Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены подскочили до 110 долл./т. Рост был вызван вводом санкций против крупных российских угольных компаний (СУЭК и Мечел), укреплением цен на газ и сокращением запасов на складах ARA. При этом сохраняются негативные фундаментальные факторы, такие как потепление и увеличение генерации ВИЭ.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 285 долл./1000 м3 (+18 долл./1000 м3 к 21.02.2024 г.) в результате незапланированной остановки поставок с норвежского месторождения Skarv и снижения запасов в хранилищах до уровня ниже 64%.
Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до уровня 92-93 долл./т., среднекалорийный уголь заметно подорожал, укрепившись выше 85 долл./т., благодаря спросу со стороны Индии. При этом некоторые производители губчатого железа отмечают, что партии с отгрузкой в марте невозможно найти на рынке, поскольку все объемы, по словам поставщиков, оказались проданы.
Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal (RBCT) составили 2.3 млн т., а их дальнейшее снижение приведет к замедлению темпов погрузки и будет оказывать ценам поддержку. Однако в марте на терминале ожидается увеличения перевалки, поскольку автомобильная транспортировка в другие порты стала экономически нецелесообразной ввиду низких цен на международных рынках. Согласно прогнозам, в марте перевалка на RBCT составит 4.5 млн т. (+0.5 млн т. или +13% к февралю 2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao сохранились на уровне 132 долл./т. В КНР торговая активность после окончания праздников продолжает набирать обороты, однако количество добывающих компаний, вернувшихся к работе, увеличилось, что оказало давление на внутренние цены, поскольку предложение выросло. Например, в провинции Shaanxi более 80% шахт/разрезов возобновили добычу. Кроме того, инициатива регулятора по сокращению добычи для уменьшения несчастных случаев на производстве столкнулась с сопротивлением со стороны региональных властей.
При этом компания Shenhua объявила о планах сократить добычу в 2024 г., как и провинция Shandong, где находится компания Yancoal, которая понизила цели по добыче на текущий год. Shenhua планирует добыть 316.1 млн т. угля (-8.3 млн т. или -2.6% к 2023 г.).
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.2 млн т. до 12.6 млн т., поскольку потребление увеличилось с 645 тыс. т. до 793 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 93 долл./т. на фоне ограниченного предложения и увеличившегося спроса со стороны китайских покупателей, поскольку из-за санкций несколько государственных банков КНР отказались проводить оплату по поставкам российского материала.
Индийские покупатели ожидают, что активность китайских потребителей будет поддерживать цены на индонезийский уголь на протяжении следующих двух недель, после чего начнется коррекция вниз.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся выше 125 долл./т., что обусловлено спросом со стороны стран АТР и ограниченного предложения со стороны Индонезии, где проливные дожди по-прежнему ограничивают провозные мощности.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC держатся ниже 313 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Индии. Кроме того, в Австралии подходит к концу сезон дождей и предложение стабилизируется. В КНР вновь были понижены цены на кокс, и китайские производители не спешат пополнять запасы из-за ожиданий ограниченного спроса на сталь в марте-мае (период, в котором традиционно наблюдается пиковый спрос), что связано с замедлением темпов развития инфраструктурных проектов и сектора недвижимости.
Экспорт российского угля продолжает падать, сокращая предложение на мировом рынке
Экспорт российского угля продолжил снижаться в январе 2024 г. на фоне экономических санкций и логистических сложностей. Недавние санкции США против СУЭК и Мечела, означающие невозможность заключения новых сделок этими компаниями, поставили под удар 20% российского угольного экспорта или более 30 млн т.
Из-за высоких ставок перевалки российские добывающие компании в феврале не поставляли уголь в адрес терминала ОТЭКО в Тамани. Таким образом, экспортные ж/д отгрузки в январе-феврале в Тамань составили всего 1.3 млн т. (-3.2 млн т. или -71.1% к январю-февралю 2023 г.). Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно перенаправить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки.
Ситуация осложняется рядом конвенций со стороны РЖД в адрес портов по всем направлениям. В феврале были введены временные запреты на ж/д отгрузки в адрес следующих терминалов: Ультрамар, УЛКТ (Северо-Запад), Новороссийск, Туапсе (Юг), АО Восточный Порт, ВУТ, Дальмормонтаж, Восточный Лесной Порт, Суходол (Дальний Восток).
Из-за убыточного экспорта и сокращения вывоза из портов складские запасы угля в Кузбассе не снижаются, оставаясь на высоких уровнях в 21 млн т. Эти объемы не будут отгружены на рынок и приведут к дефициту в экспортных поставках на конец марта-апрель 2024 г.
Кроме того, усилившиеся с начала года инспекции Ростехнадзора на шахтах и разрезах уже привели к приостановке добычи на более чем 30 угольных предприятиях.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. В январе 2024 г. ж/д поставки угля снизились на 1.5 млн т. или на 8.6%, при этом морской экспорт из российских портов упал на 2.1 млн т. или на 13.4%. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе добыча снизилась на 2.3%, продолжив тренд 2023 г., в течение которого производство сократилось на 9.4 млн т. или на 4.2%.
Исходя из текущих тенденций, сокращение объемов российского экспорта в 2024 г. составит как минимум 25-30 млн т. угля.
Россия сократит экспорт угля из-за санкций на 20%
23 февраля США расширили санкции против российского энергетического и горно-металлургического секторов, включив в них угольные компании СУЭК и Мечел. Минфин США установил сроки для прекращения операций с этими организациями до 8 апреля 2024 г.
Кроме того, попавшие в санкционный список компании лишаются возможности использовать доллар для расчетов, а для их контрагентов возникает риск вторичных санкций.
По итогам 2023 г. СУЭК экспортировал 37.1 млн т., Мечел – 5.2 млн т., в результате чего в экспортных поставках российского угля их доля составила 17.5% и 2.5% соответственно. Таким образом, под санкции попадает 20% российского угольного экспорта, что ставит под удар энергетическую безопасность стран-импортеров.
По предварительным оценкам, в январе-феврале 2024 г. СУЭК экспортировал 5.8 млн т. угля, Мечел – 0.8 млн т. С учетом объемов, экспортированных в начале года, сокращение российского угольного экспорта в 2024 г. в результате санкций составит более 25-30 млн т., в 2025 г. при сохранении санкционного режима на рынок не попадет свыше 40 млн т.
Экспортные пошлины на российский уголь вернутся с марта
Правительство РФ возвращает экспортные курсовые пошлины на уголь. Новые пошлины будут действовать год — с 1 марта по 28 февраля 2025 г. Пошлина будет составлять от 4% до 7% в зависимости от курса рубля, а при курсе менее 80 руб. за доллар будет нулевой. Аналогичные пошлины на вывоз угля действовали с 1 октября до 27 декабря 2023 года, однако были отменены, чтобы поддержать экономику угольного экспорта.
Отмена курсовых пошлин на уголь продержалась лишь два месяца — с 1 марта правительство решило вернуть их, чтобы пополнить бюджет. Тем временем на повестке дня остается предложение Минфина о росте НДПИ на уголь, которое изначально возникло как альтернатива экспортной пошлине. На данный момент неясно, будут ли отменены планы по росту НДПИ.
Возвращение пошлин ухудшит экономику экспорта энергетического угля, которая страдает из-за снижения мировых цен. Экспорт энергетических марок угля из портов Балтики и Черного моря из-за роста налоговой нагрузки может полностью остановиться.
Coal center analytics (CCA)
Ведущий дальневосточный угледобывающий регион, Якутия, по итогам минувшего года сократила объем добычи на 3% по сравнению с 2022 г., до 38 млн тонн. Тем не менее по объемам добычи каменного угля Якутия остается лидером на Дальнем Востоке. Основной объем добычи угля в республике обеспечивают Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь»), предприятия ООО «Колмар» и ХК «Якутуголь». Рост производственных показателей фиксируется только на Эльге. На экспорт в минувшем году из Якутии было отгружено 26 млн тонн угля, что сопоставимо с показателем 2022 г.
В начале текущего года резидентом ТОР «Южная Якутия» стала компания ООО «СТС-Уголь»[1] с инвестиционным проектом по добыче угля открытым способом на разрезе «Налымакитский» Чульмаканского каменноугольного месторождения в Нерюнгринском районе. Компания приобрела лицензию на объект в 2018 г. В год недропользователь рассчитывает добывать небольшой объем – 250 тыс. тонн угля.
В других регионах отмечен рост угледобычи. Так, в Бурятии объем добычи угля по итогам 2023 г. составил 9,5 млн тонн, что на 10,56% превысило показатель 2022 г. Основной объем твердого топлива в республике обеспечил «Разрез Тугнуйский» (АО «СУЭК») на Никольском каменноугольном месторождении (Мухоршибирский район). По итогам года недропользователь произвел 6,5 млн тонн каменного угля, что на 14% превысило уровень 2022 г. Объем добычи бурого угля в Бурятии составил 3 млн тонн. Добычу вели ООО «Угольный разрез» (ПАО «Интер РАО ЕЭС») на Окино-Ключевском месторождении (Бичурский район), ООО «Бурятская горнорудная компания» на Гусиноозерском месторождении (Селенгинский район) и ООО «Восточно-Сибирская горная компания» на Загустайском (Селенгинский район) и Дабан-Горхонском (Еравнинский район) месторождениях.
Добыча угля в 2023 г. заметно выросла в Амурской области – на 18,5% по сравнению с 2022 г., до 4,5 млн тонн. В том числе «Огоджинская угольная компания» («Эльгауголь») в три раза по сравнению с прошлым годом увеличила добычу на Огоджинском месторождении каменного угля (Селемджинский район) – до 1,4 млн тонн. Тем временем «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь») на разрезах Ерковецкий (Октябрьский район) и Северо-Восточный (Райчихинск) произвел 2,9 млн тонн бурого угля.
Наиболее значительный угледобытчик Сахалинской области, «Солнцевский угольный разрез» («Восточная горнорудная компания»), в 2023 г. произвел на Солнцевском месторождении (Углегорский район) 13,2 млн тонн каменного угля, что на 17% больше, чем годом ранее. Отгрузки угля на экспорт через принадлежащий ВГК порт Шахтерск составили 13,1 млн тонн, что является историческим максимумом порта по перевалке угля.
В Чукотском АО добывающее каменный уголь ООО «Берингпромуголь» (австралийская компания Tigers Realm Coal) по итогам января-ноября 2023 г. получило на месторождении Фандюшкинское поле 1,45 млн тонн угля, что на 3% больше, чем за аналогичный период 2022 г. В декабре минувшего года Главгосэкспертиза РФ по результатам рассмотрения инженерных изысканий выдала компании «Берингпромуголь» положительное заключение на ввод в промышленную эксплуатацию обогатительной фабрики «Беринговская» мощностью 900 тыс. тонн коксующегося угля в год.
Ведущее в регионе добычу бурого угля ОАО «Шахта Угольная» за январь-ноябрь 2023 г. обеспечило 111,32 тыс. тонн на Анадырском месторождении, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Предприятие продолжало увеличивать отгрузки твердого топлива основным заказчикам – Анадырской ТЭЦ, Эгвекинотской ГРЭС, объектам «Чукоткоммунхоза».
Следует отметить, что угледобывающие регионы согласовали с «РЖД» объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении по квоте. Для Якутии была согласована квота в 26,3 млн тонн, для Бурятии – 8,5 млн тонн, для Иркутской области – 3,3 млн тонн. Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались, но по предварительным данным, из Якутии было вывезено 26 млн тонн, из Бурятии – 8,1 млн тонн, что сопоставимо с квотой на 2024 год.
Между тем иркутское угледобывающее предприятие «Востсибуголь» (En+ Group, подконтрольно ПАО «Иркутскэнерго») в конце декабря минувшего года обратилось в Генпрокуратуру и ФАС с жалобой на несправедливое распределение квот на вывоз угля на экспорт. В компании указывают, что экспорт угля из Иркутской области с 2016 г. вырос в 2,3 раза, до 3,28 млн тонн (в 2022 г.), в то время как квота «Востсибугля» за данный период увеличилась только на 3,8%, до 979,8 тыс. тонн. Доля компании в экспортных отгрузках региона за 2016-22 гг. упала с 66,6% до 29,8%. Экспортные квоты перераспределяются в пользу небольших предприятий - угольных разрезов Иретский (ООО «Разрез Иретский»[2]), Забитуйский, Харанутский (ООО «Харанутский угольный разрез»[3]), Герасимовский (ООО «Угольная компания Бурятии»[4]). В руководстве «Востсибугля» недовольны тем, что при распределении квот между предприятиями не учитывается общий объем добытого угля конкретной компанией, объемы низкомаржинальных поставок на внутренний рынок[5], выполнение социальных обязательств и инвестиционная деятельность.
Неопределенная ситуация сохраняется вокруг шельфовых проектов Сахалина. Так, возникли проблемы с поставкой нефти проекта «Сахалин-1»[6] (марка Sokol[7], сорт является премиальным и торгуется выше установленного потолка цен для российской нефти в 60 долларов за баррель) в Индию. В декабре 2023 г. Индия перестала принимать партии российской нефти, в результате более десятка танкеров ожидают дальнейших распоряжений, оставаясь в море.
В министерстве нефти и газа Индии объяснили проблемы российских танкеров с выгрузкой нефти в индийских портах ужесточением контроля над потолком цен на нефть, введенным странами G7, и санкциями в отношении судоходных компаний[8]. В случае несоответствия российских цен, Индия готова осуществлять закупки нефти в ОАЭ, Ираке, Саудовской Аравии, а также Венесуэле (всего Индия импортирует 85% нефти). Известно, что у проекта «Сахалин-1» возникли затруднения при открытии счета в ОАЭ для новой компании, через которую предполагалось осуществлять платежи за нефть, поставляемую в Индию. При этом индийская сторона исключала наличие проблем с платежами. На фоне ослабления спроса на нефть на мировых ранках, индийское правительство может рассчитывать добиться от России более выгодных условий контрактов.
В конце января стало известно, что два танкера с сахалинской нефтью все же двинулись в направлении портов Индии. Речь идет о танкере Jaguar, направляющемся в порт Вадинар (партия предназначена для НПЗ Nayara Energy[9]), и танкере Seagull, который 5 февраля должен прибыть в порт Вишакхапатнам, где расположен НПЗ Hindustan Petroleum (дочерняя структура ONGC, которая владеет 20% в «Сахалине-1»). По предварительным данным, изначально нефть предназначалась для наиболее крупного индийского нефтепереработчика Indian Oil Corporation, но стороны не договорились об условиях – в том числе о валюте платежа. По этой причине нефть перенаправлена на принадлежащие акционерам «Сахалина-1» заводы. Около 9 млн баррелей сахалинской нефти все еще хранятся в танкерах на воде.
Тем временем в соответствии с подписанным в январе 2023 г. указом президента РФ, аудит, который российские власти осуществляют в отношении британско-нидерландской компании Shell в связи с ее выходом из шельфового проекта «Сахалин-2»[10], будет в том числе предусматривать ущерб, нанесенный «Газпрому» отказом принять новую систему оплаты поставок российского газа (перевод в рубли). Ранее в отношении Shell предполагалось провести финансовый, экологический и технологический аудит (предусмотрен указом президента, подписанным в марте 2022 г.). По итогам аудита предполагается определение размера задолженности перед российскими поставщиками газа.
В июне 2022 г. «Газпром» сообщал, что полностью прекратил поставку газа Shell в связи с отказом компании перейти на оплату в рублях. Контракт между «Газпром экспортом» и Shell Energy Europe Limited предусматривает поставку газа в Германию в объеме до 1,2 млрд куб. м в год. Напомним, что Shell ранее проинформировала российские власти и других акционеров, что не будет входить в состав совладельцев российского оператора проекта (ООО «Сахалинская энергия», подконтрольное «Газпрому»). Доля Shell (27,5%) была оценена в 94,8 млрд рублей. Правительство РФ одобрило сделку по продаже данной доли «НОВАТЭКу», но процесс передачи все еще не завершен. Среди других иностранных акционеров проекта заявки на получение пакетов, аналогичных долям в Sakhalin Energy, направили японские Mitsui & Co. (12,5%) и Mitsubishi Corporation (10%)[11].
При этом в рамках двенадцатого пакета санкций Евросоюза в отношении РФ проект «Сахалин-2» освобожден от соблюдения потолка цен на нефть до 28 июня 2024 г. По регламенту Совета Евросоюза, от ценовых ограничений могут быть освобождены проекты, имеющие большое значение для энергетической безопасности третьих стран – «Сахалин-2» важен для обеспечения энергетической безопасности Японии. Минфин США также освободил «Сахалин-2» от запрета на морские перевозки российской нефти и соблюдения ценового потолка до 28 июня 2024 г. (для поставок, предназначенных для Японии).
Что касается экспорта в КНР газа по газопроводу «Сила Сибири», то по итогам минувшего года «Газпром» поставил в Китай 22,7 млрд куб. м, что на 700 млн куб. м превысило контрактные обязательства, и в 1,5 раза превысило результат за 2022 г. В 2021 г. объем поставок по «Силе Сибири» составил 10,39 млрд куб. м, в 2022 г. – 15,4 млрд куб. м. 31 января «Газпром» сообщил об обновлении суточного рекорда поставок в КНР по газопроводу.
Напомним, что проектная мощность «Силы Сибири» составляет 38 млрд куб. м газа в год, выход на нее ожидается в 2025 г. До конца 2024 г. «Газпром» рассчитывает вывести на проектную мощность Чаяндинское газоконденсатное месторождение в Якутии (ресурсная база «Силы Сибири») – до 25 млрд куб. м газа в год. Между тем на Ковыктинском месторождении (Иркутская область) до конца 2024 г. должна начаться подача газа через установку комплексной подготовки газа (УКПГ-3) в «Силу Сибири».
Тем временем в планах по строительству газопровода «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд куб. м газа[12] в год все еще мало конкретных данных. Переговоры по проекту с китайской стороной затягиваются. В конце января премьер-министр Монголии Л.Оюун-Эрдэнэ сообщил, что РФ и Китаю предстоит согласовать детали проекта, в том числе экономические. Он отметил, что стороны все еще проводят расчеты и оценивают экономические выгоды. В июле прошлого года Л.Оюун-Эрдэнэ сообщал об ожиданиях начала строительства газопровода в 2024 г. Тем временем вице-премьер А.Новак в январе называл сроком окончания строительства 2029 г. При этом он отмечал, что сроки строительства и основные технико-экономические показатели газопровода будут окончательно обозначены после подписания обязывающих соглашений с китайской стороной.
Для КНР приоритетным является вопрос получения больших скидок на топливо и вместе с тем отсутствует заинтересованность в осуществлении значительных инвестиций в создание новой газотранспортной инфраструктуры[13]. При этом российская сторона рассчитывает добиться более выгодных условий по сравнению с контрактом по «Силе Сибири» (подписан в 2014 г.), поскольку в настоящее время, исходя из анализа данных о платежах китайского правительства, РФ получает за поставки трубопроводного газа меньше, чем Туркменистан и Узбекистан.
В сфере переработки «Газпром» в декабре 2023 г. запустил третью технологическую линию Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области (г. Свободный). Статус реализации проекта составил 90,84%. На четвертой технологической линии ведется подготовка к началу пусконаладки, на пятой и шестой линиях начались строительно-монтажные работы.
Мощность каждой технологической линии ГПЗ составит 7 млрд куб. м газа в год, проектная мощность предприятия – 42 млрд куб. м газа в год. Ввод линий завода синхронизирован с ростом объемов транспортировки газа по газопроводу «Сила Сибири». Ежегодно планируется выпускать около 2,4 млн тонн этана, 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), 200 тыс. тонн пентан-гексановой фракции, а также 60 млн куб. м гелия.
На Амурском газохимическом комплексе «СИБУРа» в Амурской области (г. Свободный) в декабре завершились строительно-монтажные и пуско-наладочные работы на подстанции 500 кВт. Объект будет осуществлять электроснабжение завода базовых полимеров (планируемое годовое производство полиэтилена – 2,3 млн тонн, полипропилена – 0,4 млн тонн). Было получено разрешение Ростехнадзора на подачу напряжения для проведения комплексных испытаний оборудования. После пуска напряжения оператор проекта приступит к наладке основного технологического оборудования завода. Запуск ГХК намечен на 2027 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владельцы – В.Тубольцев, ООО «Сахатехсервис».
[2] Учредители – Е.Сидоренко, Е.Драбкин.
[3] Принадлежит ООО «Востсибдобыча» (учредители – Л.Хойкова и И.Зангеев).
[4] Учредитель – ООО «Интер РАО – Стройинвест» (Москва).
[5] Компания является основным производителем и поставщиком энергетического угля в Иркутской области. Около 85% продукции предприятия ежегодно закупает «Иркутскэнерго».
[6] Совладельцы проекта – «Роснефть», индийская ONGC и японская SODECO. В конце 2022 г. проект перешел в управление «Роснефти» (20% в проекте). Японская Sodeco и индийская ONGC сохранили свои доли (30% и 20% соответственно), а долю американской ExxonMobil (30%) российское правительство РФ намерено продать.
[7] Месторождения Чайво, Одопту, Аркутун-Даги.
[8] Санкции были введены в отношении компании Sun Ship Management (ОАЭ), управляющей танкерами «Совкомфлота».
[9] 49,13% НПЗ владеет «Роснефть».
[10] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского морского шельфа.
[11] Заявки были одобрены правительством РФ.
[12] Предварительная протяженность – 6,7 тыс. км по территории России, Монголии и Китая (в том числе 2,7 тыс. км по территории РФ).
[13] «Газпром» также не заинтересован в строительстве инфраструктуры за свой счет на фоне сокращения инвестиционной программы на 20% - до 1,573 трлн рублей.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили удерживаться ниже уровня 100 долл./т. Угольные котировки остаются под давлением на фоне увеличения запасов на складах ARA до максимумов с середины октября прошлого года и снижения цен на газ, что также обусловлено ограниченным спросом в связи с потеплением и ростом ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 314 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 31.01.2024 г.) в результате потепления и инициатив, направленных на деэскалацию ситуации на Ближнем Востоке. Совокупные запасы угля на складах ARA увеличились до 7.0 млн т. (+0.34 млн т. к 31.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился почти до 95 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны Индии. На прошедшей неделе участники угольной конференции McCloskey в ЮАР, включая азиатских и европейских потребителей, сошлись во мнении, что в ближайшей перспективе котировки южноафриканского высококалорийного угля 6000 ккал/кг будут оставаться на уровне 100 долл./т. FOB.
Также, по словам участников, угольные компании стали менее активно задействовать автомобильный транспорт, а падение цен на материал 5500 ккал/кг до 75 долл./т. FOB приведет к кризису среди небольших южноафриканских производителей, поскольку автоперевозки станут экономически нецелесообразными, при этом мощности железнодорожной инфраструктуры будут оставаться недостаточными. По некоторым оценкам, стоимость автоперевозки составляет 37-40 долл./т. против железнодорожного тарифа на уровне 12 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 129 долл./т. в результате сокращения складских запасов в портах и похолодания, хотя объемы потребления угля на электростанциях снизились в преддверии китайского Нового года. Кроме того, многие небольшие предприятия уже остановили добычу, а на более крупных, как ожидается, добыча будет оставаться ограниченной до конца февраля с целью максимального снижения рисков во избежание аварий, в связи с чем запасы в портах на период праздников будут не такими высокими, как предполагалось ранее.
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС упал до 773 тыс. т./сутки (-80 тыс. т./сутки к 31.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.0 млн т. (-0.6 млн т. к 31.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 93 долл./т. (+1 долл./т. к 31.01.2024 г.), котировки низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR снизились до 57 долл./т. FOB Kalimantan. Цены на индонезийский уголь двигались разнонаправленно на фоне возросшего спроса со стороны Индии, при этом в Южном Калимантане и Суматре в связи с проливными дождями оказалась затруднена транспортировка материала с месторождений в порты.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживается немногим ниже уровня 120 долл./т., при этом сохраняется поддержка цен на среднекалорийный материал, что обусловлено логистическими сложностями с поставками из Индонезии из-за неблагоприятных погодных условий.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля резко опустились до уровня
315 долл./т. упали в связи с приближением Нового года в КНР, где наблюдается ухудшение конъюнктуры, поскольку маржинальность китайских производителей горячекатаной стали и арматуры по итогам января оказалась рекордно отрицательной. Австралийские поставки после окончания циклона Kirrily еще не нормализовались, что также подталкивает покупателей к поискам альтернативного сырья из других стран. На индийском рынке австралийский материал сталкивается с растущей конкуренцией со стороны американских экспортеров.
Австралийская компания Kestrel Coal Resources заявила, что поставки с шахты Kestrel мощностью 7.1 млн т. угля в год, где добыча была остановлена 15 января в связи с техническими сложностями, возобновятся в скором времени после согласования с правительством.
Экспортеры угля отказываются от перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани в феврале по причине высоких тарифов, которые делают экспортные поставки убыточными. Угольщики настаивают на снижении стоимости перевалки на фоне падения цен на международном рынке и инфраструктурных ограничений, в связи с чем планируют обсудить ставки с владельцем при участии правительства. При этом некоторые компании согласны на увеличение тарифа в случае улучшения конъюнктуры и роста котировок.
Падение отгрузок в адрес Тамани наблюдалось уже в 4 квартале 2023 г., поскольку объемы сократились на 14% с 2.1 млн т. в сентябре до 1.8 млн т. в декабре. По итогам января 2024 г. отгрузки упали на 28.6% до 1.3 млн т. (-0.5 млн т. к декабрю 2023 г. и -0.9 млн т. к январю 2023 г.).
По предварительным данным, в конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились. По сообщениям участников рынка, КРУ, Сибантрацит и Распадская в феврале не планируют переваливать свой уголь. СУЭК отказался от услуг ОТЭКО еще в середине 2023 г.
В условиях понижательного тренда на мировом угольном рынке Тамань стала неконкурентоспособной по сравнению с другими терминалами, однако ОТЭКО отказывается от переговоров. На экспортные марки углей ставка может превышать 38-42 долл./т. При этом в феврале ставка не изменилась по сравнению с январем и почти соответствует уровню декабря 2023 г., хотя за этот период котировки значительно скорректировались вниз.
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Компания «Русский Уголь» заявила, что планирует подать в суд на дальневосточный терминал «ВаниноТрансУголь» («ВТУ»), входящий в группу «Колмар, который решил увеличить стоимость перевалки в три раза, несмотря на действующий 5-летний контракт. Русский уголь не признал роста ставок, поскольку стоимость была фиксированная и предполагала индексацию в размере инфляции на весь срок действия договора.
В ноябре 2023 года «ВТУ» в одностороннем порядке отказался исполнять обязательства и выплачивать согласованную в контракте неустойку, которая оценивается в несколько миллиардов рублей.
При этом с учетом имеющихся договоренностей о перевалке «Русский Уголь» реализовал инвестпрограмму объемом 3 млрд руб. с целью увеличения добычи и заключил еще несколько пятилетних договоров о продаже угля в порту «ВТУ».
В настоящее время компания несет большие убытки, сокращая добычу на разрезе Виноградовский более чем в два раза. Через подачу иска «Русский Уголь» также рассчитывает на компенсацию недополученной прибыли.
Таким образом, на фоне спора угольщиков с терминалом ОТЭКО в Тамани напряженность между экспортерами и терминалами начала нарастать и на Дальнем Востоке. «Русский Уголь» считает действия «ВТУ» недружественными в условиях падающих цен, геополитической напряженности и ставящими под угрозу стабильность промышленного предприятия и тысячи рабочих мест в Кузбассе.
В январе 2024 г. «Русский Уголь» сократил добычу до 1.5 млн т. (-0.2 млн т. или -12.9% к январю 2023 г.). По итогам 2023 г. совокупный объем производства составил 22.3 млн т. (+0.7 млн т. или +3.3% к 2022 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены отскочили выше 95 долл./т. после падения неделей ранее. Рост обусловлен сокращением запасов на складах ARA. При этом давление на котировки сохраняется в связи со значительными запасами газа, а также окончанием зимнего сезона с температурой выше нормы.
Кроме того, власти Колумбии, также поставляющей уголь в Европу, приступили к рассмотрению законопроекта, который запретит поиск новых угольных месторождений и позволит государству национализировать угольные активы. В связи с этим возникли опасения, что добывающие компании могут отказаться от дальнейших инвестиций в производство.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 267 долл./1000 м3 (-9 долл./1000 м3 к 14.02.2024 г.) на фоне высоких запасов, при этом поставки норвежского газа за неделю сократились на 4.5% в связи с остановкой работы месторождения Aasta Hansteen и ограниченной мощностью месторождения Karsto. Совокупные запасы угля на складах ARA сократились до 6.6 млн т. (-0.4 млн т. или -6% к 14.02.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 остался практически без изменений на уровне 93-94 долл/т. по причине сокращения спроса, особенно со стороны индийских потребителей в связи с падением цен на губчатое железо и сталь, а также удорожания железной руды. Рост спроса со стороны Европы также остается ограниченным. По итогам 2023 г. Индия резко нарастила импорт южноафриканского угля до 31.5 млн т. (+11.5 млн т. или +57% к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 3 долл./т. до 132 долл./т. в связи с возобновлением торговой активности после окончания праздников. Котировки укрепились благодаря ожидаемым снегопадам, похолоданию (на 20°C в южных и юго-восточных провинциях) и сократившимся за время праздников запасам.
Поддержку ценам также оказало решение провинции Shanxi снизить добычу на всех предприятиях, в связи с чем ожидается, что центральные власти будут ужесточать проверки безопасности в трех основных угледобывающих регионах до начала ежегодного заседания партии в марте. В рамках планируемой инициативы угольные компании будут проверять на предмет перепроизводства и использования нелегальной рабочей силы.
Компания Shenhua 20 февраля подняла закупочные цены для сторонних поставщиков на 3 долл./т. на все марки угля, что подстегнуло позитивные ожидания.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т до 92 долл./т. Власти Индонезии отметили, что уже согласовали 542 плана по добыче из более, чем 800 полученных заявок. В то же время проливные дожди продолжают негативно отражаться на погрузочных операциях в Суматре.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживается выше 120 долл./т. на фоне ограниченного предложения из Индонезии и скопления очередей из судов в австралийских портах.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали ниже 315 долл./т. в связи с невысоким спросом и достаточным предложением на спотовом рынке. Спрос со стороны Индии частично удовлетворяется альтернативным материалом из других стран.
Некоторые участники рынка прогнозируют временную поддержку угля PCI благодаря укреплению цен в КНР на фоне ухудшения погодных условий и возобновления производственной активности. Кроме того, китайская компания Lu’an Mining Industry Group получила директиву от властей о необходимости сократить добычу в 2024 г. По некоторым оценкам, компании придется уменьшить годовой объем добычи слабоспекающегося угля на 3 млн т. и PCI – на 7 млн т.
Поставки и добыча российского угля падают
В 2023 – начале 2024 г. российские производители угля продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, включая: снижение мировых цен, рост ж/д тарифов и стоимости перевалки в портах, а также логистические сложности, выражающиеся в ограниченной пропускной способности на сети РЖД и длинном транспортном плече (дорогой фрахт) при поставках угля на рынок АТР через порты европейской части России.
Все это привело к тому, что ж/д поставки в направлении российских экспортных портов и погранпереходов уже в первом месяце года упали на 1.5 млн т. или на 8.6%.
Более того, анализ общего российского экспорта, увеличившегося в 2023 г. на 2.3 млн т. или на 1.1%, показывает, что основной рост происходил за счет объемов угля низкого качества, добываемого на Сахалине и в Якутии, при этом поставки из Кузбасса, экспортирующего на мировой рынок высококачественный уголь существенно упали на 7.3 млн т. или 6.1%. В 2024 г. экспорт угля из Кузбасса продолжил сокращаться, уменьшившись в январе на 1.6 млн т. или на 15.5%.
Для ряда поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. Объем ж/д перевозок угля в направлении Северо-Западных терминалов в январе 2024 г. сократился на 26.3%. Еще большее падение отмечалось в адрес порта Тамань, составившее 42.6%.
Из-за высоких ставок перевалки российские добывающие компании не стали подавать заявки на февраль в адрес терминала ОТЭКО в Тамани. Таким образом, экспорт российского угля через указанный порт не будет осуществляться как минимум до марта.
Похожая ситуация сложилась на дальневосточном терминале ВаниноТрансУголь (ВТУ), где компания Русский Уголь обратилась в суд после трехкратного увеличения ставок со стороны порта в долгосрочном контракте. Контракт был рассчитан на транспортировку угля в течение 5 лет с нового разреза Виноградовский (КТК), где из-за убытков пришлось сократить добычу более чем в два раза.
Компания Эльга планирует продавать свой порт Вера на Дальнем Востоке, вместо изначальных планов наращивать перевалку до 20 млн т., что также говорит о тревожных тенденциях, подтверждая выводы о том, что текущие портовые мощности в значительной степени превышают пропускные способности ж/д и при вынужденном сокращении добычи становятся ненужными.
При сохранении низких мировых цен и перечисленных неблагоприятных факторов, российские угольные компании будут вынуждены все больше и больше сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. В особенности это касается высококачественного материала из Кузбасса, где в прошлом году объемы производства упали на 4.2%. В январе 2024 г. добыча продолжила сокращаться, снизившись на 2.3%.
Российские производители приостанавливают экспортные поставки угля в Тамань в феврале 2024 года
Из-за высоких ставок перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани, делающих экспортные поставки угля убыточными, российские добывающие компании не стали подавать ж/д заявки в адрес порта на февраль. Таким образом, экспорт российского угля через указанный порт не будет осуществляться как минимум до марта 2024 г. и экспортные ж/д отгрузки в адрес терминала составят 1.3 млн т. (-3.2 млн т. или -71.1% к январю-февралю 2023 г.).
Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно перенаправить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки.
Угольщики настаивают на снижении стоимости перевалки на фоне падения мировых цен и логистических ограничений. В конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились.
В условиях понижательного тренда на мировом угольном рынке Тамань стала неконкурентоспособной по сравнению с другими терминалами. На экспортные марки углей ставка могла составлять более 40 долл./т. При этом в феврале ставка не изменилась по сравнению с январем и почти соответствовала уровню декабря 2023 г., хотя за этот период котировки значительно скорректировались вниз.
Падение отгрузок в адрес Тамани наблюдалось в 4 квартале 2023 г. Объемы сократились на 14% с 2.1 млн т. в сентябре до 1.8 млн т. в декабре. По итогам января 2024 г. отгрузки упали на 28.6% до 1.3 млн т. (-0.5 млн т. к декабрю 2023 г. и -0.9 млн т. к январю 2023 г.).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе снизилась на 2.3%, экспорт упал на 15.5% в январе 2024 года
Падение добычи в Кузбассе в 2023 г. до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.) продолжилось в январе 2024 г.
Угольные предприятия Кузбасса добыли 17.1 млн т. угля (-0.4 млн т. или -2.3% к январю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 5.7 млн т. (+0.1 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 11.4 млн т. (-0.5 млн т. или -4.2%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.4 млн т. (+0.4 млн т. или +3.6%), производство подземным способом составило 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -12.3%).
В январе 2024 г. поставки на экспорт упали до 8.7 млн т. (-1.6 млн т. или -15.5%).
По состоянию на 1 февраля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе незначительно снизились до 21.0 млн т. (-0.1 млн т. или -0.5% к 1 февраля 2023 г.) на фоне падения мировых цен и логистических сложностей.
На европейском рынке угольные котировки скорректировались ниже 123 долл./т. после достижения 12-месячного максимума. Давление на индексы оказало снижение цен на электроэнергию в Германии со 134.00 евро/МВтч до 116.65 евро/МВтч, а также замедление темпов роста цен на газ. Кроме того, ожидается увеличение отгрузок угля в адрес ЕС со стороны Колумбии и ЮАР. Маржинальность угольной генерации сократилась, хоть и осталась положительной.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 506.63 долл./1000 м3 (+1.21 долл./1000 м3 к 20.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной, а также возможные санкции против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 3.95 млн т. (-0.10 млн т., или -2.5%, к 20.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до уровня 110 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и напряженности с отгрузками через Мозамбик, где вновь возникли протесты, угрожающие сообщению с портом Мапуто. При этом цены на среднекалорийный материал немного подросли благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа, который прогнозируется на высоком уровне до конца года. Ожидается, что индийские производители губчатого железа нарастят производство на 10% к марту 2025 г.
Южноафриканская компания Exxaro Resources сняла с должности директора угольного дивизиона без уточнения причин.
Exxaro планирует увеличить добычу угля с текущих 40 млн т. до 50 млн т. в год в течение нескольких лет. По итогам 2024 г. угольный экспорт компании ожидается на уровне 6.7 млн т.
На прошлой неделе начались слушания по делу о высоких затратах Eskom на закупку угля. Слушания также обусловлены желанием генерирующей компании увеличить тарифы на электроэнергию для потребителей на 36%, 11.8% и 9.1% в течение следующих 3 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили падать до 115 долл./т. Давление по-прежнему оказывают высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями. При этом в ближайшие дни ожидается резкое похолодание на 4-6℃, что должно оказать ценам поддержку за счет увеличения потребления угля на ТЭС. Однако, некоторые участники рынка не ожидают существенного отскока. Кроме того, ценовая политика компании Shenhua привела к тому, что снижение цен в некоторых регионах достигало
5.5 долл./т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 14.46 млн т. (без изменений к 20.11.2024 г.), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 28.92 млн т. (+0.18 млн т. к 20.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно, без выраженного тренда. Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52 долл./т. на фоне ограниченного спроса со стороны стран АТР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 139 долл./т. по причине высоких запасов в Китае, Японии и Индии. Кроме того, в КНР ослабление юаня и рост ВВП ниже целевых показателей также негативно сказываются на импорте. Участники антиугольного протеста попытались заблокировать порт Newcastle, что в некоторой степени отразилось на отгрузках материала. Протестующие требовали отменить новые проекты по добыче ископаемых и прекратить перевалку угля в порту Newcastle к 2030 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижение, опустившись до 203 долл./т., поскольку фундаментальные факторы остаются неблагоприятными. Кроме того, в Китае на бирже Dalian Commodity Exchange продолжается снижение цен ввиду негативных настроений в ожидании новых импортных пошлин со стороны США в результате победы Трампа, что может нанести удар по экспортным поставкам стали. Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) заявила в своем прогнозе на 2025 г., что спрос на коксующийся уголь в КНР будет недостаточным из-за сокращающегося спроса на сталь и увеличения использования лома на металлургических предприятиях на 5%.
Производители стали в Европе также сталкиваются с падением спроса и высокими затратами, в результате чего компания Thyssenkrupp Steel объявила о планируемом снижении производства с 11.5 млн т. до 8.7-9.0 млн т./год и сокращении 11000 работников.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-сентября 2024 г. подскочили в 4.1 раза до 202.5 млрд руб., превысив прибыль, которая составила 111.2 млрд руб. (-73.7% к январю-сентябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 91.3 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 52% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до
163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в арбитражный суд иск о банкротстве компании Шахта Инская в связи с наличием у предприятия задолженности в размере 230 млн руб. Также ФНС подала исковое заявление о признании банкротом АО Сибирская Углепромышленная Компания из-за долга в размере 139 млн руб.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
По итогам 2023 г. выручка составила 211.7 млн руб., убыток оценивается в 114.5 млн руб.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
АО Сибирская Углепромышленная Компания также осуществляет добычу угля в Кузбассе. Балансовые запасы превышают 29 млн т. угля марки Т, востребованной в металлургии. В 2021 г. на предприятии было добыто 1.7 млн т. В 2022-2023 гг. добыча компании упала вдвое до 0.8 и 0.7 млн т. соответственно.
В 2023 г. компания получила убыток свыше 1 млрд руб., выручка составила 2.4 млрд руб. (против 4.4 млрд руб. и 6.5 млрд руб. в 2022 г. и 2021 г., соответственно).
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до 163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.).
Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Одной из основных проблем угольной отрасли остается дефицит провозных мощностей железнодорожной транспортной инфраструктуры, ограничивающий возможности экспорта. Также угольные компании сталкиваются со снижением мировых рыночных цен и ростом железнодорожных тарифов. Тем не менее на Дальнем Востоке растет объем угледобычи, а также завершен проект по строительству частной железнодорожной ветки для вывоза угля на экспорт из Якутии. Реализуются меры по развитию газопроводной инфраструктуры в целях достижения плановых показателей поставок газа в Китай. При этом сокращается производство СПГ на Сахалине.
На Дальнем Востоке отмечается рост объемов добычи угля. В Якутии за три квартала текущего года произведено 35,8 млн тонн угля, что на 32% больше результата за аналогичный период прошлого года. В республике добыто 31 млн тонн коксующегося угля и 4,5 млн тонн энергетического. Прирост в основном обеспечила компания «Эльга» (Эльгинское месторождение). В целях обеспечения экспорта растущих объемов компания в ноябре завершила строительство Тихоокеанской железной дороги, связывающей месторождение с терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря.
Также добычу в Якутии вели компании «Колмар» (ГОК «Денисовский», ГОК «Инаглинский»), АО ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел», разрезы «Нерюнгринский», «Кангаласский», «Джебарики-Хая») и «АнтрацитИнвестПроект» (Сыллахское месторождение). Отгрузка на ДВЖД с Эльгинского месторождения за три квартала составила 13,4 млн тонн, с Сыллахского месторождения («АнтрацитИнвестПроект») – 860 тыс. тонн.
В Амурской области в январе-сентябре 2024 г. добыча угля увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода 2023 г., достигнув 3,388 млн тонн. Около 98% от общего объема производства обеспечили «Огоджинская угольная компания» (компания «Эльга») и АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь»). Огоджинское месторождение (Селемджинский район) на сегодняшний день является основным источником добычи каменного угля в Приамурье. За январь-сентябрь на Огодже получено 1,195 млн тонн, что на 10,47% превзошло результат за аналогичный период прошлого года. План добычи на 2024 г. составляет в 2,4 млн тонн.
АО «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) произвело за девять месяцев 1,709 млн тонн бурого угля, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее. На Северо-Восточном разрезе «Амурский уголь» получил 433,2 тыс. тонн бурого угля, увеличив результат на 29,3%. Еще 50 тыс. тонн бурого угля в регионе за отчетный период обеспечили ООО «Альянс» на Архаро-Богучанском месторождении и ООО «ДальВостокУголь» на Райчихинском месторождении.
В Чукотском АО ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal[1]) в январе-сентябре 2024 г. произвело 1,272 млн тонн каменного угля на Фандюшкинском месторождении (Анадырский район), нарастив результат на 11,5% относительно аналогичного периода 2023 г. Напротив, добыча бурого угля на Чукотке (АО «Шахта Угольная») в январе-сентябре снизилась в два раза, до 57,2 тыс. тонн (на Анадырском месторождении).
Также рост добычи угля фиксируется в Хабаровском крае. АО «Ургалуголь» (АО «СУЭК») по результатам января-сентября 2024 г. произвело 7,4 млн тонн твердого топлива на Ургальском месторождении (Верхнебуреинский район), что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам текущего года недропользователь планирует обеспечить производство более 10 млн тонн угля.
Снижение объемов угледобычи отмечается в Магаданской области. В регионе в январе-сентябре 2024 г. было добыто 223,9 тыс. тонн угля, что на 16% ниже, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу каменного угля на Колыме осуществляют ООО «Северовостокуголь» (Верхне-Аркагалинское месторождение) и ООО «Северо-Восточная угольная компания» (Булурская угленосная площадь). Каменный уголь данных месторождений поставляется преимущественно на экспорт, в то время как для внутреннего потребления области в основном используется уголь, поставляемый из других регионов (в первую очередь, с Кузбасса).
Тем не менее на сегодняшний день угледобывающая отрасль испытывает проблемы, связанные с транспортными ограничениями экспорта, ростом железнодорожных тарифов и снижением мировых цен. По итогам десяти месяцев текущего года перевалка угля в морских портах Дальнего Востока сократилась на 2,1%, до 92,2 млн тонн. Однако в октябре отгрузки из дальневосточных портов выросли на 9% относительно октября прошлого года (и на 13% относительно сентября текущего года), до 10,4 млн тонн. Основной объем был направлен в Китай, поскольку после снижения в третьем квартале, в октябре экспорт угля в КНР вырос на 8% к сентябрю текущего года и на 21% к октябрю 2023 г., составив 9,4 млн тонн, в связи с сезонным увеличением потребления.
По итогам десяти месяцев текущего года экспорт угля из России составил 164 млн тонн, что на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, в КНР за данный период было поставлено 43,9 млн тонн, в Японию, Южную Корею и на Тайвань в совокупности - 23,23 млн тонн, в Индию – 8,2 млн тонн. На фоне повышения с 1 декабря 2024 г. на 13,8% тарифа на железнодорожные перевозки и последующего вероятного роста стоимости угля может продолжиться сокращение российских экспортных поставок в КНР и Индию[2]. Спад наблюдается уже в настоящее время – по итогам января-июля 2024 г. экспорт энергетического и коксующегося угля из РФ в Китай сократился на 10% относительно аналогичного периода 2024 г., до 54,4 млн тонн (в денежном отношении экспорт снизился в 1,7 раз, до 5,5 млрд долларов). Экспорт угля в Индию в январе-сентябре 2024 г. сократился на 26% по сравнению с январем-сентябрем 2023 г., составив 6,1 млн тонн.
Ожидается, что в предстоящем году будет несколько снижено влияние транспортных ограничений на поставки угля по железной дороге благодаря открытию Тихоокеанской железной дороги компании «Эльгауголь» А.Авдоляна и А.Исаева. Частная железнодорожная ветка направлена на вывоз из Якутии угля Эльгинского месторождения и поставок до терминала «Порт Эльга» в Хабаровском крае. На первом этапе пропускная способность Тихоокеанской железной дороги составит 30 млн тонн в год. Второй этап планируется ввести в первом квартале 2027 г., увеличив пропускную способность до 50 млн тонн в год.
Грузооборот угольного терминала «Порт Эльга» после запуска в 2025 г. должен составить 14 млн тонн. На втором этапе, который предполагается реализовать в первом квартале 2026 г., грузооборот должен вырасти до 30 млн тонн ежегодно, а третий этап предполагает увеличение грузооборота до 50 млн тонн в первом квартале 2027 г. Железная дорога и порт были включены в состав ТОР «Хабаровск» в начале октября текущего года.
Первый состав с углем в тестовом режиме прошел по Тихоокеанской железной дороге 14 ноября. За первый рейс перевезено 20 полувагонов и два вагона. Протяженность пути составила 531 км (в т.ч. 500 км – по территории Хабаровского края). К концу ноября укладка железнодорожного полотна завершилась на всем протяжении Тихоокеанской железной дороги, построены все 19 станций и разъездов.
Ввод объекта в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г. Стоимость строительства составила около 146 млрд рублей, в том числе крупный кредит предоставил Газпромбанк. Терминал «Порт «Эльга» принял первый балкер «Омолон» 14 ноября. Перевалку угля планируется начать до конца текущего года. На терминале к настоящему времени готовы причалы №1 и №2, готовность причала №3 превысила 35%, готовность причала №4 – 20%.
Стоит отметить, что в октябре правительство РФ отменило курсовую пошлину на бурый уголь – при условии, если цена превышает 63 доллара за тонну. Действие нулевых экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит продлено до 30 ноября текущего года. При этом убытки российских угольных компаний в январе-июле 2024 г. оцениваются в 3,1 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2023 г. была получена прибыль в размере 316,1 млрд рублей. На рынке наблюдается сокращение доли прибыльных компаний отрасли – с 63,1% до 48,3%.
Угольные компании также обеспокоены планами по отмене квот по вывозу угля на восток для регионов[3]. Осенью ОАО «РЖД» предложило отменить в 2025 г. квоты на вывоз угля почти для всех наделенных ими регионов, сделав исключение только для Кузбасса, но при условии вывоза в рамках квоты и других грузов, с более высокой добавленной стоимостью.
Правительство в целом поддержало идею «РЖД». Вице-премьер В.Савельев в ноябре поручил правительству предусмотреть на 2025 г. квоту в 55,3 млн тонн для Кемеровской области на вывоз в восточном направлении всех грузов[4]. Таким, образом кузбасская квота будет включать не только уголь. Помимо угля «РЖД» рассчитывает вывезти в рамках квоты порядка 15 млн тонн высокотехнологичной продукции.
Тем временем Минтранс выступает за предоставление квоты Новосибирской области[5], но только компании «Сибантрацит», в то время как в Кузбассе предоставляемой квотой могут воспользоваться все производители угля. В Минтрансе также одобряют отмену квот для остальных регионов и дополнение угольной квоты Кемеровской области другой продукцией.
Однако на необходимости сохранения квот для всех регионов-держателей в правительстве настаивает Минэнерго, возглавляемое бывшим губернатором Кемеровской области С.Цивилевым (его семье подконтролен угледобывающий «Колмар»). Бурятия, Якутия, Иркутская область, Хакасия и Тува в соответствии с планами правительства, должны в 2025 г. сохранить возможность вывоза объема угля, не превышающего квоты текущего года, при этом соглашения предполагается заключать с конкретными предприятиями, а не регионами.
По итогам девяти месяцев 2024 г. по квотам перевезено 74,1 млн тонн угля. Общий размер квоты 2024 г. для шести регионов составляет 100 млн тонн угля. В том числе из Якутии в январе-сентябре текущего года в восточном направлении было перевезено 19,5 млн тонн угля (+1% к плану, квота на 2024 г. – 26,3 млн тонн), из Бурятии – 6,7 млн тонн (+1% к плану, квота на 2024 г. – 8,5 млн тонн), из Иркутской области – 2,6 млн тонн (+4% к плану, квота на 2024 г. – 3,3 млн тонн). В Минэкономразвития полагают, что предоставление квот на вывоз угля отдельным регионам несет угрозу финансовой устойчивости «РЖД» и препятствует развитию несырьевого экспорта в восточном направлении.
В сфере добычи углеводородов «Газпром» рассчитывает увеличивать поставки газа в Китай. В ноябре Главгосэкспертиза РФ одобрила ПАО «Газпром» увеличение мощности магистрального газопровода «Сила Сибири» до проектных 38 млрд куб. м в год за счет строительства вторых компрессорных цехов на всех восьми компрессорных станциях, работающих в системе газопровода, а также второй нитки газопровода. Протяженность «Силы Сибири» составляет 3 тыс. км, его ресурсной базой являются Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область) месторождения. В 2023 г. по газопроводу в КНР было поставлено 22,7 млрд куб. м газа. Проектной мощности поставки должны достигнуть в 2025 г.
Также Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение «Газпрому» на строительство второго участка газопровода в рамках обустройства дальневосточного маршрута поставок газа. Он предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» - от газоизмерительной станции (ГИС) до государственной границы. Работы будут проводиться в Лесозаводском городском округе Приморского края. Ранее компания получила одобрение по первому этапу проекта – участку газопровода-отвода от трубы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до ГИС.
По дальневосточному маршруту предполагается поставлять до 10 млрд куб. м газа в год с месторождений на сахалинском шельфе (проект «Сахалин-3», включающий Киринское, Южно-Киринское и Мыгинское месторождения). Начало поставок газа в КНР по данному маршруту намечено на 2027 г. В октябре текущего года «Газпром» подписал с китайской нефтегазовой корпорацией СNPC координационное соглашение о поставках по дальневосточному маршруту.
Тем временем добыча газа в рамках сахалинских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» пока не восстановилась. На проекте «Сахалин-1» добыча в январе-сентябре 2024 г. составила 6,96 млрд куб. м, что соответствует уровню добычи за аналогичный период 2023 г. В сентябре добыча сократилась на 6,4% относительно сентября прошлого года, составив 660 млн куб. м. В рамках проекта «Сахалин-2» за девять месяцев текущего года производство газа снизилось на 4,5% относительно аналогичного периода 2023 г., до 11,46 млрд куб. м. В сентябре сокращение составило 5,5% относительно аналогичного месяца прошлого года, до 1,35 млрд куб. м.
Экспорт СПГ с завода проекта «Сахалин-2» также снижается – по итогам января-октября 2024 г. отгрузки СПГ снизились на 4% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,86 млн тонн. В октябре снижение экспорта составило 6,8% к октябрю прошлого года, до 893 тыс. тонн. Поставки СПГ из России в Китай в текущем году росли за счет отгрузок с проекта «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В апреле текущего года компания Tigers Realm Coal заключила юридически обязывающее соглашение о продаже своих чукотских активов (компании «Берингпромуголь», управляющей компании «Берингугольинвест» и геологоразведочной «Северной Тихоокеанской угольной компании») с компанией «АПМ-инвест» М.Бузука. Сделку должны еще одобрить акционеры TIG, ФАС и президент РФ.
[2] В настоящее время для Республики Корея российский энергетический уголь 6000 ккал с погрузкой в декабре предлагается по цене 116-125 долларов за тонну. Цены на уголь 5500 ккал для Китая составляют 106-107 долларов за тонну. Стоимость угля 6000 ккал для поставок в Индию – 110 долларов за тонну.
[3] Объемы в рамках квот перевозятся в приоритетном порядке – в рамках третьей очереди временных правил определения очередности.
[4] Квота Кузбасса в 2024 г. составила 54,1 млн тонн. Правительство региона предлагало увеличить квоту в 2025 г. до 68 млн тонн.
[5] В июле текущего года власти Новосибирской области запрашивали квоту в размере 10 млн тонн угля в восточном направлении и 20 млн тонн в северо-западном.
На европейском рынке угольные котировки двигались в диапазоне 124-127 долл./т. Поддержку оказывает рост цен на газ и электроэнергию. Дополнительным фактором стало увеличение потребления угля в Германии из-за низкой ветрогенерации и дороговизны газа, в результате чего угольные спреды достигли максимума с начала 2024 г., а газовые спреды остались в отрицательной зоне.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 505.42 долл./1000 м3 (+27.21 долл./1000 м3 к 13.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 4.05 млн т. (+0.11 млн т., или +3%, к 13.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 держался на уровне 112 долл./т. на фоне растущего тренда на европейском рынке и открытия границ для экспортных поставок через Мозамбик. При этом некоторые экспортеры увеличивают отправки грузовиков с углем в южноафриканский порт Дурбан, избегая Мапуто (Мозамбик), поскольку риски потери груза и водителей остаются высокими в связи с возможностью вспышки новых политических протестов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т., снизившись до 117.66 долл./т. Давление на котировки оказала температуры выше сезонной нормы, высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями на 0.7-2.8 долл./т. в связи с падением продаж, что обусловлено уменьшением спроса со стороны промышленных предприятий и трейдеров.
Кроме того, власти провинции Shanxi (второй крупнейший по добыче угля регион) распорядились нарастить добычу в 4 квартале для достижения целевых 1.3 млрд т. по итогам 2024 г. Таким образом, несмотря на высокие запасы на складах потребителей, добывающие компании будут работать на 110% от согласованных мощностей до конца года. При этом в начале года по требованию властей добыча сокращалась из-за опасений, связанных с техникой безопасности.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) обнародовала новые инструкции, которые могут привести к увеличению волатильности на спотовом рынке. В рамках нового распоряжения добывающие компании смогут сократить объемы угля, резервируемого для долгосрочных контрактов. Таким образом, производители должны будут отгружать в рамках долгосрочных контрактов в 2025 г. не менее 75% добываемых объемов вместо 80% в 2023-2024 гг. (хотя данная инициатива не касается крупных компаний), а генерирующим предприятиям будет необходимо закупать не менее 80% вместо 80-100% в 2024 г.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.47 млн т. (-0.52 млн т. к 13.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 93.8 долл./т. в связи с устойчивым импортом со стороны КНР, где увеличилось потребление на прибрежных ТЭС, для которых индонезийский материал остается дешевле местного. Предложение также ограничивается дождливой погодой.
Президент Индонезии Прабово Субианто заявил, что страна закроет все угольные электростанции в течение 15 лет к 2040 г., что на 10 лет быстрее ранее обозначенного срока. Данная инициатива была озвучена в рамках его выступления о необходимости декарбонизации 19 ноября в рамках встречи G20.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. на фоне снижения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии. В связи с ослаблением юаня КНР покупает больше индонезийского угля, а Индия в связи с высокими запасами занимает выжидательную позицию.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 204 долл./т. из-за низкого спроса, а также слабых фундаментальных факторов, включая невысокий рост ВВП, и выводы участников рынков о том, что новые меры поддержки экономики Китая не будут направлены на стимуляцию внутреннего спроса. Кроме того, в КНР сохраняются предположения о новом раунде понижения цен на кокс. Однако частичный оптимизм сохраняется в ожидании пополнения запасов в преддверии зимы.
Компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая, что обусловлено ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высоких издержек и дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. Кроме того, в 2022-2023 гг. рост ж/д тарифов составил рекордные 44.6%, а с декабря 2024 г. ожидается ещё одно повышение на 13.8%. По итогам 1 полугодия 2024 года убыток Мечела подскочил почти в 5 раз до 16.7 млрд рублей против 3.5 млрд рублей убытка годом ранее.
При этом Южный Кузбасс является крупной угледобывающей компанией, в состав которой входят три шахты, четыре разреза, четыре обогатительные фабрики, ряд вспомогательных предприятий. Проектная мощность шахты Ольжерасская-Новая, где велась добыча коксующегося угля, составляет 1.8 млн т. в год, балансовые запасы — около 200 млн т.
С начала года совокупные продажи угля PCI группы Мечел, находящейся под санкциями с февраля 2024 г., упали на 25% до 0.8 млн т.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Мечела в Кузбассе сократилась до 4.7 млн т. (-0.6 млн т. или -11% к январю-октябрю 2023 г.).
На разрезе Богатырь, входящем в группу Коулстар, началась добыча антрацита в Новосибирской области. В 2024 г. отгрузка ожидается на уровне 50 тыс. т. В настоящее время компания завершает строительство двух железнодорожных станций и путей.
Запас угля антрацита на месторождении разреза Богатырь оцениваются в 300 млн т. Для достижения существенного объема производства, по некоторым оценкам, потребуется несколько лет и инвестиции в объеме более 20 млрд рублей. При этом сроки ввода объектов в эксплуатацию зависят от стоимости антрацита на международных рынках, затрат на перевозку и возможности вывоза угля из региона.
Однако в Новосибирской области, как и в Кузбассе, наблюдается падение добычи на фоне завышенных ж/д тарифов, ограниченной пропускной способности Восточного полигона, высокой себестоимости и санкций.
При этом компания Коулстар, с июня 2024 г. находящаяся под санкциями США, гарантировала транспортировку не менее 10 млн т. и обязалась построить не менее пяти крупнотоннажных судов для вывоза угля.
Добыча угля в Новосибирской области по итогам января-октября 2024 г. упала до 11.0 млн т. (-2.4 млн т. или -18.2% к январю-октября 2023 г.).