Поделиться
УраНовый магнит туриста — Краснокаменск
Поделиться

Что посмотреть в Краснокаменске: пещеры, муралы, памятники и урановая история

Нет ничего стыдного в том, чтобы провести долгожданный отпуск у моря. Совсем ничего. Но так поступают не все. Тот, в ком жив дух приключений и открытий, покупает билет в Краснокаменск — один из самых урановых городов России, что находится на юго-востоке Забайкальского края. Здесь время… нет, не остановилось. Оно выписывает забавный пируэт, смешивая в одном коктейле секретный город СССР, добычу урана, муралы, памятники суркам и китайских туристов. Корреспондент EastRussia проследовала путем сильных и смелых и вот что она увидела.

Вид на аэропорт и взлетно-посадочную полосу Краснокаменска. автор/источник фото: Gennadiy Solovyev/Shutterstock

Краснокаменск находится почти на границе с Китаем, до приграничного Забайкальска тут 72 километра по прямой и 93 километра по трассе. Появился он тут из-за того, что

СССР пришлось вступить в атомную гонку, и в крайне сжатые сроки нужно было сделать почти невозможное: догнать вырвавшиеся в этом вопросе вперед страны. Речь шла и о научных разработках, и о производстве оружия, а для этого был нужен уран.

Фото: Юлия Скорнякова

Геологоразведочные экспедиции поехали по стране, первые признаки стратегического сырья в Приаргунской степи нашли еще в конце сороковых годов, но только в 1963 году вскрыли жилу и доподлинно подтвердили месторождение урана. Город начинался с первых домов поселка геологов, построенных к 1968 году.

Почему именно Краснокаменск? Версии разнятся: по одной из них около поселка геологов стоял огромный валун, стороны которого имели красно-медный отлив из-за минеральных отложений. По другой новый город назвали так потому, что одна из каменистых сопок на закате алела особенно ярко.

В советское время город был закрыт для посторонних и купить сюда железнодорожный билет можно было только если в паспорте стояла отметка о местной прописке либо по командировочным документам, которые давали основание для пропуска. Так было до девяностых годов.

Сейчас приехать в Краснокаменск может любой желающий, и тем интереснее становится это путешествие, невозможное раньше.

Как добраться

Долететь до Читы можно на самолете практически из любого крупного города России. Если вы житель одного из дальневосточных регионов, то воспользуйтесь субсидией на билеты, так они обойдутся ощутимо дешевле.

В Чите есть несколько вариантов пути до Краснокаменска: на автобусе (9-11 часов в зависимости от условий: погоды или ремонта какого-нибудь участка дороги), небольшим самолетом (рейсы два раза в неделю, лететь полтора часа) или поездом, плацкарт в котором стоит примерно 2 тысячи рублей.

В поезде хорошо: тихо, спокойно и можно выспаться. автор/источник фото:  Pavel Mikheyev/Shutterstock

Я почти всегда выбираю поезд, потому что под расписание самолета не всегда удобно подстроиться, а в поезде хорошо: тихо, спокойно и можно выспаться за 16 часов пути. Правда уже открыли в Краснокаменске новое здание аэропорта, доделывают взлетную полосу, поэтому еще немного, и возможно удовольствие приземлиться у небольшого здания, затерянного среди степи от горизонта до горизонта, склонит чашу выбора в сторону авиации.

Гид по билетам

Самолет

Рейс Чита – Краснокаменск компании «Аэросервис», 2 раза в неделю по вторникам и пятницам, цена билета стартует от 3 820 рублей, в полете нужно будет провести 2 часа 20 минут. Купить билет можно на сайте международного аэропорта «Чита».

Новый терминал аэропорта в Краснокаменске. фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Поезд

Ежедневно в Чите формируется состав №402, часть вагонов которого едет до Краснокаменска. Плацкарт в зависимости от времени до рейса стоит порядка 2 тысяч рублей, полка в купе – от 3 380 рублей, в общем вагоне можно добраться, потратив от 1 264 рубля, в пути нужно провести чуть больше 13 часов. Билеты продают в кассах РЖД и на сайте Забайкальской железной дороги.

Поезд №402 отправляется из Читы в восьмом часу вечера, а прибывает утром, так что в пути будет время и выспаться, и книгу почитать. Выходить из вагона можно, еще не доехав до Краснокаменска, на станции Урулюнгуй. Раньше здесь был огромный колхоз «Целинный» обеспечивавший зерном, хлебом и всеми возможными продуктами сельского хозяйства тысячи советских граждан.

Колхоза теперь нет, осталась станция, на которой поезд стоит около часа: его разделяют на вагоны, следующие до Краснокаменска, и вагоны, которые поедут в соседний приграничный округ, в поселок Приаргунск. Сразу за перроном в Урулюнгуе на стоянке ждет автобус и таксисты, которые отвезут всех желающих в Краснокаменск раньше, чем туда приедет поезд. Но можно не обращать на них внимание, подремать во время стоянки в вагоне и спокойно доехать в вагоне до конечной остановки. 

Автобус

Маршрутные такси и автобусы ежедневно ездят в Краснокаменск, время в пути – примерно 8 часов. Например, утром из Читы выезжает маршрутное такси №531. Транспорт отправляется со стоянки рядом с читинским автовокзалом. Купить билет можно как онлайн в различных сервисах, так и в кассах автовокзала.

Гостиницы

В городе работают несколько гостиниц от советской «Центральной» (телепорт в СССР заказывали? Получите, распишитесь) до современных, где, по описанию, есть не только комнаты, но и кафе внутри здания, и даже массажные кабинеты и сауна.

Город, где жив Советский Союз

Лучше всего приезжать в Краснокаменск летом и осенью: город, строившийся как одна из немногих урановых столиц страны Советов, сумел и через тридцать с небольшим лет сохранить СССР в своем сердце.

Хочется остановиться, поднять лицо к небу и стоять, наслаждаясь простором. фото: Юлиия Скорнякова

Панельные пятиэтажки, просторный проспект Строителей, где высокие тополя тянутся в небо, и ты идешь по этой огромной аллее, где хочется остановиться, поднять лицо к небу и стоять, наслаждаясь простором.

В Краснокаменске много высоких деревьев. Может быть, потому что есть поверье: дескать снижают они уровень вездесущей радиации, которая, по официальным данным, тут не превышает пределов нормы.

В городе посреди степи на удивление много высоких деревьев. фото: Юлия Скорнякова

Любовь к деревьям, быть может, сильна еще потому, что в бескрайней степи, в которой затерялся город, приезжавшим сюда с запада, из широких дубрав с березовых опушек строителям светлого будущего очень тосковалось по родине, вот и садили, а потом берегли тополя и черемухи, оставив своим детям, внукам и правнукам это на самом глубоком генном уровне.

Тут даже столовая своя есть, в которой кормят так, как дома, очень вкусно. Находится она недалеко от основного корпуса Приаргунского производственного горно-химического объединения — главного предприятия города.

В столовой вкусно как дома. фото: Юлия Скорнякова

Столовая работает с раннего утра и ее задача — накормить не только неизвестных путников, но и работников ППГХО завтраком, обедом и ужином, чтобы, как говорится, калория к калории. 

Что посмотреть?

Выросший из поселка геологов город может ввести вас в заблуждение своей кажущейся простотой построек, старыми разломанными дорожками тротуаров и выбоинами на дорогах. Не поддавайтесь.

Стоит только присмотреться к домам, к полям одуванчиков в просторных дворах, как он становится похожим на музей советского времени и буйных 90-х.

Телепорт в СССР заказывали? фото: Юлия Скорнякова

Свидетели тому — сохранившиеся огромные серп и молот на одном из центральных зданий, построенных одним из самых первых из красного кирпича. И таких раритетных, колоритных домов здесь много. 

Муралы

За несколько лет дома в Краснокаменске стали «говорящими» — превратились в огромные картины-муралы, каждая из которых рассказывает или про историю города, или отражает про символы Забайкалья.

фото:  Юлия Скорнякова

Есть здесь и огромная работа про победу в Великой Отечественной войне, и прославившие город далеко за пределами России шахтеры, и нарисованный на доме 31ц дикий кот манул, обитающий в даурских степях.

В 2024 году в город приезжали уличные художники Сергей Акрамов, Данила Шози, Александр Демкин. Благодаря им на домах № 16ц, 401 и 35ц появились 3D абстракция с дыркой в небо и ниспадающим на землю небом, работа «Новые горизонты» с шахтерами и один из символов Забайкалья — цветущий дикий багульник.

Памятник тарбаганам

В 2011 году в городе появился уникальный арт-объект — памятник суркам-тарбаганам. Его автор, зоолог, Александр Пильников, заявлял, что сделал две фигурки тарбаганов, одну из которых нарядил в шахтерскую каску, а другую изобразил в форме охотника, как напоминание о хрупкости природы и необходимости беречь этих зверьков.

фото: Юлия Скорнякова

По его словам, с 1939-го по 1956 год только по примерным подсчетам во время борьбы с чумой, которую якобы могли переносить тарбаганы, уничтожили больше миллиона этих зверьков.

Соктуй-Милозанская пещера

Для любителей спелеологии станет преступлением побывать в Краснокаменске и не спуститься в самую протяженную пещеру Забайкалья, Соктуй-Милозанскую, расположенную в 10 километрах от города недалеко от села Соктуй-Милозан.

Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Пещера в советское время исследовалась дважды, и в 1986 году экспедиция под руководством забайкальского ученого Юрия Тимофеевича Руденко установила, что протяженность разведанной части пещеры — 177 метров, в ней есть множество тупиковых ходов.

Переходить из одного грота в другой — доступных пока всего восемь — несколько раз приходится через вертикальные очень узкие провалы, которые в народе зовут шкуродерами.

В гротах находили следы пребывания древнего человека: следы очага, ножевидные пластины, скребки и половину нефритового диска. Есть предположение, что древние люди использовали пещеру летом как холодильник: температура здесь не поднимается выше нуля градусов.

В свободном поиске

Если спуск в пещеру не будоражит ум и сердце, то во время прогулок по Краснокаменску можно побывать в храме Спаса Нерукотворного Образа, в сквере Шахтеров, прогуляться по аллее шахтерской славы, посидеть, прячась в тени, около дома культуры «Даурия» или прогуляться по совсем юному и нуждающемуся в дополнительном благоустройстве «УраНовому парку».

Фото: Юлия Скорнякова

Приехав в город, прославившийся добычей урана, обязательно зайдите на третий этаж дома культуры «Даурия». Там в двух залах расположился минеральный музей имени первого главного геолога ППГХО Бориса Хоментовского.

В первом зале заплатившие за вход символические 200-300 рублей посетители увидят десятки обнаруженных при строительстве города костей древних животных и другие палеонтологические ценности. Стройка велась стремительно, накатом-наскоком — возвести город и начать добывать уран нужно было в крайне сжатые сроки. По свидетельству очевидцев, откапывали сотни, тысячи интереснейших находок, но времени на то, чтобы вызвать ученых и дождаться их оценки, не было, поэтому многое было утрачено.

Второй зал музея — это сокровищница для любителей минералов, которых здесь собраны сотни, и почти все их нашли в Забайкалье.

На память о городе здесь же можно купить сувениры: магниты с изображением памятника шахтеру, видами города, изображения атома урана и многое другое.

Краснокаменск популярен у наших китайских соседей. фото: Юлия Скорнякова

Десятки туристов из Китая ежедневно приезжают в Краснокаменск, поэтому будьте готовы встретить огромные шумные группы у арт-объекта «Я люблю Краснокаменск», в очереди за шаурмой в местном киоске, у фонтана или фотографирующимися на фоне памятника автомобилю геологов или Сталю Покровскому, больше 30 лет отработавшему директором Приаргунского производственного горно-химического объединения, благодаря которому в том числе наша страна не проиграла урановой гонки и стала одним из лидеров атомной отрасли в мире. 

Сколько времени запланировать?

Если вы не собираетесь спускаться в пещеру, то на знакомство с Краснокаменском хватит два-три дня.

Они будут наполнены медленными прогулками, простором, музейной тишиной или шумом кинозала в ДК «Даурия», традиционными забайкальскими блюдами и обедом или ужином в кафе китайской кухни.

фото: Юлия Скорнякова

Самым сложным вопросом, если продумать и организовать поездку заранее, станет выбор между кисло-сладким или соленым гобаожоу (китайское блюдо, мясо в кляре), а ответ на вопрос о том, зачем ехать в Краснокаменск, напросится сам собой: за погружением в историю российской науки и героизма людей, веривших в мирный атом и свою силу его приручить. Еще сюда нужно мчать за возможностью увидеть современную промышленность, тесно переплетающуюся с силой духа наших отцов, дедов и прадедов, и за частицей СССР, живущего здесь в каждом из старых микрорайончиков.

Возможно, на это путешествие вы решитесь не сразу, но как раз его и запомните в деталях на долгие годы. Просто потому, что память бережет все выходы за границу шаблонов, доказывая человеку: в его жизни возможно все.

текст: Юлия Скорнякова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Урановая кладовая России

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке в текущем году наблюдается рост туристического потока. Этому способствуют в том числе создание новых средств размещения и модернизация существующих, а также развитие логистики. В то же время туристическая инфраструктура регионов требует обновления для соответствия международным стандартам и требованиям. Важным остается вопрос обеспечения безопасности предоставляемых туристических услуг, особенно с учетом роста популярности природного, экстремального туризма в дальневосточных регионах.

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: инопланетяне, «Мальдивы» и другие приключения на севере Приморья

Провести летом пару недель в Приморье — привычный вид отдыха для хабаровчан. Обычно едут за морем и солнцем в Андреевку или Зарубино, навещая бухты по пути. Мы же с подругами решили отправиться дальше — на север Приморья, в посёлок Рудная Пристань.

Планируя путешествие, наслушались разного: что дороги плохие, что медведей и тигров полным-полно за каждым поворотом, и главное — что делать там совершенно нечего. Что ж, теперь могу сказать: это было самое увлекательное приключение за последний год. Такие поездки по Дальнему Востоку вполне могут конкурировать с традиционным «отлёживанием боков» на туристических базах.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Шницель по-биробиджански: есть рекорд!

На главной площади Биробиджана, которая, конечно же, носит имя В. И. Ленина, прямо перед областной администрацией прошел «Фестиваль активных граждан ЕАО», изюминкой которого стал «Шницель по-биробиджански» — гастромарафон, завершившийся установлением рекорда России. Фестиваль проводят уже в шестой раз, но только в этом году решили замахнуться на рекорд. Его суть весьма простая: самая массовая в стране дегустация блюда под названием «шницель по-биробиджански». Корреспондент EastRussia тоже получил свою порцию шницеля и впечатлений.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристических проектов ДФО — лето 2025

Новые проекты туристической отрасли Дальнего Востока связаны с развитием круизного туризма, посещением природных территорий и объектов, строительством круглогодичных курортов, гостиничных комплексов и глэмпингов. В то же время проблемными вопросами остаются необходимость борьбы с негативным антропогенным воздействием и обеспечение безопасности предлагаемых услуг.

Читать полностью
Поделиться
УраНовый магнит туриста — Краснокаменск

Нет ничего стыдного в том, чтобы провести долгожданный отпуск у моря. Совсем ничего. Но так поступают не все. Тот, в ком жив дух приключений и открытий, покупает билет в Краснокаменск — один из самых урановых городов России, что находится на юго-востоке Забайкальского края. Здесь время… нет, не остановилось. Оно выписывает забавный пируэт, смешивая в одном коктейле секретный город СССР, добычу урана, муралы, памятники суркам и китайских туристов. Корреспондент EastRussia проследовала путем сильных и смелых и вот что она увидела.

Читать полностью
Поделиться
Жемчужина китайского приграничья: город «Восточного спокойствия»

Попадают в Дуннин через одноименный погранпереход. С российской стороны это пункт пропуска «Полтавка» на самом коротком пути из Владивостока в Суйфэньхэ. Отсюда до Мекки потребительского приграничного туризма 63 километра. До Дуннина всего 12. Но в него россияне чаще всего даже и не заезжают. Между тем он и ближе, и значительно больше, и ухоженнее. Его гостей ждут, процитирую Чехова, «благорастворение воздухов и изобилие плодов земных». А еще – сильные впечатления.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор туристических проектов ДФО — лето 2025

В регионах Дальнего Востока за начавшийся летний сезон ожидается прирост туристического потока. Тем не менее пока отрасль только возвращается к допандемийным показателям. Планируется расширять предложение дальневосточных туров, в том числе в сфере круизного туризма. Также предполагается обновление и создание новой инфраструктуры в пределах особо охраняемых природных территорий. В связи с необходимостью создания дополнительных средств размещения, в том числе на охраняемых территориях, где запрещено капитальное строительство, запланировано увеличение количества проектов, предполагающих возведение модульных отелей.

Читать полностью
Поделиться
Камчатский космопорт

Аэропортовая инфраструктура Дальнего Востока преображается с каждым годом. Последние годы — это череда знаменательных открытий. В 2019 году открылся аэропорт Хабаровска, в 2023 — Южно-Сахалинска, в 2024 — сразу в двух городах, Улан-Удэ и Магадане. В 2025 году пришел черед Камчатского края: весной первые рейсы принял новый терминал аэропорта Елизово. Событие чрезвычайно примечательное, ведь он не только дал возможность людям получить долгожданные сервисы, но и сам по себе не похож ни на один другой аэропорт России и напоминает настоящий арт-объект. Корреспондент EastRussia побывал на Камчатке и готов поделиться впечатлениями от самого необычного аэропорта страны.

Читать полностью
Больше материалов