Поделиться
Труба держит балл
Поделиться

EastRussia выясняет, несет ли риски нынешний период сейсмической активности для ВСТО-2

Сейсмобезопасность крупных индустриальных объектов сегодня привлекает острое и вполне понятное внимание дальневосточников. Любая подвижка земной коры вызывает цепочку реакций по всей планете, и за серией разрушительных землетрясений в Турции последовали подземные толчки на Байкале, Камчатке, Итурупе. Согласно картам общего сейсмического районирования, вторая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2), по которой осуществляется транспортировка нефти, проходит по четырем регионам ДФО. Не раз попадает в 6- и даже 9-балльные зоны сейсмовоздействия по шкале MSK-64. Насколько надежна стратегически важная нефтяная магистраль?

Линейная часть магистрального нефтепровода.автор фото – Вячеслав Лукьянов

Вдалеке от субдукции

Бояться нечего – в этом единодушны и вулканологи, и нефтетранспортники. По словам руководителя сейсмической станции «Владивосток» Сергея Наумова, вероятность возникновения мощного землетрясения высока лишь в так называемых линейных зонах субдукции на границе литосферных плит, вдоль которых происходит погружение одних блоков земной коры под другие. На Дальнем Востоке это Сахалин, Курилы, Камчатка - граница соприкосновения Тихоокеанской плиты и Евразийской.

- Значительных колебаний земной коры, которые могли повлиять на процесс транспортировки нефти по второй очереди трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», а также по нефтепроводу-отводу от него на Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ), за все время ее эксплуатации зафиксировано не было, - подчеркивает начальник отдела мониторинга объектов линейной части магистрального нефтепровода и нефтеперекачивающих станций «Транснефть – Дальний Восток» Александр Мартынов.


НПС №41, Приморский край
автор фото – Вячеслав Лукьянов

Впрочем, ВСТО-2 к подземным толчкам готов. Такие серьезные инженерные сооружения, как магистральные нефтепроводы, на территориях с высокой сейсмичностью всегда возводятся с ее учетом. Кроме того, чтобы обеспечить тот высокий уровень безопасности, что принят за норму на всех производственных объектах «Транснефти», в районах с уровнем сейсмичности более 6 баллов последствия колебаний земной поверхности отслеживаются. Работоспособность и целостность нефтепроводов и оборудования после землетрясений оценивает особая система контроля сейсмических воздействий (СКСВ).

Как действует система

СКСВ разработали, внедрили, а затем модернизировали специалисты научно-исследовательского института трубопроводного транспорта («НИИ Транснефть»). К слову, в 2015 году, как раз во время модернизации, они в тестовом режиме провели анализ воздействий на трубопровод нескольких сейсмических событий, произошедших на Дальнем Востоке с 2009 года. Программа показала, что даже одно из наиболее близких к нефтепроводу зафиксированных землетрясений в 2013 году (эпицентр в 260 километрах от ВСТО-2) магнитудой 4,9 не оказало влияния на состояние магистрали.

- Совершенствование системы стало возможным благодаря автоматизации математической методики расчетов напряженно-деформационного состояния стенок нефтепровода. Наблюдение за параметрами сейсмоактивности в зоне работы ВСТО-2 и нефтепровода-отвода на КНПЗ осуществляется при помощи единой автоматизированной сети из 15 сейсмических станций на нефтеперекачивающих станциях и сейсмодатчиков на линейной части магистралей, - объясняет Мартынов.


НПС №26, Амурская область
автор фото – Вячеслав Лукьянов
Оборудование способно уловить даже незначительные колебания земных пород. Изменения преобразуются в электрический сигнал, автоматически поступающий на сейсмостанции – специализированные компьютеры, определяющие магнитуду этих колебаний.

Плюсы инноваций

До того, как на нефтепроводах заработала СКСВ, основной методикой, к которой обращались в отрасли, был контроль технического состояния и оборудования объектов при помощи уровня. Сотрудники нефтеперекачивающих станций выходили на замеры и определяли, насколько колебания сказались на физических параметрах зданий, резервуаров, запорной арматуры. Такой процесс требовал немалых временных и трудовых затрат. Теперь эти проблемы решены.

- Наши специалисты могут не только своевременно фиксировать факт подземных толчков и подвижек земной коры вдоль оси трубопроводов, но и точно определить место и степень их влияния на магистрали, - добавляет Александр Мартынов. - Это позволяет «Транснефть – Дальний Восток» существенно сократить время определения первоочередных мест обследования после подземных толчков, которые могут нести потенциальные риски для целостности нефтепроводов. Данная мера, в свою очередь, повышает уровень безопасности эксплуатации объектов магистральных трубопроводов.


Операторная НПС №34, Хабаровский край
автор фото – Вячеслав Лукьянов

Стоит отметить еще одно неоспоримое достоинство СКСВ: система позволяет автоматически остановить перекачивание нефти на том участке нефтепровода, где зафиксированы сильные сейсмические колебания земных пород. Мониторинг сейсмоактивности круглосуточно ведется во всех регионах, где проходят трассы ВСТО-2 и нефтепровода-отвода на КНПЗ: в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях.


НПС №1 «Комсомольская» нефтепровода-отвода от ВСТО на КНПЗ, Хабаровский край
автор фото – Вячеслав Лукьянов

Также с целью повышения эксплуатационной надёжности магистральных нефтепроводов, которые обслуживает компания «Транснефть – Дальний Восток», ежегодно проводится воздушно-лазерное сканирование линейной части и площадочных объектов трубопроводной системы. В ходе мониторинга специалисты определяют планово-высотное положение нефтепровода, учитывают изменения рельефа. Эти данные позволяют спланировать ремонтные работы на объектах предприятия.


Линейная часть ВСТО-2
автор фото – Вячеслав Лукьянов
Нина Доронина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов