Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?
Поделиться

Автопроизводители против запрета: пересмотр хризотиловых тормозных накладок и курс Агентства по защите окружающей среды США

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Тематическое фото. Автор/источник: Hadrian/Shutterstock

В последние недели октября в США начался очередной скандал — президент Дональд Трамп внес на утверждение в Сенат кандидатуру Дугласа Трутмана. Он должен возглавить американское Агентство по защите окружающей среды (EPA). Об этом пишет The Guardian.

Дуглас Трутман — американский политик, начавший восхождение к вершинам власти еще в 90-х. В частности, с 1992 по 1996 гг. он работал законодательным помощником сенатора США Арлена Спектора. Позже Трутман работал заместителем вице-президента в Newmyer Associates в Арлингтоне, Вирджиния, и занимал должность клерка при окружном прокуроре округа Делавэр, Пенсильвания. С 2007 года он занимает должность директора по государственным вопросам в American Cleaning Institute (ACI), а с 31 июля 2025 года является помощником администратора по токсичным веществам в Агентстве по охране окружающей среды США (EPA).

Кандидатура Трутмана вызвала большой резонанс в американском политическом универсуме, особенно со стороны демократов. И дело тут не только в традиционных протестах против любых действий Трампа, представляющего республиканскую партию, но и в потенциальном изменении правил игры в американской промышленности. EPA сегодня выступает не только и не столько государственным органом контроля за опасными веществами, сколько инструментом давления на политический базис республиканцев, опирающихся на реальный сектор экономики. Избыточное регулирование производственного сектора позволяет буквально выкручивать руки оппонентам.

Одним из примеров можно назвать регулирование применения хризотилового волокна в США. Хризотил является минеральным волокном, широко применяющийся в химической и нефтедобывающей промышленности в США. В некоторых отраслях он не имеет аналогов — на данный момент заменить его нечем. Более того, до конца прошлого века он активно применялся в строительстве, производстве автомобилей, создании спецтехники и многом другом. Хризотил обладает уникальным набором полезных свойств — он не горит, не плавится и не выделяет вредные пары при нагреве, не проводит электричество и инертен к большинству химических воздействий (кроме кислот). Сегодня в мире из хризотила производят более 300 видов промышленных продуктов, в том числе шифер, фасадные плиты, водопроводные трубы и многое другое.

Впрочем, польза в производстве — это одно, а политика — совсем иное. В конце прошлого века демократы восприняли европейский «крестовый поход» против хризотила. В тот период страны Западной Европы столкнулись с массовой антиасбестовой риторикой. Ученые выяснили, что амфиболовый асбест является причиной тяжелых заболеваний, в том числе онкологии. Минерал представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа в формуле, которая сообщает ему устойчивость к воздействию кислот. Попадая в организм человека, амфиболовый асбест остается там на долгие годы, провоцируя болезни. Испания, Великобритания, Франция, Италия, Скандинавские страны и другие государства, входящие в западноевропейский универсум, традиционно использовали амфиболовый асбест для массового строительства, кораблестроения и многого другого. Это неудивительно — в их доступе были в основном месторождения амфиболов в Северной Африке и на Скандинавском полуострове. После того, как выяснились побочные свойства амфиболов, в Европе их запретили… вместе с хризотилом. Почему? Хризотил также является асбестом, но другим — он представляет собой гидросиликат магния, не обладающий устойчивостью к кислотам. Он выводится из организма за короткий промежуток времени, не нанося ему вреда. Традиционными поставщиками хризотила были Канада, Бразилия и СССР — на их территории эпидемий заболеваемости не было.

Итак, Европе пришлось запретить выгодные амфиболы, и, затем, расширить запрет на хризотил, чтобы защитить свой рынок от продуктов на его основе, выигрывавших у синтетических аналогов. Демократы же восприняли эту идею, начав собственную войну против хризотила (США традиционно использовали хризотиловое волокно из Канады), получив в руки отличный рычаг давления на бизнес. Дональд Трамп в своей книге «Искусство возвращаться» писал так: «Я считаю, что движение против асбеста было инициировано мафией, потому что удалением асбеста из зданий будут заниматься аффилированные с преступным миром компании. На политиков было оказано большое давление, и они, как всегда, отступили».

Впрочем, со сменой правящей партии, ситуация понемногу меняется. В частности, в октябре 2024 года Альянс за автомобильные инновации, объединяющий в себе Mitsubishi, KIA, Mercedes, Porche, Nissan, Toyota и других крупнейших автопроизводителей выступил с критикой Американского агентства по защите окружающей среды (EPA). Автоконцерны назвали запрет хризотиловых накладок на тормозные колодки «необоснованным» и призвали к его ревизии. Его поддержал кандидат на должность заместителя руководителя Агентства по защите окружающей среды Дэвид Футухи, также являющийся назначенцем Трампа.

Нынешний президент последовательно вводит в EPA своих ставленников, которые открыто заявляют о снятии лишних ограничений американского промышленного сектора. Судя по всему, он собирается начать ревизию решений, принятых за последние 30 лет.

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор горнодобычи ДФО — зима 2025

В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост золотодобычи. В перспективе на увеличение показателей производства драгметалла могут повлиять новые проекты и развитие действующих предприятий. В отрасли правительством готовится к введению ряд ограничений, которые, в первую очередь, коснутся добычи на россыпях. Дополнительное внимание предполагается уделять разработке месторождений редких и редкоземельных металлов, которые требуют существенных затрат, в том числе на инфраструктуру.

Читать полностью
Поделиться
Судостроение расправит паруса

На Дальнем Востоке сегодня сосредоточено 12% судоремонтных мощностей страны, и на макрорегион, по сведениям Минпромторга России, приходится порядка 8% от общего объема отраслевого производства. В условиях острой потребности страны в новом флоте различного назначения и класса у ДФО есть возможность увеличить если не долю, то физический объем исполняемых заказов. Однако успех в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет задействован потенциал судостроительных предприятий, сегодня имеющих разную загрузку, и поставлена на экономические рельсы межрегиональная кооперация.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор рыбной промышленности ДФО — осень 2025

Итоги вылова лососевых рыб на Дальнем Востоке в текущем году превышают прошлогодние показатели и прогнозные значения, но все же являются меньшими по сравнению с предшествующими рекордными по объемам добычи годами. Представителей отрасли беспокоит ряд проблем, для решения которых рыбопромышленники рассчитывают на поддержку государства. На этом фоне происходят крупные судебные разбирательства и смена собственников важных предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточную энергетику подводят к новой генерации

В этом году новые исторические максимумы потребления электрической мощности достигнуты в энергосистемах Амурской области, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хабаровского края. Экономическое развитие региона сопровождается ростом спроса на электроэнергию, который к 2031 году может возрасти на 30%. При этом энергетикам предстоит вывести часть старых энергомощностей из эксплуатации. С учетом тренда стоит задача построить нужное количество генерирующих объектов, для чего важно мотивировать инвесторов, усматривающих сегодня немало рисков при создании новой генерации.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор сельского хозяйства ДФО — осень 2025

Основные агропромышленные регионы Дальнего Востока по итогам текущего года рассчитывают нарастить урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе благодаря увеличившимся площадям посевов. Планируется расширять предприятия в сфере животноводства и овощеводства, повышая уровень самообеспеченности дальневосточных субъектов собственной продукцией.

Читать полностью
Поделиться
Со своей целлюлозой

В ходе парламентских слушаний об актуализации стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года от правительства Хабаровского края поступило предложение о создании на Дальнем Востоке целлюлозно-бумажного комбината. По мысли региона, сегодня это может рассматриваться как антикризисная мера с учетом накопившихся производственно-экономических проблем в отрасли. Однако идея не нашла отклика у федеральных органов власти, а сами представители целлюлозно-бумажной промышленности указывают на то, что сегодня им приходится работать в убыток.

Читать полностью
Поделиться
Роботы на CIIF-2025: взгляд эксперта из Владивостока

В Шанхае прошла 25-я Китайская международная промышленная выставка (CIIF-2025). Площадка продемонстрировала, что уже сегодня роботы трудятся на самых различных производствах: от полировки металла и складской логистики до стоматологии и подводных работ. При этом скорость, точность и грузоподъёмность роботов намного превосходят как самого человека, так и многие уже привычные нам технические устройства. Андрей Безносенко, руководитель компании «Сертприм Роботикс» (г. Владивосток) посетил CIIF-2025. В авторской колонке для «East Russia» эксперт делится своими наблюдениями с выставки и анализирует мировые тенденции в сфере промышленной робототехники.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор строительной отрасли ДФО — осень 2025

Ряд дальневосточных регионов демонстрируют рост объемов строительства, в том числе жилищного, опережая общероссийские показатели. Этому в том числе способствуют меры поддержки, в частности программа льготной дальневосточной ипотеки. Тем не менее в макрорегионе наблюдается высокая стоимость жилой недвижимости. Рост цен на фоне снижения объема выдачи ипотечных кредитов создает риски формирования дисбаланса спроса и предложения на рынке. На снижение стоимости строительства на Дальнем Востоке может повлиять развитие производства строительных материалов, новые проекты в данной сфере в том числе реализуются с применением мер поддержки преференциальных экономических режимов.

Читать полностью
Больше материалов