Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля продолжили укрепление до 140 долл./т., что было обусловлено падением температуры на 3-4 градуса ниже нормы и значительным сокращением объемов ветрогенерации.
При этом газовые контракты на хабе TTF подешевели до 531 долл./1000 м3 (-9 долл./1000 м3 к 22.02.2023 г.) на фоне стабильных поставок из Норвегии и России. В текущее время газовые хранилища Европы заполнены на 61%.
Котировки южноафриканского угля 6000 поднялись выше 130 долл./т. в результате роста европейских индексов, логистических ограничений и увеличения спроса со стороны индийских потребителей.
По предварительным данным, экспорт через южноафриканский терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) за первые 2 месяца 2023 г. упал до 7.1 млн т. (-2.1 млн т. или -23% к январю-февралю 2022 г.). Кроме того, на прошедшей неделе в связи с визитом президента ЮАР на мероприятие, организованное министерством обороны на пути следования автотранспорта с углем, образовалась пробка из грузовиков (около 2000 единиц), направляющихся на терминал RBCT. В связи с этим компания-оператор Transnet разослала грузоотправителям уведомление с просьбой приостановить перевозки не менее, чем на 48 часов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 18 долл./т. до 171 долл./т. в связи с ожиданиями сокращения добычи после аварии на одном из разрезов в регионе Inner Mongolia, а также снижением запасов в портах и на складах электростанций.
На разрезе, принадлежащем частной компании Xinjing Coal Mine (добывающей около 1 млн т. в год.) в регионе Inner Mongolia, 22 февраля рухнула стена из песка и камней высотой около 80 метров. В результате несчастного случая 6 рабочих погибли, 48 - пропали без вести. Председатель КНР Си Цзиньпин взял расследование причин аварии под свой личный контроль и ожидается, что это приведет к резкому увеличению проверок угольных разрезов на предмет нарушений. Наряду с другими регионами власти провинции Shanxi инициировали 100-дневную кампанию, направленную на повышение уровня безопасности, в связи с чем некоторые шахты/разрезы получили указание провести проверки, а также сократили производство.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 134 долл./т. по причине увеличения активности со стороны покупателей в Индии и КНР.
Индонезийская компания Adaro Energy планирует нарастить производство до 62-64 млн т. в 2023 г. после рекордных 62.88 млн т. (+19% к 2021 г.), добытых по итогам 2022 г. Производитель ожидает, что высокий спрос на уголь на международном рынке сохранится в 2023 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подросли до 185 долл./т. на фоне роста спроса со стороны стран АТР, включая Китай, где произошло обрушение породы на одном из разрезов.
Оператор австралийского угольного терминала Dalrymple Bay в своем отчете, опубликованном на прошедшей неделе, отметил, что в феврале было отправлено не менее 5 судов с энергетическим и металлургическим углем в китайские порты (Qingdao, Tangshen, Xiamen и Zhoushan), что подтверждает постепенное снятие запрета в КНР на импорт австралийского материала.
Индексы австралийского металлургичес-кого угля упали до 360 долл./т. после продолжительного роста в связи с уменьшением опасений по сокращению предложения. Участники рынка отмечают, что текущие ценовые уровни отталкивают ряд покупателей особенно с учетом того, что импорт кокса в Индию становится более целесообразным с экономической точки зрения.
Северная звезда отложила строительство обогатительной фабрики на Таймыре
Компания Северная звезда, ведущая освоение Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре, отложила строительство обогатительной фабрики мощностью 5 млн т. угольного концентрата в год.
Сырадасайское месторождение
фото: Северная звезда
Ввиду сложностей с поставками оборудования из-за западных санкций проект фабрики будет пересмотрен, а дата реализации проекта – сдвинута. Ожидается, что сроки реализации будут известны к концу 2023 г.
Компания уже экспортирует уголь в КНР и работает над организацией поставок на внутренний рынок РФ. В октябре 2022 г. в адрес китайских потребителей были отгружены первые 100 000 т. угля и сейчас готовится вторая партия. Ранее компания заявляла о ведении переговоров с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии.
Объем инвестиций в проект до 2025 г., когда он должен выйти на проектную мощность, ранее оценивался в 45 млрд руб. Однако сейчас сумма инвестиций может уменьшиться, поскольку экономическая модель проекта, оборудование и схема транспортировки будут меняться.
Кроме того, Северная звезда планирует начать освоение месторождения антрацитов на Таймыре и недавно подписала соответствующее соглашение с местными властями. Инвестиции в данный проект оцениваются в 69 млрд руб. Первый этап предполагает добычу на уровне
5 млн т.
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г. Проект расположен в 110 км юго-восточнее поселка Диксон.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе, после небольшой коррекции, котировки энергетического угля продолжили падение, опустившись ниже 130 долл./т. Давление на угольные котировки усилилось на фоне ожидаемого повышения температуры, высоких запасов угля на складах ARA и возобновившегося падения цен на газ и электроэнергию. Дополнительным негативным фактором стало повреждение портовой инфраструктуры в Турции (с совокупным импортом около 6 млн т. угля в 2022 г.) из-за недавнего разрушительного землетрясения, в результате чего некоторые поставки угля могли быть перенаправлены на европейский рынок.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 600 долл./1000 м3 (-55 долл./1000 м3 или -8.4% к 01.02.2023 г.), что, в частности, обусловлено увеличением прокачки газа в Европу по украинской ГТС со стороны России.
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 133 долл./т. на фоне снижения европейских индексов, а также кратковременного сокращения предложения в результате приостановки отгрузок на сутки в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) из-за кражи кабелей на железной дороге Transnet.
Участники угольной конференции, проходящей на прошлой неделе в ЮАР, выразили мнение, что в 2023-2024 гг. котировки южноафриканского высококалорийного материала не опустятся ниже 110-120 долл./т. FOB Richards Bay благодаря спросу в Европе и невысокому предложению. Делегаты также ожидают, что в текущем году цена составит 140-160 долл./т. FOB, тогда как аналитики McCloskey прогнозируют среднюю цену на уровне 184 долл./т. FOB на 2023 г. и 137 долл./т. FOB – на 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 11 долл./т. до 164 долл./т. в связи с увеличением запасов угля в северных портах и на складах потребителей. Кроме того, давление оказывает невысокий объем потребления на фоне медленного восстановления экономической активности.
В результате благоприятных погодных условий добыча в Китае сохранялась на уровне 12 млн т./день, что способствовало заполнению угольных складов в северных портах почти до исторических максимумов. Совокупные запасы в трех крупнейших северных портах (Qinhuangdao, Jingtang и Caofeidian) достигли 25.45 млн т. по состоянию на 7 февраля, что составляет 76% от общей складской вместимости. Негативным фактором также выступает возможное дальнейшее повышение тарифов на хранение. На этом фоне компания Shenhua понизила цены на материал 5500 NAR на 5 долл./т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 137 долл./т. (-3 долл./т. к 01.02.2023 г.) на фоне снижения торговой активности и пессимистичных ожиданий в отношении спроса на спотовом рынке. Индийские покупатели не стремятся закупать материал в ожидании дальнейшего падения цен, а также ввиду улучшения предложения на внутреннем рынке и наличия достаточных запасов угля в портах страны. В связи с этим индонезийские поставщики перенаправляют часть объемов на внутренний рынок Индонезии, где цена спроса сопоставима с текущими котировками на международном рынке.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалилась ниже 230 долл./т. из-за недостаточного спроса, обусловленной выжидательной позицией покупателей, а также высоким предложением и возросшими запасами на внутреннем рынке Индии и КНР.
Индексы австралийского металлургического угля выросли выше 367 долл./т. продолжив укрепляться на опасениях сокращения предложения в результате аварии на железной дороге в штате Квинсленд. На прошедшей неделе было объявлено, что открытие транспортного маршрута до порта Gladstone, перекрытого после столкновения поездов, было перенесено с 9 на 12 февраля.
Минэнерго поддерживает мораторий на рост ж/д тарифов на уголь
Минэнерго РФ поддержало предложение властей Кузбасса о введении моратория на повышение ж/д тарифов на перевозки угля в 2023-2024 гг., а также изменения налогового законодательства в отрасли.
В Министерстве сообщили, что угольные компании должны иметь возможность прогнозировать отгрузку для заключения и исполнения долгосрочных контрактов. Угольные компании наращивают погрузку в направлении портов Северо-Запада из-за наличия ограничений на Восточном полигоне и подходах к Азово-Черноморскому бассейну. Минэнерго подчеркнуло необходимость увеличения пропускной способности Восточного полигона в сроки, указанные в утвержденных правительством документах.
Накануне в ходе заседания комиссий Госсовета РФ власти Кемеровской области предложили ввести указанный мораторий, а также мораторий на принятие новых законов и внесение изменений в нормативно-правовые акты, которые будут приводить к увеличению финансовой и административной нагрузки на российских грузоотправителей, порты, операторов и других участников перевозки грузов.
Власти Кузбасса также предложили возобновить действие понижающих коэффициентов на экспортные перевозки каменного угля в зависимости от расстояния перевозки. Кроме того, для привлечения дополнительных объемов перевозок и разгрузки восточного направления предлагается рассмотреть возможность предоставления скидок на перевозку угля в направлении портов Северо-Запада в 2023-2024 гг.
Кузбасс также настаивает на комплексном мониторинге модернизации и строительства на Восточном полигоне, включая ежемесячные осмотры 83 согласованных первоочередных объектов, с участием представителей комиссий Госсовета РФ, а также Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД.
В сентябре 2020 г. РЖД отменило скидку в 12,8% на экспортные перевозки угля и антрацита для кузбасских компаний, а в июне 2022 г. – понижающие коэффициенты к тарифу за экспортные перевозки энергетического угля и дальность расстояния свыше 3300 км.
В марте 2022 г. были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки по сети РЖД перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Согласно перечню поручений Владимира Путина от марта 2021 г., объемы вывоза угля из Кузбасса на восток до 2024 г. должны вырасти на 30% относительно 2020 г., когда из региона в этом направлении было отгружено 55.8 млн т. В 2022 г. отгрузка угля из Кузбасса в восточном направлении упала на 5,5% до 53 млн т.
Железная дорога до угольного порта Эльга будет построена в 2025–2026 гг.
Строительство железнодорожной ветки с Эльгинского угольного месторождения к Охотскому морю будет завершено к концу 2025 г. - началу 2026 г. В текущее время построено почти 100 км ж/д полотна. При этом общая протяженность частной железнодорожной ветки составляет более 500 км.
строительство магистрали Эльга - Чумикан, декабрь 2022 г.
фото: Эльгауголь
Проект реализуется в соответствии с планом и позволит вдвое сократить маршрут транспортировки угля из Якутии и разгрузить БАМ и Транссиб. Выход на полную мощность ожидается в 2026 г.
К строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год компания Эльгауголь (УК ЭЛСИ) приступила в 2022 г.
Одновременно с этим компания ведет строительство собственного порта с целью перевалки коксующегося угля на экспорт. На первом терминал сможет переваливать
5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год.
Стоимость строительства ж/д ветки и порта Эльга оценивается в 136.5 млрд рублей.
В 2022 г. добыча Эльгауголь выросла до 20.1 млн т. (+5.4 млн т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн т.
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд т. по классификации JORC.
Развитие угледобычи
Угледобыча на Дальнем Востоке продолжает расти в Якутии – в рамках проектов, ориентированных на экспорт. В ТОР «Южная Якутия» в январе был включен проект ООО «АнтрацитИнвестПроект»[1] по разработке Сыллахского угольного месторождения (Нерюнгринский район). Мощность первой очереди разреза на Сыллахском месторождении должна составить 1 млн тонн угля. К 2025 г. на участке предполагается добывать 6,5 млн тонн твердого топлива в год. На объекте также планируется построить обогатительную фабрику производительностью 5 млн тонн угля в год. Разрабатывать месторождение должны до 2046 г. Общий предполагаемый объем капитальных вложений оценивается в 15,74 млрд рублей. Балансовые запасы Сыллахского месторождения составляют 140,877 млн тонн.
В целом в Якутии по итогам 2022 г. добыча угля выросла на 26,4%, достигнув 39,2 млн тонн. Рост обеспечили Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь», входит в группу «ЭЛСИ» А.Авдоляна), предприятия ООО «Колмар», «Якутуголь» («Мечел»). На крупном Эльгинском месторождении было получено 20 млн тонн, что на 26,5% превысило результат 2021 г. (когда было добыто 14,7 млн тонн), а на предприятиях «Колмара» – 14 млн тонн. «Якутуголь» в 2022 г. обеспечил свыше 4 млн тонн угля, что на 12,6% больше, чем в 2021 г. Экспорт якутского угля по итогам прошлого года вырос на 23% – до 26 млн тонн.
Следует отметить, что угольный проект по освоению Эльги решил покинуть С.Адоньев[2] (сооснователь мобильного оператора Yota, деловой партнер А.Авдоляна), после того как он был включен в санкционный список Минфина США. При этом пока не сообщалось о новом перераспределении долей. Прежде С.Адоньеву принадлежало 31,57% в «А-Проперти Развитие», А.Авдоляну – 36,67%, а А.Исаеву (гендиректор «Эльгауголь») – 31,66%.
Тем временем в Забайкалье в число резидентов ТОР была включена компания «Разрезуголь» с проектом освоения Зашуланского месторождения каменного угля в Красночикойском районе. «Разрезуголь» является совместным российско-китайским предприятием ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской угольной корпорации China Energy) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Проектом предусмотрена ежегодная добыча 5 млн тонн угля открытым способом. Выход предприятия на проектную мощность намечен на 2024-27 гг. Общий объем инвестиций оценивается в 30 млрд рублей. В настоящее время ведется подготовка проектной документации для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и приемоотправочного парка с углепогрузочным терминалом железнодорожной станции «Зашулан-Угольная» с примыканием к путям общего пользования станции Гыршелун ОАО «РЖД» для дальнейшей погрузки и отправки угольной продукции на экспорт. Запасы Зашуланского месторождения оцениваются в 663 млн тонн угля.
Еще одним экспортно-ориентированным проектом, где увеличилась добыча, является чукотский проект «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). В январе текущего года на месторождении Фандюшкинское поле было добыто 107,23 тыс. тонн угля, что на 5% больше, чем в январе 2022 г. В 2022 г. недропользователь обеспечил свыше 1,5 млн тонн угля, увеличив результат по сравнению с 2021 г. на 44%.
Ситуация в сфере добычи углеводородов
В основном дальневосточном нефтегазовом регионе – Сахалинской области, по итогам прошлого года добыча нефти существенно сократилась, на 44% по отношению к 2021 г., до порядка 9 млн тонн., на что в значительной степени повлияла остановка весной добычи на проекте «Сахалин-1». Добыча газа в регионе также сократилась – на 18%, до 26,2 млрд куб. м. Рост добычи углеводородов в минувшем году был зафиксирован в Якутии – так, за девять месяцев 2022 г. добыча нефти в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Добыча природного газа в регионе в 2022 г. выросла на 25%, составив 17,3 млрд куб. м.
Перспективы газового экспорта в ДФО в основном связаны с трубопроводным газом. В январе была завершена работа над межправительственным соглашением РФ и КНР о поставках газа по «дальневосточному маршруту» (МГП «Сила Сибири-3»). Оно регулирует строительство и эксплуатацию газопровода через реку Уссури в Приморском крае, вблизи городов Дальнереченск и Хулинь (КНР). В Хулине расположена конечная точка маршрута. Соглашение было подписано в феврале.
Компанией-поставщиком газа станет «Газпром». Со стороны КНР газопровод должна использовать и обслуживать «Китайская национальная трубопроводная корпорация» (КНТК), она также будет заниматься строительством газопровода. Контракт по поставкам газа по данному маршруту был подписан в феврале 2022 г. Им предусмотрены поставки в 10 млрд куб. м в год. Ресурсной базой МГП «Сила Сибири-3» являются месторождения на сахалинском шельфе (Киринское и Южно-Киринское) в рамках проекта «Сахалин-3».
Маршрут предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до государственной границы с КНР. Изначально проект являлся более предпочтительным для китайской стороны, чем «Сила Сибири-2», в силу более короткого плеча доставки, меньшей стоимости строительства и более низкой стоимости топлива. При этом масштабы поставок сахалинского газа существенно меньше, чем поставки по первой «Силе Сибири» и по предполагаемой второй. В 2022 г. в КНР по «Силе Сибири» было поставлено 15,5 млрд куб. м газа, что на 49% больше, чем в 2021 г.
Следует отметить, что на Южно-Киринском месторождении «Сахалина-3» «Газпром» рассчитывает начать добычу в 2025 г. Проектная мощность запущенного в 2013 г. Киринского месторождения составляет только 5,5 млрд куб. м в год (в 2021 г. уровень добычи составил лишь 1,2 млрд куб. м), тогда как на Южно-Киринском ожидается добыча 21 млрд куб. м в год. Ввод Южно-Киринского месторождения затруднен санкциями США (месторождение находится под ними с 2015 г.), поскольку для него требуются подводные добычные комплексы (ПДК)[3]. На Киринское месторождение ранее были поставлены импортные ПДК.
В Якутии были открыты новые месторождения газа. ПАО «ЯТЭК» при бурении и испытании объектов поисковой скважины на Тымтайдахском лицензионном участке в Вилюйском районе Якутии в январе открыло новое месторождение, получившее название им. Эвальдта Туги. Согласно классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, данное месторождение относится к крупным.
Извлекаемые запасы газа на месторождении оцениваются в 34,475 млрд куб. м. Результаты государственной экспертизы по запасам продуктивных пластов месторождения утверждены Роснедрами. В компании пока не сообщают о дальнейших планах по новому месторождению. Следует отметить, что на сегодняшний день актуальные совокупные геологические запасы газа ЯТЭК составляют 662 млрд куб. м. Также новое газоконденсатное месторождение открыла компания «Туймааданефтегаз» при бурении на Мухтинском лицензионном участке в Олекминском районе. Оно получило название Мухтинское. Его извлекаемые запасы оцениваются в 34,8 млрд куб. м.
«НОВАТЭК» между тем создает в ДФО инфраструктуру для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Компания «Арктическая перевалка» (ПАО «НОВАТЭК»), реализующая проект по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае, получила статус резидента ТОР «Камчатка». В текущем году планируется запустить морской терминал в бухте Бечевинская (Елизовский район) мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. На 2026 г. намечен выход терминала на проектную мощность. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 100 млрд рублей. Доставлять СПГ с арктических предприятий «НОВАТЭКа» на Ямале (проект «Арктик СПГ-2») до камчатского терминала будут танкеры-газовозы высокого ледового класса, а в дальнейшем СПГ предполагается поставлять потребителям в АТР.
Терминал будет располагать плавучим хранилищем газа (ПХГ) объемом 360 тыс. куб. м и двумя рейдовыми якорными стоянками. Комплекс должен ежегодно обслуживать 657 судов-газовозов максимальной вместимостью 172,6 тыс. куб. м каждый. К настоящему времени завершается строительство ПХГ, подходного канала протяженностью более 6 км и причала для портового флота. Напомним, что аналогичный проект «Арктическая перевалка» реализует в Мурманской области (ТОР «Столица Арктики»). Его мощность должна составить 20 млн тонн СПГ в год. Стоимость строительства оценивается в более чем 70 млрд рублей, а срок реализации также определен на 2023-26 гг.
Что касается новых нефтяных проектов и изучения перспективных участков, то «Роснефть» планирует в 2023-27 гг. провести комплексное изучение Северо-Сахалинского участка недр федерального значения. Лицензия на право ведения работ на участке в акватории Сахалинского залива Охотского моря, к западу от полуострова Шмидта (северная оконечность острова Сахалин) была получена в апреле 2021 г. Компания рассчитывает провести сейсморазведку 3D в объеме до 1,2 тыс. кв. км со специализированных геофизических судов.
Северо-Сахалинский участок недр представляет собой южную часть Западно-Шмидтовского блока проекта «Сахалин-4». Ранее проект не развивался (прежде «Роснефть» намеревалась развивать его в партнерстве с британской BP, но стороны отказались от планов еще в 2009 г.). Северо-Сахалинский участок недр станет первым в рамках «Сахалина-4», где будет проведено комплексное изучение. Прогнозные ресурсы углеводородов в пределах участка по состоянию на 1 января 2009 г. составляют 38 млн тонн нефти (по категории Д1)[4], 395,8 млрд куб. м газа по категории Д1[5].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Принадлежит ХК «Эволюция» и АО «ОГК Менеджмент». ХК «Эволюция» была создана концерном «Россиум» и инвестиционной компанией «Регион», в настоящее время 100% компании принадлежит ее генеральному директору А.Инкину (бывший сотрудник «Региона»).
[2] В октябре 2022 г. С.Адоньев стал владельцем 31,67% компании «А-Проперти Развитие», контролирующей «Сибантрацит» (входит в объединенную «УК Эльга-Сибантрацит» (ЭЛСИ)).
[3] Производства американских компаний FMC Technologies, Cameron, GE Subsea, норвежской Aker.
[4] 3,2 млн тонн по категории Д2.
[5] 33,5 млрд куб. м по категории Д2.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе продолжили падение ниже 138 долл./т. после незначительной коррекции вверх в середине недели.
Газовые контракты на хабе TTF немного укрепились до 655 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 25.01.2023 г.), чему способствовал более активный отбор газа из хранилищ в ЕС. В целом, в среднесрочной перспективе угольные котировки остаются под давлением в связи с совокупностью таких негативных факторов, как температуры выше нормы, высокие запасы угля на складах ARA и цены на газ, находящиеся на минимумах за последние 1.5 года.
Котировки южноафриканского угля 6000 подросли выше 145 долл./т. на фоне увеличения спроса на спотовом рынке со стороны Индии.
Южноафриканский терминал RBCT озвучил планы по наращиванию перевалки в 2023 г. до 60 млн т. (+19% к 2022 г.). Это амбициозный показатель, поскольку по итогам 2022 г. объем экспорта ЮАР упал до 50.4 млн т. (-14% к 2021 г.) – самый низкий уровень с 1993 г. При этом проектная мощность RBCT составляет 91 млн т. в год. Основным направлением экспорта через RBCT осталась Индия с объемом 15.5 млн т. (-8.6 млн т. или -36% к 2021 г.). Поставки в Пакистан обвалилась до 3.0 млн (-8.4 млн т. или -74% к 2021 г.). Отгрузки в адрес Европы подскочили в 6 раз до 14.3 млн т. против 2.3 млн т. в 2021 г. Поставки в Марокко увеличились примерно в 2 раза с 0.5 млн т. до 1.2 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 5 долл./т. до 175 долл./т., что обусловлено высокими запасами угля в портах, прогнозами дальнейшего увеличения внутренней добычи и ослаблением ограничений на поставки австралийского материала. Кроме того, порт Qinhuangdao на прошедшей неделе повысил тарифы на хранение, в результате чего трейдеры стали активнее распродавать свои складские запасы, увеличив дисконт.
В 2023 г. КНР планирует менее активно наращивать добычу, поскольку три основных горнодобывающих региона (Shanxi, Inner Mongolia и Shaanxi), на долю которых приходится более 80% добычи в стране, ожидают увеличения объемов на 138 млн т. или 4% против 10% в 2022 г. Подобная динамика, а также инициатива правительства по переводу большего объема поставок на долгосрочные контракты могут подтолкнуть небольшие энергетические компании к увеличению закупок на спотовом рынке и росту спроса на импортный материал с их стороны.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 3 долл./т. до 140 долл./т. из-за продолжающейся низкой торговой активности со стороны стран АТР.
По предварительным данным, добыча в Индонезии по итогам 2022 г. выросла на 12% до нового исторического максимума в 684 млн т., тогда как правительство прогнозировало 663 млн т. В 2023 г. ожидается, что добыча в стране увеличится на 1.5% до 694 млн т. При этом на экспорт, как ожидают власти, будет поставлено 518 млн т.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 рухнули почти на 60 долл./т. ниже отметки в 250 долл./т. Цены на австралийский материал упали в связи с тем, что участники рынка заняли выжидательную позицию на фоне невысокого спроса со стороны Индии и Китая. Дополнительное давление на котировки оказывают высокие запасы на складах потребителей в Юго-Восточной Азии и конкурентоспособность южноафриканского и российского материала, предлагающегося по более привлекательным ценам.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили до 350 долл./т. на фоне опасений сокращения предложения в результате аварии на железной дороге в штате Квинсленд.
На железной дороге Blackwater в штате Квинсленд 29 января произошло столкновение вагонов с углем и товарного поезда, в результате чего транспортный маршрут был закрыт на ремонт до 9 февраля и будет открыт на неделю позже, чем ожидалось ранее. Однако после открытия скорость движения вагонов будет ограничена на протяжении около 3 месяцев в связи с необходимостью замены оборудования. Данная ж/д линия обслуживает поставки угля в адрес порта Gladstone. По некоторым оценкам, в результате повреждения инфраструктуры экспорт угля через Gladstone сократится примерно на 1.5 млн т. угля. Около 50% угля марки PCI из штата Квинсленд вывозится по ветке Blackwater, что делает порт Gladstone крупнейшим по объемам перевалки австралийского угля PCI на экспорт.
Японский производитель стали Nippon Steel и австралийская угольная компания Foxleigh из штата Квинсленд согласовали цену LV PCI на 1 квартал 2023 г. на уровне 255 долл./т. FOB (+9 долл./т. к 4 кв. 2022 г.).
Экспорт российского угля в Южную Корею вырос на 21% в 2022 г.
По предварительным данным, российские угольные компании, увеличили отгрузки в адрес Южной Кореи до 26.5 млн т. (+4.6 млн т. или +21% к 2021 г.). При этом совокупные поставки из Австралии, наоборот, упали на 25% до 46 млн т. (-15 млн т. к 2021 г.).
По итогам 2022 г. российские экспортеры существенно нарастили поставки угля в Южную Корею. Росту объемов экспорта способствовало предоставление дисконтов, а также снизившиеся фрахтовые ставки. Кроме того, преимуществом импорта из России для стран АТР остаются короткие сроки поставки из дальневосточного региона. При этом рост обеспечивался за счет отгрузок через северо-западные и южные порты РФ на фоне сокращения перевозок по Восточному полигону, где провозная способность остается ограниченной.
Несмотря на западные санкции, покупатели из Южной Кореи начали наращивать импорт из России с середины 2022 г. до 2 млн т. энергетического угля в месяц.
Южнокорейским потребителям, готовым начать закупать сырье на 2 квартал 2023 г., российские экспортеры продолжают предлагать высококалорийный уголь с дисконтом.
В настоящее время доля угольной генерации в энергобалансе Южной Кореи составляет около 40%.
Порт Суходол на Дальнем Востоке будет введен в эксплуатацию в 2023 году
Ввод в эксплуатацию нового специализированного угольного порта Суходол на Дальнем Востоке, мощностью 20 млн т. в год запланирован на 2023 г.
изображение: ООО «Морстройтехнология»
Мощности порта будут вводиться поэтапно. В 2023 году перевалка угля может составить около 2 млн т., в 2024 году – около 6 млн т. и в 2025 г. – 12 млн т. В дальнейшем планируется довести грузооборот порта до 20 млн т. угля.
Порт будет оснащён вагоноразмораживающими устройствами, тандемными вагоноопрокидывателями, стакер-реклаймерами, герметичной конвейерной системой, магнитными сепараторами, судопогрузочными машинами и другой техникой.
Железнодорожная инфраструктура порта Суходол предусматривает путепроводы примыкания к путям общего пользования станции Смоляниново, соединительный путь необщего пользования протяженностью 10.6 км и припортовую станцию с общей протяженностью путей 26.2 км.
Ранее акционеры порта заявляли о планах создания на базе порта многофункционального хаба с перевалкой как угля, так и контейнеров и зерна.
По данным ВЭБ.РФ, общий объем инвестиций в проект оценивался в 180 млрд руб., включая 62 млрд руб., инвестированные в угольный терминал, являющийся первым этапом проекта.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля выросли выше
140 долл./т. после продолжительного падения. Укрепление котировок обусловлено увеличением угольной генерации и сокращением производства электроэнергии из возобновляемых источников, а также стабилизацией цен на газ.
Доля генерации на каменном угле в Германии на прошедшей неделе увеличилась до 20% против 15% неделей ранее. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала до 26% с 40% неделей ранее, при этом в аналогичный период 2022 г. показатель достигал 67%.
Газовые контракты на хабе TTF стабилизировались на уровне 600 долл./1000 м3 (без изменений к 08.02.2023 г.). При этом американский СПГ-терминал Freeport на прошедшей неделе возобновил поставки в адрес Европы после аварии в июне 2022 г.
Совокупные запасы на складах ARA составили 7 млн т. (+0.1 млн т. или +2% к 08.02.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились до около 135 долл./т. на фоне роста европейских индексов, сокращения предложения со стороны небольших поставщиков и перекрытия нескольких ж/д линий из-за повреждения инфраструктуры в результате ливней.
Ж/д оператор Transnet 10 февраля перекрыл движение по ветке North-East Corridor из-за повреждений инфраструктуры, вызванных проливными дождями. Трансграничные перевозки в мозамбикские порты Мапуту и Матола также были приостановлены.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 18.00 долл./т. до 146 долл./т. в связи с сохраняющимся увеличением запасов угля в портах и на складах потребителей.
Дополнительным негативным фактором стало снижение цен со стороны угольной компании Shenhua на средне- и низкокалорийный уголь на 17 долл./т на следующую неделю (с 15 по 21 февраля). Таким образом, стоимость материала 5500 с учетом доставки в порт составила около FOB 137 долл./т. FOB, что будет оказывать давление на других поставщиков.
Экспорт австралийского угля в Китай оказался под угрозой, поскольку, некоторые поставки столкнулись с затянутым процессом таможенного оформления. В отдельных случаях австралийский материал пришлось перенаправлять в другие страны Юго-Восточной Азии, что добавило пессимизма участникам рынка в оценке дальнейших ослаблений ограничений в отношении импорта из Австралии.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 3 долл./т. до 134 долл./т. по причине отсутствия активности со стороны покупателей, ожидающих продолжение нисходящего тренда, а также слабого спроса и высокой добычи в КНР.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 190 долл./т. Основной причиной стал низкий спрос в Европе, в связи с чем уголь из США, Колумбии и ЮАР активно перенаправлялся в страны АТР, составляя конкуренцию поставкам из Австралии.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили выше 380 долл./т. на фоне опасений недостаточного предложения. Поддержку котировкам также оказывает рост спроса на сталь, в связи с которым компания ArcelorMittal возобновила производство на нескольких доменных печах, остановленных в прошлом году.
Транспортный маршрут до порта Gladstone 11 февраля восстановил движение после ремонта. По данной ветке, перекрытой после столкновения поездов в конце прошлого месяца, осуществляются поставки более половины угля PCI из штата Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.9% в январе 2023
В январе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 17.5 млн т. угля (-1.5 млн т. или -7.9% к январю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 5.6 млн т. (+0.3 млн т. или +5.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 11.9 млн т. (-1.8 млн т. или -13.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.0 млн т. (-1.6 млн т. или -12.7% к январю 2022 г.), производство подземным способом составило 6.5 млн т. (+0.1 млн т. или +1.6%).
В январе 2023 г. потребителям было поставлено 15.6 млн т. угля, в том числе на экспорт 10.3 млн т. (-0.5 млн т. или -4.6%), российским металлургическим компаниям 2.5 млн т. (-0.3 млн т. или -10.7%), местным угольным электростанциям 1.7 млн т. (-0.03 млн т. или -1.7%).
По состоянию на 1 февраля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.1 млн т. (+5.1 млн т. или +31.9% к 1 февраля 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
На российской бирже прошли торги энергетическим углем
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже прошли торги энергетическим углем в рамках инициативы властей, направленной на сокращение количества посредников и улучшение прозрачности для потребителей. Также ожидается, что торги позволят сформировать на внутреннем рынке ценовые индикаторы и предотвратить завышение цен на угольную продукцию для генерирующих компаний.
Первые 2 сделки с каменным углём марки Д общим объёмом 140 тонн прошли 10 февраля, при этом цена составила 1800 руб./т. FCA Кузбасс. В текущее время предусмотрены торги энергетическим углем марок Д и ДГ, однако в будущем список может быть расширен.
В ноябре 2022 г. ФАС и Минэнерго согласовали инициативу по обязательной продаже на бирже не менее 10% угля марок Д и ДГ для компаний, которые имеют доминирующее положение на рынке. При этом в прошлом году Министерство Финансов РФ в мае 2022 г. предлагало обязать компании при значительном изменении условий на некоторых товарных рынках продавать до 25% объемов сырья (включая уголь, нефть, кокс и газ) на бирже для обеспечения недискриминационного доступа к товарам и справедливого ценообразования на сырьевом рынке.
Впервые проект биржевых торгов энергетическим углем был запущен правительством в конце 2019 г.
Угольные котировки на европейском рынке укрепились до 114-115 долл./т. Поддержку ценам продолжает оказывать сокращение складских запасов, ожидаемое существенное похолодание, рост котировок газа на фоне эскалации конфликта между Израилем и Ливаном, а также между Россией и Украиной. Частичное давление оказало общее увеличение поставок из Колумбии в Европу и другие страны на 40%.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 431.76 долл./1000 м3 (+23.33 долл./1000 м3 к 18.09.2024 г.), несмотря на высокие запасы, что связано со снижением поставок норвежского газа из-за незапланированной остановки одного из предприятий. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 25.09.2024 г. упали до 3.6 млн т. (-0.2 млн т. или -4.7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 107 долл./т. Котировки южноафриканского высококалорийного материала отскочили от 5-месячных минимумов благодаря улучшению спроса со стороны Индии ввиду привлекательности текущих цен и окончания сезона муссонов. Кроме того, в Индии за прошедшую неделю наблюдалось снижение возобновляемой генерации на 16% и рост угольной на 15%. Однако спрос со стороны производителей окатышей (DRI) или губчатого железа оказался ниже нормы, что связано с достаточными складскими запасами и возможным сокращением производства из-за низких цен на сталь.
Логистическая компания Grindrod планирует выкупить обратно у Vitol 35% долю в мозамбикском терминале Matola Coal Terminal за 77 млн долл. (Vitol приобрела эту долю в 2012 г. за 67.7 млн долл.). Grindrod намерен инвестировать 50-60 млн долл. с целью увеличения мощности терминала по перевалке угля и магнетита с текущих 7.5 млн т. в год до 12 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили расти, прибавив 3 долл./т. до 124 долл./т. Поддержку оказали такие факторы, как спрос в связи с пополнением запасов в преддверии национальных праздников 1-7 октября, снижение добычи из-за дождей, а также спрос в промышленном секторе.
Кроме того, центральный банк Китая объявил о новых мерах стимулирования, призванных ускорить развитие экономики и побороть кризис на рынке недвижимости. Меры направлены на достижение целевых 5% роста ВВП с помощью понижения процентных ставок, ослабления требований к банкам по обязательному резервированию, предоставления ликвидности для финансовых рынков и сектора недвижимости. Примечательно, что впервые за десятилетие столь серьезные меры были приняты в один день.
При этом некоторые участники рынка ожидают, что снижение потребления угля на электростанциях в краткосрочной перспективе продолжится в связи с замедлением спроса на электроэнергию в межсезонье.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 92.00 долл./т. (без изменений к 18.09.2024 г.). Цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 18.09.2024 г.) благодаря стабильному спросу на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама, где отмечается высокое потребление электроэнергии. Производители также ожидают, что спрос на уголь будет улучшаться в Индии на фоне укрепления цен на губчатое железо. Предложение сохраняется на высоком уровне благодаря благоприятным погодным условиям, хотя погрузка на баржи оказалась затруднена в реках Mahakkam и Barito из-за низкого уровня воды.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 140 долл./т. в связи с оживлением спроса в странах АТР и смягчением монетарной политики в Китае.
Индекс австралийского металлургического угля HCC, после падения неделей ранее, резко поднялся почти до 190 долл./т. после объявления стимулирующих мер в КНР. Кроме того, китайские производители кокса провели второй раунд повышения цен на свою продукцию. Увеличение спроса на коксующийся уголь отмечалось не только в Китае, Индонезии и Индии, но и в странах Северо-Восточной Азии.
Однако некоторые участники рынка считают, что резкий рост бумажных контрактов на бирже Dalian Commodity Exchange, после объявления мер стимулирования, оказался чрезмерным и не отражает реальную ситуацию на физическом рынке.
Продолжающееся падение экспорта угля через терминал в Тамани, принадлежащий ОТЭКО, усилилось в августе 2024 г. Объем перевалки в августе 2024 г. упал до 0.97 млн т. в сравнении с 1.7 млн т. в июле этого года. При этом в январе-августе 2024 г. экспортные поставки OTЭКO через терминал обвалились до 7.7 млн т. (-9.6 млн т. или -55.4% к аналогичному периоду 2023 г.).
В августе РЖД согласовало заявки на доставку в порт по железной дороге 1.45 млн т. угля. Фактические поставки составили 0.97 млн т. На сентябрь РЖД согласовало перевозку в адрес терминала 1.36 млн т. угля (-6.2% к августу 2024 г.), фактические отгрузки предварительно оцениваются в 0.95 млн т. (в сравнении со среднемесячным объемом отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г.).
Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте, нехваткой поездов, а также активными строительными работами по развитию подходов к южным терминалам. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. Из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов, в связи с чем наличие угля в южных портах ограничено. В свою очередь, дефицит пропускной способности отражается в росте ставок перевалки.
Экспортные отгрузки из Тамани начала снижаться в конце 2023 г., когда ряд угледобывающих компаний, прекратил поставки в адрес терминала ОТЭКО из-за завышенных ставок перевалки на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением Федеральной антимонопольной служба (ФАС) и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились. В августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки. Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако ставка ОТЭКО существенно превышает его и продолжает увеличиваться, в результате чего некоторые угольные компании снова приостанавливают отгрузки, увеличивая тем самым дефицит угля на мировом рынке.
Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
В январе-августе 2024 г. объемы перевалки российского и казахского угля в угольных портах России упали до 124.8 млн т. (-16.3 млн т. или -11.5% к январю-августу 2023 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июля 2024 г. подскочили в 3.2 раза до 107.2 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 104.1 млрд рублей (-69.8% к январю-июлю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 3.1 млрд руб. против прибыли 316.1 млрд руб. в январе-июле 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 37% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. В размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., с сентября экспортеры вынуждены вновь ее оплачивать ввиду отсутствия подтверждающего документа. Кроме того, пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-августу 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 113 долл./т. Поддержку ценам оказывало сокращение складских запасов и увеличение волатильности котировок нефти и газа, обусловленное эскалацией геополитической обстановки на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 408.43 долл./1000 м3 (-2.25 долл./1000 м3 к 11.09.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 18.09.2024 г. упали до 3.83 млн т. (-0.32 млн т. или -7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 104 долл./т. Котировки остаются под давлением, поскольку падение предложения (вызванное проблемами с вывозом угля) нивелируется невысоким спросом со стороны потребителей в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Участники рынка ожидают, что цены на высококалорийный материал протестируют ключевой уровень поддержки в 100 долл./т. FOB в течение недели, при этом представители отрасли полагают, что это минимальное значение в связи с высокой себестоимостью добычи в ЮАР и логистическими издержками.
Южноафриканская компания Seriti Resources планирует сократить более 1000 рабочих на шахтах Middelburg Mine Services и Klipspruit South-East, поскольку поставки угля на внутренний и внешний рынки стали нерентабельными. В настоящий момент Seriti Resources консультируется с правительством по поводу дальнейших шагов в связи с данной ситуацией.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 121 долл./т. При этом торговая активность была снижена, поскольку 15-17 сентября были нерабочими днями в КНР в связи с Праздником середины осени. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
Некоторые участники рынка ожидают дальнейшего роста цен FOB в среднесрочной перспективе в связи с сокращением складских запасов. Однако другие игроки полагают, что давление будет увеличиваться из-за снижения температуры в центральных и северных регионах в результате усиления ветра и тайфуна Пуласан, что приведет к замедлению спроса на электроэнергию.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.92 млн т. (-0.06 млн т. к 11.09.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 92 долл./т. Рынок индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, ожидающих увеличения потребления угля. Со стороны Индии также прогнозируется рост спроса в ближайшие несколько недель в связи с усилением промышленной активности в преддверии сезона праздников в сентябре-октябре. Также спрос со стороны Вьетнама восстанавливается благодаря возобновлению эксплуатации угольных электростанций, остановленных из-за прошедшего тайфуна Яги.
Кроме того, предложение со стороны Индонезии было ограничено в связи с праздниками, при этом движение по реке Lalan возобновилось, что может привести к росту предложения низкокалорийного материала из Южной Суматры.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 137 долл./т. Сезонное пополнение запасов оказало частичную поддержку австралийским котировкам, однако значительное предложение оказало давление на высококалорийный материал.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались на уровне 180-181 долл./т. по причине улучшения спроса со стороны КНР. Однако предложение по-прежнему превышает спрос и на рынке стали превалируют негативные прогнозы. Индийские потребители отмечают, что готовы вернуться к закупкам в случае роста цен на сталь. Котировки австралийского угля PCI после существенного падения неделей ранее остались без изменений на уровне 140 долл./т.
Участники рынка отмечают, что в текущей ситуации дальнейшее движение котировок зависит от развития событий в КНР, при этом многие ожидают продолжения нисходящего тренда.
РЖД планирует резко увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г. Данную инициативу участники отрасли восприняли негативно, поскольку угольную отрасль уже оказалась под ударом из-за высокой фискальной нагрузки, свыше 50% производителей стали убыточными и цены на экспортном рынке продолжают снижаться.
Повышение возможно в два этапа: с 1 ноября 2024 г. на 3.6% и 1 января 2025 г. на 13% (суммарно на 17.2%), или с 1 января 2025 г. сразу на 22.7%.
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%, более 50% экспорта угля оказалось под санкциями, а себестоимость добычи подскочила. При этом производители коксующегося угля продолжают платить экспортную пошлину.
Многие предприятия закладывали в свои бюджеты на 2025 г. рост тарифов РЖД на уровне 7–10%, однако резкое увеличение на 17–22% заставляют их пересмотреть свои планы. Результаты 1 полугодия 2024 г. показали, что угольные компании уже отказываются от новых проектов и сокращают инвестиции.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г. Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
Восточное направление, где ж/д инфраструктура оказалась перегруженной из-за разворота поставок материала в страны АТР, может стать убыточным, тогда как экспорт в южном и западном направлении уже нерентабелен. На фоне совокупности негативных факторов новая индексация тарифов приведет к дальнейшему падению добычи в Кузбассе и других угледобывающих регионах, а также к сокращению экспортных поставок.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).
В январе-августе 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 133.3 млн т. (-9.4 млн т. или -6.6% к январю-августу 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В августе 2024 г. добыча упала до 15.1 млн т. (-2.0 млн т. или -11.7% к августу 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 8 месяцев 2024 г. составила 42.5 млн т. (-1.8 млн т. или -4.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 90.8 млн т. (-7.6 млн т. или -7.7%).
Открытым способом угольные компании добыли 90.1 млн т. (-5.9 млн т. или -6.1% к январю-августу 2023 г.), производство подземным способом составило 43.2 млн т. (-3.5 млн т. или -7.5% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 сентября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.6 млн т. (-2.0 млн т. или -9.7% к 1 сентября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.