Как живет самая восточная школа России, где говорят на двух языках
Пока в московском метро «засыпают» на ветках вагоны, в Петербурге один за другим разводят мосты, школьники из Уэлена уже идут на третий урок. Про это село на Чукотском полуострове часто говорят в превосходной степени: самое восточное из обжитых в России и Евразии, жители которого первыми встречают солнце. Дальше – только погранзастава на острове Ратманова, затем – Америка: штат Аляска всего в 86 км от Уэлена, за Беринговым проливом, по которому проходит морская граница с Россией, и он в сто раз ближе, чем Москва.
НА КРАЙНЕМ ВОСТОКЕ
Уэлен ютится на галечной косе шириной в полкилометра. По левую руку от него – лагуна Уэлен, по правую - Чукотское море и Северный Ледовитый океан. Мелодичное название поселок получил благодаря черным буграм, украшающим склоны сопки – по чукотски «увэлен» - «чёрная земля». В прошлом по ним путники находили сюда дорогу.
Обойти село можно пешком минут за 15, но частенько для такого начинания требуются специальные «приспособы» или напарники: дует не только знаменитый чукотский «южак» с порывами до 70 м/с, но и «северяк», а также их северо-восточный собрат. Как принято в краю вечной мерзлоты, все дома здесь на сваях, и самый высокий из них – трехэтажный - это уэленская школа-интернат.
«Все почему-то думают, что если мы далеко живем, то у нас медведи по улице ходят, а мы учимся в ярангах, - говорит директор «Школы-интерната среднего общего образования села Уэлен» Марина Титаренко. - Нет, у нас современная благоустроенная школа, тепло, светло, прекрасная столовая, где детей кормят бесплатно с первого по 11 класс, у нас централизованное отопление, современные туалеты, тренажеры, всё как в любой городской школе! У нас действительно были случаи, когда белый медведь появлялся, но не в самом Уэлене, а где-то далеко от поселка. Зима бывает разная, всё зависит от ветров. Минус пять градусов могут ощущаться как минус 35. Люди приспособились, кто-то с палками для скандинавской ходьбы ходит, или все идут вместе, дружно, за руку, никто никого не бросает. Всё очень мобильно у нас, потому что поселок небольшой, население 600 человек, и когда прогноз погоды ухудшается, мы сразу обзваниваем родителей, предупреждаем, что нужно идти за детьми, и родители их встречают, забирают.
Марина Титаренко, директор «Школы-интерната среднего общего образования села Уэлен»
К разнице с Москвой нам привыкать не приходится, – продолжает Марина Борисовна. Отдел образования находится в селе Лаврентия, департамент – в Анадыре, современные средства связи позволяют участвовать в видеоконференциях. Со стороны администрации к нам большое внимание, видя такую поддержку, хочется работать и работать! А если я как руководитель, как учитель или как человек заинтересована в каких-то западных вебинарах или мероприятиях, тогда да, я встаю и участвую. Из-за того, что мы оторваны в часовых поясах и расстояниях, некоторые приходят на работу, например, к семи утра, а что делать?»
Школа поселка Уэелен
Пространство и время в этом краю соленых ветров, и правда, субстанция эфемерная, по этой причине каждый уэленец умеет сохранять дзен в любой ситуации, и никогда не скандалит в очереди. Важны только погода и безопасность, будь то пеший или лодочный маршрут летом, снегоход или вездеход зимой, и вертолет в любой сезон. Дорога 140 км от Уэлена до райцентра – села Лаврентия - на буране может занимать и два часа, и восемь, и «не-не-не, пургуем до конца недели».
НА ТРЁХ КИТАХ
Для 120 уэленских детей школа это второй дом, а для 82 ребят из соседних сел, начиная с пятого класса – это и постоянное место жительства. В Инчоуне и Нешкане остались лишь начальные школы, в суровых северных условиях родителям приходится отдавать чад в интернат, и забирать их домой только на каникулах. Большинство детей в уэленской школе-интернате – чукчи.
Дважды в неделю здесь проходят уроки родного языка, кроме того, работают кружки «Говорим и пишем по-чукотски» и «Краеведение». Школьники из приморского села – победители и призеры районных и окружных олимпиад и состязаний, в которых часто заметен местный колорит. Как было, например, на конкурсе рисунков «Мы против коррупции».
По версии уэленских детей, в борьбе с мздоимцами могут помочь гарпун, бубен и сотрудничество с белыми медведями.
В 2020 году большинство наград уехало в Уэлен, сейчас ученики готовятся к новому конкурсу.
Не утратить связь с корнями и обучиться востребованному в этих краях ремеслу помогает «Школа юного морзверобоя». Проект работает с 2019 года при поддержке районных властей. На Чукотке разрешена некоммерческая охота на китов и моржей, квоты китобойной комиссии разрешают добывать до 140 серых китов в год.
«В течение года ребят обучают теории, учат готовить снасти, ремонтировать их, приводить в порядок инструменты для разделки морского зверя. Старшеклассники летом уже ходили на лодках на кита, учились кидать гарпун (охотничья удача не нашла отражения в меню школьной столовой: всё по Санпину. Зато здесь бывает местная рыба и оленина, - прим.ред.) Занимается с юнгами Альберт Эккем, морзверобой со стажем. Неоспоримо, что традиции будут жить, пока есть люди, которые хотят передать опыт, и есть дети, готовые его перенять. Некоторые из ребят после получения аттестатов зрелости планируют устроиться в местную территориально-соседскую общину», - рассказывает директор школы-интерната.
После охоты мясо идет на переработку, а твердая «валюта» - моржовые кости и клыки - попадают в «Уэленскую косторезную мастерскую», мастера которой создают искусные фигурки людей и животных. Это еще одно место в Уэлене, где школьники могут получить уникальные навыки, здесь тоже работает секция. Работы уэленских косторезов и граверов хранятся во многих российских и заграничных музеях, а при этой мастерской есть свой музей с предметами искусства, быта и охотничьего снаряжения аборигенных народов Арктики.
Не хочешь бросать гарпун и резать по кости – танцуй: детский чукотско-эскимосский ансамбль «Накаяк», в свое время ставший спутником взрослого народного коллектива «Уэлен», это третье русло, в которое могут направить энергию школьники.
В ПЛЕНУ УЭЛЕНА
Выпускники школы села Уэлен поступают в различные российские вузы, отучившись, некоторые из них возвращаются в маленькое село на морской косе. Именно из экс-учеников состоит практически весь педколлектив школы, 36 человек. Здесь сильны династии, например, у учителя начальных классов Елены Скибиной одна из дочерей работает учителем технологии, другая - замдиректора школы по административной части, третья – воспитателем в детском саду. Сестра мужа тоже ведет уроки у младшеклассников. Сама Елена Николаевна попала в уэленскую школу 40 лет назад по распределению после Ленинградского Пединститута.
«Я вообще должна была отработать два года и уехать домой, но тут я познакомилась с парнем, вышла замуж. Сначала мне было непривычно: у нас в Билибинском районе (тоже Чукотка – прим.ред.) были леса, а тут голая тундра. Но мне так понравились пурги, море, льды кругом, потрясающая красота! Летом тундра очень красивая, хотя на первый взгляд кажется, что одни камни кругом, но всё зеленое, всё цветет. Куда я уеду? Я уже тут корни пустила. Да, в Уэлене всё дороговато, булка хлеба 80 рублей, но поселок растет, строятся новые дома, коммерческие магазинчики пооткрывались, грузы завозят регулярно. В нашем райцентре открыли птицефабрику, а скоро появится молочный цех. Признаюсь, недавно я ездила на родину в Билибинский район, но меня хватило буквально на неделю. Там было пекло, а мне это совсем не нравится» - признается Елена Скибина.
На вопрос, о какой нестерпимой жаре идёт речь, учитель ответила: «15 градусов». Даже летом местные жители не прячут куртки в шкаф, средняя температура - около 7 градусов тепла. Вода ледяная и на море, и на лагуне, купаться народ ходит на самые северные термальные источники Азии, горячие ключи, что в 8 км от села по направлению к мысу Дежнёва.
«В Уэлен невозможно не влюбиться, - поддерживает коллегу директор школы Марина Титаренко. Здесь ты остро чувствуешь мощь стихии, понимаешь, насколько хрустальна жизнь, и ценишь её, каждую минуту, каждый миг. И есть люди, живущие в холодном краю с таким горячим сердцем, которые любят свое дело. Это дорогого стоит!»
С ноября дорого стоить, уже не фигурально, будет и электроснабжение поселка: на Уэлен опустится полярная ночь. До конца февраля все социальные объекты, включая школу, перейдут на дневное освещение, а на улицах села фонари будут гореть круглые сутки. В это время природная «иллюминация» - северное сияние, периодически расцвечивающее небо над самым восточным селом России, станет заметным даже днем, а жители потихоньку начнут готовиться к Пэгытти – чукотскому Новому году, который отмечают 21-22 декабря, в дни зимнего солнцестояния. По традиции будут костер, танцы, угощение и добрые пожелания, - если позволит погода. А 31 декабря уэленцы отпразднуют уже российский Новый год. Как обычно, впереди России всей.
Елена Вертянкина
Обычный житель России при упоминании Чукотки представляет оленей в упряжках, занесенные снегом и скованные льдом бескрайние просторы Крайнего Севера. Так и есть, однако, здесь живут сильные духом люди, которые искренне любят свой край. Они стремятся представить регион во всей красе, а помогает им в этом созданный при правительстве автономного округа Фонд развития Чукотки.
Фонд состоит из структур, шесть из которых помогает малому и среднему бизнесу в развитии своего дела. Так, в режиме «одного окна» можно получить более 80 различных услуг. В Фонд обращаются с идеей проекта, а уходят с готовым бизнес-планом и реальной поддержкой.
Один из успешных примеров реализации – создание в селе Амгуэма завода по переработке шкур северного оленя и морских зверей. Проект позволяет не только обрабатывать шкуры, но и обеспечить сырьем высшего качества мастеров традиционных промыслов, снабдить оленеводческие бригады спецодеждой и инвентарем, а в будущем создавать продукцию, которая сформирует экспортный потенциал региона.
В начале этого сотрудников завода стали обучать современным технологиям выделки оленьих шкур, был открыт цех по их переработке, лаборатория и административно-бытовой модуль. На сегодняшний день производство на заводе – одно из самых современных в России, а под чутким руководством департамента сельского хозяйства Чукотки на производстве организовали обмен опытом и практикой с соседними регионами.
Еще один интересный проект, реализуемый на Чукотке, – глэмпинг в селе Лаврентия. Здесь туристы смогут насладиться красотами природы, проживая в специальных геокуполах, организованы трехразовое питание и досуг (стрельба из классического лука, катание на каяках, спортивные национальные игры). На начальном этапе инвестиции инициатора проекта составили 6,1 млн рублей. Строительство современного гэмпинга даст стимул для развития услуг ремесленников и предпринимателей населенных пунктов Чукотского района. В продвижении туристических услуг и изделий мастеров Чукотки окажет содействие Фонд на бесплатной основе. Уже сейчас осуществляется работа над продвижением предпринимателей региона в маркет-плейсах и сети интернет.
В ближайшие годы в столице региона появится база отдыха с этно-патриотическим ландшафтным решением «Земля настоящих людей». Компания «Одал» построит в Анадыре на Верблюжьей сопке восемь каркасных домов модульного типа, где смогут разместиться 16 человек. Также в комплексе предусмотрены баня и места для развлечений. Полная стоимость реализации проекта с учетом вложения в оборотные средства составляет 10,5 млн рублей, а специалисты Фонда развития Чукотки приняли непосредственное участие в его реализации и помогли составить бизнес-план.
Развитие малой авиации и беспилотных технологий поддерживается регионом с 2020 года и обозначено одним из фокусов в развитии предпринимательства. Первым инициатором проекта, который направлен на повышение транспортной доступности Чукотки, стала компания ООО «Вертикаль 87». Предполагаемый объем инвестиций за десять лет деятельности в качестве резидента АЗРФ составит более 162 млн рублей. Компания «Вертикаль 87» планирует развивать туристические маршруты и уже сейчас совместно с Центром поддержки экспорта осуществляет поиск иностранных партнеров в туристической отрасли. Размером много меньше самолетов, но от этого ничуть не менее важные для Чукотки – беспилотники. Соглашения об их использовании в регионе подписали холдинг «Вертолеты России» и Почта России. Произошло это на МАКС-2021, а идею поддержал губернатор региона Роман Копин в рамках Третьего межрегионального форума «Идея – в бизнес. Бизнес – в результат», проводимого Центром «Мой бизнес». Тестовые полеты должны начаться уже в этом году. Следующим шагом станет поддержка малых предприятий Чукотки в развитии бизнеса с использованием беспилотников.
В 2020 году центр «Мой бизнес» занял первое место среди подобных организаций на территории России по доле охваченных субъектов предпринимательства – она составила 37% работающих на Чукотке предприятий МСБ. В целом за первое полугодие 2021 года работа Центра «Мой бизнес» направлена на поддержку проектов, запущенных при его содействии ранее и стимулирование новых стартапов. Например, возможность предоставления по низкой цене поручительств по кредитам субъектов малого бизнеса в коммерческих банках и микрокредитных компаниях. Выданные поручительства позволили бизнесу привлечь финансирование в текущем году на сумму 714 млн рублей.
Интересная работа ведется специалистами Фонда развития Чукотки с Центром народно-художественных промыслов, которому оказывается поддержка в продвижении ремесленной продукции через маркет-плейсы, интернет-площадки федерального уровня, консультационная помощь в составлении бизнес-планов, оформлении заявок на получение грантов и субсидий. Всего на Чукотке 110 мастеров, из них 22% сегодня уже получили статус предпринимателей. Регулярное участие мастеров Чукотки в выставках-ярмарках при поддержке Фонда, работа над образовательными программами и партнерство с Высшей школой народных искусств формируют перспективы для выхода мастеров Чукотки в ближайшем будущем на международный уровень.
Центр сотрудничает с торговой платформой дизайнерских вещей и авторских работ – Ярмаркой Мастеров. Региональным предпринимателям помогают выйти на федеральный рынок, чтобы они смогли продавать эксклюзивную продукцию ручной работы по всей стране. Предприниматели и самозанятые подключаются к интернет-платформе livemaster.ru, где получают уникальные рекомендации по развитию бизнеса в интернете, им обеспечивают онлайн-трафик и рекламу, помогают ремесленникам в разработке собственного бренда.
На Чукотке живут менее 50 тысяч человек, из которых свой бизнес ведут около 1,5 тысяч жителей. По словам губернатора Чукотки Романа Копина, объем финансовой поддержки бизнеса по итогам сложного 2020 года увеличился в 2,5 раза. Ни одно предприятие не закрылось, наоборот, – количество МСП в прошлом году выросло на 5% и тенденция к его увеличению сохраняется. Так создается история про суровый край и сильных духом людей.
Чукотка – регион, где хочется жить, развивать своё дело и растить детей. Именно так видит регион через пятнадцать лет Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа. В разговоре с корреспондентом портала Arctic-Russia он затронул, в том числе, вопросы цифровизации, модернизации инфраструктуры, повышения уровня жизни и развития туристического потенциала региона.
– Роман Валентинович, сейчас, в связи с реализацией новой Стратегии развития Арктической зоны РФ, эта территория получает новый импульс. Как это скажется на Чукотке? Какие отрасли получат поддержку в регионе?
– Чукотка – северо-восточный форпост России с уникальным минерально-сырьевым потенциалом и опытом работы с крупными инвесторами.
Драйвер динамичного развития – создание горнодобывающих кластеров в двух зонах опережающего развития: Чаун-Билибинской и Анадырской.
Успехи компаний Kinross Gold Corporation и Полиметалл, создавших «с нуля» производства на Куполе и Майском, стали катализатором интереса инвесторов к Чукотке. Опыт проектов доказал, что, несмотря на суровый климат, здесь можно строить эффективный бизнес. Сейчас мы расширяем географию добычи полезных ископаемых. Помимо золота, делаем ставку на освоение богатейших запасов меди, олова, каменного угля, нефти и газа.
В первую очередь, ожидаем поддержки в части создания транспортной и энергетической инфраструктуры, как под конкретные проекты инвесторов, так и в общей системе освоения Арктики как единого бизнес-пространства. В их числе: модернизация Чаун-Билибинского энергоузла, «сердцем» которого стала первая в мире плавучая атомная станция в Певеке; использование транзитного потенциала Севморпути; строительство трансмагистрали «Колыма» через всю Чукотку с выходом на Магадан и Якутию; развитие инфраструктуры аэропортов, авиапарка, малой авиации.
Такие проекты, безусловно, повлияют на престиж региона, в том числе на рынке туристических услуг, активизируют развитие малого и среднего предпринимательства, сервисных отраслей, традиционных сфер занятости коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
Развитие производств – не самоцель, конечным результатом должно стать повышение уровня жизни и создание комфортной среды для жителей округа.
Уже сейчас по объему ВРП (валового регионального продукта) на одного жителя Чукотка на втором месте среди субъектов ДФО, на пятом месте – по России, округ традиционно на первых местах по уровню средней зарплаты. У нас низкий уровень безработицы (первое место по ДФО и шестов место по России). Более 20 лет в округе – естественный прирост населения.
Таким образом, создается стимул для притока новых кадров в развивающихся производственных и инфраструктурных отраслях и социальной сфере. На Чукотку охотно приезжает молодежь – как правило, сначала поработать на несколько лет, затем остается здесь надолго, создавая семьи.
В рамках Стратегии развития Арктики мы сможем закрепить эту тенденцию, повысив престиж Чукотки, где можно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал на самом современном уровне.
– Одно из обозначенных направлений развития арктической зоны — ее цифровизация. Как это можно использовать для региона — для улучшения качества мобильной связи, Интернета? Поможет ли это снизить тарифы на связь на Чукотке?
– Из всех субъектов России только Чукотка не подключена к волоконно-оптическим линиям связи. Используем дорогой спутниковый ресурс - скорость интернет - соединения существенно ниже, а стоимость в разы выше средних значений по ДФО.
Единственный способ улучшить качество связи для нашего региона – прокладка магистральной ВОЛС и создание внутренней сети ВОЛС.
В рамках цифровизации Арктической зоны предусмотрено строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) на участке г. Петропавловск-Камчатский – г. Анадырь. Трасса прохождения кабеля согласована, ведутся инженерные, геологический и глубоководные изыскания. Благодаря этому проекту планируем обеспечить современными услугами связи порядка 20 тыс. человек в городском округе Анадырь и посёлке Угольные Копи. Это 40% населения Чукотки.
Ещё одним перспективный вариант подключения территорий региона к высокоскоростной сети - проект по прокладке подводной ВОЛС «Франкфурт-Токио», который предлагает ПАО «Мегафон». Кабель пройдет по трассе Северного морского пути вдоль всего побережья Чукотки и предусматривает организацию шлюзов до городов Анадырь и Певек. Прорабатываем возможность создания дополнительных отводов до прибрежных населенных пунктов. Рассчитываем, что этот проект позволит дополнительно обеспечить высокоскоростным доступом в Интернет порядка 7,6 тыс. человек, что составляет 15% населения Чукотки.
Для более широкого охвата населения рассматриваются варианты по прокладке дополнительного кабеля ВОЛС с использованием существующих высоковольтных линий электропередач до Эгвекинота и Беринговского.
Реализация вышеуказанных проектов ВОЛС позволит обеспечить высокоскоростным доступом порядка 80% населения.
– Ждете ли вы притока инвестиции и новых проектов в связи с новым режимом для резидентов в Арктической зоне? Реализация каких проектов сейчас больше всего нужна региону?
– С принятием летом пакета законов по поддержке предпринимательской деятельности в Арктике, Чукотка приобрела статус уникального субъекта – в регионе одновременно действуют три преференциальных режима: ТОР «Чукотка», включающая территории трех муниципальных образований, свободный порт Владивосток в городском округе Певек и Арктика, охватывающая всю территорию региона.
Сегодня резидентами ТОР «Чукотка» и свободного порта Владивосток уже являются 60 субъектов предпринимательства, проекты которых предусматривают создание свыше 4 тыс. новых рабочих мест, с вложением более 38 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.
Безусловно, включение всей Чукотки в преференциальный режим Арктики приведет к росту инвестиционной составляющей. При этом, учитывая установленный комфортный «порог вхождения», приемлемый и для субъектов малого бизнеса, ожидаем большого числа новых проектов и значительный рост инвестиционной активности именно в данном секторе предпринимательства.
На Чукотке объективно сложные условия для ведения любой предпринимательской деятельности, высокая капиталоемкость производств, поэтому запуск каждого нового проекта, независимо от отраслевой специфики, безусловно, поддерживается регионом.
Учитывая актуальность обеспечения продовольственной безопасности округа, полностью зависящего от «северного завоза», наиболее важными и приоритетными считаем проекты в сферах сельского хозяйства и производства пищевой продукции.
При этом в суровых условиях Арктики мы стремимся создать максимально «теплый» инвестиционный климат в регионе. Развиваем инфраструктуру поддержки бизнеса и инвесторов, обеспечивая услуги в режиме «одного» окна.
– Насколько строительство дорог, модернизация портов и развитие Севморпути поспособствует транспортной доступности Чукотки? Есть ли у региона какие-то предложения по этому поводу?
– На Чукотке продолжается работа над созданием внутреннего транспортного каркаса округа с выходом в соседние субъекты Российской Федерации, который обеспечит доступ к месторождениям полезных ископаемых.
В частности, ведется строительство автомобильной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь» с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота.
В прошлом году началось проектирование участков автодороги, обеспечивающей подъезд до месторождений «Песчанка». А также транспортного сообщения с крупнейшими населенными пунктами региона и соединения месторождений с морским портом Певек. В перспективе мы намерены объединить её с дорожной сетью Магаданской области.
Кроме того, в соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, предусмотрен перечень проектов, реализация которых также позволит улучшить транспортную доступность региона и месторождений округа.
В перечень проектов входит строительство нового терминала порта Певек и оснащение его портовым флотом для круглогодичной работы; перевалка грузов Баимского ГОКа в порту Провидения с судов ледового класса на конвенционные суда. Это может существенно улучшить экономику проекта.
Так же проводится реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек, что позволит швартовать и обрабатывать одновременно на двух причалах суда длиной до 140 метров с осадкой 10 метров, валовой вместимостью 10 000 тонн каждое. Территория и акватория морского порта Певек включены в границы свободного порта Владивосток.
Для улучшения транспортной доступности региона и месторождений округа правительство Чукотского автономного округа предлагает рассмотреть возможность создания морского транспортно-логистического узла в п. Провидения в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с финансированием из федерального бюджета.
– Одно из направлений развития Арктической зоны — помощь коренным народам. Что Чукотка может предложить в этой сфере? Или может вы намерены просить о новых льготах для этой категории граждан?
– В Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года предусмотрены конкретные меры повышения уровня жизни коренных народов. Это и развитие выездных форм оказания медицинской помощи на маршрутах кочевий малочисленных народов, и создание и модернизация объектов инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Уделено внимание обеспечению мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи. Отдельно говорится о необходимости обеспечения сохранения и популяризации культурного наследия, языков малочисленных народов. Эти меры действительно нужны и актуальны для населения Чукотки, как и необходимость строительства жилого фонда в сельской местности, которое также обозначено в Стратегии.
Мы осознаём, что вековой уклад жизни коренных народов, их самобытная культура, – одно из главных богатств региона. Оленеводство и морской зверобойный промысел являются приоритетными направлениями в части оказания поддержки из регионального бюджета. Так, в 2020 году были внесены изменения региональные законы, которые значительно увеличили меры социальной поддержки оленеводов, морзверобоев и их семей.
– Какие направления могут получить развитие в туристической сфере региона?
– Первое направление - это морские круизы. Среди наиболее популярных маршрутов можно выделить путешествие из Анадыря на остров Врангеля (около 14 дней) и маршруты, проходящие у красивейших фьорд бухт Провидения, Лаврентия и Ткачен. Круизы организуются камчатской компанией «Pacific Network Ltd», новозеландской компанией «Heritage Expeditions Ltd».
Вместе с тем, несмотря на то, что круизы по северной части Тихого океана с заходом в Северный Ледовитый океан имеют значительную популярность, лишь малая часть совершает высадку на Чукотке. Общий круизный поток, прибывающий ежегодно на территорию Чукотского АО, составляет около 1 500 человек. Наиболее популярна Чукотка у круизных туристов из США и Германии, потому что обходится это гораздо дешевле, нежели круизные туры Скандинавских стран.
Чукотка — территория коренных малочисленных народов Севера, вовлекать население в развитие туристической инфраструктуры просто необходимо. Представители коренных народов региона живут в аутентичных условиях, как и сотни лет назад. На Чукотке сохранился китобойный промысел, единственный аналог которого в мире представлен только на Аляске. Существует многолетняя косторезная школа, работы местных мастеров высоко ценятся на международном рынке. Тем, кто хочет больше узнать о быте, культуре, традициях чукчей и эскимосов, не может быть не интересно и ярангу установить, и на национальной байдарке сплавиться. Чукотка в этом плане обладает уникальными возможностями по развитию этнографического туризма.
Российская Арктика представляет собой уникальные флору и фауну, неповторимые пейзажи, сохранившиеся в нетронутом виде. В данном контексте именно экологический туризм несет важную социальную миссию, поскольку позволяет не только сохранить природные объекты, но и популяризировать их для будущих поколений.
На территории Чукотки расположены уникальные объекты экологического туризма: национальный парк «Берингия» площадью более 1,8 млн га, который ежегодно посещают от 2,5 до 3,3 тыс. человек (в основном иностранные туристы), и заповедник «Остров Врангеля» – объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Его называют «родильным домом» белых медведей.
Вместе с тем сохраняется нереализованный потенциал использования особо охраняемых природных территорий из-за неразвитой туристской инфраструктуры. Для устранения этого ограничения необходимо обустраивать пешеходные экологические тропы, места стоянок, смотровые площадки, создавать условия для развития обзорных туров по суше и воде по аналогии с существующими экологическими тропами в России. Получаемая от экологического туризма прибыль может быть направлена на развитие инфраструктуры, ограничивающей воздействие туристов на окружающую среду и обеспечение устойчивого природопользования.
– Каким Вы видите свой регион через 15 лет?
– В первую очередь, это регион, где хочется жить, работать, развивать своё дело и растить детей, имея для этого достойный уровень обеспеченности материальных и творческих потребностей.
Уверен, что вектор движения, заданный Стратегий развития Арктики, позволит создать на Чукотке стабильный промышленный кластер, обеспечив бездотационность региона и позиционируя его как опорную восточную базу Севморпути, надежный геополитический плацдарм на Северо-Востоке России.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Корреспондент EastRussia поговорил с одним из самых опытных специалистов по белому медведю в России – старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера ДВО РАН, биологом Анатолием Кочневым и узнал, как сегодня хищник приспосабливается к изменениям климата, как адаптировал под новые условия свои пищевые привычки и как уживается рядом с человеком.
Всего в России обитают три популяции белого медведя: карско-баренцевоморская, лаптевская и чукотско-аляскинская. Последняя – самая многочисленная. Звери преимущественно размножаются на территории самого северного заповедника России – «Остров Врангеля». 70% медведей рожают на островах Врангеля и Геральда, поэтому их называют родильными домами хозяев Арктики.
Особенности учёта
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году. Мишек считали двумя способами – мечением и повторным отловом (с 2008 до 2016 годы) и авиаучётом. Первый метод оценки численности умок проводился в американской части ареала с экстраполяцией на всю площадь популяции. В тоже время в 2016 году был проведён российско-американский авиаучёт мишек. Национальные команды биологов считали в своих территориальных водах не только медведей, но и тюленей, которые являются основой рациона хищников. Специалисты обследовали акваторию площадью почти полмиллиона квадратных километров.
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году
фото: Анатолий Кочнев
Поэтому сегодняшние оценки численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя сильно разнятся. По данным первого метода – это почти 3 тысячи особей, результаты же авиаучёта показали более высокую оценку численности хищников – в 4,4 тысячи.
«Нужны новые исследования, чтобы дать более точную оценку популяции. Сейчас мы ищем финансирование, чтобы в ближайшие три года провести новый учёт. Возможно, это будет оценка уже новым методом. На конференции «Вселенная белого медведя» коллеги рассказывали о своём опыте работы с беспилотными летательными аппаратами на острове Врангеля. БПЛА даёт картинку более высокого качества, можно увеличить снимок и детально рассмотреть зверей. Но могу сказать, что белый медведь живёт сорок лет, поколение сменяется раз в двадцать лет и нет необходимости проводить авиаучёты чаще, чем раз в десять лет. На протяжении одного-двух поколений в популяции не происходит каких-то заметных изменений», – рассказывает Анатолий Кочнев.Жив, здоров и хорошо питается
Анатолий Кочнев наблюдает за белыми медведями в условиях дикой природы уже сорок лет и отмечает, что сегодня арктический хищник, обитающий на Чукотке и Аляске чувствует себя довольно неплохо. Учёный мониторит регулярные осенние скопления медведей в разных районах Чукотки. В последнее время биолог чаще всего работает в восточной части Чукотского автономного округа на мысе Шмидта рядом с национальным селом Рыркайпий и на острове Врангеля.
«В прошлом году я полтора месяца наблюдал за поведением хищников на острове в бухте Сомнительной. Все звери выглядели достаточно здоровыми, нормальной степени упитанности, истощённых особей среди них не встречалось. Значит условия для охоты у умок нормальные. Пока никаких критических и тревожных событий в жизни медведей не происходит. Особи, которых мы видим, а это значительная часть популяции – на нехватку пищи точно не жалуются», – отмечает Анатолий Кочнев.
Жить захочешь, не так приспособишься
По словам учёного, представители чукотско-аляскинской популяции в постоянно меняющихся климатических условиях проявили высокую степень адаптации в отличие от мишек, обитающих в районе Канады в Гудзоновом заливе и заливе Джеймса. На последних сокращение площади ледового покрова влияет крайне негативно. Сейчас эти медведи долго живут без льда и вынуждены чаще выходить на берег, который довольно беден в плане пропитания. В итоге мишки часто голодают, а у взрослых особей сократился средний вес и снизился уровень рождаемости. Канадские учёные дают неутешительные прогнозы по этой популяции.
фото: Анатолий Кочнев
Но белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья. В первую очередь в это связано с особенностью природных условий в месте обитания популяции. Район Берингова пролива и прилегающих к нему частей Арктики обладает высокой биологической продуктивностью. Здесь обитает самая многочисленная популяция моржей и находятся все крупные лежбища этих животных. Например, мыс Сердце-Камень, на побережье которого собирается порядка 80% мировой популяции саблезубых. И если изменение климата плохо влияет на моржей, вынужденных из-за сокращения ледового панциря выходить на берег раньше времени и чаще погибать в давке с сородичами, то для медведей такие места превращаются в столовую.
Всё дальше на северо-запад начали проходить киты, куда раньше их не пускали льды – в Чукотское и Восточно-Сибирское моря. Животных нередко выбрасывает волнами на берег и теперь они также стали доступными для медведей. В период, когда на берегу нет моржей и из-за отсутствия льда нельзя добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц и даже ест красную рыбу. Так, несколько лет назад в реки острова Врангеля впервые зашла горбуша. И если белые медведи никогда не ловили рыбу, то столкнувшись с таким деликатесом, начали постепенно учиться рыбачить, как их бурые собратья на Камчатке. Всё это говорит о том, что пищевые привычки у умок начали серьёзно меняться и они перестают быть классическими хищниками.
Когда на берегу нет моржей и не получается добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц
фото: Анатолий Кочнев
«Наши медведи очень умные, они быстро начали приспосабливаться к новым условиям. И если нет льда, то животные идут искать трупы моржей и китов на берегу. Раньше падали было гораздо меньше, а возможностей добыть свежего тюленя на льдах – больше. Поэтому потребление падали наблюдалось реже, чем сегодня», - отмечает Анатолий Кочнев.
Однако учёный предупреждает, что ситуация с белыми медведями можно быстро измениться. Более-менее благоприятная ледовая обстановка всё ещё очень важна для полярных хищников. К примеру, два последних года в месте обитания мишек стояли довольно низкие температуры, что позволило умкам хорошо поохотиться и набрать достаточно жира. А когда несколько лет назад льды уходили от побережья на расстояние более, чем тысяча километров, на побережье встречалось много худых и голодных зверей. И если нормальной ледовой обстановки не будет несколько лет подряд, популяции грозят большие проблемы.
Тогда мы идём к вам
Основная задача биолога – изучение повадок зверей и составление рекомендаций по избеганию конфликтов с хозяином Арктики для жителей прибрежных посёлков. Количество населённых пунктов Чукотки, в которых летом и осенью появляются медведи, растёт. Хищники стали всё чаще появляться в Чукотском районе – Инчоуне, Энурмино, Нешкане. Если раньше медведь выходил к людям примерно раз в три-пять лет, то сейчас «навещает» их каждый год. При этом, многие из хищников наведываются в посёлки далеко не в первый раз.
«На мысе Шмидта я встречаю медведей, которые намеренно остаются здесь после распада льдов. В своё время они нашли тут пищу и теперь начали постоянно сюда приходить. Звери начали понимать, что на льду им будет даже сложнее кормиться, чем на суше. И часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу», - рассказывает Кочнев.
Часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу
фото: Анатолий Кочнев
В некоторых сёлах востока Чукотки работают «Медвежьи патрули», которые помогают местным жителям избежать конфликта с умками. Например, в Рыркайпии и Ванкареме патрульные за много лет уже выработали эффективную стратегию защиты жилого пространства. Активисты патруля ежедневно обходят пространство вокруг села и если находят свежие медвежьи следы, то начинают осматривать в бинокль окрестности. В Рыркайпии, где в отличие от Ванкарема есть мобильная связь, о незваных гостях активистам часто сообщают жители села. Патрульные выезжают на квадроциклах к медведю и отгоняют его за пределы населенного пункта помощью сигнальных патронов и транспорта. Если активисты нашли на побережье труп тюленя, моржа или кита, которого волнами может выбросить непосредственно около села, то люди тракторами оттаскивают туши на безопасное расстояние от домов.
«Конечно, жители очень волнуются, когда много медведей собираются вокруг посёлка и долго сидят. А когда хищники начинают с аппетитом грызть тушу моржа, то рёв стоит на всю округу. Разумеется, люди часто паникуют. Но с точки зрения биологии ситуация не такая страшная, как может показаться. Если у медведей есть морж, то им не надо бегать за собаками или людьми. Обилие медведей наоборот безопасно для человека. Гораздо опаснее, когда морж не выходит на берег и хищнику нечего есть. Медведи не собираются, а прячутся и становятся незаметными», - отмечает биолог.
Белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья
фото: Анатолий Кочнев
С помощью квадрокоптера Анатолий Кочнев в разные годы насчитывал за один полет на мысе Кожевникова от 20 до 30 умок. Звери искусно прятались от людей, из-за чего они расслаблялись и теряли бдительность – в селе в вечернее время ходили выпившие жители, а за детьми, гуляющими на берегу, никто не присматривал. И в любое время к людям мог выйти очень голодный и опасный зверь. Поэтому человек всегда должен учитывать факт соседства со зверем и сохранять бдительность, чтобы избежать потенциальных опасных ситуаций.
EastRussia рассказывает о том, какие сферы экономики находятся сегодня в центре внимания.
Золоторудная компания «Майское» ведет разработку на территории Чаунского района, где применяются открытый и подземный способы добычи руды с последующей переработкой на обогатительной фабрике: полученный концентрат в навигацию отправляется на Амурский ГМК для получения слитков доре методом автоклавного окисления и цианирования. В приоритетах компании – внедрение в производство «зеленых» технологий и снижение углеродного следа, а также производственная безопасность.
Золоторудная компания «Майское»
В феврале 2022 года начала работу цифровая система ежесменной оценки рисков (ЕОР) с использованием мобильных устройств. Также предприятие продолжает социальное сотрудничество с городским округом Певек. В рамках очередного соглашения о социально-экономическом партнерстве, подписанного с администрацией муниципального образования, в 2022 году на реализацию социальных проектов территории будет направлено 20 млн рублей. Помимо добычи руды на Чукотке активно реализуется проект по освоению месторождения меди «Песчанка», который предполагает комплексную разработку по освоению Баимской рудной зоны. Месторождение является одни из крупнейших в мире неосвоенных медных площадей с потенциалом создания крупномасштабного низкозатратного горно-обогатительного комплекса по производству меди на базе рудника открытого типа в Билибинском муниципальном районе. Общая мощность переработки руды – 70 млн тонн с получением 1,4 млн тонн концентратов металлов – медного, содержащего также золото и серебро, и молибденового. Инвестор – ООО «ГДК Баимская», получившее в апреле 2021 года статус резидента ТОР «Чукотка» (KAZ Minerals PLC, Казахстан), объем инвестиций – 620 млрд рублей.
Реализация новых проектов в сфере недропользования требует развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Так, в 2020 году была сдана в эксплуатацию первая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». А до конца 2031 года на мысе Наглейнын морского порта Певек появятся несколько плавучих атомных энергоблоков мощностью более 400 мВт. Основные цели данного проекта –это обеспечение растущих энергетических потребностей региона, снижение промышленного загрязнения региона и сохранение запасов углеводородного сырья. В результате объемы ежегодно используемого угля уменьшились на 70 тыс. тонн, что позволило снизить выбросы вредных веществ до 3 тыс. тонн в год.
Сегодня чукотские судостроители выходят на новый уровень производства: предприятие ООО «Алеут» (Анадырь) реализует уникальный проект по изготовлению маломерных судов. За четыре года специалисты компании сделали более 150 алюминиевых лодок для населения, морских охотников и рыбаков Крайнего Севера. Специалисты предприятия в текущем году построят и передадут в территориально-соседскую общину «Лорино» Чукотского муниципального района 7,5-метровую аппарельную лодку. Она сможет брать на борт до полутора тонн груза и ходить вдоль всего побережья района. На ней морские охотники планируют доставлять материал для нового завода по переработке морского зверя в селе Лорино, то есть забирать шкуры и жир морзверя из сел на побережье, чтобы использовать на производстве, а затем доставлять готовую продукцию.
Вместе с тем традиционные формы хозяйствования коренных народов Чукотки в регионе представлены тремя отраслями – оленеводством, морзверобойным промыслом и рыболовством, позволяющими коренному населению поддерживать традиционный образ жизни, а также быть включенными в современные экономические процессы. Так, в селе Амгуэма (Эгвекинот) было создано производство по глубокой переработке шкур и камусов домашнего северного оленя с применением исключительно отечественных технологий. На базе завода установлен модуль для создания пошивочной мастерской. Приобретено дополнительное оборудование по мездрению шкур и камуса, расходные материалы, необходимые для заготовки и глубокой переработки шкур.
Крупнейший игрок на рынке добычи полезных ископаемых Чукотки – австралийская компания Tigers Realm Coal (TIG) уже более 10 лет реализует проект по освоению коксующегося угля на месторождении Беринговского каменноугольного бассейна. Его отличает непосредственная близость от судоходного Берингова моря, что является выигрышным по сравнению с многими угольными месторождениями Дальнего Востока.
Наряду с существенными запасами, для беринговского угля характерны низкая зольность, малое содержание серы, высокая калорийность, а также мощные пласты, залегающие на небольшой глубине. Уголь отвечает международным стандартам и конкурентоспособен на мировом рынке – значительная его часть пригодна для добычи открытым способом.
Российские дочерние общества TIG ООО «Берингпромуголь» и ООО «Порт Угольный» получили статус резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Чукотка» и непосредственно занимаются добычей, обогащением угля и отгрузкой его на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в терминале «Беринговский» морского порта «Анадырь».
«Сейчас ежегодный объем добычи составляет около 1 млн тонн. В этом году завершается строительство и ввод в эксплуатацию обогатительной установки, использование которой позволит получить на выходе угольный концентрат востребованного азиатскими потребителями уровня качества. Экспортная стоимость концентрата положительно меняет экономику проекта, что позволит компании привлекать инвестиции для дальнейшего роста», – отметил главный исполнительный директор TIG Дмитрий Гаврилин.
Совокупный объем частных инвестиций в развитие составил более 3 млрд рублей, также создано более 500 рабочих мест. В декабре 2021 года TIG стала лауреатом премии «Звезда Дальнего Востока» в номинации «Иностранный инвестор». Поскольку территория присутствия TIG относится к местам традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Чукотки, в компании большое внимание уделяют вопросам социальной ответственности, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов. Кроме того, часть добытого угля поставляется на внутренний рынок потребителям Чукотки. Порт обрабатывает генгрузы для жителей и предприятий района. TIG в рамках соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки поддерживает социальные проекты в регионе, оказывает помощь школам, национальным ансамблям, участвует в «зеленых» инициативах.
Особое значение придается соблюдению экологических стандартов при осуществлении недропользования. На объектах компании на регулярной основе осуществляется производственно-экологический контроль, принимаются меры по пылеподавлению. В порту, на территории вахтового поселка и угольного разреза установлены и функционируют очистные сооружения.
«В среднесрочной перспективе мы планируем провести реконструкцию морского терминала «Беринговский», расширить наш парк горной техники и судов портового флота. А также заняться отработкой новых лицензионных участков, наращивать добычу и экспорт каменного угля в страны АТР до 2 млн тонн в год», – заключил Дмитрий Гаврилин.