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на побережье Охотского моря, где также строится морской порт Эльга мощностью 30 млн. т. в год.
В 2022 г. финансирование геологоразведки в Якутии увеличилось в 2 раза до 50 млрд. руб. За счет собственных средств недропользователей были изучены и подготовлены к промышленному освоению 149 участков. В 2023-2025 гг. геологоразведочные работы планируется провести за счет федерального бюджета на 12 площадях с оценкой запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Согласно Министерству промышленности, в 2023 году в Якутии планируется добыть 45 млн. т. угля (+17% к показателям 2022 г).
Берингпромуголь планирует нарастить добычу угля до 2 млн т в 2024 году
Угольная компания Берингпромуголь планирует нарастить добычу до 2 млн. т. угля в 2024 г. Добыча осуществляется на месторождении Фандюшкинское поле. Уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Алькатваамское месторождение на Чукотке
фото: Бернингпромуголь
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн. т. (+0.47 млн. т. или +45% к 2021 г.). Перевалка угля через порт Беринговский достигла исторического рекорда в 1.1 млн. т. (+0.2 млн. т. или +18% к 2021 г.).
Также в 2022 г. компания завершила строительство обогатительной фабрики с передовой технологией замкнутого цикла мощностью 800 тыс. т. в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на август 2023 г.
Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн. т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский, после которой терминал сможет ежегодно принимать до 85 судов.
Порт Беринговский расположен в бухте Угольная в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива и является рейдовым портом. Рейд доступен для захода судов с любой осадкой. Погрузка морских судов происходит на внешнем рейде портовыми перегрузочными средствами.
В 2023 г. Берингпромуголь также планирует начать добывать уголь на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
ООО Берингпромуголь является дочерней компанией австралийской Tigers Realm Coal Limited, TIG, которая продолжает владеть российскими активами на Чукотке.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля упали ниже
135 долл./т. Снижение цен обусловлено потеплением, высокими запасами на складах, а также продолжающимся падением цен на газ и электроэнергию. Кроме того, на фоне роста стоимости квот на выбросы CO2 до рекордных 100 евро/т., в начале марта себестоимость производства электроэнергии из газа оказалась на
2 евро/МВтч ниже, чем из угля.
В связи со стабильными поставками нисходящий тренд на рынке газа продолжился и котировки на хабе TTF подешевели до 455 долл./1000 м3 (-76 долл./1000 м3 или -14.3% к 01.03.2023 г.). В настоящее время газовые хранилища Европы заполнены на 57% и проблем до завершения отопительного сезона не ожидается.
Запасы угля на складах ARA остаются на высоком уровне и превышают 7 млн т. (практически без изменений по сравнению с прошлой неделей).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. вслед за европейскими индексами, а также в связи с общим негативным трендом после сообщения о снижении целевых показателей по росту ВВП КНР и сокращением импорта со стороны Европы, Индии и Пакистана.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 10 долл. до 161 долл./т. На китайском рынке котировки упали в результате заявлений властей о целевом показателе роста ВВП страны на уровне 5% вместо ранее заявленных 6%, что является скорее негативным сигналом для угольного рынка в связи с ожидаемым сокращением потребления и спроса. Дополнительное давление оказало увеличение запасов в портах и потепление на севере Китая до рекордных для марта значений, а также снижение спроса на импортную продукцию. По данным China Electricity Council, потребление энергетического угля сократилось за неделю на 31%.
Власти КНР обозначили свое намерение прекратить инициативы, направленные на увеличение добычи угля, которые привели к скачку производства до 12 млн т. в день. В ходе заседания 5 марта было заявлено о стремлении стабилизировать сектор, однако точных цифр не называлось. Некоторые источники сообщают, что добыча может быть понижена до отметки ниже 12 млн т. в день и количество разрешений на запуск новых добывающих мощностей снизится. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 5.5 млн т. (+0.2 млн т. к 01.03.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 9 долл./т. до 125 долл./т. на фоне сокращения спроса со стороны КНР и европейских потребителей.
Власти Индонезии внесли изменение в формулу бенчмарка HBA, который используется для налоговых целей и служит референсом для внутренних цен. Теперь данный бенчмарк не будет ориентироваться на индексы и будет рассчитываться, как средний показатель фактических сделок по продаже индонезийского угля за 2 прошедших месяца.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 180 долл./т. в связи с сокращением спроса на энергетический уголь со стороны стран АТР.
Индексы австралийского металлургического угля поднялись до 365 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны КНР.
Таможенные органы двух крупных портов Китая (Caofeidian и Jingtang) сообщили о том, что помимо государственной металлургической компании Baowu Steel импорт угля разрешен и другим участникам рынка. Разрешение получили еще два крупных производителя стали, и один из австралийских поставщиков заявил об увеличении запросов со стороны других китайских металлургических предприятий.
Российские власти могут субсидировать закупку около 85 балкеров
Порядка 85 судов могут быть приобретены в рамках государственных субсидий на закупку флота для внешнеторговых операций. Из указанного количества судов основную часть составят балкеры (60 единиц), а также крупнотоннажные суда типа Capesize (12 единиц).
Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд руб., из которых правительство субсидирует порядка 70 млрд руб., в том числе порядка
24 млрд руб. в ближайшие два года. Программа государственных субсидий на закупки флота для внешнеторговых операций будет действовать до 2034 г.
Российское правительство разрабатывало программу закупки судов с 2022 г. В отличие от других программ, стимулирующих строительство судов на российских верфях, эти субсидии должны распространяться на закупку продукции зарубежных верфей и флота на вторичном рынке. Власти планируют субсидирование ставки по кредитам для банков, которые будут финансировать закупку и фрахт судов для обслуживания российских экспортно-импортных потоков.
В текущее время морской экспорт российских портов обслуживается, главным образом, судами, не контролируемыми российскими компаниями, на которые в 2022 г. пришлось около 70% экспортно-импортного грузооборота.
Российским угольным компаниям, владеющим портовыми мощностями, крайне необходимо выстраивание полной логистической цепочки, принимая во внимания новые сверхпротяженные маршруты из Северо-Западных портов в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Развитие собственного флота особенно актуально на фоне ухода многих международных судоходных компаний и позволит обеспечить стабильные перевозки на ключевых экспортно-импортных направлениях.
В результате проверок Ростехнадзора в Кузбассе приостановлены работы на 10 участках шахт
В результате проверок на шахтах Кузбасса с 22 февраля по 1 марта 2023 г. Росстехнадзор приостановил работы на 10 участках угольных шахт ряда добывающих компаний в связи с нарушениями охраны труда и промышленной безопасности.
шахта Первомайская
фото - Угольная компания Северный Кузбасс
На 90 суток приостановлено производство горных работ на участке шахты Первомайская (АО Угольная Компания Северный Кузбасс). На 30 суток остановлены работы на предприятии ООО Шахта Осинниковская.
Кроме того, наложены временные запреты на проведение горных работ на участках следующих угольных шахт: Шахта им. С. М. Кирова (СУЭК-Кузбасс), Шахта им.
7 Ноября-Новая (СУЭК-Кузбасс), Шахта им. В. Д. Ялевского (СУЭК-Кузбасс), Шахта Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Шахта Костромовская (ММК-Уголь) и на других шахтах Кузбасса.
В 2022 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе.
В январе-декабре 2022 г. добыча угля в России составила 442.1 млн т. (+1.1 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2021 г.).