Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля продолжили укрепление до 140 долл./т., что было обусловлено падением температуры на 3-4 градуса ниже нормы и значительным сокращением объемов ветрогенерации.
При этом газовые контракты на хабе TTF подешевели до 531 долл./1000 м3 (-9 долл./1000 м3 к 22.02.2023 г.) на фоне стабильных поставок из Норвегии и России. В текущее время газовые хранилища Европы заполнены на 61%.
Котировки южноафриканского угля 6000 поднялись выше 130 долл./т. в результате роста европейских индексов, логистических ограничений и увеличения спроса со стороны индийских потребителей.
По предварительным данным, экспорт через южноафриканский терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) за первые 2 месяца 2023 г. упал до 7.1 млн т. (-2.1 млн т. или -23% к январю-февралю 2022 г.). Кроме того, на прошедшей неделе в связи с визитом президента ЮАР на мероприятие, организованное министерством обороны на пути следования автотранспорта с углем, образовалась пробка из грузовиков (около 2000 единиц), направляющихся на терминал RBCT. В связи с этим компания-оператор Transnet разослала грузоотправителям уведомление с просьбой приостановить перевозки не менее, чем на 48 часов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 18 долл./т. до 171 долл./т. в связи с ожиданиями сокращения добычи после аварии на одном из разрезов в регионе Inner Mongolia, а также снижением запасов в портах и на складах электростанций.
На разрезе, принадлежащем частной компании Xinjing Coal Mine (добывающей около 1 млн т. в год.) в регионе Inner Mongolia, 22 февраля рухнула стена из песка и камней высотой около 80 метров. В результате несчастного случая 6 рабочих погибли, 48 - пропали без вести. Председатель КНР Си Цзиньпин взял расследование причин аварии под свой личный контроль и ожидается, что это приведет к резкому увеличению проверок угольных разрезов на предмет нарушений. Наряду с другими регионами власти провинции Shanxi инициировали 100-дневную кампанию, направленную на повышение уровня безопасности, в связи с чем некоторые шахты/разрезы получили указание провести проверки, а также сократили производство.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 134 долл./т. по причине увеличения активности со стороны покупателей в Индии и КНР.
Индонезийская компания Adaro Energy планирует нарастить производство до 62-64 млн т. в 2023 г. после рекордных 62.88 млн т. (+19% к 2021 г.), добытых по итогам 2022 г. Производитель ожидает, что высокий спрос на уголь на международном рынке сохранится в 2023 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подросли до 185 долл./т. на фоне роста спроса со стороны стран АТР, включая Китай, где произошло обрушение породы на одном из разрезов.
Оператор австралийского угольного терминала Dalrymple Bay в своем отчете, опубликованном на прошедшей неделе, отметил, что в феврале было отправлено не менее 5 судов с энергетическим и металлургическим углем в китайские порты (Qingdao, Tangshen, Xiamen и Zhoushan), что подтверждает постепенное снятие запрета в КНР на импорт австралийского материала.
Индексы австралийского металлургичес-кого угля упали до 360 долл./т. после продолжительного роста в связи с уменьшением опасений по сокращению предложения. Участники рынка отмечают, что текущие ценовые уровни отталкивают ряд покупателей особенно с учетом того, что импорт кокса в Индию становится более целесообразным с экономической точки зрения.
Северная звезда отложила строительство обогатительной фабрики на Таймыре
Компания Северная звезда, ведущая освоение Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре, отложила строительство обогатительной фабрики мощностью 5 млн т. угольного концентрата в год.
Сырадасайское месторождение
фото: Северная звезда
Ввиду сложностей с поставками оборудования из-за западных санкций проект фабрики будет пересмотрен, а дата реализации проекта – сдвинута. Ожидается, что сроки реализации будут известны к концу 2023 г.
Компания уже экспортирует уголь в КНР и работает над организацией поставок на внутренний рынок РФ. В октябре 2022 г. в адрес китайских потребителей были отгружены первые 100 000 т. угля и сейчас готовится вторая партия. Ранее компания заявляла о ведении переговоров с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии.
Объем инвестиций в проект до 2025 г., когда он должен выйти на проектную мощность, ранее оценивался в 45 млрд руб. Однако сейчас сумма инвестиций может уменьшиться, поскольку экономическая модель проекта, оборудование и схема транспортировки будут меняться.
Кроме того, Северная звезда планирует начать освоение месторождения антрацитов на Таймыре и недавно подписала соответствующее соглашение с местными властями. Инвестиции в данный проект оцениваются в 69 млрд руб. Первый этап предполагает добычу на уровне
5 млн т.
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г. Проект расположен в 110 км юго-восточнее поселка Диксон.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе, после небольшой коррекции, котировки энергетического угля продолжили падение, опустившись ниже 130 долл./т. Давление на угольные котировки усилилось на фоне ожидаемого повышения температуры, высоких запасов угля на складах ARA и возобновившегося падения цен на газ и электроэнергию. Дополнительным негативным фактором стало повреждение портовой инфраструктуры в Турции (с совокупным импортом около 6 млн т. угля в 2022 г.) из-за недавнего разрушительного землетрясения, в результате чего некоторые поставки угля могли быть перенаправлены на европейский рынок.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 600 долл./1000 м3 (-55 долл./1000 м3 или -8.4% к 01.02.2023 г.), что, в частности, обусловлено увеличением прокачки газа в Европу по украинской ГТС со стороны России.
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 133 долл./т. на фоне снижения европейских индексов, а также кратковременного сокращения предложения в результате приостановки отгрузок на сутки в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) из-за кражи кабелей на железной дороге Transnet.
Участники угольной конференции, проходящей на прошлой неделе в ЮАР, выразили мнение, что в 2023-2024 гг. котировки южноафриканского высококалорийного материала не опустятся ниже 110-120 долл./т. FOB Richards Bay благодаря спросу в Европе и невысокому предложению. Делегаты также ожидают, что в текущем году цена составит 140-160 долл./т. FOB, тогда как аналитики McCloskey прогнозируют среднюю цену на уровне 184 долл./т. FOB на 2023 г. и 137 долл./т. FOB – на 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 11 долл./т. до 164 долл./т. в связи с увеличением запасов угля в северных портах и на складах потребителей. Кроме того, давление оказывает невысокий объем потребления на фоне медленного восстановления экономической активности.
В результате благоприятных погодных условий добыча в Китае сохранялась на уровне 12 млн т./день, что способствовало заполнению угольных складов в северных портах почти до исторических максимумов. Совокупные запасы в трех крупнейших северных портах (Qinhuangdao, Jingtang и Caofeidian) достигли 25.45 млн т. по состоянию на 7 февраля, что составляет 76% от общей складской вместимости. Негативным фактором также выступает возможное дальнейшее повышение тарифов на хранение. На этом фоне компания Shenhua понизила цены на материал 5500 NAR на 5 долл./т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 137 долл./т. (-3 долл./т. к 01.02.2023 г.) на фоне снижения торговой активности и пессимистичных ожиданий в отношении спроса на спотовом рынке. Индийские покупатели не стремятся закупать материал в ожидании дальнейшего падения цен, а также ввиду улучшения предложения на внутреннем рынке и наличия достаточных запасов угля в портах страны. В связи с этим индонезийские поставщики перенаправляют часть объемов на внутренний рынок Индонезии, где цена спроса сопоставима с текущими котировками на международном рынке.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалилась ниже 230 долл./т. из-за недостаточного спроса, обусловленной выжидательной позицией покупателей, а также высоким предложением и возросшими запасами на внутреннем рынке Индии и КНР.
Индексы австралийского металлургического угля выросли выше 367 долл./т. продолжив укрепляться на опасениях сокращения предложения в результате аварии на железной дороге в штате Квинсленд. На прошедшей неделе было объявлено, что открытие транспортного маршрута до порта Gladstone, перекрытого после столкновения поездов, было перенесено с 9 на 12 февраля.
Минэнерго поддерживает мораторий на рост ж/д тарифов на уголь
Минэнерго РФ поддержало предложение властей Кузбасса о введении моратория на повышение ж/д тарифов на перевозки угля в 2023-2024 гг., а также изменения налогового законодательства в отрасли.
В Министерстве сообщили, что угольные компании должны иметь возможность прогнозировать отгрузку для заключения и исполнения долгосрочных контрактов. Угольные компании наращивают погрузку в направлении портов Северо-Запада из-за наличия ограничений на Восточном полигоне и подходах к Азово-Черноморскому бассейну. Минэнерго подчеркнуло необходимость увеличения пропускной способности Восточного полигона в сроки, указанные в утвержденных правительством документах.
Накануне в ходе заседания комиссий Госсовета РФ власти Кемеровской области предложили ввести указанный мораторий, а также мораторий на принятие новых законов и внесение изменений в нормативно-правовые акты, которые будут приводить к увеличению финансовой и административной нагрузки на российских грузоотправителей, порты, операторов и других участников перевозки грузов.
Власти Кузбасса также предложили возобновить действие понижающих коэффициентов на экспортные перевозки каменного угля в зависимости от расстояния перевозки. Кроме того, для привлечения дополнительных объемов перевозок и разгрузки восточного направления предлагается рассмотреть возможность предоставления скидок на перевозку угля в направлении портов Северо-Запада в 2023-2024 гг.
Кузбасс также настаивает на комплексном мониторинге модернизации и строительства на Восточном полигоне, включая ежемесячные осмотры 83 согласованных первоочередных объектов, с участием представителей комиссий Госсовета РФ, а также Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД.
В сентябре 2020 г. РЖД отменило скидку в 12,8% на экспортные перевозки угля и антрацита для кузбасских компаний, а в июне 2022 г. – понижающие коэффициенты к тарифу за экспортные перевозки энергетического угля и дальность расстояния свыше 3300 км.
В марте 2022 г. были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки по сети РЖД перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Согласно перечню поручений Владимира Путина от марта 2021 г., объемы вывоза угля из Кузбасса на восток до 2024 г. должны вырасти на 30% относительно 2020 г., когда из региона в этом направлении было отгружено 55.8 млн т. В 2022 г. отгрузка угля из Кузбасса в восточном направлении упала на 5,5% до 53 млн т.
Железная дорога до угольного порта Эльга будет построена в 2025–2026 гг.
Строительство железнодорожной ветки с Эльгинского угольного месторождения к Охотскому морю будет завершено к концу 2025 г. - началу 2026 г. В текущее время построено почти 100 км ж/д полотна. При этом общая протяженность частной железнодорожной ветки составляет более 500 км.
строительство магистрали Эльга - Чумикан, декабрь 2022 г.
фото: Эльгауголь
Проект реализуется в соответствии с планом и позволит вдвое сократить маршрут транспортировки угля из Якутии и разгрузить БАМ и Транссиб. Выход на полную мощность ожидается в 2026 г.
К строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год компания Эльгауголь (УК ЭЛСИ) приступила в 2022 г.
Одновременно с этим компания ведет строительство собственного порта с целью перевалки коксующегося угля на экспорт. На первом терминал сможет переваливать
5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год.
Стоимость строительства ж/д ветки и порта Эльга оценивается в 136.5 млрд рублей.
В 2022 г. добыча Эльгауголь выросла до 20.1 млн т. (+5.4 млн т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн т.
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд т. по классификации JORC.
Развитие угледобычи
Угледобыча на Дальнем Востоке продолжает расти в Якутии – в рамках проектов, ориентированных на экспорт. В ТОР «Южная Якутия» в январе был включен проект ООО «АнтрацитИнвестПроект»[1] по разработке Сыллахского угольного месторождения (Нерюнгринский район). Мощность первой очереди разреза на Сыллахском месторождении должна составить 1 млн тонн угля. К 2025 г. на участке предполагается добывать 6,5 млн тонн твердого топлива в год. На объекте также планируется построить обогатительную фабрику производительностью 5 млн тонн угля в год. Разрабатывать месторождение должны до 2046 г. Общий предполагаемый объем капитальных вложений оценивается в 15,74 млрд рублей. Балансовые запасы Сыллахского месторождения составляют 140,877 млн тонн.
В целом в Якутии по итогам 2022 г. добыча угля выросла на 26,4%, достигнув 39,2 млн тонн. Рост обеспечили Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь», входит в группу «ЭЛСИ» А.Авдоляна), предприятия ООО «Колмар», «Якутуголь» («Мечел»). На крупном Эльгинском месторождении было получено 20 млн тонн, что на 26,5% превысило результат 2021 г. (когда было добыто 14,7 млн тонн), а на предприятиях «Колмара» – 14 млн тонн. «Якутуголь» в 2022 г. обеспечил свыше 4 млн тонн угля, что на 12,6% больше, чем в 2021 г. Экспорт якутского угля по итогам прошлого года вырос на 23% – до 26 млн тонн.
Следует отметить, что угольный проект по освоению Эльги решил покинуть С.Адоньев[2] (сооснователь мобильного оператора Yota, деловой партнер А.Авдоляна), после того как он был включен в санкционный список Минфина США. При этом пока не сообщалось о новом перераспределении долей. Прежде С.Адоньеву принадлежало 31,57% в «А-Проперти Развитие», А.Авдоляну – 36,67%, а А.Исаеву (гендиректор «Эльгауголь») – 31,66%.
Тем временем в Забайкалье в число резидентов ТОР была включена компания «Разрезуголь» с проектом освоения Зашуланского месторождения каменного угля в Красночикойском районе. «Разрезуголь» является совместным российско-китайским предприятием ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской угольной корпорации China Energy) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Проектом предусмотрена ежегодная добыча 5 млн тонн угля открытым способом. Выход предприятия на проектную мощность намечен на 2024-27 гг. Общий объем инвестиций оценивается в 30 млрд рублей. В настоящее время ведется подготовка проектной документации для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и приемоотправочного парка с углепогрузочным терминалом железнодорожной станции «Зашулан-Угольная» с примыканием к путям общего пользования станции Гыршелун ОАО «РЖД» для дальнейшей погрузки и отправки угольной продукции на экспорт. Запасы Зашуланского месторождения оцениваются в 663 млн тонн угля.
Еще одним экспортно-ориентированным проектом, где увеличилась добыча, является чукотский проект «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). В январе текущего года на месторождении Фандюшкинское поле было добыто 107,23 тыс. тонн угля, что на 5% больше, чем в январе 2022 г. В 2022 г. недропользователь обеспечил свыше 1,5 млн тонн угля, увеличив результат по сравнению с 2021 г. на 44%.
Ситуация в сфере добычи углеводородов
В основном дальневосточном нефтегазовом регионе – Сахалинской области, по итогам прошлого года добыча нефти существенно сократилась, на 44% по отношению к 2021 г., до порядка 9 млн тонн., на что в значительной степени повлияла остановка весной добычи на проекте «Сахалин-1». Добыча газа в регионе также сократилась – на 18%, до 26,2 млрд куб. м. Рост добычи углеводородов в минувшем году был зафиксирован в Якутии – так, за девять месяцев 2022 г. добыча нефти в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Добыча природного газа в регионе в 2022 г. выросла на 25%, составив 17,3 млрд куб. м.
Перспективы газового экспорта в ДФО в основном связаны с трубопроводным газом. В январе была завершена работа над межправительственным соглашением РФ и КНР о поставках газа по «дальневосточному маршруту» (МГП «Сила Сибири-3»). Оно регулирует строительство и эксплуатацию газопровода через реку Уссури в Приморском крае, вблизи городов Дальнереченск и Хулинь (КНР). В Хулине расположена конечная точка маршрута. Соглашение было подписано в феврале.
Компанией-поставщиком газа станет «Газпром». Со стороны КНР газопровод должна использовать и обслуживать «Китайская национальная трубопроводная корпорация» (КНТК), она также будет заниматься строительством газопровода. Контракт по поставкам газа по данному маршруту был подписан в феврале 2022 г. Им предусмотрены поставки в 10 млрд куб. м в год. Ресурсной базой МГП «Сила Сибири-3» являются месторождения на сахалинском шельфе (Киринское и Южно-Киринское) в рамках проекта «Сахалин-3».
Маршрут предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до государственной границы с КНР. Изначально проект являлся более предпочтительным для китайской стороны, чем «Сила Сибири-2», в силу более короткого плеча доставки, меньшей стоимости строительства и более низкой стоимости топлива. При этом масштабы поставок сахалинского газа существенно меньше, чем поставки по первой «Силе Сибири» и по предполагаемой второй. В 2022 г. в КНР по «Силе Сибири» было поставлено 15,5 млрд куб. м газа, что на 49% больше, чем в 2021 г.
Следует отметить, что на Южно-Киринском месторождении «Сахалина-3» «Газпром» рассчитывает начать добычу в 2025 г. Проектная мощность запущенного в 2013 г. Киринского месторождения составляет только 5,5 млрд куб. м в год (в 2021 г. уровень добычи составил лишь 1,2 млрд куб. м), тогда как на Южно-Киринском ожидается добыча 21 млрд куб. м в год. Ввод Южно-Киринского месторождения затруднен санкциями США (месторождение находится под ними с 2015 г.), поскольку для него требуются подводные добычные комплексы (ПДК)[3]. На Киринское месторождение ранее были поставлены импортные ПДК.
В Якутии были открыты новые месторождения газа. ПАО «ЯТЭК» при бурении и испытании объектов поисковой скважины на Тымтайдахском лицензионном участке в Вилюйском районе Якутии в январе открыло новое месторождение, получившее название им. Эвальдта Туги. Согласно классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, данное месторождение относится к крупным.
Извлекаемые запасы газа на месторождении оцениваются в 34,475 млрд куб. м. Результаты государственной экспертизы по запасам продуктивных пластов месторождения утверждены Роснедрами. В компании пока не сообщают о дальнейших планах по новому месторождению. Следует отметить, что на сегодняшний день актуальные совокупные геологические запасы газа ЯТЭК составляют 662 млрд куб. м. Также новое газоконденсатное месторождение открыла компания «Туймааданефтегаз» при бурении на Мухтинском лицензионном участке в Олекминском районе. Оно получило название Мухтинское. Его извлекаемые запасы оцениваются в 34,8 млрд куб. м.
«НОВАТЭК» между тем создает в ДФО инфраструктуру для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Компания «Арктическая перевалка» (ПАО «НОВАТЭК»), реализующая проект по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае, получила статус резидента ТОР «Камчатка». В текущем году планируется запустить морской терминал в бухте Бечевинская (Елизовский район) мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. На 2026 г. намечен выход терминала на проектную мощность. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 100 млрд рублей. Доставлять СПГ с арктических предприятий «НОВАТЭКа» на Ямале (проект «Арктик СПГ-2») до камчатского терминала будут танкеры-газовозы высокого ледового класса, а в дальнейшем СПГ предполагается поставлять потребителям в АТР.
Терминал будет располагать плавучим хранилищем газа (ПХГ) объемом 360 тыс. куб. м и двумя рейдовыми якорными стоянками. Комплекс должен ежегодно обслуживать 657 судов-газовозов максимальной вместимостью 172,6 тыс. куб. м каждый. К настоящему времени завершается строительство ПХГ, подходного канала протяженностью более 6 км и причала для портового флота. Напомним, что аналогичный проект «Арктическая перевалка» реализует в Мурманской области (ТОР «Столица Арктики»). Его мощность должна составить 20 млн тонн СПГ в год. Стоимость строительства оценивается в более чем 70 млрд рублей, а срок реализации также определен на 2023-26 гг.
Что касается новых нефтяных проектов и изучения перспективных участков, то «Роснефть» планирует в 2023-27 гг. провести комплексное изучение Северо-Сахалинского участка недр федерального значения. Лицензия на право ведения работ на участке в акватории Сахалинского залива Охотского моря, к западу от полуострова Шмидта (северная оконечность острова Сахалин) была получена в апреле 2021 г. Компания рассчитывает провести сейсморазведку 3D в объеме до 1,2 тыс. кв. км со специализированных геофизических судов.
Северо-Сахалинский участок недр представляет собой южную часть Западно-Шмидтовского блока проекта «Сахалин-4». Ранее проект не развивался (прежде «Роснефть» намеревалась развивать его в партнерстве с британской BP, но стороны отказались от планов еще в 2009 г.). Северо-Сахалинский участок недр станет первым в рамках «Сахалина-4», где будет проведено комплексное изучение. Прогнозные ресурсы углеводородов в пределах участка по состоянию на 1 января 2009 г. составляют 38 млн тонн нефти (по категории Д1)[4], 395,8 млрд куб. м газа по категории Д1[5].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Принадлежит ХК «Эволюция» и АО «ОГК Менеджмент». ХК «Эволюция» была создана концерном «Россиум» и инвестиционной компанией «Регион», в настоящее время 100% компании принадлежит ее генеральному директору А.Инкину (бывший сотрудник «Региона»).
[2] В октябре 2022 г. С.Адоньев стал владельцем 31,67% компании «А-Проперти Развитие», контролирующей «Сибантрацит» (входит в объединенную «УК Эльга-Сибантрацит» (ЭЛСИ)).
[3] Производства американских компаний FMC Technologies, Cameron, GE Subsea, норвежской Aker.
[4] 3,2 млн тонн по категории Д2.
[5] 33,5 млрд куб. м по категории Д2.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе продолжили падение ниже 138 долл./т. после незначительной коррекции вверх в середине недели.
Газовые контракты на хабе TTF немного укрепились до 655 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 25.01.2023 г.), чему способствовал более активный отбор газа из хранилищ в ЕС. В целом, в среднесрочной перспективе угольные котировки остаются под давлением в связи с совокупностью таких негативных факторов, как температуры выше нормы, высокие запасы угля на складах ARA и цены на газ, находящиеся на минимумах за последние 1.5 года.
Котировки южноафриканского угля 6000 подросли выше 145 долл./т. на фоне увеличения спроса на спотовом рынке со стороны Индии.
Южноафриканский терминал RBCT озвучил планы по наращиванию перевалки в 2023 г. до 60 млн т. (+19% к 2022 г.). Это амбициозный показатель, поскольку по итогам 2022 г. объем экспорта ЮАР упал до 50.4 млн т. (-14% к 2021 г.) – самый низкий уровень с 1993 г. При этом проектная мощность RBCT составляет 91 млн т. в год. Основным направлением экспорта через RBCT осталась Индия с объемом 15.5 млн т. (-8.6 млн т. или -36% к 2021 г.). Поставки в Пакистан обвалилась до 3.0 млн (-8.4 млн т. или -74% к 2021 г.). Отгрузки в адрес Европы подскочили в 6 раз до 14.3 млн т. против 2.3 млн т. в 2021 г. Поставки в Марокко увеличились примерно в 2 раза с 0.5 млн т. до 1.2 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 5 долл./т. до 175 долл./т., что обусловлено высокими запасами угля в портах, прогнозами дальнейшего увеличения внутренней добычи и ослаблением ограничений на поставки австралийского материала. Кроме того, порт Qinhuangdao на прошедшей неделе повысил тарифы на хранение, в результате чего трейдеры стали активнее распродавать свои складские запасы, увеличив дисконт.
В 2023 г. КНР планирует менее активно наращивать добычу, поскольку три основных горнодобывающих региона (Shanxi, Inner Mongolia и Shaanxi), на долю которых приходится более 80% добычи в стране, ожидают увеличения объемов на 138 млн т. или 4% против 10% в 2022 г. Подобная динамика, а также инициатива правительства по переводу большего объема поставок на долгосрочные контракты могут подтолкнуть небольшие энергетические компании к увеличению закупок на спотовом рынке и росту спроса на импортный материал с их стороны.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 3 долл./т. до 140 долл./т. из-за продолжающейся низкой торговой активности со стороны стран АТР.
По предварительным данным, добыча в Индонезии по итогам 2022 г. выросла на 12% до нового исторического максимума в 684 млн т., тогда как правительство прогнозировало 663 млн т. В 2023 г. ожидается, что добыча в стране увеличится на 1.5% до 694 млн т. При этом на экспорт, как ожидают власти, будет поставлено 518 млн т.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 рухнули почти на 60 долл./т. ниже отметки в 250 долл./т. Цены на австралийский материал упали в связи с тем, что участники рынка заняли выжидательную позицию на фоне невысокого спроса со стороны Индии и Китая. Дополнительное давление на котировки оказывают высокие запасы на складах потребителей в Юго-Восточной Азии и конкурентоспособность южноафриканского и российского материала, предлагающегося по более привлекательным ценам.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили до 350 долл./т. на фоне опасений сокращения предложения в результате аварии на железной дороге в штате Квинсленд.
На железной дороге Blackwater в штате Квинсленд 29 января произошло столкновение вагонов с углем и товарного поезда, в результате чего транспортный маршрут был закрыт на ремонт до 9 февраля и будет открыт на неделю позже, чем ожидалось ранее. Однако после открытия скорость движения вагонов будет ограничена на протяжении около 3 месяцев в связи с необходимостью замены оборудования. Данная ж/д линия обслуживает поставки угля в адрес порта Gladstone. По некоторым оценкам, в результате повреждения инфраструктуры экспорт угля через Gladstone сократится примерно на 1.5 млн т. угля. Около 50% угля марки PCI из штата Квинсленд вывозится по ветке Blackwater, что делает порт Gladstone крупнейшим по объемам перевалки австралийского угля PCI на экспорт.
Японский производитель стали Nippon Steel и австралийская угольная компания Foxleigh из штата Квинсленд согласовали цену LV PCI на 1 квартал 2023 г. на уровне 255 долл./т. FOB (+9 долл./т. к 4 кв. 2022 г.).
Экспорт российского угля в Южную Корею вырос на 21% в 2022 г.
По предварительным данным, российские угольные компании, увеличили отгрузки в адрес Южной Кореи до 26.5 млн т. (+4.6 млн т. или +21% к 2021 г.). При этом совокупные поставки из Австралии, наоборот, упали на 25% до 46 млн т. (-15 млн т. к 2021 г.).
По итогам 2022 г. российские экспортеры существенно нарастили поставки угля в Южную Корею. Росту объемов экспорта способствовало предоставление дисконтов, а также снизившиеся фрахтовые ставки. Кроме того, преимуществом импорта из России для стран АТР остаются короткие сроки поставки из дальневосточного региона. При этом рост обеспечивался за счет отгрузок через северо-западные и южные порты РФ на фоне сокращения перевозок по Восточному полигону, где провозная способность остается ограниченной.
Несмотря на западные санкции, покупатели из Южной Кореи начали наращивать импорт из России с середины 2022 г. до 2 млн т. энергетического угля в месяц.
Южнокорейским потребителям, готовым начать закупать сырье на 2 квартал 2023 г., российские экспортеры продолжают предлагать высококалорийный уголь с дисконтом.
В настоящее время доля угольной генерации в энергобалансе Южной Кореи составляет около 40%.
Порт Суходол на Дальнем Востоке будет введен в эксплуатацию в 2023 году
Ввод в эксплуатацию нового специализированного угольного порта Суходол на Дальнем Востоке, мощностью 20 млн т. в год запланирован на 2023 г.
изображение: ООО «Морстройтехнология»
Мощности порта будут вводиться поэтапно. В 2023 году перевалка угля может составить около 2 млн т., в 2024 году – около 6 млн т. и в 2025 г. – 12 млн т. В дальнейшем планируется довести грузооборот порта до 20 млн т. угля.
Порт будет оснащён вагоноразмораживающими устройствами, тандемными вагоноопрокидывателями, стакер-реклаймерами, герметичной конвейерной системой, магнитными сепараторами, судопогрузочными машинами и другой техникой.
Железнодорожная инфраструктура порта Суходол предусматривает путепроводы примыкания к путям общего пользования станции Смоляниново, соединительный путь необщего пользования протяженностью 10.6 км и припортовую станцию с общей протяженностью путей 26.2 км.
Ранее акционеры порта заявляли о планах создания на базе порта многофункционального хаба с перевалкой как угля, так и контейнеров и зерна.
По данным ВЭБ.РФ, общий объем инвестиций в проект оценивался в 180 млрд руб., включая 62 млрд руб., инвестированные в угольный терминал, являющийся первым этапом проекта.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля выросли выше
140 долл./т. после продолжительного падения. Укрепление котировок обусловлено увеличением угольной генерации и сокращением производства электроэнергии из возобновляемых источников, а также стабилизацией цен на газ.
Доля генерации на каменном угле в Германии на прошедшей неделе увеличилась до 20% против 15% неделей ранее. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала до 26% с 40% неделей ранее, при этом в аналогичный период 2022 г. показатель достигал 67%.
Газовые контракты на хабе TTF стабилизировались на уровне 600 долл./1000 м3 (без изменений к 08.02.2023 г.). При этом американский СПГ-терминал Freeport на прошедшей неделе возобновил поставки в адрес Европы после аварии в июне 2022 г.
Совокупные запасы на складах ARA составили 7 млн т. (+0.1 млн т. или +2% к 08.02.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились до около 135 долл./т. на фоне роста европейских индексов, сокращения предложения со стороны небольших поставщиков и перекрытия нескольких ж/д линий из-за повреждения инфраструктуры в результате ливней.
Ж/д оператор Transnet 10 февраля перекрыл движение по ветке North-East Corridor из-за повреждений инфраструктуры, вызванных проливными дождями. Трансграничные перевозки в мозамбикские порты Мапуту и Матола также были приостановлены.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 18.00 долл./т. до 146 долл./т. в связи с сохраняющимся увеличением запасов угля в портах и на складах потребителей.
Дополнительным негативным фактором стало снижение цен со стороны угольной компании Shenhua на средне- и низкокалорийный уголь на 17 долл./т на следующую неделю (с 15 по 21 февраля). Таким образом, стоимость материала 5500 с учетом доставки в порт составила около FOB 137 долл./т. FOB, что будет оказывать давление на других поставщиков.
Экспорт австралийского угля в Китай оказался под угрозой, поскольку, некоторые поставки столкнулись с затянутым процессом таможенного оформления. В отдельных случаях австралийский материал пришлось перенаправлять в другие страны Юго-Восточной Азии, что добавило пессимизма участникам рынка в оценке дальнейших ослаблений ограничений в отношении импорта из Австралии.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 3 долл./т. до 134 долл./т. по причине отсутствия активности со стороны покупателей, ожидающих продолжение нисходящего тренда, а также слабого спроса и высокой добычи в КНР.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 190 долл./т. Основной причиной стал низкий спрос в Европе, в связи с чем уголь из США, Колумбии и ЮАР активно перенаправлялся в страны АТР, составляя конкуренцию поставкам из Австралии.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили выше 380 долл./т. на фоне опасений недостаточного предложения. Поддержку котировкам также оказывает рост спроса на сталь, в связи с которым компания ArcelorMittal возобновила производство на нескольких доменных печах, остановленных в прошлом году.
Транспортный маршрут до порта Gladstone 11 февраля восстановил движение после ремонта. По данной ветке, перекрытой после столкновения поездов в конце прошлого месяца, осуществляются поставки более половины угля PCI из штата Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.9% в январе 2023
В январе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 17.5 млн т. угля (-1.5 млн т. или -7.9% к январю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 5.6 млн т. (+0.3 млн т. или +5.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 11.9 млн т. (-1.8 млн т. или -13.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.0 млн т. (-1.6 млн т. или -12.7% к январю 2022 г.), производство подземным способом составило 6.5 млн т. (+0.1 млн т. или +1.6%).
В январе 2023 г. потребителям было поставлено 15.6 млн т. угля, в том числе на экспорт 10.3 млн т. (-0.5 млн т. или -4.6%), российским металлургическим компаниям 2.5 млн т. (-0.3 млн т. или -10.7%), местным угольным электростанциям 1.7 млн т. (-0.03 млн т. или -1.7%).
По состоянию на 1 февраля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.1 млн т. (+5.1 млн т. или +31.9% к 1 февраля 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
На российской бирже прошли торги энергетическим углем
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже прошли торги энергетическим углем в рамках инициативы властей, направленной на сокращение количества посредников и улучшение прозрачности для потребителей. Также ожидается, что торги позволят сформировать на внутреннем рынке ценовые индикаторы и предотвратить завышение цен на угольную продукцию для генерирующих компаний.
Первые 2 сделки с каменным углём марки Д общим объёмом 140 тонн прошли 10 февраля, при этом цена составила 1800 руб./т. FCA Кузбасс. В текущее время предусмотрены торги энергетическим углем марок Д и ДГ, однако в будущем список может быть расширен.
В ноябре 2022 г. ФАС и Минэнерго согласовали инициативу по обязательной продаже на бирже не менее 10% угля марок Д и ДГ для компаний, которые имеют доминирующее положение на рынке. При этом в прошлом году Министерство Финансов РФ в мае 2022 г. предлагало обязать компании при значительном изменении условий на некоторых товарных рынках продавать до 25% объемов сырья (включая уголь, нефть, кокс и газ) на бирже для обеспечения недискриминационного доступа к товарам и справедливого ценообразования на сырьевом рынке.
Впервые проект биржевых торгов энергетическим углем был запущен правительством в конце 2019 г.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили колебаться в диапазоне 117-121 долл./т. Давление на индексы оказывает падение спроса, рост запасов на складах ARA и значительное увеличение генерации ВИЭ. В Германии объем ветрогенерации подскочил на 49% до 22.7 ГВт, генерация на каменном угле сократилась на 22% до 1.71 ГВт, при этом цены на электроэнергию на спотовом рынке упали на 25% (до 45.5 евро/МВт).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 303 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 03.04.2024 г.) на фоне снижения поставок норвежского газа. Запасы угля на складах ARA увеличились на 7% до 6.4 млн т. (+0.41 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепился выше уровня 100 долл./т., достигнув к концу недели 110 долл./т., на фоне сохраняющихся высоких цен в Европе. Кроме того, со стороны индийских потребителей наблюдается увеличение активности в связи с такими факторами, как сокращение запасов на электростанциях впервые за последние 5-6 месяцев
(-0.9 млн т. или -1% к 03.04.2024 г.), а также нарушение логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе, где возобновление отгрузок ожидается не ранее середины-конца мая. Энергетическое управление США понизило прогноз экспорта угля из страны на апрель на 33% до 5.5 млн т. При этом восстановление объема поставок ожидается только к концу лета или началу осени.
В результате схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем 2 апреля были перекрыты три ж/д ветки в направлении порта Richards Bay. 4 апреля была вновь открыта ветка 1, ветки 2 и 3 были открыты вечером 5 апреля. В связи с инцидентом начато расследование, однако Transnet пока не раскрывает причину происшествия. Это уже второй сход вагонов с начала
2024 г., что напоминает участникам рынка об уязвимости инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 2 долл./т. до 115 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса, а также увеличением запасов на складах потребителей и производителей. Компания Shenhua вновь понизила цены, предоставляя крупным потребителям дисконт, оказывая давление на котировки. Среди участников рынка распространяется негативное настроение из-за ожидаемого роста температуры и увеличения генерации ВИЭ. Кроме того, некоторые ж/д сети в КНР понизили тарифы на перевозку в апреле на 15-30%, что позволило поставщикам понизить свои цены на сопоставимую величину с целью увеличения продаж.
Две провинции объявили о планах нарастить добычу по итогам 2024 г. Inner Mongolia планирует увеличить показатель на 9 млн т. до 1.22 млрд т., Shaanxi – на 20 млн т. до 780 млн т. При этом ранее провинция Shanxi, крупнейшая по добыче угля в КНР, объявила о планах сокращения на 50-70 млн т. до 1.3 млрд т. по сравнению к 2023 г., что обусловлено перепроизводством и участившимися проверками техники безопасности. В январе-феврале производство в Shanxi снизилось на 35 млн т. или на 18% к январю-февралю 2023 г. Однако компании не понизили свои цели по выручке, в связи с чем они могут нарастить добычу на фоне падения внутренних цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.1 млн т. до 13.3 млн т., потребление упало с 733 тыс. т./сутки до 728 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 23 млн т. (-0.7 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 91 долл./т. из-за падения внутренних цен в КНР. При этом активность в Индонезии замедлилась в связи с празднованием окончание Рамадана. Спрос со стороны китайских покупателей был невысоким в связи с выходными днями в стране по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается на уровне 125 долл./т., испытывая давление со стороны снижающихся внутренних цен в КНР и ограниченного спроса в других странах АТР, обусловленного межсезоньем.
Тайваньская энергетическая компания Taipower планирует на следующей неделе вновь запустить угольные электростанции, остановленные 3 апреля в связи с землетрясением. Большое количество подземных толчков, последовавших за землетрясением, не позволило более оперативно перезапустить энергоинфраструктуру, включая угольную электростанцию Heping мощностью 1.3 ГВт.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC остаются в нисходящем тренде ниже 225 долл./т. в связи с высоким предложением и ограниченным спросом из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Давление на цены также оказало очередное понижение цен на кокс в Китае. Отмечается, что продавцы предлагают австралийский материал с привязкой к индексу, тогда как покупатели настаивают на фиксированной цене с целью хеджирования против потенциального разворота котировок вверх.
Ставка перевалки в Тамани снизилась, но остается высокой, а экспорт – нерентабельным
Угольный терминал ОТЭКО в Тамани понизил тарифы на перевалку угля на 2 квартал 2024 г. с 32–38 долл./т. до 18-19 долл./т. Однако рентабельность поставок FOB из Кузбасса остается отрицательной, в связи с чем спад экспорта угля продолжится и мощности инфраструктуры будут оставаться незагруженными. Потери в погрузке в адрес Тамани в январе-апреле 2024 г. могут составить 7.6 млн т. (-82% к январю-апрелю 2023 г.).
Учитывая, что котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако предложенная ОТЭКО ставка превышает его на $2/т, а ж/д тариф – почти на
11 долл./т. Кроме того, с 1 марта 2024 г. в расходы угольщиков добавилась экспортная пошлина. С учетом этих факторов, приемлемый уровень ставок, по некоторым оценкам, составляет 12–15 долл./т.
28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Заявки на перевозку в адрес терминала составляют чуть более 1% от объема, который отгружался в прошлом году (порядка 2.5 млн т. в месяц). Недозагрузка данного направления в связи с невозможностью экспорта угля через Тамань за первый квартал привела к потере угольщиками около 52 млрд руб.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале—марте угольные компании перестали отправлять грузы через терминал ОТЭКО в Тамани. Совокупные отгрузки угля в адрес южных портов по итогам 1 квартала 2024 г. составили 2.9 млн т. (-4.9 млн т. или -63% к январю-марту 2023 г.). При этом материал в объеме 4.9 млн т. является потерянным для экспортного рынка, так как его невозможно перераспределить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Колмар сталкивается со сложностями при вывозе угля
Компания Колмар столкнулось с трудностями при отправке угля из-за перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне. Cитуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению терминалов Ванино.
В связи с этим компания стремится определить альтернативные логистические пути для экспорта через другие морские дальневосточные порты. Также планируется создание план-графика грузоперевозок, к разработке которого привлекут РЖД, дальневосточные морские порты и правительство Якутии.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.