От плотника из дальневосточной глубинки — до солдата, водрузившего знамя Победы над Рейхстагом
Он не мечтал о подвигах. Просто делал, что должен, как умел — до конца. Петр Кагыкин, крестьянин с Алтая, успел поработать плотником, металлургом и бойцом НКВД. А на войне стал артиллеристом, гасил вражеские танки, форсировал Шпрее и одним из первых прорвался в Рейхстаг. Он дошел до самого сердца фашистской Германии, где развевался красный флаг — символ Победы, к которому он имел самое прямое отношение.
Петр Кагыкин родился в 1912 году в алтайском селе Волчно-Бурлинское. Учился всего год — не до книг было в многодетной семье. Рано стал работать: сначала у плотника, а потом — на стройке Кузнецкого металлургического комбината. Стройка века притянула тысячи таких, как он, — упорных, негромких, но надежных. Когда комбинат запустили, Петр остался в Новокузнецке, работал разливщиком металла.
В армию он прошел еще до войны — сначала в артиллерийском полку, потом — в войсках НКВД. В 1939 году вместе с матерью и сестрой Кагыкин перебрался на Дальний Восток, в село Ленинское Еврейской автономной области. Устроился в местный колхоз, жил, как все. А потом — война.
Призвали его снова. На этот раз — в пограничные войска. В 63-м погранотряде он был командиром отделения, артиллеристом. Но долго служить на границе не пришлось: в октябре 1942-го в Хабаровске начали формировать 102-ю стрелковую дивизию из числа дальневосточных пограничников. Петр пошел туда добровольцем. Был зачислен в 40-й стрелковый Амурский полк. Сначала стрелком, затем освоил более сложную специальность первого номера противотанкового ружья.
Так начался его фронтовой путь. Бои под Курском, Севская операция, тяжелейшие потери. Из более чем 10 тысяч человек в дивизии через пару месяцев осталось шесть с половиной. В боях под Дмитровском-Орловским Кагыкин получил свое первое ранение.
После госпиталя попал в истребительно-противотанковый артполк. Там и отличился — уничтожил в бою под Малым Козловичами 80 солдат противника, подбил два танка. За это получил Орден Отечественной войны II степени.
Из наградного листа о присвоении Ордена Отечественной войны II степени узнаем: «Младший сержант Кагыкин 21 января 1944 г. на Белорусском фронте в боях при Малом Козловичи проявил себя стойким и смелым воином при отражении вражеской контратаки в составе расчета уничтожил 80 немцев и подбил два вражеских танка».
19 сентября 1944 г. в бою под г. Томашев заместитель командир орудия младший сержант Кагыкин, отражая сильные контратаки танков и пехоты противника, уничтожил прямой наводкой до 20 гитлеровцев и сжег бронетранспортер. Когда орудие было повреждено огнем противника, Кагыкин взял ручной пулемет и пошел в атаку, уничтожил расчет станкового пулемета и еще 10 солдат противника. Личным примером стойкости и презрением к смерти воодушевил сослуживцев, которые обороняли занятый рубеж, настолько, что контратаки противника были отбиты. За это был удостоен Орденом Славы III степени – высшим солдатским орденом.
А потом был Берлин. Его штурм — кульминация войны. Рейхстаг, символ Третьего рейха, стал последней крепостью фашистской Германии.
28 апреля Кагыкин с группой бойцов под командованием майора Бондаря под огнем форсировал Шпрее. Дошли до здания, которое защищали фольксштурм и эсэсовцы. Участвовал в зачистке кварталов, лично уничтожил троих врагов. Орудие его расчета было разбито, но он остался один — и продолжал стрелять, не отступив.
Такие слова записал в своем фронтовом дневнике другой участник штурма Рейхстага младший лейтенант Юрий Яковлев:
«Пыль. Смрад. Все вокруг горит. От домов остались лишь стены, от пятиэтажных домов чудовищные дворцы и замки с пустыми глазницами окон и дверей. Снизу видно, что вверх уходят одни развалины. Все разбито кругом. Улицы завалены кирпичем, хламом, нашими сожженными автомашинами. Видны шесть сожженных танков и больше десятка целых, стоят рядами. Грохот, гул - ад. Впереди немецкие траншеи - впереди Рейхстаг. Вот Берлин как дается. Эх! Танки пройдут пять метров и станут. И так понемногу идут. Скоро ли этому будет конец? Все гремит кругом. Стук разрывных пуль об стены. Падают кирпичи. Грохот и шум. Снайпера простреливают каждый проулочек. Там в тылу немец тоже не дает проходу, бьет с крыш, чердаков, с окон. Вот сволочь. Все гремит и трясется от взрывов. Кругом свистят и чертят огненными струями пули. Гибнут люди. Потери очень большие. Наши у перекрестка на мосту поставили дымовую завесу, но снайпер бьет все равно, спасаешься только тем, что бегаешь за танками и машинами».
30 апреля Петр Кагыкин с сослуживцами ворвались в подвал Рейхстага. В рукопашной схватке они уничтожили 12 солдат, шестерых взяли в плен.
«30 апреля вместе с майором М.М. Бондарь, старшим сержантом Докиным, ефрейторами Лященко и Казанцевым, участвовал в водружении советского флага над главным зданием Рейхстага» — несколько скупая формулировка из документов. Что означало «участвовал в водружении знамени»? 30 апреля во время штурма Рейхстага Кагыкин был ранен. Бой в здании длился бой почти 5 часов, пока не были уничтожены фашисты, оборонявшие здание. Но, не взирая на ранение, Петр остался в строю, прорвался к Рейхстагу с группой бойцов и привязал красное знамя к балке у входа на северном фасаде.
4 мая 1945 г. дальневосточника представили к награждению Золотой звездой Героя СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года сержант Петр Кагыкин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8966.
После войны он вернулся в Еврейскую автономию, в родное село Ленинское. Работал на погранзаставе, но здоровье уже подводило — фронтовые ранения не забылись. В 1951 году, после очередной поездки на лечение в Москву, Петр Петрович Кагыкин скончался. Его похоронили с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище.
Имя героя живет — в названии пограничной заставы, где он служил, в памяти тех, кто и сегодня рассказывает его историю как часть большой летописи Дальнего Востока в Великой Победе.
текст: Анна АверинаОн не мечтал о подвигах. Просто делал, что должен, как умел — до конца. Петр Кагыкин, крестьянин с Алтая, успел поработать плотником, металлургом и бойцом НКВД. А на войне стал артиллеристом, гасил вражеские танки, форсировал Шпрее и одним из первых прорвался в Рейхстаг. Он дошел до самого сердца фашистской Германии, где развевался красный флаг — символ Победы, к которому он имел самое прямое отношение.
Петр Кагыкин родился в 1912 году в алтайском селе Волчно-Бурлинское. Учился всего год — не до книг было в многодетной семье. Рано стал работать: сначала у плотника, а потом — на стройке Кузнецкого металлургического комбината. Стройка века притянула тысячи таких, как он, — упорных, негромких, но надежных. Когда комбинат запустили, Петр остался в Новокузнецке, работал разливщиком металла.
В армию он прошел еще до войны — сначала в артиллерийском полку, потом — в войсках НКВД. В 1939 году вместе с матерью и сестрой Кагыкин перебрался на Дальний Восток, в село Ленинское Еврейской автономной области. Устроился в местный колхоз, жил, как все. А потом — война.
Призвали его снова. На этот раз — в пограничные войска. В 63-м погранотряде он был командиром отделения, артиллеристом. Но долго служить на границе не пришлось: в октябре 1942-го в Хабаровске начали формировать 102-ю стрелковую дивизию из числа дальневосточных пограничников. Петр пошел туда добровольцем. Был зачислен в 40-й стрелковый Амурский полк. Сначала стрелком, затем освоил более сложную специальность первого номера противотанкового ружья.
Так начался его фронтовой путь. Бои под Курском, Севская операция, тяжелейшие потери. Из более чем 10 тысяч человек в дивизии через пару месяцев осталось шесть с половиной. В боях под Дмитровском-Орловским Кагыкин получил свое первое ранение.
После госпиталя попал в истребительно-противотанковый артполк. Там и отличился — уничтожил в бою под Малым Козловичами 80 солдат противника, подбил два танка. За это получил Орден Отечественной войны II степени.
Из наградного листа о присвоении Ордена Отечественной войны II степени узнаем: «Младший сержант Кагыкин 21 января 1944 г. на Белорусском фронте в боях при Малом Козловичи проявил себя стойким и смелым воином при отражении вражеской контратаки в составе расчета уничтожил 80 немцев и подбил два вражеских танка».
19 сентября 1944 г. в бою под г. Томашев заместитель командир орудия младший сержант Кагыкин, отражая сильные контратаки танков и пехоты противника, уничтожил прямой наводкой до 20 гитлеровцев и сжег бронетранспортер. Когда орудие было повреждено огнем противника, Кагыкин взял ручной пулемет и пошел в атаку, уничтожил расчет станкового пулемета и еще 10 солдат противника. Личным примером стойкости и презрением к смерти воодушевил сослуживцев, которые обороняли занятый рубеж, настолько, что контратаки противника были отбиты. За это был удостоен Орденом Славы III степени – высшим солдатским орденом.
А потом был Берлин. Его штурм — кульминация войны. Рейхстаг, символ Третьего рейха, стал последней крепостью фашистской Германии.
28 апреля Кагыкин с группой бойцов под командованием майора Бондаря под огнем форсировал Шпрее. Дошли до здания, которое защищали фольксштурм и эсэсовцы. Участвовал в зачистке кварталов, лично уничтожил троих врагов. Орудие его расчета было разбито, но он остался один — и продолжал стрелять, не отступив.
Такие слова записал в своем фронтовом дневнике другой участник штурма Рейхстага младший лейтенант Юрий Яковлев:
«Пыль. Смрад. Все вокруг горит. От домов остались лишь стены, от пятиэтажных домов чудовищные дворцы и замки с пустыми глазницами окон и дверей. Снизу видно, что вверх уходят одни развалины. Все разбито кругом. Улицы завалены кирпичем, хламом, нашими сожженными автомашинами. Видны шесть сожженных танков и больше десятка целых, стоят рядами. Грохот, гул - ад. Впереди немецкие траншеи - впереди Рейхстаг. Вот Берлин как дается. Эх! Танки пройдут пять метров и станут. И так понемногу идут. Скоро ли этому будет конец? Все гремит кругом. Стук разрывных пуль об стены. Падают кирпичи. Грохот и шум. Снайпера простреливают каждый проулочек. Там в тылу немец тоже не дает проходу, бьет с крыш, чердаков, с окон. Вот сволочь. Все гремит и трясется от взрывов. Кругом свистят и чертят огненными струями пули. Гибнут люди. Потери очень большие. Наши у перекрестка на мосту поставили дымовую завесу, но снайпер бьет все равно, спасаешься только тем, что бегаешь за танками и машинами».
30 апреля Петр Кагыкин с сослуживцами ворвались в подвал Рейхстага. В рукопашной схватке они уничтожили 12 солдат, шестерых взяли в плен.
«30 апреля вместе с майором М.М. Бондарь, старшим сержантом Докиным, ефрейторами Лященко и Казанцевым, участвовал в водружении советского флага над главным зданием Рейхстага» — несколько скупая формулировка из документов. Что означало «участвовал в водружении знамени»? 30 апреля во время штурма Рейхстага Кагыкин был ранен. Бой в здании длился бой почти 5 часов, пока не были уничтожены фашисты, оборонявшие здание. Но, не взирая на ранение, Петр остался в строю, прорвался к Рейхстагу с группой бойцов и привязал красное знамя к балке у входа на северном фасаде.
4 мая 1945 г. дальневосточника представили к награждению Золотой звездой Героя СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года сержант Петр Кагыкин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8966.
После войны он вернулся в Еврейскую автономию, в родное село Ленинское. Работал на погранзаставе, но здоровье уже подводило — фронтовые ранения не забылись. В 1951 году, после очередной поездки на лечение в Москву, Петр Петрович Кагыкин скончался. Его похоронили с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище.
Имя героя живет — в названии пограничной заставы, где он служил, в памяти тех, кто и сегодня рассказывает его историю как часть большой летописи Дальнего Востока в Великой Победе.
Прокладка трубопровода с острова Сахалин стала одной из героических строек, вошедших в историю Победы. В год ее 80-летия организации системы «Транснефть» по всей стране взяли на себя просветительскую и образовательную миссию. Они рассказывают молодежи о роли нефти в Великой Отечественной войне и вкладе нефтепроводчиков в нашу Победу. «Транснефть – Дальний Восток» пошла в образовательные заведения Приамурья и Приморья, Хабаровского края и ЕАО. Одна из первых лекций состоялась в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), опорном вузе отрасли на Востоке России.
— Студеным днем 2 декабря 1942 года из Комсомольска-на-Амуре, с нефтеперерабатывающего завода, в нескольких цехах которого еще не было крыш, под звуки духового оркестра отправились первые железнодорожные цистерны с бензином. Это топливо было получено из сахалинской нефти, поступившей по трубопроводу, запущенному накануне, в ноябре 1942-го. Горючее во время Великой Отечественной войны ценилось наравне с боеприпасами, — так начал лекцию о «Нефти Победы» начальник технического отдела компании «Транснефть – Дальний Восток» Александр Бачериков.
Сегодня Великую Отечественную военные историки называют «войной моторов». Как глобальное вооруженное противостояние она отличалась от всех предыдущих конфликтов особой ролью техники, работавшей на двигателях внутреннего сгорания. В ней участвовали более сотни тысяч танков и самолетов, десятки тысяч автомобилей, тягачи, тракторы, самоходные артиллерийские установки, боевые корабли и подводные лодки. Только во время Сталинградской битвы топливный расход советской армии составил примерно 150 тысяч тонн.
22 июня 1941 года немецкая авиация уничтожила почти четверть наших военных складов с горючим. Затем СССР потерял 60 процентов нефтехранилищ, большинство которых располагалось в западной части страны. Оттуда же стали срочно эвакуировать НПЗ. «Моторы сами по себе – безжизненная сталь. Для того, чтобы они разили врага, нужен бензин. Бензин – кровь самолетов, танков, автомобилей... Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага», — написала «Правда» 8 февраля 1942 года.
То, что к Советскому Союзу приближалась война, было очевидно еще в конце 1930-ых. Государство форсировало добычу, переработку и транспортировку нефти. В 1939 году трест «Нефтепроводпроект», ныне Институт по проектированию магистральных нефтепроводов (АО «Гипротрубопровод») начал изыскания по трассе Оха - Софийск. Ввод нефтяной магистрали в строй решал проблему доставки сырья с острова на материк через замерзающий зимой Татарский пролив. Сооружение нефтепровода стартовало летом 1940-го.
— Протяженность трубопровода, который получил название «Строительство №15», составляла 387 километров, — рассказывает студентам Александр Бачериков. – 196 из них предстояло проложить по острову, девять – через пролив Невельского, самое узкое место Татарского пролива, соединяющее воды Охотского и Японского морей, остальное - по материку. Трубу вели от промыслов у северосахалинского поселка Оха до Софийска, поселка в Ульчском районе Хабаровского края на правом берегу Амура. Там нефть нужно было погрузить на баржи, чтобы буксирные пароходы повели их в Комсомольск.
В грандиозном строительстве, которое стало настоящим сражением с суровой природой, приняло участие свыше десяти тысяч человек. В их числе – добровольцы и заключенные, спецпереселенцы и вольнонаемные, нефтетранспортники и водолазы ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения). В Комсомольске-на-Амуре для этой стройки на курсах готовили электросварщиков, слесарей-монтажников и изолировщиков. На острове и материке работы шли сразу на всех четырех участках круглогодично – в морозы и жару, дожди, туман, ураганные ветра, в тайге с густым подлеском и буреломами и на темных от мошки болотах.
Наиболее сложным этапом строительства было сооружение подводного перехода магистрали через пролив. Подобная задача решалась впервые в мире. «Русским не взять Татарского пролива, это безумная идея», — кричала в 1941-ом германская пропаганда. Однако особому отделению, которое возглавил бригадир Николай Белов, удалось сделать это зимой и в рекордно короткие сроки (за 20 дней вместо 86 по плану). Для того, чтобы быстро закончить подготовку траншеи для опуска трубопровода на всем протяжении по полной нитке, впервые применили подводные взрывы.
Также впервые отделение Белова использовало способ свободного погружения трубопровода со льда. После промерзания пролива строители развезли плети уже сваренных участков труб, соединили их на льду, провели испытания давлением. После этого лед под трубой взрывали и рубили, и трубопровод опускался на дно. Сам процесс пробивки траншеи во льду и постоянное сохранение ее ширины потребовал самоотверженного труда около 300 человек. Работали круглосуточно в пургу и мороз, бригады менялись через каждые четыре часа, вспоминал начальник политотдела строительства №15 Виктора Кучера.
— При спуске и взрывах работали водолазные аппараты и один старшина, — пишет Николай Белов. — Водолазов спускали вскоре после опуска. Они проверяли, как легла труба. Нужно было, чтобы труба лежала плотно и ровно. Все неровности дна они устраняли гидромонитором. Обнаружив какую-нибудь выпуклость, приподнимавшую трубу, они направляли на эту выпуклость струю воды и быстро ее размывали. Работа водолазов была очень опасной зимой. Из-за перемерзания шлангов прекращался доступ воздуха и нередко приходилось вытаскивать водолазов по авралу бесчувственными.
Трубу укладывали в траншею на двухметровую глубину, устанавливали так называемые блокпосты, тянули селекторную и телефонную линию связи управления с подразделениями на трассе. Рубили просеки, прокладывали гравийные дороги, укладывали на марях лежневки. В поселках Лагури (на острове) и Лазарев (на материке) были построены мощные насосно-перекачивающие станции и резервуары для хранения нефти. Последний стык нефтепровода сварил стахановец, победитель в соревновании сварщиков комсомолец Шафы-Гула Мухамедьяров.
— Из всех людей, работавших на стройке, меня всегда поражал сварщик Мухамедьяров, награжденный орденом Ленина. В нем поражала влюбленность в свое дело. Какая-то бескорыстная радость в работе. Он мог варить без конца. Это был воистину творческий труд, - вспоминал главный инженер строительства Григорий Чхеидзе, которых был также удостоен ордена Ленина за «отличное выполнение поручений Правительства по строительству специальных сооружений». — Я помню, какое впечатление произвело, когда он варил последний стык на острове и выплавил на трубе по собственной инициативе «УДАР ПО ГИТЛЕРУ».
Титанический объем работы удалось проделать всего за два с небольшим года. Строительство трубопровода Оха-Софийск было завершено 6 ноября 1942-го. За время войны по нему было перекачано около 1,3 миллиона тонн нефти. Получатель сырья, завод в Комсомольске-на-Амуре поставил фронту 31,2 тысячи тонн лигроина, 19,5 тысячи тонн автобензина, 75 тысяч тонн флотского мазута и 85 тысяч тонн авиационного бензина, который шел на ленд-лизовскую авиатрассу «Аляска – Сибирь». Основные поставки велись на Сталинградский фронт. Топливо поставляли также на дальневосточные оборонные заводы.
— В истории магистрали перемешались и трудовой героизм, и жестокость устоев лагерной жизни, и профессионализм инженеров, и упорство энтузиастов, — пишет в своем исследовании главный архивист исторического архива Сахалинской области Анна Исайкина. — Даже сегодня, когда нефтепроводчики обладают новейшими технологиями, специальными судами-трубоукладчиками и детальными научными знаниями о состоянии пород и почв Дальнего Востока, этот проект был бы высшей категории сложности, а тогда основными «ноу-хау» были лопата и лом.
В 1946 году нефтяная магистраль была продлена до Комсомольска-на-Амуре, ее длина увеличилась до 655 километров. В 1963-ем трубопровод реконструировали, и транспортировка нефти по нему продолжалась до 1985 года. Сейчас КНПЗ получает сырье для переработки по нефтепроводу-отводу от второй очереди нефтяной магистрали «Восточная Сибирь – Тихий океан». Строители ВСТО, выполняя задание правительства Российской Федерации, работали в таких же суровых и сложных природных условиях, как и те, кто прокладывал нитку Оха – Софийск, помогая стране идти к победе.
— Наши современники, как и нефтетранспортники времен Великой Отечественной, впервые применяли уникальные технологи, и так же, как нефтепроводчики военных лет, значительно сократили срок сооружения магистрали. А будущим работникам отрасли, тем, кто, как и студенты ДВФУ, сейчас только учится, новые важные победы и свершения еще предстоят, — уверен Александр Бачериков. — Для них те, первые специалисты, строившие магистраль Оха - Софийск, должны стать настоящим примером инженерного таланта и героического трудового подвига.
Тысячи известных и безымянных героев приблизили победу в Великой Отечественной войне. Среди них был Валентин Яковлевич Быковский — агроном по профессии, ученый по призванию, которому довелось пройти через огонь фронтов и внести свой вклад в великий подвиг народа. Его история — напоминание о тех дальневосточниках, кто, не стремясь к славе, своим трудом и мужеством ковал Победу.
Валентин Яковлевич Быковский родился в 1907 году. Ему была уготована мирная стезя — путь земледельца, ученого, труженика. Начиная с 1930 года, он прошел дорогу от агронома совхоза до признанного специалиста.
После окончания Пушкинского института сельского хозяйства путь молодого специалиста лежал на север — в суровые края Кольского полуострова. Там, недалеко от Мурманска, в полярной тишине опытной станции Всесоюзного института растениеводства имени Вавилова, Быковский работал над тем, чтобы в условиях вечной мерзлоты росли овощи. Он создал подробную инструкцию по выращиванию культур в Заполярье — скромный, но важный труд для страны. В 1939 году его перевели в Барнаул, на Западно-Сибирскую овощную опытную станцию. Там, среди крестьянских полей и опытных участков, его и настигло известие о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз.
Мирная жизнь оборвалась. В августе 1941 года Валентина Яковлевича призвали в действующую армию. Он попал в артиллерию в звании капитана, а позже стал начальником штаба артиллерии 378-й стрелковой Новгородской Краснознаменной дивизии. Служил на Ленинградском и Волховском фронтах, участвовал в операции «Искра» — той самой, итогом которой стал прорыв блокады Ленинграда.
В те страшные дни он вспоминал:
«За неделю до начала наступления артиллерийские подразделения оборудовали наблюдательные пункты, огневые позиции. Штаб артиллерии дивизии организовал разведку и уточнение целей. Передний край противника на полосе наступления проходил по болоту (Синявские торфоразработки)...»
Враг был силен, укрепления его — глубокими. Торфяные траншеи, пулеметные дзоты и ходы сообщения превращали каждую пядь земли в крепость. Перед наступлением командный пункт дивизии посетил маршал Жуков, он внес некоторые дополнения в план действий, увеличил расход боеприпасов.
На рассвете 12 января тысячи орудий в полосе наступления 67-й и 2-й Ударной армий обрушили огонь на укрепления врага. Одновременно авиация двух воздушных армий сбрасывала многие сотни бомб на передний край, штабы и тылы гитлеровских войск.
«В первый день боя части нашей дивизии заняли первую линию обороны немцев и подошли к окраине поселка. Известно, что человеку тяжело шагать по болоту. Но еще тяжелее солдату идти под огнем в атаку на укрепления противника, тянуть на лямках пушки, подносить боеприпасы... Но в мокрых промерзших валенках и обмундировании солдаты продвигались вперед», — вспоминал Валентин Быковский
Валентин Яковлевич был там, в этой грязи и смертельной тишине перед атакой. Он видел, как люди поднимались в атаку сквозь шквал пуль. 18 января случилось то, ради чего солдаты сражались:
«Пароль этой встречи был "Победа", отзыв — "Смерть фашизму". Блокада Ленинграда прорвана! Нельзя выразить словами радость солдат и офицеров двух фронтов при этой долгожданной встрече.»
Но даже прорыв не остановил врага. В марте 1943 года немецкое командование попыталось вновь замкнуть кольцо вокруг города. Сталин поставил задачу — перемалывать живую силу противника артиллерией и авиацией. Новая тактика требовала долгого артиллерийско-авиационного наступления с минимальным продвижением пехоты.
На Быковского легла задача разработать вместе с подполковником Астаховым план необычной операции. Прибыла артиллерийская дивизия полковника Волхенштейна — мощная сила, которую нужно было скрытно развернуть.
И вот, на рассвете 19 марта, небо и земля содрогнулись:
«Через два часа оборона противника была разрушена. Строевой сосновый лес превратился в щепки. На месте окопов и блиндажей немцев — мертвый хаос.»
Стрелковые части дивизии имитировали наступление и почти без потерь заняли передний край. Быковский с товарищами впервые применили «противотанковый десант»: легкие 45-миллиметровые пушки были прицеплены к танкам, а расчеты — размещены прямо на броне.
Эти бои стали окончательной точкой в планах противника восстановить блокаду Ленинграда. За успешные действия дивизия получила Орден Красного Знамени. Быковский был награжден той же высокой наградой.
Лето 1943 года принесло новые испытания. Фронт готовился к удару под Поречьем — мощнейшим опорным пунктом врага. Здесь, на Волховском фронте, Быковский с полковником Мозолеевым предложили впервые использовать перекрестное ведение огня полковой артиллерией. И снова новаторство сработало — враг был скован, не сумев перебросить силы на Курскую дугу.
Шаг за шагом, через ранения и тяжелые испытания, Валентин Яковлевич дошел до конца войны. Закончил ее подполковником, награжденным Орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Ленинграда».
А затем вернулся к тому, с чего начинал — к земле. На Дальнем Востоке он вновь стал агрономом, ученым, наставником. Работал в Дальневосточном научно-исследовательском институте сельского хозяйства в Хабаровске, где посвятил себя овощеводству, селекции, агротехнике для сложных климатических условий.
Валентин Яковлевич обладал 12 патентными удостоверениями, стал заслуженным агрономом РСФСР. Он вновь жил для мирной работы, для того, чтобы земля родила, а небо было чистым.
Таков был путь человека мирной профессии, которому довелось стать воином, а потом — снова тружеником родной земли.Он не мечтал о подвигах. Просто делал, что должен, как умел — до конца. Петр Кагыкин, крестьянин с Алтая, успел поработать плотником, металлургом и бойцом НКВД. А на войне стал артиллеристом, гасил вражеские танки, форсировал Шпрее и одним из первых прорвался в Рейхстаг. Он дошел до самого сердца фашистской Германии, где развевался красный флаг — символ Победы, к которому он имел самое прямое отношение.
Петр Кагыкин родился в 1912 году в алтайском селе Волчно-Бурлинское. Учился всего год — не до книг было в многодетной семье. Рано стал работать: сначала у плотника, а потом — на стройке Кузнецкого металлургического комбината. Стройка века притянула тысячи таких, как он, — упорных, негромких, но надежных. Когда комбинат запустили, Петр остался в Новокузнецке, работал разливщиком металла.
В армию он прошел еще до войны — сначала в артиллерийском полку, потом — в войсках НКВД. В 1939 году вместе с матерью и сестрой Кагыкин перебрался на Дальний Восток, в село Ленинское Еврейской автономной области. Устроился в местный колхоз, жил, как все. А потом — война.
Призвали его снова. На этот раз — в пограничные войска. В 63-м погранотряде он был командиром отделения, артиллеристом. Но долго служить на границе не пришлось: в октябре 1942-го в Хабаровске начали формировать 102-ю стрелковую дивизию из числа дальневосточных пограничников. Петр пошел туда добровольцем. Был зачислен в 40-й стрелковый Амурский полк. Сначала стрелком, затем освоил более сложную специальность первого номера противотанкового ружья.
Так начался его фронтовой путь. Бои под Курском, Севская операция, тяжелейшие потери. Из более чем 10 тысяч человек в дивизии через пару месяцев осталось шесть с половиной. В боях под Дмитровском-Орловским Кагыкин получил свое первое ранение.
После госпиталя попал в истребительно-противотанковый артполк. Там и отличился — уничтожил в бою под Малым Козловичами 80 солдат противника, подбил два танка. За это получил Орден Отечественной войны II степени.
Из наградного листа о присвоении Ордена Отечественной войны II степени узнаем: «Младший сержант Кагыкин 21 января 1944 г. на Белорусском фронте в боях при Малом Козловичи проявил себя стойким и смелым воином при отражении вражеской контратаки в составе расчета уничтожил 80 немцев и подбил два вражеских танка».
19 сентября 1944 г. в бою под г. Томашев заместитель командир орудия младший сержант Кагыкин, отражая сильные контратаки танков и пехоты противника, уничтожил прямой наводкой до 20 гитлеровцев и сжег бронетранспортер. Когда орудие было повреждено огнем противника, Кагыкин взял ручной пулемет и пошел в атаку, уничтожил расчет станкового пулемета и еще 10 солдат противника. Личным примером стойкости и презрением к смерти воодушевил сослуживцев, которые обороняли занятый рубеж, настолько, что контратаки противника были отбиты. За это был удостоен Орденом Славы III степени – высшим солдатским орденом.
А потом был Берлин. Его штурм — кульминация войны. Рейхстаг, символ Третьего рейха, стал последней крепостью фашистской Германии.
28 апреля Кагыкин с группой бойцов под командованием майора Бондаря под огнем форсировал Шпрее. Дошли до здания, которое защищали фольксштурм и эсэсовцы. Участвовал в зачистке кварталов, лично уничтожил троих врагов. Орудие его расчета было разбито, но он остался один — и продолжал стрелять, не отступив.
Такие слова записал в своем фронтовом дневнике другой участник штурма Рейхстага младший лейтенант Юрий Яковлев:
«Пыль. Смрад. Все вокруг горит. От домов остались лишь стены, от пятиэтажных домов чудовищные дворцы и замки с пустыми глазницами окон и дверей. Снизу видно, что вверх уходят одни развалины. Все разбито кругом. Улицы завалены кирпичем, хламом, нашими сожженными автомашинами. Видны шесть сожженных танков и больше десятка целых, стоят рядами. Грохот, гул - ад. Впереди немецкие траншеи - впереди Рейхстаг. Вот Берлин как дается. Эх! Танки пройдут пять метров и станут. И так понемногу идут. Скоро ли этому будет конец? Все гремит кругом. Стук разрывных пуль об стены. Падают кирпичи. Грохот и шум. Снайпера простреливают каждый проулочек. Там в тылу немец тоже не дает проходу, бьет с крыш, чердаков, с окон. Вот сволочь. Все гремит и трясется от взрывов. Кругом свистят и чертят огненными струями пули. Гибнут люди. Потери очень большие. Наши у перекрестка на мосту поставили дымовую завесу, но снайпер бьет все равно, спасаешься только тем, что бегаешь за танками и машинами».
30 апреля Петр Кагыкин с сослуживцами ворвались в подвал Рейхстага. В рукопашной схватке они уничтожили 12 солдат, шестерых взяли в плен.
«30 апреля вместе с майором М.М. Бондарь, старшим сержантом Докиным, ефрейторами Лященко и Казанцевым, участвовал в водружении советского флага над главным зданием Рейхстага» — несколько скупая формулировка из документов. Что означало «участвовал в водружении знамени»? 30 апреля во время штурма Рейхстага Кагыкин был ранен. Бой в здании длился бой почти 5 часов, пока не были уничтожены фашисты, оборонявшие здание. Но, не взирая на ранение, Петр остался в строю, прорвался к Рейхстагу с группой бойцов и привязал красное знамя к балке у входа на северном фасаде.
4 мая 1945 г. дальневосточника представили к награждению Золотой звездой Героя СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года сержант Петр Кагыкин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8966.
После войны он вернулся в Еврейскую автономию, в родное село Ленинское. Работал на погранзаставе, но здоровье уже подводило — фронтовые ранения не забылись. В 1951 году, после очередной поездки на лечение в Москву, Петр Петрович Кагыкин скончался. Его похоронили с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище.
Имя героя живет — в названии пограничной заставы, где он служил, в памяти тех, кто и сегодня рассказывает его историю как часть большой летописи Дальнего Востока в Великой Победе.
Он не мечтал о подвигах. Просто делал, что должен, как умел — до конца. Петр Кагыкин, крестьянин с Алтая, успел поработать плотником, металлургом и бойцом НКВД. А на войне стал артиллеристом, гасил вражеские танки, форсировал Шпрее и одним из первых прорвался в Рейхстаг. Он дошел до самого сердца фашистской Германии, где развевался красный флаг — символ Победы, к которому он имел самое прямое отношение.
Петр Кагыкин родился в 1912 году в алтайском селе Волчно-Бурлинское. Учился всего год — не до книг было в многодетной семье. Рано стал работать: сначала у плотника, а потом — на стройке Кузнецкого металлургического комбината. Стройка века притянула тысячи таких, как он, — упорных, негромких, но надежных. Когда комбинат запустили, Петр остался в Новокузнецке, работал разливщиком металла.
В армию он прошел еще до войны — сначала в артиллерийском полку, потом — в войсках НКВД. В 1939 году вместе с матерью и сестрой Кагыкин перебрался на Дальний Восток, в село Ленинское Еврейской автономной области. Устроился в местный колхоз, жил, как все. А потом — война.
Призвали его снова. На этот раз — в пограничные войска. В 63-м погранотряде он был командиром отделения, артиллеристом. Но долго служить на границе не пришлось: в октябре 1942-го в Хабаровске начали формировать 102-ю стрелковую дивизию из числа дальневосточных пограничников. Петр пошел туда добровольцем. Был зачислен в 40-й стрелковый Амурский полк. Сначала стрелком, затем освоил более сложную специальность первого номера противотанкового ружья.
Так начался его фронтовой путь. Бои под Курском, Севская операция, тяжелейшие потери. Из более чем 10 тысяч человек в дивизии через пару месяцев осталось шесть с половиной. В боях под Дмитровском-Орловским Кагыкин получил свое первое ранение.
После госпиталя попал в истребительно-противотанковый артполк. Там и отличился — уничтожил в бою под Малым Козловичами 80 солдат противника, подбил два танка. За это получил Орден Отечественной войны II степени.
Из наградного листа о присвоении Ордена Отечественной войны II степени узнаем: «Младший сержант Кагыкин 21 января 1944 г. на Белорусском фронте в боях при Малом Козловичи проявил себя стойким и смелым воином при отражении вражеской контратаки в составе расчета уничтожил 80 немцев и подбил два вражеских танка».
19 сентября 1944 г. в бою под г. Томашев заместитель командир орудия младший сержант Кагыкин, отражая сильные контратаки танков и пехоты противника, уничтожил прямой наводкой до 20 гитлеровцев и сжег бронетранспортер. Когда орудие было повреждено огнем противника, Кагыкин взял ручной пулемет и пошел в атаку, уничтожил расчет станкового пулемета и еще 10 солдат противника. Личным примером стойкости и презрением к смерти воодушевил сослуживцев, которые обороняли занятый рубеж, настолько, что контратаки противника были отбиты. За это был удостоен Орденом Славы III степени – высшим солдатским орденом.
А потом был Берлин. Его штурм — кульминация войны. Рейхстаг, символ Третьего рейха, стал последней крепостью фашистской Германии.
28 апреля Кагыкин с группой бойцов под командованием майора Бондаря под огнем форсировал Шпрее. Дошли до здания, которое защищали фольксштурм и эсэсовцы. Участвовал в зачистке кварталов, лично уничтожил троих врагов. Орудие его расчета было разбито, но он остался один — и продолжал стрелять, не отступив.
Такие слова записал в своем фронтовом дневнике другой участник штурма Рейхстага младший лейтенант Юрий Яковлев:
«Пыль. Смрад. Все вокруг горит. От домов остались лишь стены, от пятиэтажных домов чудовищные дворцы и замки с пустыми глазницами окон и дверей. Снизу видно, что вверх уходят одни развалины. Все разбито кругом. Улицы завалены кирпичем, хламом, нашими сожженными автомашинами. Видны шесть сожженных танков и больше десятка целых, стоят рядами. Грохот, гул - ад. Впереди немецкие траншеи - впереди Рейхстаг. Вот Берлин как дается. Эх! Танки пройдут пять метров и станут. И так понемногу идут. Скоро ли этому будет конец? Все гремит кругом. Стук разрывных пуль об стены. Падают кирпичи. Грохот и шум. Снайпера простреливают каждый проулочек. Там в тылу немец тоже не дает проходу, бьет с крыш, чердаков, с окон. Вот сволочь. Все гремит и трясется от взрывов. Кругом свистят и чертят огненными струями пули. Гибнут люди. Потери очень большие. Наши у перекрестка на мосту поставили дымовую завесу, но снайпер бьет все равно, спасаешься только тем, что бегаешь за танками и машинами».
30 апреля Петр Кагыкин с сослуживцами ворвались в подвал Рейхстага. В рукопашной схватке они уничтожили 12 солдат, шестерых взяли в плен.
«30 апреля вместе с майором М.М. Бондарь, старшим сержантом Докиным, ефрейторами Лященко и Казанцевым, участвовал в водружении советского флага над главным зданием Рейхстага» — несколько скупая формулировка из документов. Что означало «участвовал в водружении знамени»? 30 апреля во время штурма Рейхстага Кагыкин был ранен. Бой в здании длился бой почти 5 часов, пока не были уничтожены фашисты, оборонявшие здание. Но, не взирая на ранение, Петр остался в строю, прорвался к Рейхстагу с группой бойцов и привязал красное знамя к балке у входа на северном фасаде.
4 мая 1945 г. дальневосточника представили к награждению Золотой звездой Героя СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года сержант Петр Кагыкин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8966.
После войны он вернулся в Еврейскую автономию, в родное село Ленинское. Работал на погранзаставе, но здоровье уже подводило — фронтовые ранения не забылись. В 1951 году, после очередной поездки на лечение в Москву, Петр Петрович Кагыкин скончался. Его похоронили с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище.
Имя героя живет — в названии пограничной заставы, где он служил, в памяти тех, кто и сегодня рассказывает его историю как часть большой летописи Дальнего Востока в Великой Победе.
В 2025 году страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этому знаковому юбилею и в ответ на многочисленные просьбы коммуникационное агентство PressPass переиздает настольную стратегическую игру «Аляска - Сибирь. Секретный аэродром», посвященную подвигу советских летчиков во время Великой Отечественной войны.
Игра создавалась в сотрудничестве с Музейным центром «Наследие Чукотки» и задумывалась как возможность познакомить подростков с малоизвестными фактами героической эпохи. В ее основе лежит история воздушной трассы Аляска – Сибирь, информация о которой оставалась засекреченной вплоть до 90-х годов. Даже сегодня этот удивительный эпизод отечественной истории известен немногим.
Игрокам предстоит повторить маршруты военных летчиков Советского Союза, которые в 1942–1945 годах перегоняли истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты из Фэрбанкса, что на Аляске до Красноярска. Происходило это в рамках договора между США и СССР по так называемому ленд-лизу: программе экономической и военной помощи в борьбе с фашизмом. Военная техника, продовольствие и прочие грузы поставлялись по трем основным маршрутам: через Баренцево море, по сухопутному коридору через Среднюю Азию и Дальний Восток. Воздушная трасса Аляска – Сибирь соединяла две страны через Аляску и Чукотку. Американские пилоты перегоняли технику через территорию США, а в Фэрбанксе эстафету принимали советские летчики. Далее маршрут пролегал через воздушное пространство Колымы, Якутии и Сибири и завершался в Красноярске.
9 октября 1941 года было принято секретное постановление о формировании воздушной трассы. К июню 1942 года СССР и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. И уже осенью 1942 года по Алсибу полетели первые самолеты: бомбардировщики Б-25 «Митчелл», бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители П-39 «Аэрокобра» и П-63 «Кингкобра», транспортные самолёты Си-47 «Дуглас», учебно-тренировочные самолёты Т-6 «Тексан» и гидросамолёты «Каталина».
Всего за 10 месяцев вдоль будущей воздушной трассы была создана сеть из 11 аэродромов, которые строились с нуля. Возводились также метеостанции, создавались узлы связи, уточнялись полетные карты
— Создание военной стратегической «настолки» стало для нас по-настоящему увлекательным опытом, — рассказывает Александра Агафонова, одна из разработчиков и тестировщиков игры. — В ходе работы разгорались жаркие споры: участники команды предлагали разные идеи, несколько раз полностью перерабатывали механику. «Не хочется делать очередную “бродилку”», — говорили одни. «Пусть ход определяет не кубик», — предлагали другие. В итоге родилась такая концепция: пусть игроки сражаются не друг с другом, а со стихией — погодными условиями.
Механика получилась совершенно уникальной. В основе стратегии лежит тактическое планирование: игроку предстоит грамотно выбирать последовательность перегонки самолетов из своего звена. Например, транспортный «Дуглас» может пролететь всю игровую карту за один раз, но ему необходимо выполнить важную миссию — доставить груз в определенные населенные пункты. А вот маленький истребитель «Аэрокобра» может преодолевать только короткие расстояния и сильнее зависит от погодных условий. Поэтому прежде чем сделать ход, игрок сверяется с метеосводкой, которая обновляется каждый раунд, а также проверяет, есть ли свободные посадочные площадки на ближайших аэродромах. Посадка — это всегда риск. Удалось ли самолёту приземлиться, в игре решает бросок кубика.
— Правила игры достаточно простые, — продолжает Александра, — но вместе с тем заставляют думать комплексно, учитывать множество факторов. Например, есть ограничения по вместимости аэродромов, так на запасном аэродроме может сесть только один самолет. И если он занят, игроку приходится выбирать другой, но тут надо учитывать расстояние до него, и, конечно же погоду. Нужный аэродром может оказаться в зоне неблагоприятных метеоусловий, и, в худшем случае, самолет может отправиться в исходную точку.
Как «работает» погода? Карта поделена на метеозоны по шкале от 2 до 6, и чем выше число, тем сложнее ситуация. Если аэродром вне этих зон — отличные новости! Можно садиться без проблем. Но если цель оказалась в зоне с плохой погодой, придется довериться судьбе и бросить кубик. Чтобы посадка прошла успешно, нужно выбросить число, равное или больше номера зоны.
Например, игрок решил приземлиться в зоне 4 («ливень»). Если на кубике выпало 4, 5 или 6 — посадка удалась! А вот если 1, 2 или 3 — увы, придётся вернуться в Фэрбанкс и попробовать еще раз.
Игра основана на реальных исторических событиях. Разработчики консультировались с детскими психологами, историками, специалистами в области авиации. Приглашенный эксперт помогал воссоздать обстановку военных лет, собирая крупицы информации об «Алсибе» — даже сегодня этих данных очень мало.
В комплект игры вошла историческая брошюра, рассказывающая об эпохе, героях-летчиках, их подвигах, трагических и удивительных случаях. На игровой карте и коробке среди нарисованных персонажей есть образ летчика с Чукотки. Его прототипом стал Тимофей Елков — кавалер ордена Красного Знамени, один из первых комсомольцев Уэлена и первый военный пилот чукотского происхождения. Он героически погиб в воздушном бою на Карельском перешейке в июне 1944 года. В память о нем в поселке Угольные Копи установлен памятник.
Или вот другой реальный случай: в декабре 1942 года летчик Дьяков, перегонявший американский истребитель, совершил вынужденную посадку в районе Верхоянского хребта. Температура -40! Ему удалось найти кое-какие припасы в охотничьих зимовьях, затем еду ему сбрасывали с самолетов. В итоге после 34 дней в глухой тайге его нашли местные жители и вывезли на оленьих упряжках в «цивилизацию», самолет пришлось бросить.
— Когда игра, как мы думали, уже была готова, мы предложили поиграть в нее мальчишкам, — вспоминает Александра. — И они смогли ее улучшить! Точнее их замечания. Нашим юным тестировщикам показалось мало интриги и секретов. Поэтому пришлось вводить в игру систему радиограмм с засекреченными приказами и экстренными заданиями. Эти нововведения сделали процесс еще более динамичным, а финал — по-настоящему непредсказуемым.
В числе первых покупателей игры премьерного издания оказались – к удивлению разработчиков — реальные авиаторы: пилоты и авиаконструкторы. Экземпляры того тиража разлетелись моментально, и теперь к выходу в свет готовится ещё один выпуск. Будущим игрокам предлагается стать соучастниками процесса издания игры — стартовал сбор средств на краудфандинговой платформе. Здесь можно оформить предзаказ и получить игру дешевле, чем она будет в рознице, можно внести небольшую сумму и получить сувениры, связанные с игрой.
— Почему краудфандинг? Потому что мы любим пользоваться этим инструментом, — поясняет Александра. — У нас там лояльная аудитория, и плюс краудфандинг дает людям, которые ищут какие-то интересные проекты, поучаствовать в них, поддержать. Кроме того, мы издательство небольшое, и, хотя мы любим создавать игры — у нас есть и другие, например про шпиона на БАМе — это не основная наш деятельность, поэтому нам нужно стороннее финансирование.
За время войны по Алсибу военные летчики доставили около 8 000 боевых машин, которые внесли важный вклад в победу над врагом. 115 пилотов погибли во время этих перелетов. Память об их подвиге теперь живет и в проекте «Аляска – Сибирь. Секретный аэродром».
— После выхода игры мы получили мощную обратную связь, — рассказывает Александра. — Одни признавались, что они впервые услышали о существовании Алсиба, о его героях, другие заново открыли для себя географию дальневосточных рубежей нашей страны, а некоторые писали о том, что хотели бы посетить эти места славы лично. Такие отзывы для нас лучшая награда. Это значит, что нам удалось пробудить интерес к героическому прошлому нашей страны, протянуть ту самую нить памяти в наши дни.