Поделиться
Пульс Якутска: «Суол» ― городской путь через легенды и людей
Поделиться

Как жители Якутска прокладывают тропинки к душе своего города через мифы и городской транспорт

Когда обычный автобус в Якутске становится больше, чем способом доехать из точки «А» в точку «Б» — значит, город готов к новым смыслам. Несколько молодых, но очень настойчивых команд решили — настала пора рассказать жителям и гостям, каким может быть город, если спрашивать себя: кто здесь жил, кто мог бы рассказать — если слушать? Так родился проект «Суол» — в переводе с якутского «путь». В нем голоса людей становятся частью пейзажа, частью городской мифологии.

Город вечной мерзлоты и творчества

Якутск — город вечной мерзлоты, но быстрых перемен и парадоксов. Сюда на фоне древних традиций и мифов приходят новые смыслы. В последние годы этот контраст стал не только чертой повседневности, но и источником творческого поиска. Проект «Суол» вырос из попытки услышать, как звучит город в будничной жизни: голосами водителей, запылёнными преданиями о сопках, забытыми топонимами и мыслями любого пассажира, смотрящего в автобусное окно на утренний Якутск.

«Суол (путь)», запущенный по инициативе и при поддержке корпорации ВЭБ.РФ осмысляет городскую среду через аудиогиды в автобусах и иллюстрации художников на остановках, на выставках и в книгах. 

«Суол» осмысляет городскую среду через аудиогиды в автобусах и иллюстрации художников на остановках, на выставках и в книгах. фото: пресс-служба администрации Якутска

Проект включает три направления: аудиогиды «Легенды Долины Туймаада», «Якутск глазами водителей». Также в городских автобусах представят авторские работы молодых художников и визуальные образы, вдохновлённые легендами и рассказами», — говорит руководитель проекта, директор креативного кластера «Квартал Труда» Наталья Нарушевич.

Креативный кластер «Квартал Труда» в Якутске — это современное и уникальное пространство, созданное для поддержки и развития творческих индустрий, стартапов и инновационных проектов на Дальнем Востоке. Проект расположен в реконструированном здании бывшего мясокомбината на улице Труда и действует по принципу «город в городе», объединяя искусство, бизнес и образование в едином органичном пространстве.

«Квартал Труда» включает в себя современные офисы, студии, мастерские, выставочные залы, а также зоны для проведения мероприятий, лекций, мастер-классов и фестивалей. Здесь есть медиа-лабы, конференц-залы, концертный зал с профессиональным звуковым и световым оборудованием, фудхолл и даже спортивная зона — всё это создает комфортную среду для созидания, работы и отдыха. Особое внимание уделено доступности: здание адаптировано для маломобильных групп населения.

Больше, чем легенда

Здесь и родился «Суол». Идея проекта — не просто рассказать историю города, а дать ей «прорезаться» сквозь шум улиц, мельканье вывесок, проезжающие машины и суету рабочих дней. Аудиогиды, интегрированные в городской транспорт, становятся окном к коллекции преданий, которые, казалось бы, давно затерялись. Причём речь не о музейной тишине — это звуковая дорожка активного города, в котором голос предков соседствует с короткими монологами водителей (и это куда ближе настоящей жизни).

«Легенды Долины Туймаада» — первое направление проекта. Древние истории, записанные фольклористами XX века, снова оживают — теперь для всех, кто в пути.

после записи первой легенды. Слева: заслуженный артист РС(Я) Анатолий Бурнашев, в центре - Алла Ноговицына. фото из личного архива Аллы Ноговицыной

Руководитель направления по созданию аудиогида «Легенды долины Туймаада», член общественного движения «Саха Тыла 400» Алла Ноговицына рассказывает, что ещё в 1930–1940-е годы якутские фольклористы, ученые Сэсэн Боло, Г.В. Ксенофонтов и другие записали из уст старожилов Якутска легенды долины Туймаада — земли, на которой стоит город. «Наша команда адаптировала эту уникальную коллекцию преданий и подготовила 30 легенд — о заселении долины и основании города Якутска, о Великих Хоро и Омогойе, Тыгын Дархане и Ысыахе Элляя, о призраке удаганки в музее, о Чочур Мыраане и шахте Шергина и другие», — рассказывает она.

Тексты готовят исследователи Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, а озвучивают — звёзды театра и кино, писатели, деятели культуры — те, кто знает, как из простого слова создать атмосферу тайны или воспоминания. «Суол» — не просто формальный продукт: это попытка связать прошлое и настоящее так, чтобы слушатель почувствовал — топонимы можно слышать не только глазами.

Город глазами водителя

Вторая часть проекта «Суол» — это уже современность в чистом виде. Аудиогид «Якутск глазами водителей» — чистое наблюдение: город с его буднями, мечтами, страхами, радостями, как видит водитель автобуса, человек, который не просто прокатывает километры по маршрутам, но и ежедневно наблюдает жизнь города в мельчайших деталях.


Истории — о профессии, неожиданных пассажирах, маршрутах, которые менялись с годами, и о любимых местах, где остановиться хочется «с душой». Много голосов, много интонаций, много маленьких радостей и удач, которые дают слушателю почувствовать: у руля всегда человек ― со своими воспоминаниями и мечтой, своим взглядом на Якутск. Проект «Голос внутри» — это иммерсивный опыт: прикоснуться к городу не только взглядом, но и через стеклянную перегородку водительской кабины, где настоящая история звучит тише, но искреннее.

«Мы хотим, чтобы пассажиры почувствовали: за рулём — не робот, а человек, у которого есть чувства, воспоминания, любимые места. Через их монологи можно увидеть, каким был Якутск, каким он стал, как он меняется. Это эмоциональная связь между горожанами и городом», — говорит руководитель иммерсивного проекта «Голос внутри» в Якутске Юрий Донской.

За 60 минут и 5000 шагов иммерсивной экскурсии кто-то может заново влюбиться в город, а кто-то — в первый раз. фото проекта «Голос внутри»

Проект «Голос внутри» начался во Владивостоке в 2018 году, сейчас звучит уже в девяти городах. В Якутске он с 2024 года: во время иммерсивных прогулок за 60 минут и 5000 шагов кто-то может заново влюбиться в город, а кто-то — в первый раз. Теперь это можно сделать и во время обычной поездки на автобусе.

Творческие маршруты

В «Суоле» город не только звучит, но и смотрится иначе. Визуальное направление — работы молодых художников, рассказывающих через цвет, линии и формы городские легенды и истории водителей. Тридцать визуализаций — не только «иллюстрации» (в привычном понимании) к аудиогиду, но самостоятельная экспозиция повседневного мифа.

Картины украсят автобусы и остановки, войдут в городской сувенирный комплект и специальные книги, поучаствуют в выставках. Это не просто анализ городской среды через искусство, а способ вернуть внимание к деталям, сакральной географии Якутска, напомнить о корнях, которые обычно остаются вне поля зрения — в спешке городских дней.

Задача молодых дизайнеров и художников — сделать городскую среду не просто красивой, а удобной для понимания, душевной и честной. Для них «Суол» — это новый способ говорить — на современном, доступном языке, но с уважением к культурному коду.

текст: Дмитрий Иванов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Умом и молотком: будни камчатского геолога

Камчатка – уникальное поле для геологических исследований: полуостров находится в области интенсивной вулканической деятельности и здесь возникают новые минеральные комплексы и гидротермальные структуры. Здешние недра скрывают запасы рудных ископаемых, включая месторождения золота, серебра, меди, никеля, редких металлов. Помимо профессиональных знаний, геолог должен обладать навыками автономного выживания в экстремальных природных условиях, умением эффективно работать в условиях оторванности от цивилизации, способностью оперативно принимать решения в нештатных ситуациях. Подробности своей работы EastRussia рассказал геофизик по образованию, геолог по профессии Максим Ванке.

Читать полностью
Поделиться
Якутия и провинции Китая: новые точки роста межрегионального сотрудничества

На фоне стремительного укрепления российско-китайских отношений именно межрегиональный формат становится ключевым драйвером сотрудничества. Республика Саха (Якутия) и провинции КНР формируют плотную сеть экономических, инфраструктурных и гуманитарных связей, которые постепенно выходят за пределы традиционной торговли сырьём и превращаются в устойчивую систему кооперации.

Географическая близость, взаимодополняемость экономик и гибкие механизмы взаимодействия создают основу для развития индустриальных проектов, логистических маршрутов, инновационных решений и культурных инициатив. Эти темы стали центральными на сессии VI Северного форума по устойчивому развитию «Якутия и провинции Китая: точки роста экономического сотрудничества», где участники обсудили перспективы межрегионального партнёрства.

Читать полностью
Поделиться
Арктика как точка притяжения талантов

В преддверии Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» им. А. Н. Чилингарова (9-10 декабря. Санкт-Петербург.) Мария Груздева –член Совета АСПОЛ, фотограф и художник – о том, как просвещение и креативные индустрии формируют интерес к Арктике и открывают новые перспективы для молодёжи.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
«Золотой котябрь» 2.0: фестиваль диких кошачьих в Приморье планируют сделать ежегодным

Во Всемирный день защиты животных на фоне золотой осени на территории визит-центра национального парка «Земля леопарда» в селе Барабаш Приморского края во второй раз прошел «кошачий» фестиваль. Дальневосточные природоохранники намерены вписать самых северных на планете тигра и леопарда в культурный код россиян.

Читать полностью
Поделиться
Что происходит на рынке труда в Хабаровском крае

Рынок труда Хабаровского края ‒ это зеркало, в котором отражаются ключевые вызовы дальневосточного региона: демография, отток населения, нехватка квалифицированных кадров.

Сегодня в крае нет проблемы отсутствия рабочих мест, но есть дисбаланс между потребностями работодателей и запросами соискателей.

Об изменениях на рынке труда рассказала начальник отдела информационного взаимодействия и консультирования граждан Кадрового центра Ирина Геннадьевна Норкина.

 


Читать полностью
Поделиться
«План — ничто, планирование — всё»: Михаил Кузнецов о новой стратегии развития Дальнего Востока

Стратегия развития Дальнего Востока 2009–2025 завершает свое действие. За это время ВРП региона вырос на 26% к уровню 2013 года, инвестиции — на 88%, создано 180 тысяч новых рабочих мест. Но вместе с успехами проявились и слабые места — прежде всего энергетика и демография. Тому, что должна предусмотреть новая стратегия развития ДФО до 2036 года, на X Восточном экономическом форуме посвятили отдельную сессию. О главных итогах реализации Стратегии развития Дальнего Востока и будущих приоритетах в интервью агентству EastRussia рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Читать полностью
Поделиться
Не в деньгах кадры!

«Таланты Дальнего. Эффективные стратегии удержания сотрудников» — так называлась одна из дискуссий в рамках ВЭФ-25. На ней спикеры обсуждали, как удержать на Дальнем Востоке молодежь и профессионалов. Участники, опираясь на практический опыт, пришли к парадоксальному выводу: простое повышение зарплат не решает проблему в долгосрочной перспективе — рано или поздно у компаний заканчивается пространство для роста выплат. Другой рефрен дискуссии: не столько «удерживать» таланты, сколько создавать такие условия жизни, чтобы они не хотели уезжать.

Читать полностью
Поделиться
Тормоза дальневосточной авиации

К 2030 году объем пассажирских перевозок на Дальнем Востоке намерены нарастить до четырех млн человек в год. Авиакомпании готовы к таким показателям, однако есть ряд сдерживающих факторов, основные из которых – аэропортовая инфраструктура, которая сегодня требует обновления, и стареющий парк авиатехники. Пути решения этих проблем пытались найти участники сессии «Авиация Дальнего Востока: сценарии развития», прошедшей в рамках X Восточного экономического форума

Читать полностью
Поделиться
Мастерское планирование: ожидания и реальность

Мастер-планы дальневосточных городов разрабатываются поручению Президента Российской Федерации с 2021 года. 25 стратегических документов второй год находятся в активной стадии реализации. Из 875 мероприятий мастер-планов уже ровно половина построена, проектируется или находится на этапе строительства. На специализированной сессии юбилейного 10-го Восточного экономического форума представители разных уровней власти, корпораций развития, бизнеса, культурных институций и разработчиков обсудили новый инструментарий, прогресс и сложности воплощения мастер-планов в жизнь.

Читать полностью
Больше материалов